Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Принята на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 1 от «30» августа 2017 года протокол № 1 | | Утверждена Приказом по МАОУ СОШ №1: № 67-ОД от «30» августа 2017 года |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный дизайнер».
Возраст детей – 14-18 лет
Срок реализации программы – 1 год.
72часа
Составитель: Борцова Валентина Ивановна,
учитель технологии
г. Боровичи
Новгородской области
2017 год
Пояснительная записка
В настоящее время назрела необходимость в новой программе, направленной на развитие детского творчества различных направлений, дизайнерского искусства, в предоставлении обучающимся возможности творческого самовыражения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дизайнер» адаптированная, разработана на основе программы «Мой уютный дом» Н.А. Захаровой и программы «Я модница» Л.Н. Корневой «Моя профессия – дизайнер». Направленность программы – художественная.
Включение обучающихся в активную практическую и творческую деятельность способствует формированию дизайнерского мышления, помогает овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, а также способствует пониманию того, что результат творчества — продукт, имеющий функцию товара или работы, отвечающий как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Цель: развивать художественно – проектировочные навыки обучающихся в области дизайна.
Содержание программы нацелено на решение следующих задач образования обучающихся:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с основными законами композиции и композиционных средств формирования интерьера;
Научить способам изготовления изделий в лоскутной технике (ручные, машинные, коллажи);
Познакомить с основами учебного проектирования
Научить разрабатывать проектируемую идею с учётом закономерностей формирования интерьера и требований потребителя, изготавливать элементы предметной среды интерьера, используя полученные знания и умения с учетом особенностей интерьер
Развивающие:
Развивать умение грамотно анализировать композиционное решение интерьера;
ориентироваться в многообразии стилевых направлений;
Формировать умение публично представлять проектируемые изделия.
Воспитательные:
раскрыть творческие способности учащихся, формируя у них художественную и общетрудовую культуру;
побудить к художественно-творческой активности и практической деятельности, направленной на реализацию социальных и общественно значимых идей;
предложить один из вариантов выбора пути самореализации в обществе, познакомив со спецификой работы дизайнера, мастера по художественной обработке материалов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: - 14-18 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год обучения.
2 часа в неделю – 72 учебных часа в год.
Формы и режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей.
Наполняемость групп –10-15 человек.
Ведущей формой обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса и применение дифференцированного подхода к учащимся.
Продолжительность занятий:
1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу.
Содержание программы позволяет познакомить обучающихся с основами дизайна жилых помещений, стилевыми направлениями в интерьерах и закономерностями их декоративного оформления; выполнить ряд практических работ и творческий проект.
Форма обучения очная.
Планируемые результаты.
обучающиеся должны знать:
основные законы композиции и композиционные средства формирования интерьера;
исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах;
требования к освещению интерьера;
элементы декоративного оформления и композиционно-эстетические требования к ним (правила домашней галереи и тканевого дизайна, использование текстиля, оформление окон и предметов «мягкого» дизайна);
способы изготовления изделий в лоскутной технике (ручные, машинные, коллажи);
способы совмещения техник: лоскут - вышивка, лоскут - аппликация, лоскут - бисероплетение, лоскут - вязание (кружевоплетение);
основы учебного проектирования.
обучающиеся должны уметь:
грамотно анализировать композиционное решение интерьера;
ориентироваться в многообразии стилевых направлений;
разрабатывать проектируемую идею с учётом закономерностей формирования интерьера и требований потребителя;
изготавливать элементы предметной среды интерьера, используя полученные знания и умения с учетом особенностей интерьера;
публично представлять проектируемые изделия.
Порядок и содержание итоговой и промежуточной аттестации учащихся
При проведении промежуточной аттестации по программе используется безоценочная система (зачет/незачет).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится два раза в учебном году: по окончании I полугодия и по окончании учебного года.
Формы проведения аттестации:
- самостоятельные работы: «Цвет и его воздействие на человека»; «Стилевые направления в современных интерьерах»;
- творческие работы: «Калейдоскоп идей для интерьера дома», «Абажур своими руками».
- защита творческого проекта «Идеи для моего уютного дома».
