СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса " Учусь писать - мини сочинение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Учимся писать мини-сочинение по обществознанию" предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу экзамена по обществознанию, в форме ЕГЭ и рассчитана на 70 часов

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса " Учусь писать - мини сочинение"»













Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

«Учимся писать мини-сочинение по обществознанию»



























г. Челябинск

2020

Пояснительная записка

  Программа элективного курса "Учимся писать мини-сочинение по обществознанию" предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу экзамена по обществознанию, в форме ЕГЭ и рассчитана на 70 часов. Учебное сочинение по обществознанию имеет ярко выраженный метапредметный характер, вырабатывает у учащихся умение анализировать и оценивать ситуацию, пользоваться разнообразным фактическим материалом из курсов истории, литературы, СМИ. Работа над эссе требует от учащихся умение найти нужную проблему в представленной цитате, подобрать необходимую информацию, построить систему доказательств, обосновывать свое суждение. Умение писать сочинение – рассуждение (эссе) – необходимое условие успешной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности, части 2 (задание 29 высокого уровня сложности).

Задание 29 является шести балльным. К нему прилагается обобщенная схема оценивания по четырём критериям. Задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на применении полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях.

Форма мини-сочинения дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности высказываний. При этом в практике оценивания этого задания необходимы особая строгость, точность, взвешенность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.

Темы, предлагаемые для написания мини-сочинений, сгруппированы в пять блоков. Темы, раскрываемые в контексте социальной психологии и социологии, включены в одно направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Ученик получает возможность использовать положений и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании мини-сочинения.

Эссе (франц. essai – опыт, попытка, проба, набросок) — разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и рассуждения по конкретному поводу или вопросу. Специфика мини-сочинения по обществознанию проявляется прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: философии, социологии и социальной психологии, экономики, политологии, правоведения. Темой эссе является одна из выбранных выпускником цитат. Цитаты принадлежат известным людям и относятся к перечисленным выше содержательным линиям.

Частым недостатком мини-сочинения является неумение рас­крыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Обучающиеся не имеют навыка написания мини-сочинения по обществоведческому курсу.

Программа элективного курса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по обществознанию;

  • кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по обществознанию

В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, примерно 70%учебного времени, конкретно отработке навыков по составлению развёрнутого плана.

Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

  • формировать навыки написания мини-сочинения;

  • содействовать воспитанию толерантности.

  • формирование навыков аналитической работы с источником информации;

  • выработка единых критериев оценивания мини-сочинения;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

  • формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.

Формы организации учебных занятий

  • Основной формой организации учебных занятий первого раздела является комбинированный урок. Каждая тема раздела начинается с постановки задачи — характеристики изучаемых объектов и определения используемых терминов. После изучения теоретического материала выполняются практические задания.

  • Основной формой организации учебных занятий второго раздела является урок – практикум, который носит тренировочный характер. На уроке используется как индивидуальная, так и групповая форма работы учащихся.

Содержание курса включает:

Курс предназначен для изучения в 10-11 классе и рассчитан на 70 часов, из расчета 1час в неделю. 35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе.

10 класс

Содержание программы элективного курса


Раздел 1. Знакомство с мини-сочинением (23ч.)

  • Вводное занятие. Цели, задачи, содержание, структура курса. Его актуальность в 10 классе. (2 часа). 

  • Составление алгоритма работы на учебный год. (2 чаас). 
    Уметь определять задачи курса, цель написания обществоведческого эссе. (2 часа). 

  • Что такое эссе? Происхождение термина «эссе». Особенности эссе. Требования к структуре эссе по обществознанию. Объяснять происхождение термина «эссе». (2 часа). 

  • Эссе как форма творческого задания по обществознанию. Составление плана подготовки к написанию эссе по обществознанию. Альтернативные варианты подготовки к написанию эссе. (2 часа). 

  • Особенности жанра эссе. (2 часа). 

  • Критерии оценивания задания 29. (5 часов). 

  • Алгоритм подготовки к написанию эссе. (2 часа). 
    Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Знать алгоритм написания эссе. (2 часа). 

  • Технология ПОПС- формулы в подготовке к написанию эссе. (2 часа). 

  • Примерный план рецензии на эссе. Оценивание заданий Части 2 в ЕГЭ.
    Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.
    Знать способы рецензирования собственных и чужих работ. (2 часа). 



Раздел 2. Технология написания мини-сочинения (12ч.)



  • Как выбрать тему эссе? Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний. (2 часа). 

  • Как передать смысл высказывания? Знать, как передается смысл высказывания. Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний. Уметь применять полученные знания на практике. (2 часа). 

  • Быть в контексте эссе. Знать понятие «контекст». Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний. Уметь применять полученные знания на практике. (1 часа). 

