СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа относится к туристско-краеведческой направленности и направлена на возрождение любви к родному краю, углублению и расширению знаний о культуре малочисленных народов Севера. Содержание курса предоставляет возможность познать нравы и традиции, обычаи и обряды, характер взаимоотношений народов, населяющих наш край.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толькинская школа –интернат среднего общего образования»
























Дополнительная образовательная программа

«Национальные промыслы»






Составитель: Калиничев Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации программы: 2года














Толька

2019

Пояснительная записка

Данная программа относится к туристско-краеведческой направленности.

Программа «Национальные промыслы» направлена на возрождение любви к родному краю, углублению и расширению знаний о населении нашего региона.

Курс изучения программы дает возможность познать нравы и традиции, обычаи и обряды, характер взаимоотношений народов, населяющих наш край.

Нельзя воспитать любовь к Родине без глубокого знания своего народа и истории, традиции и культуры народов, рядом живущих.

Сближение с природой, знакомство с истоками культуры - такая деятельность способствует восстановлению утраченных ценностей, идеалов. Курс обучения по предложенной программе дает необходимые теоретические знания, развивает трудовые умения и навыки, формирует эстетический вкус, т.е. осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

При создании данной программы были учтены следующие педагогические идеи и принципы:

  • гуманизация образования;

  • осуществление целостного подхода к воспитанию;

  • соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;

  • деятельный подход в обучении;

  • формирование социально приемлемых интересов и потребностей детей.


Цель программы:

Создание условий для самореализации, социальной адаптации и профессионального самоопределения личности через овладение навыками традиционных видов деятельности селькупов и приемами выживания в условиях лесотундры.

Задачи:

  • приобщать к истории и культуре родного края;

  • воспитывать уважение к народным традициям;

  • изучить художественные и кустарные ремесла, издавна сложившиеся в нашем регионе, развивать практические умения и навыки;

  • освоить теорию и практику токарного, столярного искусства и резьбы по дереву;

  • формировать жизненную самостоятельность и волевые качества;

  • воспитывать гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность;

  • осуществлять патриотическое, нравственное воспитание детей и подростков;

  • совершенствовать физическое развитие детей - силу, выносливость в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения.


Условиями для реализации этих задач являются:

  1. Взаимосвязь теоретических знаний с практической работой.

  2. Наличие достаточного количества снаряжения и оборудования.

Курс обучения подразделяется на 2 года. В детском объединении занимаются воспитанники, проживающие в интернате, чьи родители находятся на лесных угодьях. В основном дети проживают в интернате в течение пяти лет (5-9 классы) и потом поступают в профтехучилища или уезжают на угодья родителей. Воспитанники должны иметь хорошо развитые умения и навыки в традиционной деятельности коренных жителей Севера – охоте и рыболовстве, а также навыки по эксплуатации и управлению транспортными средствами.

Занятия проводятся по 2 астрономических часа 1 раз

в неделю (с обязательным 10минутным перерывом)

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 72 учебных часов в год.

Рекомендуемая нагрузка при различных формах проведения занятий:

  • теоретические занятия в помещении до 1 часов;

  • практические занятия в помещении до 2 часов;

  • практические занятия на местности, экскурсии до 4 часов;

  • однодневные походы до 4 часов.

Время отдыха может быть использовано для различных игр, практических

занятий. При планировании учебных занятий учитываются следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам года, последовательно усложнение материала.

Результат образовательной подготовки воспитанников

по ступеням обучения

По завершении первого года обучения воспитанники должны знать:

  • порядок организации, подготовки и проведения походов ;

  • правила поведения вне населенных пунктов;

  • историю Красноселькупского района, географические особенности Красноселькупского района и его ближайших окрестностей;

  • особенности быта и культуры населения Красноселькупского района;

- возникновение и развитие местных промыслов обработки дерева;

  • правила техники безопасности;

- иметь представление о флоре и фауне родного края.

Должны уметь:

  • организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для ПВД;

  • преодолевать несложные естественные препятствия;

  • оказывать элементарную медицинскую помощь;

  • ориентироваться на местности;

  • выполнять самостоятельно индивидуальную или коллективную творческую работу на основе полученных знаний по художественной обработке древесины.