2.4. Оценочные материалы:
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Критерии оценивания:
Высокий уровень – учащийся набирает 12-15 баллов
Средний уровень – учащийся набирает 6-12 баллов
Низкий уровень – учащийся набирает 0-5 баллов
Зачет получают учащиеся, показавшие результат среднего и высоко уровня.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов всего | Теорет. | Практич. | Формы организации занятий | Формы аттестации |
| Раздел I: Дизайн интерьера | 22 | 11 | 11 | | |
| Тема 1: Интерьер и особенности его формирования. Вводное занятие. Факторы, влияющие на создание интерьера. Композиция в интерьере. Выполнение упражнения: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция интерьера». | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 2: Стилевые направления в интерьере Исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах. Характеристика стилей. Исследование «Стилевые направления в интерьерах» | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 3: Домашняя галерея Жанры на стенах и особенности их размещения в различных помещениях, выбор рам и паспарту, правила домашней галереи Оформление картины (фото). | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 4: Освещение в интерьере. Освещенность помещения, дизайн светильника и зрительные иллюзии, роль цвета и его воздействие на человека. Естественное освещение. Оформление окон. Шторы, портьеры, гардины, занавеси, ламбрекены и способы их изготовления. Оформление окна. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 5: Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера Текстиль в интерьере, его роль, историческое развитие и использование. Современная мода и тенденции. Правила тканевого дизайна. Декоративное оформление интерьера: подушки, скатерти, салфетки, шторы, занавески, картины, панно, пледы, покрывала. Выполнение упражнения «Получение новых визуальных образов ». | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 6: Способы изготовления изделий в лоскутной технике. Способы изготовления: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ». Выполнение визуальных образов. Упражнение «Способы выполнения лоскутной техники: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция». | 4 | 2 | 2 | | |
| Тема 7: Совмещение лоскутных техник с другими видами декоративно-прикладного искусства. Лоскут – аппликация. Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут — бисер, лоскут – вязание. Выполнение упражнений: «Лоскут — аппликация», «Лоскут - вышивка», «Лоскут - бисер», «Лоскут - вязание (кружевоплетение)». | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 8: Проект «Идеи для моего уютного дома». Разработка проекта. Анализ интерьера, выработка требований, разработка и выбор наиболее оригинальной, экономичной идеи. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 9: Изготовление изделия .Изготовление проектируемого изделия | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 10: Представление и защита проектов. Представление и защита проектов. «Калейдоскоп идей для интерьера дома», «Абажур своими руками». | 2 | 1 | 1 | | зачет |
| Раздел II: Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и подготовка специалистов. | 50 | 24 | 26 | | |
| Тема 1: Понятие «дизайн».Понятие «дизайн» обоснование различных определений дизайна. Интеллектуальная игра «Что такое дизайн?». Деловая игра «Я дизайнер одежды». | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 2: Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды. Необходимые знания дизайнера костюма о композиции, моде, стилях, силуэтах, форме и цвете, историческом формировании моды и стилей. Закономерности развития моды XX века и тенденции современной моды. «Композиция костюма – это….». «Закономерности развития моды». | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 3: Тенденции моды. Костюм – внешность – фигура. Тенденции современной моды. Выполнение упражнений по «подбору» модного костюма с учетом особенностей фигуры. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 4: Творческое моделирование «от идеи до модели». Источники творчества при моделировании современного костюма. Эскизная разработка костюма. Творческое моделирование и его понятие. Эскизная разработка костюма. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 5: Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование. Выполнение упражнения по использованию приема перемещения нагрудной вытачки для создания новых моделей. Диагностика. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 6: Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные линии. Силуэтные и декоративные линии. Образование рельефов, кокеток, подрезов, драпировок. Моделирование посредством параллельного и радиального разведения выкройки. Выполнение упражнений. Диагностика. | 1 | | 1 | | |
