Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красивскаясредняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Утверждаю
рекомендована приказом по школе
к утверждению №__277 от 28.08.2019
Методическим объединением Директор школы
Протокол №1от_28. 08.2019 ___________О.А. Конев
Программа
элективного курса
«АГРОТЕХНИКА РАСТЕНИЕВОДСТВА
С ОСНОВАМИ АГРОБИЗНЕСА»
11 класса
Программу разработала
Учитель биологии МБОУ
«Красивская СОШ»
Минасуева Вера Васильевна
с. Красивка
2019г.
Содержание
| |
Пояснительная записка | 3 |
Содержание курса «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса» | 7 |
Введение. Основы агротехники и агроприемы выращивания земледельцами сельскохозяйственных растений. | 7 |
Агротехнологии обработки почвы. | 7 |
| |
Посев и посадка сельскохозяйственных культур. | 10 |
Уборка урожая сельскохозяйственных культур. | 14 |
Основы агробизнеса в растениеводстве крестьянского хозяйства. | 15 |
Примерные темы проектных работ. | 13 |
Методические рекомендации учителю. | 18 |
Рекомендуемая литература учителю и учащимся. | 20 |
Учебно-тематический план. | 21 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по основам агрономии «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса» предназначена учащимся
11 класса МБОУ « Красивская СОШ».
Программа разработана на основе :
Региональный сборник элективных курсов. Выпуск №7, 10-11 классы- Краснодар, 2005г.;
Сборник элективных курсов №5 для 9 класса. Краснодар, 2005г.
Основные цели курса:
1. Приблизить содержание обучения по агротехнике растениеводства к ежедневным потребностям и запросам сельских земледельцев.
2. Сформировать у учащихся устойчивый интерес к новому в агротехнике растениеводства.
3. Мотивировать учащихся к продолжению профессиональногоагрообразования с последующей работой на земле.
Задачи курса:
1. Изучить основы производства в крестьянском хозяйстве продукции растениеводства.
2. Подготовить выпускников сельской школы к труду по выращиванию различных сельскохозяйственных культур в поле и на приусадебном участке.
3. Практически обучить основным приемам выращивания сельскохозяйственных культур согласно севооборота на полях школьного Экспериментального участка.
4. Сформировать представление об основах агробизнеса в растениеводстве крестьянским хозяйством в соответствии с реализацией национального проекта «развитие агропромышленного комплекса».
5. Развить умения и навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся по агротехнике растениеводства.
В основу программы положена актуальная проблема ресурсосбережения при возделывании, уборке и реализации сельскохозяйственной продукции школьного производственногоучастка, приобретение навыков агробизнеса.
Курс рассчитан на 68 часов практико-ориентированных занятий.
Значительная часть программы курса отводится на выполнение практическихагроприемов в растениеводстве с учетом сезона года и зональной специфики выращивания, переработки и реализации растениеводческой продукции.
Темы занятий, предложенные в настоящей программе учителю, позволят учащимся в дальнейшем самостоятельно и правильно выполнять агроприемы в земледелии и растениеводстве крестьянского или приусадебного хозяйства. После апробации и обсуждения результатов данная программа может быть рекомендована для применения в школах, реализующих агротехнологический профиль обучения учащихся.
Формы контроля:
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы информационные сообщения и реферативные работы учащихся.
Итоговой формой контроля предлагается защита проектного задания или обсуждение результатов выполнения полевых агрономических опытов, выполненных юными земледельцами на полях школьного кооператива «Земледелец», на пришкольном участке или в огороде приусадебного участка родителей. Рекомендуется учителю обсудить с учащимися до закладки опыта методику его проведения, изучаемые показатели, ожидаемые результаты и правила оформления отчета о проделанной работе.
Критерием оценки роли учителя в проектной деятельности по производству продукции растениеводства является разнообразие применяемых им методов и форм организации работы учащихся и реальные результаты по освоению ими агротехники растениеводства или навыков агробизнеса.
Основным критерием оценки деятельности школьников в этом случае будет владение способами познавательной деятельности (навыки использования различных источников информации по агроприемам в растениеводстве и методов получения различных видов растениеводческой продукции); умение работать в команде, принимать чужое мнение, преодолевать трудности, способность к самоорганизации и рефлексии.
