СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Химия и физика в быту"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе областного базисного плана, рекомендовавшего использовать вариативную часть учебного плана на изучение предмета «Физика и химия в быту и на производстве». Цель данного предмета – ознакомление с явлениями и законами окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни; формирование навыков безопасного поведения в быту, расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни.    

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Химия и физика в быту"»

Государственное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрено»

На заседании МО


Протокол № ___

от «____»___________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________


«____»____________


«Утверждаю»

Директор школы

___________________________


от «___»____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия и физика в быту»

для 10 классов



Составитель: Веретенникова Наталья Александровна






Содержание:

  1. Пояснительная записка - 3

  2. Календарно-тематическое планирование - 6

  3. Требования к уровню подготовки учащихся - 17

  4. Реализация практической части программы - 18

  5. Учебно-методический комплекс - 19




















  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе областного базисного плана, рекомендовавшего использовать вариативную часть учебного плана на изучение предмета «Физика и химия в быту и на производстве».

Цель данного предмета – ознакомление с явлениями и законами окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни; формирование навыков безопасного поведения в быту, расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни.  

При изучении данного предмета ставятся задачи:

- формировать первоначальные представления о явлениях и законах окружающего мира

- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении явлений природы, физических и химических процессов

- дать представления о физических величинах и способах их измерения

- подготовить подростка с нарушениями интеллекта к жизни

- научить учащихся более осознанно выполнять работы различного вида и пользоваться специальными устройствами и оборудованием, СМС и использовать физические и химические законы в повседневной жизни

-развивать познавательные интересы, умение самостоятельно добывать знания.


Технический прогресс и развитие науки выдвигают всё новые требования к содержанию школьного образования. Современный человек живёт в мире техники. Станки, механизмы, бытовые приборы окружают его повсюду, начиная с раннего возраста. Предприятия, на которых предстоит работать сегодняшним школьникам, оборудованы самыми сложными устройствами. Знания по физике нужны не только учёному или инженеру, но и людям научных специальностей.

Перед школой ставится задача дать старшеклассникам с особыми образовательными потребностями жизненно необходимые знания и умения для широкого выбора и овладения современными профессиями. Изучение элементов физики и химии поможет решить эту задачу.

Данный предмет знакомит учащихся с элементами физики и химии, основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно, формирует у школьников представления и понятия о физических и химических процессах и явлениях.

У школьников появляется возможность использования физических и химических законов в повседневной жизни.

На занятиях в научной и доступной форме представлен материал по строению вещества, механическим, электромагнитным, тепловым, оптическим и световым явлениям, СМС. Включены разделы, знакомящие учащихся с элементами атомной физики и астрономии.

Материал разделен на две части – теоретическую и практическую. Основной акцент при изложении материала сделан на наглядную демонстрацию. Опыты, о которых рассказывается , просты и понятны учащимся, их можно самостоятельно подготовить и провести. Задания, предлагаемые школьникам, связаны с их повседневной деятельностью.            

В 3 четверти учащиеся знакомятся с химией, как с наукой о веществах, их свойствах и превращениях. Роль хи­мии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в на­стоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени оп­ределяет научно - технический прогресс. Однако, химия - это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, ряд дру­гих проблем. Важно современному че­ловеку знать и правильно использовать достижения современной химии.

Изучение данного предмета поможет добиться того, чтобы выводы различных теоретических положений опирались на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики или химии, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. На предмете проводятся аналогии между жизненным опытом школьников и экспериментом, расширяется кругозор и жизненный опыт учащихся, осуществляется социально-трудовая адаптация учащихся.

Программа рассчитана на один год обучения учащихся в 10 классе.

Всего 34 часа, с учётом уроков1 раз в неделю.

I четверть – 8 часов, II четверть – 8часов, III четверть – 10 часов, IV четверть – 8 часов.

Материал программы представлен следующими разделами:

Физика – наука о явлениях природы – 4 ч

Механические явления – 4 ч

Давление – 2 ч

Тепловые явления – 6ч

Химия в быту-10 ч

Световые явления – 3ч

Атом и атомное ядро – 2ч

Астрономия – 3ч

В 10 классе представлены следующие виды работ:

- Работа с пособием: самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, выполнение заданий по учебнику, составление рассказа по иллюстрациям.