| Тема 7: Художественное оформление одежды. Художественное оформление одежды. Понятие о декоре, взаимодействии стиля и декора. Приемы декорирования одежды различного назначения. Выполнение дизайнерской мини-разработки по одной конструктивной основе под девизом: «Все дело в отделке» и создание серии моделей. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 8: Дизайнерская разработка. Объемное макетирование. Понятие «объемное макетирование». Разработка требований к модели будущего костюма, создание модели костюма, обоснование и представление дизайнерской идеи | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 9: Мода уходит – стиль остается. Модные тенденции года Изучение женской фигуры | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 10: Композиция костюма. Композиция костюма и ее средства: силуэт, пропорции, свет. Работа с журналами мод Композиция костюма и ее средства: ритм, линии, зрительные иллюзии. Работа с журналами мод | 4 | 2 | 2 | | |
| Тема 11: Урок – упражнение: «Проектирование швейных изделий»Проектирование швейных изделий. Упражнения в проектировании швейных изделий | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 12: Краткая формулировка задач. Направления исследовательской деятельности. Поисковый этап проекта Краткая формулировка задач. Исследовательская работа | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 13: Анализ исследовательской деятельности. Составление дизайн – требований. Выработка идей. | 1 | | 1 | | |
| Тема 14: Выбор лучшей идеи. Анализ выполненной работы. | 1 | | 1 | | |
| Тема 15: Защита проектов. Художественный свет. Защита проектов. | 1 | | 1 | | |
| Тема 16: Конструирование швейного изделия. Понятие «Конструирование швейного изделия». Требования, предъявляемые к конструкции. Методы конструирования одежды. Эскизы моделей одежды. Чертежи конструкций легкого женского платья. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 17: Выбор базовой конструкции женского легкого платья. Прибавки и припуски при конструировании одежды. Упражнение «Выбор конструкции женского легкого платья». | 4 | 2 | 2 | | |
| Тема 18: Правила и приемы технического моделирования.Правила и приемы технического моделирования. Применение приемов технического моделирования. | 4 | 2 | 2 | | |
| Тема 19: Технология обработки отдельных деталей и узлов женской одежды. Технология обработки горловины. Обработка горловины Технология обработки проймы Обработка проймы | 7 | 4 | 3 | | |
| Тема 20: Сведения о швейном производстве. Оборудование швейных предприятий. Общие сведения о швейном производстве. Простейший ремонт швейных машин. | 2 | 1 | 1 | | |
| Тема 21: Швейные материалы при изготовлении одежды. Профессия - дизайнер. Виды швейных материалов. Использование декоративных материалов в изготовлении одежды. | 1 | 1 | | | |
| Тема 22. Зачетное занятие Защита творческого проекта «Идеи для моего уютного дома». | 2 | | 1 | | зачет |
| Всего часов | 72 | 32 | 40 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I: Дизайн интерьера -22 часа
Тема 1. Интерьер и особенности его формирования-2ч
Теоретические сведения
Факторы, влияющие на создание интерьера. Композиция в интерьере: свойства - форма, величина, положение в пространстве, массивность и пространственность, фактура, освещённость и затемнённость, цвет; средства - контраст и нюанс, тождество, симметрия и асимметрия, динамика и статика, замкнутость и открытость.
Практическая работа
Выполнение упражнения: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция интерьера».
Задание для самостоятельного исследования: «Цвет и его воздействие на человека».
Тема 2. Стилевые направления в интерьере-2ч.
Теоретические сведения
Исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах.
Характеристика стилей - готика, ренессанс, барокко, ампир, классицизм, модерн, кантри, хай-тек.
Практическая работа (групповая)
Исследование «Стилевые направления в интерьерах»:
Характеристика архитектурного стиля.
Анализ визуальных образов «Стилевые направления в современных интерьерах ».
Выводы и обобщения. Составление таблицы: «Стилевые направления в современных интерьерах».
Домашнее задание: подготовить иллюстративный материал по теме «Стилевые направления в современных интерьерах ».
Тема 3. Домашняя галерея- 2ч
Теоретические сведения
Жанры на стенах и особенности их размещения в различных помещениях (пейзажи, натюрморты, графика, постеры, вышитые картины, иконы); выбор рам и паспарту, правила домашней галереи (технология развешивания, расположение картины на стене, группирование картин, зрительные иллюзии и уход за картинами).
Практическая работа
Оформление картины (фото).
Тема 4. Освещение в интерьере-2ч.
Теоретические сведения
Освещенность помещения (понятие о видах освещения, требования к уровню освещенности во всех помещениях квартиры), дизайн светильника и зрительные иллюзии, роль цвета и его воздействие на человека. Естественное освещение. Оформление окон. Шторы, портьеры, гардины, занавеси, ламбрекены и способы их изготовления.
Практическая работа
Оформление окна.
Тема 5. Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера-2 ч.
Теоретические сведения
Текстиль в интерьере, его роль, историческое развитие и использование. Современная мода и тенденции. Правила тканевого дизайна (фактура и состав, рисунок и иллюзии, ткани и цветы). Декоративное оформление интерьера: подушки, скатерти, салфетки, шторы, занавески, картины, панно, пледы, покрывала.
Практическая работа
Выполнение упражнения «Получение новых визуальных образов ».
