СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе. Развитие речи и обучение чтению. 5 - 6 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе. Развитие речи и обучение чтению. 5 - 6 лет" составлена мною при работе в "Академии раннего детского развития "Первые шаги"".

 

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе. Развитие речи и обучение чтению. 5 - 6 лет"»

Академия раннего детского развития «Первые шаги»








Программа занятий по курсу

Увлекательные занятия по подготовке к школе

Развитие речи и обучение чтению

5 - 6 лет










Преподаватель:

Галеева Наталья Анатольевна















Набережные Челны

2014

I. Пояснительная записка


Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Обучение грамоте» детям 6 – 7 лет.

Содержание курса направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, творческих и интеллектуальных способностей, основным каналом социализации личности.

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

В Программе используется литературный материал, соответствующий возрастным особенностям детей 5 – 6 лет. Он оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положительное отношение к миру, развивает кругозор.

Круг детского чтения детей 5 - 6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Так же для развития умственных способностей ребенка в Программе по обучению грамоте введена письменная работа. Сюда включены фонетическая работа со звуком и буквой, обучение узнаванию написанных букв, обучение написанию букв, обучение написанию букв по услышанному звуку (диктант).

Программа по обучению грамоте содержит следующие блоки:

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- письменная речь.



II. Цели и задачи.


Цель программы - формирование приемов умственной деятельности, творческого мышления на основе привлечения внимания детей к звуковой и знаковой системе языка.




Задачи:

Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к звуковому и знаковому строю языка, устной и письменной речи.

Развивающая – формировать творческое мышление через привлечение внимания к устной и письменной речи.

Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.

Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр «Кубики Зайцева», речевых игр и артикуляционный зарядок, проведения открытых мероприятий, разучивания небольших стихотворений, чистоговорок, участия в беседе, составлении рассказов по сюжетным картинкам, набору картинок, слушанию и чтению литературных произведений.



III. Основное содержание деятельности.


п\п

Тема

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Устная речь и письменная речь.

3

1

2

2

Слово и предложение.

3

1

2

3

Звуки в окружающем мире и речи.

5

2

3

4

Согласные буквы.

19

1

18

5

Гласные буквы.

5

1

4

6

Повторение.

1

0

1


Итог

36

6

30






















IV. Календарно – тематическое планирование.



Месяц

Дата

Тема

Деятельность обучаемого

Дидактический материал

Сентябрь

1


Устная речь и письменная речь

Заяц - хвастун

Знать и выполнять правила поведения на занятии.

Знать понятие об устной и письменной речи.

Уметь разграничивать эти понятия, пользоваться терминами в своей речи.

книги для чтения, сюжетные картинки, задание на внимание (распечатка)

д/з Ножки, ножки, где вы были?

2


Предложение.

Лиса и козел.

Знать понятие о предложении.

Обучаться отличать предложение от слова, словосочетания.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, пластилин, доски для работы с пластилином. д/з дед хотел уху сварить

3


Предложение.

Чудесные лапоточки.

Повторить понятие «предложение».

Знать правила предложения и уметь ими пользоваться ( Начальная буква, знак в конце предложения)

Познакомиться с тетрадью, ее внешним видом.

Уметь располагать тетрадь на рабочем месте.

Уметь отличать основную строку и дополнительную.

Прописывать бордюры в рабочей тетради.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося. д/з лень потягота.

4


Слово и предложение.

Лисичка со скалочкой

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.

Делить предложение на слова.

Определять количество слов в предложении на слух.

Объяснять смысл пословиц.

Уметь располагать тетрадь на рабочем месте.

Уметь отличать основную строку и дополнительную.

Прописывать бордюры в рабочей тетради.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, Пословица (напечатанная) д/з Шла лисичка по мосту.

Октябрь

1


Слово и предложение.

Лиса и кувшин.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.

Делить предложение на слова.

Определять количество слов в предложении на слух.

Повторить ориентировку в тетради (верх, низ тетрадного листа, основная линия, дополнительная)

Определять на слух вопросительные и повествовательные предложения.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, модели слов.

д/з Как у бабушки козел

2


Слог.

Рифмы.

Произносить слова по слогам.

Делить слова на слоги.

Определять количество слогов в слове.

Моделировать слова, к словам составлять модели.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, модели слов. Кубики Зайцева

д/з По дубочку постучишь.

3


Звуки в окружающем мире и речи.

Как собака друга искала.

Слушать, понимать и воспроизводить неречевые звуки.

