СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку «Особенности написания сочинения-рассуждения» для 11-х классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку  «Особенности написания сочинения-рассуждения» для 11-х классов

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку «Особенности написания сочинения-рассуждения» для 11-х классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №5











Программа элективного курса по русскому языку

«Особенности написания сочинения-рассуждения» для 11-х классов






Составил: Леонов Константин Александрович,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №5
















Иркутск

2019

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 17 часов для реализации в 11-х классах во втором полугодии учебного года из расчета 1 час в неделю.

Целесообразность, актуальность курса

Введение курса «Особенности написания сочинения-рассуждения» обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русскому языку, истории, обществознанию.

Для учащихся задание в экзаменационной работе в форме сочинения-рассуждения вызывает определенные затруднения, связанные с незнанием структуры данного типа сочинений, неумением грамотно оформлять на письме свои мысли, учитывая тип и стиль речи. Словарный запас учащихся стилистически ограничен, беден. В разных ситуациях общения преимущественно употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи, поэтому знание окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Связи с этим в данном курсе особое внимание уделено знакомству учащихся со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи, с понятием стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств.

Цель:

  • систематизировать и повторить полученные ранее знания учащихся по синтаксису, стилистике русского языка;

  • ознакомить учащихся с типичными грамматическими и стилистическими ошибками в сочинениях, с особенностями сочинений-рассуждений и требованиями к ним;

  • сформировать умение учащихся самостоятельно писать сочинения-рассуждения по заданным требованиям;

  • закрепить умение предупреждать и устранять грамматические, речевые ошибки и недочеты в сочинениях


Методы и формы обучения:

  • Лекция учителя

  • Работа с текстами различных типов и стилей речи

  • Работа со словарями

  • Индивидуальные домашние задания

  • Практические занятия

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение учащимися навыков написания сочинений-рассуждений по заданным требованиям;

  • Соблюдение стилистического единства письменной речи;

  • Достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текста сочинения учащихся;

  • Отработка умения замечать и устранять грамматические и речевые ошибки в собственных сочинениях.


Содержание программы

1. Синтаксис текста.

- Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.

- Межфразовая связь. Микротема. Абзац.

- План текста (сложный план текста). Структура текста

Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о структуре и содержании текста, отработать и усовершенствовать навыки работы по составлению и анализу текстов.

2. Типы речи

-Описание, повествование (повторение)

-Рассуждение

Цели: повторение типов речи, работа по выявлению отличительных признаков текстов разных типов.

3. Функциональные стили речи

-Основные свойства и признаки функциональных стилей речи

-Художественный стиль речи

Цели: углубить знания учащихся о функциональных стилях речи, их отличительных признаках, стилевых особенностях.

4. Стилистическая система русского языка

-Функционально-стилистическая окраска

-Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска

-Стилистические синонимы. Фразеологические синонимы как способ экспрессивного выражения мысли.

Цели: знакомство со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи и стилистических синонимов.

5. Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях

- Виды грамматических ошибок и способы их устранения и предупреждения

- Стилистическая норма, нарушения стилистической нормы

- Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка

Цели: ознакомление учащихся с понятиями стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Работа над устранением грамматических и стилистических ошибок в сочинениях учащихся, выработка навыков соотнесения стилистических ресурсов русского языка с речевой ситуацией, темой и целью высказывания.

6. Сочинения различных жанров

- Эссе, очерк

- Рецензия

Цели: знакомство с сочинениями разных жанров (рецензия, эссе, очерк).

7. Сочинение-рассуждение

- Основные требования к тексту сочинения

- Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте, которые помогают в написании сочинения

- Стилевое единство и выразительность – важное требование к сочинению

Цели: ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению, с правилами, помогающими написать сочинение. Способы достижения стилевого единства и выразительности.

8. Итоговое практическое занятие.

- Разбор грамматических, синтаксических, стилистических ошибок в домашних сочинениях.

Цели: работа над предупреждением грамматических, стилистических ошибок, достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текстов сочинений учащихся.


Система оценивания результатов обучения

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ (всего 4 практических работы, проводятся в конце изучения темы). Предполагается как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится в форме «зачет/незачет». Данный вид количественной оценки предусматривает, что учащиеся будут иметь возможность переделывать работу несколько раз, учитывая ошибки, пока она не будет выполнена правильно. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практического занятия (написания сочинения-рассуждения по заданным требованиям), на основании чего и будет выставлен «зачет/незачет» за отчетный период (полугодие).






Тематическое планирование курса (17 часов)


п/п

Название тем курса

Количество часов по теме

1.

Синтаксис текста



Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.

1


Межфразовая связь. Микротема. Абзац.

1


План текста (сложный план текста). Структура текста.

1

2.

Типы речи



Описание, повествование. Рассуждение.


1

3.

Функциональные стили речи




Основные свойства и признаки функциональных стилей речи. Сравнительный анализ функциональных стилей речи.

1


Практическое занятие (работа с текстами по определению стилей речи, их стилевых особенностей, составление текстов в определенном стиле).

1

4.

Стилистическая система русского языка




Функционально-стилистическая окраска. Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска. Стилистические синонимы.

1


Практическое занятие по работе с текстами различной окраски.

1

5.

Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях



Виды типичных грамматических ошибок в сочинениях.

1


Стилистическая норма. Нарушения стилистической нормы.

1


Практическое занятие. Работа по устранению нарушений стилистической нормы в сочинениях-рассуждениях.

1

6.

Сочинения-рассуждения



Эссе. Особенности эссе.

1


Практическая работа. Написание эссе по заданным требованиям.

1


Очерк. Особенности очерка.

1


Рецензия. Особенности рецензии.

1


Стилевое единство и выразительность текста сочинения.

1

8.

Итоговое практическое занятие. Синтаксический, стилистический анализ домашних сочинений-рассуждений.

1


Всего:

17









Список литературы


  1. Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995.

  2. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ/-Л.: Просвещение, 1984.

  3. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л.: Наука, 1979.

  4. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/-М.: Айрис-пресс, 2007.

  5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.М., «Русский язык», 1976.

  9. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

  10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

  11. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1975.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!