СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Юный столяр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материало., основами композиции, народными промыслами.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный столяр"»

МБОУ «Кувинская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
















Программа дополнительного образования

«Юный столяр»









Руководитель:

Щукин А.И.

1 кв. кат















2020-2021 уч. год

Пояснительная записка.

Резные работы по дереву – национальный вид исскуства у многих народов России.

Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные зимние и осенние вечера принимался за художества – резьбу по дереву.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных поделочных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетаются труд мастера с исскуством художника, создающего новые декоративнее образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей.

Начинать занятия в кружке нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной, а затем переходить геометрической. Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на любой хвойной породе.

Несмотря на простоту исполнения геометрической резьбы, она обладает высокими эстетическими качествами, и позволяют школьникам приобрести определенные умения и навыки

Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба состоит из ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции.

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания двух азбучных элементов: сколышка треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор мо-

жно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышами или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обращаться к произведениям народного исскуства. У мастеров в разных регионах страны в исскустве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и сколышков, сливающих в производные узоры, можно создавать нескончаемое разнообразие, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным.

Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности, так и долблёные изделия и поверхности вращения, полученные на токарных станках.

Цели и задачи.

Цель: изучение народных традиций деревянного зодчества и овладение учащимися навыками выполнения резьбы по дереву

Задачи: - ознакомление с народными традициями

-воспитывать уважение к народным традициям

-вырабатывать необходимые умения и навыки пользования инструментами в работе по дереву

-формировать умение анализировать образец

-развивать самостоятельность, умение задумать поделку, выполнить ее.

-укреплять положительное эмоциональное отношение к труду

-воспитывать у детей общественную значимость их труда

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2


2

2

Изготовление, инструментов для резьбы по дереву

1

1

2

3

Заточка и правка инструментов в процессе выполнения резьбы по дереву

1

1

2

4

Виды художественной резьбы по дереву

1

1

2

5

Контурная резьба

1

1

2

6

Изготовление изделия шкатулка

1

5

6

7

Составление композиции узора

1

1

2

8

Перенос рисунка на изделие

1

1

2

9

Вырезание композиции

1

5

6

10

Отделка изделия

1

1

2

11

Изготовление подсвечника

1

5

6

12

Геометрическая резьба по дереву. Приемы выполнения резьбы по дереву

1

3

4

13

Изготовление шкатулки

1

3

4

14

Изготовление шкатулки

1

1

2

15

Вырезание рисунка на шкатулке

1

5

6

16

Отделка изделия

1

3

4


17

Изготовление дверной ручки украшенной резьбой по дереву

1

5

6

18

Составление и нанесение рисунка на ручку

1

1

2

19

Вырезание композиции

1

3

4


20

Отделка ручки

1

1

2


Итого

21

47

68

Тематический план работы кружка «Юный столяр»








Календарно – тематическое планирование занятий


п/п

Темы занятий


Кол-во часов

Элементы содержания занятия


1

Вводное занятие

2

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Инструктаж по ТБ

2

Изготовление, инструментов для резьбы по дереву

2

Технико-технологические сведения: виды ручного инструмента, требования к нему, технология изготовления, подготовка к работе.

3

Заточка и правка инструментов в процессе выполнения резьбы по дереву

2

Технология заточки правки инструмента в процессе работы. Паста ГОИ.

4

Виды художественной резьбы по дереву

2

Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития резьбы по дереву и её современное состояние виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности

5

Контурная резьба

2

Технико-технологические сведения: своеобразие резьбы, особенности композиции орнаментов

6

Изготовление изделия шкатулка

6

Технико-технологические сведения: - технология изготовления шкатулки, составление технического рисунка, разметка и выпиливание заготовок, подгонка деталей и склеивание изделия, отпиливание крышки, навеска петель

7

Составление композиции узора

2

Принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции, своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву, зарисовки растений, птиц, животных, понятие о колорите, цветовой круг, цвета в композиции однотонная и многоцветная композиция

8

Перенос рисунка на изделие

2

Составление резной композиции, способы вычерчивания, нанесение ее на заготовку, способы выполнения резьбы

9

Вырезание композиции

6

Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.

