СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа естественнонаучной направленности "Природная мастерская "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного обравзования "Природная мастерская "

Просмотр содержимого документа
«Программа естественнонаучной направленности "Природная мастерская "»














Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«Природная мастерская»


Возраст обучающихся :6,5-11 лет


























Содержание:

  1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи программы

8

1.3. Содержание программы

9

1.4.Планируемые результаты

16

  1. Комплекс организационно – педагогических условий программы

19

2.1. Календарный учебный график

19

2.2. Условия реализации программы

25

2.3.Формы аттестации

27

2.4. Оценочные материалы

29

2.5.Методические материалы

45

2.6 Рабочая воспитательная программа

51

3. Список литературы

59





























  1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Природный материал — это кладовая для развития детского творчества. Любая работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитывает бережное, заботливое отношение к ней и формирует первые трудовые навыки. Поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательное занятие, но и познавательное, при выполнении которых дети совершенствуют умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок.

Изготовление работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, развитию внимания.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Природная мастерская» (далее Программа), разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.08.20 № 278).

Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность программы

Актуальность программы «Природная мастерская» заключается в том, что в современном мире дети все больше отдаляются от природы, не замечая ее красоту и ценность, что создает необходимость укрепления связи ребенка с природой посредством труда и искусства. Работая с природным материалом, дети развивают воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. При подготовке материала для творческих работ, ребенок неосознанно вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с разнообразием растительного мира, учится бережно относиться к окружающей среде.

Помимо этого, актуальность программа обусловлена также тем, что помогает в развитие художественно-конструкторских способностей, эстетического вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Новизна и отличительная особенность

Преимущество данной программы выражено в особенностях творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практическую часть заданиями для выполнения новых изделий.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что в процессе освоения программы каждый обучающийся не только генерирует творческую идею, но и самостоятельно подбирает материал для ее реализации, а не работает по шаблону с подготовленными педагогом материалами, имеет возможность изменять замысел в процессе работы, исправлять и корректировать свои работы. Работа по программе даёт возможность всем обучающимся, которые на каждом этапе приобретают определённый опыт, достичь роста личностных результатов.

Педагогическая целесообразность. 

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений. В процессе систематического труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система социальных навыков и умений.



Адресат программы.

Программа предназначена для широкой аудитории обучающихся в возрасте 6,5 - 11 лет. Этапу развития ребенка от 6,5 -11 (младшего школьного возраста) свойственно развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

Для младшего школьника воспринимать предметы — значит что-либо с ними делать, брать, проводить действия, трогать, что-то в них изменять. Занятия творческим трудом способствуют развитию сенсомоторики, координации движений, точности в выполнении действий. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 6,5-11 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. На занятиях кружка продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку. Кружок «Природная мастерская» поможет учащимся развить свои творческие способности, сформировать эстетический вкус, воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность. На занятиях ученики могут проявить самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки.

Состав группы смешанный (девочки и мальчики), постоянный, разновозрастный. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого)

На обучение по программе принимаются все желающие, без специального отбора и подготовки.

Допустимо включение в основной состав группы новых обучающихся, на условиях успешного прохождения вводного контроля уровня ЗУН, на любом этапе реализации программы. Для начала освоения программы не требуется специальных первоначальных знаний.

Состав группы: постоянный. Наполняемость – 15 человек.

Объем и срок освоения

Срок реализации программы - 1 год, на освоение отводится 72 учебных часа. Кратность занятий – 2 раз в неделю по 1 учебному часу, перемена - 15 минут. Продолжительность академического часа – 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса:

Форма обучения: очная (закон № 273 ФЗ, гл.2, ст.17, п.2,4).

Уровень освоения программы – базовый.

Наполняемость группы – до 15 человек. Группы разновозрастные, постоянные.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа базового уровня предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно- тематического направления программы.

После окончания обучения по программе базового уровня обучающиеся могут переходить на обучение по программе продвинутого уровня.

Состав группы – не всегда постоянный, в группе обучаются учащиеся разных возрастных категорий. Количество детей в группе: 15 человек.

Обучение может осуществляться как в малых группах, так и индивидуально, в зависимости от потребностей и возможностей обучающихся.

Форма организации обучения по данной программе:

- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мастерская, практикум, занятие – игра, экскурсия, конкурс и т.д.;

В процессе индивидуально-группового обучения большое значение приобретает самостоятельная работа, а также предусмотрено использование разных форм занятий (занятие-игра, занятия - соревнования (конкурсы, соревнования и т.п.), конкурс, викторина, защита проекта).

Методы и приемы обучения

Словесные – беседы, вопросы, объяснение, напоминание, поощрение

Наглядные – используются для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжетов, замысла.

Практические–составление композиции, изготовление поделки, проговаривание действий вслух.

Педагогические технологии:

- технология развивающего обучения;

- игровые педагогические технологии;

- технологии взаимообучения (КСО);

- здоровьесберегающие технологии;

- групповые технологии;

Алгоритм учебного занятия (45 минут)

2 минуты - организационный момент,

10 минут - изучение нового материала,

15 минут - практическая работа,

2 мин - физкультминутка,

15 минут - практическая работа,

1 минута - рефлексия.









1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие творческих способностей ребенка посредством создания работ из природных материалов.

Задачи:

• познакомить с основными видами работы с природными материалами;

• сформировать знания, умения и навыки, необходимые для работы с при-

родным материалом;

• способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

• развивать художественный вкус и формировать эстетические потребности;

• способствовать развитию крупной и мелкой моторики и развитию речи;

• содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её

духовно–нравственных качеств;

• воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность, целеустремлённость, коммуникативные качества.

















    1. Содержание программы

Учебный план




Разделы программы

Темы занятий


Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

часов

Теория

Практика


1


Ведение в программу


2

1

1

Беседа, выставка

2

Заготовка природного материала


4

1

3

Беседа, показ, экскурсия

2.1

Легенды и придания о природе, растениях.

Экскурсия в парк.

2

0.5

1.5

Беседа

2.2

Экскурсия на луг.

