Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №5
Программа элективного курса по русскому языку
«Особенности написания сочинения-рассуждения» для 11-х классов
Составил: Леонов Константин Александрович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ №5
Иркутск
2019
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 17 часов для реализации в 11-х классах во втором полугодии учебного года из расчета 1 час в неделю.
Целесообразность, актуальность курса
Введение курса «Особенности написания сочинения-рассуждения» обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русскому языку, истории, обществознанию.
Для учащихся задание в экзаменационной работе в форме сочинения-рассуждения вызывает определенные затруднения, связанные с незнанием структуры данного типа сочинений, неумением грамотно оформлять на письме свои мысли, учитывая тип и стиль речи. Словарный запас учащихся стилистически ограничен, беден. В разных ситуациях общения преимущественно употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи, поэтому знание окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Связи с этим в данном курсе особое внимание уделено знакомству учащихся со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи, с понятием стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств.
Цель:
систематизировать и повторить полученные ранее знания учащихся по синтаксису, стилистике русского языка;
ознакомить учащихся с типичными грамматическими и стилистическими ошибками в сочинениях, с особенностями сочинений-рассуждений и требованиями к ним;
сформировать умение учащихся самостоятельно писать сочинения-рассуждения по заданным требованиям;
закрепить умение предупреждать и устранять грамматические, речевые ошибки и недочеты в сочинениях
Методы и формы обучения:
Лекция учителя
Работа с текстами различных типов и стилей речи
Работа со словарями
Индивидуальные домашние задания
Практические занятия
Ожидаемые результаты:
Приобретение учащимися навыков написания сочинений-рассуждений по заданным требованиям;
Соблюдение стилистического единства письменной речи;
Достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текста сочинения учащихся;
Отработка умения замечать и устранять грамматические и речевые ошибки в собственных сочинениях.
Содержание программы
1. Синтаксис текста.
- Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.
- Межфразовая связь. Микротема. Абзац.
- План текста (сложный план текста). Структура текста
Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о структуре и содержании текста, отработать и усовершенствовать навыки работы по составлению и анализу текстов.
2. Типы речи
-Описание, повествование (повторение)
-Рассуждение
Цели: повторение типов речи, работа по выявлению отличительных признаков текстов разных типов.
3. Функциональные стили речи
-Основные свойства и признаки функциональных стилей речи
-Художественный стиль речи
Цели: углубить знания учащихся о функциональных стилях речи, их отличительных признаках, стилевых особенностях.
4. Стилистическая система русского языка
-Функционально-стилистическая окраска
-Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска
-Стилистические синонимы. Фразеологические синонимы как способ экспрессивного выражения мысли.
Цели: знакомство со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи и стилистических синонимов.
5. Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях
- Виды грамматических ошибок и способы их устранения и предупреждения
- Стилистическая норма, нарушения стилистической нормы
- Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка
Цели: ознакомление учащихся с понятиями стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Работа над устранением грамматических и стилистических ошибок в сочинениях учащихся, выработка навыков соотнесения стилистических ресурсов русского языка с речевой ситуацией, темой и целью высказывания.
6. Сочинения различных жанров
- Эссе, очерк
- Рецензия
Цели: знакомство с сочинениями разных жанров (рецензия, эссе, очерк).
7. Сочинение-рассуждение
- Основные требования к тексту сочинения
- Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте, которые помогают в написании сочинения
- Стилевое единство и выразительность – важное требование к сочинению
Цели: ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению, с правилами, помогающими написать сочинение. Способы достижения стилевого единства и выразительности.
8. Итоговое практическое занятие.
- Разбор грамматических, синтаксических, стилистических ошибок в домашних сочинениях.
Цели: работа над предупреждением грамматических, стилистических ошибок, достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текстов сочинений учащихся.
Система оценивания результатов обучения
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ (всего 4 практических работы, проводятся в конце изучения темы). Предполагается как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится в форме «зачет/незачет». Данный вид количественной оценки предусматривает, что учащиеся будут иметь возможность переделывать работу несколько раз, учитывая ошибки, пока она не будет выполнена правильно. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практического занятия (написания сочинения-рассуждения по заданным требованиям), на основании чего и будет выставлен «зачет/незачет» за отчетный период (полугодие).
Тематическое планирование курса (17 часов)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов по теме |
1. | Синтаксис текста | |
| Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф. | 1 |
| Межфразовая связь. Микротема. Абзац. | 1 |
| План текста (сложный план текста). Структура текста. | 1 |
2. | Типы речи | |
| Описание, повествование. Рассуждение. | 1 |
3. | Функциональные стили речи | |
| Основные свойства и признаки функциональных стилей речи. Сравнительный анализ функциональных стилей речи. | 1 |
| Практическое занятие (работа с текстами по определению стилей речи, их стилевых особенностей, составление текстов в определенном стиле). | 1 |
4. | Стилистическая система русского языка | |
| Функционально-стилистическая окраска. Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска. Стилистические синонимы. | 1 |
| Практическое занятие по работе с текстами различной окраски. | 1 |
5. | Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях | |
| Виды типичных грамматических ошибок в сочинениях. | 1 |
| Стилистическая норма. Нарушения стилистической нормы. | 1 |
| Практическое занятие. Работа по устранению нарушений стилистической нормы в сочинениях-рассуждениях. | 1 |
6. | Сочинения-рассуждения | |
| Эссе. Особенности эссе. | 1 |
| Практическая работа. Написание эссе по заданным требованиям. | 1 |
| Очерк. Особенности очерка. | 1 |
| Рецензия. Особенности рецензии. | 1 |
| Стилевое единство и выразительность текста сочинения. | 1 |
8. | Итоговое практическое занятие. Синтаксический, стилистический анализ домашних сочинений-рассуждений. | 1 |
| Всего: | 17 |
Список литературы
Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995.
Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ/-Л.: Просвещение, 1984.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л.: Наука, 1979.
Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/-М.: Айрис-пресс, 2007.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.М., «Русский язык», 1976.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1975.