СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа блока дополнительного образования по изобразительному искусству "Веселая палитра"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа блока дополнительного образования  по изобразительному искусству "Веселая палитра"

Просмотр содержимого документа
«Программа блока дополнительного образования по изобразительному искусству "Веселая палитра"»









Дополнительная общеразвивающая программа


«Веселая палитра»






Направленность:

художественная

Возраст:

6-11 лет

Срок реализации:

2 года

Разработчик:

Попова Л.С.


Педагог дополнительного образования




г. Москва

2022-2023 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя…

Э. Хаббард

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии «Веселая палитра» - художественной направленности.

Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 29.11.2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а так же с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"", уставом и нормативным актам МБУДО ЦТДиМ р.п. Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Программа изостудии «Веселая палитра» является модифицированной, разработана с учетом требований, указанным в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06).

Программа направлена на приобщение детей к художественному творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений, творческого самоопределения.

Направленность программы

Программа «Веселая палитра» является программой художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – двухгодичной. По форме организации в виде кружка внеклассной и вне- урочной системы. Ориентирована на создание условий развития личности ребенка, развитие творческих и художественных способностей ребенка, обеспечения эмоционального благополучия обучающихся, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Основная работа изостудии «Веселая палитра» – художественное творчество, рисунок, живопись, проектная деятельность. Программа опирается на изучение художественного наследия предков, как основы национальной культуры.

Идею содержания обучения отражает японская мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь».

Новизна

Отличие от уже существующих дополнительных образовательных программ в том, что программа «Веселая палитра» не «узкопрофильная», т.е. изучение не одного вида художественной деятельности, а предполагает комплексное изучение различных видов и жанров декоративно - прикладного творчества, живописи и графики. Изучение техник и приемов работы с различными (нестандартными, нетрадиционными) материалами художественной направленности, которые окружают детей в повседневной жизни, помогают взглянуть на них с точки зрения творческого человека.

Художественная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать, творческие способности, вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Практическая значимость

Обучаясь в изостудии «Веселая палитра», юные художники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Изобразительная деятельность и художественное творчество отличается большим разнообразием приёмов и техник. Знакомство с новыми материалам для художественных работ расширяет кругозор детей о творческой деятельности человека в искусстве, ее значение в жизни людей. Современные техники в ДПИ, «театральные приёмы», батик, холодный фарфор, акриловая заливка, позволяют развивать художественный вкус, пространственное мышление.

Занятия различными видами творчества способствуют социально - педагогической защите детей, помогают решить проблемы, вызванные нарушениями эмоционально - волевой сферы, позволяют раскрыть потенциальные возможности развития личности, способности. Художественная деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является двигательное развитие ребёнка, занятия в фактурной технике - пластилиновая мозаика, работа с глиной, текстурная живопись и т.д. ведут к укреплению мышц кисти рук, развитию мелкой моторики пальцев рук.

В связи с профильным ориентированием дополнительного образования данная программа способствует получению определенных знаний о мире художественных профессий в различных областях жизнедеятельности человека. Формирование навыков и развитие творческих способностей даст в будущем более широкую возможность и увеличение диапазона в выборе профессии.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в востребованности, детского и родительского запроса на дополнительные образовательные услуги:

Современные требования художественного направления - разнообразие художественных работ, приёмов работы с различными материалами. Это позволяет длительно вызывать и поддерживать интерес к занятиям художественного творчества, познавательных процессов.

Предусматривается не только получение дополнительных трудовых навыков и умений, но и развитие творческого самовыражения и самореализации детей на более высоком уровне.

В рамках программы запланирован цикл бесед, посвящённый народным традициям, праздничным датам, работа на пленэре, а также конкурсы, проектная деятельность.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий.

Целью автора не является получение «на выходе» из детского объединения профессионального художника. «Модель выпускника» - полноценная личность, с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами.


Педагогическая целесообразность

Общий замысел программы выражается в вопросе: «Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального положительного результата?»

