Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» для 11 класса составлена на основе программы «Русский язык» под редакцией А. И Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2009, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает элективные занятия в 11 классе 1 час в неделю, что составляет 34 часов в год.
Цель элективного курса
Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ
Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития
Задачи курса:
1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс 5-10 классов;
2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3) сформировать умения правильно работать с тестами;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) формировать навыки работы над сочинением
6) учить писать сочинения по тексту;
7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Общая характеристика элективного курса
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях).Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.На элективных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут способствовать занятия элективного курса.
Описание места элективного курса
Элективный курс русского языка рассчитан на 34 часов. В 11- м классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, 4 учебных недель. Из них на проведение
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Элективный курс рассчитан на учащихся 11-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-10 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Программа курса рассчитана на 34 часов, из них на развитие речи отводится 8 часов, на систематизацию языковых знаний – 27 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого) и сочинения.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Планируемые результаты изучения элективного курса русского языка
Ученики должны иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ: (частьI );
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
7.Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Введение – 1ч
Задание 1-й части 23 ч.
Подготовка к сочинению – 8ч
Комплексная подготовка к ЕГЭ -2ч
Календарно -тематическое планирование
Раздел программы | Тема | | | |
Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. Введение | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | | |
2. Задания первой части | Задание 1. Главная информация текста | 1 | | |
Задания 2. Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
Задания 3. Лексическое значение слова | 1 | | |
Задания 4. Ударение в слове | 1 | | |
Задания 5. Паронимы | 1 | | |
Задания 5. Паронимы | 1 | | |
Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 1 | | |
Задания 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 1 | | |
Задания 9. Правописание приставок | 1 | | |
Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) | 1 | | |
Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 | | |
Задания 12. Правописание НЕ и НИ | 1 | | |
Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 | | |
Задание 14. Правописание Н, НН в разных частях речи | 1 | | |
Задания 15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | 1 | | |
Задания 16. Пунктуация в предложениях с обособленными членами | 1 | | |
Задания 17. Пунктуация при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | 1 | | |
| Задания 18. Пунктуация в сложноподчиненном предложении | 1 | | |
| Задания 19. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи | 1 | | |
| Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | | |
| Задания 21. Типы речи | 1 | | |
| Задания 22. Лексическое значение слова Задания 23. Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
| Задание 24. Средства выразительности | 1 | | |
3. Подготовка к сочинению | Постановка проблемы. | 1 | | |
Виды комментария к проблеме | 1 | | |
Выявление и формулировка авторской позиции. | 1 | | |
Способы аргументации собственного мнения. | 1 | | |
Композиция сочинения. | 1 | | |
Практикум по написанию сочинения. | 3 | | |
4.Комплексная подготовка к ЕГЭ | Зачетное занятие | 2 | | |