По завершении второго года обучения воспитанники должны расширить знания по основным разделам программы первого года обучения и знать:

  • особенности климата Красноселькупского района и Ямала;

  • особенности жизни и быта коренного населения, деятельности селькупов в оленеводстве, охоте, рыболовстве;

  • национальные виды лова птицы и зверя;

-

  • способы лова рыбы коренным населением;

  • способы лова тундровой дичи;

  • устройство пневматического оружия и способы прицеливания;


должны уметь:

  • прогнозировать состояние погоды на ближайшие дни;

  • изготовлять старинные национальные (селькупские, ненецкие) средства и приспособления для рыбалки и охоты.

  • выполнять постановку сетей для лова рыбы;

  • выполнять постановку снастей для лова куропатки;

  • оказывать медицинскую помощь в походе ;

  • выполнять самостоятельно или коллективно творческую работу с содержанием скобчатой и контурной резьбы.







Учебно-методический комплект

Данная программа обеспечивается учебным материалом по краеведению, этнографии, флоре и фауне края, основам художественной резьбы, доврачебной медицинской помощи, основам стрельбы взятым из научно- популярных, исторических, технических источников, а также материально-технической базы.

Техническая база: снегоходы "Буран" двух модификаций, электроинструменты для деревообработки и т.д.

Материальная база: палатки, сети, ледобуры, рыбацкие ящики с принадлежностями, спец. одежда, походное снаряжение, резцы по дереву и др.

Самодельное оборудование: передвижные балки для хранения инвентаря и оборудования, сани для снегохода "Буран" для перевозки груза.

Курс программы предполагает интеграцию с учебными предметами:

- доврачебная помощь – ОБЖ;

- способ разведения костра – ОБЖ;

- краеведение – география Ямала;

- растительный и животный мир родного края – биология;

- жизнь и быт коренного населения – история Ямала;

- техническое устройство лодочных моторов, снегоходов и принцип их работы – физика.

В качестве расширенных источников информации рекомендуются технические справочники, дополнительная литература.


Учебно-тематический план

1 ступень обучения


темы

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Всего Теория Практика

1.

Вводное занятие.

1

1


2.

Краеведение.

Сведения об истории, географических особенностях региона

2

2


3.

Жизнь и быт коренного населения.

4

4


4

Основы художественной резьбы.

39


39

5.

Флора и фауна родного края.

4

4


6.


Организация и подготовка ПВД.

Проведение ПВД (4 похода по 3часа).

12


12






7.

Доврачебная медицинская помощь. Приемы самоконтроля.

2

1

1

8.

Устройство транспортной техники

8

2

6







ИТОГО:

72

15

57




Содержание программы 1 года обучения


Тема №1 (1ч): Вводное занятие.

Цели и задачи детского объединения. Планирование работы.

Тема №2 (2ч): Краеведение. Сведения об истории, географических особенностях региона.

Краеведение.

У карты Красноселькупского района: место района в ЯНАО, Тюменской области. Соседи по карте. Население, средняя плотность. Населенные пункты Красноселькупского района, число жителей. История возникновения Красноселькупского района.


Население.

Численность населения Красноселькупского района (7,8 тыс. чел.):

  1. Красноселькуп – 5.270 человек.

  2. Толька – 2.210 человек.

  3. Ратта – 250 человек.

  4. Кикки-Акки – 70.

  5. Сидоровск – 14 человек.

Национальный состав населения.

Распределение поселений селькупов, ненцев и хантов на территории района. Влияния экономической активности в традиционных отраслях на численность населения. Кочующее население. Задачи сохранения традиционного обряда жизни, материальной и духовной культуры малочисленных народностей севера.



Минеральные ресурсы Красноселькупского района.

История геологоразведочных работ на территории Красноселькупского района. Крупнейшие месторождения нефти, газа и конденсата:

  1. Харампурское

  2. Канское

  3. Фестивальное

  4. Равнинное .

  5. Верхнечасельское

  6. Мангазейское


Перспектива развития топливно-энергетической базы.




