Утверждаю:
Зам. директора по ВР
Булгакова А.Н. ______
«__»________2019г.
Программа
экологического отряда «Радуга»
Руководители отряда: Е.В.Баранова,
учитель биологии и химии,
Т.В.Чубарова
учитель информатики
Пояснительная записка
Школьный экологический отряд «Радуга» является общественной независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется на добровольных началах для обучающихся 5-8 классов МКОУ Кремлевской СОШ на летний период.
Целью деятельности школьного экологического отряда «Радуга» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;
- создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;
- объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;
- воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;
- формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;
- развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.
Программа деятельности школьного экологического отряда «Радуга» рассчитана на летний период и включает три направления природоохранной работы:
- просветительская;
- общественно-полезная;
- учебно-познавательная.
В основу программы положены принципы:
возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятия и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.
План деятельности экологического отряда «Радуга»
по направлениям
Просветительская природоохранная деятельность
№ п/п | Название экологических событий | Участники | Сроки | Ответственные |
1 | Обсуждение плана работы ЭО, выбор командира отряда, девиза, формы | отряд | 1.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
2 | Публикация результатов работы ЭО в экологической газете | Творческая группа ЭО | еженедельно | Редакция газеты |
3 | Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду» | отряд | 03.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
4 | Зелёный альманах «Царевна ли лягушка?» | отряд | 04.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
5 | Акция «День защиты Земли от экологической опасности» | отряд | 05.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
6 | Экологический праздник в рамках ЛТО | отряд | 06.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
7 | Конкурс мультимедийных презентаций по теме «Вода – источник жизни» | отряд | 07.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
Общественно-полезная природоохранная деятельность
№ п/п | Название экологических событий | Участники | Сроки | Ответственные |
1 | Организация экологического субботника по очистке улиц села от мусора | отряд | 08.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
2 | Уход за посевами культурных растений (полив, рыхление, прополка) | отряд | ежедневно | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
3 | Уход за рассадой культурных растений и декоративных растений | отряд | ежедневно | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
4 | Акция «Чистый берег» | отряд | 13.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
5 | Уборка территории у памятников Неизвестному солдату и Первоцелинникам | отряд | 17.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
6 | Акция «Школьный двор без сорняков» | отряд | 20.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
Учебно-познавательная природоохранная деятельность
№ п/п | Название экологических событий | Участники | Сроки | Ответственные |
1 | Викторина «Лекарственные растения вокруг нас» | отряд | 14.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
2 | Праздник «Легенды о цветах» | отряд | 15.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
3 | Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы маскировки» | отряд | 19.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
4 | Интеллектуальная игра «В мире животных» | отряд | 21.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В. |
5 | Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде» | отряд | 22.06 | Баранова Е.В, Чубарова Т.В.. |
Перечень методической и учебной литературы:
Литература для педагогов:
Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград, 2005
Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
День птиц / Педсовет № 1, 2005
Синичкин день / Педсовет № 7,2005
Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005
Литература для воспитанников:
Методические разработки внеклассных мероприятий.
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2008
Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001
Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004
Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004
Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение 2007
Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966
Золотницкий Н.Ф. «Аквариум любителя».- М.: ТЕРРА, 1993
Райков Б.Е. «Зоологические экскурсии».- М.: Топикал, 1994
Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». - Волгоград: Учитель, 2007