СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Азбука права"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Азбука права"»

Вклад в обеспечение качества образования

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Необходимое условие для гармонизации человека и окружающего мира – это целостное восприятие. Интеграции предметов способствует межпредметные связи. Идея интеграции обучения – это стремление дать ученику целостное, единое представление о природе, обществе и своём месте в нём.

Прежде всего, нужно выяснить, какие предметы наиболее приемлемы для интеграции.

Наиболее удачным считаю интеграцию чтение - окружающий мир. Именно этот предмет помогает детям представить книгу как:

-Инструмент чтения

-Совершенствования навыка чтения

-Мир книг как выбор круга тем собеседника

-Книга – источник нужной информации

Но не будем забывать, что и сам курс интегрирован. Особое место в нём занимает история. Моя задача помочь ребёнку разобраться в разнообразии исторических событий.

Работа с историческими темами интересна и разнообразна. Что интересного могу представить я. На уроках предлагаю детям составить портрет исторической личности. Работа проводится по памятке.

Портрет исторической личности.

Памятка .

  1. Краткая биографическая справка. ( Когда родился, школа, семья, краткая справка о деятельности)

  2. Чем характеризуется период деятельности. ( Важные события)

  3. Какими качествами обладала личность.

  4. Мнение потомков и современников о личности (положительное и отрицательное)

  5. Ваше мнение об исторической личности.

Не всем детям сразу удаётся справиться с этой работой. Но я создаю ситуацию успеха . Например, предлагаю эту работу выполнить вместе с родителями. Ещё один вид творческой работы- эссе.

Темы берутся, как правило, спорные. 2-3 работы в год. Тема должна содержать вопрос или проблему. Например «Компьютер за и против». Эта работа также сопровождается памяткой.

Памятка .

  1. Меня волнует эта тема, так как ………..(Я считаю, что ………….) позиция

  2. Обоснование. Потому что ………… + и –. Например ……………….

Ребёнок должен выбрать свою социальную позицию (Социальные компетенции)

  1. Следствие. (Вывод) Поэтому ………………………

Эти виды работы дают возможность детям высказаться на различные темы, отстаивать свою точку зрения, уметь подбирать нужный материал, копится багаж знаний, дети учатся элементам исследовательской деятельности, элементам проектной деятельности (это их личный проект характеристики личности). Они позволяют моим ученикам формировать свою точку зрения .

На основе авторских программ составляю модифицированные рабочие программы по предметам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В 2019-2020 учебном году мною был а разработана и реализована программа элективного курса "Азбука права"

Актуальность данного курса вижу в том, что это способствует пробуждению интереса к праву, формированию гражданской позиции активного гражданина, уважающего закон и правопорядок, к умению использовать правовые знания в своей жизни.

Курс рассчитан на 2 года (34 часа). Изучение материала идёт на уровне понятий, представлений, чувств. В интересной форме посредством обращения к литературным источникам, в ходе бесед, решения проблемных ситуаций готовится база для изучения Конвенции ООН о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав человека. Полученные знания помогли моим ученикам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личность среди других равноправных личностей.


















Программа элективного курса по праву.

Пояснительная записка к курсу.

  Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.

Одна из важнейших задач реформы общеобразовательной школы — гуманизация и гуманитаризация образования, предполагающая также гармонизацию взаимоотношений педагогов и учащихся, воспитание у детей самостоятельности, чувства ответственности и независимости. В целом в число актуальнейших задач современной школы входит воспитание членов общества, которые осознают наличие у них собственных прав и свобод, но одновременно уважительно относятся к правам других людей. Для достижения этой цели необходима организация специальной деятельности по формированию правовой культуры подрастающего поколения. Планомерная работа по образованию в области прав человека, прав ребенка может и должна проводиться с детьми, начиная с младшего школьного и даже с дошкольного возраста.

Начальная ступень состоит в том, что бы довести до сознания детей представления о содержании конкретных прав и об ответственности за их реализацию (знания). Далее следует эмоциональное подкрепление сообщенных сведений и перевод их в оценочное отношение к названным понятиям (взгляды). Наконец, закрепление в конкретных действиях и поступках выливается в стойкое принятие или непринятие воспитуемыми соответствующих нравственно-правовых категорий в качестве убеждения.

При организации процесса ознакомления младших школьников с правами ребенка необходимо в полной мере учитывать психофизиологические особенности детей 8—10 лет. Это касается, прежде всего, специфики мышления, которое у дошкольников носит наглядно-образный характер, затем с началом систематического обучения в школе приобретает черты конкретно-действенного и, наконец, трансформируется в словесно-дискурсивное.

Кроме того, большую роль в усвоении младшими школьниками содержания собственных прав призван сыграть «Уголок прав ребенка».