2

0.5

1.5

Беседа

3

Забавные фантазии из овощей и фруктов


4

1

3

Беседа, показ, практическая, самостоятельная, коллективная работа,

3.1

Приемы изготовления поделок

«Весёлые зверюшки»

2

0.5

1.5

Наблюдение, беседа.

3.2

«Веселый зоопарк»

Сюжетная композиция

2

0.5

1.5

Самоанализ.

4

Волшебная флористика

8

2

6

Беседа, показ, практическое занятие

4.1

Аппликация из осенних листьев. Отпечатки листьев.

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

4.2

Аппликация из листьев «Зайчонок»

2

0.5

1.5

Беседа, взаимоанализ выполненных работ.

4.3

«Кенгуру»

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

4.4

Коллективная работа.

Пейзаж из тертых листьев «Моё родное село».

2

0.5

1.5

Беседа.

Итоговое обсуждение, анализ выполненных работ.

5

Создание композиций из засушенных растений, листьев и семян

32

8

24

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

5.1

Аппликация из фасоли

2

0.5

1.5

Самоанализ

5.2

Панно-миниатюра «Бабочки и стрекозы»

2

0.5

1.5

Самоанализ.

5.3

Панно «Чудеса из леса».

2

0.5

1.5

Самоанализ

5.4

«Цветочная поляна»

2

0.5

1.5

Самоанализ

5.5

5.6

Аппликация из семян растений «декоративная ваза»

4

1

3

Самоанализ

5.7

Поделка из фисташек «Заяц»

2

0.5

1.5

Самоанализ

5.8

Поделка из желудей

«Человечек»,

2

0.5

1.5

Самоанализ

5.9


«Милые ослики»

2

0.5

1.5

Наблюдение, беседа.

5.10

Панно из желудей

2

0.5

1.5

Наблюдение, беседа.

5.11

Украшения из желудей

2

0.5

1.5

Беседа, взаимоанализ выполненных работ.

5.12

Поделка из еловых шишек «Зайчик»

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

5.13

«Старичок-лесовичок»

2

0.5

1.5

Наблюдение, беседа, самоанализ.

5.14


«Совушка- сова…»,

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

5.15

«Семейка ежей»

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

5.16

Поделка из соцветий репейника «Мишутка»

2

0.5

1.5

Беседа.

Итоговое обсуждение, анализ выполненных работ.

6

Аппликация из опилок и других сыпучих материалов.

12

3

9

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

6.1

Коллективная работа

панно-миниатюра «Полевые цветы» с использованием окрашенных опилок.

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

6.2

6.3

Аппликация цветным песком «Рыбки в аквариуме»

4

1

3

Наблюдение, беседа, самоанализ.

6.4

6.5

«Осьминожка»

4

1

3

Беседа, анализ выполненных работ.

6.6


Изготовление рамочки. Декорирование работы ракушками. Оформление изделия.

2

0.5

1.5

Беседа, взаимоанализ выполненных работ.

7

Поделки из ракушек

4

1

3

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

7.1

«Цветы»

2

0.5

1.5

Беседа, самоанализ.

7.2

Изготовление панно «Морские жители». Коллективная работа.

2

0.5

1.5

Беседа, анализ выполненных работ.

8

Поделки из камней


4

1

3

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

8.1

«Сказочные птички»

2

0.5

1.5

Беседа, самоанализ

8.2

«Весёлый зверинец»

2

0.5

1.5

Выставка, анализ выполненных работ

11

Итоговое занятие

2

1

1

Оформление выставки. Выставка работ.


Итого

72

19

53







Содержание учебного плана

Тема 1. Ведение в программу (2 ч.)

Теория: Ознакомление с программой кружка, режимом работы и правилами поведения в кабинете. Правила безопасной работы, личной гигиены и пожарной безопасности. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Практика: Показ готовых поделок декоративно-прикладного творчества.

Форма контроля: беседа, выставка.

Тема 2. Заготовка природного материала (4 ч.)

Теория: Заготовка природного материала. Легенды и придания о природе, растениях. Правила поведения в природе. Сроки и особенности сбора разных природных материалов. Плоскостное засушивание растений с сохранением естественной окраски. Сортировка и хранение собранного природного материала.

Практика: Сбор природного материала (шишек, желудей, листьев и растений, орехов, семян-крылаток и т.д.) Сортировка собранного материала, засушивание, подготовка к хранению. Упаковка.

Форма контроля: занятие – беседа, беседа – показ, занятие – экскурсия, практическое занятие.

Тема 3. Забавные фантазии из овощей и фруктов (4 ч.)

Теория. Знакомство с приемами изготовления поделок. Демонстрация поделок на данную тему. Техника безопасности. Применение дополнительных (бросовых) материалов.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Освоение приемов изготовления.

Форма контоля: беседа – показ; практическое занятие, самостоятельная работа, творческая мастерская, коллективная работа «Смешные зверюшки».

Тема 4. Волшебная флористика (8 ч.)

Теория. История флористики. Знакомство с семенами, плодами и косточками растений. Их значение для растения. Повторение правил хранения и подготовка материала к работе. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления. Применение дополнительных материалов. Приемы оформления работ.

Практика.  Выбор эскиза, фона. Компоновка деталей на фоне. Освоение приемов изготовления, совершенствование приемов. Оформление работы.

Форма контроля: Беседа, показ, практическое занятие.

Тема 5. Создание композиций из засушенных растений, листьев и семян (32 ч) .

Теория. Знакомство с семенами различных деревьев, их значение для растения. Заготовка и хранение. Просмотр выставочных работ на данную тему. Технология изготовления игрушек и аппликаций. Анализ приемов выполнения аппликаций.

Практика. Демонстрация приемов изготовления игрушек и аппликаций. Выбор рисунка, подготовка фона, компоновка деталей на фоне. Освоение приемов изготовления аппликаций. Оформление работы.

Форма контроля: Выставка работ, анализ работ.

Тема 6. Аппликация из опилок и других сыпучих материалов (12 ч.)

