Утверждено | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом | На методическом совете школы | Директор МКОУ «Школа для детей с |
Протокол № 1 | Пртокол № ____ | ограниченными |
От «__»_________20__г | От «___»___________20__г. | возможностями здоровья № 7» |
Руководитель педагогического совета | Руководитель методического совета | г. Курчатова Курской области |
_________Н.С. Макухина | ___________В.В. Маслова | Приказ № __ |
От «__»________20__г. |
_________Н.С.Макухина |
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся МКОУ «Школа № 7»
Составитель:
Педагог-психолог Бабкина Е.А.
Курчатов 2017г.
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7» в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности учащегося. Коррекционное воздействие более эффективно в младшем возрасте, в старшем возрасте адаптация в социуме во многом определяется способностью компенсировать недостающие способности. В связи с этим в начальной школе приоритет отдается коррекции недостатков психофизического развития.
Установка на педагогическую коррекцию и компенсацию нарушенных функций не исключает необходимости проведения лечебно-оздоровительных мероприятий. Лечебно-оздоровительные мероприятия создают благоприятный фон для мобилизации резервов растущего и развивающегося организма.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В Концепции модернизации российского образования отмечена необходимость обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья образование становится доступным благодаря включению в образовательную программу коррекционно-развивающей области.
Задачами коррекционной области являются:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с тяжелыми нарушениями АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
и (или) для детей с речи;
обучения и по образовательным и дополнительных услуг;
мероприятий по детей с здоровья;
(законным ) с ограниченными консультативной и по медицинским, , и другим .
формирования
интересов . определяет , который проблему с пользой и в .
Системность. единство , и развития,т. е. к анализу и коррекции с ограниченными , а также подход профиля, и их действий в ребёнка, в процессе образовательного .
. Принцип и его родителям ( ) непрерывность до решения или подхода к её .
. Принцип вариативных для образования , различные . Рекомендательный помощи. соблюдение прав ( представителей) с возможностями формы образования, , защищать и интересы .
работы
работы на общего в себя , отражающие её :
диагностическая комплексного и подготовку по им психолого-медико-педагогической в образовательного ;
работа специализированную в содержания и недостатков в и () психическом с тяжелыми ; формированию действий у ( , регулятивных, , );
консультативная непрерывность детей с здоровья и их по реализации условий , , коррекции, и обучающихся;
направлена на по вопросам, с образовательного для категории , со участниками — обучающимися ( , так и не имеющими в ), их родителями ( ), педагогическими .
направлений
работа :
выявление , в специализированной ;
диагностику в и анализ адаптации;
сведений о на диагностической от разного ;
уровня и ближайшего с тяжелыми , выявление его ;
изучение сферы и обучающихся;
ситуации и семейного ;
изучение и уровня с ограниченными ;
системный специалистов за и развития ;
успешности .
Коррекционно-развивающая :
выбор для ребёнка с здоровья / методик, и обучения в с его образовательными ;
и проведение и групповых , необходимых для развития и ;
системное на деятельность в образовательного , на формирование действий и в развитии;
и высших ;
развитие и сферы и его поведения;
ребёнка в условий при обстоятельствах.
включает:
обоснованных по направлениям с с ограниченными , единых для образовательного ;
специалистами по индивидуально и приёмов с с ограниченными ;
консультативную в вопросах воспитания и обучения с возможностями .
работа :
формы (лекции, , стенды, ), направленные на образовательного — (как , так и не недостатки в ), их (законным ), работникам — , с особенностями и сопровождения с возможностями ;
тематических для и родителей по особенностей детей с здоровья.
программы
реализуется . этапов и их необходимые для дезорганизующих .
сбора и (информационно-аналитическая ). данного оценка для учёта детей, и их особых ; оценка на предмет программно-методического , и кадровой .
Этап , , координации( ). Результатом особым образовательный , коррекционно-развивающую , и специального с ограниченными при целенаправленно ( ) условиях , , развития, категории .
диагностики среды ( деятельность). констатация условий и и образовательных образовательным .
Этап и (регулятивно-корректировочная ). является изменений в и процесс с ограниченными , корректировка и обучения, и работы.
В адаптированной психолого-медико-педагогическое как сложный сопровождающего и , которого и действие, к в развитии .
В сопровождения четырёх : сущности ; информация о и путях её ; на этапе и разработка проблемы; на реализации .
Основными ребёнка в являются: советов ; интересов (« стороне »); сопровождения; ( подход) .
цель - помощи в .
Задачи : выбор ; преодоление в ; решение развития ; здорового .
Организационно-управленческой является . Его главные : прав и ; массовая по развития; детей, специалистов; участников .
В школе , осуществляющая - сопровождение с ОВЗ, ведет на всего его . В службу специалисты: по УВР, учитель-логопед, , педагог, , по адаптированной , воспитатели и . Комплексное , выбор проблеме работы, обучения с особенностей на школьном .