Значение проектной деятельности заключается в том, что обучаемый действует по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находит свои способы реализации задуманного. Следовательно, основой проектирования в области агротехники растениеводства с основами агробизнеса этой продукции будет связь замысла и реализации.
Уместно отметить, что при работе по методу проектов по курсу агротехники растениеводства принципиально изменяются позиции учителя и ученика: ученик становится активным участником образовательного процесса, а учитель – организатором самостоятельной познавательной деятельности в процессе изучения настоящего элективного курса.
В итоге в агротехнологической подготовке сельских школьников при использовании методов проектов создается среда для осуществления самостоятельной образовательной деятельности учащихся в области производства и реализации растениеводческой продукции с учетом прогрессивных технологий, причем на межпредметной основе.
Методы и формы освоения элективного курса.
Программа курса «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса» нацелена на реализацию основной задачи сельской школы – обеспечить самоопределение учащихся в области профессионального агрообразования через проведение:
- лекций и практико-ориентированных занятий;
- лабораторных практикумов и экскурсий;
- выполнение опытно-исследовательской работы по агротехнике растениеводства;
- разработку и защиту проектов.
Планируемые результаты:
Результатом освоения программы станет овладение учащимися ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники растениеводства. Осознанного выбора агротехнологического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования.
Учащиеся должны знать:
- результаты внедрения прогрессивных и ресурсосберегающих агротехнических приемов в растениеводстве;
- используемую агротехнику в растениеводстве Новопокровского района Краснодарского края;
- способы расчета экономической эффективности используемой агротехники в производстве растениеводческой продукции;
- основы агробизнеса в растениеводстве.
Учащиеся должны уметь:
- понимать взаимосвязь растения с природной средой, пути и средства ее регулирования;
- использовать необходимые приемы обработки почвы;
- осуществлять посев (посадку) сельскохозяйственных культур в оптимальные агрономические сроки;
- выполнять необходимый уход за сельскохозяйственными культурами;
- проводить защиту растений от болезней и вредителей;
- уничтожать сорняки, выполнять работы по ликвидации засоренности отдельных полей, участков сада) огорода);
- убирать урожай с учетом вида сельскохозяйственных культур, назначения полученной продукции и климатических условий конкретного региона;
- выполнять сравнительные агрономические опыты и наблюдения за ростом и развитием культурных растений при выращивании их на пришкольном участке;
- получать прибыль от растениеводческой продукции.
Место и роль курса в учебном процессе.
При рабате учителя по данной программе реализуется ряд дидактических методов обучения: наглядный, практический, поисковый и т.д. В каждом разделе (блоке) программы кроме теоретического раздела имеются задания, практические или лабораторные работы по изучаемой теме для закрепления изученного материала.
Курс формирует знания по агротехнике в растениеводстве не только на теоретическом уровне, а и с учетом сугубо практической значимости путем «полевой» поддержки курса на пришкольном участке.
По каждой культуре учащимся нужно рассказать все технологический цикл, включающий следующие вопросы:
- характеристика сортов;
- место в севообороте;
- обработка семян;
- удобрения, дозы внесения удобрений;
- посев, нормы высева, глубина заделки семян;
- борьба с полеганием посевов, сорняками, вредителями;
- уборка, с основами агробизнеса.