Теория. Заготовка, способы подготовки материала к работе. Инструменты и материалы для работы. Демонстрация поделок на данную тему. Знакомство с приемами изготовления аппликаций. Анализ приемов создания красоты.

Практика. Демонстрация приемов изготовления аппликаций. Составление эскиза, подбор цветочной гаммы, подготовка фона. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма контроля: Выставка, анализ работ.

Тема 7. Поделки из ракушек (4 ч.)

Теория. Знакомство с разнообразием форм и размеров раковин. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы. Подбор ракушек. Соединение частей с помощью клея. Оформление дополнительными деталями.

Форма контроля: Выставка. Анализ работ.

Тема 8. Поделки из камней (4 ч.)

Теория. Разнообразие подарочных сувениров из камней, значение подарков в жизни человека. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления сувениров. Подбор материала и его подготовка к работе. Освоение приемов изготовления и их совершенствование. Оформление работы.

Форма контроля: Выставка работ, анализ выполненных работ.

Тема 9. Итоговые занятия (2 ч.)

Теория. Подведение итогов работы после изучения отдельных тем и года в целом. Анализ выполнения программы, подведение итогов конкурса на лучшую поделку, проводимого в течение года в группах, обмен мнениями по поводу представленных работ.

Анкетирование: Анкетирование или беседа с учащимися.

Практика: выполнение итоговых заданий.

Форма контроля: Оформление выставки, выставка.















1.4. Планируемые результаты

По итогам освоения программы обучающиеся приобретут:

Предметные результаты:

- познакомятся с видами и свойствами природного материала;

- овладеют приемами обработки природного материала;

- обретут умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с природным материалом;

- овладеют разными приемами и способами работы с природным материалом;

- приобретут навык подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок;

- приобретут навык следования устным и письменным инструкциям.

- приобретут навык составления композиций из природного материала.

Метапредметные результаты:

- способность образного мышления, развитие художественно – конструкторских способностей, творческой индивидуальности;

- умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

Личностные результаты:

- сформируются навыки аккуратности, целеустремлённости, коммуникативные качества;

- разовьется чувство коллективизма, аккуратность, экономность;

- развитие мелкой моторики пальцев, памяти, воображения;

- расширится кругозор в области биологии, декоративно-прикладного искусства, трудового обучения.

Выпускник программы будет знать:

  • правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом, шилом, с проволокой;

  • правила поведения в природе и в обществе;

  • способы заготовки, обработки, сушки и хранения природных материалов;

  • название и назначение инструментов и приспособлений, правила пользования ими;

  • необходимую терминологию;

  • правила работы с яичной скорлупой, опилками и другими сыпучими материалами;

  • последовательность выполнения изделий из природного материала;

  • дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок из природного материала;

Выпускник программы будет уметь:

  • правильно заготавливать, обрабатывать и хранить различные виды природных материалов;

  • соблюдать правила поведения на природе и в обществе;

  • бережно относиться к природе;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая правила по технике безопасности;

  • уметь пользоваться шаблонами;

  • выполнять аппликации из листьев, семян и косточек растений;

  • выполнять аппликации из яичной скорлупы и семян;

  • делать миниатюры из природного материала (шишки, желуди, орехи, веточки и т.д.)




2.Комплекс организационно – педагогических условий программы

    1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол – во учебных недель

Кол – во учебных дней

Кол – во учебных часов

Режим занятий

1

05.09.2023

28.05.2024


36

72

72

2 раза в неделю по 1 часу, 1 час – 45 минут


Календарный учебный график 72 часа

месяц

число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма, виды контроля

1-2

сентябрь

5

7

14ч

беседа

1

1

Ведение в программу


Учебный класс

Беседа, выставка

Заготовка природного материала 4 часа

3-4

сентябрь

12

14

14ч

Беседа, экскурсия

1

1

Легенды и придания о природе, растениях.

Экскурсия в парк.

парк

Беседа

Показ, наблюдение


5-6

сентябрь

19

21

14ч

Беседа, экскурсия

1

1

Экскурсия на луг.

луг

Беседа

экскурсия

Забавные фантазии из овощей и фруктов 4 часа

7-8

сентябрь

26

28

14ч

Беседа-показ,

Практич.

занятие,

самост.раб.

1

1

Приемы изготовления поделок

«Весёлые зверюшки»

Учебный класс

Беседа-показ,

практическое занятие,

самост.раб

9-10

октябрь

03

05

14ч

Практич.

занятие, коллектив-ная работа

1

1


«Веселый зоопарк»

Сюжетная композиция

Учебный класс

Самоанализ.

Волшебная флористика 8 часов

11-12

октябрь

1012

14ч

Беседа-показ,

самост.раб.

1

1

Аппликация из осенних листьев. Отпечатки листьев.

Учебный класс

Беседа, показ,

практическое занятие

13-14

октябрь

1719

14ч

Беседа-показ, практич. занятие, самост.раб.

1

1


Аппликация из листьев «Зайчонок»

Учебный класс

Беседа,

показ,

практическое занятие

15-16

октябрь

2426

14ч

Беседа, творческая мастерская

1

1

«Кенгуру»

Учебный класс

Беседа,

показ,

практическое занятие

17-18

октябрь


ноябрь

3102

14ч

Беседа, коллективная работа

1

1

Коллективная работа.

Пейзаж из тертых листьев «Моё родное село».

Учебный класс

Беседа.

показ,

практическое занятие

.

Создание композиций из засушенных растений, листьев и семян 32 ч

19-20

ноябрь

07

09

14ч

Беседа, самостоя-тельная работа

1

1

Аппликация из фасоли

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

21-22

ноябрь

1416

14ч

Беседа, практи-ческое занятие

1

1

Панно-миниатюра «Бабочки и стрекозы»

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

23-24

ноябрь

2123

14ч

Беседа, практи-ческое занятие

1

1

Панно «Чудеса из леса».

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

25-26

ноябрь

2830

14ч

Беседа-показ,

Практи-ческое занятие

Самостоя-тельная работа

1

1

«Цветочная поляна»

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

27

28

29

30

декабрь

05071214

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.

