Час размышлений «Прогони обиду прочь»
Слайд
Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам пообщаться на очень важную и серьёзную тему. А вот о чём сегодня пойдёт речь я, думаю, вы догадаетесь, после того как прослушаете басню Олеси Емельяновой «Нитка и иголка».
Слайд
С рождения нитка с иголкой дружили
Они вместе платье нарядное сшили,
Пришили сто пуговиц, сорок заплат,
Зашили, рубашку, штаны и халат.
Но как-то поссорились нитка с иголкой.
Иголка была в ссоре жесткой и колкой.
Сказала подруге в запале она:
«Тебя ненавижу! Ты мне не нужна!
Ты, словно червяк бесхребетный безвольный!
За мною хвостом волочиться довольно!»
Обидевшись, нитка вскричала: «Ах, так!
Сама ты – засохший издохший червяк!
Под каждой сосной и под каждою ёлкой
В сто раз и острей, и красивей иголки!»
Ругались они и в конце подрались,
А после по разным углам расползлись
Зализывать раны от этой корриды,
Лелеять в душе друг на друга обиды.
С той ссоры, наверно, прошел целый год –
Ни нитка не шьет, ни иголка не шьет.
Не могут они обойтись друг без дружки.
Скучает по ниточке-хвостику ушко.
И ниточка тоже вздыхает о том,
Как шилось им весело раньше вдвоем.
Полгода еще поворчали, позлились,
А после от скуки опять помирились.
Ведь лучше вдвоем шить, латать, вышивать,
Чем с пылью в углу от безделья зевать.
И люди порою не знают, как нужен
Им тот, с кем они много лет крепко дружат.
В душе на друзей не держите обид,
Идите, миритесь, и друг вас простит.
Ребята, скажите о чём эта басня ?
(Отв.: О дружбе. О том , что нельзя обижать друзей, нехорошо ссориться. И о том, что нужно уметь прощать обиды ).
Может кто – то уже догадался, что сегодня станет предметом обсуждения?
Совершенно верно. Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, об обиде.
Слайд «Прогони обиду прочь!»
Ребята, а как вы понимаете, что такое обида? (Отв.:….)
Опишите это состояние.
Вспомните, пожалуйста, ситуации, когда и за что вы обижались на других? (Отв.:..когда обзывают, ругают, не выполняют то, что вы просите…..)
В толковом словаре С.И. Ожегова так объясняется значение слова обида:
«обида – несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. (Быть в обиде на кого – нибудь).
А как обычно ведёт себя обиженный человек? Как он выглядит? Опишите.
(Отв.: надувает губы, скрещивает руки на груди, плачет, замыкается в себе, уединяется, или наоборот - кричит, ругается, дерётся, швыряет вещи, ведёт себя агрессивно)
А как вы думаете, таким своим поведением (плачем, криками, злостью) обиженный человек может что – то доказать, изменить? (Отв. …)
Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент того, как ведёт себя человек, которого обидели, что с ним происходит.
Видео «Обида»
Давайте проанализируем, что происходило с мальчиком.
Вот он вышел на улицу со своей обидой, первое, что он сделал, на ком сорвал злость. (Отв.: …дверь)
Скажите, если бы вы шли по улице в хорошем настроении и увидели на лавочке хорошенького котёнка, что как бы вы себя повели, что сделали? (Отв.:…захотелось бы подойти погладить, покормить, поиграть, ..)
А в случае с мальчиком, что мы увидели, как он повёл себя? (Отв.:..котёнок его раздражал).
А как бы многие из вас поступили, если увидели необычную большую собаку, которая играет с хозяйкой? (Отв.: …остановились бы посмотреть, спросили бы как зовут собаку, можно ли её погладить…)
А, что мы испытываем глядя на играющих в песочнице малышей? (Отв.: …вспоминаем себя в детстве, кто – то умиляется малышами и т.д….)