При разработке курса использовался системный подход. В курсе рассматриваются приемы обработки почвы, агротехника возделывания сельскохозяйственных культур (яровых, озимых, пропашных, многолетних трав и др.) вместе с изучением важнейших факторов их роста и ухода.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ОСНОВАМ АГРОНОМИИ
«АГРОТЕХНИКА РАСТЕНИЕВОДСТВА С ОСНОВАМИ АГРОБИЗНЕСА» 11 КЛАССА
Тема | Содержание |
Введение. Основы агротехники и агроприемы выращивания земледельцами сельскохозяйственных растений – 1час. | Актуальность изучения современной агротехники и ресурсосберегающих агроприемов в растениеводстве крестьянского хозяйства, на приусадебном участке родителей и в школе. Цели и задачи курса по освоению прогрессивных технологий в растениеводстве с основами агробизнеса. |
2. Агротехнологии обработки почвы - 6 часов. |
2.1. Технические процессы обработки почвы (рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание, уплотнение и т.д.). | Цель обработки почвы – создать благоприятные условия росту и развитию сельскохозяйственных культур. Для этого необходимо: разрыхлить верхний уплотненный слой почвы для улучшения водного, воздушного и пищевого режима; заделать в почву пожнивные остатки и дернину, минеральные и органические удобрения; уничтожить сорные растения. Почва обрабатывается различными приемами и орудиями. При этом осуществляется ряд технологических операций: - рыхление – улучшает структуру почвы, уничтожает сорняки; - оборачивание – перемещение почвенных слоев в вертикальном направлении с целью заделки жнивья, дернины, навоза и т.д.; - перемешивание почвы обеспечивает однородное состояние и лучшее распределение в пахотном слое удобрений и т.д.; - выравнивание поверхности поля дает возможность снизить потери почвенной влаги, создать условия для равномерной заделки семян, улучшения ухода за посевами и уборки урожая; - уплотнение (прикатывание) приводят для обеспечения более плотного прилегания почвы к посевному материалу, измельчения глыб и т.д. |
2.2. Способы обработки почвы. Понятие о приемах обработки почвы. Способы выполнения. | Обработка почвы состоит из взаимосвязанных и дополняющих друг друга приемов, которые должен знать земледелец. Приемом обработки почвы принято называть однократное воздействие на почву машинами и орудиями. Выделяют основную (первую) и поверхностные обработки почвы. Основным приемом осенней обработки является зяблевая вспашка– обработка почвы плугом. По способу выполнения различают отвальную и безотвальную вспашку. |
2.3. Специальные приемы основной обработки почвы. | Для закладки и лесных насаждений проводят плантажную вспашку почвы на глубину 40см специальным плугом. На болотах осуществляют фрезерование (крошение, перемешивание и рыхление слоя почвы). |
2.4. Поверхностная обработка почвы, безпахотные технологии. | Поверхностная обработка почвы необходима для рыхления, выравнивания, а иногда и уплотнения спаханного слоя. Приемы разнообразны: лущение, культивация, боронование, прикатывание, шлейфование и др. - лущение – обеспечивает рыхление, перемешивание и частичное оборачивание пласта, подрезание сорняков. - культивация (сплошная и междурядная) – способствует рыхлению, перемешиванию, выравниванию почвы, подрезанию сорняков. - боронование – обеспечивает крошение, рыхление и выравнивание поверхности пашни, частичное уничтожение сорняков. - шлейфование – выравнивание поверхности поля и частичное рыхление верхнего слоя почвы шлейф-боронами. С целью ресурсосбережения внедряются поверхностные, безпахотные технологии обработки почвы. |
2.5. Слагаемы оценки качества приемов обработки почвы. | Земледелец, оценивая качество каждого агроприема обработки почвы должен знать: 1. агротехнические требования; 2. показатели качества оценки; 3. методы оценки каждого показателя качества. Оценку качества вспашки приводят по следующим показателям: 1. срок вспашки; 2. глубина обработки и ее равномерность; 3. глыбистость поверхности пашни; 4. гребнистость пашни; 5. крошение почвы; 6. заделка растительных остатков и удобрений; 7. степень оборачивания пласта; 8. наличие огрехов и др. |
2.6. Методы оценки качества обработки почвы. | Глазомерное определение и механизированные средства измерения качества показателей: бороздомер, профилиметр, квадратнометровая накладка, линейка с делениями. |
|
3. Посев и посадка сельскохозяйственных культур – 3 часов. |
3.1. Агротехнологические требования к посевному материалу. | Семенной материал должен иметь высокую чистоту, всхожесть, допустимую влажность, полновесную массу 1000 семян, выравненность, высокую энергию роста. Отбор семян для анализа их качества. Практическая работа. |
3.2. Подготовка семян к посеву и хранение посевного материала. | Технология очистки, сортировки и калибровки семян на зерноочистительных машинах. Знакомство с хранением посевного материала (экскурсия). Предпосевная проверка качества семян, тепловой обогрев, протравливание, дражирование и стратификация семян. Другие приемы обработки (практическая работа). Техника безопасности и личная гигиена учащихся при работе с семенным материалом. |
