СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий по курсу "РЕЧЕВЫЕ ФОКУСЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий по курсу "РЕЧЕВЫЕ ФОКУСЫ" составлена мной при работе в "Академии раннего детского развития "Первые шаги"" для детей 3 - 4 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по курсу "РЕЧЕВЫЕ ФОКУСЫ"»

Академия раннего детского развития «Первые шаги»








Программа занятий по курсу

РЕЧЕВЫЕ ФОКУСЫ


(РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ)

3 - 4 года













Преподаватель:

Галеева Наталья Анатольевна











Набережные Челны

2014

I. Пояснительная записка


Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Данная Программа по развитию речи предназначена для детей 3 – 4 лет.

В Программе развития речи используется литературный материал. Он напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя ока­зывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положи­тельное отношение к миру.

Круг детского чтения детей 3 - 4 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).

При подготовке к общению с детьми посредством художественного произведения необходимо:

- продумать вопросы, которые помогут детям понять суть произведения (1-2 вопроса), при необходимости зачитать соответствующие отрывки;

- выделить наиболее яркие описания (поведение персонажа, природное явление), чтобы дети еще раз услышали их и помогли педагогу прочесть отрывок, договаривая слова и словосочетания;

- обязательно прочесть текст вслух, правильно расставить акценты.

Особенность Программы по развитию речи в том, что она содержит следующие блоки:

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и жизненный опыт.



II. Цели и задачи.


Цель программы - формирование приемов умственной деятельности, творческого мышления на основе привлечения внимания детей к звуковой и знаковой системе языка.

Задачи:

Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к звуковому и знаковому строю языка, устной и письменной речи.

Развивающая – формировать творческое мышление через привлечение внимания к устной и письменной речи.

Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.

Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр «Кубики Зайцева», речевых игр и артикуляционный зарядок, проведения открытых мероприятий, разучивания небольших стихотворений, чистоговорок, участия в беседе, составлении рассказов по сюжетным картинкам, набору картинок, заучивание стихотворений, стихотворных отрывков наизусть.



III. Основное содержание деятельности.


п\п

Тема

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Устная речь.

3

1

2

2

Осень.

6

2

4

3

Моя семья.

3

1

2

4

Зима.

6

2

4

5

Богатыри (военные профессии).

5

2

3

6

Здравствуй, мамочка моя!

3

1

2

7

Животные.

3

1

2

8

Профессия.

4

2

2

9

Повторение.

3

0

3



36

12

24














IV. Календарно – тематическое планирование.


Месяц

Тема

Цель

Дидактический материал

Сентябрь

1

Наши игрушки.

Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

Учить:

давать описание внешнего ви­да игрушки;

рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома;

по образцу рассказывать о содержании сюжетной картины

составлять предложения с однородными членами, рас­пространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

произносить и отличать гласные звуки.

Буква А.

Игрушки, кубики Зайцева, пластилин, доски для пластилина, аудио-зарядка.

Кот.

д/з – текст с потешкой «Как у нашего кота»

2

Улетает лето. А. Босев «Дождь»

Учить

составлять короткий рассказ по стихотворению.

Упражнять

в образовании форм единственного и множе­ственного чисел имен сущест­вительных, обозначающих жи­вотных;

в подборе си­нонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнитель­ной степени.

Буква О.

Стихо­творение Е. Трутневой «Улетает лето», кубики Зайцева, карандаши, картинки с изображениями лета и осени, аудио-зарядка. д/з А. Плещеев «Осень наступила»

3

Б. Поттер «Ухти – Пухти»

Учить:

находить гласный звук в слове;

выразительно передавать текст без пропусков и повторе­ния;

подбирать по смыслу глаголы к существительным.

Активизировать в речи глаголы.

Буква У.

Б. Поттер «Ухти – Пухти», сундучок, семейные ценности, кубики Зайцева, аудио-зарядка.

д/з А. Блок «Зайчик»


4

Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Учить по наблюдению рассказывать о содержании картины.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Познакомить с названиями музыкальных инструментов.

Буква Э.

Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», игра «Скажи родственное слово», игра «Продолжи предложение», кубики Зайцева. д/з С. Черный «Приставалка»


Октябрь

1

В. Сутеев «Три котенка»

Учить:

составлять предложения с од­нородными членами;

распространять предложения путем введения в них определе­ний, дополнений, обстоятельств.

