Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол №1 методического объединения ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2021 г. ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2021 г. | ««Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Куракова И.А. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «___Калейдоскоп рукоделия__»
(указать учебный предмет, курс)
на 2021-2022 учебный год
Уровень общего образования (класс) ____________основное общее, класс 6Г_:
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 70 часов
Учитель Дегтярева Марина Николаевна ______
(ФИО)
Программа создана на основе примерной программы «Художественное творчество : станем волшебниками» .Просняковой Т Н, в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования и является адаптированной для учащихся
5-9 классов.
»
__________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Г Шахты
По яснительная записка
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности для классов «Калейдоскоп рукоделия » будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
с учебными предметами
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп рукоделия » построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство
Для реализации программы «Калейдоскоп рукоделия » необходима материально-техническая база:
учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Калейдоскоп рукоделия » предназначена для обучающихся 6-7 классов и рассчитана на проведение 2 часа в неделю . Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям т.е. 40 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии. Курс может вести учитель технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 6 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Содержание программы
Раздел 1. Работа с природным материалом
Тема 1.1. Флористика
Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.
Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.
Раздел 2. Работа с бумагой
Тема 2.1. Работа с гофрированной бумагой
Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги. Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги. Раздел 3. Работа с текстильными материалами
Тема 3.1. Работа с тканью
История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в технике примитивизм. Технология обработки игрушки кофе с ванилью.
Практическая работа: изготовление куклы.
Тема 3.2. Валяние
Понятие «валяние». Мокрое и сухое валяние. Объёмное и плоскостное валяние. Техника мокрого объёмного валяния. Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.
Практическая работа: изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.
Тема 3.3. Игрушки из носков, колгот
Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления пупсов, зверей.
Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.
Раздел 4.Канзаши – творчество из шёлковых лент.
Изготовление украшений из лент. Заколок.
Раздел 5 .Бумажная страна .
Приемы работы с бумагой ,объемные композиции.
Раздел 6.2. Декупаж
История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупж
Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления
Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | Основная воспитательная деятельность. |
1 | Работа с природным материалом | 8 | Воспитание любви к природе. |
2 | Гофрированная бумага. | 9 | Воспитание эстетического сознания. |
3 | Работа с текстильными материалами . | 10 18 | Осознания через освоение художественного наследия народов России причастности к великой культуре. |
4 | Бумажная страна | 10 | Стремление к самореализации. |
5 | Канзаши – творчество из шёлковых лент | 18 | формирование потребности самовыражения |
6 | Раздел 6 .Декупаж | 7 | Воспитание интереса к творчеству. |
| Итого | 70 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | | Тема занятия |
| План | факт | Класс |
Раздел 1. Работа с природным материалом (8 ч) |
1 | 1.09 | | 6Г | Знакомство с семенами растений и видами круп, техника работы с ними |
2 | 1.09 | | 6Г | Изготовление картины «Осень» |
3 | 8.09 | | 6Г | Изготовление картины «Осень» |
4 | 8.09 | | 6Г | Изготовление картины «Осень». Покрытие работы лаком |