- Работа с наглядно-дидактическим материалом: рассматривание иллюстрированного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного), сравнение физических явлений и законов; беседа по вопросам, после анализа изучаемого материала; проведение практических и лабораторных работ (опытов); анализ схем и инструкций.

- Словарная работа: самостоятельное нахождение слов в тексте, их объяснение, употребление в речи, составление кроссвордов, ребусов, работа в сети Интернет

- Работа с инструментами и приборами: соблюдение техники безопасности, работа по инструкциям, умение применять в жизни и на производстве.

В ходе обучения широко осуществляются межпредметные связи:

Математика: устные и письменные вычисления, применение арифметических действий, измерительные приборы, числа, полученные при измерении и их соотношения.

Профессионально-трудовое обучение: инструменты, приборы, и их применение в быту и на производстве.

СБО: инструменты, приборы, применяемые в быту.

Природоведение, биология, география: природные явления.

На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. В процессе обучения используются различные виды уроков: урок сообщения новых знаний, комбинированный, урок – закрепления, повторительно-обобщающий урок, урок – зачет, викторина, экскурсии, лабораторные и практические работы.

 При проведении уроков используются следующие методы обучения:

- Словесный (рассказы, объяснения, беседы, дискуссии, работа с учебником и книгой)

- Наглядный (наблюдения, демонстрации)

- Практический (упражнения, самостоятельная работа, лабораторная работа)

- Объяснительно-иллюстративный

- Репродуктивный

- Проблемный

- Частично-поисковый (эвристический)

- Исследовательский

- Метод изложения новых знаний

- Повторение и закрепление новых знании

- Применение новых знаний

- Контроль












2.Календарно- тематическое планирование

34 часа

Тема урока

к/ч

дата

Должен знать и уметь

Словарь

Дидакт. мат., ЦОР

Индивидуальная

работа

Коррекционная

работа


I четверть –8 часов











Физика – наука о явлениях природы- 4 часа




1

Физические явления, которые происходят с физическими телами.


С чего начинается изучение явлений о природе? Для чего нужна физика?

Физика

1 гр – чтение схемы

3 гр – опорные слова

Вызвать интерес к применению физических

явлений в жизни человека.

2

Способы изучения физических явлений, происходящих с физическими телами.


Что называют физическим законом? Как развивались знания о форме земли?

Гипотеза

Эксперимент

1,2 гр - пересказ близко к тексту

3 гр -деформированные предложения

Построение речевого объяснения с

использованием  научной точки зрения.

3

Физические величины.


Что такое значение физической величины? На чём основана работа часов?

Физическая величина

часы

1,2 гр – составление рассказа с использованием математических расчетов.

3 гр – ответы по тексту

Развивать и корригировать монологическую

речь через построение связного рассказа и

математических расчетов.

4

Физические измерения.


Для чего нужны измерительные приборы? Какие измерительные приборы используются для измерения длины, расстояния, пути?

измерительные приборы

шкала

цена

деление

1,2 гр – изготовление шкалы измерения

3 гр – умение использовать измерительные приборы на практике

Развивать и корригировать умение применять

измерительные инструменты на практике,

комментировать демонстрации.


Механические явления-4 часа

5

Механическое движение.


Какие приборы существуют для определения скорости. Рассчитывать скорость, время, расстояние.

Тело отчета

Скорость

Время

Расстояние

Механическое движение

Механика

Радар

Спидометр

1,2 гр – вопрос – ответ

3 гр – составление рассказа по деформированному тексту, с набором слов.

Развивать и корригировать  умение обосновывать

свою точку зрения с использованием

научных аксиом, теорий.

6

Масса.

Практическая работа «Взвешивание»


Что называется массой физического тела? Что можно определить на весах? Выполнять преобразование мер массы.

Инертность

Масса

Взвешивание

1,2 гр – использование измерительных приборов на практике.

3 гр – преобразование чисел, полученных при измерении

Развивать и корригировать   практические

навыки через использование на практике

измерительных приборов.

7

Сила


Что такое сила? Какая сила действует на все физические тела, находящиеся вблизи поверхности земли?

Сила

Сила тяжести

Динамометр

1,2 гр – составление рассказа по иллюстрации

3 гр – работа с текстом

Развивать и корригировать мышление

через установление причинно-следственных связей.

8

Урок-зачет


Основные понятия по данной теме


Индивидуальные задания

Формировать умение работать

самостоятельно с использование вспомогательных

средств.

