СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Карусель здоровья"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Карусель здоровья"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»








ПРОГРАММА ВНЕУЧРОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК «КАРУСЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ»


НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ


Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 8-9 лет






Разработала студентка Ш-31 группы

Нефедова Татьяна Андреевна



Ейск, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Карусель здоровья» составлена в соответствие с ФГОС НОО и направлена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха, а также на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

Программа составлена на основе рабочей программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья», автором которой является Айтасова Л.И.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры и основ здорового образа жизни у обучающихся НОО является:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;

  • Федеральный закон Nº52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Nº224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001;

  • «О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе» (Письмо МО РФ Nº 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Актуальность программы:

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Это может быть связано с неблагоприятной экологической обстановкой, снижением уровня жизни, нервно-психическими нагрузками и т.д. Но всё же весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения.

В связи с этим, современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Программа помогает создать правильную поведенческую модель, направленную на желание соблюдать здоровый образ жизни, развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, ориентироваться в информационном пространстве.

Цель программы: формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления здоровья.

Задачи программы:

  • формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, мотивационную сферу гигиенического поведения и физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие младших школьников;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

Принципы, на которые опирается программа:

1. Принцип непрерывности, выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это важнейший из принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени;

2. Принцип наглядности, предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении;

3. Принцип систематичности, определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предполагаемого курса;

4. Принцип доступности, определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

5. Принцип научности, в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

6. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

7. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа: 8-9 лет.

Срок реализации программы: 1 ч. в неделю (34 ч.), 1 год.

Формы и режим занятий:

  • игры;

  • беседы;

  • тесты и анкетирование;

  • просмотр тематических видеофильмов;

  • дни здоровья, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, плакатов.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Карусель здоровья» учащиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Карусель здоровья» учащиеся должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Личностные результаты:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

  • ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

  • способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий овладения умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

  • средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,

  • оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные УУД:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций;

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности,

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анкетирование, анализ результатов, выставки.

Формы проведения итогов реализации программы: круглый стол «Карусель здоровья»









2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (34 часа)

 

п/п

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

1.

Раздел 1. «Здоровье в наших руках»

4

3

1

1.1.

Тема 1.1. Я за здоровый образ жизни

1

1

0

1.2.

Тема 1.2. Мой внешний вид

1

1

0

1.3.

Тема 1.3. Правила гигиены

1

1

0

1.4.

Тема 1.4. Чистюли

1

0

1

2.

Раздел 2. «Здоровое питание»

7

2

5

2.1.

Тема 2.1. Здоровая пища для всей семьи

1

1

0

2.2.

Тема 2.2. Полезное питание

1

0

1

2.3.

Тема 2.3. Морской дар

1

0

1

2.4.

Тема 2.4. Гигиена питания

1

0

1

2.5.

Тема 2.5. Залог психологического и физического здоровья

1

0

1

2.6.

Тема 2.6. Вредные микробы

1

1

0

2.7.

Тема 2. 7. Будем здоровы

1

0

1

3.

Раздел 3. «Укрепим здоровье»

4

3

3

3.1.

Тема 3.1. Соблюдаем мы режим

1

1

0

3.2.

Тема 3.2. Укрепляем иммунитет

1

1

0

3.3.

Тема 3.3. Сон – лучшее лекарство

1

0

1

3.4.

Тема 3.4. Забавы зимы

0

1

1

3.5.

Тема 3.5. Сила в закалке

1

0

1

4.

Раздел 4. «В здоровом теле здоровый дух»

5

4

1

4.1.

Тема 4.1. Мои ушки в порядке

1

1

0

4.2.

Тема 4.2. Дороже алмазов мои два глаза

1

1

0

4.3.

Тема 4.3. Правильная осанка – основа здоровья

2

1

1

4.4.

Тема 4.4. Что нужно для красивой улыбки

1

1

0

5.

Раздел 5. «Подвижные ребята»

5

3

2

5.1.

Тема 5.1. Значение зарядки в нашей жизни

2

1

1

5.2.

Тема 5.2. Я люблю спорт

1

1

0

5.3.

Тема 5.3. Против болезней

1

0

1

5.4.

Тема 5.4. День здоровья «Здоровые ребята»

1

1

0

6.

Раздел 6. От улыбки хмурый день теплей

3

2

1

6.1.

Тема 6.1. Мой внутренний мир

1

1

0

6.2.

Тема 6.2. Мир вокруг нас

1

1

0

6.3.