Обучение для с ОВЗ на основе заключения территориальной комиссии, в , что ребенок по адаптированной для детей с ОВЗ. На заполняется и в всего психолого-педагогическая сопровождения . В них психолого-педагогические личности ; педагогической и ; рекомендации по .
Приоритетным службы профилактическая с с ОВЗ по предупреждению периода: ( социальной ), (неуверенность в , тревожность, , низкая и т.д.), познавательных ( , внимания, , , трудностей в ).
направлениями сопровождения в периода :
1. Диагностика , и эмоционально-волевой учащихся.
2. .
3. Организационная ( единого школы, на участников — проведение консилиумов, и педсоветов, , совещаний с , педагогами и ).
4. работа с , и родителями.
5. (реализация , на решение взаимодействия).
6. (индивидуальные и с учащимися, в школьной ).
сопровождение с ОВЗ рассматривать как психолого-педагогической и ребенку и в задач , , воспитания, со специалистов , действующих .
значение для интеграции с ОВЗ в учреждении информационно-просветительской, по вопросам, с образовательного для категории , со участниками — учащимися ( , так и не имеющими в ), их родителями ( ), педагогическими .
комплексного – – педа детей.
| Особенности личности | работы | | Педагог-психолог |
1 | - типологические особености | Дисгармония ность и ри системы ности процессов в со | Понимание напряжения разовательного про куль возмож Личностная пер | произ в тельной . произ в вательной . произ в эмо сфере. вольности в нии и Когнитивная Систематическая |
2 | субъекта | тревожность альная реф общения Низкий со | Доверие к Формирование ре мотивов реально поведения ных ситуаций и педагога в нии к Позитивная авторитета на шения со | Игровая . Развитие общения. . Коммуникативные и . Расшатывание тра онных . переме. |
3 | субъекта личности | мотивов тревожность -познавательная рованность умений Слабая обу | стимулирование Акцентуация в деятельности результатов вобучении Создание с элементами , за , опоры на ный детей рование Опережающее кон по темам нагрузка | учителя потребностей, с позицией ка к оцениванию. самооценки, Релаксация и страхов |
4 | самосознания | «Я» Неадекватная , мотивация притязание на неполноцен | принятие игнорирование Эмоциональное Позитивное к и общению радости | уникальности позитивного Самовнушение («Я », «Я », «Я буду») и самооценки |
. В данном программа различ . Педагог детьми , умений, ; трудности, они в обучении, и , при эти трудности преодолены. особенности , поведения в . В сложных , педагог не сам причину и результатов, он к (психологу, , ).
В содержание психологом :
1. Сбор о у педагогов, . получить , с которыми . При необходимо проявления, а не их , педагогами или .
2. Изучение ребёнка. собирает и . Психолог , которые на развитие ( поражения, , тяжелые в месяцы и ). Имеют (психические или конституциональные ); , среда, в ребёнок ( , ранняя ). знать ребенка ( , отсутствие к и другие).
3. ребёнка (, , поделки и т. п.).
4. ребёнка. с уточнения , представлений об , уровня .
5. Выявление и и характера тех или психического .
6. Анализ . Психолог все о ребенке и собственного , его резервные . В дифференциально-диагностических повторные .
7. рекомендаций по и . Составление маршрутов .
В каждом определяются в работе с . Для детей на выступает в знаниях ; для других - деятельности, самоконтроля; для специальные по моторики и т.д.
Эти обсуждает с , работником и , постоянное . комплексный ребенку с указанием и коррекционной . внимание на , интеллектуальных и , проведение мероприятий.
психолого--о сопровождения.
| Содержание | работы/ |
| Выявление и психического . медицинской : развития , родителей, как , роды. учащегося. в развитии (, вес и т. д.). движений (, , параличи, , и навязчивые ). . Состояние . | медицинский , . Наблюдения во , в перемены, во игр и т. д. (). Обследование . Беседа с . |
Психолого-логопедическое | уровня и развития, ближайшего . : устойчивость, с вида на , объем, . : визуальное (, ); понятийное (, ); абстрактное, , . Память: , , моторная, . и прочность . особенности. . . | Наблюдение за на и во внеурочное (). Специальный ( ). Беседы с , с . Наблюдения за на занятиях и в . Изучение (учитель). (логопед). |
Социально-педагогическое | ребенка. . Условия . учиться. , требований , работа, . в овладении . Мотивы . Прилежание, к , похвале или , воспитателя. . Преобладание . Наличие . Способность к , внушаемость, . Особенности : , потребности, , . Наличие и ответственности. поведения в , , дома. с : роль в , , дружба с , к младшим и . Нарушения в : , замкнутость, , обидчивость, . . Уровень и . | Посещение (учитель, соц. ). во время . работ ( ). Анкетирование по трудностей (). с родителями и - . Специальный ( , психолог). для и учителей. за в различных |
Коррекционно-развивающий .
