СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогони обиду прочь

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прогони обиду прочь»

Час размышлений «Прогони обиду прочь»

Слайд

Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам пообщаться на очень важную и серьёзную тему. А вот о чём сегодня пойдёт речь я, думаю, вы догадаетесь, после того как прослушаете басню Олеси Емельяновой «Нитка и иголка».

Слайд

С рождения нитка с иголкой дружили
Они вместе платье нарядное сшили,
Пришили сто пуговиц, сорок заплат,
Зашили, рубашку, штаны и халат.
Но как-то поссорились нитка с иголкой.
Иголка была в ссоре жесткой и колкой.
Сказала подруге в запале она:
«Тебя ненавижу! Ты мне не нужна!
Ты, словно червяк бесхребетный безвольный!
За мною хвостом волочиться довольно!»
Обидевшись, нитка вскричала: «Ах, так!
Сама ты – засохший издохший червяк!
Под каждой сосной и под каждою ёлкой
В сто раз и острей, и красивей иголки!»
Ругались они и в конце подрались,
А после по разным углам расползлись
Зализывать раны от этой корриды,
Лелеять в душе друг на друга обиды.
С той ссоры, наверно, прошел целый год –
Ни нитка не шьет, ни иголка не шьет.
Не могут они обойтись друг без дружки.
Скучает по ниточке-хвостику ушко.
И ниточка тоже вздыхает о том,
Как шилось им весело раньше вдвоем.
Полгода еще поворчали, позлились,
А после от скуки опять помирились.
Ведь лучше вдвоем шить, латать, вышивать,
Чем с пылью в углу от безделья зевать.

И люди порою не знают, как нужен
Им тот, с кем они много лет крепко дружат.
В душе на друзей не держите обид,
Идите, миритесь, и друг вас простит.

Ребята, скажите о чём эта басня ?

(Отв.: О дружбе. О том , что нельзя обижать друзей, нехорошо ссориться. И о том, что нужно уметь прощать обиды ).

Может кто – то уже догадался, что сегодня станет предметом обсуждения?

Совершенно верно. Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, об обиде.

Слайд «Прогони обиду прочь!»

Ребята, а как вы понимаете, что такое обида? (Отв.:….)

Опишите это состояние.

Вспомните, пожалуйста, ситуации, когда и за что вы обижались на других? (Отв.:..когда обзывают, ругают, не выполняют то, что вы просите…..)

В толковом словаре С.И. Ожегова так объясняется значение слова обида:

«обида – несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. (Быть в обиде на кого – нибудь).

А как обычно ведёт себя обиженный человек? Как он выглядит? Опишите.

(Отв.: надувает губы, скрещивает руки на груди, плачет, замыкается в себе, уединяется, или наоборот - кричит, ругается, дерётся, швыряет вещи, ведёт себя агрессивно)

А как вы думаете, таким своим поведением (плачем, криками, злостью) обиженный человек может что – то доказать, изменить? (Отв. …)

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент того, как ведёт себя человек, которого обидели, что с ним происходит.

Видео «Обида»

Давайте проанализируем, что происходило с мальчиком.

Вот он вышел на улицу со своей обидой, первое, что он сделал, на ком сорвал злость. (Отв.: …дверь)

Скажите, если бы вы шли по улице в хорошем настроении и увидели на лавочке хорошенького котёнка, что как бы вы себя повели, что сделали? (Отв.:…захотелось бы подойти погладить, покормить, поиграть, ..)

А в случае с мальчиком, что мы увидели, как он повёл себя? (Отв.:..котёнок его раздражал).

А как бы многие из вас поступили, если увидели необычную большую собаку, которая играет с хозяйкой? (Отв.: …остановились бы посмотреть, спросили бы как зовут собаку, можно ли её погладить…)

А, что мы испытываем глядя на играющих в песочнице малышей? (Отв.: …вспоминаем себя в детстве, кто – то умиляется малышами и т.д….)

