Государственное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» На заседании МО Протокол № ___ от «____»___________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________ «____»____________ | «Утверждаю» Директор школы ___________________________ от «___»____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия и физика в быту»
для 10 классов
Составитель: Веретенникова Наталья Александровна
Содержание:
Пояснительная записка - 3
Календарно-тематическое планирование - 6
Требования к уровню подготовки учащихся - 17
Реализация практической части программы - 18
Учебно-методический комплекс - 19
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе областного базисного плана, рекомендовавшего использовать вариативную часть учебного плана на изучение предмета «Физика и химия в быту и на производстве».
Цель данного предмета – ознакомление с явлениями и законами окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни; формирование навыков безопасного поведения в быту, расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни.
При изучении данного предмета ставятся задачи:
- формировать первоначальные представления о явлениях и законах окружающего мира
- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении явлений природы, физических и химических процессов
- дать представления о физических величинах и способах их измерения
- подготовить подростка с нарушениями интеллекта к жизни
- научить учащихся более осознанно выполнять работы различного вида и пользоваться специальными устройствами и оборудованием, СМС и использовать физические и химические законы в повседневной жизни
-развивать познавательные интересы, умение самостоятельно добывать знания.
Технический прогресс и развитие науки выдвигают всё новые требования к содержанию школьного образования. Современный человек живёт в мире техники. Станки, механизмы, бытовые приборы окружают его повсюду, начиная с раннего возраста. Предприятия, на которых предстоит работать сегодняшним школьникам, оборудованы самыми сложными устройствами. Знания по физике нужны не только учёному или инженеру, но и людям научных специальностей.
Перед школой ставится задача дать старшеклассникам с особыми образовательными потребностями жизненно необходимые знания и умения для широкого выбора и овладения современными профессиями. Изучение элементов физики и химии поможет решить эту задачу.
Данный предмет знакомит учащихся с элементами физики и химии, основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно, формирует у школьников представления и понятия о физических и химических процессах и явлениях.
У школьников появляется возможность использования физических и химических законов в повседневной жизни.
На занятиях в научной и доступной форме представлен материал по строению вещества, механическим, электромагнитным, тепловым, оптическим и световым явлениям, СМС. Включены разделы, знакомящие учащихся с элементами атомной физики и астрономии.
Материал разделен на две части – теоретическую и практическую. Основной акцент при изложении материала сделан на наглядную демонстрацию. Опыты, о которых рассказывается , просты и понятны учащимся, их можно самостоятельно подготовить и провести. Задания, предлагаемые школьникам, связаны с их повседневной деятельностью.
В 3 четверти учащиеся знакомятся с химией, как с наукой о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс. Однако, химия - это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, ряд других проблем. Важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии.
Изучение данного предмета поможет добиться того, чтобы выводы различных теоретических положений опирались на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики или химии, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. На предмете проводятся аналогии между жизненным опытом школьников и экспериментом, расширяется кругозор и жизненный опыт учащихся, осуществляется социально-трудовая адаптация учащихся.
Программа рассчитана на один год обучения учащихся в 10 классе.
Всего 34 часа, с учётом уроков1 раз в неделю.
I четверть – 8 часов, II четверть – 8часов, III четверть – 10 часов, IV четверть – 8 часов.
Материал программы представлен следующими разделами:
Физика – наука о явлениях природы – 4 ч
Механические явления – 4 ч
Давление – 2 ч
Тепловые явления – 6ч
Химия в быту-10 ч
Световые явления – 3ч
Атом и атомное ядро – 2ч
Астрономия – 3ч
В 10 классе представлены следующие виды работ:
- Работа с пособием: самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, выполнение заданий по учебнику, составление рассказа по иллюстрациям.
- Работа с наглядно-дидактическим материалом: рассматривание иллюстрированного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного), сравнение физических явлений и законов; беседа по вопросам, после анализа изучаемого материала; проведение практических и лабораторных работ (опытов); анализ схем и инструкций.
