РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 «Д» класс
учитель Сарапкина Ю.В.
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности» (ОПД) составлена на основе:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 18 июля 2016 г. № 870.
Устав МКОУ Чкаловской СШ № 5.
Учебный план МКОУ Чкаловской СШ № 5 на 2018-2019уч.г.
Данная программа интеллектуальной направленности. Для реализации программы используется Пособие «Основы проектной деятельности школьника» под редакцией Е.Я. Когана. Авторы: Голуб Г.Б., Перлыгин Е.А., Чураков О.В.. Методика.– Самара, ИД «Федоров», 2006.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающихся знаниями — на другую — формировать у них общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда он становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного отношения (обучащихся, родителей (законных представителей), учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ проектной деятельности, с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Задачи программы:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов;
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
развивать познавательные потребности и способности, креативность;
развивать творческие способности.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Обучающие получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобится при дальнейшем изучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию и уверенность в себе.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет обучающим осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствуют психолого-педагогическим особенностям обучающихся 6 класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение обучающихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития обучающихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 16 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.
Формы промежуточного контроля: Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини- конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.
Ведущие виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая.
Оборудование для обеспечения программы: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа, коллаж, коллекция, плакат, сказка, справочник, стенгазета, учебное пособие, экскурсия.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Планируемые результаты изучения курса
Результаты проектной деятельности направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение обучащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
В результате обучения по данной программе обучающийся научится:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
выполнять инструкции при решении учебных задач;
классифицировать;
наблюдать;
готовить проекты по алгоритму, а так же тексты собственных докладов, сообщений;
составлять план действий по своему проекту;
высказывать своё мнение;
презентовать свою работу.
В результате обучения по данной программе обучающийся получит возможность научиться:
работать с разными источниками информации;
пользоваться изученной терминологией;
ориентироваться в окружающем пространстве;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи и точку зрения;
сравнивать, анализировать полученную информацию;
рассуждать, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией;
создавать под руководством учителя исследовательские работы, оформлять доклад, исследовательскую работу;
работать в группе, в паре: вести диалог, координировать свои действия с партнёром, доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
принимать решения;
самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, организовывать рабочее пространство и рационально использовать время.
Группы умений, которые формирует курс:
генерировать идеи,
выбирать лучшее решение;
сотрудничать в процессе учебной деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
самостоятельно осуществлять поиск нужной информации,
выявлять, какой информации или каких умений недостает;
выступать перед аудиторией,
отвечать на незапланированные вопросы,
использовать различные средства наглядности,
демонстрировать артистические возможности;
отвечать на вопросы: "чему я научился?",
"чему мне необходимо научиться?",
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
проектировать процесс,
планировать деятельность, время, ресурсы,
принимать решение,
распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты обучения
дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи;
осознание роли риторики в речи людей;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
интерес к созданию собственных текстов;
умение работать в группе.
Предметные результаты
В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:
понятие проекта;
понятие проектный продукт;
типы проектов и их проектные продукты;
понятие презентация проекта, ее назначение;
этапы выполнения проекта;
структуру проекта;
критерии оформления письменной части проекта;
критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
о ресурсах и их использовании;
о способах презентации проекта;
о написании отчета о ходе проекта;
о рисках, их возникновении и предотвращении;
об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
ставить цель;
составлять и реализовывать план проекта;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
делать выводы;
оценивать работу по критериям оценивания;
выбирать соответствующую форму проектного продукта;
создавать основные слайды для презентации проекта;
оформлять результаты проектной деятельности;
проводить рефлексию своей деятельности;
работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
работать в парах и в группах.
Метапредметные результаты
Коммуникативные
развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником; условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания;
преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных);
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные
предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах;
получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных проектов;
предполагать, какая информация нужна;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные
планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия;
сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске;
умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Содержание курса
Тема 1. Понятие «Учебный проект». 1 час
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Строим башню». Этапы работы над проектом «Строим башню».