о выборе и маршрута с возможностями , в том об определении и его интеграции в , решается на консилиуме, из , особенностей и ребенка, с его родителей ( ). Для детей работа, на увеличение , подчинение поставленной при , стимулирующей ; переключение на деятельность с или на облегченные , их веру в и т.д.
Принцип и выбора используется на курса и учащемуся на посильном для , соответствующем его , развития и , излишнее и напряжение, положительных учения.
и коррекционной :
- наблюдение за в и внеурочной ( );
- поддержание с учителями-предметниками, , медицинским , школы, ;
- психолого-педагогической с ОВЗ при помощи , беседы, , где отражаются его , поведения, с родителями и , и особенности и результаты , виды при ребёнка.
- маршрута (вместе с и ), где отражаются и намечаются их , способ материала, , направления ;
- контроль и учащихся в ;
- микроклимата в , тому, учащийся с ОВЗ в школе ;
- документ;
- внеурочной , на развитие учащихся, их .
Для повышения работы следующих :
- УУД на всех процесса;
- (в процессе ) выявлению , признаков , умений , ;
- побуждение к , осуществление за деятельностью ;
- взаимосвязи предметом, его и практическим ;
- более обучения, к изученному ;
- использование ребенка;
- на отдельные , элементы, , осмысливать их во друг к ;
- упражнений, на е внимания, , .
Групповые и занятия
( , педагог-психолог, ).
Еще условием детей с ОВЗ групповых и , которые работу, и на специфических и , характерных для с ЗПР.
коррекционно-развивающих – недостатков и сферы изучаемого .
Задачи, на занятиях: для развития ; формирование к обучению; общего , пробелов и обучения; в развитии и сферы; волевой в осуществления ; воспитание , развитие .
Занятия с основных обучения:
коррекционных ( или отклонений и , преодоление ), профилактических ( и трудностей в ) и х(стимулирование, развития, на ближайшего ) .
Принцип и коррекции в аспектах.
работы этап обследования, характер и развития, об их возможных и на этого коррекционную , из ближайшего (совместно с ).
коррекционно-развивающей от педагога динамики , поведения и , состояний, и ребенка. позволяет коррективы в .
Деятельностный определяет коррекционной активизацию ученика, в создается для позитивных в личности .
индивидуальных позволяет оптимизации в особенностей . Коррекционная создавать для индивидуализации .
динамичности в разработке , при решении какие-либо . Их способствует , раскрытию и . Каждое проходить ряд от к сложному. должен конкретному . Это поддерживать к и дает радость .
Принцип информации в обучения , чтобы у навык информации, - самостоятельного , и принятия .
учета материала , игры, и создавали , фон, стимулировали .
Коррекционные с учащимися по специалистами в их развитии и . и групповые оказываются за нагрузки .
количество , отводимых на эти в классе, в не каждого соответствующего , а . На долю же приходится в 20 , поскольку индивидуально или в , укомплектованных на корригируемых .
с целым или с числом на занятиях не . , удовлетворительно материал в работы, к не привлекаются, ученикам, затруднения в . на индивидуальные также , не материал уроков по из-за «» (чрезмерной или ) во время .
и групповые проводит во время. Во занятий со работают , дети на по внеурочной . работа в целостного к и развитию . В с этим, в индивидуальных и должна на общее , а не на отдельных или способностей .
При коррекционных исходить из – задание в зоне , но быть , так как на этапах необходимо субъективное на фоне усилий. В задания пропорционально ребенка.
особенностей планировать , и основные работы. , справляющиеся с , от посещения .
По мере пробелов в и детей с ОВЗ коррекционной в годы . построения :
1) частая деятельности. , что детей с очень , и привлекается внешним . Поэтому при и видов ребёнка и это даёт продолжать ;
2) программного . с интеллектуальным значительно повторений, чем с интеллектом. строиться так, одних и тех же в новых на предметах. Это по причинам: – у детей не к занятиям; – для переноса и умений на и ситуации.
В , ребенок еще не хорошую на , важно достижения на занятиях. С можно условной достижений . При и проведении необходимо и об особенностях учебного и мотивации их . использование игровых , игр, игровых , , способных деятельность и значимой для .
методов в соответствии с деятельности с в обучении, в с чем, место «маленьких » с детализацией, в форме и предметно-практической .
работа по на коррекцию и включает все , личностного и на ребёнка и принципами:
- с опорой на « развития»;
- в темпе;
- в деятельность;
- эмоциональную ;
- материала в ;
- гибкая а знаний и их .
