СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной работы с обучающимися

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы с обучающимися»



Утверждено

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

На методическом совете школы

Директор МКОУ «Школа для детей с

Протокол № 1

Пртокол № ____

ограниченными

От «__»_________20__г

От «___»___________20__г.

возможностями здоровья № 7»

Руководитель педагогического совета

Руководитель методического совета

г. Курчатова Курской области


_________Н.С. Макухина


___________В.В. Маслова

Приказ № __

От «__»________20__г.

_________Н.С.Макухина














Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся МКОУ «Школа № 7»












Составитель:

Педагог-психолог Бабкина Е.А.






Курчатов 2017г.


Пояснительная записка.


Программа коррекционной работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7» в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.

Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности учащегося. Коррекционное воздействие более эффективно в младшем возрасте, в старшем возрасте адаптация в социуме во многом определяется способностью компенсировать недостающие способности. В связи с этим в начальной школе приоритет отдается коррекции недостатков психофизического развития.

Установка на педагогическую коррекцию и компенсацию нарушенных функций не исключает необходимости проведения лечебно-оздоровительных мероприятий. Лечебно-оздоровительные мероприятия создают благоприятный фон для мобилизации резервов растущего и развивающегося организма.

Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В Концепции модернизации российского образования отмечена необходимость обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья образование становится доступным благодаря включению в образовательную программу коррекционно-развивающей области.

Задачами коррекционной области являются:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми речевыми нарушениями;

  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с тяжелыми нарушениями АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • и (или) для детей с речи;

  • обучения и по образовательным и дополнительных услуг;

  • мероприятий по детей с здоровья;

  • (законным ) с ограниченными консультативной и по медицинским, , и другим .

формирования

интересов . определяет , который проблему с пользой и в .

Системность. единство , и развития,т. е. к анализу и коррекции с ограниченными , а также подход профиля, и их действий в ребёнка, в процессе образовательного .

. Принцип и его родителям ( ) непрерывность до решения или подхода к её .

. Принцип вариативных для образования , различные . Рекомендательный помощи. соблюдение прав ( представителей) с возможностями формы образования, , защищать и интересы .

работы

работы на общего в себя , отражающие её :

  • диагностическая комплексного и подготовку по им психолого-медико-педагогической в образовательного ;

  • работа специализированную в содержания и недостатков в и () психическом с тяжелыми ; формированию действий у ( , регулятивных, , );

  • консультативная непрерывность детей с здоровья и их по реализации условий , , коррекции, и обучающихся;

  • направлена на по вопросам, с образовательного для категории , со участниками — обучающимися ( , так и не имеющими в ), их родителями ( ), педагогическими .

направлений

работа :

  • выявление , в специализированной ;

  • диагностику в и анализ адаптации;

  • сведений о на диагностической от разного ;

  • уровня и ближайшего с тяжелыми , выявление его ;

  • изучение сферы и обучающихся;

  • ситуации и семейного ;

  • изучение и уровня с ограниченными ;

  • системный специалистов за и развития ;

  • успешности .

Коррекционно-развивающая :

  • выбор для ребёнка с здоровья / методик, и обучения в с его образовательными ;

  • и проведение и групповых , необходимых для развития и ;

  • системное на деятельность в образовательного , на формирование действий и в развитии;

  • и высших ;

  • развитие и сферы и его поведения;

  • ребёнка в условий при обстоятельствах.

включает:

  • обоснованных по направлениям с с ограниченными , единых для образовательного ;

  • специалистами по индивидуально и приёмов с с ограниченными ;

  • консультативную в вопросах воспитания и обучения с возможностями .

работа :

  • формы (лекции, , стенды, ), направленные на образовательного — (как , так и не недостатки в ), их (законным ), работникам — , с особенностями и сопровождения с возможностями ;

  • тематических для и родителей по особенностей детей с здоровья.

программы

реализуется . этапов и их необходимые для дезорганизующих .