3.3. Посев (посадка) семян. Агротехнические требования квыполнения работы по посеву семян. | Посев и посадку нужно проводить в лучшие для данной культуры сроки. Важно правильно установить норму высева семян, соблюдать глубину заделки, сроки посева. Это обеспечит дружные всходы, рост и развитие, а значит, и высокий урожай. Норма высева – количество семян, высеваемое на единицу площади, зависит от вида культур, почвенно-климатических условий, способов посева, уровня агротехники. Сроки посева зависят от биологических особенностей культур и условий, в которых они развиваются (ячмень, овес, горох, вика прорастают при температуре почвы на глубине заделки семян +1-50С, а гречиха уже при +8-100С.Первые переносят заморозки, а гречиха – нет). Практическая работа. Определение посевной (хозяйственной годности семян и расчет нормы высева). |
|
4. Уборка урожая сельскохозяйственных культур – 4 часов. |
4.1. Уборка урожая зерновых культур. | Уборка урожая – ответственная пора в жизни земледельца. Сроки и способы работы зависят от вида культуры, степени ее зрелости, назначения использования растениеводческой продукции и климатических условий региона. Способы уборки определяются в зависимости от состояния посевов и погодных условий. На примере ближайшего крестьянского хозяйства или сельхозпредприятия ознакомиться с технологией уборки зерновых. |
4.2. Уборка картофеля. Способы хранения товарного и семенного материала. Экономика производства картофеля. | В зависимости от сорта и использования клубней производится в разные сроки. К уборке картофеля приступают при первых признаках спелости клубней. Главный из них – огрубление кожицы, которая, подсыхая, шелушится. К этому времени ботва ранних и среднеспелых сортов желтеет и отмирает. У позднеспелых сортов, а в отдельные годы и у среднеспелых, значительная часть ботвы остается зеленой до уборки. В этом случае за 2-3 дня до начала уборки ботву скашивают. Убирают картофель комбайнами и картофелекопателями. Уборку картофеля и корнеклубнеплодов следует заканчивать до наступления заморозков, т.к. они легко подмораживаются, вследствие чего плохо хранятся, легко поражаются болезнями и загнивают. Примите участие в уборке картофеля. Проследите сроки и урожай разных сортов картофеля. Обсудите результаты опытнической работы с картофелем. Оцените условия хранения товарного и семенного картофеля. Выполните расчет экономической эффективности выращивания и реализации картофеля в кооперативе по итогам года. |
4.3. Уборка трав на сено. Технологии заготовки в крестьянском хозяйстве. | На сено скашивается естественный травостой, а также многолетние травы. Оптимальный срок уборки злаковых – появление соцветий, а бобовых – начало цветения. Сено в стогу должно быть 16-17% влажности. Ознакомится с различными способами сушки сена и различными технологиями его заготовки для сельскохозяйственных животных разных видов. |
4.4. Практическая работа. Участие в уборке урожая в крестьянском хозяйстве родителей. | Виды выращиваемых овощей, зелени, ягод и плодов. Сроки уборки и способы хранения переработки урожая. Наблюдения и результаты опытнической работы учащихся. |
5. Основы агробизнеса в растениеводстве крестьянского хозяйства – 5 часов. |
5.1. Агропредприниматель в рыночной экономике. | Роль и место агропредпринимателя в рыночной экономике России. Экономический интерес агробизнеса по производству продукции растениеводства. Этапы агропредпринимательства: выработка идеи, составление бизнес-плана и технологической карты производства растениеводческой продукции, выход на рынок, коммерческое освоение продукции. |
5.2. Презентация идей в растениеводстве. | Ученик и пара учеников готовят дома 3-5 агроидей, а после коллективного обсуждения утвержденная идея ложится в основу будущего бизнес-плана. |
5.3. Разработка технологической карты получения растениеводческой продукции. | На примере школьного производственного кооператива «Земледелец» разрабатывается технологическая карта производства и реализации раннего, среднего и позднего картофеля. |
5.4. Бизнес-план: назначение и структура. | Знакомство с учащимися со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками агроинформации для его составления. Требования к оформлению содержания титульного листа бизнес-плана. |
5.5. Маркетинг и сбыт растениеводческой продукции. | Рекомендуется рассмотреть основные элементы маркетинга как товар, цена, сбыт и реклама с точки зрения целевого маркетинга. Основные мероприятия целевого маркетинга предлагается рассмотреть на конкретном примере с картофелем и в связи с конкретными условиями местного рынка. Сообщить знания об основных каналах и способах сбыта картофеля на местном рынке. Развить умение выбирать оптимальные каналы сбыта картофеля. |
ИТОГО: 19 часов |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Проект «Агротехника выращивания зелени и салатов (лук, салат, петрушка и др.) на биогумосе и с гуматами «Плодородие».