Тема №3 (4ч): Жизнь и быт коренного населения.

Обской север – регион, где накапливался уникальный этнокультурный потенциал коренного населения.

Территория Красноселькупского района – зона исторического взаимодействия северных народов: селькупов, ненцев, энцев, хантов, эвенков, кетов.

История формирования селькупского народа. Социально-экономическое развитие предков селькупов.

Комплексный тип хозяйства предков селькупов (рыболовство, охота, собирательство, коневодство).

Переселение селькупских племен в район Верхнего и Среднего Таза. Борьба за земли с ненцами и энцами.

Северные селькупы – единственная группа, сохраняющая культурную самобытность селькупского этноса.


Тема №4 (39ч): Основы художественной резьбы, прикладное искусство.

Знакомство с разделом народного декоративно-прикладного искусства. История и художественная значимость искусства резьбы по дереву. Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Подготовка рабочего места резчика по дереву. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их использования.

Освоения воспитанниками навыков заточки инструмента на заточном станке. Правила техники безопасности при заточке и правке инструмента для резьбы.

Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация лучших образцов народного искусства, современных изделий художественных промыслов.

Начальные приемы геометрической резьбы. Приемы работы параллельных линий вдоль волокон, поперек волокон, приемы резьбы «шашечек» и «сетки». Создание вариантов композиции из освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Один из видов геометрической резьбы по дереву. Трехгранно-выемчатая резьба, ее художественные и технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы: треугольник, глазок, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб.

Выполнение узоров «Куличик», «Змейка», «Витейка», «Бусы», «Ёлочка», «Околышек», «Чешуйка», «Шишки», «Лесенка», «Кубики», «Решетка». Создание на дощечках узоров, образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы.

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие). Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы.

Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева, правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.



Тема №5 (4ч): Флора и фауна родного края.

Рыбные ресурсы Красноселькупского района.

Видовое разнообразие рыбных ресурсов – осетровые, лососевые, щуковые, карповые, тресковые и окунеобразные. Наибольшая ценность рыб из семейства сиговых, относящихся к сельдеобразным.

Две формы обитания видов: полупроходные и туводные.

Состав пресноводной ихтиофауны Красноселькупского района: осётр сибирский, тугун, пыжьян, муксун, чир, пелядь, нельма, налим, гольян, таймень, елец, язь, плотва, карась, пескарь, щука, ёрш, окунь, судак.

Краткая характеристика наиболее часто встречающихся видов рыб.


Лесные ресурсы Красноселькупского района.

Значение лесных ресурсов для человека и его хозяйственной деятельности. Лесной фонд Красноселькупского района.

Типы леса:

  1. Пихтачи сибирские.

  2. Ельники сибирские.

  3. Кедрачи сибирские.

  4. Сосняки обыкновенные.

  5. Лиственничники сибирские.

  6. Березняки из березы бородавчатой.

  7. Ивняки древовидные.

  8. Ивняки кустарниковые.

  9. Березняки кустарниковые.

  10. Осинники.

Побочные продукты леса – ягоды, грибы, семена кедра, живица, смола, лекарственные растения. Распределение лесов по видам и по породному составу на территории Красноселькупского района, зоны Толькинского и Раттовского лесничества.


Ягодные ресурсы Красноселькупского района.

Видовое разнообразие ягод: клюква, морошка, голубика, черника, брусника, красная и черная смородина, водяника, костяника.

.



Тема №6 (12ч): Проведение ПВД (4 похода по 3 часов).

  1. Пеший поход в район песка ручья "Медвежка".

  • Выживание в условиях природной среды, правила установки палатки. Устройство ночлега на открытой местности. Разведение костров типа "Колодец", "Шалаш", "Полинезийский". Способы сушки вещей у костра. Лов рыбы на удочку.

  1. Пеший поход в район Соснового бора.

  • Правила установки палатки и устройство ночлега в лесу. Устройство костра для ночлега типа "Звезда", "Таежный". Охрана лесов от пожаров. Сбор ягод брусники.

  1. Поход на мотолодках в район ручья "Стройка".