1

1

1

1

Аппликация из семян растений «декоративная ваза»

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

31

32

декабрь

1921

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.

1

1

Поделка из фисташек «Заяц»

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

33

34

январь

09 11

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.

1

1

Поделка из желудей

«Человечек»,

Учебный класс

Выставка,

анализ работ

35

36

январь

1618

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.

1

1

«Милые ослики»

Учебный класс

Наблюдение, беседа.

37

38

январь

2325

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.,-самост. раб

1

1

Панно из желудей

Учебный класс

Наблюдение, беседа.

39

40

Январь

февраль

3001

14ч

Беседа-показ,-практи-ческое зан.,-самост. раб

1

1

Украшения из желудей

Учебный класс

Беседа, взаимоанализ выполненных работ.

41

42

февраль

0608

14ч

Беседа-показ,практическое зан.,самост. раб.


1

1

Поделка из еловых шишек «Зайчик»

Учебный класс

Беседа, анализ выполненных работ.

43

44

февраль

1315

14ч

Беседа-показ,

Практи-ческое зан.,-самост. раб

1

1

«Старичок-лесовичок»

Учебный класс

Наблюдение, беседа, самоанализ.

45

46

февраль

2022

14ч

Беседа-показ,

Практи-ческое зан.,

самост. раб

1

1

«Совушка сова…»,

Учебный класс

Беседа, анализ выполненных работ.

47

48

февраль

2729

14ч

Беседа-показ,

Практи-ческое зан.,

самост. раб

1

1

«Семейка ежей»

Учебный класс

Беседа, анализ выполненных работ.

49

50

март

0507

14ч

Беседа-показ,

Практи-ческое зан.,

самост. раб

1

1

Поделка из соцветий репейника «Мишутка»

Учебный класс

Беседа.

Итоговое обсуждение, анализ выполненных работ.

Аппликация из опилок и других сыпучих материалов 12 часов

51

52

март

1214

14ч

Беседа,

творческая мастерская

1

1

Коллективная работа

панно-миниатюра «Полевые цветы» с использованием окрашенных опилок.

Учебный класс

анализ вы-полненных работ,

выставка

53

54

55

56

март

19212628

14ч

Беседа,

творческая мастерская

1

1

1

1

Аппликация цветным песком «Рыбки в аквариуме »

Учебный класс

анализ вы-полненных работ,

выставка

57

58

59

60

апрель

02

04

09

11

14ч

Беседа,

творческая мастерская

1

1

1

1

«Осьминожка»

Учебный класс

Беседа, анализ выполненных работ.

61

62

апрель

1618

14ч

Беседа,

творческая мастерская

1

1

Изготовление рамочки. Декориро-вание работы ракушками. Оформление изделия.

Учебный класс

Беседа, взаимоанализ выполненных работ.

Поделки из ракушек 4 часа

63

64

апрель

2325

14ч

Беседа,

творческая мастерская

1

1

«Цветы»

Учебный класс

Анализ

выполненных работ,

выставка

65

66

апрель

май

3002

14ч

очно

1

1

Изготовление панно «Морские жители». Коллективная работа.

Учебный класс

Беседа, анализ выполненных работ.

Поделки из камней 4 часа

67

68

май

07 14

14ч

Беседа, самостоятельная работа

1

1

«Сказочные птички»

Учебный класс

Анализ

выполненных работ,

выставка

69

70

май

1621

14ч

Беседа –показ,

Практи-ческое занятие,

Самосто-ятельная работа

1

1

«Весёлый зверинец»

Учебный класс

Анализ

выполненных работ,

выставка

Итоговое занятие 2 часа

71

72

май

2328

14ч

Выставка

1

1

Итоговое занятие

Учебный класс

Оформление выставки. Выставка работ.










    1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо иметь материально-техническую базу:

учебный кабинет № 3, с естественным (окна) и искусственным (лампы дневного света) освещением, соответствующий требованиям СанПин, оборудованный столами – партами с двумя посадочными местами, стульями, шкафами, стеллажами, выставочными стендами, учебной доской. Кабинет оснащен компьютером, подключенным к сети интернет проектором и экраном для видеодемонстрации, аудио колонками, принтером.

Дидактический материал:

1. Образцы поделок

2. Правила безопасной работы при работе с инструментами.

Перечень материалов, необходимых для занятий: заготовки природного материала (шишки, листья, семена, сухоцветы, камни, ветки,) клей, картон, пистолет для клея.

Материально – техническое обеспечение (в расчете на 15 чел.)

Информационное обеспечение

Видео- и фотоматериалы, необходимые для демонстрации, библиотечный фонд. Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется большое количество литературы по работе с природным материалом:

  • тематические папки по разделам программы;

  • методические книги;

  • подписные журналы;

  • иллюстрационный материал;

  • натурный фонд из предметов быта: муляжи, демонстрационные модели;

  • компакт диски в качестве практического и наглядного пособия;

  • мультимедийные универсальные энциклопедии;

  • сетевые образовательные ресурсы;

  • большое количество мультимедийных презентаций по темам программного материала.

  • систематизированные образцы лучших работ учащихся

Большой резерв наглядного материала составляют работы педагога и лучшие работы обучающихся прошлых лет.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования Шушкевич Оксана Константиновна, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.


2.3 Формы аттестации

В соответствии с поставленными целями и задачами, ожидаемыми результатами обучения, используются следующие методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, тестирование; выставки; коллективные творческие работы; конкурсы; промежуточная и итоговая аттестация с использованием критериев оценки ЗУН.

Для проверки эффективности качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.

Виды контроля:

- входная диагностика проводится в начале учебного года, позволяющая

определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы;

- текущий контроль проводится на каждом учебном занятии в течение всего учебного года. Такой вид контроля способствует улучшению учебного процесса, так как происходит проверка знаний, умений по учебному материалу у обучающихся. Текущий контроль так же позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала.

Текущий контроль включает в себя творческие работы, наблюдение, опрос, самостоятельные работы, тестирование, конкурс, защита творческих работ, соревнование, турнир, зачетные занятия.

