СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающего курса для подростка с РАС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа коррекционного курса для работы с подростком с РАС (вариант 8.2)

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающего курса для подростка с РАС»













Программа

индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

педагога-психолога

обучающейся 10 класса с РАС (вариант 8.2)

на 2020-2021 учебный год





































Коррекционный курс

«Формирование коммуникативного поведения»

Пояснительная записка

Курс предназначен для индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с обучающимся с РАС.

Цель коррекционного курса: коррекция социального поведения.

Задачи:

  1. Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

  3. Формирование адекватной самооценки, позитивной Я- концепции.

  4. Формирование отношения к правилам, как регуляторам социального поведения.

  5. Формирование навыков преодоление стресса и противостояние групповому давлению

  6. Оказание помощи в осознании личностных актуальных проблем

  7. Развитие самоконтроля.

Актуальность: Проблема «подросткового возраста» в современном обществе очень актуальна. У подростков с РАС эта проблема связана с изменением в эмоционально-волевой сфере, принятием себя, коммуникативными функциями и уровнем интеграции и социализации в обществе.

Коррекционно-развивающие занятия данного курса направлены на формирование социально-компетентного поведения.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на осмысление собственной индивидуальности и ценности, принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию. Формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения.

Коррекционные занятия, построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающегося с РАС более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Структура занятия:

  1. Водная часть

  2. Основная часть.

  3. Завершения занятия.



Данный курс предусматривает 1 занятие в неделю, 35 часов в год.

Продолжительность занятия 30-40 минут.













































































Календарно-тематическое планирование



№п/п

Дата

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Примечание

1

02.09.20г

Вводное занятие

1

Установление контакта

2

03.09.20г

Знакомство с самим собой. «Ее величество личность».

1

Определение личностных качеств обучающегося, через беседу.

3

04.09.20г

Самооценка. «Сходство и различие ваших «Я»»

1


4

07.09.20г

«Я для себя, я для других»

1

Слабые и сильные стороны личности

5

08.09.20г

Мои качества

1

Дорога взросления. Кризисные состояния личности.

6

09.09.20г

Зачем нужны эмоции?

1

Самопринятие. Выделение эмоций окружающих и своих.

7-8

10.09.20г

11.09.20г

«Я люблю тебя жизнь!»

2

Чувства и действия в стрессовой ситуации.

9

14.09.20г

«Умей владеть собой

1

Когда тебе плохо

10

15.09. 20г

Я хозяин своего поведения

1

Когда тебе плохо

11

16.09.20г

Нужно ли подавлять эмоции?

1

«Стоп, подумай, действуй»

12-13

17.09.20г

18.09.20г

«Победи своего дракона»

2

Укрощение «строптивых эмоций»

14

21.09.20г

Мои права и права других

1

самоопределение

15-16

22.09.20г

23.09.20г

Защита от манипуляций

1

«Умение сказать нет»

17-18

24.09.20г

25.09.20г

Спасительный круг юмора

2


19-20

28.09.20г

29.09.20г

Быть собой, но в лучшем виде

2

Самоопределение

21-22

30.09.20г

01.10.20г

Общение

2

Необходимость или роскошь

23-24

02.10.20г

05.10.20г

Шансы стать генералом

2

Секреты общения

25-26

06.10.20г

07.10.20г

Воля к победе

2

Эмоционально-волевые установки

27-28

09.10.20г

12.10.20г

Воля к победе

2

Эмоционально-волевые установки

29

13.10.20г

Цветок человеколюбия

1

Толерантное отношение

30-31

14.10.20г

15.10.20г

Звездная карта моей жизни

2

Личностные установки. Определение целей на будущее.


32-33

16.10.20г

19.10.20г

Великие вопросы жизни

2

Личностные установки. Моя траектория успеха.

34-35

20.10.20г

21.10.20г

Великие вопросы жизни

2

Личностные установки. Моя траектория успеха.





Результаты освоения курса

Прогнозируемый результат: снижение вероятности эмоционально-нестабильного состояния, усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию тревожных форм поведения. Формирование навыка оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение.







































Коррекционный курс

«Социально-бытовая ориентировка»

Пояснительная записка



Курс «Социально-бытовая ориентировка» предполагает организацию коррекционных занятий, предназначенных для работы с обучающимся с РАС. Именно в этом возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей.

Это время перестройки всей социальной ситуации развития подростка. У ребенка появляется интерес к собственному внутреннему миру, в том числе собственному здоровью, что способствует формированию бытовых навыков и жизненных компетенций обучающегося с РАС.

Данный курс направлен на психопрофилактическую работу по развитию Я - концепции, ценностного отношения к сохранению и укреплению своего психологического здоровья.

Программа курса рассчитана на 1 учебное занятие в неделю.

В год 35 часов.

