СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Юный дизайнер"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования по технологии для учащихся 9-11 классов, рассчитанная на 72 учебных часа

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный дизайнер"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



Принята на заседании

педагогического совета

МАОУ СОШ № 1

от «30» августа 2017 года

протокол № 1


Утверждена

Приказом по МАОУ СОШ №1:

№ 67-ОД

от «30» августа 2017 года







Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юный дизайнер».

Возраст детей – 14-18 лет

Срок реализации программы – 1 год.

72часа







Составитель: Борцова Валентина Ивановна,

учитель технологии







г. Боровичи

Новгородской области

2017 год





Пояснительная записка


В настоящее время назрела необходимость в новой программе, направленной на развитие детского творчества различных направлений, дизайнерского искусства, в предоставлении обучающимся возможности творческого самовыражения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дизайнер» адаптированная, разработана на основе программы «Мой уютный дом» Н.А. Захаровой и программы «Я модница» Л.Н. Корневой «Моя профессия – дизайнер». Направленность программы – художественная.

Включение обучающихся в активную практическую и твор­ческую деятельность способствует формированию дизайнерского мышления, помогает овладеть образным языком деко­ративно-прикладного искусства, а также способствует пони­манию того, что результат творчества — продукт, имеющий функцию товара или работы, отвечающий как функциональ­ным, так и эстетическим требованиям.


Цель: развивать художественно – проектировочные навыки обучающихся в области дизайна.


Содержание программы наце­лено на решение следующих задач образо­вания обучающихся:

Обучающие:

  • Познакомить обучающихся с основными законами композиции и композиционных средств формирования интерьера;

  • Научить способам изготовления изделий в лоскутной технике (ручные, машинные, коллажи);

  • Познакомить с основами учебного проектирования

  • Научить разрабатывать проектируемую идею с учётом законо­мерностей формирования интерьера и требований по­требителя, изготавливать элементы предметной среды интерьера, используя полученные знания и умения с учетом осо­бенностей интерьер


Развивающие:

  • Развивать умение грамотно анализировать композиционное решение ин­терьера;

  • ориентироваться в многообразии стилевых направлений;

  • Формировать умение публично представлять проектируемые изделия.


Воспитательные:


  • раскрыть творческие способности учащихся, формируя у них художественную и общетрудовую культуру;

  • побудить к художественно-творческой активности и практической деятельности, направленной на реализацию социальных и общественно значимых идей;

  • предложить один из вариантов выбора пути самореализации в обществе, познакомив со спецификой работы дизайнера, мастера по художественной обработке материалов.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: - 14-18 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год обучения.

2 часа в неделю – 72 учебных часа в год.

Формы и режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей.

Наполняемость групп –10-15 человек.

Ведущей формой обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса и применение дифференцированного подхода к учащимся.

Продолжительность занятий:

1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы позволяет познакомить обучающихся с основами дизай­на жилых помещений, стилевыми направлениями в интерье­рах и закономерностями их декоративного оформления; вы­полнить ряд практических работ и творческий проект.

Форма обучения очная.


Планируемые результаты.

обучающиеся должны знать:

  • основные законы композиции и композиционные средства формирования интерьера;

  • исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах;

  • требования к освещению интерьера;

  • элементы декоративного оформления и композиционно-эстетические требования к ним (правила домашней га­лереи и тканевого дизайна, использование текстиля, оформление окон и предметов «мягкого» дизайна);

  • способы изготовления изделий в лоскутной технике (ручные, машинные, коллажи);

  • способы совмещения техник: лоскут - вышивка, лоскут - аппликация, лоскут - бисероплетение, лоскут - вяза­ние (кружевоплетение);

  • основы учебного проектирования.


обучающиеся должны уметь:

  • грамотно анализировать композиционное решение ин­терьера;

  • ориентироваться в многообразии стилевых направлений;

  • разрабатывать проектируемую идею с учётом законо­мерностей формирования интерьера и требований по­требителя;

  • изготавливать элементы предметной среды интерьера, используя полученные знания и умения с учетом осо­бенностей интерьера;

  • публично представлять проектируемые изделия.



