СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Школа юных спасателей»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях – это не столько знать, что и как делать, сколько уметь делать, а особенно – быть психологически-готовым к действиям. В полной мере практический подход к подготовке способна обеспечить система дополнительного образования по предмету.

Представляемая программа является практическим дополнением к курсу основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении. Характерной ее особенностью является сокращение до минимума теоретического материала по предмету с одновременным насыщением содержания прикладными практическими и психологическими знаниями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

        

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Школа юных спасателей»»

Программа кружка

«Школа юных спасателей»


1. Пояснительная записка.


Вероятно, ни для кого не является секретом, что нам посчастливилось (.!?) жить в эпоху больших, а точнее грандиозных перемен в государстве и обществе. Конечным итогом этих явлений наверняка станет не только качественное изменение уровня жизни в положительную или отрицательную сторону, но и качественное изменение самих граждан. Наметившиеся тенденции социального развития в скором времени предъявят, а во многом уже предъявляют, принципиально новые требования к жизненным установкам граждан, заставляя их стать более инициативными, социально мобильными, обладающими активной жизненной позицией и полагающимися в решении вопросов обеспечения собственной жизнедеятельности большей частью на себя, нежели на государственные институты и общественные организации. А это, в свою очередь, значительно повысит уровень экстремальности повседневной жизни людей.

Так, в настоящий период, в настоящий период в различных экстремальных ситуациях за год погибает несколько сотен тысяч россиян, а число получивших увечья значительно больше. И по прогнозам специалистов (публикации в журналах «Гражданская защита», «Основы безопасности жизни») вероятность появлений чрезвычайных ситуаций в техносфере, социальной и природной сферах будет возрастать. Причем доминирующей причиной был и останется так называемый человеческий фактор.

Следует отметить, что зачастую большое количество жертв объясняется незнанием и неумением людей грамотно действовать в условиях ЧС, а также морально-психической их неготовностью к таким действиям. Большое значение имеет также уровень культуры безопасности личности граждан.

Как следствие, возникает острая необходимость в качественной подготовке людей к действиям в экстремальных ситуациях различного характера и, что более важно, к профилактике подобных ситуаций.

Школьный курс ОБЖ, особенно интегрированный с другими предметами, не способен в полном объеме дать необходимые знания, умения, навыки, т.к. делает основной акцент на формирование теоретической базы знаний учащихся, а практика зачастую выходит из сферы внимания. Поэтому возникает объективная необходимость дополнительного образования учащихся в данной сфере.

Выживание в условиях ЧС предполагает не только знание правил поведения в ЧС, но и соответствующую морально-психологическую, физическую, тактическую и техническую готовность к действиям, требуя комплексной мобилизации всех потенциальных возможностей человеческого организма.

Исходя из вышесказанного, главной целью данной программы является: комплексная подготовка личности к действиям в условиях ЧС, экстремальных условиях, предполагающая:

• Развитие морально-психологических и физических качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях;

• Формирование и совершенствование навыков по самоспасению и спасению людей в условиях ЧС;

• Формирование базы у учащихся знаний о ЧС (причины, характер развития, поражающие факторы, последствия) и способах защиты от их воздействия.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:

1. Обучение учащихся правилам действий при угрозе возникновения и возникновении ЧС разного характера, способам выживания и правилам взаимодействия с природной средой.

2. Формирование умений и навыков спасения людей и самоспасения при угрозе возникновения и возникновении ЧС, оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

3. Развитие эктремально-значимых психических и физических свойств и качеств личности учащихся.

4. Воспитание ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

5. Формирование устойчивой мотивации у учащихся к дальнейшему постоянному совершенствованию знаний, умений, навыков, психологической и физической готовности по обеспечению собственной и общественной безопасности.