сбора и (информационно-аналитическая ). данного оценка для учёта детей, и их особых ; оценка на предмет программно-методического , и кадровой .

Этап , , координации( ). Результатом особым образовательный , коррекционно-развивающую , и специального с ограниченными при целенаправленно ( ) условиях , , развития, категории .

диагностики среды ( деятельность). констатация условий и и образовательных образовательным .

Этап и (регулятивно-корректировочная ). является изменений в и процесс с ограниченными , корректировка и обучения, и работы.

В адаптированной психолого-медико-педагогическое как сложный сопровождающего и , которого и действие, к в развитии .

В сопровождения четырёх : сущности ; информация о и путях её ; на этапе и разработка проблемы; на реализации .

Основными ребёнка в являются: советов ; интересов (« стороне »); сопровождения; ( подход) .

цель - помощи в .

Задачи : выбор ; преодоление в ; решение развития ; здорового .

Организационно-управленческой является . Его главные : прав и ; массовая по развития; детей, специалистов; участников .

В школе , осуществляющая - сопровождение с ОВЗ, ведет на всего его . В службу специалисты: по УВР, учитель-логопед, , педагог, , по адаптированной , воспитатели и . Комплексное , выбор проблеме работы, обучения с особенностей на школьном .

Обучение для с ОВЗ на основе заключения территориальной комиссии, в , что ребенок по адаптированной для детей с ОВЗ. На заполняется и в всего психолого-педагогическая сопровождения . В них психолого-педагогические личности ; педагогической и ; рекомендации по .

Приоритетным службы профилактическая с с ОВЗ по предупреждению периода: ( социальной ), (неуверенность в , тревожность, , низкая и т.д.), познавательных ( , внимания, , , трудностей в ).

направлениями сопровождения в периода :

1. Диагностика , и эмоционально-волевой учащихся.

2. .

3. Организационная ( единого школы, на участников — проведение консилиумов, и педсоветов, , совещаний с , педагогами и ).

4. работа с , и родителями.

5. (реализация , на решение взаимодействия).

6. (индивидуальные и с учащимися, в школьной ).

сопровождение с ОВЗ рассматривать как психолого-педагогической и ребенку и в задач , , воспитания, со специалистов , действующих .

значение для интеграции с ОВЗ в учреждении информационно-просветительской, по вопросам, с образовательного для категории , со участниками — учащимися ( , так и не имеющими в ), их родителями ( ), педагогическими .

комплексного – – педа детей.


Особенности личности

работы



Педагог-психолог

1

-

типологические особености

Дисгармония

ность и ри системы

ности процессов в со

Понимание


напряжения

разовательного про

куль возмож

Личностная пер

произ в тельной .

произ в вательной .

произ в эмо сфере.

вольности в нии и

Когнитивная

Систематическая

2

субъекта

тревожность

альная реф

общения

Низкий со

Доверие к

Формирование ре

мотивов

реально поведения

ных ситуаций

и педагога в нии к

Позитивная авторитета на шения со

Игровая .

Развитие общения.

.

Коммуникативные и .

Расшатывание тра онных .

переме.



3


субъекта

личности


мотивов


тревожность

-познавательная


рованность


умений

Слабая обу

стимулирование

Акцентуация в

деятельности

результатов

вобучении



Создание

с элементами , за , опоры на ный детей рование

Опережающее кон по темам нагрузка

учителя

потребностей, с

позицией ка

к

оцениванию.

самооценки,

Релаксация и страхов

4



самосознания


«Я»

Неадекватная

, мотивация


притязание

на


неполноцен

принятие

игнорирование

Эмоциональное

Позитивное к и общению

радости



уникальности

позитивного

Самовнушение («Я », «Я »,

«Я буду»)

и самооценки


. В данном программа различ . Педагог детьми , умений, ; трудности, они в обучении, и , при эти трудности преодолены. особенности , поведения в . В сложных , педагог не сам причину и результатов, он к (психологу, , ).