С учетом повышенного интереса младших школьников к сказкам, стихотворениям они часто используются в занятиях.

Программа курса «Право» составлена для учащихся 3-4 классов и нацелена на знакомство с основными правами и свободами человека, дает представление, что права и свободы есть не только у отдельно взятой личности, но и у всех окружающих людей, происходит знакомство с основными правами и свободами человека, появляется навык анализировать поступки, как собственные, так и чужие, развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.

Цель курса:

  • знакомство с основными правами и свободами человека;

  • способствовать формированию представления, что права и свободы есть не только у отдельно взятой личности, но и у всех окружающих людей;

  • развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

  • формирование правовой культуры у младших школьников;

  • воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение и способен помочь им и словом и делом.

Приоритетной целью является формирование ценностно-смысловых компетенций:

  • видеть, понимать и ориентироваться в окружающем мире, осознавать в нём свою роль и предназначение

  • видеть цель и смысл своих поступков и действий, принимать решения.

Поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Задачи данного курса:

  • Воспитание интереса к изучению прав и обязанностей граждан РФ.

  • Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование интереса к общественной жизни, собственной позиции.

  • Научить соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выполнение этой задачи связано с работой с различными ситуациями, анализом и проектированием.

  • Поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

  • Формирование нравственного сознания

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной.

Главное при формировании нравственного сознания – это собственная деятельность учащихся.

1) Ставить перед детьми такие задания, с которыми они непременно справятся, но не потому, что должны, а потому, что хотят и могут, т. к. обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы проявить самостоятельность.

2) Внимательно следить за активностью каждого ребёнка в процессе обсуждений, выполнения практических заданий не превращаться в безучастного контролёра, щедро делиться с ними своим опытом и знаниями.

3) Постоянно знакомить детей с теми средствами, которые помогут 8-10 летнему гражданину добывать самостоятельно сведения по заданной теме, формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться.

В 3-м классе дети знакомятся с основными правами и обязанностями. О том, что каждый человек имеет свои права, дети узнают уже на первых уроках права. В доступной форме ученикам преподносится содержание всех разделов международного документа - Декларации. Они узнают, что каждый человек от рождения получает различные права, кроме того, он также наделяется и обязанностями перед остальными людьми – ближайшими и дальними родственниками, соседями и просто незнакомыми, а также перед государством.

Материал позволяет осуществлять изучение и на междисциплинарном уровне, в частности в тесной связи с занятиями по развитию речи, окружающему миру.

Уроки права будут интереснее, если проводить дидактические игры. Незаменимым помощником в освоении учебного материала являются творческие задания. Задания творческого характера не только помогают изучению материала, но и делают его эмоционально окрашенным.

Происходит знакомство с документами, регламентирующими права и обязанности. Это :

  • Всеобщая декларация прав человека

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Конституция Российской Федерации

  • Устав МАОУ «Гимназия №14»

В 3-м классе дети получают знания о том, где можно получить информацию по предлагаемым темам.

Задача учителя помочь каждому ребёнку освоить предлагаемый материал, вырабатывая к нему своё собственное отношение.

В 3-м классе уроков «Право» планируется 23 часа . 1 четверть -7 часов, 2 четверть – 5 часов, 3 четверть – 7 часов, 4 четверть – 4 часа.

Структурные элементы урока «Право» в 3-м классе:

1.Беседа.

2. Практическое задание.

3. Игра

4. Обобщение.

5. Задание на дом.

Дети дома выполняют рисунки, пишут отзывы, мини-сочинения, придумывают свои варианты сказок, составляют кроссворды. Домашнее задание – это и то, что помогает быть родителям в курсе дел своих детей.

Результаты творчества выставляются в уголке, обсуждаются, поощряются.

В сентябре учащимся была предложена анкета. Прошло 2 занятия.

Анкета для учащихся.

1. Что ты изучаешь на уроке права?

а) правила дорожного движения
б) правила жизни человека среди других людей

2. Все ли люди равны в своих правах?

а) да
б) нет

3. Для чего человеку нужно знать свои права?

а) чтобы только одному было хорошо жить
б) чтобы не случилось никакой беды
в) чтобы жилось всем людям хорошо среди других людей.

Участвовали в опросе 28 детей.

На 1 вопрос – верно, ответили 10 уч-ся (35 %), на 2 вопрос – верно, ответили 12 уч-ся (42 %), на 3 вопрос – ответили верно, 14 уч-ся (50%).

Анкетирование показало, что наиболее трудным оказался вопрос об изучении самого предмета права, дети ещё не совсем поняли, что будут изучать на уроках.

