Утверждаю
Директор школы:
_______Т.А.Чистякова
Программа элективного курса
«Рекреационная география»
9 класс
Учитель:
Габидуллина Татьяна Николаевна
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 класса.
Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования , размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует её экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.
Основные цели курса : усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи курса:
Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности , наблюдательности, интереса к окружающему миру.
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.
Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов.
Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
Содержание программы
Введение ( 1час).
Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки.(4 часа)
Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация.
Отдых как основа отрасли экономики.
Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии( 4 часа)
Территориальные рекреационные системы (ТРС).
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Тема 3. Рекреационные ресурсы мира ( 5 часов)
Главные рекреационные районы мира и их характеристика
Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов.
Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях ( 2 часа)
Практическое занятие. Выявление рекреационных ресурсов и территорий своей местности . Оценка их состояния. Определение их рекреационной емкости.
Заключительное занятие ( 1 час).
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
соотношение понятий «отдых» и «рекреация»;
виды рекреационной деятельности;
соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
ТРС;
методы изучения ТРС;
главные рекреационные районы мира.
Учащиеся должны уметь:
использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своём регионе;
давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.
Учебно -тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практ. |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки | 4 | 2 | 2 |
3 | Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационный географии | 4 | 3 | 1 |
4 | Рекреационные ресурсы мира | 5 | 2 | 3 |
5 | Участие школьников в рекреационных исследованиях | 2 | | 2 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Итого: | 17 | 9 | 8 |
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Примечание |
1 | Введение | 2.09 | |
2 | Понятие о рекреационной географии. | 9.09 | |
3 | Отдых и рекреация. Отдых как основа отрасли экономики. | 16.09 | |
4 | Практическое занятие «Составление плана схемы «Виды туризма». | 23.09 | |
5 | Практическое занятие «Составление плана схемы «Виды туризма». | 30.09 | |
6 | Территориальные рекреационные системы (ТРС). | 7.10 | |
7 | Особо охраняемые территории: заповедники, заказники. | 14.10 | |
8 | Особо охраняемые территории: национальные парки. | 21.10 | |
9 | Практическое занятие «Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха». | 28.10 | |
10 | Главные рекреационные районы мира и их характеристика | 11.11 | |
11 | Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов. | 18.11 | |
12 | Практическое занятие. «Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.» | 25.11 | |
13 | Практическое занятие «Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.» | 2.12 | |
14 | Практическое занятие «Обоснование маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.» | 9.12 | |
15 | Практическое занятие. «Выявление рекреационных ресурсов и территорий своей местности . Оценка состояния рекреационных ресурсов своей области и определение их рекреационной емкости.»» | 16.12 | |
16 | Практическое занятие. « Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов и территорий местности.» | 23.12 | |
17 | Итоговое занятие | 23.12 | |
Список литературы.
1.Александрова А.Ю.География международного туризма// География в школе.- 2003.-№4
2. Веденин Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека.-М.,1988
3.Герасимова И.П., Преображенский В.С. Основы конструктивной географии.- М.,1986.
4. Даринский А.В. Туристическая индустрия США\\ География в школе.=2001.-№6.
5. Мироненко Н.С., Твердохлёбов И.Т. Рекреационнная география.-М.,1981.
6. Чемисин П.А. Виды современного туризма \\География в школе.-2003.№ 6.
7. Хильченко Л.Н. Практическая работа .Составление картосхемы основных районов международного туризма»\\ География в школе.- 2003.-№ 4.