Тема 6. Способы изготовления изделий в лоскутной технике -4 ч.
Теоретические сведения
Способы изготовления: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ». Практическая работа
Выполнение визуальных образов. Упражнение «Способы выполнения лоскутной техники: «Соты», «Колодец», «Шах-матка», «Алмаз», «Абстракция».
Тема 7. Совмещение техник с другими видами прикладного искусства. – 2 ч.
Лоскут — аппликация
Теоретические сведения
Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут — бисер, лоскут - вязание,
Практическая работа
Выполнение упражнений: «Лоскут — аппликация», «Лоскут - вышивка», «Лоскут - бисер», «Лоскут - вязание (кружевоплетение)».
Тема 8. Проект «Идеи для моего уютного дома»- 2 ч.
Практическая работа
Разработка проекта «Идеи для моего уютного дома». Анализ интерьера, выработка требований, разработка и выбор наиболее оригинальной, экономичной идеи.
Тема 9. Изготовление изделия – 2 ч.
Практическая работа
Изготовление проектируемого изделия,
Тема 10. Представление и защита проектов- 2 ч.
Раздел II: Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и подготовка специалистов.-50 часов.
Тема 1: Понятие «дизайн».- 2 ч.
Понятие «дизайн» обоснование различных определений дизайна.
Практическая работа Интеллектуальная игра «Что такое дизайн?». Деловая игра «Я дизайнер одежды».
Тема 2: Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды.- 2 ч.
Необходимые знания дизайнера костюма о композиции, моде, стилях, силуэтах, форме и цвете, историческом формировании моды и стилей. Закономерности развития моды XX века и тенденции современной моды.
«Композиция костюма – это….».
Практическая работа «Закономерности развития моды».
Тема 3: Тенденции моды. Костюм – внешность – фигура.- 2 ч.
Тенденции современной моды.
Практическая работа Выполнение упражнений по «подбору» модного костюма с учетом особенностей фигуры.
Тема 4: Творческое моделирование «от идеи до модели». Источники творчества при моделировании современного костюма. Эскизная разработка костюма.-2ч.
Творческое моделирование и его понятие.
Практическая работа
Эскизная разработка костюма.
Тема 5: Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование. -2ч.
Практическая работа
Выполнение упражнения по использованию приема перемещения нагрудной вытачки для создания новых моделей.
Тема 6: Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные
линии.-1 ч.
Практическая работа Силуэтные и декоративные линии. Образование рельефов, кокеток, подрезов, драпировок. Моделирование посредством параллельного и радиального разведения выкройки.
Выполнение упражнений.
Тема 7: Художественное оформление одежды.- 2ч.
Художественное оформление одежды. Понятие о декоре, взаимодействии стиля и декора. Приемы декорирования одежды различного назначения.
Практическая работа
Выполнение дизайнерской мини-разработки по одной конструктивной основе под девизом: «Все дело в отделке» и создание серии моделей.
Тема 8: Дизайнерская разработка. Объемное макетирование. – 2 ч.
Понятие «объемное макетирование».
Практическая работа
Разработка требований к модели будущего костюма, создание модели костюма, обоснование и представление дизайнерской идеи
Тема 9: Мода уходит – стиль остается.-2ч.
Модные тенденции года
Практическая работа
Изучение женской фигуры
Тема 10: Композиция костюма. – 4 ч.
Композиция костюма и ее средства: силуэт, пропорции, свет.
Работа с журналами мод
Композиция костюма и ее средства: ритм, линии, зрительные иллюзии.
Практическая работа Работа с журналами мод
Тема 11: Урок – упражнение: «Проектирование швейных изделий»- 2 ч.
Проектирование швейных изделий
Практическая работа
Упражнения в проектировании швейных изделий
Тема 12: Краткая формулировка задач. Направления исследовательской деятельности. – 2 ч.
Поисковый этап проекта
Практическая работа
Краткая формулировка задач. Исследовательская работа
Тема 13: Анализ исследовательской деятельности. Составление дизайн – требований. Выработка идей.- 2 ч.
Анализ исследовательской деятельности.
Практическая работа
Разработка идей.
Тема 14: Выбор лучшей идеи. Анализ выполненной работы. – 1ч.
Практическая работа
Анализ выполненной работы.
Тема 15: Защита проектов. Художественный свет. -1 ч.
Практическая работа
Защита проектов.
Тема 16: Конструирование швейного изделия.- 2 ч.
