СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Природный материал и фантазия" для учащихся 4-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Природный материал и фантазия" предназначена для учащихся 4 -8 классов. Программа изучается по нарастающей, т.е. от простого к сложному. Приветствуется смешивание техник. Учащиеся занимаются не только природным материалом, а учатся выполнять, например, вышивку и добавляют в композицию природный материал. 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Природный материал и фантазия" для учащихся 4-8 классов»

МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Утверждена приказом директора МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

г. Усть-Илимска № __141__ от _31.08._2022 г.









Рабочая программа по элективному курсу

«Природный материал и фантазия»

для учащихся 11-15 лет









Составитель: Шаповал Любовь

Витальевна, учитель технологии

первой квалификационной категории

МАОУ «Экспериментальный лицей «НОК»

















Усть-Илимск, 2022 г.




Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы дополнительного образования «Природный материал и фантазия» для 5-9 классов, автор-составитель Л. И. Трепетунова, г. Волгоград, издательство «Учитель», 2019 г. Способность понимать, чувствовать прекрасное, является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, а может стать стимулом для развития творческих способностей детей. С этой целью скорректирована программа элективного курса «Природный материал и фантазия», предназначенная для детей 13-15 лет и рассчитана на 1 год обучения, 17 часа (0,5 часа в неделю). Её содержание, принцип построения и система преподавания способствует формированию у детей эстетического отношения к миру, развитию их творческих способностей, воспитанию любви к природе на материале занятий декоративно-прикладным творчеством. Программа «Природный материал и фантазия» по своему функциональному назначению является декоративно-прикладной направленности, то есть создает условия для овладения учащимися определенной совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно-эстетической. По характеру изменений, внесенных согласно собственной концепции, программа является скорректированной. Актуальность программы в том, что дети начальной школы уже попробовали рисовать, лепить и даже шить, им уже становится мало уроков технологии, им хочется делать поделки в других техниках. Программой не запрещается и даже поощряется, если вместе с ними могут заниматься дети более старшего возраста.

Цель программы: формирование у учащихся основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка. Задачи программы:

-познакомить учащихся с разными видами декоративно-прикладного искусства; -научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов; -обучить основам различных техник рукоделия, способам и технологии выполнения художественных изделий; -развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность; -прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа; -расширить интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях; -воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться; -помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности. Преимуществом данной программы является то, что она не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп занятий, как это свойственно обычным традиционным программам. Выбирается техника и она может соединиться с любым видом творчества, например, рисование, вышивка и природный материал. Основная идея программы выполнять поделки с пользой для себя и других, например, к праздникам, разным мероприятиям, чтобы поделка стала нужной, значимой для ребенка. На занятиях дети могут показывать мастер-классы. В лицее проходят разные мероприятия, например, осенью ярмарка, где можно представить разные изделия, начиная от кулинарии, до поделок сделанными своими руками. Форма обучения – очная. В процессе обучения используются разнообразные формы организации занятий – группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми, детей с детьми. Обучение проводится в двух направлениях: 1. усвоение теоретических знаний; 2. формирование практических навыков. Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия – проводится в форме бесед, лекций, рассказов, экскурсий и т.д. Практическая часть – большая часть занятия включает в себя навыки работы с материалом и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций, навыки проведения мастер-класса. Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца, соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать материал, соблюдать правила техники безопасности. В данную программу внесены следующие изменения: -убран раздел «Работа с лозой», из-за неимения материала – лозы и трудностью её заготовки; -уменьшены часы разделов: «Вводное занятие», «Флористика», «Макраме и флористика» и «Итоговое занятие», больше времени уделено на практические занятия и на разные виды рукоделия. В течение учебного года планируются посетить художественную галерею и городские выставки. Итогом обучения детей служат их поделки, представленные на выставках, конкурсах, мастер-классы, творческий отчет (презентация, видео, фотоколаж и т.д.).



  1. Планируемые результаты

Знать:

- разные виды декоративно-прикладного творчества;

- праздники и традиции;

- базовые знания, полученные на занятиях;

- последовательность выполнения изделий;

- как работать по инструкционной карте;

- как заготовить и работать с природный материалом;

- как применять и соединять разные техники рукоделия.