  • Способы укрытия от ненастной погоды. Изготовление шалаша из подручных средств на открытом месте, в лесу. Приготовление пищи в походных условиях. Медицинская аптечка и ее содержание в походе. Сбор ягод клюквы.

  1. Поход на снегоходах в район озера "Окуневое".

  • Устройство шалаша в зимнее время из подручных средств. Разведение костра. Приготовление пищи. Различные способы укрытия от ненастной погоды. Лов рыбы на зимнюю удочку.


Дальность походов не превышает 4 км.

При проведении походов производится сбор природного материала для использования на уроках труда в начальной школе.



Тема №7 (2ч): Доврачебная медицинская помощь. Приемы самоконтроля.

Повреждение мягких тканей и органов вследствие удара тупым предметом – ушиб.

Действие при ушибе – создание покоя, положение давящей повязки, придание ушибленной части тела возвышению положения, приложение к месту ушиба холодного компресса.

Вывих .

Симптомы при вывихе: боль в конечности, резкая деформация области, отсутствие активных и невозможность пассивных движений в суставе.

Действие: проведение мероприятий, направленных на уменьшение болей, холод на область повреждения, применение обезболивающих средств, фиксация конечности в том положении, которое она приняла после травмы (с помощью косынки, бинта, шины или подручных материалов).

Транспортировка пострадавшего в больницу. Выровнять вывих только специалисту.

Переломы – повреждение кости с нарушением ее целостности.

Действие: зафиксировать шинами сломанную конечность с обязательной фиксацией двух соседних суставов, обеспечить полный покой сломанной конечности. Вызвать «скорую помощь» или отвезти пострадавшего в больницу.

Медицинская аптечка – минимальный набор лекарств и принадлежностей.

Практическая работа: положение повязки, наложение шины.


Тема №9 (8ч): Устройство транспортной техники.

Роль транспортных средств в хозяйственной деятельности селькупа.

Водные транспортные средства: ветка, мотолодка.

Типы лодочных моторов их характеристика.

Лодочный мотор «Ветерок». Техническая характеристика. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Кривошипно-шатунный механизм. Такты работы: впрыск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Система очистки и подачи топлива к ДВС: отстойник, насос, карбюратор, шланги. Назначение и устройство элементов. Система охлаждения двигателя: каналы, водяная помпа; ее устройство. Система электрозапуска: зажигание, маховик, коммутатор. Свечи, их назначение. Понятие об опережении зажигания. Установка лодочного мотора на лодку. Подготовка горючей смеси. Запуск мотора. Управление мотолодкой.







Учебно-тематический план

2 года обучения


Тема раздела


Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1


2.

Краеведение.

2

2


3.

Этнография коренного населения.

2

2


4.

Хозяйство и материальная культура Тазовских селькупов.

2

1

1

5.

Флора и фауна Красноселькупского района.

3


3

6.

Основы художественной резьбы.

36


36

7.

Организация и подготовка ПВД. Проведение ПВД (2 похода по 4 часа).

8


8

8

Национальные виды лова рыбы.

4


4

9

Способы добычи тундровой дичи.

4


4

10

Устройство и эксплуатация транспортной техники.

6

2

4

11

Основы стрельбы.

4


4


Итого:

72

8

64




Содержание программы 2 года обучения


Тема №1 (1ч). Вводное занятие.

Цели и задачи детского объединения. Планирование работы.


Тема №2 (2ч). Краеведени-беседа.

Климат.

Континентальный климат Красноселькупского района. Погодные различия севера (Сидоровск) и юга (Толька), обусловленные неодинаковым режимом солнечной радиации, характером циркуляции атмосферы. Влияние продолжительности солнечного сияния на температурный режим. Среднегодовая температура: Сидоровск (-8,5), Красноселькуп (-7,5), Толька (-6,1). Средние температуры по месяцам. Абсолютный минимум (-63 градусов, п. Толька). Абсолютный максимум температуры (+37 градусов). Мощность снежного покрова (90см. – 70см.). Направление ветров зимой и летом. Неблагоприятные атмосферные явления: метели, туманы, грозы, изморозь.

Внутренние воды.