Другой момент - стая кормящихся голубей. Многих людей увлекает это зрелище, некоторые люди останавливаются и пытаются пробовать кормить голубей с руки и это иногда получается. За этим процессом очень интересно наблюдать. Правда?

А что мы увидели во всех случаях? Какая у него была реакция? Как вёл себя мальчик ? (Отв.: На протяжении всего пути его сопровождала злость и ненависть, проявил агрессию – взял палку и бросил в голубей).

И что в результате произошло? Чем всё закончилось? (Отв.:…он, кидая палку, потерял равновесие и упал). И кому он сделал хуже? (Отв.: ..себе)

Как вы считаете, когда человек находится в таком состоянии (Когда плачет или раздражён), он может хорошо учится, выполнять какую - то работу, да просто идти по улице и быть внимательным? (Отв.: ..нет)

Слайд «Мама и дочь»

К обиде можно относиться по- разному. Кто- то сразу прощает. Кто – то помнит её долгое время. И в этом случае, обида может привести человека к серьёзным последствиям и даже к болезни. 

Ребята, а как вы думаете, стоит ли обида того, чтобы изо дня в день вспоминать неприятную для себя ситуацию и не замечать ничего нового, интересного вокруг?

Данный вопрос при всей своей простоте очень важен, потому что ни одна обида не стоит того, чтобы помнить о ней всю жизнь. Даже если возникли недоразумения, недомолвки и какие – то обиды на самых близких вам людей.

Я предлагаю вам посмотреть и обсудить небольшой отрывок из к/ф «Хайди» снятый по одноимённой повести Йоханна Спири «Хайди, или волшебная долина».

Этот фильм о маленькой девочке – сироте и её суровом дедушке, который жил в швейцарских Альпах. Во время просмотра обратите внимание, на то, как два такие разные по возрасту, характеру и взглядам на жизнь человека, смогли найти общий язык и поладить между собой.

Но для полноты картины, разрешите мне перед просмотром фильма зачитать вам небольшой отрывок из этой повести, чтобы вы имели представление о самих героях.



****

По узкой горной тропе солнечным июльским утром шла высокая крепкая девушка и держала за руку ребёнка, девочку лет пяти. Вскоре они добрались до небольшой деревни, которая зовётся просто «Деревенькой». Около последнего из разбросанных на краю деревни домишек их окликнули:

  • Постой-ка минутку, Дета! Если ты наверх идешь, я с тобой!

Две добрые знакомые пошли впереди, завязав оживленный разговор

о деревенских новостях.

  • А куда ж это ты ведешь ребенка, Дета? — немного погодя спросила женщина. — Это, часом, не дочка твоей покойной сестры?

  • Она самая, — отвечала Дета. — Я иду с ней к Гор­ному Дяде. Хочу ее там оставить.

  • Что? Оставить ребенка у Горного Дяди? Да ты в своем ли уме, Дета? Как ты можешь? Старик ее ни за что не примет, сразу вас назад отправит!

  • Да как это он нас отправит, когда он ей самый что ни на есть родной дед? Он обязан позаботиться о ней.

- Ох, не приведи Господь оказаться на месте этой девчушки! – воскликнула женщина и даже замахала руками от ужаса. Жалко сироту.

Он же ни с кем не желает дела иметь, уж сколько лет в церковь ни ногой, а когда раз в год спускается вниз со своей толстой палкой, так все от него шарахаются, такой он страх наводит!

…У него такие глаза и он один-одинешенек живет на горе, так что люди его почти не видят? О нем всякое болтают….

***

Фильм «Хайди»

Ребята, как вы считаете, Хайди могла обидеться на деда? (Отв.:..да)

Какие у неё на это были причины? (Отв.: встретил не ласково, не по - доброму; разговаривал грубо; козлёнка спасать не захотел; еду выбросил)

(Отв.: …изначально она обиделась на деда. Помните как сначала Хайди крикнула вслед ему: «Ты и вправду злой, злой и противный. Никто не хочет жить с тобой, никто!» - т.е. сначала обиделась.