Порядок и содержание итоговой и промежуточной аттестации учащихся

При проведении промежуточной аттестации по программе используется безоценочная система (зачет/незачет).

Промежуточная аттестация обучающихся проводится два раза в учебном году: по окончании I полугодия и по окончании учебного года.

Формы проведения аттестации:

- самостоятельные работы: «Цвет и его воздействие на чело­века»; «Стилевые направления в современных интерьерах»;

- творческие работы: «Калейдоскоп идей для интерьера дома», «Абажур своими руками».

- защита творческого проекта «Идеи для моего уютного дома».




2.4. Оценочные материалы:

  • пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).


Критерии оценивания:

Высокий уровень – учащийся набирает 12-15 баллов

Средний уровень – учащийся набирает 6-12 баллов

Низкий уровень – учащийся набирает 0-5 баллов

Зачет получают учащиеся, показавшие результат среднего и высоко уровня.










Учебный план

Название темы

Количество часов
всего

Теорет.

Практич.

Формы организации занятий

Формы аттестации


Раздел I: Дизайн интерьера

22

11

11



Тема 1: Интерьер и особенности его формирования.

Вводное занятие.

Факторы, влияющие на создание интерьера. Композиция в интерьере.

Выполнение упражнения: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция интерьера».


2

1

1



Тема 2: Стилевые направления в интерьере Исторические эпохи и стилевые направления в интерье­рах. Характеристика стилей. Исследование «Стилевые направления в интерьерах»

2

1

1



Тема 3: Домашняя галерея Жанры на стенах и особенности их размещения в раз­личных помещениях, выбор рам и паспарту, пра­вила домашней галереи

Оформление картины (фото).


2

1

1



Тема 4: Освещение в интерьере. Освещенность помещения, дизайн светильника и зрительные иллюзии, роль цвета и его воздействие на человека. Естественное освещение. Оформление окон. Шторы, портьеры, гардины, занавеси, ламбрекены и способы их изготовления. Оформление окна.


2

1

1



Тема 5: Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера Текстиль в интерьере, его роль, историческое развитие и использование. Современная мода и тенденции. Правила тка­невого дизайна. Декоративное оформление интерьера: подушки, скатерти, салфетки, шторы, занавески, картины, панно, пле­ды, покрывала.

Выполнение упражнения «Получение новых визуальных образов ».

2

1

1



Тема 6: Способы изготовления изделий в лоскутной технике. Способы изготовления: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ». Выполнение визуальных образов. Упражнение «Способы выполнения лоскутной техники: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция».


4

2

2



Тема 7: Совмещение лоскутных техник с другими видами декоративно-прикладного искусства. Лоскут – аппликация. Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут — бисер, лоскут – вязание. Выполнение упражнений: «Лоскут — аппликация», «Лос­кут - вышивка», «Лоскут - бисер», «Лоскут - вязание (кружевоплетение)».

2

1

1



Тема 8: Проект «Идеи для моего уютного дома». Разработка проекта. Анализ интерьера, выработка требований, разработка и вы­бор наиболее оригинальной, экономичной идеи.

2

1

1



Тема 9: Изготовление изделия .Изготовление проектируемого изделия

2

1

1



Тема 10: Представление и защита проектов. Представление и защита проектов. «Калейдоскоп идей для интерьера дома», «Абажур своими руками».


2

1

1


зачет

Раздел II: Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и подготовка специалистов.

50

24

26



Тема 1: Понятие «дизайн».Понятие «дизайн» обоснование различных определений дизайна. Интеллектуальная игра «Что такое дизайн?». Деловая игра «Я дизайнер одежды».

2

1

1



Тема 2: Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды. Необходимые знания дизайнера костюма о композиции, моде, стилях, силуэтах, форме и цвете, историческом формировании моды и стилей. Закономерности развития моды XX века и тенденции современной моды.

«Композиция костюма – это….».

«Закономерности развития моды».