Предполагаемые результаты:

  1. Знание учащимися:

  • основных характеристик ЧС (причины, характер развития, поражающие факторы, последствия) и способов защиты от них;

  • закономерностей взаимодействия человека с окружающей природной средой (факторы выживания) и умение применять их на практике для самоспасения и оказания помощи потерпевшим в условиях автономного существования;

  • способов управления собственным состоянием и поведением, а также умение применять их для успешного противостояния психогенным факторам в экстремальных ситуациях;

  1. Владение учащимися умениями и навыками:

  • спасения людей и самоспасения в ЧС разного характера;

  • оказания первой медицинской и другой помощи терпящим бедствие и пострадавшим в ЧС;

  1. Способность учащимися грамотно оценивать и адекватно реагировать на обстановку в экстремальной ситуации (анализ обстановки, принятие решения, немедленные действия).

  2. Должное ответственное отношение учеников к вопросам личной и общественной безопасности, стремление к постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков по ее обеспечению.


2.Основные направления и формы деятельности.


В основе организации педагогического процесса – ролевая игра, предполагающая постепенное прохождение участниками – юными спасателями подготовки по следующим направлениям:

• Специальная подготовка

• Противопожарная подготовка

• Медико-санитарная подготовка

• Туристическая подготовка

• Базовая военная подготовка

• Физическая подготовка

• Психологическая подготовка

Применяемые формы проведения занятий:

  • групповое упражнение;

  • практическое занятие;

  • тактико-специальные занятия на местности;

  • игра;

  • выездное занятие (экскурсия).

Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов, для работы в группах по 10-15 человек с нагрузкой 4 часа в неделю.

Данная программа является экспериментальной.


3.Учебно-тематический план


п/п


Раздел, тема


Количество часов






Общее


Теория


Практика


Специальная подготовка (46 ч.)

Специальная подготовка





1.1


ЧС мирного и военного времени.


2


1

1

1


1.2


ЧС локального характера в быту


2


1


1


1.3


ЧС криминального характера


4


1


3


1.4


ЧС техногенного характера


6


1


5


1.5


Стихийные бедствия


6


1


5


1.6


Опасные ситуации военного времени

2

1

1

1.7


Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО)


2


1


1


1.8


Мероприятия по защите населения от ЧС мирного и военного времени


1

1




1.9


Инженерная защита населения


1



1


1.10


Средства индивидуальной защиты


7


1


6


1.11


Приборы радиационно-химического наблюдения (РХН), дозиметрического контроля

2


1


1


1.12

Организация и проведение поисково-спасательных работ (ПСР)

8


1


7


Противопожарная подготовка (12 ч.)

2.1


Общие понятия о пожаре. Способы профилактики и тушения пожара.


2


1


1


2.2


Огнетушители. Назначение и правила пользования первичными средствами пожаротушения


4


1


3


2.3


Пожарная техника и применение ее на пожаре


2


1


1


2.4


Спасение людей и самоспасение на пожаре


4


1


3


Медико-санитарная подготовка (33 ч.)

3.1


Начальные знания по анатомии и физиологии человека


6


6




3.2


Средства оказания первой медицинской помощи (ПМП)


2


1


1


3.3


Основы десмургии


6




6


3.4


Первая медицинская помощь при поражениях


10




10


3.5


Основы гигиены и здорового образа жизни


2


1


1


Туристическая подготовка (27 ч)

4.1


Правила поведения в природной среде


1


1




4.2


Ориентирование на местности


3


1


2


4.3


Жизнеобеспечение человека


3




3


4.4


Передвижение на местности


3




3


4.5


Выживание в экстремальных условиях природной среды


14


2


12


Базовая военная подготовка (17 ч.)

5.1


Вооруженные силы РФ


2


1


1


5.2


Строевая подготовка


4




4


5.3


Огневая подготовка


7


1


6


5.4


Тактическая подготовка


3



3


5.5


Общевоинские уставы


1




1


Физическая подготовка (16 ч.)

6.1


Общая физическая подготовка


7




7


6.2


Специальная физическая подготовка


9




9


Психологическая подготовка (5 ч.)

7.1


Адаптация к работе в ЧС


2


2


1


7.2


Формирование профессионально-волевых качеств спасателя


2


2




7.3


Методы психологической саморегуляции


1


1






Всего


148







Содержание программы:


Раздел №1: Специальная подготовка.