Тема 6.3. В спорте - сила

1

0

1

7.

Раздел 7. «За здоровый образ жизни»

5

2

3

7.1.

Тема 7.1. Шалости и травмы

1

1

0

7.2.

Тема 7.2. Чем я могу помочь

1

0

1

7.3.

Тема 7.3. Школа юного туриста

1

0

1

7.4.

Тема 7.4. Лесная аптека

1

1

0

7.5

Тема 7.5. Круглый стол «Карусель здоровья»

1

0

1


Итого:

34

17

17



3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. «Здоровье в наших руках» (4 ч)

Тема 1.1. Я за здоровый образ жизни (1 ч)

Беседа о здоровье, закрепление понятий «здоровье», «здоровый образ жизни, игра «Остров здоровья».

Тема 1.2. Мой внешний вид (1 ч)

Беседа о гигиенических требованиях к одежде и обуви, выставка рисунков на тему «Мой внешний вид – залог здоровья».

Тема 1.3. Правила гигиены (1 ч)

Беседа о правилах личной гигиены, определение понятия «личная гигиена», анкетирование на тему «Знаете ли вы правила личной гигиены?» Оздоровительная минутка.

Тема 1.4. Чистюли (1 ч)

Беседа о соблюдение правил личной гигиены: уход за телом, ногтями, волосами, зубами. Составление памятки «Правила личной гигиены». Игра «Чище всех».

Раздел 2. «Здоровое питание» (7 ч)

Тема 2.1. Здоровая пища для всей семьи (1 ч)

Беседа о важности регулярного питания. Составление полноценного режима питания школьника, творческое задание на тему «Мой режим питания».

Тема 2.2. Полезное питание (1 ч)

Беседа о полезном питании, анкетирование на тему «Правильно ли вы питаетесь?», выставка рисунков на тему «Мой рацион».

Тема 2.3. Морской дар (1 ч)

Беседа о полезных свойствах и компонентах «морских даров», морепродуктах и их видах, разгадывание кроссворда.

Тема 2.4. Гигиена питания (1 ч)

Беседа и физическом развитии младшего школьника: рост и вес, как показатели физического развития, анкетирование на тему «Правильно ли Вы питаетесь?»

Тема 2.5. Залог психологического и физического здоровья (1 ч)

Беседа о психологическом и физическом здоровье, их непосредственной взаимосвязи, анкетирование «Насколько я здоров физически и духовно?», выставка рисунков на тему «Я выбираю здоровье».

Тема 2.6. Вредные микробы (1 ч)

Беседа о микробах, их разновидностях, особенностях, вреде для здоровья. Составление памятки «Как защититься от микробов». Игра «Сбежавшие микробы».

Тема 2. 7. Будем здоровы (1 ч)

Беседа о факторах, укрепляющих здоровье. Повторение правил здоровья через составление памятки. Игра «Продолжи предложение».

Раздел 3. «Укрепим здоровье» (5 ч)

Тема 3.1. Соблюдаем мы режим (1 ч)

Беседа о соблюдении режима дня, формирование понятий «режим дня», «работоспособность». Составление памятки «Правильная организация режима дня — залог здоровья».

Тема 3.2. Укрепляем иммунитет (1 ч)

Беседа об иммунитете, как о главной составляющей здорового образа жизни. Выставка рисунков на тему «Здоровый человек – это…». Анкетирование на тему «Для укрепления иммунитета я…».

Тема 3.3. Сон – лучшее лекарство (1 ч)

Беседа о значении сна в жизни человека: от чего зависит полноценный сон, сколько нужно спать. Составление памятки «Гигиена сна». Анкетирование на тему «Здоровый ли у меня сон?».

Тема 3.4. Забавы зимы (1 ч)

Игры «Мешок Деда Мороза» «Хоккей на полу», «Снежки», упражнения «Следопыт», «Завиральная история», «Лети-кружи снежинка».

Тема 3.5. Сила в закалке (1 ч)

Беседа «Что такое закаливание». Обсуждение основных видов закаливания. Правила при проведении различных процедур закаливания. Викторина «Сила в закалке».

Раздел 4. «В здоровом теле здоровый дух» (5 ч)

Тема 4.1. Мои ушки в порядке (1 ч)

Беседа об основных формах нарушения слуха у учащихся и их профилактика. Игры «Чей голосок?», «Услыхайка». Опыт «Как шум уху мешает».

Тема 4.2. Дороже алмазов мои два глаза (1 ч)

Беседа об основных формах нарушения зрения у учащихся и их профилактике: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Составление комплекса упражнений для глаз.