Уточнить и закрепить пра­вильное произношение звуков [с], [з].

Учить

дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно про­износить слова с ними,

делить на части двусложные слова,

показать последовательность значения слогов в слове.

Буква С

В. Сутеев «Три котенка», карточки с двусложными словами (желательно картинка и надпись), кубики Зайцева, аудио-зарядка д/з С. Маршак «Зоосад»

2

Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине».

Л. Петрушевская «Поросенок Петр и магазин»

Учить рассказывать о предме­тах.

Знакомить с новыми про­фессиями, с видами транспорта.

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Учить различать эти звуки, выделяя их в словах.

Буква З

Картинки, муляжи овощей и фруктов, сюжетная картина «В магазине», кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з .

А. Барто «Девочка чумазая»


3

«Дары природы»

Ю . Тувим. «Овощи»

Учить:

составлять короткий рассказ на заданную тему;

подбирать слова, сходные по звучанию;

выделять в фразах слова со звуками б, п

произносить слова с разной силой голоса.

Буква П

Дерево с фруктами, муляжи овощей и фруктов, пластилин, доски для пластилина, кубики Зайцева, аудио-зарядка, картинки с изображением профессий, рисунки с изображением ягод. Д /з Маршак «Сказка об умном мышонке»

4

О. Альфаро «Козлик – герой»

Упражнять в подборе синонимов и антонимов.

Развивать умении придумывать концовки к рассказам.

Учит находить лишний предмет.

Буква Б

кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з Д. Хармс, Н. Радлов «Добрая утка»

Ноябрь

1

Осенний лес.

Развивать умение составлять рассказ.

Упражнять в подборе сино­нимов и антонимов, прилага­тельных и наречий в сравнительной степени.

Обогащать речь существи­тельными, обозначающими растения.

Учить подбирать слово к схеме.

Буква Т.

Рассказ В. Чаплина «Лес осенью», картинки растений (гербарий) видов осени, игра «Антоним». д/з С. Черный «Про Катюшу»

2

Семья.

К . Чапек «Трудный день».

Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить представление о размерах, использовании наречий и сравнительных оборотов.

учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками.

Буква Д.

Сюжетная картина «Семья», фотографии семьи детей, кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з «Несговорчивый удод».

3

Бабушкины заботы.

Совершенствовать уме­ние составлять короткий рас­сказ о членах своей семьи.

Отрабатывать интонаци­онную выразительность речи.

Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство).

Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [ж], [ш] в раз­ном темпе и силой голоса.

Буква Ш.

Чистоговорки, скороговорки, фото бабушек, альбомные листы, простые карандаши, кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з И. Токмакова «Где спит рыбка»

4

Живая шляпа

Учить:

связно, последовательно рас­сказывать текст;

образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Использовать в речи сравнительные обороты.

Буква Ж.

Носов «Живая шляпа», мяч, доска, маркер, кубики Зайцева. д/з К Чуковский «Путаница»

Декабрь

1

Игры зимой

Б. Житков «Как мы ездили в зооологический сад»

Учить

находить в словах звуки [с], [ш];

скороговорку на эти звуки;

составлять связный короткий рассказ о впечатлени­ях из личного опыта. Обогащать речь существи­тельными, обозначающими эмоции, чувства, переживания.

Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

Буква Ы.

Картинки зимней одежды и инвентаря (лыжи, коньки, ботинки, носки, пальто, шуба, шапка…), кубики Зайцева, К. Чуковский «Чудо – дерево»

2

Рассказывание по картинке «Ежи».

Б. Житков «как мы в зоосад приехали»

Учить:

различать на слух звуки [з], [ж];

подбирать слова с этими зву­ками и выделять их на слух из связной речи;

произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громко­стью и в различном темпе.

Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных

Буква К.

Картина «Ежи» (если нет, то другое животное), д /з К. Чуковский «Краденое солнце»

3

Новый год у ворот.Б. Житков «Зебра»

Учить правильно употреблять в речи глаголы.

Познакомить с традициями празднования Нового года.

Буква Г.