    1. ЧС мирного и военного времени:

понятие опасность, риск, авария, катастрофа, стихийное бедствие, ЧС. Классификация ЧС. ЧС, связанные с ведением военных действий.

    1. ЧС бытового характера:

правила поведения при ЧС бытового характера, действия при пожаре, утечке газа, неисправности электропроводки, бытовых приборов, водопровода, канализации.

    1. ЧС криминогенного характера: город и преступность.

обеспечение личной безопасности и безопасности жилища. ТТХ газовых баллончиков, электрошокеров и др. штатных средств самообороны, правила их применения. Терроризм, правила поведения при угрозе и возникновении теракта и захвате в заложники.

    1. ЧС техногенного характера:

классификация ЧСТХ. Правила действия при аварии на радиационно-опасных объектах (РОО), в зоне радиоактивного заражения. Действия при аварии на химически опасном объекте (ХОО), в зоне химического заражения. Правила поведения при авариях на транспорте (ж/д. транспорт, авиационный, автомобильный). Действия при аварии на продуктопроводе и пожаро-взрыво-опасном объекте (ПВОО).

    1. Стихийные бедствия:

характеристика ЧС геологического, геофизического, гидрологического, метеорологического характера, степных и лесных пожаров. Правила поведения при угрозе их возникновения и возникновении.

    1. Опасности военного времени:

боевые действия на улице, оружие массового поражения и защита от его поражающих факторов, правила проживания на оккупированных территориях.

    1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО):

история создания, задачи, структура и силы РСЧС и ГО. Режимы функционирования РСЧС. Степени готовности ГО.

    1. Мероприятия по защите населения от ЧС мирного и военного времени:

оповещение и информирование населения о ЧС, оборудование укрытий, обеспечение средствами индивидуальной защиты и медикаментами, эвакомероприятия.

    1. Инженерная защита населения:

защитные сооружения, назначение и классификация, оборудование простейших укрытий, правила поведения в защитных сооружениях

    1. Средства индивидуальной защиты:

назначение и классификация средств индивидуальной защиты. Возможности и принцип действия табельных средств индивидуальной защиты. Изготовление простейших средств индивидуальной защиты из подручных средств. Отработка нормативов по работе со средствами индивидуальной защиты.

    1. Приборы радиационно-химического наблюдения, дозиметрического контроля:

виды ионизирующих излучений, источники радиации. Приборы радиационной разведки (РХР), бытовые дозиметры (ТТХ, принцип действия, правила пользования).АХОВ, ОБ, принципы их обнаружения, ПДК. ТТХ и принцип работы приборов химической разведки (ПХР) и работа с приборами РХН.

    1. Организация и ведение аварийно- и поисково-спасательных работ:

поисково-спасательные службы г.Оренбурга. Организация и возможности Службы спасения, Медицины катастроф, Государственной противопожарной службы, Служб охраны правопорядка, оповещения, связи и информирования. Организация разведки в зоне ЧС. Подготовка и ведение ПСР. Средства ведения ПСР. Организация поиска пострадавших, извлечение их из-под завала и транспортировка в безопасное место. Техника безопасности при ведении ПСР.

Раздел №2: Противопожарная подготовка

2.1 Общее понятие о пожаре. Способы профилактики и тушения:

причины и явления, происходящие при пожаре, поражающие факторы, категории сложности. Способы прекращения горения. Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, условия применения.

2.2 Огнетушители. Правила пользования первичными средствами пожаротушения:

назначение, виды, состав огнетушащего вещества, область применения, маркировка, сроки перезарядки, правила пользования, техника безопасности при работе. Первичные средства пожаротушения.

2.3 Пожарная техника и применение ее на пожаре:

классификация пожарных автомобилей по назначению. Назначение пожарных автонасосов, мотопомп, рукавного оборудования и стволов. Назначение и устройство пожарного инструмента. Гидро- и пневмоинструмент. Дымонасосы. Средства и способы защиты от воздействия высоких температур.