Приводить примеры неречевых звуков.

Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим»

Обводить по контуру, штриховать по образцу.

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, предметные картинки, кубики Зайцева

д/з Пять котят спать хотят.

4


Звуки в словах.

Осень, обсыпается весь наш бедный сад. А.К. Толстой.

Определять количество слогов в слове.

Выделять звуки в слове.

Наблюдать различия артикуляции гласных и согласных звуков.

Учится писать букву А,а

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, предметные картинки, кубики Зайцева, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 67, 114.

д/з Осень, обсыпается весь наш бедный сад.

Ноябрь

1


Гласные звуки

Листопад. И. Бунин

Определять количество слогов в слове.

Выделять звуки в слове.

Наблюдать различия артикуляции гласных и согласных звуков.

Учиться писать букву У,у

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, предметные картинки, кубики Зайцева, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 68, 115

д/з И. Бунин Листопад

2


Согласные звуки.

Осенние листья А. Майков

Определять количество слогов в слове.

Выделять звуки в слове.

Наблюдать различия артикуляции гласных и согласных звуков.

Учиться отличать гласные от согласных

Учиться писать букву О,о

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, сюжетная картинка, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с3, 69, 116

д/з А. Майков Осенние листья.

3


Звуковой анализ слов. Я. Аким Первый снег.

Определять количество слогов в слове.

Выделять звуки в слове.

Составлять модели слов.

Определять количество предложений в речи.

Учиться писать букву И,и

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, сюжетная картинка, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с4, 70, 117

д/з Я. Аким Первый снег.

4


Звук и буква М

Зощенко Показательный ребенок.

Выделять звуки в слове

Определять количество предложений в тексте

Учиться писать букву М, м

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с. 5, 118, пластилин, доски для пластилина

д/з Барабек

Декабрь

1


Звук и буква Н

Введенский О девочке Маше…

Составлять модели слов

Произносить слова по слогам

Учиться писать букву Н, н

Выполнять задания, развивающие память

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 6, 19 119

д/з Шалтай – болтай.

2


Звук и буква Л

Введенский О девочке Маше…

Составлять рассказ по сюжетной картинке

Выполнять задания на развитие воображения

Выделять звуки в слове

Определять количество слогов в слове.

Учиться писать букву Л, л

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, сюжетная картинка, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 35, 120

д/з Суриков Зима

3


Звук и буква П

Введенский О девочке Маше…

Выполнять задания на развитие внимания

Выделять звуки в слове

Определять количество предложений в тексте

Учиться писать букву П, п

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, , касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 7, 121

д/з Суриков Вот моя деревня

4


Звук и буква Т

Минидиктант

Введенский О девочке Маше…

Выполнять задания на развитие внимания и памяти

Выделять звуки в слове

Определять количество слогов в слове

Учиться писать букву Т, т

Писать буквенный диктант

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 8 , 20, 122

д/з Пушкин Зимний вечер

Январь

1


Звук и буква К

Драгунский Заколдованная буква

Выделять звуки в слове

Читать небольшие тексты

Учиться писать букву К, к

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, , касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 123

д/з Черный Волк

2


Звук и буква Ш

Драгунский Друг детства

Выделять звуки в слове

Делить слово на слоги

Выполнять задания на развитие воображения

Учиться писать букву Ш, ш

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 36, 124.

д/з Мориц Домик с трубой

3


Звук и буква С

Драгунский Что я люблю

Выделять звуки в слове

Делить слово на слоги

Выполнять задания на развитие воображения и памяти

Учиться писать букву Ш, ш

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 37, 21, 69, 125

д/з Домик с трубой (окончание)

4


Звук и буква Р

Мини диктант

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Определять количество предложений в тексте

Писать мини диктант

Учиться писать букву Р, р

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 68, 126

д/з Тувим Письмо ко всем детям по одному очень важному делу

Февраль

1


Звук и буква В

Гайдар Чук и Гек

Выделять звуки в слове

Делить слово на слоги

Пересказывать услышанный текст

Учиться писать букву В, в

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 69, 127.

д/з Заходер Про летающую корову

2


Буква Е и звуки, которые она обозначает

Гайдар Чук и Гек

Выделять звуки в слове

Делить слово на слоги

Выучить скороговорке

Учиться писать букву Е,е

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 70, 128.