А как она сумела изменить ситуацию, что она сделала, что помогло ей не обидеться?

Она посмотрела на эту ситуацию с другой стороны. Она пожалела его, ведь он такой одинокий, никто не хочет жить с ним. Соседи отвернулись и даже поговорить не с кем. Он уже старенький, ему помощь нужна и по хозяйству и по дому. И таким образом вместо обиды она проявила к нему что? (Отв.:..сострадание).

Ребята, скажите а сама Хайди чем – то обидела деда?( Отв.:..конечно).

Но потом она осознала, что была неправа и попросила прощения.

Как вы думаете, какие ощущения испытывала девочка в тот момент, когда попросила прощения у деда? (Отв.: .. облегчение, радость, счастье, желание начать новую жизнь).

Прогноз: А как вы думаете, как в дальнейшем сложатся отношения между дедом и внучкой? Смогут ли они подружиться?

Ребята, скажите, а вот для вас, что труднее: самим просить прощения или простить? (Отв.: простить…)

А легко ли обидеть другого человека? (Отв.:…легко).

Поднимите руки, кто из вас обижался на кого – нибудь.

Скажите, а легко ли вам было простить этого человека? ( Отв.:…Трудно. Неудобно. Не хочется).

Многие из вас из собственного опыта хорошо знают, что простить намного труднее.

А вам нравилось, когда вас прощали и не наказывали? (Отв.:.конечно.)


Значит, вы тоже должны прощать других.

Старайтесь всегда исходить из того, что перед вами — хороший человек. Если человек не замечает, что делает плохо, – обратите его внимание на это; не понимает, к чему приводит его поведение, – объясните; не знает, как сделать лучше, — подскажите.

Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.


Книга: У Владимира Железникова, в его повести «Чучело» рассказывается о тихой, скромной девочке – шестикласснице - Лене Бессольцевой, которая была изгоем в классе. В один из дней её единственный друг – Дима Сомов, которому она так доверяла – предал. Взяв на себя чужую вину – «роль предателя», из – за которого весь класс был наказан и лишён поездки ю в Москву, Лене пришлось вытерпеть многочисленные унижения, оскорбления и побои от своих одноклассников. В конечном счёте, справедливость восторжествовала и ребята узнали правду. Узнали, что настоящий предатель это Дима Сомов. Общим голосованием класса было решено наказать Сомова – объявить ему жестокий бойкот, но вот послушайте, что на это ответила сама Лена.

****

Все были за бойкот!

Только одна Ленка не подняла руки.

- А ты? – удивилась Железная Кнопка.

- А я – нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде , улыбнулась.

- Ты его простила? – спросил потрясённый Васильев.

- Вот дурочка, - сказала Шмакова. – Он же тебя предал!

Ленка стояла у доски, прижавшись стриженным затылком к её чёрной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал её по лицу: «Чу – че – ло -о - о – о, пре – да – тель!.. Сжечь на костре – е- е –е!»

- Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке Бойкот – Именно ты – против. Тебя никогда нельзя понять…Объясни!

- Я была на костре, - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… и никогда никого не буду травить.

Хоть убейте!

Как вы думаете почему она так сказала? (Отв.:.. потому что сама прошла через это и прочувствовала как это больно, обидно и неприятно. Поэтому такого отношения она не пожелает никому).

Очень показательный пример того, что к людям надо относиться так, как хотели бы, чтоб относились к вам.


А сейчас попробуйте мысленно ответить себе на вопросы (да или нет):

Я обманывал хоть раз? ДА

Я кричал на других? ДА

Я брал чужие вещи без разрешения? ДА

Я не выполнял обещания хотя бы раз? ДА

Я обижал кого - нибудь словом или делом? ДА

Я в мыслях осуждал других? ДА

Но я себе все это прощаю? ДА


Значит, и других я должен прощать? ДА  

Конечно, иногда это трудно бывает сделать, но простив другого человеку самому становиться легче.