2

1

1



Тема 3: Тенденции моды. Костюм – внешность – фигура. Тенденции современной моды. Выполнение упражнений по «подбору» модного костюма с учетом особенностей фигуры.


2

1

1



Тема 4: Творческое моделирование «от идеи до модели». Источники творчества при моделировании современного костюма. Эскизная разработка костюма. Творческое моделирование и его понятие. Эскизная разработка костюма.

2

1

1



Тема 5: Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование. Выполнение упражнения по использованию приема перемещения нагрудной вытачки для создания новых моделей. Диагностика.

2

1

1



Тема 6: Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные линии. Силуэтные и декоративные линии. Образование рельефов, кокеток, подрезов, драпировок. Моделирование посредством параллельного и радиального разведения выкройки. Выполнение упражнений. Диагностика.

1


1



Тема 7: Художественное оформление одежды. Художественное оформление одежды. Понятие о декоре, взаимодействии стиля и декора. Приемы декорирования одежды различного назначения. Выполнение дизайнерской мини-разработки по одной конструктивной основе под девизом: «Все дело в отделке» и создание серии моделей.

2

1

1



Тема 8: Дизайнерская разработка. Объемное макетирование. Понятие «объемное макетирование». Разработка требований к модели будущего костюма, создание модели костюма, обоснование и представление дизайнерской идеи

2

1

1



Тема 9: Мода уходит – стиль остается. Модные тенденции года Изучение женской фигуры

2

1

1



Тема 10: Композиция костюма. Композиция костюма и ее средства: силуэт, пропорции, свет. Работа с журналами мод Композиция костюма и ее средства: ритм, линии, зрительные иллюзии. Работа с журналами мод

4

2

2



Тема 11: Урок – упражнение: «Проектирование швейных изделий»Проектирование швейных изделий. Упражнения в проектировании швейных изделий

2

1

1



Тема 12: Краткая формулировка задач. Направления исследовательской деятельности. Поисковый этап проекта Краткая формулировка задач. Исследовательская работа

2

1

1



Тема 13: Анализ исследовательской деятельности. Составление дизайн – требований. Выработка идей.

1


1



Тема 14: Выбор лучшей идеи. Анализ выполненной работы.

1


1



Тема 15: Защита проектов. Художественный свет. Защита проектов.

1


1



Тема 16: Конструирование швейного изделия. Понятие «Конструирование швейного изделия». Требования, предъявляемые к конструкции. Методы конструирования одежды. Эскизы моделей одежды. Чертежи конструкций легкого женского платья.

2

1

1



Тема 17: Выбор базовой конструкции женского легкого платья. Прибавки и припуски при конструировании одежды. Упражнение «Выбор конструкции женского легкого платья».

4

2

2



Тема 18: Правила и приемы технического моделирования.Правила и приемы технического моделирования. Применение приемов технического моделирования.


4

2

2



Тема 19: Технология обработки отдельных деталей и узлов женской одежды. Технология обработки горловины. Обработка горловины Технология обработки проймы Обработка проймы

7

4

3



Тема 20: Сведения о швейном производстве. Оборудование швейных предприятий. Общие сведения о швейном производстве. Простейший ремонт швейных машин.

2

1

1



Тема 21: Швейные материалы при изготовлении одежды. Профессия - дизайнер. Виды швейных материалов. Использование декоративных материалов в изготовлении одежды.

1

1




Тема 22. Зачетное занятие Защита творческого проекта «Идеи для моего уютного дома».


2


1


зачет

Всего часов

72

32

40














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I: Дизайн интерьера -22 часа

Тема 1. Интерьер и особенности его формирования-2ч

Теоретические сведения

Факторы, влияющие на создание интерьера. Композиция в интерьере: свойства - форма, величина, положение в про­странстве, массивность и пространственность, фактура, осве­щённость и затемнённость, цвет; средства - контраст и ню­анс, тождество, симметрия и асимметрия, динамика и стати­ка, замкнутость и открытость.

Практическая работа

Выполнение упражнения: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция интерьера».