II четверть – 8 часов

Давление- 2 ч

9

Плавание тел.


В чем заключается причина того, что одно тело плавает, а другое тонет? Какие типы судов использовались людьми в различные эпохи?

Архимедова сила

атомоход

3 гр – ответы на вопросы с опорой на определенные абзацы текста.

Развивать речь через построение

связного рассказа с использование текста учебника.

10

Воздухоплавание.


Какое условие необходимо выполнить, чтобы воздушный шар поднялся в воздух? Какие типы летательных аппаратов существуют и почему они способны подняться в воздух?

Воздухоплавание

вертолет

1,2 гр – пересказ.

3 гр – опора на иллюстрации

Развивать умение работать в

парах дополняя друг друга в

деятельности, сильный ученик подтягивает слабого.



Тепловые явления.-6 ч

11

Теплопередача и теплопроводность.


Что такое теплопередача и теплопроводность? Какие материалы можно использовать, чтобы не обжечься?

Теплопередача

теплопроводность

1,2 гр – описание с использованием текста иллюстраций

3 гр -  перфокарты.

Развивать умение делать выводы с

объяснительной опорой на научные данные.

12

Конвекция и тепловые излучения.


Какие ещё вещества теплопередачи существуют помимо теплопроводности? Как называется сосуд, в котором сохраняется постоянная температура?

Конвекция

Тепловое излучение

Термос

Теплообмен

Тепловое излучение

1,2 гр - составление схем.

3 гр – деформированные тексты.

Формировать умение составлять текс по

схемам и схемы по тексту.

13

Внутренняя энергия тела.


Что называется внутренней энергией тела? Как отапливают жилые дома?

Энергия тела

Внутренняя энергия тела

Тепловое движение

Котел

Тепловые электростанции

1,2 гр – пересказ.

3 гр – объяснение по иллюстрации

Развивать и корригировать мыслительные

процессы через сравнение

физических процессов.

14-15

Тепловые машины.


Как работают тепловые машины? Как работают наиболее распространённые тепловые машины – двигатели внутреннего сгорания?

Тепловые машины

Двигатель внутреннего сгорания

3 гр – работа с текстом по опорам.

Развивать умение высказывать своё мнение

на знакомые жизненные ситуации с

использованием научных объяснений.

16

Урок-зачет

1 ч


Основные понятия по данной теме


Индивидуальные задания

Формировать умение работать

самостоятельно с использование вспомогательных

средств.

III четверть – 10 часов


Химия в быту -10 часов

17

Введение . Химия в быту


Понятие о химии как науке. Химия в быту

Должны знать: 

ядовитые и едкие

вещества; простейшие

противоядия,

способы оказания

первой медицинской

помощи.

Должны уметь: 

оказывать первую

помощь при

отравлениях и ожогах,

порезах.


Химия

Оказания первой

помощи при

отравлениях и

ожогах (раствор

аммиака, уксусная

кислота, перманганат

калия, бытовой газ,

угарный газ,

инсектициды,

растворители,

лакокрасочные материалы.



Развивать логическое мышление

18

Техника

безопасного

обращения

с бытовыми химикатами


Основные средства индивидуальной защиты, ПТБ

яды и

противоядия;

первая

медицинская

помощь; класс

опасности.


Оказания первой

помощи при

отравлениях и

ожогах (раствор

аммиака, уксусная

кислота, перманганат

калия, бытовой газ,

угарный газ,

инсектициды,

растворители,

лакокрасочные материалы.


Развитие зрительного восприятия

19-20

Скорая

химическая

помощь

(химчистка на дому)

Практическая работа


Должны знать:

 технику выведения

пятен различного

происхождения;

приемы чистки мебели, одежды.

Должны уметь: 

выводить пятна

различного

происхождения;

чистить верхнюю

одежду; мебель, мех.


пятновыводители (чистящие средства), виды тканей; растворитель, загрязнитель

Удаление жировых пятен,

пятен от ягод и фруктов,

овощей и соков,

от пищевых продуктов,

крови, краски и т.д. чистка

верхней одежды драпировок,

диванов, ковров, меха.


Развитие долговременной памяти

21-22

СМС и средства

ухода за

предметами

домашнего обихода


Должны знать: 

состав мыла и СМС,

причины жесткости

воды, образование

накипи, способы

умягчения воды и

удаление накипи,

состав ржавчины

и способы ее

удаления с различных

изделий.

