СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе Математика 5 - 6 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе. Математика. 5 - 6 лет" составлена мною при работе в "Академии раннего детского развития "Первые шаги"".

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по курсу "Увлекательные занятия по подготовке к школе Математика 5 - 6 лет"»

Академия раннего детского развития «Первые шаги»








Программа занятий по курсу

Увлекательные занятия по подготовке к школе

Математика

5 - 6 лет










Преподаватель:

Галеева Наталья Анатольевна



















Набережные Челны

2014

I. Пояснительная записка


Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Математика» детям 5 - 6 лет.

Обучение математике является важнейшей составляющей образования. Этот курс играет большую роль в формировании умения учиться. Закладываются основы для формирования приёмов умственной деятельности: анализ, сравнение, классификация объектов, установка причинно – следственных связей, закономерности, выстраивание логических цепочек рассуждений.

Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация особой предметно-развивающей среды для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

На седьмом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные, сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.

Особый момент программы – это реализация проектов. В Программу включены 7 проектов, которые направлены на развитие кругозора и любознательности обучающихся.



II. Цели и задачи.


Цель программы – подготовить обучающихся к школе через формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Задачи:

Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к количественным характеристикам предметов и явлений окружающего мира.

Развивающая – формировать вариативное и творческое мышление через привлечение внимания к количественным отношениям предметов.

Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.

Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр «Считай-ка», «Кубики», практических действий с дидактическими карточками, картинками, предметами, рабочими пособиями, индивидуальными рабочими тетрадями, пластиковыми цифрами, пазлами, «Гусеницей», геометрическими наборами, проведением опытов.



III. Основное содержание деятельности.


п\п

Тема

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Понятие о количественном и порядковом счете.

4

2

2

2

Сравнение предметов.

6

2

4

3

Принцип построения натурального ряда чисел.

6

3

3

4

Увеличить (уменьшить) на…

7

3

4

5

Задача.

4

1

3

6

Образование чисел второго десятка.

5

2

3

7

Повторение.

4

0

4


Итог

36

13

23

























IV. Календарно – тематическое планирование


Месяц

Дата

Тема

Деятельность обучаемого

Дидактический материал

Сентябрь

1


Роль математики в жизни людей.

Знать и выполнять правила поведения на занятии

Называть числа в порядке их следования при счете.

Выполнять простейшие задания

Познакомиться с правильной посадкой на рабочем месте.

Учиться ориентироваться в тетради.

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , пластилин и доски для пластилина

2


Количественный счет предметов.

Знать и выполнять правила поведения на занятии

Называть числа в порядке их следования при счете.

Выполнять простейшие задания

Выполнять графические построения в тетради

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , пластилин и доски для пластилина, распечатка геометрического диктанта (бордюр)

3


Пространственные отношения: выше – ниже, сверху - снизу

Знать и пользоваться в речи понятиями «выше», «ниже», «сверху», «снизу».

Выполнять графические построения в тетради.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество

Выполнять бордюр

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , таблица (распечатка), геометрический набор


4


Порядковый счет предметов

Проект «Сухая монета»

Описывать расположение предметов

Участвовать в проекте

Использовать порядковые числительные в речи.

Выполнять бордюр

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося

Октябрь

1


Сравнение групп предметов.

Сравнивать две группы предметов, объединяя в пары или опираясь на сравнение чисел.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество.

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , наборное полотно, предметы.

2


Отношение: столько же. Знак» =»

Делать вывод в каких группах поровну, а в каких не столько же.

Выполнять бордюр

Выполнять геометрические цепочки

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , предметы, которые можно поделить на разные группы, геометрические фигуры

3


Пространственные отношения: слева – справа, левее - правее

Описывать расположение объектов используя слова слева – справа, левее – правее

Сравнивать две группы предметов, объединяя в пары или опираясь на сравнение чисел.

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , таблица, геометрические фигуры

4


Отношение: больше Знак «»

Делать вывод в какой группе предметов больше

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , рабочая тетрадь с 10, 51

Ноябрь

1


Отношение: меньше. Знак «

Делать вывод в какой группе предметов меньше

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , рабочая тетрадь с. 11, 21, 52,

2


Отношение больше (меньше) на..

Делать вывод в какой группе предметов больше или меньше и на сколько

Узнать о римских цифрах

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , рабочая тетрадь с. 12,22,53, 85,

3


Число и цифра.

Проект «Рекордный вес»

Знать что означает понятие число и цифра.

Делать вывод в какой группе предметов больше или меньше и на сколько

Участвовать в проекте

Учиться писать цифру 1

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося, касса цифр , рабочая тетрадь с 13, 23, 87, 88 2 кубика, лист бумаги, предметы разного веса.

4


Точка. Кривая линия. Прямая линия

Различать прямую линия и кривую.

Учиться писать цифру 2

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося, касса цифр ,линейки, рабочая тетрадь с. 14, 24, 54, 89, 90

Декабрь

1


Принцип построения натурального ряда чисел (прибавление, и вычитание по одному)

Знать принцип построения натурального ряда

Уметь присчитывать и отсчитывать по 1

Учиться писать цифру 3

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося, касса цифр , линейки, рабочая тетрадь с. 25, 55,91,92

2


Луч. Ломаная линия

Уметь различать луч, прямую линию, точку, ломаную линию.

