СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Канзаши"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Канзаши"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Канзаши"»

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Искусство канзаши» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196); стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).


В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация, но с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно -прикладное творчество. Практически каждая представительница прекрасного пола рано или поздно сталкивается с проблемой того, как разнообразить свой повседневный быт. Палочкой-выручалочкой в выполнении столь непростой задачи выступает канзаши.

Канзаши – это пришедший к нам из Японии вид декоративно-прикладного искусства по изготовлению оригинальных украшений для волос. История его уходит в прошлое на четыре века назад. Конечно, техника канзаши со временем несколько изменилась. В наши дни многие делают украшения в технике канзаши своими руками из доступных материалов, и даже современная японская техника канзаши допускает выполнение этих замечательных украшений из современных пластмасс и тканей.

Программа художественной направленности «Канзаши» предполагает посредством обучения декоративно-прикладного творчеству (креативному рукоделию) способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка. Она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами «Цумами канзаши». Освоение этой техники прикладного творчества создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся, поэтому она педагогически целесообразна.

Актуальность программы обусловлена государственным заказом на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии, обозначенном в Концепции развития дополнительного образования. Программа направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотивации к познанию и творчеству, развитие мелкой моторики, способствует профилактике асоциального поведению детей, взаимодействие с семьей.

Отличительной особенностью программы является то, что в учебный материал включено изготовление изделий к праздничным датам. Это делает процесс освоения программного материала учащимися мотивированным. Значительная часть обучающего материала передается при помощи средств ИКТ, позволяющих внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного обучения при организации творческой деятельности учащихся.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Искусство канзаши" рассчитана для обучающихся в возрасте 11-13 лет. Структура и содержание программы не позволяет корректировать и менять образовательные модули местами, так как образовательный материал каждого последующего модуля предполагает овладение учебными знаниями, умениями и навыками предыдущего модуля.

Психолого-педагогические особенности адресата программы:

Средний школьный возраст (от 11 до 13-ти лет) - переходный от детства к юности и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Одна из психологических   особенностей данного возраста - избирательность внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия дают возможность ребятам высказать свое мнение и суждение. Подростки начинают ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

В возрасте 7-12 лет дети, в основной массе, учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Проявляется самостоятельность, сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).

Все обозначенные возрастные психологические особенности были учтены при разработке данной образовательной программы.

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Количество учащихся в группе: 6 - 8 человек

Форма получения образования – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся в соответствии с СаПиН  от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Длительность занятий составляет 45 минут.

1 год обучения - 1 занятие по 45 минут - 1 учебный час в неделю – 36 часов в год.

Формы организации занятий: групповая, парная, индивидуальная

Формы проведения занятий: традиционная и нестандартная (беседа, творческий проект, занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-викторина).




1.2. Цель и задачи программы

Цель: мотивация познавательного интереса, формирование активной творческой личности, закрепление в сознании ребёнка уверенности в собственных силах и возможностях, способности преодолевать трудности, воспитание коммуникабельности; приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения;

  • знакомить обучающихся с основными понятиями и базовыми формами техники канзаши;

  • обучать различным приемам работы в технике канзаши;

  • формировать умения следовать устным инструкциям;

  • научить обучающихся владеть различными инструментами и приспособлениями;

  • познакомить обучающихся с историей появления техники канзаши;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы;

  • научить экономному и разумному использованию материалов;

  • учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;

  • развивать изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

  • развивать пространственное воображение;

  • обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • прививать настойчивость в достижении цели.

























Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Техника «канзаши». Основные приёмы работы

3

1

2

Устный опрос

2.

Виды лепестков. Изготовление образцов

9

1

8

Защита проекта

3.

Изготовление изделий в технике «Канзаши»

24

3

21

Итоговая выставка


Итого

36

5

31





1.3.Содержание, структура курса

1. Техника «канзаши». Основные приёмы работы – 3ч.

Занятие 1. Организационные вопросы. Из истории «канзаши». Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках

Занятие 2-3. Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы работы в технике «канзаши». Принцип создания лепестка.

Практическая работа: разметка, нарезка и опаливание квадратов из ленты.

2. Виды лепестков. Изготовление образцов – 9ч.