Должны уметь:

 умягчать воду,

получать мыло,

подбирать СМС

по виду ткани и

загрязнению,

удалять накипь

и ржавчину.


мыло, СМС, отбеливатели, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина.

Получение мыла.

Умягчение воды.

Удаление накипи

с эмалированной посуды

и предотвращение ее

образования.

Удаление ржавчины


Развитие мелкой моторики

23

Полезная химия для сада и огорода


Должны знать: 

классификацию

удобрений, способ

определения

кислотности почвы,

сроки и способы

внесения удобрений,

правила применения

гербицидов,

инсектицидов,

стимуляторов роста.

Должны уметь: 

готовить растворы

нужной концентрации

удобрений, способы

применения удобрений

для внекоренных

и коренных

подкормок,

технически

проводить обработку

растений с целью

защиты от вредителей.




удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование. Гербициды и инсектициды. Стимуляторы роста и развития.

Приготовление

раствора удобрения

нужной концентрации.

Приготовление

бордоской жидкости

для обработки растений.


Развитие монологической речи

Развитие зрительного восприятия

24

Химия и красота


Должны знать: 

назначение зубных

паст, порошков,

макияжа, цветовую

гамму.

Должны уметь: 

подбирать нужные

зубные пасты, щетки,

цветовую гамму

макияжа,

декоративную

косметику по

возрасту, цели,

времени года.


Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика. Духи. Кремы. Лаки.

Чистка зубов

Нанесение макияжа

Использование бритвенных станков.

Уход за лицом

Развитие глазомера

Воспитание эстетического вкуса

25

Химические

процессы в

технологии

приготовления пищи


Должны знать: состав

белков,

жиров, углеводов и

их значение

в питании человека. Процесс

разрыхления теста, процесс

брожения.

Должны уметь: пользоваться разрыхлителями, готовить

инвертный сахар на водяной бане.






искусственная пища, денатурация, гашение соды, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар.

Изучение состава продуктов

Приготовление инвертного сахара на водяной бане

Развитие долговременной памяти

26

Урок-зачет


Основные понятия по данной теме


Индивидуальные задания

Формировать умение работать

самостоятельно с использование вспомогательных

средств.






VI четверть – 8 часов


Световые явления-3 ч

27

Природа света.


Почему мы видим? Как происходят солнечные и лунные затмения?

Зрение

Закон прямолинейного распространения света

1,2 гр – подготовить сообщение по затмениям.

Учить объяснять сложные понятия на

основе текста учебника.

28

Линзы.

Практическая работа «Фотоаппарат»


Что такое линзы? Где используются линзы?

Линза

Сфера

Фокус

Фотоаппарат

Рассеивающая, собирающая линза

1,2 гр – демонстрация и объяснения процесса

3 гр – только демонстрация.

Развивать умение проводить опыт и

его характеризовать с научной точки зрения.

29

Глаз и зрение.

Экскурсия «Оптика»


Что называется расстоянием наилучшего зрения? Что такое близорукость и дальнозоркость?

Расстояние наилучшего зрения

Глаз

Зрачок

Хрусталик

Сетчатка

Близорукость

Дальнозоркость

Оптический прибор

оптика

1,2 гр – подготовить сообщение по дальнозоркости и близорукости

Формировать и развивать умение

самостоятельно добывать сведения из

предлагаемых источников.


Атом и атомное ядро-2 часа

30

Радиоактивное излучение.


Что такое радиоактивное излучение? Чем опасно радиоактивное излучение для человека?

Радиоактивное излучение

Радиоактивность

Естественная радиоактивность

1 гр – подготовить сообщение  по теме «Радиация»

Развивать монологическую речь

через составление рассказа по тексту.

31

Ядерная реакция.


Чем отличается ядерная реакция от термоядерной? Где используются ядерные реакции?

Лавинообразный процесс деления ядер

Термоядерная реакция

Цепная ядерная реакция

1 гр – подготовить сообщение по теме»Чернобыльская АЭС»











Развивать умение высказывать свою

точку зрения на происходящие в жизни

человека события.


Астрономия. -3 часа

32

Солнечная система.


Сколько планет в солнечной системе? Кометы, метеоры, метеориты.