2.4 Спасение людей и самоспасение на пожаре:

действия при пожарах на ПОО и природных пожарах. Отработка приемов и способов спасения людей. Вязка спасательной петли. Спасение и эвакуация пострадавших, правила эвакуации из горящего здания. Требования безопасности при разведке пожара.

Раздел №3: Медико-санитарная подготовка

3.1 Начальные знания по анатомии и физиологии человека:

понятие об органах, системе органов. Строение и функции опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения и сердца, дыхательной, выделительной и пищеварительной систем. Центральная и периферическая нервная система. Анализаторы.

3.2 Средства оказания ПМП:

назначение, устройство и правила пользования медицинскими средствами АИ-2, ИПП-8, ИПХП, санитарной сумкой, перевязочным материалом.

3.3 Основы десмургии:

виды, правила наложения, практическая отработка наложения повязок на голову, туловище, конечности.

3.4 Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях:

правила и порядок оказания ПМП при ранениях, травмах, ожогах, обморожениях, поражений электрическим током, асфиксии и т.п. Неотложные состояния и экстренная реанимация. Отравления АХОВ, ОВ, ядами животного и растительного происхождения.

3.5 Основы гигиены и здоровый образ жизни:

личная и общественная гигиена. Гигиенические требования к пище, воде, помещению. Составляющие ЗОЖ. Вредные привычки и влияние их на здоровье.

Раздел №4: Туристическая подготовка

4.1 Правила поведения в природной среде:

закономерности взаимодействия человека и природы. Флора, фауна. Последствия загрязнения окружающей среды. Правила поведения в походе, на пикнике.

4.2 Ориентирование на местности:

сущность ориентирования. Простейшие пространственные измерения (глазомер, определение высот, расстояния). Ориентирование по карте. Долгота, широта. Ориентирование во времени и пространстве; по звуку, свету, следам, местным названиям.

4.3 Жизнеобеспечение человека:

оборудование лагеря, укрытия. Установка и снятие палатки разведение костра. Обеспечение пищей, водообеспечение. Съедобные и ядовитые растения и грибы, их распознавание. Работа с веревкой - вязание узлов.

4.4 Передвижение на местности:

организация походной группы, способы преодоления препятствий. Страховка и самостраховка.

4.5 Выживание в условиях автономного существования:

человек в условиях автономного существования. Факторы выживания. Ориентирование, охота, рыбная ловля, сигнализация. Выживание в разных климатических зонах и океане.

Раздел №5: Базовая военная подготовка

5.1 Вооруженные силы РФ:

история развития, состав, структура и назначение.

5.2 Строевая подготовка:

основные элементы строевой подготовки одиночной и в составе подразделения.

5.3 Огневая подготовка:

стрелковое оружие. Материальная база АК-74 Явление выстрела. ТБ при проведении стрельб. Выполнение стрельб из винтовки из положений стоя, с колена, лежа, из укрытия.

5.4 Тактическая подготовка:

тактические свойства местности, современный общевойсковой бой. Действие солдата и отделения в обороне и наступлении. Разведка местности.

5.5 Общевоинские уставы:

основные положения устава внутренней службы, дисциплинарного устава, строевого устава, устава гарнизонной и караульной службы. Боевые уставы ВС.



Раздел №6: Физическая подготовка

6.1 Общая физическая подготовка:

упражнения на развитие силы, ловкости, гибкости, скоростной и силовой выносливости. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатика. Челночный бег. Кроссовая подготовка. Метание.

6.2 Специальная физическая подготовка:

упражнения на воспитание и развитие смелости и решительности. Основы рукопашного боя. Упражнения со специальным снаряжением. Подвижные игры. Гандбол.

Раздел №7: Психологическая подготовка

7.1 Адаптация к работе в ЧС:

адаптация к работе на высоте, под водой, под землей, в условиях высокогорья, эмоционального напряжения, при воздействии значительных физических нагрузок, изоляции, неблагоприятных климатических условий и т.п.

