Программа
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога
обучающейся 10 класса с РАС (вариант 8.2)
на 2020-2021 учебный год
Коррекционный курс
«Формирование коммуникативного поведения»
Пояснительная записка
Курс предназначен для индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с обучающимся с РАС.
Цель коррекционного курса: коррекция социального поведения.
Задачи:
Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование адекватной самооценки, позитивной Я- концепции.
Формирование отношения к правилам, как регуляторам социального поведения.
Формирование навыков преодоление стресса и противостояние групповому давлению
Оказание помощи в осознании личностных актуальных проблем
Развитие самоконтроля.
Актуальность: Проблема «подросткового возраста» в современном обществе очень актуальна. У подростков с РАС эта проблема связана с изменением в эмоционально-волевой сфере, принятием себя, коммуникативными функциями и уровнем интеграции и социализации в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия данного курса направлены на формирование социально-компетентного поведения.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на осмысление собственной индивидуальности и ценности, принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию. Формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения.
Коррекционные занятия, построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающегося с РАС более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Структура занятия:
Водная часть
Основная часть.
Завершения занятия.
Данный курс предусматривает 1 занятие в неделю, 35 часов в год.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | 02.09.20г | Вводное занятие | 1 | Установление контакта |
2 | 03.09.20г | Знакомство с самим собой. «Ее величество личность». | 1 | Определение личностных качеств обучающегося, через беседу. |
3 | 04.09.20г | Самооценка. «Сходство и различие ваших «Я»» | 1 | |
4 | 07.09.20г | «Я для себя, я для других» | 1 | Слабые и сильные стороны личности |
5 | 08.09.20г | Мои качества | 1 | Дорога взросления. Кризисные состояния личности. |
6 | 09.09.20г | Зачем нужны эмоции? | 1 | Самопринятие. Выделение эмоций окружающих и своих. |
7-8 | 10.09.20г 11.09.20г | «Я люблю тебя жизнь!» | 2 | Чувства и действия в стрессовой ситуации. |
9 | 14.09.20г | «Умей владеть собой | 1 | Когда тебе плохо |
10 | 15.09. 20г | Я хозяин своего поведения | 1 | Когда тебе плохо |
11 | 16.09.20г | Нужно ли подавлять эмоции? | 1 | «Стоп, подумай, действуй» |
12-13 | 17.09.20г 18.09.20г | «Победи своего дракона» | 2 | Укрощение «строптивых эмоций» |
14 | 21.09.20г | Мои права и права других | 1 | самоопределение |
15-16 | 22.09.20г 23.09.20г | Защита от манипуляций | 1 | «Умение сказать нет» |
17-18 | 24.09.20г 25.09.20г | Спасительный круг юмора | 2 | |
19-20 | 28.09.20г 29.09.20г | Быть собой, но в лучшем виде | 2 | Самоопределение |
21-22 | 30.09.20г 01.10.20г | Общение | 2 | Необходимость или роскошь |
23-24 | 02.10.20г 05.10.20г | Шансы стать генералом | 2 | Секреты общения |
25-26 | 06.10.20г 07.10.20г | Воля к победе | 2 | Эмоционально-волевые установки |
27-28 | 09.10.20г 12.10.20г | Воля к победе | 2 | Эмоционально-волевые установки |
29 | 13.10.20г | Цветок человеколюбия | 1 | Толерантное отношение |
30-31 | 14.10.20г 15.10.20г | Звездная карта моей жизни | 2 | Личностные установки. Определение целей на будущее. |
32-33 | 16.10.20г 19.10.20г | Великие вопросы жизни | 2 | Личностные установки. Моя траектория успеха. |
34-35 | 20.10.20г 21.10.20г | Великие вопросы жизни | 2 | Личностные установки. Моя траектория успеха. |
Результаты освоения курса
Прогнозируемый результат: снижение вероятности эмоционально-нестабильного состояния, усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию тревожных форм поведения. Формирование навыка оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение.
Коррекционный курс
«Социально-бытовая ориентировка»
Пояснительная записка
Курс «Социально-бытовая ориентировка» предполагает организацию коррекционных занятий, предназначенных для работы с обучающимся с РАС. Именно в этом возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей.
Это время перестройки всей социальной ситуации развития подростка. У ребенка появляется интерес к собственному внутреннему миру, в том числе собственному здоровью, что способствует формированию бытовых навыков и жизненных компетенций обучающегося с РАС.
Данный курс направлен на психопрофилактическую работу по развитию Я - концепции, ценностного отношения к сохранению и укреплению своего психологического здоровья.
Программа курса рассчитана на 1 учебное занятие в неделю.
В год 35 часов.
Цели: психологическое сопровождение самоактуализации учащихся с РАС, психопрофилактика кризисных состояний, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающегося.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к психологическому здоровью учащихся, проведение мероприятий направленных на его сохранение и укрепление;
- формирование психологической культуры;
- развитие социальной активности и компетентности;
- развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- формирование навыков анализа ситуаций, мотивов. Интересов, поступков других людей;
- совершенствование навыков понимания и принятия себя, отношение к себе и своей жизни с должным уважением, умение отстаивать свои позиции конструктивными способами;
- развитие уверенности в себе, своих способностях;
- осознание необходимости и способности быть субъектом общественной (социальной) жизни и деятельности;
- обучение способам снятия напряжения.