Тема 4.3. Правильная осанка – основа здоровья (2 ч)

Беседа о нарушениях осанки и как их избежать, зависимости осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Составление и разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки. 

Тема 4.4. Что нужно для красивой улыбки (1 ч)

Беседа о гигиене полости рта, мерах, необходимых для профилактики зубных болезней, о вредных привычках, способствующих повреждению зубов. Составление памятки на тему «Основные гигиенические правила, способствующие сохранению здоровья полости рта».

Раздел 5. «Подвижные ребята» (5 ч)

Тема 5.1. Значение зарядки в нашей жизни (2 ч)

Беседа о необходимости утренней гимнастики, о положительном влиянии гимнастики на организм человека. Составление памятки «Правила проведения утренней гимнастики». Анкетирование «Что мы знаем о здоровье?» Разработка учащимися комплекса утренней зарядки и последующее выступление с ними.

Тема 5.2. Я люблю спорт (1 ч)

Выступления учащихся с рассказами о своих любимых видах спорта. Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта».

Тема 5.3. Против болезней (1 ч)

Беседа «Что такое витамины, их польза»; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Игры «Полезный и не полезный», «Составь пословицу».

Тема 5.4. День здоровья «Здоровые ребята» (1 ч)

Упражнения по станциям: «Утренняя зарядка», «Веселые старты», «Эрудит», «Спорт – это здорово!», «Знание - сила», «Полезно - вредно», «Игровой марафон», «Меткий», «Самый сильный».

Раздел 6. От улыбки хмурый день теплей (3 ч)

Тема 6.1. Мой внутренний мир (1 ч)

Беседа о внутреннем мире человека, как о его составляющем. Тесты «Фрукты-ягоды», «Узнай себя получше». Просмотр видеоролика «Мой внутренний мир».

Тема 6.2. Мир вокруг нас (1 ч)

Беседа «Мир вокруг нас». Творческое задание.

Тема 6.3. В спорте – сила (1 ч)

Эстафеты: «Чья команда быстрее соберется», «Кто больше соберет шишек», «Попади в цель», «Горка, ямка, сугроб», «Сороконожка», «Найди себе пару», «Переправа в обручах парами», «Догонялки».

Раздел 7. «За здоровый образ жизни» (5 ч)

Тема 7.1. Шалости и травмы (1 ч)

Беседа о правилах безопасного поведения в школе и дома. Составление памятки «Первая медицинская помощь при различных травмах».

Тема 7.2. Чем я могу помочь (1 ч)

Беседа об элементарных правилах оказания первой помощи при солнечном ударе, кровотечении, укусах насекомых. Составление памятки. Игра «Я - спасатель».

Тема 7.3. Школа юного туриста (1 ч)

Беседа «Кто такой турист». Просмотр видеоролика. Составление памятки «Правила поведения на природе». Игра «Что необходимо туристу?».

Тема 7.4. Лесная аптека (1 ч)

Беседа «Растения нашего региона». Формирование знаний о вредных и полезных растениях. Викторина.

Тема 7.5. Круглый стол «Карусель здоровья» (1 ч)

Круглый стол. Викторина «Здоровье-это…», игра «Можно-Нельзя». Повторение правил здоровья. Составление итоговой памятки «Карусель здоровья». Выставка рисунков «Карусель здоровья».

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);

К – полный комплект (для каждого учащегося);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учащихся);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).

1

Стенка гимнастическая

П

2

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

3

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

4

Палка гимнастическая

К

5

Скакалка детская

К

6

Мат гимнастический

П

7

Кегли

К

8

Обруч детский

Д

9

Рулетка измерительная

К

10

Щит баскетбольный тренировочный

Д

11

Сетка волейбольная

Д

12

Аптечка

Д

Также, на занятиях по данному курсу понадобятся: музыкальный центр, интерактивная доска, документ камера, мультимедийный проектор магнитная доска, маркеры, видеотека, презентации к занятиям, раздаточный материал (картинки, карточки и т.д.).



5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни. - 2022. -№5. -с.54.

  2. Антропова, М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2022.- 205 с.

  3. Гостюшин А.В., Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2017. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.

  5. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2016.

  6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2020.

  7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.

  8. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 2018.

  9. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2014.

  10. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2020.

  11. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 2019.

  12. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2019.

  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2021.

  14. Татарникова Л.Г., ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка, – СПб., 2017

  15. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2020.

  16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 2016.

  17. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. - М., 2018.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!