Реализация программы изостудии «Веселая палитра» с применением комплекса педагогических технологий (технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии проектной деятельности) эффективно сказывается на развитии ключевых компетенций творческой личности обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся по данной программе предполагает с одной стороны отход от традиционного обучения, а с другой комплексное использование методических средств, оказывающих благотворное воздействие на личность ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития его активности, как высшей цели развития личности, ориентируя каждого ребенка на достижение индивидуально-личностных успехов. Организация и проведение проектной деятельности сопровождается обучением работе с различными прикладными информационными программами, способствуя многогранному развитию личности обучающегося

На основе получаемых знании и навыков проводится проектная деятельность: как индивидуальное, так и групповое выполнение творческих проектов. Время реализации проекта не имеет одного для всех срока. Учебный или социальный проект для обучающихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; деятельность, позволяющая проявлять себя. Испробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой), практической и презентационной видами деятельности.

Цель программы

Основная цель программы:

Формирование ключевых компетенций творческой личности посредством обучения основам художественной деятельности.

Ознакомительный уровень: Формирование основ и представлений об изобразительном искусстве, художественном творчестве.

Базовый уровень: Формирование базовых умений и навыков изобразительного искусства, художественного творчества.

Задачи

Ведущими задачами художественной студии является:

  • предоставить детям возможность, развить художественные навыки;

  • способствовать духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;

  • познакомить учащихся с красотой и богатством русского декоративно-прикладного искусства;

  • выявить наиболее художественно одаренных детей;

  • подготовить к самостоятельной творческой деятельности



Предметные

  • Обучить детей сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте и анализировать их пространственное положение, соотносить величину частой изображаемого предмета, разнообразию художественных техник.

  • Научить детей передавать в рисунке простейшую форму предметов, общее пространственное положение предметов, их тональность, перспективу, самостоятельно работать над композицией.

Метапредметные

  • Развивать правильное понимание цветосочетаний, цветовой гаммы;

  • Развивать кругозор о мировой культуре, общечеловеческих ценностях, знать культуру, традиции и обычаи своего народа.

Личностные

Программа направлена на развитие следующих личностных качеств ребенка:

внимание, образное мышление, вдумчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение и усидчивость, стремление творчески завершить начатое дело.

Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса – одна из важнейших развивающих творческую личность задач.

Адресат программы

Программа рассчитана на широкий возрастной диапазон учащихся от 6 до 11 лет. В зависимости от возраста планируется сложность и загруженность учебного материала. Получение опыта творческой деятельности, приобщение к социально-значимой деятельности, развитие чувства гражданственности и патриотизма;

Уровни освоения программы «Весела палитра »

1-й год обучения (возраст учащихся 6-8 лет)– ознакомительный уровень;

2-й год обучения (возраст учащихся 8-11лет) – базовый уровень;



Программа изостудии «Веселая палитра» предполагает разноуровневый подход, в соответствии с возможностями, способностями, потребностями и интересами учащихся, предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

  1. уровень -ознакомительный

Первый уровень (знание) - рассчитан на ознакомление и воспроизведение простейших видов работы с художественными материалами, получение базовых знаний основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, ознакомление с относительо простым инструментами в работе с более доступными материалами. Ознакомительный уровень предполагает приобретение учащимися знания технических приемов, позволяющих выполнять работу по заданию, четко соблюдая последовательность. В первом уровне акцент делается на рисунок и живопись.

  1. уровень – базовый

Второй уровень (понимание) это уровень повышенной сложности, который предполагает более глубокое погружение в учебный материал.

  1. уровень – углубленный

Третий (применение) – творческий, когда учащиеся могут с большей долей самостоятельности выполнять работы, предполагает глубокое и полное ознакомление с инструментарием и разнообразием художественных материалов, применяя полученные знания и умения самостоятельно. Акцент делается на творческие и социальные проекты (как долговременные, так и краткосрочные).