Другой момент - стая кормящихся голубей. Многих людей увлекает это зрелище, некоторые люди останавливаются и пытаются пробовать кормить голубей с руки и это иногда получается. За этим процессом очень интересно наблюдать. Правда?
А что мы увидели во всех случаях? Какая у него была реакция? Как вёл себя мальчик ? (Отв.: На протяжении всего пути его сопровождала злость и ненависть, проявил агрессию – взял палку и бросил в голубей).
И что в результате произошло? Чем всё закончилось? (Отв.:…он, кидая палку, потерял равновесие и упал). И кому он сделал хуже? (Отв.: ..себе)
Как вы считаете, когда человек находится в таком состоянии (Когда плачет или раздражён), он может хорошо учится, выполнять какую - то работу, да просто идти по улице и быть внимательным? (Отв.: ..нет)
Слайд «Мама и дочь»
К обиде можно относиться по- разному. Кто- то сразу прощает. Кто – то помнит её долгое время. И в этом случае, обида может привести человека к серьёзным последствиям и даже к болезни.
Ребята, а как вы думаете, стоит ли обида того, чтобы изо дня в день вспоминать неприятную для себя ситуацию и не замечать ничего нового, интересного вокруг?
Данный вопрос при всей своей простоте очень важен, потому что ни одна обида не стоит того, чтобы помнить о ней всю жизнь. Даже если возникли недоразумения, недомолвки и какие – то обиды на самых близких вам людей.
Я предлагаю вам посмотреть и обсудить небольшой отрывок из к/ф «Хайди» снятый по одноимённой повести Йоханна Спири «Хайди, или волшебная долина».
Этот фильм о маленькой девочке – сироте и её суровом дедушке, который жил в швейцарских Альпах. Во время просмотра обратите внимание, на то, как два такие разные по возрасту, характеру и взглядам на жизнь человека, смогли найти общий язык и поладить между собой.
Но для полноты картины, разрешите мне перед просмотром фильма зачитать вам небольшой отрывок из этой повести, чтобы вы имели представление о самих героях.
****
По узкой горной тропе солнечным июльским утром шла высокая крепкая девушка и держала за руку ребёнка, девочку лет пяти. Вскоре они добрались до небольшой деревни, которая зовётся просто «Деревенькой». Около последнего из разбросанных на краю деревни домишек их окликнули:
Постой-ка минутку, Дета! Если ты наверх идешь, я с тобой!
Две добрые знакомые пошли впереди, завязав оживленный разговор
о деревенских новостях.
А куда ж это ты ведешь ребенка, Дета? — немного погодя спросила женщина. — Это, часом, не дочка твоей покойной сестры?
Она самая, — отвечала Дета. — Я иду с ней к Горному Дяде. Хочу ее там оставить.
Что? Оставить ребенка у Горного Дяди? Да ты в своем ли уме, Дета? Как ты можешь? Старик ее ни за что не примет, сразу вас назад отправит!
Да как это он нас отправит, когда он ей самый что ни на есть родной дед? Он обязан позаботиться о ней.
- Ох, не приведи Господь оказаться на месте этой девчушки! – воскликнула женщина и даже замахала руками от ужаса. Жалко сироту.
Он же ни с кем не желает дела иметь, уж сколько лет в церковь ни ногой, а когда раз в год спускается вниз со своей толстой палкой, так все от него шарахаются, такой он страх наводит!
…У него такие глаза и он один-одинешенек живет на горе, так что люди его почти не видят? О нем всякое болтают….
***
Фильм «Хайди»
Ребята, как вы считаете, Хайди могла обидеться на деда? (Отв.:..да)
Какие у неё на это были причины? (Отв.: встретил не ласково, не по - доброму; разговаривал грубо; козлёнка спасать не захотел; еду выбросил)
(Отв.: …изначально она обиделась на деда. Помните как сначала Хайди крикнула вслед ему: «Ты и вправду злой, злой и противный. Никто не хочет жить с тобой, никто!» - т.е. сначала обиделась.