Понятие «Конструирование швейного изделия». Требования, предъявляемые к конструкции. Методы конструирования одежды.
Практическая работа
Эскизы моделей одежды. Чертежи конструкций легкого женского платья.
Тема 17: Выбор базовой конструкции женского легкого платья.- 2 ч.
Прибавки и припуски при конструировании одежды.
Практическая работа
Упражнение «Выбор конструкции женского легкого платья».
Тема 18: Правила и приемы технического моделирования. – 4 ч.
Правила и приемы технического моделирования.
Практическая работа
Применение приемов технического моделирования.
Тема 19: Технология обработки отдельных деталей и узлов женской одежды.- 7 ч.
Технология обработки горловины.
Практическая работа
Обработка горловины
Технология обработки проймы.
Практическая работа
Обработка проймы.
Тема 20: Сведения о швейном производстве.
Оборудование швейных предприятий. – 2 ч.
Общие сведения о швейном производстве.
Практическая работа
Простейший ремонт швейных машин.
Тема 21: Швейные материалы при изготовлении одежды.- 1 ч.
Виды швейных материалов.
Использование декоративных материалов в изготовлении одежды.
Тема 22: Профессия - дизайнер. – 2 ч.
Защита проектов.
Итоговое занятие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа обеспечена дидактическими и методическими материалами - упражнениями, заданиями, инструкционными картами, наглядными пособиями. В основе деятельности - активные методы и личностно-деятельный подход.
Упражнение к теме «Интерьер и особенности его формирования »
Название: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция
в интерьере».
Продолжительность: 30 минут.
Выполняется: индивидуально.
Цель упражнения: научиться решать дизайнерские задачи.
Полезная информация:
Композиция жилого интерьера — это гармоничное взаимодействие всех его элементов, выражающих в художественно-образной форме его содержание, соответствующее функциональным и эстетическим потребностям людей.
Выразительность композиции и её элементов зависит от свойств:
форма, которая может быть линейной, плоскостной, объёмной или же, если говорить и о её геометрической принадлежности, в виде цилиндра, шара, конуса и т.д.;
величина — свойство, характеризуемое высотой, шириной, глубиной и их соотношениями между собой;
положение в пространстве: по отношению к осям координат — горизонтальное, вертикальное, фронтальное; к зрителю - ближе, дальше, выше, ниже, правее, левее;
массивность и пространственность — степень заполнения массой: при максимальном заполнении имеем дело с массивной формой, при минимальном - с пространственной формой;
фактура- характеристика поверхности, которая может быть рельефной или же гладкой, полированной, зеркальной;
освещённость или затемнённость — свойство, зависящее от условий освещения;
цвет — свойство, характеризуемое цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.
Выразительность композиции достигается использованием ряда композиционных приёмов:
Контраст - это сопоставление сильно различающихся состояний какого-либо свойства (большого с малым, вертикального с горизонтальным, плоского с объёмным, гладкого с рельефным и т.п.).
Нюанс - это сопоставление близких свойств (большого с чуть большим, плоского с чуть выпуклым и т. п.).
Симметрия - это тождество частей, одна из которых располагается относительно оси симметрии как зеркальное отражение другой. При асимметрии тождество частей и их зеркальное расположение не соблюдаются, однако может быть достигнуто их зрительное равновесие.
Этапы работы:
Установите зависимость функции помещения и его оформления, анализируя предложенный фрагмент интерьера.
Определите, какие композиционные приёмы и средства используют дизайнеры.
Результаты анализа отразите на схеме опоре, постарайтесь увидеть закономерности дизайнерских решений.
Свои выводы представьте классу.
Упражнение по теме «Стилевые направления
в интерьере»
Название: «Стилевые направления в интерьерах»
Продолжительность: 15 минут.
Выполняется: индивидуально.
Цель упражнения: научиться определять характерные черты и элементы различных стилей в интерьере.
Полезная информация:
Стиль — это совокупность черт, близость выразительных художественных средств и приемов, обуславливающих собой единство какого-либо творчества. Каждая историческая эпоха характеризуется соответствующими ей стилями. Они являются источниками творчества для современных дизайнеров.
Этапы работы:
Проанализируйте предложенный вам вариант современного интерьера жилого помещения и установите, какие стилевые направления использованы дизайнером в его разработке.
Свой вывод подтвердите выделением характерных особенностей стиля: преобладающие и модные цвета, линии и формы, элементы интерьера, конструкции окон, дверей и мебели.