Планета

Комета

Метеорит

метеор

1, 2 гр  - подготовка сообщений по теме «Самые крупные метеориты»

Развивать умение работать в парах

«Сильный ученик объясняет, слабый демонстрирует»

33

Солнце и звезды.


Что такое звезды? Как ориентироваться по полярной звезде?

Звезда

Полярная звезда

1,2 гр – работа по звездной карте.

3 гр – деформированный текст

Анализировать изучаемый материал

с опорой на научные факты.

34

Итоговое тестирование


Умения увидеть и объяснить физические явления в природе, в быту и на производстве.



Развивать умение видеть физическое

явление в природе жизни на производстве и объяснять его.




 

             





3.Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

Учащийся должен знать

1. «Механические явления»

 - назначение понятий  скорости, времени, расстояния, массы, силы, веса, работы, энергии

- виды механических  передач

- название и назначение измерительных приборов

2. «Давление»

- назначение давления в жизни человека

- действие плавания тел и воздухоплавание

4. «Тепловые явления»

- конвекции и тепловые излучения, испарения и конденсации, кипение.

- название и назначение измерительных приборов температуры.

5. «Электрические явления»

- источники тока, назначение электрического счетчика,

-иметь общее представление о силе тока, напряженности, мощности,

- о действии электрического тока в жизни человека

6.» Химия в быту»

- правила безопасного обращения с бытовыми химикатами

- СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода

-классификацию удобрений

-питательные вещества

7. «Световые явления»

- назначение явления затмения, отражения и преломления света, линз

- назначение и действие оптических приборов

8. « Атом и атомное ядро»

- о радиоактивном излучении и ядерной реакции

9. « Астрономия»

-иметь общее представление о солнечной системе

-основные созвездия



Успешно обучающиеся учащиеся

- Самостоятельно пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, схемах, инструкциях,  иллюстрациях.

- Пересказывать изучаемый материал с опорой на наглядность, по плану, по инструкциям, по иллюстрациям.

- Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости физических законов, явлений.

- Выделять главную мысль в научных статьях, текстах.

- Проводить опты по инструкциям и делать выводы.

- Оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и другими источниками знаний.

- Подготавливать сообщения  на заданные темы.

- Пользоваться измерительными приборами

Учащиеся, относительно хорошо усваивающие программу

- Самостоятельно пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, схемах, инструкциях,  иллюстрациях.

- Пересказывать изучаемый материал с опорой на наглядность, по плану, по инструкциям, по иллюстрациям.

- Пытаться устанавливать причинно-следственные связи и зависимости физических законов, явлений.

- Пытаться выделять главную мысль в научных статьях, текстах.

- Оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и другими источниками знаний.

- Пользоваться измерительными приборами.

Учащиеся с трудом усваивающие школьную программу

- Повторить за сильным учеником ответ, односложно отвечать.

- Выполнять задания с использованием вспомогательных средств.

- Принимать организующую, направляющую помощь.

- Пытаться оценивать ответ ученика, дополнять его.

- Пользоваться словарными словами по предмету.










4.Реализация практической части программы




Урок-зачет (тестирование)

Экскурсия

Практическая

работа

Лабораторная работа

I четверть

1

-

1

-

II четверть

1

-

1

1

III четверть

1

-

7

2

IV четверть

1

1

1

-

Всего за год

6

4

8

3











































5.Учебно-методический комплекс:

Учебное пособие.

  1. В.В. Жумаев, Б.Б. Горскин «Физика в твоей жизни», 9-10 классы. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


Литература для учителя

  1. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.

  2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.

  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Ч.2 – М.: Дрофа, 2003.

  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград: Химия. Ленинградское отделение, 1985; Высшая школа, 1992.

  5. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций. – М.: Аркти, 2002.

  6. Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.

  7. Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для учащихся

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия К0».Академия холдинг, 2000.

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.

  1. А.А. Леонович, О.Г. Хинн «Я познаю мир», Физика, М. АСТ, 1998г

  2. М.Н.Алексеева «Физика - юным», М. Просвещение, 1980 г

  3. Э.И.Мотылева «Большая книга экспериментов для школьников»

  4. М. Росмэн «Большая книга знаний», 2006

Цифровые образовательные ресурсы

  1. ЦОР к учебнику А.А. Пинский и др «Физика и астрономия», 7,8,9 классы

  2. Интернет ресурс «Единая коллекция ЦОР», «Библиотека учителя» и др. образовательные сайты





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!