МБОУ города Иркутска СОШ №5
Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом
на заседании МО Зам. директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ №5 учителей русского Манузина Е.В. Гребенникова Т.М.
языка и литературы ________________ ________________
Руководитель МО: «_____»______2019 г. «_____»________2019 г.
_________________
Протокол №______
от «____»______2019 г.
ПОГОВОРКА - ЦВЕТОЧЕК, ПОСЛОВИЦА - ЯГОДКА
Программа элективного курса
по литературе для 5 класса
2019 г.
Пояснительная записка.
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Современные школьники все реже используют их в своей речи. Одна из причин этого – недостаточное количество времени на уроках литературы для их более подробного изучения. Актуальность программы состоит в том, что школьникам нужно иметь более обширные знания о пословицах и поговорках, использовать их в своей речи. Пословица - исторически сложившееся законченное предложение, в котором выражена народная мудрость. Пословица обладает поучительным смыслом, поговорка только описывает что-либо.
Цель элективного курса «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры устной и письменной речи, развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения.
Задачи:
- учить анализировать окружающую речевую среду,
- воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку,
- познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества – пословицами и поговорками,
- обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств пословиц и поговорок.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- выразительное чтение и др.
Данные формы и методы работы дают возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах.
Содержание курса
1. Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества, их отличия. Синтаксические, смысловые отличия пословиц и поговорок.
2. История возникновения пословиц и поговорок. Продуктивность жанров в древности, непродуктивность в настоящее время.
3. Классификация пословиц. Алфавитная, по опорным словам, монографическая, генетическая, тематическая. Достоинства и недостатки различных классификаций.
4. Тематическое содержание пословиц и поговорок. Разнообразие тематики пословиц.
5. Средства художественной выразительности в пословицах и поговорках. Тропы и другие средства художественной выразительности, используемые в пословицах.
6. Роль пословиц и поговорок в речи современного человека.
7. Создание иллюстраций к пословицам и поговоркам.
8. Знакомство с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа». История создания, структура книги.
9. Работа с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа». Чтение пословиц, поиск пословиц и поговорок на определенные темы.
10. Викторина по теме «Пословицы и поговорки»
11. Конкурс сочинений-эссе по теме «Пословицы и поговорки». Особенности эссе.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и обучающихся | Дата | Выход |
| 5 класс (17 часов) |
1 | Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества, их отличия | 1 ч | Лекция учителя | | Выполнение рисунков к пословицам и поговоркам |
|
2 | История возникновения пословиц и поговорок | 1 ч | Лекции учителя | |
3-4 | Классификация пословиц (алфавитная, по опорным словам, монографическая, генетическая, тематическая) | 2 ч | Лекция учителя | |
5-6 | Тематическое содержание пословиц и поговорок. | 2 ч | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | |
7 | Средства художественной выразительности в пословицах и поговорках | 1 ч | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся | | Проект «Книга пословиц» |
8 | Роль пословиц и поговорок в речи современного человека | 1 ч | Лекция учителя | |
9-10 | Создание иллюстраций к пословицам и поговоркам | 2 ч. | Лекция учителя | |
11-12 | Знакомство с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа» (история создания, структура книги). | 2 ч. | Лекция учителя | |
13-15 | Работа с книгой В.И. Даля «Пословицы русского народа» (чтение пословиц, поиск пословиц и поговорок). | 3 ч | Практическое занятие обучающихся | |
16 | Викторина по теме «Пословицы и поговорки» | 1 ч. | Занятие-игра | | Зачетная работа – эссе о пословицах и поговорках |
17 | Итоговое занятие. Конкурс эссе. | 1 ч. | Зачетная работа | |
Система оценивания результатов обучения
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ (всего 4 практических работы, проводятся в конце изучения темы). Предполагается как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится в форме «зачет/незачет». Данный вид количественной оценки предусматривает, что учащиеся будут иметь возможность переделывать работу несколько раз, учитывая ошибки, пока она не будет выполнена правильно. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практического занятия (написания сочинения-рассуждения по заданным требованиям), на основании чего и будет выставлен «зачет/незачет» за отчетный период (полугодие).
Литература:
Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985.
Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература. -1989.
Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1989.
Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка. - СПб., 1995.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990.
Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.
Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987.