Задание для самостоятельного исследования: «Цвет и его воздействие на человека».

Тема 2. Стилевые направления в интерьере-2ч.

Теоретические сведения

Исторические эпохи и стилевые направления в интерье­рах.

Характеристика стилей - готика, ренессанс, барокко, ампир, классицизм, модерн, кантри, хай-тек.

Практическая работа (групповая)

Исследование «Стилевые направления в интерьерах»:

  • Характеристика архитектурного стиля.

  • Анализ визуальных образов «Стилевые направления в современных интерьерах ».

  • Выводы и обобщения. Составление таблицы: «Стилевые направления в современных интерьерах».

Домашнее задание: подготовить иллюстративный мате­риал по теме «Стилевые направления в современных интерь­ерах ».

Тема 3. Домашняя галерея- 2ч

Теоретические сведения

Жанры на стенах и особенности их размещения в раз­личных помещениях (пейзажи, натюрморты, графика, посте­ры, вышитые картины, иконы); выбор рам и паспарту, пра­вила домашней галереи (технология развешивания, располо­жение картины на стене, группирование картин, зрительные иллюзии и уход за картинами).

Практическая работа

Оформление картины (фото).

Тема 4. Освещение в интерьере-2ч.

Теоретические сведения

Освещенность помещения (понятие о видах освещения, требования к уровню освещенности во всех помещениях квартиры), дизайн светильника и зрительные иллюзии, роль цвета и его воздействие на человека. Естественное освещение. Оформление окон. Шторы, портьеры, гардины, занавеси, ламбрекены и способы их изготовления.

Практическая работа

Оформление окна.

Тема 5. Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера-2 ч.

Теоретические сведения

Текстиль в интерьере, его роль, историческое развитие и использование. Современная мода и тенденции. Правила тка­невого дизайна (фактура и состав, рисунок и иллюзии, ткани и цветы). Декоративное оформление интерьера: подушки, скатерти, салфетки, шторы, занавески, картины, панно, пле­ды, покрывала.

Практическая работа

Выполнение упражнения «Получение новых визуальных образов ».


Тема 6. Способы изготовления изделий в лоскутной технике -4 ч.

Теоретические сведения

Способы изготовления: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ». Практическая работа

Выполнение визуальных образов. Упражнение «Способы выполнения лоскутной техники: «Соты», «Колодец», «Шах-матка», «Алмаз», «Абстракция».

Тема 7. Совмещение техник с другими видами приклад­ного искусства. – 2 ч.

Лоскут — аппликация

Теоретические сведения

Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут — бисер, лоскут - вязание,

Практическая работа

Выполнение упражнений: «Лоскут — аппликация», «Лос­кут - вышивка», «Лоскут - бисер», «Лоскут - вязание (кружевоплетение)».

Тема 8. Проект «Идеи для моего уютного дома»- 2 ч.

Практическая работа

Разработка проекта «Идеи для моего уютного дома». Анализ интерьера, выработка требований, разработка и вы­бор наиболее оригинальной, экономичной идеи.

Тема 9. Изготовление изделия – 2 ч.

Практическая работа

Изготовление проектируемого изделия,

Тема 10. Представление и защита проектов- 2 ч.


Раздел II: Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и подготовка специалистов.-50 часов.

Тема 1: Понятие «дизайн».- 2 ч.

Понятие «дизайн» обоснование различных определений дизайна.

Практическая работа Интеллектуальная игра «Что такое дизайн?». Деловая игра «Я дизайнер одежды».

Тема 2: Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды.- 2 ч.

Необходимые знания дизайнера костюма о композиции, моде, стилях, силуэтах, форме и цвете, историческом формировании моды и стилей. Закономерности развития моды XX века и тенденции современной моды.

«Композиция костюма – это….».

Практическая работа «Закономерности развития моды».

Тема 3: Тенденции моды. Костюм – внешность – фигура.- 2 ч.

Тенденции современной моды.

Практическая работа Выполнение упражнений по «подбору» модного костюма с учетом особенностей фигуры.