- промежуточный контроль проводится в середине учебного года по индивидуальным картам учёта усвоения знаний, умений и навыков, разработанным педагогом. По его результатам, при необходимости можно внести необходимые коррективы в обучение.

Промежуточный контроль проводится в виде наблюдений, самостоятельных творческих работ, выставок, конкурсов, фестивалей, отчетные выставок, открытых уроков и др.;

- итоговый контроль проводится в конце учебного года. Он позволяет оценить результативность работы обучающегося за учебный год. Итоговая аттестация проводится по индивидуальным картам учёта усвоения знаний, умений и навыков, разработанным педагогом и результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах районного, регионального, всероссийского и международного уровней.

При итоговом контроле проводятся зачеты, контрольные работы, творческие работы, выставки, конкурсы и т.д.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: творческие работы, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень детских работ, фото с занятий, фото детских творческих работ, грамоты и дипломы обучающихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, открытые занятия, результаты участия в конкурсах, фестивалях и выставках, отслеживание посещаемости по журналу, материал анкетирования и тестирования.






2.4. Оценочные материалы

Диагностические процедуры, используемые в рамках программы, имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Задания, используемые в оценочных материалах, опираются на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому

обучающимся. Оценивание результатов обучения проходит с помощью:

  • педагогическое наблюдение, наблюдение за организаторскими и коммуникативными навыками;

  • опросы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • коллективное обсуждение;

  • творческие задания;

  • работа над ошибками;

  • участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Педагогическая оценка результатов обучения детей осуществляется с помощью мониторинга результативности образовательной деятельности обучающегося, ориентированного на задачи программы.

Характеристика оценочных материалов

Личностные результаты

Планируемые результаты

Самоопределение:

- внутренняя позиция обучающегося;

- самооценка и самоуважение;

- самоиндификация.

Смыслообразование:

- мотивация;

- границы собственного знания и «незнания».

Поведенческие качества:

- ориентация на выполнение моральных норм;

- способность к решению моральных проблем на основе децентрации.

Критерии оценивания

- способность к овладению умениями и навыками, осознание своих возможностей в обучении;

- сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние, видеть свои достоинства и недостатки;

- сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения.

Виды контроля / промежуточной аттестации

1. Текущий контроль. Промежуточный контроль

2. Текущий контроль. Промежуточный контроль. Итоговый контроль

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

1. Наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование и др.

2. Наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование и др.

Метапредметные результаты

Планируемые результаты

Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовать своё рабочее (учебное) место.

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Умение аккуратно выполнять работу.

Учебно - интеллектуальные умения:

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу совместно с педагогом

Учебно - коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога.

Умение выступать перед аудиторией.

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии.

Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовать своё рабочее (учебное) место.

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Умение аккуратно выполнять работу.

Учебно - интеллектуальные умения:

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Умение проводить самостоятельные учебные исследования

Пользоваться компьтерными источниками информации

Учебно - коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога. Умение выступать перед аудиторией. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии.

Критерии оценивания

- способность самостоятельно организовывать свое рабочее место, процесс работы и учебы;

- сформированность аккуратности и ответственности в работе;

- способность подбирать и анализировать специальную литературу, осуществлять учебно-исследовательскую работу совместно с педагогом;

- способность слушать и слышать педагога;

- способность выступать перед аудиторией;

- способность вести полемику, участвовать в дискуссии.

- способность самостоятельно организовывать свое рабочее место, процесс работы и учебы;

- сформированность аккуратности и ответственности в работе;

- способность подбирать и анализировать специальную литературу, проводить самостоятельные учебные исследования;

- способность слушать и слышать педагога;

- способность выступать перед аудиторией;

- способность вести полемику, участвовать в дискуссии.

Виды контроля / промежуточной аттестации

1. Текущий контроль. Промежуточный контроль

2. Текущий контроль. Промежуточный контроль. Итоговый контроль

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

1. Наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование и др.

2. Наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование и др.

Предметные результаты

Планируемые результаты

1. Теоретическая подготовка ребёнка:

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы). Владение специальной терминологией.

2. Практическая подготовка ребёнка:

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Интерес к занятиям в детском объединении

Творческие навыки

Критерии оценивания

1. Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

2. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

Креативность в выполнении практических заданий.

Виды контроля / промежуточной аттестации

1. Текущий контроль. Промежуточный контроль

2. Текущий контроль. Промежуточный контроль. Итоговый контроль

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

1. Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование

2. Контрольное задание. Творческие задания.

Участие в выставках и конкурсах различного уровня.


Критерии оценки итоговой работы

Критерий

Содержание критерия

Адекватность выбранного художественного материала

2 балла - выбранный природный материал соответствует замыслу, использованы возможности данного материала для его воплощения;

1 балл – выбранный природный материал соответствует замыслу;

0 баллов - природный материал не соответствует выбранной теме

Оригинальность замысла

2 балла – композиция достаточно выразительная, необычный образ персонажа;

1 балл – проявлено желание найти необычный образ, отход от стереотипа;

0 баллов – использованы стереотипы. Шаблонные изображения персонажей

Эмоциональность

2 балла – в работе передано эмоциональное состояние природы, человека, животного;

1 балл – продемонстрировано стремление передать в работе эмоциональное состояние

0 баллов – сухая, неэмоциональная работа

Использование средств художественной выразительности для создания образа

2 балла – показано владение средствами художественной выразительности, их сознательное использование для создания оригинальных, эмоциональных образов;

1 балл – недостаточно полно использованы средства художественной выразительности для создания художественного образа;

0 баллов – невыразительно использованы художественные материалы












Мониторинг Личностных УУД

Формой отслеживания личностных результатов является наблюдение и тест.