Уметь:

- работать с природным материалом;

- создать выразительный образ своего изделия;

- самостоятельно работать по инструкционным картам;

- умели объяснить свой замысел и действия;

- выполнять поделки разными выразительными средствами;

- выполнять дополнительные элементы к композиции













  1. Содержание программы

I. Вводное занятие. Раскрыть цели и задачи программы, организацию и содержание занятий. Организация рабочего места. Правила культуры труда. Инструктаж по техники безопасности.

II. Флористика. Материалы, инструменты и приспособления. Методы работы с природным материалом. Основные элементы композиции. Гармония цвета. Пропорции. Линии. Форма. Симметрия. Асимметрия. Правила составления простой композиции. Изготовление сувенира. Составление композиции с использованием разных техник. Изготовление сувенира на выставку-ярмарку. Подготовка к ярмарке. Изготовление простой поделки с элементами флористики и разных украшений, например, открытка для поздравления с Днём рождения одноклассников или ко Дню Учителя. Составление эскиза. Изготовление объемной открытки для поздравления, например, к празднику «Новый год». Изготовление украшения на бал, например, веер, маску и т.д. Познакомиться о видовом разнообразии растений, их строении. Методы работы с природным материалом. Ознакомление со способами сбора и хранения природного материала. Флористика. Подготовка к засушиванию листьев, апельсиновых корочек, банановой кожуры, цветов и т.д. Изготовление объемной открытки. Технология изготовления объемной открытки с применением природного материала. Правила пользования бумагой, клеем, природным материалом. Изготовление сувенира. История возникновения сувениров. Понятие «подарок», научиться выбирать подарок к конкретной ситуации. Дополнительные элементы композиции. Познакомиться с дополнительными элементами, используемыми при создании композиций. Виды декоративных бантов. Познакомиться с видами декоративной ленты. Научиться изготавливать различные виды бантов. Виды декоративных отделок. Различные украшения – бисер, бусы, паедки, пуговицы, ленты, тесьма, цветы и т.д. Основные элементы композиции. Основные элементы композиции. Основные свойства цвета. Гармония цвета. Воздействие цвета на эмоциональное настроение человека. Понятие пропорции в аранжировке. Пропорции. Линии. Форма. Симметрия. Асимметрия. Изготовление простой композиции. Изготовление новогодних поделок. Национальные традиции празднования Нового года. Комбинирование различных декоративных элементов и техник рукоделия. Составление простой композиции для новогодней поделки. Изготовление настольных панно. Использование флористики с другими видами рукоделия в интерьере. Составление композиции. Изготовление подвесных панно. Составление композиции. Настенное панно. Технология изготовления настенных панно. Составление композиции. Мастер-класс детей. Подготовка к конкурсу «Альтернативная ель» и символ года. Составление композиции. Изготовление ели. Изготовление символа года. Оформление выставки «Новогодние чудеса».

Тематическое планирование (17 часов в год)

Название разделов

темы

Содержание темы

Количество часов

Теорет.

Практ.

Кол-во часов

I.Вводное занятие.


1

Цели и задачи программы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

0,5

-

0,5

II.Флористика.

2

Материалы, инструменты и приспособления. Методы заготовки и приемы работы с природным материалом.

0,5

-

0,5

3

Основные элементы композиции. Гармония цвета. Пропорции. Линии. Форма. Симметрия. Асимметрия.

0,5

-

0,5

4

Правила составления простой композиции.

0,5

-

0,5

5

Изготовление сувенира. Составление композиции с использованием разных техник.

-

0,5

0,5

6

Изготовление сувенира на выставку-ярмарку.

-

0,5

0,5

7

Изготовление простой поделки с элементами флористики и разных украшений, например, открытка для поздравления с Днём рождения одноклассников или ко Дню Учителя. Составление эскиза.

-

0,5

0,5

8

Изготовление открытки.

-

0,5

0,5

9

Изготовление объемной открытки для поздравления, например, к празднику «Новый год».