Домашняя работа учащихся

Данной программой домашние задания не предусматриваются, дети могут выполнять дома промежуточные стадии произведений (работы), которые должны быть представлены на плановые, итоговые и конкурсные выставки и творческие отчеты.

Сроки и этапы реализации программы

Формирование групп проводится согласно возрастной категории, индивидуальных

психологических, творческих и физических особенностей ребенка.

Продолжительность образовательного процесса: 4 года.

Объем программы

Период

Продолжительность занятия

Количество занятий неделю

в

Кол-во часов неделю

в

Кол-во недель

Кол-во часов год

в

1 год обучения

1час

2


2


36

72


2 год обучения

2 часа

2


4


36

144




I уровень: -ознакомительный

1 год обучения (1 группа) – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу – итого: 72 ч.

2 уровень: -базовый
  1. год обучения (1 группа) – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа - итого: 144 ч.

  1. год обучения (2 группа) – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа - итого: 144 ч.







Прогнозируемые результаты



-сформированные художественно-творческие способности

приобщение к социально-значимой деятельности, развиты чувства гражданственности и патриотизма;

  • выявление одаренных детей в области художественного творчества;

  • обучающиеся получили возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности;

  • - приобретение знаний для самостоятельного выполнения художественного произведения (работы);

  • получение опыта творческой деятельности.


Содержание программы изостудии «Веселая палитра»

Программа разбита на 3 раздела (рисунок, живопись, ДПИ), по уровню сложности и по количеству часов на изучение учебного материала.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения (ознакомительный)


Название раздела

Количество часов


Формы

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Рисунок

34

4

30

Выставка, конкурс.

2

Живопись

24

4

20

Выставка, конкурс.

3

Художественное творчество

14

1

13

Выставка, конкурс.


Итого:

72

9

63

Выставка, конкурс.



Раздел1 Рисунок- 34ч.

  1. Введение. Изобразительный материал, виды, характеристики.

  2. Линия. Классификация по выразительности. По характеру, по толщине.

  3. Штрих. Техника нажима. Набросочный (круглый, ломаный, сплошной, прерывающийся, толстый, тонкий). Тонирующий (параллельный, перекрещивающийся).

  4. Пятно, точка. Глубина. Объем как средство изображения ритма.

  5. Форма. Плоская, объемная. Геометрическая.

  6. Композиция. Построение, компоновка, правила.

  7. Тон. Общий, местный.

  8. Светотень. Свет, полутень, тень, рефлекс, блик.

  9. Перспектива. Линейная. Фронтальная. Угловая. Воздушная. Цветовая, тоновая.

  10. Пропорции. Фигура человека, лицо, образность.

  11. Эскиз, набросок, зарисовка. Природа, предметы, человек.

  12. Пейзаж. Передача состояния природы.

  13. Натюрморт. Геометрический по составу, построение.

  14. Портрет, автопортрет.

  15. Рисование на темы. Календарные праздники, тематические.

  16. Рисование с натуры. Человек. Животные, конструкции.

  17. Рисование по памяти, по представлению, по собственному творческому замыслу.

Раздел 2 Живопись -24 ч.

1.Введение. Графические материалы и инструменты.

2. Мазок (линия). По форме, по фактуре.

3.Цветоведение. Колорит, гармония.

4.Пространственные особенности цвета. Перспектива цветовая, тоновая.

5.Форма. Объемная, плоская.

6.Композиция. Построение, компоновка. Понятие центра композиции. Линия горизонта. Группировка предметов. Составление пространственных планов.

7.Технология наложения красок. Густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами.

8.Роспись, орнамент, узор. Чередование элементов.

9.Пейзаж. Передача состояния природы цветом.

10.Натюрморт. Пост роение, цвет.

11.Рисование по памяти, по представлению. По собственному творческому замыслу

12.Рисование на темы. Календарные праздники. Тематические.

Раздел 3. Художественное творчество -14 ч.

1.Введение.Знакомство с народным искусством, материалами.

2.Конструирование и моделирование. Бумагопластика.

3.Театральные приёмы.

