Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми 3-4 лет, имеющими эмоциональные нарушения
«Кто у нас хороший?»
Цель: Преодоление застенчивости, замкнутости детей, оптимизация взаимоотношений в группе, сплочение детской группы.
1. Игра «Кто у нас хороший?». Воспитатель и дети стоят в кругу и приговаривают:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший.
Ванечка пригожий.
Ванечка, выходи,
Громко имя назови!»
Ребенок выходит в середину круга и громко называет свое имя. После этого встает обратно в круг. Игра повторяется. Если в центре круга девочка, в стихотворении читаются прилагательные женского рода («Кто у нас хорошая?»).
2. Игра «Похлопаем, потопаем». Воспитатель произносит четверостишие, дети выполняют движения по тексту:
«Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся!».
Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей выполнить то или иное действие: «Катюша, покружись!», «Алеша, попрыгай!». В дальнейшем задания дают дети.
«Петушок»
Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять в правильном звукопроизношении.
Материал: шапочка для петушка, бумага, краски.
1. Подвижная игра «Петушок». Дети и педагог садятся на стулья в кружок. Посередине – стул для «петушка», который выбирается по желанию. Ему надевают шапочку. Дети и педагог произносят слова:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Деткам спать не даешь?»
После этих слов «Петушок» встает со стульчика и несколько раз кукарекает. Выбирается следующий ребенок и игра повторяется.
2. Рисование зернышек для петушка. Дети, примакивая пальчик к листу бумаги, рисуют зернышки.
«Улитка»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей, развитие сплоченности детского коллектива. Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.
Материал: игрушка лягушка.
1. Игра «Улитка». Воспитатель оказывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку. Что делает улитка в момент опасности.
Затем воспитатель встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый говорит, что теперь они вместе – большая улитка. По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:
«Вновь гулять улитка хочет,
Радуется и хохочет»
Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.
2. Игра «Покажи нос». Все играющие стоят напротив воспитателя, который говорит им:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу».
Далее воспитатель называет какую-либо часть тела:
«Уши-ушки» – все показывают уши.
«Глазки-глазки» - все показывают глаза и т.д.
Когда дети привыкнут к этой инструкции, воспитатель может усложнить игру: он специально путает детей – называет одну часть тела, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Воспитатель может помогать им, изменяя интонацию, улыбаясь, тем самым, заостряя внимание на каком-либо движении.