Для решения поставленных задач в курсе используются следующие методы и техники:
- информирование, диагностика
- метафора (метод аналогии)
- элементы сказкотерапии (анализ сказок)
- психогимнастика
- самораскрытие
- релаксация
- убеждение
- анализ ситуации (моделирование проблемной ситуации)
- рефлексия.
Предполагаемые результаты:
К завершению курса обучающийся с РАС получит знания о себе, своих ресурсах, возможностях, овладеет приемами сохранения и укрепления своего психологического здоровья, основами построения образа собственного будущего. Формирование умения принимать решения. Делать выбор, нести за него ответственность. Отстаивать свои права, уважая интересы других людей, быть активным субъектом деятельности. Ориентироваться в уникальности своего собственного мира, неразрывной связи этого мира с миром внешним, другими людьми. Применять полученные знания в моделировании возможных проблемных жизненных ситуациях.
В структуре каждого коррекционного занятия выделяются следующие этапы:
Приветствие. Направлено на создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.
Основная часть. Работа по теме занятия - это совокупность теоретического материала и психологических упражнений в соответствии с целями и задачами занятия, анализ выполнения этих заданий.
Завершающая часть и подведение итогов. Формулирование основных результатов достигнутых на занятии, в форме активного обсуждения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | примечание |
1 | 22.10.20г | «Познай себя» | 1 | Упражнение «Я индивидуальный» |
2 | 23.10.20г | «Образ Я» | 1 | Я- концепция |
3 | 26.10.20г | Сказка пять ступенек счастья | 1 | |
4-5-6 | 27.10.-28.10.-29.10.20г | Самопомощь в кризисной ситуации | 3 | |
7 | 09.11.20г | «Я высказывание» | 1 | Упражнения «Я ценю себя» |
8 | 10.11.20г | Притча «Следы на песке» | 1 | |
9 | 11.11.20г | Притча «Лабиринт жизни» | 1 | |
10 | 12.11.20г | Притча «Разбитая чашка» | 1 | |
11 | 13.11.20г | Притча «Две лягушки» | 1 | |
12 | 16.11.20г | Упражнение «Победи своего дракона» | 1 | Саморегуляция |
13 | 17.11.20г | Игра «Кораблекрушение» | 1 | |
14 | 18.11.20г | Упражнение «Копилка обид» | 1 | Умение справляться с эмоциями |
15 | 19.11.20г | Видеофильм «Когда девочка» | 1 | Формирование жизненных компетенций |
16 | 20.11.20г | Упражнение «Мусорное ведро» | 1 | Произвольная саморегуляция |
17 | 23.11.20г | Упражнение «Рецепт агрессивности» | 1 | |
18-19 | 24.11-25.11.20г | Игра «Сила слова» | 2 | Понятие поведение, поступок |
20-21 | 26.11.-27.11.20г | Упражнение «Незаконченные предложения» | 2 | |
22-23 | 30.11.-31.11.20г | Упражнение «Компромисс» | 2 | Что такое конфликт |
24 | 01.12.20г | Упражнение «Я в лучах солнца» | 1 | Повышение самооценки |
25 | 02.12.20г | Притча «особенности восприятия» | 1 | |
26 | 03.12.20г | Ролевая игра «Прием на работу» | 1 | Самопрезентация |
27 | 04.12.20г | Ролевая игра «Предвыборная компания» | 1 | Самопрезентация |
28 | 07.12.20г | Ситуационная игра «Победа над собой» | 1 | Самооценка |
29 | 08.12.20г | Игра «Стратегия жизни» | 1 | Личностные качества. Постановка целей. |
30 | 09.12.20г | Беседа «Смысл жизни, в чем он?» | 1 | Жизненные компетенции |
31 | 10.12.20г | Притча «Счастье» | 1 | Жизненные компетенции |
32 | 11.12.20г | Феномен дружбы | 1 | |
33 | 14.12.20г | Феномен дружбы | 1 | Выработка правил отношений |
34 | 15.12.20г | Притча «О любви» | 1 | Жизненные компетенции |
35 | 16.12.20г | Притча «Охотник» | 1 | Формирование мотиваций |
Коррекционный курс
«Сказкотерапия»
Пояснительная записка
В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и
поступках приобретает для подростков особое значение.
Основной формой проявления самостоятельности становятся
различного рода агрессивные действия, которые у взрослых,
как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к
нарастанию конфликтов.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой
интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают
любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих
себя.
Важно помнить, что у многих подростков с РАС снижена
самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений,
неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в свободном общении на уроках и/или психологических занятиях включать те или иные воздействия, направленные на подчеркивание ценности, уникальности каждого, повышение самоуважения учащихся.