Каждый сможет проявить свою самостоятельность и инициативу в полной мере индивидуальных сил и способностей. Длительная совместная работа сплачивает детей, учит их организованности, умению распределять усилия и внимание, осознавать свои личные качества, потребности, расширяет и углубляет интересы.

Задача учителя состоит в том, чтобы, осуществляя нравственно-правовое просвещение, убеждать детей в том, что:

  1. Каждый ребенок – полноправный житель нашей планеты, каждый ребенок – неповторимая личность, каждый ребенок – человек.

  2. Ребенок независим и свободен в своих решениях и поступках. Главное, чтобы они не наносили вред другим людям.

  3. Каждый должен помнить о своих правах, но не забывать об обязанностях, которых не меньше. Нет прав без обязанностей! Это должно стать нормой жизни не только ребенка, но и любого человека.

С другой стороны, учитель должен позаботиться о том, чтобы нравственно-правовые представления, формирующиеся у детей в процессе занятий, находили отражение в повседневной работе и закреплялись в личной практической деятельности каждого ребёнка во внеурочное время.

Приступая к работе в 4 классе, непременно нужно строить свою работу с учётом развития учащихся. На занятиях также будут присутствовать игры, творческие задания, но они будут носить более самостоятельный характер. Продолжится работа с уголком, он также будет постоянно обновляться. Изучая тему “Равенство людей в своих правах” дети рисуют свой паспорт, «Кто я?», в нём помещают свой нарисованный портрет «Как я представляю себя», пишут своё заветное желание, а на одной из страниц изображают пиктограммами «Мои права».

Работая над темой «Право на семью», подчёркивается значение семьи для каждого человека. Дети придумывают пиктограмму «Право на семью», такой вид деятельности позволяет легче запомнить материал.

Далее предлагается детям нарисовать общее занятие, которым занимается вся семья, традиции семьи, семейные праздники. Итогом работы могут стать рассказы детей и мысль о том, что слово семья сложено из двух частичек: «семь» и «я» не случайно, так как самое главное - ты на свете не один.

В 4 классе темы можно интегрировать. Изготовление аппликации-коллажа о профессии родителей. Урок права – тема «Право на труд». После беседы о праве человека на труд, дети из разных материалов выполняют коллаж на тему «Профессии родителей». Урок права – тема «Право на развитие». После диалога о том, как осуществляется право детей, взрослых на развитие, следует разговор о том, что у каждого человека есть своё любимое дело, профессия. Каждый ребёнок, учась в школе, уже мечтает о будущей профессии. Далее дети выполняют творческую работу – аппликацию – коллаж «Моя будущая профессия».

Важна роль родителей в формировании личности. Особенно важно, чтобы родители неукоснительно придерживались двух правил:

- ничего не делали за ребёнка;

- воспитывали его собственным примером.

Надо помнить родителям слова А.Макаренко: «Культурное воспитание в семье – дело очень нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребёнка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность. В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребёнка. В этом случае, как бы родители ни старались, в их стараниях будет много неискреннего и искусственного, ребёнок сразу это увидит и сразу поймёт, что это не такое уж важное дело». Родители должны интересоваться тем, что и почему делает их ребёнок, как он понимает тот или иной материал, где он берёт информацию.

Единство требований к детям и заинтересованность в достижении общей цели плодотворно скажутся на результатах работы по формированию у учащихся основ правовой самостоятельности, на их поведении, на их внутренней культуре и на положительном отношении детей к учёбе в целом.


Методы педагогической организации изучения права.

  • Рассказывание.

  • Беседа.

Формы работы:

  • Фронтальная беседа.

  • Индивидуальные ответы.

  • Групповые выступления.

  • Дидактические игры.

  • Практические задания.

  • Психотренинг.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го класса:

  • Знание своих основных прав и обязанностей.

  • Умение работать в коллективе, отстаивать свои права.

  • Знание понятий: права всех людей в обществе и осознание самого себя в этом обществе.

  • Умение самостоятельно воспринять и охарактеризовать ситуацию.

  • Умение правильно оценивать события, выражать своё отношение к ним.

  • Умение пользоваться рекомендательным материалом.

  • Умение собирать материал из разных источников на заданные темы.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го класса:

  • Знать основные разделы Конвенции о правах ребёнка.

  • Категории нравственности должны стать нормой повседневной жизни.

  • Быть толерантными.

  • Уметь самовыражаться, эмоционально раскрыться, быть готовым к общению и творчеству.

  • Уметь применять свои знания и умения на практике.

  • Умение подобрать материал из нескольких источников для выступления по заданной теме.

  • Умение целенаправленно читать литературу и стараться использовать помещённые там материалы на уроках по разным предметам.

Планируемое количество уроков в 4-м классе – 15.

Уроки права провожу факультативно.