Мониторинг личностного развития обучающихся

в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Организационно - волевые качества:

Терпение







Воля




Самоконтроль



Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение учебного времени. Преодолевать трудности


Способность активно побуждать себя к практическим действиям


Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)


Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия

Терпения хватает больше на ½ занятия

Терпения хватает на всё занятие




Волевые усилия побуждаются извне

Иногда - самим ребёнком

Всегда – самим ребёнком



Обучающийся действует под воздействием контроля извне

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам


1



5


10





1


5


10




1



5


10


Наблюдение









Наблюдение






Наблюдение

2.Ориентационные качества


Самооценка



Интерес к занятиям в детском объединении



Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребёнка в освоении Программы


Завышенная

Заниженная

Нормальная

Интерес к занятиям продиктован ребёнку извне

Интерес периодически поддерживается самим ребёнком

Интерес поддерживается ребёнком самостоятельно


1

5

10

1



5



10


Тест «Лесенка»





Наблюдение











Мониторинг Метапредметных УУД

Диагностика воспитанности обучающегося

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________ Год обучения____________

Направления воспитания

Критерии воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Оценка воспитанности обучающегося

1

2

3

Начало года


Конец года


Профессиональная направленность













Этика и эстетика

выполнения работы

и представления ее результатов





Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения









Стремится придать каждой работе гармоничность



Старается придать своим работам содержательную (функциональную) направленность



Культура организации своей деятельности






Правильно и функционально организует рабочее место



Аккуратен в выполнении практической

работе



Четко выполняет задания педагога



Терпелив и работоспособен



Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

Подчеркивает положительное в чужой работе



Высказывает пожелания по улучшению

работы



Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки



Прислушивается к советам педагогов и сверстников



Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы



Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры

Стремиться подарить свои работы другим (чтобы порадовать)



Проявляет творческий подход к работе




Социальная воспитанность




Коллективная ответственность

Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях)



Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера



Участвует в выполнении коллективных работ



Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ



Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы



Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен



Не мешает другим детям на занятии



Предлагает другим детям свою помощь




Социальная воспитанность



Толерантность



Не насмехается над недостатками других



Не подчеркивает ошибки других



Доброжелателен к детям других национальностей, иной социальной группы



Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и т.д.)



Выполняет общественные поручения



Проявляет инициативу в организации и проведении внеучебных мероприятий



Стремление к самореализации социально адекватными способами

Стремиться передавать свой опыт другим



Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков



С желанием показывает результат своей работы другим



Соблюдение нравственно-этических норм

Соблюдает правила этикета



Развита общая культура речи



Проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и др)



Выполняет правила поведения на занятиях кружка



Итого баллов:



По итогам набранных баллов по всем параметрам общий итог для каждого обучающегося:

16 – 18 баллов – высокий уровень;

12 – 14 баллов – средний уровень;

6 – 8 баллов – низкий уровень.










Мониторинг предметных УУД

Индивидуальные карты учета освоения материала

обучающегося

Фамилия, имя_____________________________________________________






ЗУН

Уровень усвоения

1 полугодие

2 полугодие

Знает названия семи цветов спектра



Знает правила работы с ножницами



Умеет свободно работать карандашом, кистью



Знает правила соблюдения гигиенических норм на занятиях, правила техники безопасности



Умеет передавать простейшую форму, пространственное положение



Знает жанры и виды декоративно-прикладного искусства




Умеет выполнять простейшие композиции



Критерии оценки:

0– 1 балл – низкий уровень

2– 3 балла - средний уровень

4– 5 баллов – высокий уровень


Листок учебных достижений обучающегося

Ф.И._________________________________________________________


Критерии, по которым оцениваются знания, умения и навыки по технологии

Период обучения

I полугодие

II полугодие


Изобразительное искусство

Центры народных промыслов



Умение создавать композицию, использовать в работе различные художественные приёмы



Соблюдение правил техники безопасности




Использование приобретённых умений в практической деятельности

Анализ результатов собственной и коллективной работы



Оценка произведений искусства (выражение своего собственного мнения)



Уровень самостоятельной творческой деятельности



Участие в конкурсной и выставочной деятельности




Подпись педагога




Критерии оценки:

0 – 1 балл – низкий уровень

2 – 3 балла - средний уровень

4 – 5 баллов – высокий уровень





ПОРТФОЛИО

Ф.И. обучающегося________________________________________________

Результативность участия:

Мероприятие, место проведения

Год

Уровень

Результат

















































Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но, если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.

Вопрос

Ответ




1.

Видите ли Вы результаты обучения?


2.

Делится ли ребенок впечатлениями от занятий?


3.

Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?


4.

Какие трудности испытывает Ваш ребёнок:


a.

в общении с педагогом


b.

в общении с детьми


c.

в освоении программы


d.

другие трудности (укажите какие)


5.

Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых занятиях, праздниках



Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество:

______________________________________________

Дата _________________

Благодарим Вас за сотрудничеств



2.5 Методические материалы

На занятиях используются традиционные формы обучения, активно используются игровые методики, просмотр видео материалов и литературы.

Методы обучения:

  • словесный метод (объяснения, беседа, замечание);

  • наглядный (личный показ педагога, показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение);

  • практический (выполнение практических задний).

Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно – иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • продуктивный;

  • игровой.

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуальная

- индивидуально-групповая

- групповая

Приемы: упражнения, беседа, диалог.

Форма проведения занятий: аудиторная. В процессе индивидуально-группового обучения большое значение приобретает самостоятельная работа, а также предусмотрено использование разнообразных форм занятий (занятие-игра, занятия – соревнования, конкурсы, викторины).

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, игровые педагогические технологии, здоровье сберегающие технологии

Формы учебного занятия:

  • практическое занятие;

  • экскурсия;

  • игровые и тренинговые занятия;

  • занятие – выставка;

  • виртуальная экскурсия;

  • ярмарка;

  • творческая мастерская;

  • мастер- класс;

  • посиделки;

  • творческий отчёт.

Формы организации обучения:

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетная выставка и т.д.);

  • по дидактической цели (постановочное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).

Педагогические технологии

Инновационные процессы в системе дополнительного образования детей напрямую связаны с включением в практику учреждений дополнительного образования детей педагогических технологий.

  • Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Использование ИКТ позволяет сделать учебный процесс доступным, интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.