д/з Заходер Собачкины огорчения

3


Звук и буква Д

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Учиться писать букву Д, д

Выполнять задания на развитие воображения

Делать открытку для папы

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 39, 71, 129, цветная бумага, клей

д/з Сеф Совет

4


Звук и буква Б

Звук и буква Й

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Выучить скороговорку

Учиться писать буквы Б, б, Й, й

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 130, 131

д/з Левин Сундук

Март

1


Звук и буква З

Мини диктант

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Писать диктант (слоги)

Учиться писать букву З, з

Делать открытку для мамы

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 40, 72, 132. Цветная бумага, клей, карандаши цветные

д/з Баллада о королевском бутерброде

2


Звук и буква Г

Звук и буква Ч

Гайдар Чук и Гек

Учиться находить изученные буквы в тексте

Читать не большие тексты

Учиться писать буквы Г,г, Ч, ч

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 36, 124.

д/з Баллада о королевском бутерброде

3


Звук и буква Ж

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Делить слово по слогам

Определять количество предложений в тексте

Читать текст

Учиться писать букву Ж, ж

Выучить загадку

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 37, 73, 135

д/з Д. Хармс Веселые чижи

4


Буква Ё и звуки, которые она обозначает

Гайдар Чук и Гек

Выделять звук в слове

Делить слово по слогам

Читать текст, учиться определять главную мысль текста.

Учиться писать букву Ё,ё

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 38, 74,75, 136

д/з Д. Хармс Уж я бегал, бегал…

Апрель

1


Звук и буква Х

Минидиктант

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук в слове

Делить слово по слогам

Читать текст, определять основную мысль

Учиться писать букву Х,х

Писать минидиктант (слоги)

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 39, 76, 137

д/з Сапгир Смеянцы

2


Буква я и звуки, которые она обознаяает

Воронкова Золотые ключики

Выделять звуки в слове

Делить слово на слоги

Читать текст, отвечать на вопросы к тексту

Учиться писать букву Я, я

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 77, 78, 138

д/з Ривз Шумный ба-бах

3


Звук и буква Э

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать букву Э,э


Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося),

ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 40, 79, 139.

д/з Блок На лугу

4


Звук и буква Ц

Мини диктант

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать букву Ц,ц

Писать мини диктант

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с41,42, 80, 140

д/з Городецкий весенняя песенка

Май

1


Звук и буква Ф

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Делить слова на слоги

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать букву Ф,ф

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 43, 81, 141

д/з Ю. Владимиров Оркестр

2


Звук и буква Щ

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать букву Щ,щ

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 44, 82, 142

д/з Матвеева Путаница

3


Буква Ю и звуки, которые она обозначает

Мини диктант

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Делить слова на слоги

Определять количество предложений в тексте

Выучить скороговорку

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать букву

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 45, 46, 143

д/з Успенский Страшная история

4


Звук Ы и буква ы

Буквы ъ, ь

Обобщение

Воронкова Золотые ключики

Выделять звук из слова

Читать текст, работать с текстом

Учиться писать буквы ы,ь,ъ

Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), ручки на каждого обучающегося, касса букв, наборное полотно, рабочая тетрадь с 47, 48, 144






V. Ожидаемый результат.


К концу года дети должны уметь

Участвовать в беседе.

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Знать 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называть жанр произведения.

Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения;

Знать понятия: «предложение», «текст»;

Читать предложения;

Читать небольшие тексты;

Писать буквы;

Писать буквенные диктанты.



VI. Методическое обеспечение.

Дидактические карточки, картинки, предметы

Сюжетные картинки

Книги для чтения

Рабочие пособия

Индивидуальные рабочие тетради

Пластиковые буквы

Деревянные пазлы

Проведение викторин по развитию речи

Кубики Зайцева



VII. Список литературы.


М. А. Васильева «Развернутое планирование»

О.Н. Земцова «Тесты для детей» рабочая тетрадь

Зеленина, Хохлова «Русский язык» Учебник для 1 класса





VIII. Приложения.



Правила безопасной работы с ножницами

 

1.     Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.     Перед работой проверь исправность инструментов.
3.     Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.     Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.     Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6.     Следи за движением лезвий во время работы.
7.     Ножницы клади кольцами к себе.
8.     Подавай ножницы кольцами вперёд.
9.     Не оставляй ножницы открытыми.
10.   Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.   Используй ножницы по назначению.

 

 

Правила безопасной работы с клеем.

 

1.     При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.     Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.     Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4.     Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

 

 

Правила безопасной работы с пластилином.

 

1.     Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2.     Обрежь стекой нужное количество пластилина.

3.     Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.     По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!