Занятия 4-12. Виды лепестков (круглые и острые лепестки). Техника выполнения лепестков (складывание квадратов и опаливание концов и мест соединения). Правила сборки лепестков ( при помощи нити, клеевого пистолета)

Практическая работа: выполнение образцов лепестков, фрагментов.

3. Изготовление изделий в технике «Канзаши» - 24ч.

Занятия 11-34. Изготовление изделий из базовых лепестков в технике «канзаши».

Продумывание цветовых сочетаний. Складывание мотивов по схеме. Соединение фрагментов между собой, прикрепление на основу. Сборка изделия из готовых мотивов. Изготовление фигурок. Способы выполнения различных животных и других фигурок. Сборка деталей выбранного изделия. Окончательная обработка изделия. Правила ухода за изделиями, выполненными в техника «канзаши». Выполнение проекта.

Практическая работа: изготовление сувениров, игрушек-сувениров, панно; работа над проектом.

Занятие 35-36. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. Проведение выставки. Награждение.





1.4.Планируемые результаты (планируемые компетентности обучающихся):


Формирования универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества.


Регулятивные универсальные учебные действия.

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • оценивать (сравнивать с эталоном) правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.


Познавательные универсальные учебные действия

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных технологических про­блем;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;

  • находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения проблем.


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов;

  • слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Требования к уровню подготовки учащихся в конце курса

Обучающиеся должны знать: 

  1. название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  2. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  3. правила планирования и организации труда;

  4. способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка.


Обучающиеся должны уметь: 

1. правильно использовать инструменты в работе;

2. строго соблюдать правила безопасности труда;

3. самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

4. самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

5. экономно и рационально расходовать материалы;

6. контролировать правильность выполнения работы.








2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов


Контроль знаний учащихся осуществляется в несколько этапов: промежуточный и итоговый.

Промежуточный и итоговый контроль включает в себя:

  • оценка учащихся;

  • игровую форму;

  • выполнение домашних творческих заданий к занятиям;

  • проведение самоисследования и самооценки;

  • публичная защита подготовленного доклада в классе.

  • участие в выставках и конкурсах различных уровней



Критерии оценки:

Оценивается:

  • идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;

  • умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ учащихся;

  • наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;

  • свободное владение техническими приемами;

  • устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;

  • умение проводить самоанализ и самокритику;

  • степень участия в коллективных формах работы.



Критерии оценивания практической работы

п/п

Критерии

Баллы

Самоконтроль

Взаимоконтроль

1

Соблюдение правил техники безопасности

0

1

2



2

Детали вырезаны точно по размерам

0

1

2



3

Срезы при опаливании ровные

0

1

2



4

Все лепестки одинаково сложены

0

1

2



5

Соответствие выполненного изделия - образцу

0

1

2



6

Аккуратность и чистота выполнения работы

0

1

2




Итого





Всего (самоконтроль + взаимоконтроль). 




Соответствие баллов: 0 – не соответствует;

                                    1 – частичное соответствие;

                                     2 – полное соответствие


Система оценивания

  • Подсчитывается общая сумма баллов по всем критериям.

  • Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах – 16 баллов.

        Набравший количество   баллов:

          0 - 6 баллов  -   необходимо более старательно работать

          7 – 9 баллов - ты хорошо справился с работой, но есть не большие недочёты

        10 – 12 баллов – отлично, твоя работа заслуживает аплодисментов.

2.2. Формы определения результативности


Форма проведения

Тема

Сроки

Собеседование

Выявление творческих способностей детей

Сентябрь

Аттестация

Альбом учебных образцов «Основные лепестки канзаши»

Декабрь

Выставка

« Мои первые изделия»

Апрель

Итоговая аттестация

(выставка работ)

«Фантазия из лент»

Май



2.3. Модель выпускника

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг знаний, умений и владений, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.

Модель выпускника включает следующие качества и характеристики:


Духовно-нравственные качества:

  • любовь и уважение к историческому наследию своей страны;

  • отзывчивость;

  • умение видеть прекрасное;

  • умение сотрудничать;

  • умение сопереживать;

  • радость сотворчества;

  • потребность созидать, творить.


Художественно-творческие способности:

  • эстетическое восприятие действительности;

  • творческая активность;

  • художественное отношение к явлениям окружающего мира;

  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.