  • Написание эссе в малых группах по предложенным темам.
    Написание эссе в малых группах. Представление вариантов эссе. Выявление достоинств и недостатков работ. Знать особенности написания эссе в малых группах. Уметь применять полученные знания на практике. (2 часа). 

  • Представление вариантов работы. Уметь правильно представлять полученные результаты, самоанализ, беседа, практикум. (1 часа). 

  • Закрепление технологии написания эссе. (2 часа). 

  • Итоговая зачетная работа. Систематизация и контроль знаний с опорой на демоверсии КИМов 2020 г. Обеспечить системное усвоение знаний учащихся. Продолжить формирование умений изучать обществоведческие источники, анализировать, делать выводы. (2 часа). 


11 класс

Содержание программы элективного курса (35 часов)


  • Вводное занятие. Особенности эссе по обществознанию (1 час). Понятие эссе. Особенности эссе как жанра литературного произведения. Признаки эссе по обществознанию. Отличия эссе по обществознанию от сочинений по другим предметам. Примеры обществоведческих эссе.

  • Структура эссе по обществознанию (1 час). Понятие структуры эссе: введение (смысл высказывания, проблема, поднятая автором); основная часть (аргументация на теоретическом уровне, примеры из социальной практики (истории, литературы, собственная точка зрения,); заключительная часть (выводы). Характеристика элементов структуры эссе. Фразы-клише.

  • Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ (1 час). Критерий (К1) - раскрытие смысла высказывания. Критерий (К2) - раскрытия темы на теоретическом уровне с опорой на соответствующие понятия, того раздела обществознания, к которому относится высказывание. Критерий (К3) - теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов Критерий (К4) - качество фактической аргументации, примеры из различных источников: материалы учебных предметов (история, литература, биология, география и другие), факты личного социального опыта.

  • Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания (2часа). Знакомство с содержательными линиями обществознания «Политология», «Философия», «Социология и социальная психология», «Экономика», «Право», примерами высказываний по конкретной области. Как выбрать цитату для написания эссе. Как определить проблему высказывания. Определение смысла высказывания. Примерные проблемы по каждому направлению.

  • Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне (2чаас). Особенности теоретической аргументации. Как правильно использовать теоретические положения с опорой на термины. Примеры.

  • Как отобрать примеры для аргументации суждений (2часа). Фактическая аргументация - примеры, подтверждающие высказанные теоретические положения. Использование установленных и подтвержденных фактов.

  • Использование сюжетов из жизни литературных героев, исторических личностей, из сообщений средств массовой информации. Целесообразность формулировки собственной позиции. Уместность, убедительность, целесообразность фактических аргументов. (2часа). 

  • Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе (2 часа). Характеристика требований к эссе по обществознанию. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при написании эссе: неумение сформулировать проблему; неумение сформулировать смысл высказывания автора связанное с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. Отсутствие строгой последовательности, логики в изложении. Затруднения в подкреплении приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта Наличие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок.

  • Написание эссе на одну общую тему (2 часа). Знакомство с примерами цитат (задание №29). Обсуждение и выбор цитаты для групповой работы. Определение проблемы (темы) высказывания, актуальности проблемы (темы) в современных условиях. Раскрытие смысла высказывания автора. Определение своей позиции к высказыванию автора. Обоснование собственного мнения по данной проблеме: подбор теоретических аргументов с опорой на теоретические положения и соответствующие термины. Аргументация на эмпирическом уровне путем использования примеров из истории, литературы и социальной реальности. Формулирование вывода: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Оформление эссе с учетом требований.  Анализ готового эссе на предмет соответствия критериям, используемыми для оценки работы экспертами.

  • Написание эссе индивидуально по своему выбору (2 часа). Выбор области и цитаты. Написание эссе с использованием алгоритма: проблема, поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.

  • Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания (2 часа). Общая характеристика эссе. Выявление сильных и слабых сторон эссе. Оценивание в соответствии с критериями: К1 – раскрытие смысла высказывания. К2 и К3 – качество теоретической аргументации. К4 – качество фактической аргументации.

  • Написание эссе на одну общую тему (2 часа). Анализ готового эссе на предмет соответствия критериям, используемыми для оценки работы экспертами.

  • Контрольное занятие (2 часа). Выбор области и цитаты. Написание эссе с использованием алгоритма: проблема, поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.

  • Итоговое занятие (2часа). Обсуждение результатов контрольного эссе. Обобщение полученных знаний и умений по технологии написания эссе.