  • Здоровьесберегающие технологии

Комплексная работа по сохранению здоровья осуществляется посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительных технологий, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физической, нормативно применять ТСО - это дает положительные результаты в обучении. Во избежание переутомления детей на статичных занятиях запланировано применять смену видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации. Для активизации и отдыха ребят на занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на каждом занятии предусмотрены релаксационные упражнения, снятия напряжения в спине и шее, т. к. сознательное соблюдение санитарно - гигиенических требований и правил ТБ сохраняет здоровье, снижает утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность труда.

  • Игровые технологии

Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к предмету, что способствует сохранению контингента. Среди учащихся очень популярны ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с карточками, инсценирование. Игровая форма проведения занятия вызывает живой интерес, снижает утомляемость детей.

  • Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания

В центре внимания данных технологий находится неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью инновационных технологий обучения и воспитания в отличие от традиционной.

Личностно-ориентированные технологии ориентируются на развитие свойств личности не по заказу, а в соответствии с ее способностями и возможностями. Технологию сотрудничества, которая основана как раз на личностно-ориентированном обучении, предполагает поворот образовательного учреждения к ребёнку, уважение его личности, доверие к нему, принятие личностных целей, запросов и интересов. И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков и др. считают, что основой педагогики сотрудничества является глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм педагога и общественное внимание к образовательному учреждению.

  • Технология группового обучения.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

  • Технология коллективной творческой деятельности 

Технология коллективной и творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) широко применяется в дополнительном образовании.  В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых и сотрудничество детей и взрослых, романтизм и творчество.

Алгоритм учебных занятий:

В целом учебное занятие любого типа как модель представляется в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.

Основанием для выделения этапов служит процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности   учащихся: восприятие   -   осмысление   -   запоминание применение - обобщение - систематизация.

            Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места, в зависимости от педагогических целей.

Алгоритм практического занятия:

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на

инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение терминов;

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил техники безопасности работы с инструментами.

3. Введение в новую тему:

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (название; формат работы; колорит рисунка; выделение главного в рисунке, обсуждение композиции);

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса выполнения творческой работы;

• вербализация учащимися некоторых этапов работы («Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по технологической карте;

• оформление работы;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).


Дидактические материалы:

Дидактические игры способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. И способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Дидактические материалы содержат: раздаточные материалы по темам, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий; тематику проектов, наглядные, демонстрационные и практические пособия, тренажеры; подборки увлекательных материалов, игр, заданий, упражнений.



























2.6. Рабочая программа воспитания

1. Характеристика объединения «Природная мастерская»

Деятельность объединения «Природная мастерская» имеет естественнонаучную направленность.

Количество обучающихся объединения составляет 15 человек.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 6,5 до 11 лет.

Формы работы – индивидуальные и групповые.

2. Цель, задачи и результат воспитательной работы

Цель воспитания - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи воспитания

-способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

-развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

-способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

-формирование и пропаганда здорового образа жизни.

Результат воспитания

  • воспитывать доброжелатель­ное отношение в коллективе, желание оказывать

  • помощь и поддержку друг другу;

  • прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;

  • прививать трудолюбие и аккуратность.

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений

  • нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу,

  • Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

3. Работа с коллективом обучающихся

- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;

-обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

-развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

-содействие формированию активной гражданской позиции;

-воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему родному краю.

4. Работа с родителями

-Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)

-Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)

-Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.








План воспитательной работы

объединения «Природная мастерская»

на 2023-2024 учебный год

сентябрь

Дата

Направление

Мероприятия

1

02.09

антитеррористическое

Угроза терракта,поведение при угрозе терракта.

2

09.09

профилактика безопасности

«Красный петух» . Причины пожара.

3

16.09

здоровьесберегающее

Выбор актива класса

4

23.09

эстетическое

«Осенние краски »

5

30.09

патриотическое

«Мы рисуем Мир»

октябрь

1

07.10

нравственное

Если добрый ты…

2

14.10

профилактика безопасности

Красный,желтый,зелёный.

3

21.10

этическое

Правила обязательные для всех.

4

28.10

экологическое

Осенний бал

ноябрь

1

11.11

семейное

Моя семья

2

18.11

правовое

Какие мы имеем права и обязанности

3

25.11

этическое

День вежливости

декабрь

1

02.12

патриотическое

Патриоты нашей Родины.

2

09.12

трудовое

Помоги птицам!

3

16.12

познавательное

Познай мир птиц!

4

23.12

трудовое

Мастерская Деда Мороза

январь

Дата

Направление

Мероприятия

1

12.01

антинаркотическое

Скажем наркотикам –НЕТ!

2

19.01

профориентационное

Героические профессии

3

26.01

спортивно-оздоровительное

Весёлые старты!

февраль

1

03.02

половое

Мы такие разные

2

10.02

эстетическое

Умеем мы общаться.

3

17.02

нравственно-эстетическое

Мальчишки,вперед!

4

24.02

патриотическое

«Наша Армия родная»

март

1

03.03

здоровьесберегающее

ЗОЖ

2

10.03

нравственно-эстетическое

Мама-дорогая самая моя.

3

17.03

фольклорное

Широкая Масленица.


апрель

1

07.04

нравственное

«Умеешь ли ты дружить»

2

14.04

познавательное

Через терни к новым планетам

3

21.04

экологическое

День родного леса

4

28.04

антиэкстремизское

Скажем -нет экстремизму!

май

1

05.05

патриотическое

Этот День Победы

2

12.05

этическое

«Мой класс- мои друзья»»

3

19.05

профилактика безопасности

«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

Торжественная линейка «День знаний»

линейка

01.09.23.

2

Церемония поднятие государственного флага

линейка

Каждый понедельник в течении года

3

Церемония спуска государственного флага

линейка

Каждую пятницу в течении года

4

Месячники:

  • безопасности (пожарная безопасность, террористическая) с учебно-тренировочной эвакуацией учащихся из здания школы;

  • гражданской защиты детей (профилактике ДДП, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом»)

Мероприятие

Беседы

Конкурсы


Сентябрь

5

78-летие окончания второй мировой войны

беседа

02.09.23.

6

День солидарности борьбы с террористами

беседа

02.09.23.

7

День финансиста

беседа

08.09.23.