Цель: формирование позитивной Я-концепции, повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала обучающегося с РАС и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачи:
Формировать у обучающегося с РАС адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
Формировать и закреплять саногенные состояния;
Обучать техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
Формировать опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Данный курс предусматривает 2 занятия в неделю, 70 часов в год.
Продолжительность занятия 30-40 минут
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | примечание |
1 | 17.12.20г | Сказка «Лабиринт души» | 1 | «Я повзрослел» |
2 | 18.12.20г | Сказка про Рона | 1 | Агрессия и развитие |
3-4 | 21.12-22.12.20г | Сказка «Время» | 2 | Как выглядит агрессивный человек |
5-6 | 23-24.12.20г | Притча «Живот с пристежками» | 2 | Конструктивное реагирование на агрессию |
7-8 | 25-28.12.20г | Сказка про Критча | 2 | Агрессия во взаимоотношениях со взрослыми |
9-10 | 29-30.12.20г | Притча «Дом масок» | 2 | Упражнение «Моя маска» |
11 | 31.12.20г | Притча «Глиндум-Фря» | 1 | Умение договариваться |
12 | 11.01.21г | Сказка «Про мальчика Неудоба» | 1 | Уверенность в себе |
13 | 12.01.21г | Работа с рассказом | 1 | Источники уверенности в себе |
14 | 13.01.21г | Работа с рассказом | 1 | Что такое неуверенность в себе |
15 | 14.01.21г | Упражнение «Маски неуверенности» | 1 | |
16 | 15.01.21г | Сказка «Маленькая волна» | 1 | Кого называют неуверенным |
17 | 18.01.21г | Сказка «Молодое дерево» | 1 | Я становлюсь увереннее |
18 | 19.01.21г | Сказка «На дне моря» | 1 | Уверенность и самоутверждение |
19-20 | 20.01-21.01.21г | Сказка «Превращение» | 2 | Уверенность к другим |
21-22 | 22.01-25.01-21г | Сказка «Марго» | 2 | |
23 | 26.01.21г | Милосердие | 1 | Качества милосердного человека |
24 | 27.01.21г | Сказка «Про телефончик» | 1 | |
25-26 | 28.01.-29.01.21г | Беседа на тему «Что такое конфликт» | 2 | |
27 | 01.02.21г | Сказка «Про цветной снег» | 1 | Стили поведения в конфликте |
28-29 | 02.02.-03.02.21г | Сказка «Подумай обо мне» | 2 | Конструктивное разрешение конфликтов |
30 | 04.02.21г | Сказка «Верба» | 1 | Конфликт как возможность развития |
31-32 | 05.02-08.02.21г | Сказка «Город» | 2 | Готовность к разрешению конфликта |
33-34 | 09.02-10.02.21г | Сказка «Про мячик, который забыл, что он волшебный» | 2 | Мои ценности и их роль в моей жизни |
35-36 | 11.02.-12.02.21г | Сказка «Про еловую шишечку» | 2 | Ценности и жизненный путь человека. |
37-38 | 15.02-16.02.21г | Герб моих ценностей | 2 | |
39-40 | 17.02.-18.02.21г | Сказка «Репка» | 2 | Какой жизненный урок разворачивает перед нами сказка |
40-41 | 19-20.02 21г | Страна превращений | 2 | Углубление процессов самораскрытия. |
42-43 | 22.02-24.02.21г | Анализ знакомых сказок | 2 | Раскрытие смысла и важности определенных знаний |
43-44 | 25.02-26.02.21г | Сказка «Про Чебурашку» | 2 | Коррекция нежелательного поведения |
45-46 | 01.03-02.03.21г | Сказка «Про девочку Настю, которая боялась темных кладовок» | 2 | Снятие тревожного состояния. |
47-48 | 03.03-04.03.21г | Рассказывание знакомых сказок | 2 | Обсуждение |
49-50 | 05.03-09.03.21г | Сказка «Окно» | 2 | |
51-52 | 10.03-11.03.21г | Сказка «Черная белочка» | 2 | |
53 | 12.03.21г | Сказка «Гремучая змейка» | 1 | |
54-55 | 15.03-16.03.21г | Сказка «Ивовая аллея» | 2 | |
55-56 | 17.03-18.03.21г | Сказка «О деревьях характерах» | 2 | видеофильм |
57-58 | 19.03.-22.03.21г | Сказка «О речке речь» | 2 | |
59-60 | 01.04-02.04.21г | Сказка «Мудрый судья» | 2 | |
61-62 | 05.04.21г-06.04.21г | Сказка «Цена быстрой лошади» | 2 | |
63-64 | 07.04.-08.04.21г | Сказка «Глаза и горы» | 2 | |
65-66 | 09.04-12.04.21г | Сказка «Доказательства для кролика» | 2 | |
67-68 | 13.04.-14.04.21г | Сказка «Кошка и кролик» | 2 | |
69-70 | 15.04.-16.04.21г | Сказка «Небольшая разница» | 2 | |
С 19 апреля 2021года по 20 мая 2021года проведение диагностики по усвоению коррекционных курсов.