сопровождение
( )
Диагностический :
психолого-педагогическую готовности с ОВЗ к : беседа, , пробы, медицинской по :
- мотивационно-личностной ( к школе, позиции , мотивации)
- (произвольной и , вербально-логического и , особенностей )
- развития и сферы ( темперамента, , процессов, и )
- анатомо-физиологической ( хронических и нарушений, развития, , физкультурная )
и индивидуальную уровня к : наблюдение , учителя-логопеда, , с родителями о , диагностическая в классах, где с ОВЗ, диагностическая « тревожности».
динамики и работы с с ОВЗ: динамическое , пробы на заданий по развития:
- и памяти
- и мышления
- и координации
- мышления и
- речевого
- универсальных
- эмоционально-волевых и сферы.
диагностику к на среднюю образования: и задания по :
- развития и памяти
- и операций
- сформированности и сферы, и поведенческой
- развития
- индивидуальных учебных , , интересов, для по составлению плана на общего
- тревожности.
: индивидуальные и () коррекционно-развивающие с , целью коррекция и , эмоционально-волевой, и сферы с ОВЗ:
- внимания и
- различных и мышления
- и письменной и сферы :
- адекватной самооценки
- о возможностях и
- универсальных
- формирование общения и со и педагогами.
и профилактика:
- на собраниях в , где дети с ОВЗ( родителей по и обучения с ОВЗ);
- на плановых ;
- выступления на объединений и советах по проблемам с ОВЗ.
План мероприятий в сопровождения.
| Мероприятие | | Сроки и |
Диагностика | уровня к на средней образования | | в 1-ых |
комплексная адаптации к на ступени | групповая и () | октябрь-ноябрь в 1- |
диагностика и коррекционно-развивающей с обучающимся | | в учебного или по мере |
диагностика к на среднюю образования ( необходимости) | | в учебного в 4 |
Коррекционно-развивающая | занятия | и () групповая | в года в 1-4 , занятий в с ПМПк |
Психологическое и | выступления на выступления на ПМПк на методических и советах , динамики , разработка коррекции в образовательной , планирования | групповая | по психолога ежегодному ПМПк по психолога |
индивидуально | по в течение ежегодно |
коррекционных в логопедического .
работы | | проведения | и проведения |
| | индивидуально | при в школу |
| | в течение (не менее в год) |
работа | | индивидуальныеи( ) | в течение , периодичность в с рекомендациями |
Логопедическое и | выступления на выступления на | групповая | в течение учебного года согласно ежегодному плану работы ПМПк |
Экспертно-методическую деятельность | выявление, анализ динамики речевого развития детей, корректировка планирования коррекционно-развивающей логопедической работы, разработка раздела логопедической коррекции в АООП (при необходимости) | индивидуально | в течение учебного года, но не менее одного раза в год |
Социальное сопровождение включает
(осуществляется социальными педагогами школы, при необходимости педагогами дополнительного образования как школы, так и других учреждений):
Диагностику социального статуса семьи обучающегося, имеющего ограниченные возможности здоровья: анкетирование родителей или законных представителей и (или) индивидуальная беседа по выявлению социального статуса семьи, в которой воспитывается обучающийся.
Составление списка детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальном сопровождении: выявление по результатам диагностики социально незащищенных семей, семей «группы риска» (родители, злоупотребляющие психоактивными веществами (ПАВ), воспитание по типу гипоопеки и др.).
Беседы и консультации для родителей, в том числе консультирование совместно с другими специалистами в рамках работы ПМПк с обучающимися (по плану и по мере необходимости): разъяснение и уточнение родителям (законным представителям) их прав и обязанностей по отношению к детям и школе, помощь в оформлении льгот; обсуждение с обучающимися их интересов и склонностей в сфере дополнительного образования.
Взаимодействие с внутреннимии внешними структурами, педагогическими и социальными работниками в интересах обучающегося: педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающегося с ОВЗ в рамках системной коррекционной работы, а также совместная работа с Советом школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, инспекторами ПДН детской комнаты полиции, работниками КДН города, сотрудниками приюта для детей и подростков (при существовании таковой необходимости).
План реализации коррекционных мероприятий в рамках социального сопровождения.
Мероприятие | Форма проведения | Сроки и регулярность проведения |
диагностика социального статуса семьи ребенка | групповая или индивидуальная | при поступлении в школу, уточнение изменений ежегодно |
составление списка детей, нуждающихся в социальном сопровождении | индивидуальная | ежегодно в течение сентября |
беседы и консультации для родителей, обучающихся | индивидуальнопо запросу и необходимости, на ПМПк | в течение учебного года по запросу, по ежегодному плану и по мере необходимости |
взаимодействие с внутренними и внешними структурами в интересах ребенка | индивидуальная | в течение обучения по мере необходимости |
Литература
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Просвещение, 1971.
Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. – М.: Школьная пресса, 2006.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Академия, 2000.
Забрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003.
Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: ВЛАДОС,2001.
Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Академия, 2000.