7.2 Формирование профессионально-волевых качеств спасателя:

понятие психологической готовности к действиям в ЧС. Основные направления формирования психологической готовности, развитие чувства ответственности за выполнение долга, развитие волевых качеств и оперативного мышления.

7.3 Методы психологической саморегуляции:

релаксация, аутогенная тренировка, волевая саморегуляция.


4. Контроль эффективности образовательного процесса:


Осуществление психолого-педагогической диагностики производится в течение всего курса посредством текущего контроля.

Контроль осуществляется методом решения ситуационных задач.

Ситуационная задача являет собой описание либо модель реальной типичной ситуации различного характера, представляющей потенциальную или реальную опасность для здоровья, жизни и материального благополучия человека. Служит для контроля уровня знаний по предмету, а также предполагает анализ поступков и форм поведения, которые могут иметь нежелательные последствия для человека, общества и окружающей среды.

Ситуационная задача относится к типу открытых задач и, как следствие, может не иметь фиксированного правильного ответа и предполагает широкий спектр дополнительных условий, существенно влияющих на конечный результат.

Задача может быть тематической, условие которой строится в рамках отдельной темы или раздела, или комплексной, охватывающей материал нескольких разделов программы. Последние наиболее целесообразно использовать для достижения развивающих целей.

Работа с задачей проводится на следующих уровнях:

• Проработка и решение задачи вербально или письменно

• Проработка и решение задачи в процессе ролевой игры, где учащимся предлагается сыграть роль участника ситуации, изложенной в задаче

• Проработка и решение задачи в условиях, приближенных к реальным.

Это достигается в ходе практических занятий на местности, в походах и т.п.

Для обеспечения контроля психологической готовности ситуационная задача предполагает:

• Постепенное увеличение темпа деятельности

• Решение задачи при недостатке, переизбытке и необъективности информации

• Непредвиденные препятствия, неожиданные осложнения и помехи в ходе работы

• Сопоставление и классификацию учащимися отдельных действий в зависимости от их важности, сложности, сроков исполнения

• Самостоятельное планирование учащимися процесса решения задачи, требующего постоянного переключения с одного вида деятельности на другой

• Сопровождение процесса решения задач элементами риска, опасности

• Самостоятельный выбор одного способа действий из нескольких вариантов.

Подбор и построение условий задач осуществляет преподаватель. На этапах обучения допустим вариант действий, когда учащиеся предлагают условия возможных, типичных для отдельных видов ЧС, ситуаций.

В качестве инструмента контроля процессов самовоспитания, самоконтроля и самооценки учащихся используются адаптированные методы специальной морально-психологической подготовки (Столяренко А.М. ,Гримак Л.П.) «Я сам – поведение», «Я сам – сверка» и ситуационные задачи морального выбора.


  1. Планируемые результаты:

  1. Овладение учащимися выбранным комплексом знаний, навыков и умений обеспечения личной безопасности, оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях различного характера и уровня;

  2. Сформированность у учащихся жизненной установки на постоянное совершенствование собственной экстремальной подготовленности;

  3. Устойчивая мотивация учащихся на ведение здорового образа жизни;

  4. Высокие результаты деятельности учащихся на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях по тематике курса.


































Литература:

  1. Бубнов И. А. Военная топография: учебник для военных училищ. – М.; Воениздат, 1969.

  2. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. – М.; АСТ-Астрель, 2006.

  3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: АСТ, 2005.

  4. Гримак Л. П. Общение с собой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  5. Громов В.И. Энциклопедия безопасности. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2005.

  6. Жуков И.Н. Руководство по скаутингу. – М.: АСТ, 2005.

  7. Заруцкий Ф. Д . Подготовка разведчика. - М.: ОЛМА-ПРЕСС,2006.

  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.; Просвещение, 1998.

  9. Землянская И.Е. Учебник выживания. Яды и противоядия. – М.; ООО изд. Яуза, 2004.