Риски данной программы состоят в том, что не все дети сразу осознают важность данного курса. С обстоятельствами независящими от учителя (карантины, низкая температура воздуха), можем не успеть осветить все темы. В этом случае можно предложить учащимся поработать с родителями на каникулах и в летнее время.

Чтобы материал к урокам был у всех, детей обеспечат литературой. Ваши права. Шабельник Е.С., Каширцев Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. – М.:Изд-во «Вита-Пресс», 1996.-64.

Считаю, что данная программа даёт определённый эффект:

- дети становятся более раскрепощёнными, более уважительно относится к свои сверстникам, активно принимают участие в творческих работах;

Вследствие анкетирования, я узнала, что детям нравится работать на этих занятиях, они активно ищут дополнительный материал, как в печатных изданиях, так и Интернете, какими детскими сайтами пользуются.

Сайты:

  1. http://wiki.pskovedu.ru

  2. Детский правовой сайт mer. pravo. bu

  3. www. pravadetey.ru

  4. www.nachalka.com

Нормативно-правовые акты:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция Российской Федерации

3. Семейный Кодекс РФ

4. Трудовой Кодекс РФ

5. Уголовный Кодекс РФ

6. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ

7. Федеральный закон «Об образовании»

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

9. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»


План – график уроков во 3-м классе.

Учебные недели


Тема урока





Цель урока

Основные понятия

1-2.

Что такое право?

Объяснить детям значение понятия "право", его соотношение со словами "правила", "правильный".

Правила, права, желания.

2.

Право на жизнь.

Дать представление о некоторых основных правах детей (на жизнь, сохранение здоровья и др.).

Конституция

3-4.

Все люди разные, но права у них одинаковые.

Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о недискриминации, о равенстве их прав.

Равноправие.

5-6.

Право на семью

Подчеркнуть значение семьи в жизни человека.

Семейный кодекс

7-8.

Право на развитие, право на учёбу

Дать представление о необходимости интеллектуального развития.

Интеллект

9-10.

Добро и зло

Дать представление о понятиях справедливости, добра и зла.

Добродетель

порок

11-12.

Ребёнок и общество

Дать представление о значении общества для человека.

Конституция

Конвенция

13.

Право на защиту

Дать представление о том, как вести себя в случае гнева или агрессии старших.

Конституция

Конвенция

14-15.

Ты и семья.

Интегрированный урок.

(Паспорт )

Дать представления о правах ребёнка в семье.

Семейный кодекс

15-16.

Ты и школа.


Дать представление о правах ребёнка в школе

Устав школы

Закон РФ «Об образовании»

17.

Ты и деньги.

Способствовать правильному представлению ребёнка о роли финансов в жизни человека

Опекун

Сделка

18.

Ребёнок и общество.

Дать детям представление о том, как они реализуют каждый день свои права.

Права детей в обществе.

19.

Право на особую защиту детей, попавших в экстремальные ситуации.

Дать представление о необходимости особой заботы о детях-сиротах.

Сироты,

дети с ограниченными возможностями.

20.

Понятие толерантности

Дать понятие толерантности

Толерантность

21.

Интегрированный урок. Создание газеты «Что мы знаем о своих правах?»

Создать стенгазету для обобщения знаний учащихся по предмету


22.

Урок – обобщение. Подготовка к утреннику.

Подвести итоги за год.


23.

Урок – утренник «Увлекательный путь к согласию»

Подвести итоги изучения курса.



План – график уроков в 4 -м классе.

Учебные недели


Тема урока





Цель урока


Основные понятия

1.

Право и закон

Дать представление о законе.

Право

Закон

Государство

2-4.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Дать первоначальное представление о документах по правам ребенка.

Конвенция, декларация, государство.       

5.

Право на особую защиту детей, попавших в экстремальные ситуации.

Продолжить работу по разбору ситуаций с детьми попавшими в трудные жизненные ситуации

Экстремальная ситуация

6.

Избирательное право в РФ

Дать понятие об избирательном праве в России

Бюллетень

Кандидат


7.

Избирательное право в РФ

Продолжение работы

Бюллетень

Кандидат

8-9.

Игра «Выборы»


Предвыборная компания

10.

Общественное мнение

Что такое общественное мнение. Из чего складывается общественное мнение


11.

Правила спора

Правила честного спора.

Темы спора

Долг

Честь

Достоинство

12.

Устав школы.

Обязанности школьника

Познакомить с Уставом гимназии

Устав

13.

Мои обязанности

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права.

Обязанности

Единство прав

14.

Мои права – моя свобода

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права.

Права

Свободы

15.

Можно ли быть свободным без ответственности?

Формировать понятие “ответственность”, показать значимость понятий “свобода” и “ответственность” в жизни человека.

Ответственность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!