4.Конструирование костюма для куклы.

5.Аппликация.

6.Мозаика.

7.Папье-маше.

8.Декупаж.

9.Работа с крупой.

10.Работа с природными материалами.

11.Лепка.Тестопластика.

12.Роспись. Орнамент, узор.

13.Роспись по камню.



Ожидаемые результаты 1 года обучения

Предметные:

  • научатся основам композиции;

  • передавать в рисунке простейшую форму предметов, общее пространственное положение предметов, их тональность, перспективу;

  • изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи;

  • уметь работать с палитрой, обращаться с художественными материалами;

  • научиться различным приёмам работы с акварелью, акрилом, гуашью;

  • передавать мотивы растительного узора;

  • узнавать главные элементы народной росписи;

  • выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге;

  • уметь украшать изделия и самостоятельно выбирать способы украшения.

Метапредметные:

  • научатся самостоятельно решать творческие задачи;

  • научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • уметь работать индивидуально и в группе.

Личностные:

  • Научаться творчески, аккуратно завершать начатую работу.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения (базовый)

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Рисунок

50

3

47

Выставка, конкурс. Диагностика по проверочной карте.

2

Живопись

50

9

41

Выставка, Диагностика по проверочной карте.

3

Художественное творчество

44

8

36

Выставка, конкурс. Диагностика по проверочной карте.

Итого:

144

20

124

Раздел 1Рисунок -50 ч.

  1. Введение. Изобразительный материал.

  2. Линия. Классификация по выразительности, по характеру, по толщине

  3. Штрих. Техника нажима. Набросочный (круглый, ломаный, сплошной, прерывающийся, толстый, тонкий).

  4. Пятно, точка. Глубина. Объем как средство изображения ритма.

  5. Форма. Плоская, объемная. Геометрическая.

  6. Композиция. Построение, компоновка, правила.

7.Тон. Общий, местный.

  1. Светотень. Свет, полутень, тень

  2. Перспектива Линейная. Фронтальная.

10.Пропорции. Фигура человека, лицо.

11.Эскиз, набросок, зарисовка. Предметы.

12.Пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа.

13.Натюрморт, построение.

14.Портрет. Построение головы и общего контура лица. Разметка частей лица и работа с плоскостями.

15.Рисование на темы. Календарные праздники, тематические.

16.Рисование с натуры. Человек.

17.Рисование по памяти, по представлению, по собственному творческому замыслу.

Раздел 2. Живопись -50 ч.

1.Введение. Графические материалы и инструменты.

2.Мазок (линия). По форме.

3.Цветоведение. Колорит. Понятия «холодные и теплые цвета».

4.Форма. Объемная, плоская.

5.Композиция. Построение, компоновка. Знакомство с произведениями известных художников.

6. Эскиз. Выполнение работы гуашью.

7.Роспись (орнамент). Чередование, последовательность, схема.

8.Натюрморт. Композиционное решение, (компоновка). Холодные и теплые цвета в живописи. 9.Портрет. Автопортрет. Знакомство с творчеством художников-портретистов. Виды портретов и их назначение.

11.Рисование на темы. Календарные праздники, тематические.

12.Рисование с натуры. Человек.

14.Рисование по памяти, по представлению. По собственному творческому замыслу 15.Технология наложения красок. Густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами.

16.Проектная работа «Волшебный мир акварели».

Алгоритм разработки творческого проекта. Определение цели и задач. Сбор информации.

Оформление в бумажном варианте.

Раздел 3. Художественное творчество 44 ч.

1.Введение. Знакомство с народным искусством, материалами.

2.Конструирование и моделирование. Бумагопластика.

3.Аппликация. Мозаика.

4.Папье-маше.

5.Работа с крупой.

6. Работа с природными материалами.

7.Лепка.Тестопластика.

8.Бумажная масса. Лепка.

9. Роспись. Орнамент.

10.Узор.

11.Напыление.

12.Граттаж.

