СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы 1

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы 1»

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы как часть адаптированной рабочей программы

«Коррекционный курс: Коррекционно-развивающие занятия»

Общие сведения

Ф.И.О.

Дата рождения:

Домашний адрес:

Ф.И.О. родителя/законного представителя:

Дата выдачи ИПРА инвалида:

ИПРА ребенка-инвалида установлена на срок до:

Класс/год:

Дата поступления в УО:

Выписка из ИПРА:

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности: способность к ориентации – первая степень, способность к обучению – вторая степень ограничения.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации: нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения.

Прогнозируемый результат: достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (частично); восстановление (формирование) способности ориентироваться (частично), обучаться (частично).

Условия по организации обучения

Условия

Наименования мероприятия

Вид ООП

АООП ОО с интеллектуальными нарушениями, вариант 1

Форма получения образования

Очная, с полной включенностью

Психолого-педагогическая помощь

Консультирование, коррекционно-развивающая работа

сопровождение

Пояснительная записка

Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение учащегося с ОВЗ, развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций в соответствии с возможностями.

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ, способствующая освоению адаптированной основной общеобразовательной программы, развитию и социальной адаптации.

Задачи:

- мониторинг психического развития учащегося;

- коррекция и развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения, речевых нарушений;

- осуществление индивидуального подхода: учет индивидуальных особенностей развития ребенка, выбор индивидуального темпа обучения;

- консультирование участников образовательного процесса в период сопровождения.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащегося.

Количество часов, выделяемое на реализацию программы составляет 68 часов, занятия проходят 2 раза в неделю.

Ожидаемый результат:

- освоение АООП ООО за 6 год обучения;

- положительная динамика психического развития учащегося с ОВЗ в соответствии с разделами коррекционно-развивающей программы.

Оценка эффективности коррекционной программы:

В начале и в конце учебного года проводится обследование диагностическими методиками, определяющими:

- уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, пространственно-временных отношений;

- уровень развития параметров личностного развития: сформированность учебной мотивации, нравственно-этической ориентации, самооценки словарного запаса;

- эмоционально-волевой регуляции: регуляция мелкой моторики, владение правилами общения со сверстниками и взрослым, саморегуляция эмоционального состояния.

Содержание коррекционно-развивающей работы:

1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие крупной моторики;

- развитие графомоторных навыков.

2. Развитие и коррекция познавательных процессов:

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие мышления.

3. Развитие и коррекция мнестических способностей:

- запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

4. Развитие и коррекция воображения, восприятия.

5. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы:

- развитие речи;

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса;

- организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту и возможностям учащейся, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений;

- предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

Данные параметры развития отслеживаются во время занятий и при необходимости корректируются.


Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Развитие и коррекция крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

12

2

Развитие и коррекция познавательных процессов

24

3

Развитие и коррекция мнестических способностей

10

4

Развитие и коррекция воображения, восприятия.

12

5

Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы

11


Тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

Раздел: Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

1

Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости.

1

05.09


2

Подвижная игра с мячом. Упражнения «Утюжок», «Добывание огня». Карточки «Штриховка по образцу». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

06.09


3

Упражнения для кистей и пальцев рук. Шнуровка. Карточки «Обводка». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

12.09


4

Пальчиковая гимнастика. Вырезание ножницами геометрических фигур по контуру и без контура. Карточки «Срисовывание геометрических фигур». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

13.09


5

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. Работа с крупным конструктором. Карточки «Дорисовывание незаконченных рисунков».

1

19.09


6

Игра «Поймай рыбку». Работа с пазлами. Карточки «Графический диктант».

1

20.09


7

Игры «Золушка», «Пройди по дорожке». Карточки «Рисование узоров». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

26.09


8

Работа с пластилином. Подвижная игра с мячом. Карточки «Рисование по точкам». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

27.09


9

Работа с бумагой. Подвижная игра «Попади в цель». Карточки «Рисование по клеточкам».

1

03.10



10

Песочная терапия. Нанизывание крупных бусин. Карточки «Штриховка по образцу».