8

Конкурс рисунков «Золотая осень»

конкурс

сентябрь

9

Посвящение в первоклассники

мероприятие

сентябрь

10

Туристический слет

соревнование

сентябрь

11

Праздник осени «Осенние чудеса»

конкурс

сентябрь

12

Конкурс поделок «Чудеса природы»

конкурс

сентябрь

13

Неделя профориентации

мероприятие

сентябрь

14

Игра-путешествие «Чем пахнут ремесла»

конкурс

октябрь

15

Праздник «День учителя»

конкурс

октябрь

16

Акция «Мой учебник»

акция

октябрь

17

Конкурс фотографий «Трудовые будни моей семьи»

конкурс

октябрь

18

Неделя здорового образа жизни

мероприятие

ноябрь

19

Праздник «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье веселье»

мероприятие

ноябрь

20

Конкурс рисунков «Витамины группы А – наши лучшие друзья»

конкурс

ноябрь

22

Праздник «День матери»

мероприятие

ноябрь

23

Конкурс рисунков «Мама милая моя»

конкурс

ноябрь

24

Весёлые старты

мероприятие

ноябрь

25

Неделя «Территория без сквернословия»

мероприятие

декабрь

26

КТД «Поступки плохие и хорошие»

мероприятие

декабрь

27

Выставка рисунков «Ты не прав, если ты не знаешь прав»

конкурс

декабрь

28

Конкурс классных комнат «Новогоднее настроение»

конкурс

декабрь

29

Конкурс новогодней игрушки «Наша ёлка хороша»

конкурс

декабрь

30

Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»

мероприятие

декабрь

31

Неделя толерантности

мероприятие

январь

32

КТД «Культурные традиции народов Амурской области»

мероприятие

январь

33

Выставка национальных блюд

мероприятие

январь

34

Неделя научных открытий

мероприятие

февраль

35

КТД «Мир опытов и экспериментов»

мероприятие

февраль

36

Конкурс «Лучший ученик года»

конкурс

февраль

37

Смотр строя и песни

мероприятие

февраль

38

Праздник Букваря

мероприятие

февраль

39

Празднование Дня защитника Отечества

мероприятие

февраль

40

Президентские состязания

мероприятие

март

41

Праздничный концерт к Международному женскому дню 8 марта

концерт

март

42

Широкая Масленица

мероприятие

04.03.23.

43

Конкурс поделок «Эх, Масленица, да ты красавица»

конкурс

март

44

Неделя дорожной безопасности

мероприятие

апрель

45

Конкурс агитбригад «Засветись, на дороге появись»

конкурс

апрель

46

Конкурс рисунков «Дорога полна неожиданностей»

конкурс

апрель

47

Конкурс рисунков «Космические дали»

конкурс

12.04.23.

48

Конкурс стихотворений «И помнит мир спасенный»

конкурс

май

49

Митинг у памятника погибшим воинам

мероприятие

май

50

Акция «Окна памяти»

акция

май

51

Акция «Вахта памяти»

акция

май

52

Акция «Свеча памяти»

акция

май

53

Акция «Георгиевская лента»

акция

май

54

Военно-спортивная игра «Зарничка»

мероприятие

май

55

Рисунки «День защиты детей»

рисунки

май

56

Праздник «Прощай, начальная школа»

мероприятие

май












  1. Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021);

  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-Р);

  3. Приказ Министерства просвещения Р.Ф. № 629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р (ред. От 30.03.2020 г.) «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

  5. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  8. Методические рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 14.02.2022 г.).

  9. Устав муниципального общеобразовательного учреждения Крестовоздвиженская средняя образовательная школа

Литература

  1. Беляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текст]/ Н.Д.Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин - М., 2005. – ISBN 295-6-375-385 - 74 с.

  2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. [Текст]/ З.А.Богатеева- М.: Просвещение, 2008. – ISBN 89308-228-1- 127 с.

  3. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1999. - с.180.

  4. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи [Текст]/ А.В. Винер.- М., 1953.- ISBN 529000-228-1- с. 95.

  5. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]/ М.А. Гусакова. - М., 1987. - с. 153.

  6. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. Учебное пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. - М.: изд. «Экзамен», 2006. - с. 86.

  7. .Соловьянюк, В.Г. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие [Текст]: В.Г. Соловьянюк, автор – сост. - Бирск, 2007. - с. 139.

8.Щеблыкин, И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе [Текст]/ И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Каганова.- 160 с., ил.

Список литературы для обучающихся:

1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:

Просвещение, 2002.-96с.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2004-2011.каждый - 44с. (подписка)

3. Нагибина М.И. Из природного материала. — Ярославль: «Академия развития», 2001.-224с.

4. Тарабарина Т.И. Поделки из шишек. — Ярославль: «Академия развития», 2005.-224

Список литературы для родителей:

1. Малышева, А. Н. Поделки из яиц, яичной скорлупы и бумаги. Подробные пошаговые инструкции. - Ярославль: Академия развития, 2012.- 80 с., ил.- (Своими руками: просто и красиво).

2. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Мастерим сами,мастерим вместе с детьми — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 2008.-72с.

3.Моргунова, К. Фигурки животных из природных материалов. - М.: Эксмо, 2012.- 64 с.: ил.- (Азбука рукоделия).

4. Новикова, И. В. Поделки из природных материалов/ И. В. Новикова, Л. В. Базулина; Худож. Г. В. Соколов, О. М. Падерина. - Ярославль: Академия развития, 2012.- 80 с.: ил.- (Своими руками: просто и красиво).

Электронные образовательные ресурсы

1.Поделки из природного материала

ped-kopilka.ru/.../podelki-iz-pri...hkolnikov.html

2.Работа с природным материалом

www.maam.ru/.../rabota-s-prirodnym-materialom.html

3.Работа с природным материалом

stranamasterov.ru/node/662153

4.Сделай сам – самоделки своими руками.

podelki-rukodelie.ru

5.Поделки из природного материала

www.pandia.ru/text/78/068/17687.php

6.Поделки из бересты

http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/.

7.Gold – творчествоhttp://goldina-myclas.ucoz.ru








67




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!