2. Проект «Использование гумата «Плодородие» при обработке клубней картофеля разных сортов».
3. Конкурс-выставка юных картофелеводов «Самый крупный клубень года с домашнего огорода».
4. Конкурс ««Сорта овощей, выращиваемых в Инжавинском районе».
5. Конкурс «Топинамбур – культура XXI века».
6. Конкурс школьных кулинаров «Блюда из овощей».
7. Проект «Экономика производства и сбыта сельхоз продукции в условиях Новопокровского района».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ.
Рекомендации по разделу «Введение».
На первом занятии «Введение» учителю нужно заинтересованно сообщить учащимся цели и задачи элективного курса в 11 классе: «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса», дать информацию об учебниках и учебных пособиях, которые будут пользоваться учащимися в процессе проведения практико-ориентированных учебных занятий в классе, при выполнении практических работ и экскурсий на производстве.
Вопросы темы вводного занятия «Основы агротехники и агроприемы выращивания земледельцами сельскохозяйственных растений» излагаются в форме лекции с элементами рассказа, в процессе которой подчеркивается актуальность внедрения и использования ресурсосберегающих технологий при производстве растениеводческой продукции как сельхозпредприятиями, так и крестьянскими хозяйствами.
Учащимся рассказывают и демонстрируют основные результаты применения прогрессивных приемов агротехники при выращивании различных сельскохозяйственных культур в нашей зоне.
Знакомят с результатами использования в районе новых сортов картофеля и овощных культур в краснодарском крае.
Рекомендации по разделу «Агротехнологии обработки почвы».
Цель данного раздела – познакомить учащихся как с современными агротехнологиями и приемами обработки почвы, так и с новыми безпахотными технологиями выращивания растениеводческой продукции, которые применяются отдельными сельхозпредприятиями с целью ресурсосбережения и меньшего травмирования почвенного слоя. Учащимся важно получить знания и умения правильной оценки качества выполняемых в поле агроприемов: вспашки, боронования, прикатывания, культивации и т.д.
Рекомендации по разделу «Посев и посадка сельскохозяйственных культур».
Изучив настоящий раздел, учащиеся приобретают практические навыки работы с семенным материалом различных культур, узнают лучшие агрономические сроки посева (посадки) основных возделываемых растений и научатся определять практически всхожесть семян, устанавливать норму высева или посадки.
Рекомендации к разделу «Уборка урожая сельскохозяйственных культур».
Это узловой блок курса. Учащиеся знакомятся на экскурсии с технологией уборки зерновых культур и подработкой зерна на току.
На примере производства и сбыта овощных культур в разделе «Основы агробизнеса» рассматриваются как ключевые экономические термины, так и последовательность шагов по составлению технологической карты производства овощей и каналов по их реализации.
В процессе освоения данного курса учащимся предлагается выполнение реферативных, проектных работ, проведение конкурсов и игр, которые активизируют учащихся, учат работать в команде, развивает творческие и организаторские способности будущих земледельцев. Методику их проведения учитель найдет в списке рекомендуемой литературы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ И УЧАЩИМСЯ.
1. Куприянова Г.В. Курсы по выбору: требования к программному обеспечению и алгоритм разработки. Методические рекомендации - Ярославль: ИРО, 2005 – 40с.