Результаты анализа представьте классу в течение 3—5 минут.
Упражнение к теме «Домашняя галерея»
Название: «Картина в интерьере». Продолжительность: 20 минут. Выполняется: в группах (индивидуально).
Необходимые материалы: фрагменты интерьера, бумага, карандаши, ручки.
Цель упражнения: развитие способности понимать замыслы дизайнеров, научиться вырабатывать дизайн идеи.
Этапы работы:
Рассмотрите предложенный фрагмент интерьера и выделите составляющие его элементы. Установите зависимость функции помещения и его оформления (в частности, картин).
Определите, какие приёмы и средства композиции использованы дизайнерами.
Результаты анализа отразите на схеме-опоре условными
обозначениями. Постарайтесь увидеть закономерности
дизайнерских решений. Запишите ваши выводы.
Схема-опора.
Соответствие тематики Соответствие цветовой
картины и помещения гаммы картины и помещения
Упражнение к теме «Освещение в интерьере»
Название: «Оформление окна»
Продолжительность: 70 минут.
Выполняется: в парах.
Необходимые материалы: картон, ткань, ножницы, булавки,
швейная машина, утюг.
Цель упражнения: научиться изготовлению занавесей, штор
и ламбрекенов.
Полезная информация:
Выбор ткани для интерьера — сложная задача. Важно учитывать расположение окон относительно сторон света, этажность дома, форму и размеры помещения и окна, цвет пола и стен, психологическое восприятие интерьерного ансамбля и т.д. По мнению большого числа известных дизайнеров, оформление окон - то главное, от чего все остальное выстраивается и логически сообразовывается вокруг. В зависимости от назначения различают: гардины, шторы и жалюзи для окон, портьеры для дверных проемов.
Этапы работы:
Изобразите схему окна на куске картона и определите его размеры для дальнейшего правильного расчета ткани.
Выработайте «условия» дизайнерского решения: функция помещения, стиль, цветовая гамма интерьера, его ориентация, размеры окон и т.д.
Сделайте эскиз оформления окна.
Подготовьте необходимую ткань, выполните раскрой и пошив изделий.
Представьте свою работу классу с обоснованием дизайнерского решения.
Упражнение к теме «Текстиль в интерьере.
Декоративное оформление интерьера»
Название: «Получение новых визуальных образов»
Продолжительность: 30 минут.
Выполняется: индивидуально.
Цель упражнения: находить новые визуальные образы.
Полезная информация:
Обновление интерьера чаще всего происходит за счет введения в пространство новых предметов декора. Они должны внести новизну, оригинальность, но вместе с тем, органично войти в существующую предметную среду, обеспечив композиционную целостность интерьера.
Этапы работы:
Найдите новые образы декора для уголка гостиной, представленной на рисунке-схеме.
Выберите цветовую гамму интерьера, при этом следует учесть ориентацию помещения (восток, запад, север, юг).
Обдумайте варианты зрительных образов, которые вы хотите ввести в интерьер. Сделайте эскизы на небольших кусочках бумаги и разместите их на предложенной схеме. Интересные образы могут быть найдены с помощью картинок-вырезок. Вы можете использовать подобный прием в своей работе. Можно экспериментировать, используя оба способа поиска новых идей обновления интерьера.
Проанализируйте свои идеи и выберите наиболее интересный и приемлемый вариант обновления интерьера.
Упражнение к теме «Способы изготовления изделий в лоскутной технике»
Название: «Способы выполнения лоскутной техники «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция».
Продолжительность: 60 минут.
Выполняется: индивидуально.
Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, ткань, нитки, булавки, швейная машина, утюг.
Цель упражнения: научиться использовать различные способы лоскутной техники.
Полезная информация:
Лоскутная техника — разноцветная мозаика из ткани.
Этапы работы:
Постройте схемы из цветной бумаги, подбирая элементы по цветовому сочетанию.
Выполните образцы из ткани в соответствии с технологическими картами, выбранной техникой.
Оформите выполненные образцы в тетради.
Упражнение к теме «Совмещение лоскутных техник
с другими видами декоративно-прикладного искусства»
Название: «Лоскут - аппликация»
Продолжительность: 40 минут.
Выполняется: в группе.
Необходимые материалы: ткань, нитки, иглы, булавки,
Цель: научиться способам соединения деталей в тканевой аппликации.