Я хочу зачитать вам один эпизод из повести Лидии Чарской «Княжна Джаваха». Здесь учитель Церни сильно обиделся на школьниц из – за того, что они подбросили ему записку с оскорбительными стихами собственного сочинения и даже собирался уволиться из школы. Но, после того как ученица Нина, по прозвищу Княжна Джаваха извиняется перед ним он прощает девочек за их злую выходку и испытывает от этого облегчение.

***

Простите меня, monsieur Церни.. Это было в первый и в последний раз. Право же… это такая мука, такая мука..

Когда я взглянула на Церни, то не узнала его преобразившегося лица: до этой минуты злые и насмешливые глаза его странно засветились непривычной лаской, от которой все лицо перестало казаться сухим и жестким.

- Госпожа Джаваха! – несколько торжественно произнёс он. – Я вас прощаю… Ступайте объявить классу, что я и вас, и всех их прощаю от души…


Ребята, а как вы понимаете, что же значит простить от души?

  • не таить злобы;

  • не таить ненависти;

  • не упрекать;

  • первым помириться, сделать первый шаг.

В каждом из нас живут сильные чувства, которые могут помочь простить обиду. Вы сейчас услышите о них, а потом я предлагаю вам продолжить этот список чувств, которые помогают нам прощать.

Итак, вера, надежда, любовь ….

 

(Выбрать из списка нужное, приклеить на доску.)


-  Сочувствие, беспомощность, грусть, нежность, высокомерие, одиночество, уверенность, ожесточение, увлечение, подозрительность, сердечность, уныние, признательность, мстительность, радушие, достоинство, благодарность, интерес, доброта, уважение, великодушие.

.

        Демонстрация опыта.

Сейчас я вам покажу наглядно волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.

 В стакан с водой закапать по 1 -2 капли пищевых красителей (марганцовки): обида; зависть; злоба.

Понаблюдаем. Вот так обида проникает в душу и заполняет собою пространство. Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше) (уксус + перекись водорода). Отбеливатель разъедает красители.

Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.

Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — сумейте сделать сами первый шаг. Не осуждайте других.

Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям и родителям. Помните, золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.

Если научитесь прощать, то вас уже никто не обидит.

Послушайте притчу

Один древний философ проводил занятие с учениками. Неожиданно в это помещение стремительно вошел мужчина и начал оскорблять философа. Тот молчал и никак не реагировал, терпеливо ожидая, когда мужчина закончит свою ругань и уйдет. Не получив в ответ ни слова, мужчина ушел. Ученики стали спрашивать своего учителя, почему он ничего не ответил на оскорбления? На что философ ответил: «А зачем?»

-Ну как же? Он вас оскорблял!

Тогда философ обратился к одному из учеников: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок гнилое яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»

-У меня - сказал ученик. «Так вот и я не взял  у этого человека то, с чем он пришел. Свое зло он унес с собой».

Ребята, с чем сравнивает философ гнилое яблоко? ( Отв.: .. сравнивает с нанесёнными оскорблениями).

Приведите свои примеры из жизни, как это происходит.

(Отв.:.. Например, идёте по школьному коридору и вдруг, кто – то вслед вам крикнул что – то неприятное. (по поводу роста, фигуры, цвета волос, форме ушей или носа, национальности, формы очков, одежды и т.д…. – вы можете принять эту обиду, взять себе, заплакать, переживать, обзываться в ответ, ударить обидчика (словами притчи взять это гнилое яблоко). А, можете, не обращать внимание на того человека, пройти мимо, просто проигнорировать, не принимать на его глупости, не соглашаться с его мнением (т.е. словами притчи – оставить это гнилое яблоко тому кто его принёс).

Вывод: принять обиду или нет – решать вам. Впускать её в своё сердце или нет всё зависит от вас самих.

Я хочу закончить нашу встречу такими словами: «Прощение – это не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них.


Попробуйте не наступать, а уступать. Не кулак показывать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Не просить, а отдавать. Помните, добро всегда добром вернётся!



Мультик «Улыбнись»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!