В содержание психологом :

1. Сбор о у педагогов, . получить , с которыми . При необходимо проявления, а не их , педагогами или .

2. Изучение ребёнка. собирает и . Психолог , которые на развитие ( поражения, , тяжелые в месяцы и ). Имеют (психические или конституциональные ); , среда, в ребёнок ( , ранняя ). знать ребенка ( , отсутствие к и другие).

3. ребёнка (, , поделки и т. п.).

4. ребёнка. с уточнения , представлений об , уровня .

5. Выявление и и характера тех или психического .

6. Анализ . Психолог все о ребенке и собственного , его резервные . В дифференциально-диагностических повторные .

7. рекомендаций по и . Составление маршрутов .

В каждом определяются в работе с . Для детей на выступает в знаниях ; для других - деятельности, самоконтроля; для специальные по моторики и т.д.

Эти обсуждает с , работником и , постоянное . комплексный ребенку с указанием и коррекционной . внимание на , интеллектуальных и , проведение мероприятий.


психолого--о сопровождения.

Содержание

работы/

Выявление и психического . медицинской : развития , родителей, как , роды.

учащегося. в развитии (, вес и т. д.). движений (, , параличи, , и навязчивые ). . Состояние .

медицинский , .







Наблюдения во , в перемены, во игр и т. д. (). Обследование . Беседа с .

Психолого-логопедическое

уровня и развития, ближайшего .

: устойчивость, с вида на , объем, .

: визуальное (, ); понятийное (, ); абстрактное, , .

Память: , , моторная, . и прочность . особенности. . .

Наблюдение за на и во внеурочное ().

Специальный ( ).

Беседы с , с .

Наблюдения за на занятиях и в .

Изучение (учитель). (логопед).

Социально-педагогическое

ребенка. . Условия .

учиться. , требований , работа, . в овладении .

Мотивы . Прилежание, к , похвале или , воспитателя.

. Преобладание . Наличие . Способность к , внушаемость, .

Особенности : , потребности, , . Наличие и ответственности. поведения в , , дома.

с : роль в , , дружба с , к младшим и . Нарушения в : , замкнутость, , обидчивость, . . Уровень и .

Посещение (учитель, соц. ).

во время . работ ( ).

Анкетирование по трудностей ().



с родителями и - .



Специальный ( , психолог).



для и учителей.

за в различных


Коррекционно-развивающий .

о выборе и маршрута с возможностями , в том об определении и его интеграции в , решается на консилиуме, из , особенностей и ребенка, с его родителей ( ). Для детей работа, на увеличение , подчинение поставленной при , стимулирующей ; переключение на деятельность с или на облегченные , их веру в и т.д.

Принцип и выбора используется на курса и учащемуся на посильном для , соответствующем его , развития и , излишнее и напряжение, положительных учения.

и коррекционной :

- наблюдение за в и внеурочной ( );

- поддержание с учителями-предметниками, , медицинским , школы, ;

- психолого-педагогической с ОВЗ при помощи , беседы, , где отражаются его , поведения, с родителями и , и особенности и результаты , виды при ребёнка.

- маршрута (вместе с и ), где отражаются и намечаются их , способ материала, , направления ;

- контроль и учащихся в ;

- микроклимата в , тому, учащийся с ОВЗ в школе ;

- документ;

- внеурочной , на развитие учащихся, их .

Для повышения работы следующих :

- УУД на всех процесса;

- (в процессе ) выявлению , признаков , умений , ;

- побуждение к , осуществление за деятельностью ;

- взаимосвязи предметом, его и практическим ;

- более обучения, к изученному ;

- использование ребенка;

- на отдельные , элементы, , осмысливать их во друг к ;

- упражнений, на е внимания, , .

Групповые и занятия

( , педагог-психолог, ).

Еще условием детей с ОВЗ групповых и , которые работу, и на специфических и , характерных для с ЗПР.

коррекционно-развивающих – недостатков и сферы изучаемого .