-

0,5

0,5

10

Изготовление объемной открытки из подручных материалов: тканей, бумаги, тесьмы, камней, ракушек.

-

0,5

0,5

11

Изготовление украшения на бал, например, веер.

-

0,5

0,5

12

Изготовление украшения на бал, например, маску.

-

0,5

0,5

13

Флористика. Подготовка к засушиванию листьев, апельсиновых корочек, банановой кожуры, цветов и т.д.

-

0,5

0,5

14

Изготовление настенного панно с элементами разных материалов. Составление композиции.

0,5

-

0,5

15

Изготовление настенного панно.

-

0,5

0,5

16

Мастер-класс детей.

-

0,5

0,5

17

Подготовка к конкурсу «Альтернативная ель» и символ года. Составление композиции.

Изготовление ели.

0,5

-

0,5

-

0,5

0,5

Изготовление символа года.

-

0,5

0,5




ИТОГО:

2

15

17





Литература

1. «Природный материал и фантазии» 5-9 классы, программа, рекомендации, разработки занятий, авт.-сост. Л. И. Трепетунова. - Волгоград: Учитель, 2019 г.

2. «Цветы оригами для любимой мамы», авт.-сост. Л. В. Иванова.- М.: ООО «Издательство Ц 27 АСТ», 2015 г.

3. «Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик», авт.-сост. И. Д. Журавлёва.-М.: Изд-во Эксмо, 2015 г.

4. «Кожаная пластика», авт.-сост. Н. В. Шахова.- М.: Изд-во АСТ, 2015 г.

5. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин», авт.-сост. Л. М. Евстратова.-М.: Культура и традиции, 2007 г.

6. «Обереги своими руками», А. Э. Шептуля.-М.:Эксмо, 2008 г.

7. Сделай сам [email protected]

8. Поделки из природного материала своими руками...

nacrestike.ru›master-klassy-po-rukodeliyu…podelki…

zhenskie-uvlecheniya.ru›Поделки из природных материалов

9. Учебно-методический материал: nsportal.ru›Школа›Дополнительное образование›…/rabota-s-prirodnymi…

domnomore.com›podelki…prirodnogo-materiala-idei…

semeynaya-kuchka.ru›Поделки из природного материала3:35

youtube

s30893898787.mirtesen.ru›Блог›4361960815

podelki-doma.ru›Образовательный портал

liveinternet.ru›users/galina0123/rubric/4584314/

happymodern.ru›Идеи

livemaster.ru›catalogue…tvorchestva…floristiki…

masterclassy.ru›Поделки›Природные поделки

stranamasterov.ru›Содержание›Все времена›Материал природный

scrap54.ru›shop/folder/kozha





ПРИЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка занятия

Учитель: Шаповал Л. В.

Мастер – класс проводили ученицы 6 а класса

Присутствовали: дети д/сада, их родители, ученики 5-6 классов.

Тема: «Мал лоскут, а нужен!»

Цель: научить детей д/сада выполнять, с помощью иголки, нитки и кусочка ткани, мелкие поделки; развивать моторику рук; вовлечь детей в познавательную деятельность.

Здравствуйте дети, родители и гости. В нашей школе становится традицией проводить различные встречи с детьми д/сада. Мы встречаемся с детьми в третий раз.

При 1-ой встречи мы учились выполнять цветы из атласной ленты.

При 2-ой встречи мы делали из бумаги панно «Снежинка» к празднику «Новый год».

А сегодня ребята я, вместе со своими ученицами 6 класса, предлагаю вам тему занятия «Мал лоскут, а нужен!». Нужен, прежде всего, тем, кто умеет превращать остатки кусочков ткани в необычные изделия.

Вот, например, такие изделия, которые вы видите на выставке:

подушки из старых шуб,

лоскутная салфетка,

коровка из кусочков ткани,

панно в берестяной рамке,

игольницы «яблоко», «груша»

Вы, конечно, знаете, что соединение лоскутков ткани называется лоскутной мозаикой.

Все работы представленные в этом кабинете относятся к этой технике.

Лоскутная техника появилась в далеком прошлом. На Руси причиной появления лоскутного шитья считалась бедность людей. Именно бедность вынуждала женщин из остатков старой одежды перешивать новую одежду или делать изделия для быта.