1

04.10


11

Работа с мелким конструктором. Подвижная игра «Прыгаем как…». Карточки «Раскраска». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

10.10


12

Работа с цветными палочками. Плетение косичек из лент. Карточки «Лабиринты». РТ «Развитие мелкой моторики».

1

11.10


Раздел: Развитие и коррекция познавательных процессов (24 часа)

13

Диагностика

2

17.10

18.10


14

Сортировка бусин по цвету. Дидактические игры «Запомни предметы», «Назови предметы». Карточки «Задачки для ума».

1

24.10


15

Шнуровка. Дидактические игры «Послушай тишину», «Узнай по звуку». Карточки «Задачки на внимание».

1

25.10


16

Сенсорный жилет. Дидактические онлайн-игры «Парные картинки». Карточки «Лабиринты и путаницы».

1

07.11


17

Тактильные подушечки. Дидактические игры «Путаница», «Корректурная проба». Карточки «Логическое мышление».

1

08.11


18

Работа с ножницами. Дидактические игры «Отгадай, что звучит», «Чудесный мешочек». Карточки «Цвет, форма, величина».

1

14.11


19

Игры с мозаикой. Дидактические онлайн-игры «Подбери заплатку». Карточки «Развитие сенсорных способностей».

1

15.11


20

Работа с пазлами. Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Экран». Карточки «Цифры, числа».

1

21.11


21

Игры с сортером. Дидактические игры «Запомни и назови», «Что может быть таким?». Карточки «Умные раскраски».

1

22.11


22

Игры со счетными палочками. Дидактические онлайн-игры «Что где растет?», «Четыре сезона». Карточки «Задачки для ума».

1

28.11


23

Бизидом. Дидактические игры «Разведчики», «Строители». Карточки «Задачки на внимание».

1

29.11


24

Работа с бумагой. Дидактические игры «Архитектор», «Найди одинаковые». Карточки «Лабиринты и путаницы».

1

05.12


25

Игры с крупной мозаикой. Дидактические онлайн-игры «Профессии», «Транспорт». Карточки «Логическое мышление».

1

06.12


26

Застегивание пуговиц. Дидактические игры «Подбери пару», «Помоги Федоре». Карточки «Цвет, форма, величина».

1

12.12


27

Игры с сортером. Дидактические игры «Потрогай и угадай», «Сбор фруктов». Карточки «Развитие сенсорных способностей».

1

13.12


28

Игры с сюжетной мозаикой. Дидактические онлайн-игры «Танграм «Цифры» (1,2 игры). Карточки «Цифры, числа».

1

19.12


29

Работа с пластилином. Дидактические игры «Из чего сделано?», «Так бывает или нет?». Карточки «Умные раскраски».

1

20.12



30

Вырезание ножницами. Дидактические игры «Какое время года?», «Назови одним словом». Карточки «Задачки для ума».

1

26.12



31

Пришивание пуговиц. Дидактические онлайн-игры «Найди одинаковые предметы», «Найди на картинке огород». Карточки «Задачки на внимание».

1

27.12



32

Игра с лото. Дидактические игры «Что умеет делать?», «На что похоже?». Карточки «Лабиринты и путаницы».

1

09.01



33

Плетение цветных шнуров. Дидактические игры «Логические концовки», «Орнамент». Карточки «Логическое мышление».

1

10.01



34

Игры с массажными мячами. Дидактические онлайн-игры «Логический ряд», «Танган Здания». Карточки «Цвет, форма, величина».

1

16.01



35

Песочная терапия. Дидактические игры «Расставь предметы по высоте», «Поставь букет цветов в вазу». Карточки «Развитие сенсорных способностей».

1

17.01



Раздел: Развитие и коррекция мнестических способностей (10 часов)

36

Диагностика.

2

23.01

24.01


37

Застегивание пуговиц. Дидактические игры «Гуляем по зоопарку». Карточки «Задачки для ума».

1


30.01



38

Игры с сюжетной мозаикой. Дидактические игры «Игра в слова», «Гуляем по лесу». Карточки «Задачки на внимание».