- Словарная работа: самостоятельное нахождение слов в тексте, их объяснение, употребление в речи, составление кроссвордов, ребусов, работа в сети Интернет
- Работа с инструментами и приборами: соблюдение техники безопасности, работа по инструкциям, умение применять в жизни и на производстве.
В ходе обучения широко осуществляются межпредметные связи:
Математика: устные и письменные вычисления, применение арифметических действий, измерительные приборы, числа, полученные при измерении и их соотношения.
Профессионально-трудовое обучение: инструменты, приборы, и их применение в быту и на производстве.
СБО: инструменты, приборы, применяемые в быту.
Природоведение, биология, география: природные явления.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. В процессе обучения используются различные виды уроков: урок сообщения новых знаний, комбинированный, урок – закрепления, повторительно-обобщающий урок, урок – зачет, викторина, экскурсии, лабораторные и практические работы.
При проведении уроков используются следующие методы обучения:
- Словесный (рассказы, объяснения, беседы, дискуссии, работа с учебником и книгой)
- Наглядный (наблюдения, демонстрации)
- Практический (упражнения, самостоятельная работа, лабораторная работа)
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемный
- Частично-поисковый (эвристический)
- Исследовательский
- Метод изложения новых знаний
- Повторение и закрепление новых знании
- Применение новых знаний
- Контроль
2.Календарно- тематическое планирование
34 часа
№ | Тема урока | к/ч | дата | Должен знать и уметь | Словарь Дидакт. мат., ЦОР | Индивидуальная работа | Коррекционная работа |
I четверть –8 часов |
| | | | | | | |
| Физика – наука о явлениях природы- 4 часа |
| |
1 | Физические явления, которые происходят с физическими телами. | 1ч | | С чего начинается изучение явлений о природе? Для чего нужна физика? | Физика | 1 гр – чтение схемы 3 гр – опорные слова | Вызвать интерес к применению физических явлений в жизни человека. |
2 | Способы изучения физических явлений, происходящих с физическими телами. | 1ч | | Что называют физическим законом? Как развивались знания о форме земли? | Гипотеза Эксперимент | 1,2 гр - пересказ близко к тексту 3 гр -деформированные предложения | Построение речевого объяснения с использованием научной точки зрения. |
3 | Физические величины. | 1ч | | Что такое значение физической величины? На чём основана работа часов? | Физическая величина часы | 1,2 гр – составление рассказа с использованием математических расчетов. 3 гр – ответы по тексту | Развивать и корригировать монологическую речь через построение связного рассказа и математических расчетов. |
4 | Физические измерения. | 1ч | | Для чего нужны измерительные приборы? Какие измерительные приборы используются для измерения длины, расстояния, пути? | измерительные приборы шкала цена деление | 1,2 гр – изготовление шкалы измерения 3 гр – умение использовать измерительные приборы на практике | Развивать и корригировать умение применять измерительные инструменты на практике, комментировать демонстрации. |
Механические явления-4 часа |
5 | Механическое движение. | 1ч | | Какие приборы существуют для определения скорости. Рассчитывать скорость, время, расстояние. | Тело отчета Скорость Время Расстояние Механическое движение Механика Радар Спидометр | 1,2 гр – вопрос – ответ 3 гр – составление рассказа по деформированному тексту, с набором слов. | Развивать и корригировать умение обосновывать свою точку зрения с использованием научных аксиом, теорий. |
6 | Масса. Практическая работа «Взвешивание» | 1ч | | Что называется массой физического тела? Что можно определить на весах? Выполнять преобразование мер массы. | Инертность Масса Взвешивание | 1,2 гр – использование измерительных приборов на практике. 3 гр – преобразование чисел, полученных при измерении | Развивать и корригировать практические навыки через использование на практике измерительных приборов. |
7 | Сила | 1ч | | Что такое сила? Какая сила действует на все физические тела, находящиеся вблизи поверхности земли? | Сила Сила тяжести Динамометр | 1,2 гр – составление рассказа по иллюстрации 3 гр – работа с текстом | Развивать и корригировать мышление через установление причинно-следственных связей. |