Другой причиной считалось то, что люди ценили свой труд, потому, что, чтобы получить ткань, необходимо было затратить много времени и сил.

Вот, например, как получали льняную ткань в старину?

Сейчас это мы узнаем, послушав рассказ, который нам приготовили девочки.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла».

(ученицы рассказывают рассказ по ролям)

Автор


Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает отца:

Таня

- Что ты, тятя, делаешь?

Отец

- А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.

Автор

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня:

Таня

Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!

Автор

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Мать и сёстры

- Славная у тебя рубашечка будет!

Автор

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Таня

У братца Васи такие глазки,

Автор

- подумала Таня,

Таня

- но рубашечек таких я ни на ком не видела.

Автор

Когда цветочки опали, то на место их показались зеленые головки.

Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

Сёстры

- Славная у тебя, Таня, рубашка будет!

Автор

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он не сделался мягким и шелковистым.

Сёстры

- Славная у тебя рубашка будет!

Автор

- опять сказали Тане сёстры.

Но Таня подумала:

Таня

Где же тут рубашка? Это похоже скорее всего на волоски Васи, а не на рубашку.

Автор

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

Таня

Это нитки!

Автор

- думает Таня.

Таня

- А где же рубашечка?

Автор
















Прошла зима, весна и лето, - настала осень.

Отец установил в избе станок (кросна), натянул на него основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю, белые как снег рубашечки.



Вот такой долгий процесс получения ткани был в старину.

Сегодня же ткань получают на фабриках и заводах, где труд людей стал механизирован.

В настоящее время мы поносили вещь и выбрасываем её.

Мы не задумываемся над тем, сколько труда вложили в эту ткань люди. Можете представить себе такую картину: к сегодняшнему дню на территории нашей страны накопилось около 45 млрд. тонн всяческого мусора! И с каждым годом его становиться все больше и больше, в то время как более половины отходов являются ценным сырьем для вторичного использования.

Но, несмотря ни на что, горы мусора на нашей планете продолжают расти. Что может сделать каждый из нас, чтобы не допустить «мусорной» катастрофы?

Давайте, для начала, хотя бы не выбрасывать изделия из ткани, кожи такие как: старые шубы, пальто, кожаные куртки, платья, сумки и т.д., а попробуем их переделать в нужные нам изделия.

Мы предлагаем вам сделать из ненужных кусочков ткани небольшие поделки, например, брелки, игольницы (показ изделий – ягодка, дельфин, тигр и т.д.).

Девочки нам сейчас расскажут технологию выполнения таких поделок:

1. Придумать и нарисовать изделие; сделать шаблон из картона (показ разных шаблонов)

2. Обчертить шаблон обмылком, мелом или карандашом (показ 2 деталей)

3. Вырезать 2 симметричные детали (показ 2-х деталей)

4. Нашить или приклеить на основные детали элементы - глаза, бисер, другие кусочки

5. Сшить 2 основные детали вместе обвивочными или петельными стежками, постепенно заполняя фигурку ватой.

6. Прикрепить застежку для брелка или сделать петельку.

Девочки нам рассказали, как делать такие мелкие поделки и вы тоже попробуете сделать себе, например игольницу. Вы сейчас будете работать с иголкой, булавками и ножницами.

Но сначала девочки расскажут нам правила работы с ними (ученицы рассказывают правила ТБ).

А теперь мы можем преступить к выполнению поделки.



ИТОГ. Спасибо ребятам из д/сада, что к нам пришли, спасибо ученицам 6 класса, которые показали как выполнять такие интересные поделки и спасибо всем кто присутствовал.

Я думаю, что вы уже не выбросите старую вещь, а проявив фантазию, сможете выполнить разные интересные сувениры.

Ребята возьмут с собой поделку, которые сделали своими руками.

И я думаю, что вещь, выполненная своими руками вдвойне дороже, чем вещь, которую мы купим.

Мал лоскут, а нужен!

Нужен, прежде всего, тем, кто умеет превращать остатки кусочков ткани в необычные изделия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!