кубики Зайцева, аудио-зарядка, картинки с праздника нового года. д/з К. Чуковский «Айболит»

4

Новогодний калейдоскоп стихотворений.

Учить выразительно переска­зывать стихотворение.

правило произношения звуков [ч], [щ];

умение делить слова на части.

Буква Ч.

кубики Зайцева, пластилин, доски для пластилина, аудио-зарядка. д/з К. Чуковский «Елка»

Январь

1

«Зимовье»

Учить

выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя;

использовать в речи глаголы.

Буква Щ.

«Зимовье» обр. И. Соколова – Микитова д/з З. Александрова «Елочка»

2

С. Прокофьев «Сказка о невоспитанном мышонке»

Формировать умение со­ставлять рифмы.

Закреплять правильное и отчетливое произнесение согласных зву­ков.

Побуждать рассказывать о своих впечатлениях

Разучивать стихотворение.

Буква Ф.

кубики Зайцева.

д/з Э. Мошковская «Не буду бояться»

3

Д. Мамин – Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

Учить пересказывать сказку.

Упражнять в употреблении в своей речи антонимов – прилагательных

Буква В.

Картины с изображениями русских богатырей, к сказке Никита Кожемяка, кубики Зайцева, карандаши, С. Черный «Концерт»

4

С. Прокофьев «Когда можно плакать»

Учить

составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики;

подбирать определения к разным словам;

находить место звука в слове.

Закреплять умение пользо­ваться интонацией вопроса.

Буква Л.

кубики Зайцева, аудио-зарядка.

д/з В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Февраль

1

Мой любимец. Н. Романова «Умная ворона»

Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды.

Учить использовать в речи слова антонимы – глаголы.

Буква М.

Картинки животных, загадки о предметах быта, игра «Продолжи сказку».

д/з И. Токмакова «Десять птичек – стайка»

2

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор.

Учить подбирать определения к разным словам;

различать твердые и мягкие согласные.

Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса

Буква Р.

Набор игрушек военной тематики, кубики Зайцева, аудио-зарядка.

Заяц.

д/з Э Мошковская «Жадина»

3

Военные профессии. «У страха глаза велики»

Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Учит подбирать рифмы;

составлять по картинам рассказы.

Буква И

Картины по военной тематике, кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з Г. Галина «Песня мышек»

4

Зима. «Снегурушка и лиса»

Продолжать учить составлять рассказ по картине из 5-6 предложений;

находить рифму.

Учить по плану и образцу рассказывать о содержании кар­тины,

упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени, в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложе­ний.

Совершенствовать моно­логическую речь.

Буква Е

Картина И. Шишкина «Зима», образцы дерева, лупы, спички, тазик с водой, гвоздь, кубики Зайцева, аудио-зарядка.

д/з «Три зверолова обр. Маршак.

Март

1

Беседа о маме.

Н. Носов «Ступеньки»

Продолжить совершенствование диалогической речи.

Учить активно участвовать в беседе,

понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение людей к труду.

Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта.

Буква Ё

Сюжетная картина «Семья», картины, где есть мать и ребенок, кубики Зайцева, С. Михалков «Песенка друзей»

2

Здравствуй, мамочка моя!С. Георгиев «Бабушкин садик»

Понимать и объяснять смысл пословиц о семье.

Упражнять в построении предложений;

в артикуляции звуков [р], [л].

Буква Ю

Карточки с пословицами, карточки с словами для игры «Построй предложение», аудио-зарядка.

д/з «Скрюченая песня»

3

С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «зебры», «Пингвин»

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя точные слова для обозначе­ния величины, цвета.

Упражнять в образовании существительных от глаголов и прилагательных (воевать - во­ин, охранять - охрана и т. п.).

Буква Я

картины животных, кубики Зайцева, аудио-зарядка.

д\з С. Маршак «Гда обедал воробей?»

4

Г. Цыферов «Про чудака – лягушонка»

Продолжать учить пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания: целостность, связность и объем. Развивать умение употреблять слова активно, в точном соответствии со смыслом.

Учить строить предложения из заданного набора слов, менять их порядок.

Буква Х

Г. Цыферов «Про чудака – лягушонка» (первая сказка) карточки с словами для игры «Построй предложение», аудио-зарядка. д/з С. Маршак «Верблюд»

Апрель

1

Г. Цыферов «Про чудака – лягушонка»

Учить составлять рассказ

Учит образовывать родственные слова от данного слова.