Тема 4: Творческое моделирование «от идеи до модели». Источники творчества при моделировании современного костюма. Эскизная разработка костюма.-2ч.

Творческое моделирование и его понятие.

Практическая работа

Эскизная разработка костюма.

Тема 5: Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование. -2ч.

Практическая работа

Выполнение упражнения по использованию приема перемещения нагрудной вытачки для создания новых моделей.

Тема 6: Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные

линии.-1 ч.

Практическая работа Силуэтные и декоративные линии. Образование рельефов, кокеток, подрезов, драпировок. Моделирование посредством параллельного и радиального разведения выкройки.


Выполнение упражнений.

Тема 7: Художественное оформление одежды.- 2ч.

Художественное оформление одежды. Понятие о декоре, взаимодействии стиля и декора. Приемы декорирования одежды различного назначения.

Практическая работа

Выполнение дизайнерской мини-разработки по одной конструктивной основе под девизом: «Все дело в отделке» и создание серии моделей.

Тема 8: Дизайнерская разработка. Объемное макетирование. – 2 ч.

Понятие «объемное макетирование».

Практическая работа

Разработка требований к модели будущего костюма, создание модели костюма, обоснование и представление дизайнерской идеи

Тема 9: Мода уходит – стиль остается.-2ч.

Модные тенденции года

Практическая работа

Изучение женской фигуры

Тема 10: Композиция костюма. – 4 ч.

Композиция костюма и ее средства: силуэт, пропорции, свет.

Работа с журналами мод

Композиция костюма и ее средства: ритм, линии, зрительные иллюзии.

Практическая работа Работа с журналами мод

Тема 11: Урок – упражнение: «Проектирование швейных изделий»- 2 ч.

Проектирование швейных изделий

Практическая работа

Упражнения в проектировании швейных изделий

Тема 12: Краткая формулировка задач. Направления исследовательской деятельности. – 2 ч.

Поисковый этап проекта

Практическая работа

Краткая формулировка задач. Исследовательская работа

Тема 13: Анализ исследовательской деятельности. Составление дизайн – требований. Выработка идей.- 2 ч.

Анализ исследовательской деятельности.

Практическая работа

Разработка идей.

Тема 14: Выбор лучшей идеи. Анализ выполненной работы. – 1ч.

Практическая работа

Анализ выполненной работы.

Тема 15: Защита проектов. Художественный свет. -1 ч.

Практическая работа

Защита проектов.

Тема 16: Конструирование швейного изделия.- 2 ч.

Понятие «Конструирование швейного изделия». Требования, предъявляемые к конструкции. Методы конструирования одежды.

Практическая работа

Эскизы моделей одежды. Чертежи конструкций легкого женского платья.


Тема 17: Выбор базовой конструкции женского легкого платья.- 2 ч.

Прибавки и припуски при конструировании одежды.

Практическая работа

Упражнение «Выбор конструкции женского легкого платья».

Тема 18: Правила и приемы технического моделирования. – 4 ч.

Правила и приемы технического моделирования.

Практическая работа

Применение приемов технического моделирования.

Тема 19: Технология обработки отдельных деталей и узлов женской одежды.- 7 ч.

Технология обработки горловины.

Практическая работа

Обработка горловины

Технология обработки проймы.

Практическая работа

Обработка проймы.

Тема 20: Сведения о швейном производстве.

Оборудование швейных предприятий. – 2 ч.

Общие сведения о швейном производстве.

Практическая работа

Простейший ремонт швейных машин.

Тема 21: Швейные материалы при изготовлении одежды.- 1 ч.

Виды швейных материалов.

Использование декоративных материалов в изготовлении одежды.

Тема 22: Профессия - дизайнер. – 2 ч.

Защита проектов.

Итоговое занятие.



















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа обеспечена дидактически­ми и методическими материалами - упражнениями, зада­ниями, инструкционными картами, наглядными пособиями. В основе деятельности - активные методы и личностно-деятельный подход.




Упражнение к теме «Интерьер и особенности его формирования »

Название: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция

в интерьере».