10

Отделка изделия

2

Отделочные материалы, нетрадиционные материалы, устранение дефектов, прозрачная отделка.

11

Изготовление подсвечника

6

Виды столярных соединений, технологическая карта, способы раскроя материала по заданным размерам, сборка изделия, подготовка поверхности изделия для резьбы, правила безопасности труда при работе режущими инструментами

12

Геометрическая резьба по дереву. Приемы выполнения резьбы по дереву

4

Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.

13

Изготовление шкатулки

4

Виды столярных соединений, технологическая карта, способы раскроя материала по заданным размерам, сборка изделия, подготовка поверхности изделия для резьбы, правила безопасности труда при работе режущими инструментами

14

Составление рисунка и нанесение его на заготовку

2

Составление резной композиции, способы вычерчивания, нанесение ее на заготовку, способы выполнения резьбы,

15

Вырезание рисунка на шкатулке

6

Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов

16

Отделка изделия

2

 Отделочные материалы, нетрадиционные материалы, устранение дефектов, прозрачная отделка. Отделка морилкой

17

Изготовление дверной ручки украшенной резьбой по дереву

6

Виды столярных соединений, технологическая карта, способы раскроя материала по заданным размерам, сборка изделия, подготовка поверхности изделия для резьбы, правила безопасности труда при работе режущими инструментами

18

Составление и нанесение рисунка на ручку

2

 Составление резной композиции, способы вычерчивания, нанесение ее на заготовку, способы выполнения резьбы,

19

Вырезание композиции

4

Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.

20

Отделка ручки

2

Отделочные материалы, нетрадиционные материалы, устранение дефектов, прозрачная отделка. Отделка морилкой, пропиткой









Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства –резьбы по дереву.

Целью обучения кружка «Юный столяру» является - формирование знаний,

первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития

личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение предполагает решение следующих задач:

- раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

-посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Программа включает:

-пояснительную записку;

-перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников;

- тематический план;

- календарно-тематическое планирование занятий.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами .Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно технической деятельности.

Занимаясь в кружке, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, производственному обучению столярному делу, но и по другим школьным учебным дисциплинам - биологии, географии, математике. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания разных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками.

Для чего в работе используются:

- учебники, справочники;

- дидактический материал;

- дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть

следующими знаниями, умениями и навыками:

Воспитанники должны знать:

- принципы организации рабочего места и основные правила техники

безопасности;

- способы разметки по шаблону и чертежу;

- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду

деятельности, по свойствам материалов;

- назначение и устройство станков и электрооборудования

(электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке

древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

- иметь понятие о конструировании и моделировании;

- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование,

полирование;

- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории

родного края, их характерные особенности;

- разные виды резьбы и их особенности;

- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной

безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила Техники

безопасности;

- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

- выполнять простейшие столярные операции;

- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и

изготавливать их;

- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;

- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

- экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

- владения ручными основными инструментами по обработке, точению, резьбе

по дереву;

- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;

- выполнения плоскостной разметки;

- разработки и составление композиции для различных видов резьбы;









ОТЧЁТ ПО КРУЖКУ ЗА

2005-2006 уч.г

Кружок «Юный столяр» работал третий год. Дети ходили на кружок в количестве 10 человек. Ребята были с разных классов с 4-8 классы. Посещали кружок по разным причинам не все. В течение года регулярно вёлся журнал посещений ребят, где также учитывалось качество выполнения работ учащимися.

При ведении кружка я поставил следующую цель: продолжить изучение народных традиций деревянного зодчества и овладение учащимися приёмами работы с различными инструментами.

При выполнения этой цели решались следующие задачи:

  • воспитывать уважение к народным традициям

  • выработать необходимые умения и навыки пользования инструментом в работе по дереву

  • формировать умение анализировать образец

  • развивать самостоятельность, умение задумать поделку выполнить её

  • укреплять положительное эмоциональное отношение к труду

  • воспитывать у детей общественную значимость их труда.

За время занятий в кружке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!