5 | 15.09 | | 6Г | История создания фарфора. Изделия из фарфора |
6 | 15.09 | | 6Г | Создание изделия (по желанию обучающегося) |
7 | 22.09 | | 6Г | Создание изделия (по желанию обучающегося) |
8 | 22.09 | | 6Г | Покраска изделия, покрытие лаком |
Раздел 2.Гфрированная бумага.(9 ч ) |
9 | 29.09 | | 6Г | Знакомство со свойствами гофрированной бумаги и изделиями из нее. |
10 | 29.09 | | 6Г | . Технология изготовления цветов |
11 | 6.10 | | 6Г | Изготовление цветов |
12 | 6.10 | | 6Г | Различные виды цветов. |
13 | 13.10 | | 6Г | Изготовление цветочной композиции. |
14 | 13.10 | | 6Г | Завершение работы над композицией цветов. |
15 | 20.10 | | 6Г | Букет цветов |
16 | 20.10 | | 6Г | Оформление букета цветов |
17 | 27.10 | | 6Г | Завершение работы по оформлению букета. |
Раздел 3. Работа с текстильными материалами (18 ч ) |
18 | 27.10 | | 6Г | История создания игрушек из ткани. |
19 | 10.11 | | 6Г | Разнообразие игрушек |
20 | 10.11 | | 6Г | Техника примитивизм. |
21 | 17.11 | | 6Г | Создание кукол в технике примитивизм |
22 | 17.11 | | 6Г | Создание рисунка куклы. Создание выкройки |
23 | 24.11 | | 6Г | Выкраивание деталей и их сшивание |
24 | 24.11 | | 6Г | Изготовление куклы |
25 | 1.12 | | 6Г | Изготовление куклы |
26 | 1.12 | | 6Г | Технология покраски куклы кофе с ванилью, сушка |
27 | 8.12 | | 6Г | Роспись лица. |
28 | 8.12 | | 6Г | Окончательная отделка изделия |
29 | 15.12 | | 6Г | Знакомство с техникой валяния. |
30 | 15.12 | | 6Г | Виды валяния, инструменты и приспособления |
31 | 22.12 | | 6Г | Изготовление бус и брелоков в технике валяния |
32 | 22.12 | | 6Г | Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния |
33 | 29.12 | | 6Г | Другие изделия в технике валяния. |
34 | 29.12 | | 6Г | Выставка работ |
35 | 12.01 | | 6Г | Урок-игра |
Раздел 4 .Бумажная страна ( 10 ч) |
36 | 12.01 | | 6Г | Закладка для книги. |
37 | 19.01 | | 6Г | Техника плетения из полосок бумаги. |
38 | 19.01 | | 6Г | . Техника сложения. Уголок на страницу. |
39 | 26.01 | | 6Г | Аппликация «Городец» |
40 | 26.01 | | 6Г | Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево. |
41 | 2.02 | | 6Г | Аппликация с элементами оригами. |
42 | 2.02 | | 6Г | Попугай в тропиках. |
43 | 9.02 | | 6Г | Плетеная корзинка из бумаги. |
44 | 9.02 | | 6Г | Подарочная коробочка в технике оригами. |
45 | 16.02 | | 6Г | Аппликация «Гжель» |
Раздел 5 .Канзаши – творчество из шёлковых лент (18 ч ) |
46 | 16.02 | | 6Г | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
47 | 2.03 | | 6Г | Что такое канзаши |
48 | 2.03 | | 6Г | Инструменты и материалы для канзаши. Острый одноцветный лепесток. |
49 | 9.03 | | 6Г | Острый одноцветный лепесток |
50 | 9.03 | | 6Г | Острый двуцветный лепесток. |
51 | 16.03 | | 6Г | Составление цветочных элементов. |
52 | 16.03 | | 6Г | Круглый одноцветный лепесток. Составление цветочных элементов. |
53 | 30.03 | | 6Г | Круглый двуцветный лепесток. Составление цветочных элементов. |
54 | 30.03 | | 6Г | Изготовление зелёных листьев разными способами. Составление цветочных узоров. |
55 | 6.04 | | 6Г | Изготовление цветочных узоров. |
56 | 6.04 | | 6Г | Изготовление цветочных узоров. |
57 | 13.04 | | 6Г | Изготовление цветочных узоров. |
58 | 13.04 | | 6Г | Многообразие изделий в стиле «Канзаши». |
59 | 20.04 | | 6Г | Выбор изделия с стиле «Канзаши». |
60 | 20.04 | | 6Г | Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
61 | 27.04 | | 6Г | Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
62 | 27.04 | | 6Г | Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
63 | 4.05 | | 6Г | Изготовление нагрудных украшений к 9 Маю . |
Раздел 6 .Декупаж ( 7 ч ) |
64 | 4.05 | | 6Г | История создания техники Декупаж |
65 | 11.05 | | 6Г | Технология изготовления изделий в технике декупажа. |
66 | 11.05 | | 6Г | Украшение шкатулки в технике Декупаж. |
67 | 18.05 | | 6Г | Использование техники Декупаж в интерьере. |
68 | 18.05 | | 6Г | Старому предмету новую жизнь в технике Декупаж. |
69 | 25.05 | | 6Г | Использование техники Декупаж на стекле. |
70 | 25.05 | | 6Г | Выставка работ. |