Полезная информация:
Аппликация - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.
По способу соединения материалов различают клеевую и тканевую аппликацию. В тканевой аппликации используют два вида швов: ручные (гладьевые стежки, петельный шов, тамбурный шов) и машинные (строчка прямая, строчка зигзаг).
Последовательность выполнения аппликационных работ:
Перевести рисунок на фоновую плоскость (использовать старую копировальную бумагу, так как перевод должен быть малозаметным).
Элементы перевести на лоскутки так, чтобы совпадали направления долевой нити на фоне ткани и детали.
Выкроить детали с припуском на обработку (в случае использования клеевых прокладочных материалов - без припуска).
Разложить детали на основе, закрепить булавками, проверить правильность композиции.
Приметать детали швом «вперед иголку», начиная от центра и с мелких деталей.
Нитки лучше использовать в тон, чтобы их можно было оставить в изделии.
Детали пришить любыми швами (ручными, машинными). Для ручных швов лучше использовать синтетические нитки для рукоделия: ирис, шерсть (в зависимости от вида ткани). Можно детали чуть приклеить клеем «ПВА», а затем пришить.
Оформить край изделия тесьмой, рамкой, окантовочным швом или другим способом. Если какие-то детали прорисованы фломастером, то их нужно проутюжить - закрепить цвет.
Этапы работы:
Вами сделан эскиз композиции пробного изделия в технике тканевой аппликации и подобраны необходимые материалы и инструменты. Обсудите с членами вашей группы, какие интересные зрительные образы найдены вами. Постарайтесь дать друг другу полезные советы по улучшению композиционных решений.
Обдумайте, какие швы лучше использовать для закрепления тех или иных деталей. Попробуйте на данном изделии использовать разные виды швов.
Изготовьте образец. Выполняя работу, придерживайтесь предложенной выше инструкции.
Оформите выполненный образец в тетради.
Ролевая игра «Оценка качества готового швейного изделия»
Продолжительность — 40 минут.
Выполняется — в группах, фронтально.
Необходимые материалы — готовые швейные изделия.
Цель: научиться выполнять контроль качества швейных изделий.
Этапы работы:
Разбейтесь на группы по 2-3 человека.
Определите, какая группа будет выступать в роли художников-модельеров, конструкторов, технологов, экологов.
Проанализируйте с точки зрения специалистов готовые швейные изделия и оцените их в баллах. Данные запишите в таблице.
I группа художников-модельеров выполняет общий осмотр готового изделия на фигуре и устанавливает следующее:
Показатели качества готового изделия | Рекомендуемое количество баллов | Номер модели | Комментарии |
1 | 2 | 3 | |
- Соответствие изделия назначению - Соответствие изделия образу потребителя - Современность силуэтной формы и модели - Соответствие ткани и отделки фасону и назначению изделия - Гармоничность цветовых сочетании материалов | 4 7 5 2 2 | | | |
Итого | 20 | | | | |
II группа конструкторов (эгрономистов) проверяет качество конструкции и определяет следующее:
Показатели качества готового изделия | Рекомендуемое количество баллов | Номер модели | Комментарии |
1 | 2 | 3 | |
- Правильность посадки изделий на фигуре - Удобство конструкции при эксплуатации изделия | 7 3 | | | |
Итого | 10 | | | | |
III группа технологов проверяет качество технологической обработки и определяет следующее:
Показатели качества готового изделия | Рекомендуемое количество баллов | Номер модели | Комментарии |
1 | 2 | 3 |
- Качество строчек, ровность краев деталей - Симметричность парных деталей - Направление и совпадение рисунка - Качество ВТО - Правильность выбора способа обработки | 2 2 2 2 2 | | | | |
Итого | 10 | | | | |
IV группа экологов определяет экологичность изделий:
Показатели качества готового изделия | Рекомендуемое количество баллов | Номер модели | Комментарии |
1 | 2 | 3 |
- Экологическая чистота используемых материалов - Способы утилизации - Безопасность для здоровья человека | 4 2 4 | | | | |
Итого | 20 | | | | |
Выберите наиболее качественные изделия. Представьте модели классу и прокомментируйте их.
Список литературы
Волчек Н. М. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома. Мн.: Современный литератор, 1999.
Грожан Д. В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности. Ростов н/Д: Феникс, 2005. (Это модно)
Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1979.
Сухарев М. И. Дизайн и интерьер помещений. М.: Махаон, 2004.