Программа адаптации 10 класса
Цель программы: оказание помощи всем субъектам образовательного процесса в адаптационный период.
Задачи программы:
Снижение тревожности обучающихся,
Способствование по осознанию и переосмыслению подростками своего привычного поведения;
Актуализация мотивации обучения обучающихся;
Помощь в определении будущей профессии обучающегося;
Полоролевые взаимодействия обучающихся
Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода в данном возрасте.
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий , новым отношениям, требованиям.
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Необходимо говорить о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья, и оптимального самочувствия. Родители должны быть готовы к тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями ребёнок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Ребёнок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или наоборот злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон.
В этот период требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется.
С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.
Большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.
Обычно начало адаптационного периода связано со знакомством ребят друг с другом, но учитывая специфику нашего учебного заведения этот этап становится практически неактуален, т.к обучающиеся –выпускники одного девятого класса. Исключение- Чернышева Алина (перешла из МОУ «СОШ №23»),и ей необходимо уделить особое внимание.
Предполагаемые результаты программы:
Снижение уровня тревожности;
Повышение уровня мотивации к обучению обучающихся;
Определение своей позиции в среде профессиональной деятельности;
Овладение умениями для продуктивного решения групповых задач;
Эмоциональная готовность к предстоящей итоговой аттестации.
План мероприятий по реализации программы адаптации десятиклассников.
№п/п | мероприятие | цель | сроки | ответственный |
1 | Анкетирование обучающихся 10 классов | Выяснение психолго –педагогических проблем в обучении в период адаптации | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2 | Родительское собрание | Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода в 10 классе. | сентябрь | Кл. руководители; педагог –психолог |
3 | Родительское собрание | Познакомить родителей с итогами 1 четверти и предварительными итогами адаптационного периода. | ноябрь | Кл. руководители: Змадиректора по УР; педагог –психолог |
4 | Участие в предметных олимпиадах | Повышение мотивации к обучению, развитие умений и навыков способствующих успешной сдачи экзаменов. | Октябрь-декабрь | Учителя-предметники, |
5 | Участие в заочных конкурсах и олимпиадах | Повышение мотивации к обучению ,развитие умений и навыков способствующих успешной сдачи экзаменов. | В течении года | Учителя-предметники |
6 | Проверка дневников и тетрадей | Упорядочение учебной деятельности | В течении года | Кл. руководитель, Учителя-предметники |
7 | Классный час- групповое занятие | Снижение уровня тревожности, овладение умениями для продуктивного решения групповых задач, сплочение классного коллектива, полоролевые взаимодействия обучающихся. | Сентябрь, октябрь, ноябрь. | Кл. руководители; педагог –психолог |
8 | Исследование «Социометрия» | Выяснение уровня социализации и адаптивности, обучающихся в классном коллективе. | декабрь | Кл. руководители; педагог –психолог |
9 | Посещение учебных заведений г. Воркуты | Помощь в профессиональном самоопределении обучающихся | В течении года | Кл. руководители; |
10 | Встречи с представителями ВУЗов города, республики и страны. | Помощь в профессиональном самоопределении обучающихся | В течении года | В течении года |
11 | Индивидуальные консультации обучающихся, родителей и учителей | Снижение уровня тревожности, помощь в решении индивидуальных проблем. | В течении года | Педагог-психолог |
12 | Участие в лицейских праздниках и КТД. | овладение умениями для продуктивного решения групповых задач, сплочение классного коллектива, полоролевые взаимодействия обучающихся. | В течении года | Кл. руководители; Замдиректора по ВР |