А как она сумела изменить ситуацию, что она сделала, что помогло ей не обидеться?
Она посмотрела на эту ситуацию с другой стороны. Она пожалела его, ведь он такой одинокий, никто не хочет жить с ним. Соседи отвернулись и даже поговорить не с кем. Он уже старенький, ему помощь нужна и по хозяйству и по дому. И таким образом вместо обиды она проявила к нему что? (Отв.:..сострадание).
Ребята, скажите а сама Хайди чем – то обидела деда?( Отв.:..конечно).
Но потом она осознала, что была неправа и попросила прощения.
Как вы думаете, какие ощущения испытывала девочка в тот момент, когда попросила прощения у деда? (Отв.: .. облегчение, радость, счастье, желание начать новую жизнь).
Прогноз: А как вы думаете, как в дальнейшем сложатся отношения между дедом и внучкой? Смогут ли они подружиться?
Ребята, скажите, а вот для вас, что труднее: самим просить прощения или простить? (Отв.: простить…)
А легко ли обидеть другого человека? (Отв.:…легко).
Поднимите руки, кто из вас обижался на кого – нибудь.
Скажите, а легко ли вам было простить этого человека? ( Отв.:…Трудно. Неудобно. Не хочется).
Многие из вас из собственного опыта хорошо знают, что простить намного труднее.
А вам нравилось, когда вас прощали и не наказывали? (Отв.:.конечно.)
Значит, вы тоже должны прощать других.
Старайтесь всегда исходить из того, что перед вами — хороший человек. Если человек не замечает, что делает плохо, – обратите его внимание на это; не понимает, к чему приводит его поведение, – объясните; не знает, как сделать лучше, — подскажите.
Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.
Книга: У Владимира Железникова, в его повести «Чучело» рассказывается о тихой, скромной девочке – шестикласснице - Лене Бессольцевой, которая была изгоем в классе. В один из дней её единственный друг – Дима Сомов, которому она так доверяла – предал. Взяв на себя чужую вину – «роль предателя», из – за которого весь класс был наказан и лишён поездки ю в Москву, Лене пришлось вытерпеть многочисленные унижения, оскорбления и побои от своих одноклассников. В конечном счёте, справедливость восторжествовала и ребята узнали правду. Узнали, что настоящий предатель это Дима Сомов. Общим голосованием класса было решено наказать Сомова – объявить ему жестокий бойкот, но вот послушайте, что на это ответила сама Лена.
****
Все были за бойкот!
Только одна Ленка не подняла руки.
- А ты? – удивилась Железная Кнопка.
- А я – нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде , улыбнулась.
- Ты его простила? – спросил потрясённый Васильев.
- Вот дурочка, - сказала Шмакова. – Он же тебя предал!
Ленка стояла у доски, прижавшись стриженным затылком к её чёрной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал её по лицу: «Чу – че – ло -о - о – о, пре – да – тель!.. Сжечь на костре – е- е –е!»
- Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке Бойкот – Именно ты – против. Тебя никогда нельзя понять…Объясни!
- Я была на костре, - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… и никогда никого не буду травить.
Хоть убейте!
Как вы думаете почему она так сказала? (Отв.:.. потому что сама прошла через это и прочувствовала как это больно, обидно и неприятно. Поэтому такого отношения она не пожелает никому).
Очень показательный пример того, что к людям надо относиться так, как хотели бы, чтоб относились к вам.
А сейчас попробуйте мысленно ответить себе на вопросы (да или нет):
Я обманывал хоть раз? ДА
Я кричал на других? ДА
Я брал чужие вещи без разрешения? ДА
Я не выполнял обещания хотя бы раз? ДА
Я обижал кого - нибудь словом или делом? ДА
Я в мыслях осуждал других? ДА
Но я себе все это прощаю? ДА
Значит, и других я должен прощать? ДА
Конечно, иногда это трудно бывает сделать, но простив другого человеку самому становиться легче.
