СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа краеведческого кружка

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа краеведческого кружка»

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Искитимской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

Данная программа является образовательной, имеет краеведческую направленность.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю, в год 68 часов. Возраст учащихся от 12-16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные

Программа реализуется на базе МБОУ «СОШ п.Агролес».

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Искитимского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьного музея «Истоки» работами учащихся по краеведению.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсии.

  • Работа с архивными данными, получение информации через архивы.

  • Конференции.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Методы работы:

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи

  • пешие экскурсии по селу;

  • проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;

  • сбор материалов;

  • создание проектов;

  • оформление собранных материалов;

  • участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.







УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ



№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

1



1

Школьное краеведение. Его цели и задачи.


1


2.

Этнография

4



1

Географическое положение района, областного и районного центров.


1


2

Административное положение Искитимского района


1


3

Самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.


1

1

3.

История моей Родины

17



1

История возникновения п. Агролес


2


2

Памятники поселения


2

2

3

История сел на фоне страны



1

4

История хозяйства



2

5

Предприятия. История организаций и учреждений.


2


6

Культура своего народа


2


4.

Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

15




Сбор материала «Дети войны».

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Война в судьбе моей семьи.


9

10

5.

Музейные занятия

7


7

6.

Участие в районных , областных краеведческих мероприятиях.

22


22

7.

Подведение итогов

2

2



ИТОГО

68

23

45







СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел I. Введение

Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Раздел II. Этнография

Положение относительно реки Бердь, областного и районного центров. Окрестности –реки, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

Административное положение Искитимского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

Раздел 3. История моей Родины История возникновения Искитимского района, п. Агролес. Название п. Агролес; версии происхождения. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий.


Исторические памятники на территории поселения – старые постройки.


История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)


«Не позволяй душе лениться». Люди села.

Ими гордится наш район.


О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.

История хозяйства. Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние.

Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Дом культуры. Детский сад. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.


Раздел 4 . Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Знакомство с имеющимися материалами в школьном музее «Истоки», их анализ.

Сбор материала «Дети войны».

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Война в судьбе моей семьи.


Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Аллея Памяти».

Экскурсионная работа в музее «Истоки», проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров устных журналов перед учащимися и жителями села.

Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных , областных краеведческих мероприятиях.

Что должен знать и уметь учащийся 1 года обучения:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- работать с техническими средствами;


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

I. Исторические источники

1

1

2

II. Музей и история родного края.

5

10

15

III. Документоведение.

1

3

4

IV. Введение в поисково-исследовательскую.

1

5

6

V. Методика подготовки и проведения экскурсий

3

13

16

VI. Междуреченский район в истории страны

8

8

16

VII. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях

-

8

12

X. Итоговое занятие.

1

1

Всего

19

49

68



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 2ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел I. Введение

Исторические источники: вещественные, письменные, устные, лингвистические. Работа со словарём Ю.Чайкиной.

Раздел II. Музей и история родного края

Теория: знакомство с историей основания и легендами поселения, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея.

Раздел 3. Документоведение

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.

Раздел 4 . Введение в поисково-исследовательскую деятельность

Теория: источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина; знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Раздел 5: Методика подготовки и проведения экскурсий

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Раздел 6: Искитимский район в истории страны

Теория: изучения история родного края.

Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.

Что должен знать и уметь учащийся 2 года обучения:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- вести архивную работу;

- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;

- работать с техническими средствами;

- проводить археологические исследования;

- владеть теорией и практикой туризма;

- знать правила реставрации экспонатов.

Прогнозируемые результаты по программе: Итогом является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.

Детям помогают материалы школьного музея «Истки».

Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:

- конспекты занятий;

- конспекты открытых мероприятий;

- раздаточный материал;

-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий;

- портфолио обучающихся;


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Оборудование и материалы.

Для реализации программы имеются:

1. Рабочие столы.

2. Стол, шкафы.

3. Материалы школьного музея.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.


Способы отслеживания и контроля результатов.

Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу. Обучающиеся, освоившие программу, получают свидетельства . Итоговую аттестацию в обучающиеся проходят в форме зачета.


КОНТРОЛЬ.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Программа имеет следующие уровни контроля:

- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.

- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).

- Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.

Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.

Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.




Литература для учителя:

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

  2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

  3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

  4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

Литература для обучающихся:

  • Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старших классов школ, лицеев, гимназий /А.А.Киселев – Мурманск: изд-во ОНМЦСО,1995 – 224с.

  • Книга Памяти Искитимского муниципального района

  • Не просто имя – биография страны: Кн. 3. /Сост.М.Г.Орешета – Мурманск: Кн. изд-во,1990. – 368с., ил.

  • Смирнов А. Партизаны Заполярья./ А. Смирнов – Мурманск: Кн. изд-во,1989. – 192с.

  • Т.Осьминский. История родного края. – Вологда, 1962 г. – 324 стр.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!