СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе "Поговорка - цветочек, пословица - ягодка" для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по литературе "Поговорка - цветочек, пословица - ягодка" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе "Поговорка - цветочек, пословица - ягодка" для 5 класса»

МБОУ города Иркутска СОШ №5





Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом

на заседании МО Зам. директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ №5 учителей русского Манузина Е.В. Гребенникова Т.М.

языка и литературы ________________ ________________

Руководитель МО: «_____»______2019 г. «_____»________2019 г.

_________________

Протокол №______

от «____»______2019 г.





ПОГОВОРКА - ЦВЕТОЧЕК, ПОСЛОВИЦА - ЯГОДКА



Программа элективного курса

по литературе для 5 класса






















2019 г.

Пояснительная записка.


Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Современные школьники все реже используют их в своей речи. Одна из причин этого – недостаточное количество времени на уроках литературы для их более подробного изучения. Актуальность программы состоит в том, что школьникам нужно иметь более обширные знания о пословицах и поговорках, использовать их в своей речи. Пословица - исторически сложившееся законченное предложение, в котором выражена народная мудрость. Пословица обладает поучительным смыслом, поговорка только описывает что-либо.

Цель элективного курса «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры устной и письменной речи, развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения.


Задачи:

- учить анализировать окружающую речевую среду,

- воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку,

- познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества – пословицами и поговорками,

- обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств пословиц и поговорок.


Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- выразительное чтение и др.


Данные формы и методы работы дают возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.


Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах.






Содержание курса


1. Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества, их отличия. Синтаксические, смысловые отличия пословиц и поговорок.

2. История возникновения пословиц и поговорок. Продуктивность жанров в древности, непродуктивность в настоящее время.

3. Классификация пословиц. Алфавитная, по опорным словам, монографическая, генетическая, тематическая. Достоинства и недостатки различных классификаций.

4. Тематическое содержание пословиц и поговорок. Разнообразие тематики пословиц.

5. Средства художественной выразительности в пословицах и поговорках. Тропы и другие средства художественной выразительности, используемые в пословицах.

6. Роль пословиц и поговорок в речи современного человека.

7. Создание иллюстраций к пословицам и поговоркам.

8. Знакомство с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа». История создания, структура книги.

9. Работа с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа». Чтение пословиц, поиск пословиц и поговорок на определенные темы.

10. Викторина по теме «Пословицы и поговорки»

11. Конкурс сочинений-эссе по теме «Пословицы и поговорки». Особенности эссе.






















Календарно-тематическое планирование.


№ занятия

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Дата

Выход



5 класс (17 часов)


1

Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества, их отличия

1 ч

Лекция учителя





Выполнение рисунков к пословицам и поговоркам


2

История возникновения пословиц и поговорок

1 ч

Лекции учителя


3-4

Классификация пословиц (алфавитная, по опорным словам, монографическая, генетическая, тематическая)

2 ч

Лекция учителя


5-6

Тематическое содержание пословиц и поговорок.

2 ч

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся


7

Средства художественной выразительности в пословицах и поговорках

1 ч

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся


Проект «Книга пословиц»

8

Роль пословиц и поговорок в речи современного человека

1 ч

Лекция учителя


9-10

Создание иллюстраций к пословицам и поговоркам

2 ч.

Лекция учителя


11-12

Знакомство с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа» (история создания, структура книги).

2 ч.

Лекция учителя


13-15

Работа с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа» (чтение пословиц, поиск пословиц и поговорок).

3 ч

Практическое занятие обучающихся


16

Викторина по теме «Пословицы и поговорки»

1 ч.

Занятие-игра


Зачетная работа – эссе о пословицах и поговорках

17

Итоговое занятие. Конкурс эссе.

1 ч.

Зачетная работа




Система оценивания результатов обучения

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ (всего 4 практических работы, проводятся в конце изучения темы). Предполагается как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится в форме «зачет/незачет». Данный вид количественной оценки предусматривает, что учащиеся будут иметь возможность переделывать работу несколько раз, учитывая ошибки, пока она не будет выполнена правильно. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практического занятия (написания сочинения-рассуждения по заданным требованиям), на основании чего и будет выставлен «зачет/незачет» за отчетный период (полугодие).


























Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985.

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература. -1989.

  3. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1989.

  4. Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка. - СПб., 1995.

  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990.

  6. Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.

  7. Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949.

  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!