Продолжительность: 30 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: научиться решать дизайнерские задачи.

Полезная информация:

Композиция жилого интерьера — это гармоничное взаи­модействие всех его элементов, выражающих в художествен­но-образной форме его содержание, соответствующее функ­циональным и эстетическим потребностям людей.

Выразительность композиции и её элементов зависит от свойств:

  • форма, которая может быть линейной, плоскостной, объ­ёмной или же, если говорить и о её геометрической при­надлежности, в виде цилиндра, шара, конуса и т.д.;

  • величина — свойство, характеризуемое высотой, шири­ной, глубиной и их соотношениями между собой;

  • положение в пространстве: по отношению к осям координат — горизонтальное, вертикальное, фронтальное; к зрителю - ближе, дальше, выше, ниже, правее, левее;

  • массивность и пространственность — степень заполнения массой: при максимальном заполнении имеем дело с мас­сивной формой, при минимальном - с пространственной формой;

  • фактура- характеристика поверхности, которая может быть рельефной или же гладкой, полированной, зер­кальной;

  • освещённость или затемнённость — свойство, зависящее от условий освещения;

  • цвет — свойство, характеризуемое цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.

Выразительность композиции достигается использовани­ем ряда композиционных приёмов:

Контраст - это сопоставление сильно различающихся со­стояний какого-либо свойства (большого с малым, верти­кального с горизонтальным, плоского с объёмным, гладкого с рельефным и т.п.).


Нюанс - это сопоставление близких свойств (большого с чуть большим, плоского с чуть выпуклым и т. п.).

Симметрия - это тождество частей, одна из которых рас­полагается относительно оси симметрии как зеркальное от­ражение другой. При асимметрии тождество частей и их зер­кальное расположение не соблюдаются, однако может быть достигнуто их зрительное равновесие.



Этапы работы:

  1. Установите зависимость функции помещения и его оформления, анализируя предложенный фрагмент ин­терьера.

  2. Определите, какие композиционные приёмы и средства используют дизайнеры.

  3. Результаты анализа отразите на схеме опоре, постарайтесь увидеть закономерности дизайнерских решений.

  4. Свои выводы представьте классу.





Упражнение по теме «Стилевые направления

в интерьере»

Название: «Стилевые направления в интерьерах»

Продолжительность: 15 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: научиться определять характерные черты и элементы различных стилей в интерьере.

Полезная информация:

Стиль — это совокупность черт, близость выразительных художественных средств и приемов, обуславливающих собой единство какого-либо творчества. Каждая историческая эпоха характеризуется соответствующими ей стилями. Они являют­ся источниками творчества для современных дизайнеров.


Этапы работы:

  1. Проанализируйте предложенный вам вариант современ­ного интерьера жилого помещения и установите, какие стилевые направления использованы дизайнером в его разработке.

  2. Свой вывод подтвердите выделением характерных осо­бенностей стиля: преобладающие и модные цвета, линии и формы, элементы интерьера, конструкции окон, дверей и мебели.

  3. Результаты анализа представьте классу в течение 3—5 минут.


Упражнение к теме «Домашняя галерея»

Название: «Картина в интерьере». Продолжительность: 20 минут. Выполняется: в группах (индивидуально).

Необходимые материалы: фрагменты интерьера, бумага, ка­рандаши, ручки.

Цель упражнения: развитие способности понимать замыслы дизайнеров, научиться вырабатывать дизайн идеи.



Этапы работы:

Рассмотрите предложенный фрагмент интерьера и выделите составляющие его элементы. Установите зависи­мость функции помещения и его оформления (в частности, картин).

  1. Определите, какие приёмы и средства композиции использованы дизайнерами.

  2. Результаты анализа отразите на схеме-опоре условными
    обозначениями. Постарайтесь увидеть закономерности
    дизайнерских решений. Запишите ваши выводы.











Схема-опора.








Соответствие тематики Соответствие цветовой

картины и помещения гаммы картины и помещения









Упражнение к теме «Освещение в интерьере»

Название: «Оформление окна»

Продолжительность: 70 минут.