Главные гидрографические объекты района – реки (469 рек). Характеристика реки Таз и ее бассейна. Озера Красноселькупского района. Система Чертовых озер. Болота.


Тема №3 (2ч). Этнография коренного населения- беседа.

Жизнь и быт коренного населения. Особенности быта коренного населения: жилище, одежда, обувь, посуда, утварь, пища. Деятельность коренного населения: оленеводство, охота, рыболовство. Транспорт коренного населения.


Тема №4 (2ч). Хозяйство и материальная культура Тазовских селькупов.

Охота у селькупов – важная отрасль хозяйства. Индивидуальные способы охоты (на песца, лису, соболя, птиц). Коллективные способы охоты (на медведя, гусей и уток). Пассивные способы охоты – самострелы, петли, черканы, сланцы, капканы. Селькупский лук и стрелы. Технология изготовления селькупского лука.

Прямые запреты на добычу определенных птиц, связанные с преданиями, согласно которым многие птицы являются родоначальниками селькупских родов. Подразделение Тазовских селькупов на Орлиный род, Глухариный род, Журавлиный род, род Кедровки.

Селькупские предания о медведе, как «сыне женщины и лесного духа». Особенности охоты на медведя.

Зимнее снаряжение охотника – селькупа. Селькупские лыжи. Технология управления селькупских лыж, оклейка лыж камуссом. Селькупский клей. Селькупский чехол для ружья из шкуры с ног оленя или лося. Селькупский нож. Приобщение селькупских детей к охоте.


Тема №5 (3ч). Флора и фауна Красноселькупского района.

Грибные ресурсы. 4 категории грибов по пищевой и товарной ценности:


Период плодоношения грибов. Грибной сезон. Наиболее продуктивные грибные угодья, средний урожай грибов.

«Грибы – это лесной хлеб, мясо и лекарство» – народная мудрость.

Ресурсы ореха сибирского кедра. Средний урожай орехов. Качество кедрового масла. Потенциальный запас кедровых орехов в районе.


Тема №6 (36ч). Основы художественной резьбы. Прикладное искусство.

Скобчатая или ногтевидная резьба, ее художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для резьбы.

Практические работы: Выполнение на дощечках упражнений: "ноготки" вдоль слоя и "ноготки" поперек слоя. Выполнение узора "зубчики". Создание вариантов скобчатой резьбы на дощечках. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Контурная резьба, художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для контурной резьбы.

Практические работы: Выполнение розеток и цветочных мотивов орнамента в технике контурной резьбы на дощечках. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Выполнение созданных композиций в материале.

Знакомство с инструментами, используемыми при создании скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе.

Практические работы. Выполнение в технике скобчатой и контурной резьбы композиций в материале на полуфабрикатах токарных и столярных форм. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.


Тема №7 (8ч). Организация и подготовка ПВД. Проведение ПВД

(2 похода по 4 часа).

Общие вопросы:

подготовка к многодневным походам: принципы подбора группы, распределение обязанностей. Цели и задачи похода. Выбор и разработка маршрута. Основные и аварийные варианты отдельных участков маршрута. Контрольные сроки похода.

Личное снаряжение туриста: туалетные принадлежности, рюкзак, запасная одежда. Групповое снаряжение: палатки, топор, тент, пила, кухонная посуда, продукты, ремонтный набор, сети, надувная лодка. Значение правильной организации питания. Режим питания в походе. Приготовление пищи в походных условиях. Общий походный рацион при трехразовом горячем питании



Тема №9 (3ч). Национальные виды лова рыбы.

Рыбные промыслы – наиболее стабильный источник питания. Орудия ловов предков селькупов – неводы и ставные сети, сплетенные из растительных волокон. Каты, запоры, морды. Вспомогательные способы лова рыбы – лучение (ночной лов на свет с помощью лука со стрелами или острот), переметы, блесны, удочки,

Посадка сетей с ячеей 50, 60мм. Постановка сетей на реке Таз в калтусе и на течении. Выезд на проверку вставных сетей. Правила безопасности при выезде на мотоплавсредствах. Селькупская рыбная кухня.


Тема №10 (3ч). Способы добычи тундровой дичи.