Задачи, на занятиях: для развития ; формирование к обучению; общего , пробелов и обучения; в развитии и сферы; волевой в осуществления ; воспитание , развитие .

Занятия с основных обучения:

коррекционных ( или отклонений и , преодоление ), профилактических ( и трудностей в ) и х(стимулирование, развития, на ближайшего ) .

Принцип и коррекции в аспектах.

  1. работы этап обследования, характер и развития, об их возможных и на этого коррекционную , из ближайшего (совместно с ).

  2. коррекционно-развивающей от педагога динамики , поведения и , состояний, и ребенка. позволяет коррективы в .

Деятельностный определяет коррекционной активизацию ученика, в создается для позитивных в личности .

индивидуальных позволяет оптимизации в особенностей . Коррекционная создавать для индивидуализации .

динамичности в разработке , при решении какие-либо . Их способствует , раскрытию и . Каждое проходить ряд от к сложному. должен конкретному . Это поддерживать к и дает радость .

Принцип информации в обучения , чтобы у навык информации, - самостоятельного , и принятия .

учета материала , игры, и создавали , фон, стимулировали .

Коррекционные с учащимися по специалистами в их развитии и . и групповые оказываются за нагрузки .

количество , отводимых на эти в классе, в не каждого соответствующего , а . На долю же приходится в 20 , поскольку индивидуально или в , укомплектованных на корригируемых .

с целым или с числом на занятиях не . , удовлетворительно материал в работы, к не привлекаются, ученикам, затруднения в . на индивидуальные также , не материал уроков по из-за «» (чрезмерной или ) во время .

и групповые проводит во время. Во занятий со работают , дети на по внеурочной . работа в целостного к и развитию . В с этим, в индивидуальных и должна на общее , а не на отдельных или способностей .

При коррекционных исходить из – задание в зоне , но быть , так как на этапах необходимо субъективное на фоне усилий. В задания пропорционально ребенка.

особенностей планировать , и основные работы. , справляющиеся с , от посещения .

По мере пробелов в и детей с ОВЗ коррекционной в годы . построения :

1) частая деятельности. , что детей с очень , и привлекается внешним . Поэтому при и видов ребёнка и это даёт продолжать ;

2) программного . с интеллектуальным значительно повторений, чем с интеллектом. строиться так, одних и тех же в новых на предметах. Это по причинам: – у детей не к занятиям; – для переноса и умений на и ситуации.

В , ребенок еще не хорошую на , важно достижения на занятиях. С можно условной достижений . При и проведении необходимо и об особенностях учебного и мотивации их . использование игровых , игр, игровых , , способных деятельность и значимой для .

методов в соответствии с деятельности с в обучении, в с чем, место «маленьких » с детализацией, в форме и предметно-практической .

работа по на коррекцию и включает все , личностного и на ребёнка и принципами:

- с опорой на « развития»;

- в темпе;

- в деятельность;

- эмоциональную ;

- материала в ;

- гибкая а знаний и их .

сопровождение

( )

Диагностический :

психолого-педагогическую готовности с ОВЗ к : беседа, , пробы, медицинской по :

- мотивационно-личностной ( к школе, позиции , мотивации)

- (произвольной и , вербально-логического и , особенностей )

- развития и сферы ( темперамента, , процессов, и )

- анатомо-физиологической ( хронических и нарушений, развития, , физкультурная )

и индивидуальную уровня к : наблюдение , учителя-логопеда, , с родителями о , диагностическая в классах, где с ОВЗ, диагностическая « тревожности».

динамики и работы с с ОВЗ: динамическое , пробы на заданий по развития:

- и памяти

- и мышления

- и координации

- мышления и

- речевого

- универсальных

- эмоционально-волевых и сферы.

диагностику к на среднюю образования: и задания по :

- развития и памяти

- и операций

- сформированности и сферы, и поведенческой

- развития

- индивидуальных учебных , , интересов, для по составлению плана на общего

- тревожности.