Выполняется: в парах.

Необходимые материалы: картон, ткань, ножницы, булавки,

швейная машина, утюг.

Цель упражнения: научиться изготовлению занавесей, штор

и ламбрекенов.

Полезная информация:

Выбор ткани для интерьера — сложная задача. Важно учитывать расположение окон относительно сторон света, этажность дома, форму и размеры помещения и окна, цвет пола и стен, психологическое восприятие интерьерного ан­самбля и т.д. По мнению большого числа известных дизайне­ров, оформление окон - то главное, от чего все остальное вы­страивается и логически сообразовывается вокруг. В зависимости от назначения различают: гардины, шторы и жалюзи для окон, портьеры для дверных проемов.



Этапы работы:

  1. Изобразите схему окна на куске картона и определите его размеры для дальнейшего правильного расчета ткани.

  2. Выработайте «условия» дизайнерского решения: функция помещения, стиль, цветовая гамма интерьера, его ориентация, размеры окон и т.д.

  3. Сделайте эскиз оформления окна.

  4. Подготовьте необходимую ткань, выполните раскрой и пошив изделий.

  5. Представьте свою работу классу с обоснованием дизай­нерского решения.




Упражнение к теме «Текстиль в интерьере.

Декоративное оформление интерьера»

Название: «Получение новых визуальных образов»

Продолжительность: 30 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: находить новые визуальные образы.

Полезная информация:

Обновление интерьера чаще всего происходит за счет введения в пространство новых предметов декора. Они долж­ны внести новизну, оригинальность, но вместе с тем, орга­нично войти в существующую предметную среду, обеспечив композиционную целостность интерьера.


Этапы работы:

  1. Найдите новые образы декора для уголка гостиной, представленной на рисунке-схеме.

  2. Выберите цветовую гамму интерьера, при этом следует учесть ориентацию помещения (восток, запад, се­вер, юг).

  3. Обдумайте варианты зрительных образов, которые вы хотите ввести в интерьер. Сделайте эскизы на не­больших кусочках бумаги и разместите их на пред­ложенной схеме. Интересные образы могут быть найдены с помощью картинок-вырезок. Вы можете использовать подобный прием в своей работе. Можно экспериментировать, используя оба способа поиска новых идей обновления интерьера.

  4. Проанализируйте свои идеи и выберите наиболее интересный и приемлемый вариант обновления интерьера.








































Упражнение к теме «Способы изготовления изделий в лоскутной технике»

Название: «Способы выполнения лоскутной техники «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция».

Продолжительность: 60 минут.

Выполняется: индивидуально.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, ткань, нитки, булавки, швейная машина, утюг.

Цель упражнения: научиться использовать различные спосо­бы лоскутной техники.

Полезная информация:

Лоскутная техника — разноцветная мозаика из ткани.


Этапы работы:

  1. Постройте схемы из цветной бумаги, подбирая элементы по цветовому сочетанию.

  2. Выполните образцы из ткани в соответствии с технологи­ческими картами, выбранной техникой.

  3. Оформите выполненные образцы в тетради.



Упражнение к теме «Совмещение лоскутных техник

с другими видами декоративно-прикладного искусства»

Название: «Лоскут - аппликация»

Продолжительность: 40 минут.

Выполняется: в группе.

Необходимые материалы: ткань, нитки, иглы, булавки,

Цель: научиться способам соединения деталей в тканевой ап­пликации.

Полезная информация:

Аппликация - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.

По способу соединения материалов различают клеевую и тка­невую аппликацию. В тканевой аппликации используют два вида швов: ручные (гладьевые стежки, петельный шов, там­бурный шов) и машинные (строчка прямая, строчка зигзаг).



Последовательность выполнения аппликационных работ:

  1. Перевести рисунок на фоновую плоскость (использо­вать старую копировальную бумагу, так как перевод должен быть малозаметным).

  2. Элементы перевести на лоскутки так, чтобы совпадали направления долевой нити на фоне ткани и детали.