Планируемые образовательные результаты

К концу изучения курса учащиеся должны понимать:

  • что такое проблема цитаты, позиция автора;

  • определять и употреблять при написании сочинения обществоведческие термины и ключевые слова,

  • осуществлять отбор теоретических положений для раскрытия смысла выбранного суждения в контексте конкретной области обществознания;

должны уметь:

  • правильно понимать и передавать смысл цитаты;

  • определять позицию автора;

  • комментировать основную проблему;

  • составлять теоретическую аргументацию;

  • формулировать фактическую аргументацию;

  • привлекать знания из различных источников, личного опыта в качестве аргументации своих суждений, выводов

  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков высокого уровня сложности по самостоятельному анализу и оценке высказываний авторов по различным общественным проблемам и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.


Способы оценивания уровня достижений учащихся



Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  • итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса (зачёт/незачёт);

  • итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.



Тематическое планирование элективного курса

10 класс

10 класс№ п\п

Название разделов, тем урока, основные вопросы изучения нового материала

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Практическая часть программы

Раздел 1. Знакомство с мини-сочинением (23ч.)


1

Вводное занятие. Цели, задачи, содержание, структура курса. Его актуальность в 10 классе.

2

Анализ текстового материала.

2

Составление алгоритма работы на учебный год.

2

Анализ текстового материала.

3

Что такое эссе?

2

Выполнение практических заданий с использованием ПОПС – формулы. Выстраивать структуру эссе согласно требованиям.

4

Эссе как форма творческого задания по обществознанию.
Составление плана подготовки к написанию эссе по обществознанию. Альтернативные варианты подготовки к написанию эссе.

2

Составлять план подготовки к написанию эссе по обществознанию.

5

Особенности жанра эссе.

2

Анализ текстового материала.

6

Критерии оценивания задания 29.

5

Анализ текстового материала.

7

Алгоритм подготовки к написанию эссе.

2

Уметь применять полученные знания на практике. Практикум.

8

Технология ПОПС- формулы в подготовке к написанию эссе.

2

Анализ текстового материала.

9

Знакомство с образцами эссе

2

Анализ текстового материала.

10

Примерный план рецензии на эссе.

2

Рецензировать эссе по обществознанию.
лабораторная работа
решение учебно-познавательных задач

Раздел 2. Технология написания мини-сочинения (12ч.)

11

Как выбрать тему эссе?


2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

12

Как передать смысл высказывания?

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний. Уметь применять полученные знания на практике.

13

Быть в контексте эссе.
Знать понятие «контекст».

1

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний. Уметь применять полученные знания на практике.

14

Написание эссе в малых группах по предложенным темам.

2

практическая работа
решение учебно-познавательных задач

15

Представление вариантов работы.

1

Уметь правильно представлять полученные результаты.
самоанализ, беседа
практикум

16

Закрепление технологии написания эссе.

2

Уметь правильно представлять полученные результаты.
самоанализ, беседа
практикум

17

Итоговая зачетная работа.
Систематизация и контроль знаний с опорой на демоверсии КИМов 2020 г.
Обеспечить системное усвоение знаний учащихся.
Продолжить формирование умений изучать обществоведческие источники, анализировать, делать выводы.
зачет

2

Уметь правильно представлять полученные результаты.
самоанализ, беседа
практикум


11 класс


№ п\п

Название разделов, тем урока, основные вопросы изучения нового материала

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Практическая часть программы

Раздел 1. Технология написания мини- сочинения (35ч.)

1.

Вводное занятие. Особенности эссе по обществознанию.

1

Анализ текстового материала.

2.

Структура эссе по обществознанию.

1

Выполнение практических заданий с использованием ПОПС – формулы.

3

Критерии оценивания

1

Таблица критериев ответа на задание С9;

задания С9; методика

составление плана рецензии на эссе.

рецензирования эссе.

Формирование умений рецензирования

Памятка для написания

собственных и чужих работ. Практическая

эссе по обществознанию

работа. Памятка для написания эссе по

обществознанию.

1

Анализ текстового материала.

4

Обобщение теоретических знаний по основным

философии

темам раздела «Философия».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

5

Практические работы: написание эссе по

философии

высказываниям философского содержания

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

6

Обобщение теоретических знаний по основным

социальной психологии

темам раздела «Социальная психология».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

7

Практические работы: написание эссе по

социальной психологии

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

8

Обобщение теоретических знаний по основным

экономике

темам раздела «Экономика».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

9

Практические работы: написание эссе по

экономике

высказываниям экономического содержания.

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

10

Обобщение теоретических знаний по основным

социологии

темам раздела «Социология».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

11

Практические работы: написание эссе по

социологии

высказываниям тематики «Социология».

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

12

Обобщение теоретических знаний по основным

политологии

темам раздела «Политология».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

13

Практические работы: написание эссе по

политологии

высказываниям тематики «Политология».

