СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "К тайнам слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "К тайнам слова"»

























Рабочая программа по внеурочной деятельности

«К тайнам слова»

10-11 классы















Составитель:

Фаркова Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы















Количество часов: 35

Количество часов в неделю: 1 час







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова» для 10-11 классов составлена на основе Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Цель курса: обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни, расширение кругозор учащихся, развитие навыков исследовательской работы, повышение интереса к гуманитарному образованию через реализацию данного курса. Задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся о словарном составе языка,

  • углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,

  • развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника. Основные методы и технологии, используемые для реализации данного курса: технология  разноуровневого обучения, развивающее обучение, технология  обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология. Формы проведения занятий:

лекции; практические занятия, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая); работа с различными источниками, в том числе со словарями, учебной, научной и художественной литературой, информацией в сети Интернет.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру. Данная программа направлена на углубление и расширение приобретаемых на уроках знаний, совершенствование навыков анализа различных фактов языка, расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание языкового чутья, развитие творческих возможностей, повышение общей языковой культуры учащихся. Программа предусматривает изучение словесности как единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. Необходимость развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни



ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На уровне среднего общего образования курс внеурочной деятельности «К тайнам слова» является одной из составляющих предметной области «Русский язык и литература». Программа курса рассчитана на 35 учебных часов.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Освоение содержания курса внеурочной деятельности «К тайнам слова» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: 1. Личностные: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествах личности; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 2. Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии; - владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций; - умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. 3. Предметные: - сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка; - освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; - владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка. В результате изучения курса внеурочной деятельности учащиеся должны научиться: - владеть различными формами обработки информации исходного текста; - через систему практических заданий повторить, расширить и систематизировать знания по грамматике, лексике, фразеологии, орфографии; - определять роль лексических и грамматических явлений в тексте.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



раздела п/п

Название раздела


Кол-во часов

В том числе на:

Характеристика основных видов деятельности учащихся

уроки

практи-

ка

1.

Введение.

1

1


Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль.

2.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка.


3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль.

Овладеть основными понятиями лексикологии и фразеологии.

Объяснять лексическое значение слов.

3.

Слово как единица языка. Многозначные слова.


4

3

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Опознавать многозначные слова, фразеологизмы.

4.

Омонимы.

Словари омонимов.


3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Опознавать омонимы, отличать их от многозначных слов. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

5.

Синонимы.

Использование синонимов в речи.

3

1

2

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Опознавать синонимы, уметь составлять ряды синонимов, используя словари. Создавать письменные монологические высказывания в

соответствии с коммуникативными задачами.

6.

Антонимы.

Словари антонимов.

3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Опознавать антонимы, уметь использовать их в собственной речи. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

7.

Повторение.

1


1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

8.

Происхождение слов современного русского литературного языка.

2

1

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Овладевать основными понятиями лексикологии. Различать группы слов по происхождению, уметь правильно использовать их в своей речи.

9.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль.

Овладеть основными правилами литературного употребления слов.

Осознать важность нормативного произношения для культурного человека.

10.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка.

3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

11.

Фразеологизм и его признаки.

2

2


Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Опознавать фразеологизмы, уметь их отличать от других грамматических конструкций.

12.

Источники русских фразеологизмов.

2

1

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Проводить лексический анализ фразеологических единиц.

Использовать фразеологизмы в собственной речи, уметь объяснять их значение, производить замену антонимами, синонимами.

13.

Средства художественной выразительности.

3

2

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль.

Различать тропы и фигуры речи, уметь правильно использовать их в устной и письменной речи. Находить средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

14.

Повторение.

2

1

1

Постановка целей и задач на каждом занятии.

Планирование учебной деятельности на занятии и дома. Рефлексия. Самоконтроль. Повторить и обобщить изученное по курсу. Уметь извлекать информацию из разных источников.

Итого


35

22

13






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА


п/п

Раздел

Тема

Универсальные учебные действия

Форма контроля

1.

Введение.

1.Введение. Знакомство с целями, задачами, основными понятиями курса.

Личностные:

-осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

 Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию;

- извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


2.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

1.Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов.

2.Употребление лексических и фразеологических средств в речи.

3. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Личностные: 

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: 

-построение речевого высказывания;                

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: 

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.