Буква Ц.

Г. Цыферов «Про чудака – лягушонка» (третьчя сказка) Изображения птиц, карточки – слова, кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з С. Маршак «Страусенок»

2

Беседа о Дне космонавтики

Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина.

Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложе­ниями.

Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова

Буква Н

Картина - фото Ю. Гагарина, ракеты «Восток», вида земли из космоса, карточки – слова, игрушки, кубики Зайцева, д/з Б. Заходер «Строители»

3

Как мы побывали на почте Э. Успенский «Жил – был слоненок»

Учить составлять связный рассказ об увиденном. Подвести к образованию назва­ний лиц по профессии.

Активизировать в речи названия профессий и действий.

Закрепить названия предме­тов, необходимых людям неко­торых профессий

Буква Ь.

Конверты, коробки, оберточная бумага, жгут, наклейки – печати (из бумаги), клей, листы, ящик (как для почты), картинки с видами почты, поезда, самолета, игрушки.

д/з Бальмонт «Комарики – макарики»

4

Л. Толстой «Таня знала буквы»

Учить:

пересказывать сказку само­стоятельно, передавать интона­цию, характеры героев, свое отношение к персонажу;

подбирать по смыслу опреде­ления, слова близкие и проти­воположные по смыслу.

Упражнять в составлении предложений, в чтении по ролям.

Буква Й.

карточки – слова, игрушки, кубики Зайцева, аудио-зарядка. д/з А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»

Май

1

Этот день Победы.

Учить:

пересказывать сказку само­стоятельно, передавать интона­цию, характеры героев, свое отношение к персонажу;

подбирать по смыслу опреде­ления, слова близкие и проти­воположные по смыслу.

Упражнять в составлении предложений, в инсценировании сказки.

Цыферов «Когда не хватает игрушек».

карточки – слова, игрушки, кубики Зайцева, запись песен «С чего начинается Родина», «Священная война», «Журавли», «Солнечный круг», «День Победы».

д/з «Маленькие феи» обр. Маршак

2

Цветущая весна. Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

Продолжать учить состав­лять рассказ из личного опыта.

Учить строить сложные пред­ложения.

Карточки с цветущими растениями, первоцветами, загадки про растения.

д/з Р. Сеф « На свете все на все похоже»

3

Любимые сказки А.С. Пушкина.

Расширять знания о творчестве Пушкина.

Обогащать словарный запас.

Учит оценивать поступки людей.

Портрет Пушкина, сказки Пушкина – книги, краски, листы бумаги. д/з «Ветер, ветер!» Пушкин

4

«Лесной Мишка и проказница Мышка»

Учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам.

Расширять представление о старинном русском быте.

Книги – сборники русских народных сказок, сказка «Хаврошечка», иллюстрации к сказке, цветная бумага, клей, ножницы, кубики Зайцева. д/з К Чуковский «Муха – цокотуха»
























V. Ожидаемый результат.


К концу года дети должны уметь

Участвовать в беседе.

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называть жанр произведения.




VI. Методическое обеспечение.

Дидактические карточки, картинки, предметы

Сюжетные картинки

Книги для чтения

Рабочие пособия

Индивидуальные рабочие тетради

Пластиковые буквы

Деревянные пазлы

Проведение викторин по развитию речи

Кубики Зайцева



VII. Список литературы.


М. А. Васильева «Развернутое планирование»

О.Н. Земцова «Тесты для детей» рабочая тетрадь



VIII. Приложения.



Правила безопасной работы с ножницами

 

1.     Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.     Перед работой проверь исправность инструментов.
3.     Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.     Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.     Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6.     Следи за движением лезвий во время работы.
7.     Ножницы клади кольцами к себе.
8.     Подавай ножницы кольцами вперёд.
9.     Не оставляй ножницы открытыми.
10.   Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.   Используй ножницы по назначению.

 

 

Правила безопасной работы с клеем.

 

1.     При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.     Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.     Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4.     Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

 

 

Правила безопасной работы с пластилином.

 

1.     Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2.     Обрежь стекой нужное количество пластилина.

3.     Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.     По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!