8 | Урок-зачет | 1ч | | Основные понятия по данной теме | | Индивидуальные задания | Формировать умение работать самостоятельно с использование вспомогательных средств. |
II четверть – 8 часов |
Давление- 2 ч |
9 | Плавание тел. | 1ч | | В чем заключается причина того, что одно тело плавает, а другое тонет? Какие типы судов использовались людьми в различные эпохи? | Архимедова сила атомоход | 3 гр – ответы на вопросы с опорой на определенные абзацы текста. | Развивать речь через построение связного рассказа с использование текста учебника. |
10 | Воздухоплавание. | 1ч | | Какое условие необходимо выполнить, чтобы воздушный шар поднялся в воздух? Какие типы летательных аппаратов существуют и почему они способны подняться в воздух? | Воздухоплавание вертолет | 1,2 гр – пересказ. 3 гр – опора на иллюстрации | Развивать умение работать в парах дополняя друг друга в деятельности, сильный ученик подтягивает слабого. |
| Тепловые явления.-6 ч |
11 | Теплопередача и теплопроводность. | 1ч | | Что такое теплопередача и теплопроводность? Какие материалы можно использовать, чтобы не обжечься? | Теплопередача теплопроводность | 1,2 гр – описание с использованием текста иллюстраций 3 гр - перфокарты. | Развивать умение делать выводы с объяснительной опорой на научные данные. |
12 | Конвекция и тепловые излучения. | 1ч | | Какие ещё вещества теплопередачи существуют помимо теплопроводности? Как называется сосуд, в котором сохраняется постоянная температура? | Конвекция Тепловое излучение Термос Теплообмен Тепловое излучение | 1,2 гр - составление схем. 3 гр – деформированные тексты. | Формировать умение составлять текс по схемам и схемы по тексту. |
13 | Внутренняя энергия тела. | 1ч | | Что называется внутренней энергией тела? Как отапливают жилые дома? | Энергия тела Внутренняя энергия тела Тепловое движение Котел Тепловые электростанции | 1,2 гр – пересказ. 3 гр – объяснение по иллюстрации | Развивать и корригировать мыслительные процессы через сравнение физических процессов. |
14-15 | Тепловые машины. | 2ч | | Как работают тепловые машины? Как работают наиболее распространённые тепловые машины – двигатели внутреннего сгорания? | Тепловые машины Двигатель внутреннего сгорания | 3 гр – работа с текстом по опорам. | Развивать умение высказывать своё мнение на знакомые жизненные ситуации с использованием научных объяснений. |
16 | Урок-зачет | 1 ч | | Основные понятия по данной теме | | Индивидуальные задания | Формировать умение работать самостоятельно с использование вспомогательных средств. |
III четверть – 10 часов |
Химия в быту -10 часов |
17 | Введение . Химия в быту | 1ч | | Понятие о химии как науке. Химия в быту Должны знать: ядовитые и едкие вещества; простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. Должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах, порезах. | Химия | Оказания первой помощи при отравлениях и ожогах (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы. | Развивать логическое мышление |
18 | Техника безопасного обращения с бытовыми химикатами | 1ч | | Основные средства индивидуальной защиты, ПТБ | яды и противоядия; первая медицинская помощь; класс опасности. | Оказания первой помощи при отравлениях и ожогах (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы. | Развитие зрительного восприятия |
19-20 | Скорая химическая помощь (химчистка на дому) Практическая работа | 2ч | | Должны знать: технику выведения пятен различного происхождения; приемы чистки мебели, одежды. Должны уметь: выводить пятна различного происхождения; чистить верхнюю одежду; мебель, мех. | пятновыводители (чистящие средства), виды тканей; растворитель, загрязнитель | Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т.д. чистка верхней одежды драпировок, диванов, ковров, меха. | Развитие долговременной памяти |
21-22 | СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода | 2ч | | Должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды, образование накипи, способы умягчения воды и удаление накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий. Должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину. | мыло, СМС, отбеливатели, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина. | Получение мыла. Умягчение воды. Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования. Удаление ржавчины | Развитие мелкой моторики |