Я хочу зачитать вам один эпизод из повести Лидии Чарской «Княжна Джаваха». Здесь учитель Церни сильно обиделся на школьниц из – за того, что они подбросили ему записку с оскорбительными стихами собственного сочинения и даже собирался уволиться из школы. Но, после того как ученица Нина, по прозвищу Княжна Джаваха извиняется перед ним он прощает девочек за их злую выходку и испытывает от этого облегчение.
***
Простите меня, monsieur Церни.. Это было в первый и в последний раз. Право же… это такая мука, такая мука..
… Когда я взглянула на Церни, то не узнала его преобразившегося лица: до этой минуты злые и насмешливые глаза его странно засветились непривычной лаской, от которой все лицо перестало казаться сухим и жестким.
- Госпожа Джаваха! – несколько торжественно произнёс он. – Я вас прощаю… Ступайте объявить классу, что я и вас, и всех их прощаю от души…
Ребята, а как вы понимаете, что же значит простить от души?
не таить злобы;
не таить ненависти;
не упрекать;
первым помириться, сделать первый шаг.
В каждом из нас живут сильные чувства, которые могут помочь простить обиду. Вы сейчас услышите о них, а потом я предлагаю вам продолжить этот список чувств, которые помогают нам прощать.
Итак, вера, надежда, любовь ….
(Выбрать из списка нужное, приклеить на доску.)
- Сочувствие, беспомощность, грусть, нежность, высокомерие, одиночество, уверенность, ожесточение, увлечение, подозрительность, сердечность, уныние, признательность, мстительность, радушие, достоинство, благодарность, интерес, доброта, уважение, великодушие.
.
Демонстрация опыта.
Сейчас я вам покажу наглядно волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.
В стакан с водой закапать по 1 -2 капли пищевых красителей (марганцовки): обида; зависть; злоба.
Понаблюдаем. Вот так обида проникает в душу и заполняет собою пространство. Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше) (уксус + перекись водорода). Отбеливатель разъедает красители.
Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.
Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — сумейте сделать сами первый шаг. Не осуждайте других.
Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям и родителям. Помните, золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.
Если научитесь прощать, то вас уже никто не обидит.
Послушайте притчу
Один древний философ проводил занятие с учениками. Неожиданно в это помещение стремительно вошел мужчина и начал оскорблять философа. Тот молчал и никак не реагировал, терпеливо ожидая, когда мужчина закончит свою ругань и уйдет. Не получив в ответ ни слова, мужчина ушел. Ученики стали спрашивать своего учителя, почему он ничего не ответил на оскорбления? На что философ ответил: «А зачем?»
-Ну как же? Он вас оскорблял!
Тогда философ обратился к одному из учеников: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок гнилое яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»
-У меня - сказал ученик. «Так вот и я не взял у этого человека то, с чем он пришел. Свое зло он унес с собой».
Ребята, с чем сравнивает философ гнилое яблоко? ( Отв.: .. сравнивает с нанесёнными оскорблениями).
Приведите свои примеры из жизни, как это происходит.
(Отв.:.. Например, идёте по школьному коридору и вдруг, кто – то вслед вам крикнул что – то неприятное. (по поводу роста, фигуры, цвета волос, форме ушей или носа, национальности, формы очков, одежды и т.д…. – вы можете принять эту обиду, взять себе, заплакать, переживать, обзываться в ответ, ударить обидчика (словами притчи взять это гнилое яблоко). А, можете, не обращать внимание на того человека, пройти мимо, просто проигнорировать, не принимать на его глупости, не соглашаться с его мнением (т.е. словами притчи – оставить это гнилое яблоко тому кто его принёс).
Вывод: принять обиду или нет – решать вам. Впускать её в своё сердце или нет всё зависит от вас самих.
Я хочу закончить нашу встречу такими словами: «Прощение – это не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них.
Попробуйте не наступать, а уступать. Не кулак показывать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Не просить, а отдавать. Помните, добро всегда добром вернётся!
Мультик «Улыбнись»