2. Лучкин Н.А. Рекомендации по применению гумата «Плодородие» при возделывании сельскохозяйственных культур. Изд. 3. 2006 – 35с.
3. Пичугина Г.В. Химия и сельскохозяйственные технологии. Методическое пособие к экспериментальному курсу для 8-11 классов сельских школ, М – Псков 2000 – 150с.
4. Пичугина Г.В. Химия и сельскохозяйственные технологии. Экспериментальное учебное пособие для учащихся 11 класса. Москва – Псков, 2000 – 85с.
5. Пичугина Г.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. Ученические проекты в школе 5-11 кл. Дрофа 2004 – 90с.
6. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. 10-11 кл.
7. Митина Л.П. Агротехника растениеводства. Учебное пособие АПН ССР для экспериментальной работы в сельской школе. М – 1990 – 94с.
8. Антюшин И.З., Воронков В.В. Воробьева О.Б. Примерный учебный план и программы курсов по подготовке фермеров (для всех сельскохозяйственных специальностей). М – 1994 – 132с. Учебно-методический центр ССО Минсельхозпрода РСФСР.
9. Леонтьева А.В. Технология предпринимательства. Поурочное планирование. 9 класс. Дрофа М – 2001- 123с.
10. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Москва, 2005 – 39с. (Решение заседания коллегии Минсельхоза РФ 19 октября 2005г.).
11. Дугин П.И., Дугина Т.И., Аверичкин А.П. и др. Методические рекомендации по организации и функционированию крестьянских (фермерских) хозяйств. Ярославль, 1992 - 219с.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Агротехника растениеводства с основами агробизнеса», 11 класса
№ п/п | Название раздела, модуля, темы | Всего часов | в том числе |
Теория | Практика | Экскурсии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение. Основы агротехники и агроприемы выращивания земледельцами сельскохозяйственных растений. | 1 | 1 | | |
2. | Агротехнологии обработки почвы. | 6 | | | |
2.1. | Технические процессы обработки почвы (рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание, уплотнение). | | 1 | | |
2.2. | Способы обработки почвы. Понятие о приемах обработки почвы (основная, поверхностная). Способы выполнения (отвальная и безотвальная вспашка). | | 1 | | |
2.3. | Специальные приемы основной обработки почвы (плантажная вспашка, фрезерование и др.). | | 1 | | |
2.4. | Поверхностная обработка почвы (лущение, культивация, боронование, прикатывание, шлейфование, безпахотные технологии). | | 1 | | |
2.5. | Слагаемые оценки качества приемов обработки почвы. | | | | 1 |
2.6. | Методы оценки качества обработки почвы (глазомерная и др.) | | | 1 | |
3. | Посев и посадка сельскохозяйственных культур. | 3 | | | |
3.1. | Агротехнологические требования к посевному материалу. | | 1 | | |
3.2. | Посев (посадка) семян. Подготовка семян к посеву и хранение посевного материала. Техника безопасности. | | | 1 | |
3.3. | Посев (посадка) семян. Агротехнологические требования к выполнению работ по посеву семян. | | | 1 | |
4. | Уборка урожая сельскохозяйственных культур. | 4 | | | |
4.1. | Уборка урожая зерновых культур. | | 1 | | |
4.2. | Уборка картофеля. Способы хранения товарного и семенного материала. Экономика производства и реализации картофеля. | | 1 | | |
4.3. | Уборка трав на сено. Технологии заготовки в крестьянском хозяйстве. | | 1 | | |
4.4. | Практическая работа. Участие в уборке урожая в крестьянском хозяйстве родителей. (сочинение) | | | 1 | |
5. | Основы агробизнеса в растениеводстве крестьянского хозяйства. | 5 | | | |
5.1. | Агропредприниматель в рыночной экономике. | | 1 | | |
5.2. | Презентация идей в растениеводстве. | | | 1 | |
5.3. | Разработка технологического процесса (карты) получения растениеводческой продукции. | | | 1 | |
5.4. | Бизнес-план: назначение и структура. | | | 1 | |
5.5. | Маркетинг и сбыт растениеводческой продукции. | | 1 | | |
| ИТОГО | 19 | 11 | 7 | 1 |