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

14

Обобщение теоретических знаний по основным

правоведению

темам раздела «Правоведение».

2

Выполнение практических заданий по определению смысла высказываний.

15

Практические работы: написание эссе по

правоведению

высказываниям тематики «Правоведение».

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

16

Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе

2

Анализ текстового материала.

17

Практические работы: написание эссе по

по заданной теме

высказываниям обществоведческого курса.

2

Выполнение практических заданий по написанию мини-сочинения и представлению результатов работы.

18

Создание презентации «Пишем эссе на отлично».

2

Практические работы: создание и защита работ «Пишем эссе на отлично». Уметь писать создавать и защищать работы «Пишем эссе на отлично».

19

Итоговая зачетная работа.

2




Основные виды учебной деятельности:

-анализ предложенной авторской позиции, формулировка проблемы;

-работа над составлением сочинения-рассуждения;

-отбор теоретического и фактического материала для аргументации;

-формулировка доказательств, собственной позиции, выводов

Применяемые технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

-интерактивные технологии (обучение в группах, парах);

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.

-информационно-коммуникационные технологии

В качестве контроля используется такая форма, как сочинение, то есть создание собственного текста-рассуждения по цитате.

Формы контроля:

- практические задания;

- создание продукта – эссе;

Критерии оценивания сочинения-эссе

0

ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

1

ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

0

ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

 

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3

выставляется 0 баллов

29.3

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов

1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.4

Качество приводимых социальных фактов и примеров

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

2

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

1

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

 

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

 

1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников

 

2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

Максимальный балл

6

Курс рассчитан на 70 часов (час в неделю) для 10-11 классов. По структуре курс представляет собой систему теоретических, практических, индивидуальных занятий, а также занятий, предусматривающих анализ творческих работ учащихся.























Литература

  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №1. –с. 26-28

  2. ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. -  М.: Просвещение, Эксмо, 2013.

  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию: Пособие для подготовки. Учебное пособие. – СПБ., 2015

  4. Единый государственный экзамен: Обществознание: Репетитор /Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Брандт М. Ю., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А., Лискова Т. Е. -  М.: Просвещение, 2016.

  5. ЕГЭ 2016. Обществознание. Репетитор. -  М.: Просвещение, Эксмо, 2016.



Интернет - источники:

  1. http://5-ege.ru/esse/

  2. https://infourok.ru/elektivniy-kurs-esse-po-obschestvoznaniyu-teoriya-i-praktika-1033460.html

  3. http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/esse_ob

  4. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

  5. https://www.kakprosto.ru/kak-923745-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege

  6. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege-1111285.html

  7. https://www.youtube.com/watch?v=fofAlvhO7cI










КИМ №1 к занятию № 5

Практическая работа.

Прочитайте эссе по обществознанию. Выполните задания.

А) Определите, к какой области обществознания относится данное эссе

Б) Какие элементы эссе представлены, аргументируйте выдержками из текста

Эссе 1. «Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье» (С. Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим.

Я полностью согласна с этими словами С. Маршака. Для начала вспомним: «Кто такой человек?». Человек – существо биосоциальное, обладающее как биологическими, так и социальными чертами. Как существо биологическое, он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам. Но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.
Даже сам человек лишь благодаря «касанию» других людей становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком – уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов – законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Человек – высшая ступень живых организмов на земле, он, в отличие от других живых организмов, продукт не только биологической, но и социальной, и культурной эволюции и, развиваясь, он пытается окультуривать все, что встречается ему на пути.

Эссе 2. «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». (С. Джонсон)

Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д. Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А в Швеции высокие налоги уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!


КИМ №2 к занятию № 11-13

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

К занятию 11.

29.1 Философия «Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать её целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай» (Р. Роллан).

29.2 Экономика «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

29.3 Социология, социальная психология «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев).

29.4 Политология «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К.А. Гельвеций).

29.5 Правоведение «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самараканди).


К занятию 12.

29.1 Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2 Экономика «Сбережения составляют самый богатый доход». (Стобей)

29.3 Социология, социальная психология «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

29.4 Политология «Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем». (Б. Шоу)

29.5 Правоведение «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». (Сократ)


К занятию 13.

29.1 Философия: «Не смотри в прошлое с тоской. Оно не вернётся. Мудро распорядись настоящим. Оно твоё. Иди вперёд, навстречу туманному будущему, без страха и с мужественным сердцем» (Г. Лонгфелло).

29.2 Социальная психология, социология: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

29.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

29.4 Политология: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, гражданское и политическое, общественная свобода - вот три основных положения всякой истинной демократии» (Э. Литтре).

29.5 Правоведение: «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!