Практическая работа №1

3.

Слово как единица языка. Многозначные слова.


1.Однозначные и многозначные слова.

2. Типы переноса значения. Связь между значениями слова.

3.Многозначные слова - явление историческое.

4.Использование многозначных слов в художественных произведениях.


Личностные:

-осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

- умение самостоятельно формулировать цели урока,

-оценивание образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

-применять методы информационного поиска, используя различные источники;

- извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило;

-умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем;

- слушать и слышать учителя.












Практическая работа № 2

4.

Омонимы.

Словари омонимов.


1.Омонимы и похожие на них языковые явления.

2.Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.

3.Словари омонимов.

Личностные:

-осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Познавательные:

-применять методы информационного поиска, используя различные подходы.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи, выступать перед аудиторией.






Практическая работа №3

5.

Синонимы.

Использование синонимов в речи.

1.Синонимический ряд.

Словари синонимов.

2.Пути возникновения синонимов.

3.Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Личностные: 

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Практическая работа №4





Практическая работа №5

6.

Антонимы.

Словари антонимов.

1.Разнокорневые и однокорневые антонимы. Словари антонимов.

2. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

3.Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон).


Личностные:

-осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-умение самостоятельно формулировать цели урока;

-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.

Познавательные:

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей;

-определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы;

-извлекать нужную информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило;

-умение работать с текстом.










Практическая работа №6

7.

Повторение.

Повторение и обобщение изученного по курсу.

Личностные: -формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Регулятивные:

-умение самостоятельно формулировать цели урока;

-оценивание образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

-умение пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило;

-умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем.



8.

Происхождение слов современного русского литературного языка.

1.Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке.

2.Интернациональная лексика

в современном русском литературном языке.


Личностные:

-осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Познавательные:

-применять методы информационного поиска, используя различные подходы.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи, выступать перед аудиторией.

Практическая работа №1

9.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

1.Диалектные слова.

2.Профессиональные слова.

3.Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.


Личностные:

-осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-умение самостоятельно формулировать цели урока;

-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.

Познавательные:

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей;

-определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы;

-извлекать нужную информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило;

- умение работать с текстом.





Практическая работа №2

10.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка.

1.Устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы.

2. Неологизмы.

3.Употребление устаревших слов и неологизмов в художественных произведениях.

Личностные: -формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-умение самостоятельно формулировать цели урока;

-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.

Познавательные:

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей;

-определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы;

-извлекать нужную информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило;

-умение работать с текстом.






Практическая работа №3

11.

Фразеологизм и его признаки.

1.Грамматическое строение фразеологизма.

2.Синтаксическая функция фразеологизмов.

Личностные: 

-осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.

Регулятивные:

-составлять план решаемой проблемы;

-умение самостоятельно формулировать цели урока.

Познавательные:

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей;

-определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы;

-извлекать нужную информацию из различных источников.

 Коммуникативные: -излагать своё мнение, аргументируя его;

-создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

-использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения.


12.

Источники русских фразеологизмов.

1.Источники исконно русских фразеологизмов.

2.Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы.

Личностные: 

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Практическая работа №4

13.

Средства художественной выразительности.

1.Роль эпитетов, метафор в речи.

2.Роль олицетворений, сравнений в речи.

3.Употребление средств художественной выразительности в произведениях.

Личностные: - формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности. Регулятивные: - осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: -объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа. Коммуникативные: -формировать навыки речевых действий; - использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.







Практическая работа №5

14.

Повторение.

1.Обобщающее повторение по курсу.

Личностные: 

-осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.

Регулятивные: 

-определять цель, проблемы в учебной деятельности;

-выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки.

Познавательные: 

-находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-владеть смысловым чтением;

-анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей;

-представлять информацию в разных формах.

 Коммуникативные: -излагать своё мнение, аргументируя его;

-создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

-использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения.








ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1.Заимствованная лексика в наименовании цветов.
2.Заслуженно ли забыт писатель…
3.Заимствованные слова - благо или ущерб для современного русского языка. 4.Красна речь фразеологизмами. 5. Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
6.Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
7.Наши друзья – словари.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!