Ожидаемые результаты 2 года обучения

Предметные:

  • овладение различными видами декоративной росписи;

  • конструировать объёмные фигуры и формы;

  • самостоятельно изготавливать поделки, сувениры.

  • обретут опыт художественного мышления (изобразительного, декоративного, конструктивного);

  • знать основные и дополнительные цвета, цветовые гаммы, способы получения различных цветов и их оттенков;

Метапредметные:

  • научатся самостоятельно решать творческие задачи.

  • научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Личностные:

• Продемонстрируют интерес к изучению произведений изобразительного

и декоративно-прикладного искусства.

  • будут сформированы знания о центрах традиционных народных художественных промыслов России (главные отличительные признаки) традиционной технологии обработки материала)

  • Рисование по памяти, по представлению. По собственному творческому замыслу.







Виды и формы контроля и аттестации

Педагогический мониторинг изостудии «Веселая палитра» проводится по результатам наблюдений, диагностических бесед, объективных методов психолого-педагогической диагностики, анкетирования и тестирования

(как для обучаемых, так и для родителей) по основным параметрам:

  • динамика состояния детского коллектива;

  • сформированность знаний, умений и навыков;

  • сформированность нравственного потенциала личности обучающихся;

  • психолого-педагогическая диагностика;

  • сформированность детской одаренности, способностей.

Формы подведения итогов:

  • участие в выставках и конкурсах детского творчества;

  • персональные выставки;

 Активность участия.

Критерии и система оценки творческой работы (достигнутых результатов)

  • Самостоятельность работы.

  • Эстетичность.

  • Аккуратность, завершенность, творчество.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

  • Цветовое решение работы.

  • Линия, пластика.

  • Полнота демонстрации свойств материала (природных, нетрадиционных, традиционных, комбинированных).

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В процессе обучения учащихся в изостудии «Веселая палитра» применяются следующие формы и методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные:

словесные – беседа, объяснение, убеждение, поощрение, рассказ, инструктаж.

Наглядно-действенный – (практический показ с объяснением) демонстрация образцов и работа по образцу, показ фотографий, работа по схеме, работа с книгой.

  • Практические – зарисовка схем, изготовление образцов, выполнение изделий, самостоятельное моделирование схем.

  • Репродуктивные – воспроизведение и выполнение изделий по образцу и подробному объяснению педагога.

  • Самостоятельной деятельности учащихся.

  • Мотивации и стимулирования.

  • Познавательная игра.

  • Контролирующие – наблюдение, сравнение, опрос, самоконтроль и самоанализ.

  • Частично-поисковый – организация творческой инициативы учащихся при создании новых изделий, при работе над проектом.

  • Проблемный (метод проб и ошибок).

  • Метод проекта – организация учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося в процессе создания под контролем педагога новых изделий, организация исследовательской деятельности учащихся, которая включает: исследование литературных источников по истории предмета; материалов; методов обработки; создание проектного изделия.

Методические и дидактические материалы

Методическая литература, методические разработки занятий, образцы изделий, выставка, схемы, фотографии работ, компьютерные диски с методическим материалом.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 160 c.

  2. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2020.

    1. - 288 c.

  3. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2018. - 176 c.

  4. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2018. - 240 c.

  5. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2018. - 320 c. 6.

  6. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 2019.

  7. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 2018.

  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 2018.

  9. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб, 2021.

  10. Торренс П. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб, 2019.

  11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб, 2013.

  12. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М., 2013.



Методическая литература


  1. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - М.: Академия, 2019. - 310с.

  2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусств.- М.: Просвещение, 2022.- 46с.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2018. - 98с.

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2020.

  5. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2022. - 109с.

  6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Академия, 2018. - 304с.

  7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 2018. - 560с.

  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2022.

  9. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 2019.

  10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2018.

  11. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2017.

  12. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Наука, 2013.

  13. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2018.

  14. Бахвалов В.А., Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. - 2022. - № 4.

  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 2020.

  16. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014.

  17. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 2019.

  18. «Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2020. (Работаем по новым стандартам)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!