  1. Выкроить детали с припуском на обработку (в случае использования клеевых прокладочных материалов - без припуска).

  2. Разложить детали на основе, закрепить булавками, проверить правильность композиции.

  3. Приметать детали швом «вперед иголку», начиная от центра и с мелких деталей.

  4. Нитки лучше использовать в тон, чтобы их можно было оставить в изделии.

  5. Детали пришить любыми швами (ручными, машин­ными). Для ручных швов лучше использовать синте­тические нитки для рукоделия: ирис, шерсть (в зави­симости от вида ткани). Можно детали чуть приклеить клеем «ПВА», а затем пришить.

  6. Оформить край изделия тесьмой, рамкой, окантовочным швом или другим способом. Если какие-то дета­ли прорисованы фломастером, то их нужно проутюжить - закрепить цвет.

Этапы работы:

  1. Вами сделан эскиз композиции пробного изделия в технике тканевой аппликации и подобраны необходи­мые материалы и инструменты. Обсудите с членами вашей группы, какие интересные зрительные образы найдены вами. Постарайтесь дать друг другу полезные советы по улучшению композиционных решений.

  2. Обдумайте, какие швы лучше использовать для закреп­ления тех или иных деталей. Попробуйте на данном из­делии использовать разные виды швов.

  3. Изготовьте образец. Выполняя работу, придерживай­тесь предложенной выше инструкции.

  1. Оформите выполненный образец в тетради.


Ролевая игра «Оценка качества готового швейного изделия»

Продолжительность 40 минут.

Выполняется — в группах, фронтально.

Необходимые материалы — готовые швейные изделия.

Цель: научиться выполнять контроль качества швейных из­делий.


Этапы работы:

  1. Разбейтесь на группы по 2-3 человека.

  2. Определите, какая группа будет выступать в роли художников-модельеров, конструкторов, технологов, эколо­гов.

  3. Проанализируйте с точки зрения специалистов гото­вые швейные изделия и оцените их в баллах. Данные запи­шите в таблице.

I группа художников-модельеров выполняет общий осмотр готового изделия на фигуре и устанавливает сле­дующее:

Показатели качества готового изделия



Рекомен­дуемое количество

баллов



Номер модели

Комментарии

1

2

3



- Соответствие изделия назначению

- Соответствие изделия образу потребителя

- Современность силуэтной формы и модели

- Соответствие ткани и отделки фасону и назначению изделия

- Гармоничность цветовых сочетании материалов

4

7

5

2



2




Итого

20







II группа конструкторов (эгрономистов) проверяет качество конструкции и определяет следующее:

Показатели качества готового изделия



Рекомен­дуемое количество

баллов



Номер модели

Комментарии

1

2

3



- Правильность посадки изделий на фигуре

- Удобство конструкции при эксплуатации изделия

7

3




Итого

10






III группа технологов проверяет качество технологиче­ской обработки и определяет следующее:

Показатели качества готового изделия



Рекомен­дуемое количество баллов



Номер модели

Комментарии



1

2

3

- Качество строчек, ровность краев деталей

- Симметричность парных деталей

- Направление и совпадение рисунка

- Качество ВТО

- Правильность выбора способа обработки

2

2

2

2

2





Итого

10





IV группа экологов определяет экологичность изделий:

Показатели качества готового изделия



Рекомен­дуемое количество баллов



Номер модели

Комментарии



1

2

3

- Экологическая чистота используемых материалов

- Способы утилизации

- Безопасность для здоровья человека

4


2

4





Итого

20






  1. Выберите наиболее качественные изделия. Представьте модели классу и прокомментируйте их.








Список литературы


  1. Волчек Н. М. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома. Мн.: Современный литератор, 1999.

  2. Грожан Д. В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности. Ростов н/Д: Феникс, 2005. (Это модно)

  3. Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д. Художественное проек­тирование. М.: Просвещение, 1979.

  4. Сухарев М. И. Дизайн и интерьер помещений. М.: Махаон, 2004.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!