Цели: психологическое сопровождение самоактуализации учащихся с РАС, психопрофилактика кризисных состояний, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающегося.

Задачи:

- формирование ценностного отношения к психологическому здоровью учащихся, проведение мероприятий направленных на его сохранение и укрепление;

- формирование психологической культуры;

- развитие социальной активности и компетентности;

- развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

- формирование навыков анализа ситуаций, мотивов. Интересов, поступков других людей;

- совершенствование навыков понимания и принятия себя, отношение к себе и своей жизни с должным уважением, умение отстаивать свои позиции конструктивными способами;

- развитие уверенности в себе, своих способностях;

- осознание необходимости и способности быть субъектом общественной (социальной) жизни и деятельности;

- обучение способам снятия напряжения.

Для решения поставленных задач в курсе используются следующие методы и техники:

- информирование, диагностика

- метафора (метод аналогии)

- элементы сказкотерапии (анализ сказок)

- психогимнастика

- самораскрытие

- релаксация

- убеждение

- анализ ситуации (моделирование проблемной ситуации)

- рефлексия.



Предполагаемые результаты:

К завершению курса обучающийся с РАС получит знания о себе, своих ресурсах, возможностях, овладеет приемами сохранения и укрепления своего психологического здоровья, основами построения образа собственного будущего. Формирование умения принимать решения. Делать выбор, нести за него ответственность. Отстаивать свои права, уважая интересы других людей, быть активным субъектом деятельности. Ориентироваться в уникальности своего собственного мира, неразрывной связи этого мира с миром внешним, другими людьми. Применять полученные знания в моделировании возможных проблемных жизненных ситуациях.



В структуре каждого коррекционного занятия выделяются следующие этапы:

  1. Приветствие. Направлено на создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

  2. Основная часть. Работа по теме занятия - это совокупность теоретического материала и психологических упражнений в соответствии с целями и задачами занятия, анализ выполнения этих заданий.

  3. Завершающая часть и подведение итогов. Формулирование основных результатов достигнутых на занятии, в форме активного обсуждения.





























Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

примечание

1

22.10.20г

«Познай себя»

1

Упражнение «Я индивидуальный»

2

23.10.20г

«Образ Я»

1

Я- концепция

3

26.10.20г

Сказка пять ступенек счастья

1


4-5-6

27.10.-28.10.-29.10.20г

Самопомощь в кризисной ситуации

3


7

09.11.20г

«Я высказывание»

1

Упражнения «Я ценю себя»

8

10.11.20г

Притча «Следы на песке»

1


9

11.11.20г

Притча «Лабиринт жизни»

1


10

12.11.20г

Притча «Разбитая чашка»

1


11

13.11.20г

Притча «Две лягушки»

1


12

16.11.20г

Упражнение «Победи своего дракона»

1

Саморегуляция

13

17.11.20г

Игра «Кораблекрушение»

1


14

18.11.20г

Упражнение «Копилка обид»

1

Умение справляться с эмоциями

15

19.11.20г

Видеофильм «Когда девочка»

1

Формирование жизненных компетенций

16

20.11.20г

Упражнение «Мусорное ведро»

1

Произвольная саморегуляция

17

23.11.20г

Упражнение «Рецепт агрессивности»

1


18-19

24.11-25.11.20г

Игра «Сила слова»

2

Понятие поведение, поступок

20-21

26.11.-27.11.20г

Упражнение «Незаконченные предложения»

2


22-23

30.11.-31.11.20г

Упражнение «Компромисс»

2

Что такое конфликт

24

01.12.20г

Упражнение «Я в лучах солнца»

1

Повышение самооценки

25

02.12.20г

Притча «особенности восприятия»

1


26

03.12.20г

Ролевая игра «Прием на работу»

1

Самопрезентация

27

04.12.20г

Ролевая игра «Предвыборная компания»

1

Самопрезентация

28

07.12.20г

Ситуационная игра «Победа над собой»

1

Самооценка

29

08.12.20г

Игра «Стратегия жизни»

1

Личностные качества. Постановка целей.

30

09.12.20г

Беседа «Смысл жизни, в чем он?»

1

Жизненные компетенции

31

10.12.20г

Притча «Счастье»

1

Жизненные компетенции

32

11.12.20г

Феномен дружбы

1


33

14.12.20г

Феномен дружбы

1

Выработка правил отношений

34

15.12.20г

Притча «О любви»

1

Жизненные компетенции

35

16.12.20г

Притча «Охотник»

1

Формирование мотиваций





Коррекционный курс

«Сказкотерапия»

Пояснительная записка



В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и
поступках приобретает для подростков особое значение.
Основной формой проявления самостоятельности становятся
различного рода агрессивные действия, которые у взрослых,
как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к
нарастанию конфликтов.

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой
интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают
любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих
себя.