23 | Полезная химия для сада и огорода | 1ч | | Должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста. Должны уметь: готовить растворы нужной концентрации удобрений, способы применения удобрений для внекоренных и коренных подкормок, технически проводить обработку растений с целью защиты от вредителей. | удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование. Гербициды и инсектициды. Стимуляторы роста и развития. | Приготовление раствора удобрения нужной концентрации. Приготовление бордоской жидкости для обработки растений. | Развитие монологической речи Развитие зрительного восприятия |
24 | Химия и красота | 1ч | | Должны знать: назначение зубных паст, порошков, макияжа, цветовую гамму. Должны уметь: подбирать нужные зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику по возрасту, цели, времени года. | Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика. Духи. Кремы. Лаки. | Чистка зубов Нанесение макияжа Использование бритвенных станков. Уход за лицом | Развитие глазомера Воспитание эстетического вкуса |
25 | Химические процессы в технологии приготовления пищи | 1ч | | Должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека. Процесс разрыхления теста, процесс брожения. Должны уметь: пользоваться разрыхлителями, готовить инвертный сахар на водяной бане. | искусственная пища, денатурация, гашение соды, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар. | Изучение состава продуктов Приготовление инвертного сахара на водяной бане | Развитие долговременной памяти |
26 | Урок-зачет | 1ч | | Основные понятия по данной теме | | Индивидуальные задания | Формировать умение работать самостоятельно с использование вспомогательных средств. |
VI четверть – 8 часов |
Световые явления-3 ч |
27 | Природа света. | 1ч | | Почему мы видим? Как происходят солнечные и лунные затмения? | Зрение Закон прямолинейного распространения света | 1,2 гр – подготовить сообщение по затмениям. | Учить объяснять сложные понятия на основе текста учебника. |
28 | Линзы. Практическая работа «Фотоаппарат» | 1ч | | Что такое линзы? Где используются линзы? | Линза Сфера Фокус Фотоаппарат Рассеивающая, собирающая линза | 1,2 гр – демонстрация и объяснения процесса 3 гр – только демонстрация. | Развивать умение проводить опыт и его характеризовать с научной точки зрения. |
29 | Глаз и зрение. Экскурсия «Оптика» | 1ч | | Что называется расстоянием наилучшего зрения? Что такое близорукость и дальнозоркость? | Расстояние наилучшего зрения Глаз Зрачок Хрусталик Сетчатка Близорукость Дальнозоркость Оптический прибор оптика | 1,2 гр – подготовить сообщение по дальнозоркости и близорукости | Формировать и развивать умение самостоятельно добывать сведения из предлагаемых источников. |
Атом и атомное ядро-2 часа |
30 | Радиоактивное излучение. | 1ч | | Что такое радиоактивное излучение? Чем опасно радиоактивное излучение для человека? | Радиоактивное излучение Радиоактивность Естественная радиоактивность | 1 гр – подготовить сообщение по теме «Радиация» | Развивать монологическую речь через составление рассказа по тексту. |
31 | Ядерная реакция. | 1ч | | Чем отличается ядерная реакция от термоядерной? Где используются ядерные реакции? | Лавинообразный процесс деления ядер Термоядерная реакция Цепная ядерная реакция | 1 гр – подготовить сообщение по теме»Чернобыльская АЭС» | Развивать умение высказывать свою точку зрения на происходящие в жизни человека события. |
Астрономия. -3 часа |
32 | Солнечная система. | 1ч | | Сколько планет в солнечной системе? Кометы, метеоры, метеориты. | Планета Комета Метеорит метеор | 1, 2 гр - подготовка сообщений по теме «Самые крупные метеориты» | Развивать умение работать в парах «Сильный ученик объясняет, слабый демонстрирует» |
33 | Солнце и звезды. | 1ч | | Что такое звезды? Как ориентироваться по полярной звезде? | Звезда Полярная звезда | 1,2 гр – работа по звездной карте. 3 гр – деформированный текст | Анализировать изучаемый материал с опорой на научные факты. |