Куропатка – один из объектов охоты селькупа в зимний период. Места размножения, обитания, пищевой рацион. Миграция птиц с севера на юг в зимний период. Способы лова куропатки на петли, сети. Постановка петель, сетей в тальниковых зарослях. Выезд в лес для проверки снастей на лыжах и снегоходе.


Тема №11 (6ч). Устройство и эксплуатация транспортной техники.

Общее устройство лодочных моторов. Установка мотора на плавсредство. Освоение навыков запуска и управления. Правила безопасности на воде. Общее устройство снегохода "Буран". Правила дорожного движения. Освоение навыков управления.


Тема №12 (7ч). Основы стрельбы.

Материальная часть оружия и основы стрельбы.

Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Понятие о выстреле. Явления, связанные с выстрелом. Рассеивание выстрелов. Определение средней точки попадания (СТП). Расчет поправок.

Основы техники стрельбы.

Прицеливание с открытым и диоптрическим прицелом. Поза изготовки стрелка-спортсмена для производства выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями о стол или стойку. Ознакомление со стрельбой из положения с колена и стоя. Спуск курка, условия, обеспечивающие правильный спуск курка.

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка.

Изучение изготовки для стрельбы сидя с руки (с опорой на стол). Прицеливание с открытым прицелом. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба на кучность по белому листу и мишени.

Стрельба на меткость. Изготовка для стрельбы с колена (без использования ремня). Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба по мишени с черным кругом.


Литература для педагога:


  1. Бакулин В.В. В краю селькупов: Красноселькупский район: Природа. Люди. Экономика. Экология / Кол. авторов. - Екатеринбург. Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000.

  2. Зелько А.П. Этнография коренного населения. Среднеуральское кн. из – во. 2000 г.

  3. Козин В.В. Экологические проблемы. Среднеуральское кн. из – во. 2000 г.

  4. Ласкин С.А. Первая медицинская помощь. Кострома. «Авенир – Дизайн». 2002 г.

  5. Солодовников А.Ю. Многообразный мир природы. Среднеуральское кн. из – во. 2000 г.

  6. Тарасенко В.П. Лесная фитотерапия. Санкт – Петербург. АО «Питер». 1992 г.

  7. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. Прсвещение. 1998 г.

  8. Хомич Л.В. Тазовские селькупы. Санкт – Петербург. Просвещение. 2002 г.

  9. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. «Слово о Ямале» документально-этнографические публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке, учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004г., 222стр.

  10. Гриценко В.Н. «История Ямальского Севера в очерках и документах»: В2т.-Т.1. Омск: Кн.изд-во, 2004. – 312с.,ил.

  11. Гриценко В.Н. «История Ямальского Севера в очерках и документах»: В2т.-Т.2. Омск: Кн.изд-во, 2004. – 336с.,ил.

  12. Сязи А.М., Самбуров Н.М. «Узоры северного сияния»: Иллюстрированный альбом, ООО «Русская коллекция» СПб., - 2005г.

  13. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН,2002.

  14. Гликин М.С. «Декоративные работы по дереву на станках. – М.: Издательство «Народное творчество», Издательство «Искона», 1999.

  15. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. – Мн.: ОДО «Хэлтон», 2003


Литература для обучающихся:


  1. Ковалёва В.И. Лечение лекарствами. Санкт – Петербург. АО «Питер». 1992 г.

2. Рыбные блюда. СП «Квадрат»,1996

  1. Онианс Д. «Резьба по дереву» - Пер. с англ. Т.Ю. Лисовской. – М.: Мир книги, 2004

  2. Коробейник А.В. Охотничьи самоделки. Серия «Охотник и рыболов». Ростов-на Дону: «Феникс», 2000.

  3. «Резьба по дереву»: Сборник/Авт.-сост. В.В. Новиков, М.: Лабиринт Пресс, 2002. (Серия «Золотая коллекция»)

  4. Гашилов А.И. «Картинный словарь селькупского языка. Тазовский диалект»: Уч.пособие для уч-ся 1кл. – СПб.: Изд-во «Дрофа» 2004. – 191с.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!