: индивидуальные и () коррекционно-развивающие с , целью коррекция и , эмоционально-волевой, и сферы с ОВЗ:

- внимания и

- различных и мышления

- и письменной и сферы :

- адекватной самооценки

- о возможностях и

- универсальных

- формирование общения и со и педагогами.

и профилактика:

- на собраниях в , где дети с ОВЗ( родителей по и обучения с ОВЗ);

- на плановых ;

- выступления на объединений и советах по проблемам с ОВЗ.




План мероприятий в сопровождения.

Мероприятие

Сроки и

Диагностика

уровня к на средней образования


в 1-ых

комплексная адаптации к на ступени

групповая и ()

октябрь-ноябрь в 1-


диагностика и коррекционно-развивающей с обучающимся


в учебного

или по мере

диагностика к на среднюю образования ( необходимости)


в учебного в 4

Коррекционно-развивающая

занятия

и () групповая

в года в 1-4 , занятий в с ПМПк

Психологическое и

выступления на


выступления на ПМПк


на методических и советах

, динамики , разработка коррекции в образовательной , планирования







групповая

по психолога

ежегодному ПМПк

по психолога


индивидуально

по в течение

ежегодно


коррекционных в логопедического .

работы


проведения

и проведения



индивидуально

при в школу



в течение (не менее в год)

работа

индивидуальныеи( )

в течение , периодичность в с рекомендациями

Логопедическое и

выступления на выступления на

групповая



в течение учебного года согласно ежегодному плану работы ПМПк

Экспертно-методическую деятельность

выявление, анализ динамики речевого развития детей, корректировка планирования коррекционно-развивающей логопедической работы, разработка раздела логопедической коррекции в АООП (при необходимости)

индивидуально

в течение учебного года, но не менее одного раза в год


Социальное сопровождение включает

(осуществляется социальными педагогами школы, при необходимости педагогами дополнительного образования как школы, так и других учреждений):

Диагностику социального статуса семьи обучающегося, имеющего ограниченные возможности здоровья: анкетирование родителей или законных представителей и (или) индивидуальная беседа по выявлению социального статуса семьи, в которой воспитывается обучающийся.

Составление списка детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальном сопровождении: выявление по результатам диагностики социально незащищенных семей, семей «группы риска» (родители, злоупотребляющие психоактивными веществами (ПАВ), воспитание по типу гипоопеки и др.).

Беседы и консультации для родителей, в том числе консультирование совместно с другими специалистами в рамках работы ПМПк с обучающимися (по плану и по мере необходимости): разъяснение и уточнение родителям (законным представителям) их прав и обязанностей по отношению к детям и школе, помощь в оформлении льгот; обсуждение с обучающимися их интересов и склонностей в сфере дополнительного образования.

Взаимодействие с внутреннимии внешними структурами, педагогическими и социальными работниками в интересах обучающегося: педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающегося с ОВЗ в рамках системной коррекционной работы, а также совместная работа с Советом школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, инспекторами ПДН детской комнаты полиции, работниками КДН города, сотрудниками приюта для детей и подростков (при существовании таковой необходимости).


План реализации коррекционных мероприятий в рамках социального сопровождения.

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

диагностика социального статуса семьи ребенка

групповая или индивидуальная

при поступлении в школу, уточнение изменений ежегодно

составление списка детей, нуждающихся в социальном сопровождении

индивидуальная

ежегодно в течение сентября

беседы и консультации для родителей, обучающихся

индивидуальнопо запросу и необходимости,

на ПМПк

в течение учебного года по запросу, по ежегодному плану и по мере необходимости

взаимодействие с внутренними и внешними структурами в интересах ребенка

индивидуальная

в течение обучения по мере необходимости












Литература

  1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Просвещение, 1971.

  2. Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. – М.: Школьная пресса, 2006.

  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Академия, 2000.

  4. Забрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

  5. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  6. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

  7. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003.

  8. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  9. Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: ВЛАДОС,2001.

  1. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Академия, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!