Программа элективного курса
«Практикум по обществознанию»
для 10 класса
на 20 /20 учебный год
Пояснительная записка
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 10-классников.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 10 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Цель элективного курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи курса:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Структура элективного курса: рассчитан на 35 учебных часов.
Литература для учителя и учащихся
учебники:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2013.
Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
пособия:
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
методические пособия для учителя:
Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -М.: Просвещение, 2008.
Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008-2010.
ЕГЭ-2008-2009. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2013,2014
задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ.
Календарно-тематическое планирование элективного курса для 10 кл.
«Сложные вопросы современного обществознания»
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Общество | 6 ч. | | |
1 | Системное строение общества | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | |
2 | Многовариантность общественного развития | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий | |
3-4 | Типология обществ | 2 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 | практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ | выполнение интеллект-карты, выполнение заданий ЕГЭ | |
6 | Социальные институты | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции | |
| Человек | 2 ч. | | |
7 | Социализация индивида | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | |
| Познание | 2 ч. | | |
9 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | работа с документами, решение тестов ЕГЭ | правильное выполнение заданий | |
10 | Научное познание. Формы научного познания | 1 | практикум, работа с документами, выполнение интеллект-карты | правильное выполнение заданий | |
| Духовная жизнь общества | 5 ч. | | |
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | тезисы темы; написание эссе | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист» | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | |
13 | Наука и ее роль в обществе | 1 | лекция, работа с документами | конспект | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия | формирование собственной позиции, опыт публичной защиты | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | дискуссия с элементами моделирования | составление интеллект-карты | |
| Экономика | 6 ч. | | |
16 | Экономика потребителя и производителя | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | правильное выполнение заданий | |
17 | Роль государства в экономике | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ | конспект, правильное выполнение заданий | |
18 | Ценные бумаги | 1 | практикум | правильное выполнение заданий | |
19 | Деньги и денежная система государства | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, правильно выполненные схемы и задания | |
20 | Регулирование спроса и предложения | 1 | практикум | опорные схемы и графики | |
21 | Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | правильное решение задач, формирование собственного мнения | |
| Социальные отношения | 4 ч. | | |
22 | Социальные группы, их классификация | 1 | практикум | заполнение таблиц, схем | |
23 | Неравенство и социальная стратификация | 1 | лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | написание эссе | |
24 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | |
25 | Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств | 1 | работа с документами, решение заданий ЕГЭ | правильно выполненные задания, опорная схема темы | |
| Политика | 3 ч. | | |
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект | |
27 | Политическая система государства | 1 | лекция, решение заданий ЕГЭ | правильно решенные задания, опорная схема | |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | семинар | опыт публичной защиты | |
| Право | 3 ч. | | |
29 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | работа с документами, дискуссия | опорная схема, опыт публичной защиты | |
30 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | деловая игра «Судебное заседание» | опыт групповой работы, опыт публичной защиты | |
31 | Конституция РФ | 1 | практикум | правильное выполнение заданий | |
31-32 | Подготовка творческой работы | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы | формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | |
33-35 | Защита творческой работы | 2 | семинар | опыт публичной защиты и критической оценки | |
Итого: | 35 ч. | |
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Ожидаемые результаты:
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену;
Повышение качества знаний по предмету и результативности при сдаче ЕГЭ.