Учиться писать цифру 4

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с 15, 26, 56, 93,94

3


Знаки «+», «-», «=»


Знать значение знаков

Участвовать в проекте.

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 16, 86, вареное яйцо, уксус в банке оставить на неделю

4


Длина. Отношения: длиннее, короче


Упорядочивать предметы по длине

Различать, называть многоугольники

Увидеть результат проекта. Знать причинно – следственную связь.

Учиться писать цифру 5

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 27, 95, 96

Январь

1


Увеличить на…

Использовать понятия увеличить на… при составлении схем

Учиться писать цифру 6

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с 17, 97,98

2


Уменьшить на…

Использовать понятие уменьшить на… при составлении схем

Учиться писать цифру 7

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 28, 57, 99, 100

3


Объем

Проект «Шар в банке»

Сравнивать сосуды по вместимости

Учиться писать цифру 8

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 101, 102 Воздушный шар с водой, банка, спички

4


Сложение вида а+1

Выполнять вычисления вида а + 1

Учиться писать цифру 9

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 103, 104

Февраль

1


Вычитание вида а - 1

Выполнять вычисления вида а – 1

Учиться писать цифру 0

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 105, 106

2


Сложение вида а+2

Выполнять вычисления вида а + 2

Участвовать в игре математическое домино

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр. Рабочая тетрадь с. 18, 58

3


Вычитание вида а- 2

Выполнять вычисления вида а – 2

Участвовать в игре круговые примеры

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 39

4


Задача.

Проект «Секретное письмо»

Учиться решать задачи

Знать составные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ)

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с 59, 107, листы бумаги, кисточки, лимон, свеча, спички, плакат задача

Март

1


Составление задачи.

Учиться составлять задачи.

Учиться отличать задачу и незадачу.

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 29, 40, 60,

2


Решение задачи

Участвовать в решении задач

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, плакат Задача, наборное полотно, предметы, рабочая тетрадь с. 30, 108

3


Переместительное свойство сложения

Знать переместительное свойство сложения

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 109

4


Образование чисел второго десятка

Уметь образовывать числа второго десятка

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, модели десятков и единиц.рабочая тетрадь с. 31

Апрель

1


Масса.

Проект «Подводная лодка»

Сравнивать предметы по массе

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, предметы разные по массе, набор для измерения массы( весы, гири), рабочая тетрадь с. 41, банки с водой, сырое яйцо, соль

2


Сложение вида 10 + 5

Учиться выполнять сложение вида 10 + 5

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, модели десятков и единиц, рабочая тетрадь с. 32, 61

3


Вычитание вида 13 – 3,

Учиться выполнять вычитание вида 13 – 3,

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, модели десятков и единиц, рабочая тетрадь с. 42, 62

4


Вычитание вида15 – 10

Учиться выполнять вычитание вида15 - 10

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, модели десятков и единиц, рабочая тетрадь с. 33, , 43, 63

Май

1


Нахождение неизвестного слагаемого

Проект «Вулкан»

Учиться находить неизвестное слагаемое по сумме и другому слагаемому.

Участвовать в проекте «Вулкан»

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 111, 112, соленое тесто, баночка на каждого, сода, уксус, краска

2


Уравнение

Иметь понятие об уравнении.

Решать уравнения методом подбора

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 34, 44, 64, 112 (б)

3


Обобщение

Решать задачи

Решать примеры изученного вида

Выполнять математический диктант

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 45, 46, 65,

4


Повторение

Участвовать в занятии - соревновании

Доска, фломастеры для доски, дидактический материал, счетные палочки, тетради в клетку и ручки для каждого обучающегося , линейки, касса цифр, рабочая тетрадь с. 47, 48, 66, задания для соревнований – распечатки, задачки в стихах, жетоны для награды за каждый этап.








V. Ожидаемый результат.


К концу года ребенок может:

Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

Считать (отсчитывать) в пределах 10.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.

Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предмета.

Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.

Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).

Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

Называть текущий день недели.



VI. Методическое обеспечение.

Дидактическая игра «Считай-ка»

Дидактическая игра «Кубики»

Дидактические карточки, картинки, предметы

Рабочие пособия

Индивидуальные рабочие тетради

Пластиковые цифры

Деревянные пазлы

Дидактическая игра «Гусеница»

Геометрические наборы плоских фигур и объемных фигур

Геометрические пазлы, наборы

Проведение опытов

Проведение викторин по математике

VII. Список литературы.


М. А. Васильева «Развернутое планирование»

О.Н. Земцова «Тесты для детей» рабочая тетрадь

И.А. Моро «Математика» Учебник для 1 класса



VIII. Приложения.



Правила безопасной работы с ножницами

 

1.     Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.     Перед работой проверь исправность инструментов.
3.     Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.     Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.     Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6.     Следи за движением лезвий во время работы.
7.     Ножницы клади кольцами к себе.
8.     Подавай ножницы кольцами вперёд.
9.     Не оставляй ножницы открытыми.
10.   Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.   Используй ножницы по назначению.

 

 

Правила безопасной работы с клеем.

 

1.     При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.     Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.     Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4.     Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

 

 

Правила безопасной работы с пластилином.

 

1.     Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2.     Обрежь стекой нужное количество пластилина.

3.     Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.     По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!