Важно помнить, что у многих подростков с РАС снижена
самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений,
неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в свободном общении на уроках и/или психологических занятиях включать те или иные воздействия, направленные на подчеркивание ценности, уникальности каждого, повышение самоуважения учащихся.

Цель: формирование позитивной Я-концепции, повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала обучающегося с РАС и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Задачи:

  1. Формировать у обучающегося с РАС адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;

  2. Формировать и закреплять саногенные состояния;

  3. Обучать техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

  4. Формировать опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.



Данный курс предусматривает 2 занятия в неделю, 70 часов в год.

Продолжительность занятия 30-40 минут

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

примечание

1

17.12.20г

Сказка «Лабиринт души»

1

«Я повзрослел»

2

18.12.20г

Сказка про Рона

1

Агрессия и развитие

3-4

21.12-22.12.20г

Сказка «Время»

2

Как выглядит агрессивный человек

5-6

23-24.12.20г

Притча «Живот с пристежками»

2

Конструктивное реагирование на агрессию

7-8

25-28.12.20г

Сказка про Критча

2

Агрессия во взаимоотношениях со взрослыми

9-10

29-30.12.20г

Притча «Дом масок»

2

Упражнение «Моя маска»

11

31.12.20г

Притча «Глиндум-Фря»

1

Умение договариваться

12

11.01.21г

Сказка «Про мальчика Неудоба»

1

Уверенность в себе

13

12.01.21г

Работа с рассказом

1

Источники уверенности в себе

14

13.01.21г

Работа с рассказом

1

Что такое неуверенность в себе

15

14.01.21г

Упражнение «Маски неуверенности»

1


16

15.01.21г

Сказка «Маленькая волна»

1

Кого называют неуверенным

17

18.01.21г

Сказка «Молодое дерево»

1

Я становлюсь увереннее

18

19.01.21г

Сказка «На дне моря»

1

Уверенность и самоутверждение

19-20

20.01-21.01.21г

Сказка «Превращение»

2

Уверенность к другим

21-22

22.01-25.01-21г

Сказка «Марго»

2


23

26.01.21г

Милосердие

1

Качества милосердного человека

24

27.01.21г

Сказка «Про телефончик»

1


25-26

28.01.-29.01.21г

Беседа на тему «Что такое конфликт»

2


27

01.02.21г

Сказка «Про цветной снег»

1

Стили поведения в конфликте

28-29

02.02.-03.02.21г

Сказка «Подумай обо мне»

2

Конструктивное разрешение конфликтов

30

04.02.21г

Сказка «Верба»

1

Конфликт как возможность развития

31-32

05.02-08.02.21г

Сказка «Город»

2

Готовность к разрешению конфликта

33-34

09.02-10.02.21г

Сказка «Про мячик, который забыл, что он волшебный»

2

Мои ценности и их роль в моей жизни

35-36

11.02.-12.02.21г

Сказка «Про еловую шишечку»

2

Ценности и жизненный путь человека.

37-38

15.02-16.02.21г

Герб моих ценностей

2


39-40

17.02.-18.02.21г

Сказка «Репка»

2

Какой жизненный урок разворачивает перед нами сказка

40-41

19-20.02 21г

Страна превращений

2

Углубление процессов самораскрытия.

42-43

22.02-24.02.21г

Анализ знакомых сказок

2

Раскрытие смысла и важности определенных знаний

43-44

25.02-26.02.21г

Сказка «Про Чебурашку»

2

Коррекция нежелательного поведения

45-46

01.03-02.03.21г

Сказка «Про девочку Настю, которая боялась темных кладовок»

2

Снятие тревожного состояния.

47-48

03.03-04.03.21г

Рассказывание знакомых сказок

2

Обсуждение

49-50

05.03-09.03.21г

Сказка «Окно»

2


51-52

10.03-11.03.21г

Сказка «Черная белочка»

2


53

12.03.21г

Сказка «Гремучая змейка»

1


54-55

15.03-16.03.21г

Сказка «Ивовая аллея»

2


55-56

17.03-18.03.21г

Сказка «О деревьях характерах»

2

видеофильм

57-58

19.03.-22.03.21г

Сказка «О речке речь»

2


59-60

01.04-02.04.21г

Сказка «Мудрый судья»

2


61-62

05.04.21г-06.04.21г

Сказка «Цена быстрой лошади»

2


63-64

07.04.-08.04.21г

Сказка «Глаза и горы»

2


65-66

09.04-12.04.21г

Сказка «Доказательства для кролика»

2


67-68

13.04.-14.04.21г

Сказка «Кошка и кролик»

2


69-70

15.04.-16.04.21г

Сказка «Небольшая разница»

2




С 19 апреля 2021года по 20 мая 2021года проведение диагностики по усвоению коррекционных курсов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!