Практическая работа «Проект «Строим башню».
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом. 1 час
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта.
Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Типы проектов. 1 час
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Практическая работа «Типы проектов».
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. 1 час
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. 1 час
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту».
Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)»
Тема 6. Реализация плана проекта. 1 час
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Практическая работа «Реализация плана проекта».
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта. 1 час
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Практическая работа «Оформление письменной части проекта».
Тема 8. Защита проекта. Презентация. Анализ проекта. 1 час
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Практическая работа «Публичные пробы». Практическая работа «Отчет о работе над проектом».
Тематическое планирование курса
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
1 | Понятие «Учебный проект» (1ч.) | 1 |
| Знакомство с понятием «Учебный проект». | |
| Упражнение «Строим башню». | |
2 | Алгоритм работы над учебным проектом (1ч.) | 1 |
| Практическая работа «Алгоритм работы над проектом». | |
| Презентация проекта по теме. | |
3 | Проект и его типы. ( 1 ч.) | 1 |
| Проект и его типы. Классификации проектов. | |
| Практическая работа «Типы проектов». | |
4 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (1 ч.) | 1 |
| Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. | |
| Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». | |
5 | Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (1ч.) | 1 |
| Что такое задача. Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)» | |
6 | Реализация плана проекта (1ч.) | 1 |
| Работа над основной частью проекта. | |
| Практическая работа «Реализация плана проекта». | |
7 | Структура проекта. Письменная часть проекта (1ч.) | 1 |
| Основные требования к проекту. | |
| Практическая работа «Оформление письменной части проекта». | |
8 | Защита проекта. Презентация. Анализ проекта (1ч.) | 1 |
| Практическая работа «Публичные пробы». Алгоритм написание отчета. Практическая работа «Отчет о работе над проектом». | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата урока | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы контроля |
план | факт | предметные | личностные | метапредметные |
1 | 07.11.18 | 07.11.18 | Что такое учебный проект? | Коллективная | Знать что такое учебный проект; классификация проектов; практически использовать основные теоретические сведения, термины; применять полученные умения при работе над проектом. | Осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества | Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные: давать определение понятиям. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Упражнение «Строим башню». |
2 | 14.11.18 | 14.11.18 | Алгоритм работы над учебным проектом | Коллективная | Овладение терминами: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация; применять полученные умения при работе над проектом; выбирать соответствующую форму проектного продукта | Положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы | Практическая работа «Алгоритм работы над проектом». |
3 | 21.11.18 | 21.11.18 | Проект и его типы | Коллективная | Определять типы проектов | Положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Практическая работа «Типы проектов». |
4 | 28.11.18 | 28.11.18 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. | Коллективная, индивидуальная | определять проблему и вытекающие из неё задачи; ставить цель. | Удерживать цель в процессе работы; распределять рабочее время | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». |
5 | 05.12.18 | 19.12.18 | Планирование деятельности. Формулирование задач. | Коллективная | Применять полученные сведения в работе над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов | Действовать самостоятельно по инструкции; осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательны: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)» |
6 | 12.12.18 | 26.12.18 | Реализация плана проекта. | Коллективная, индивидуальная | Составлять и реализовывать план проекта; внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности) | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Практическая работа «Реализация плана проекта». |
7 | 19.12.18 | 16.01.19 | Структура проекта. Оформление письменной части проекта. | Групповая | Знать основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов и умение применять их на практике; отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности) | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Практическая работа «Оформление письменной части проекта». |
8 | 26.12.18 | 23.01.19 | Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта. Анализ проекта | Групповая | Владение техникой публичного выступления, невербальными способами общения. Знать критерии оценивания проекта; умение анализировать; проводить рефлексию своей деятельности. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке. Сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия. Коммуникативные: уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу. | Практическая работа «Публичные пробы». Практическая работа «Отчет о работе над проектом». |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
15