34 | Итоговое тестирование | 1ч | | Умения увидеть и объяснить физические явления в природе, в быту и на производстве. | | | Развивать умение видеть физическое явление в природе жизни на производстве и объяснять его. |
3.Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Учащийся должен знать 1. «Механические явления» - назначение понятий скорости, времени, расстояния, массы, силы, веса, работы, энергии - виды механических передач - название и назначение измерительных приборов 2. «Давление» - назначение давления в жизни человека - действие плавания тел и воздухоплавание 4. «Тепловые явления» - конвекции и тепловые излучения, испарения и конденсации, кипение. - название и назначение измерительных приборов температуры. 5. «Электрические явления» - источники тока, назначение электрического счетчика, -иметь общее представление о силе тока, напряженности, мощности, - о действии электрического тока в жизни человека 6.» Химия в быту» - правила безопасного обращения с бытовыми химикатами - СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода -классификацию удобрений -питательные вещества 7. «Световые явления» - назначение явления затмения, отражения и преломления света, линз - назначение и действие оптических приборов 8. « Атом и атомное ядро» - о радиоактивном излучении и ядерной реакции 9. « Астрономия» -иметь общее представление о солнечной системе -основные созвездия | Успешно обучающиеся учащиеся - Самостоятельно пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, схемах, инструкциях, иллюстрациях. - Пересказывать изучаемый материал с опорой на наглядность, по плану, по инструкциям, по иллюстрациям. - Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости физических законов, явлений. - Выделять главную мысль в научных статьях, текстах. - Проводить опты по инструкциям и делать выводы. - Оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и другими источниками знаний. - Подготавливать сообщения на заданные темы. - Пользоваться измерительными приборами Учащиеся, относительно хорошо усваивающие программу - Самостоятельно пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, схемах, инструкциях, иллюстрациях. - Пересказывать изучаемый материал с опорой на наглядность, по плану, по инструкциям, по иллюстрациям. - Пытаться устанавливать причинно-следственные связи и зависимости физических законов, явлений. - Пытаться выделять главную мысль в научных статьях, текстах. - Оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и другими источниками знаний. - Пользоваться измерительными приборами. Учащиеся с трудом усваивающие школьную программу - Повторить за сильным учеником ответ, односложно отвечать. - Выполнять задания с использованием вспомогательных средств. - Принимать организующую, направляющую помощь. - Пытаться оценивать ответ ученика, дополнять его. - Пользоваться словарными словами по предмету. |
4.Реализация практической части программы
| Урок-зачет (тестирование) | Экскурсия | Практическая работа | Лабораторная работа |
I четверть | 1 | - | 1 | - |
II четверть | 1 | - | 1 | 1 |
III четверть | 1 | - | 7 | 2 |
IV четверть | 1 | 1 | 1 | - |
Всего за год | 6 | 4 | 8 | 3 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
5.Учебно-методический комплекс:
Учебное пособие.
В.В. Жумаев, Б.Б. Горскин «Физика в твоей жизни», 9-10 классы. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Литература для учителя
Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Ч.2 – М.: Дрофа, 2003.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград: Химия. Ленинградское отделение, 1985; Высшая школа, 1992.
Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций. – М.: Аркти, 2002.
Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.
Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учащихся
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия К0».Академия холдинг, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
А.А. Леонович, О.Г. Хинн «Я познаю мир», Физика, М. АСТ, 1998г
М.Н.Алексеева «Физика - юным», М. Просвещение, 1980 г
Э.И.Мотылева «Большая книга экспериментов для школьников»
М. Росмэн «Большая книга знаний», 2006
Цифровые образовательные ресурсы
ЦОР к учебнику А.А. Пинский и др «Физика и астрономия», 7,8,9 классы
Интернет ресурс «Единая коллекция ЦОР», «Библиотека учителя» и др. образовательные сайты
10