  10. Ильин А.А. Школа выживания в условиях экономического кризиса. – М.;ЭКСМО-Пресс,2004

  11. Константинов Ю.С Туристская игротека. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  12. Константинов Ю.С. Уроки ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

  13. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учеб.- метод, пособие. – М.; ВЛАДОС, 2000.

  14. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.; ФАИР-Пресс, 2005.

  15. Наставление по стрелковому делу: 7,62-мм АК. – М.: ДОСААФ, 1969.

  16. ОБЖ: учебник для общеобразовательных школ 6-11 кл./Смирнов А.Т. – М.; АСТ-ЛТД, 2004.

  17. Палкевич Я.Е Выживание в городе. – М.: Карвет, 2002.

  18. Петров Н.Н. Человек в ЧС: уч. пособие. – Челябинск.; ЮУКИ, 2000.

  19. Стилвелл А. Техника выживания в экстремальных условиях. - пер. с англ. Н. Григорьевой. – М.; ФАИР- Пресс, 2006.

  20. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  21. Сысоев М. Учебно-тренировочные выезды. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  1. Тарас А.Е. Техника боевого фехтования: практ. пособие. – Мн.; Харвест-АСТ, 2004.

  2. Тарас А. Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практ. пособие. – Мн.; Харвест - АСТ, 2004.

  3. Учебник подготовки младших медицинских сестер по уходу за больными, под. ред. Мурашко В.В. – М.; Медицина, 2000.

  4. Шилов П.П. Методика ролевой игры. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  5. Брошюры из серии «Библиотечка «Военные знания»»

  6. Периодические издания: журналы

«Основы безопасности жизни»

«Основы безопасности жизнедеятельности»

«Гражданская защита»

«Военные знания»









Приложение 1

Рекомендуемый перечень

элементов материально-технического обеспечения учебного процесса

Наименование элемента МТБ

Количество,

Шт.

1

Компьютерный комп­лекс тренажерного обу­чения

1

2

Аудио-, видео-, проекционная аппаратура

1*

3

Комплекты плакатов, видео и мультимедийных материалов по тематике

1*

4

Средства индивидуальной защиты:


5

• противогазы

15

6

• ОЗК - защитный комплект, Л-1

15

7

• респираторы

15

8

Противопыльные тканевые маски

15

9

Ватно- марлевые повязки

15

10

Образцы штатных средств самозащиты

1*

11

ДП-5

1-2

12

ВПХР

1-2

13

бытовой дозиметр

1-2

14

Первичные средства пожаротушения

1*

15

Образцы огнетушителей различной конструкции

1*

16

Аптечки индивидуальные (АИ-2)

10

17

Индивидуальные проти­вохимические пакеты (ИПП-8, ИПП-10)

10

18

Индивидуальные пере­вязочные пакеты

1-2

19

Жгуты кровоостанав­ливающие

15

20

Комплект шин склад­ных средний (для руки и ноги)

1-2*

21

Бинты марлевые 10 х 15

15

22

Косынки перевязочные

15

23

Повязки малые и большие стерильные

10

24

Массо-габаритный макет автомата Калашникова АК-74 ММГ


25

Пневматическое оружие (винтовка, пистолеты)

1-15

26

Компасы

1-15*

27

Веревка основная (толщина 10 — 12 мм), длина 40 м

1

28

Веревка вспомогательная (толщина 6 — 8 мм), длина 60м

1

29

Карабины с муфтами

40

30

Полиэтиленовая пленка 22 м

15

31

Палатки с тентами и стойками

3

32

Репшнур (толщина 10-12 мм, длина 3м

15

33

Прусик

15

34

Система страховочная

15

35

Спальный мешок

15

36

Туристский коврик

15

37

Единая полоса препятст­вий

1

38

Тропа разведчика

1

39

Полоса препятствий по пожарно-прикладному спорту

10

40

Стрелковый тир или место для стрельбы

1

* - количество комплектов оборудования.

Петрянин Дмитрий Иванович, преподаватель-организатор ОБЖ

Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей №7» города Оренбурга

29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!