1

31.01



39

Работа с пластилином. Дидактические онлайн-игры Ребусы «Насекомые», «Грибы». Карточки «Развитие сенсорных способностей».

1

06.02



40

Игра с лото. Дидактические игры «Что изменилось?», «Что в мешочке?». Карточки «Цвет, форма, величина».

1

07.02



41

Плетение цветных шнуров. Дидактические игры «Запомни картинку», «Разложи правильно». Карточки «Логическое мышление».

1

13.02



42

Игры с массажными мячами. Дидактические онлайн-игры Ребусы «Еда», «Мебель». Карточки «Умные раскраски».

1

14.02



43

Песочная терапия. Дидактические игры «Осенние листья», «Пересказ». Карточки «Игры со словами».

1

20.02



44

Работа с мелким конструктором. Дидактические игры «Повтори за мной», «Цепочка действий». Карточки «Лабиринты и путаницы».

1

21.02



Раздел: Развитие и коррекция воображения, восприятия (12 часов)

45

Диагностика

2

27.02

28.02


46

Сортировка бусин по цвету. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Зашиваем коврик». Карточки «Задачки для ума».

1

05.03


47

Шнуровка. Дидактические игры «Шкатулка со сказками», «Перевёртыши». Карточки «Развиваем воображение».

1

06.03



48

Сенсорный жилет. Дидактические игры «Заколдованный лес», «Мастерская форм». Карточки «Развитие сенсорных способностей».

1

12.03



49

Тактильные подушечки. Дидактические игры«Что произойдёт, если…», «На что похожи наши ладошки». Карточки «Развиваем воображение».

1

13.03



50

Работа с ножницами. Дидактические игры «Удивительная ладонь», «Силуэты фигур». Карточки «Логическое мышление».

1

19.03



51

Работа с бумагой. Дидактические игры «Добрые – злые», «Сложи картинку из фигур». Карточки «Развиваем воображение».

1

20.03



52

Игры с мозаикой. Дидактические игры «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка». Карточки «Игры со словами».

1

02.04



53

Работа с пазлами. Дидактические игры «Спрятанные рисунки», «Самое веселое». Карточки «Лабиринты и путаницы».

1

03.04



54

Игры со счетными палочками. Дидактическая игра «Рисунок пальцами». Карточки «Развиваем воображение».

1

09.04



55

Бизидом. Дидактические игры «Изменяющийся рисунок», «Чего на свете не бывает?». Карточки «Умные раскраски».

1

10.04



Раздел: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы (11 часов)

56

Диагностика.

2

16.04

17.04


57

Песочная терапия. Просмотр мультфильма «Наши эмоции». Дидактическая онлай-игра «Развитие эмоций».

1

23.04


58

Нанизывание бусин одного размера. Дидактическая игра «Лото настроений».

1

24.04


59

Работа с бумагой. Работа с карточками «Эмоции».

1

30.04


60

Работа с мозаикой. Дидактическая игра «Выражение эмоций».

1

07.05


61

Работа с пазлами. Дидактическая игра «Зеркало».

1

08.05


62

Вырезание ножницами. Дидактическая игра «Животные».

1

14.05


63

Игры с сортером. Арт-терапия «Набрызг».

1

15.05


64

Комплексная диагностика.

2

21.05

22.05










ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры, направленные на развитие мнестических способностей

«Игра в слова».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

«Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д. Можно использовать и другие изображения.

«Гуляем по зоопарку».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

«Гуляем по лесу».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

«Что изменилось?».

На столе разложите несколько игрушек. Ребенок должен их рассмотреть и запомнить. Попросите его отвернуться и добавьте еще одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Задача - ответить, что изменилось.

«Что в мешочке?».

Положите в мешочек несколько предметов, сделанных из разных материалов и отличающихся по форме. Предложите ребенку засунуть руку в мешочек и на ощупь узнать предмет, который ему попался.

При этом следует комментировать свои действия, например: «Я держу что-то длинное, небольшое, легкое, деревянное. Это карандаш».

«Запомни картинку».