Учебно-творческие знания, умения, владения

  • умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

  • навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

  • знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

  • умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

  • навыки работы в различных техниках и материалах.




Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика

основных

видов деятельности


УУД


Техника «канзаши». Основные приёмы работы

3



1

Вводное занятие

1

  • Овладевать навыками личной гигиены

  • Организовывать рабочее место

  • Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Познавательные – учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..

Коммуникативные – научатся взаимодействовать с соседом по парте

Регулятивные – научатся контролировать свою деятельность

2

Подбор материалов и инструментов.

1

  • Ознакомиться с инструментами  Распознавать виды материалов.

  • Оценивать их технологические возможности

Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;

Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;

Личностные – самоопределение что уже известно, а

что нет.

3

Основные приёмы работы

1

  • Осваивать приёмы выполнения основных операций 


Виды лепестков. Изготовление образцов

9



4

Виды лепестков. Техника складывание лепестков.

1

  • Изучать различные виды техники выполнения лепестков

  • Осваивать технологию изготовления лепестков


Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

Познавательные – научатся выполнять лепестки несколькими способами;

Личностные- художественно-эстетическое оценивание

5

Простой острый лепесток

1

6

Двухцветный острый лепесток

1

7

Острый выгнутый лепесток

1

8

Круглый лепесток

1

9

Двухцветный круглый лепесток

1

10

Лепестки для розы

1

11

Листик канзаши

1

12

Комбинации лепистков

1


Изготовление изделий в технике «Канзаши»

24



13

Цветы из острых лепестков. Подсолнух.

1

  • Разрабатывать изделия с учётом назначения и эстетических свойств.

  • Выполнять подбор материалов для изготовления изделий в данной технике.

Изготовлять изделия в технике канзаши по эскизам.

Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

Личностные- смыслообразование, ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

художественно-эстетическое оценивание

14

Подсолнух. Складывание лепестков

1

15

Подсолнух. Сборка цветка

1

16

Цветы из острых выгнутых лепестков. Тюльпан

1

17

Тюльпан. Складывание лепестков

1

18

Тюльпан. Сборка цветка

1

19

Птицы. Журавлик. Изготовление каркаса

1

20

Журавлик. Изготовление лепестков

1

21

Журавлик. Сборка птицы

1

22

Коллективная композиция: «С весенним праздником!»

1

  • Коллективно анализировать возможности изготовления изделий, предложенных учащимися 
    в качестве творческих проектов.

23

Складывание лепестков согласно схеме

1

24

Сборка цветка согласно выбранной схеме.

1

25

Сборка панно в единое целое

1

26

Сувенир для ветеранов – георгиевская ленточка в технике канзаши

1

  • Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

27

Сувенир для ветеранов – георгиевская ленточка

1

28

Творческая мастерская: любимые поделки

1

29

Выбор  цвета деталей  и фона.

1

30

Складывание элементов  композиции

1

31

Складывание  модулей

1

32

Работа над проектом

1

  • Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей.

  • Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет.


  • Выполнять эскиз, модель изделия.

  • Составлять инструкционную карту.

  • Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия.

  • Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия.

  • Оформлять проектные материалы

  • Проводить презентацию проекта



33

Работа над проектом

1

34

Окончательная обработка, уход за изделиями

1


Коммуникативные - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли 

Регулятивные - контроль, оценка, волевая саморегуляция 

35

Анализ работ. Подготовка к выставке.

1


36

Выставка работ обучающихся

1





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса курса

Рекомендуемая литература:

  • Книга – сборник. Японское искусство канзаши

  • Сайт «Страна мастеров» http://www.stranamasterov.ru

ЦОРы, ресурсы Интернета.

  • www.trudovik.narod. Технология и трудовое обучение.

  • www.uroki.net Для учителя технологии и трудового обучения (трудов) разработки уроков...

  • stranamasterov.ru Страна Мастеров

  • podelki.boxter.org Поделки своими руками

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • мультимедийный проектор.

Учебно-методические средства обучения (материалы из опыта работы педагога)

  • Презентации с мультимедийным материалом (личная подборка учителя).

  • Дидактический материал по темам программы (рисунки, схемы, инструкционные карты и схемы изготовления поделок сборки изделий)

  • Демонстрационный материал ( готовые образцы, изделия)

  • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!