В течение нескольких секунд показывайте ребенку сюжетную картинку. Уберите изображение. Задавайте вопросы об увиденном рисунке. Обратите внимание на детали, помогая ребенку уточняющими вопросами (сколько цветочков росло на лужайке, какого цвета забор и т.п.).

Поменяйтесь ролями, предложив ребенку придумать и задать вам вопросы по картинке.

«Пересказ».

Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но при этом попросите его обращать внимание на отдельные специфические детали.

Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие).

«Повтори за мной».

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Задача ребенка – повторить за вами движения.

«Цепочка действий».

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к столу, возьми большую книгу, положи ее на кресло» и т. п.

«Разложи правильно».

Для игры вам потребуется два одинаковых набора картинок. В каждом наборе должно быть не менее пяти изображений. Разложите картинки из своего набора в определенном порядке. Ребенок рассматривает получившейся ряд в течение 10 секунд, после чего вы закрываете картинки.

Задача ребенка - разложить свои картинки по образцу, который он запомнил. Усложняйте задание, время от времени увеличивая количество карточек.


Дидактические игры, направленные на развитие восприятия

«Зашиваем коврик» (развитие зрительного восприятия).

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки.

«Чудесный мешочек» (развитие тактильного восприятия)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы. Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.


Дидактические игры, направленные на формирование воображения

«Шкатулка со сказками».

Цель: Развивать воображение и речь.

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры: Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

«Перевёртыши».

Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разные варианты решения.

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.

«Что произойдёт, если…».

Цель: Развивать воображение.

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

«На что похожи наши ладошки».

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить ребенку обвести красками или карандашами собственную ладошку(или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы,бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

«Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходствоизображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить листпополам. Получились различные кляксы, ребенку необходимо увидеть в своейкляксе, на что она похожа или на кого.

«Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходствоизображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Ребенку дается ниточка длиной 30-40 см. Предлагается обмакнуть в тушь и положитьна лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист иприжать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге отнити останется след, ребенку предлагается определить и дать название полученномуизображению.

«Удивительная ладонь»

Ц ель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы предлагается какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный рисунок.

При возникновении затруднений, педагог показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

«Силуэты фигур».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и раскрасьте рисунки».

«Заколдованный лес».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

«Мастерская форм».

Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной ориентировки, конструктивных навыков.

Оборудование: наборы счетных палочек.

Педагог он раздает детям наборы счетных палочек и говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки». После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить из счетных палочек новые необычные (или реалистические) картины.

«Добрые – злые».

Ц ель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.) (по количеству детей);простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

«Сложи картинку из фигур».

Ц ель: развитие воображения, образного мышления, пространственной ориентировки, конструктивных навыков.

Оборудование: набор геометрических фигур разного размера и цвета (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) вырезанных из цветного картона (по количеству детей).

Педагог конструирует простейшие рисунки, затем он раздает детям наборы геометрических фигур и говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки».

После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур новые красивые (или необычные) картины.

«Спрятанные рисунки».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур (прямоугольников, кругов, овалов и пр.) разного размера; 2-3 листа бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Педагог показывает детям одну из карточек и говорит: «Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».


Примечание. Аналогичная работа проводится с другими карточками. Детям можно предложить нарисовать не одну картину, а все варианты, которые они считают подходящими к данному стимульному материалу.

«Самое веселое».

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, краски и кисти (для каждого ребенка).

Педагог предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь веселое - самое веселое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.

Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.

«Рисунок пальцами».

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).

Педагог предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.

«Изменяющийся рисунок».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков.

Педагог предлагает первому игроку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.Игра может проходить и без называния своих замыслов, т.е. молча.

«Чего на свете не бывает?».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Педагог предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает. По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

«Говорящие рисунки».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: образец пиктографии; лист бумаги, простой карандаш, ластик (для каждого ребенка).

Педагог говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями - Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д.

Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание историй.

«Чего на свете не бывает?».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Педагог предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

«Герб».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Педагог рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб:

а) детского сада;

б) школы (класса);

в) города (села, деревни);

г) своей семьи.

По окончании рисования, дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них.

При возникновении затруднений взрослый показывает детям образцы различных гербов и эмблем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!