СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Абсолютная грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована для выработки грамотного письма,  при проведении факультатива, кружка по русскому языку ит.д.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Абсолютная грамотность"»





КГБПОУ « Усть-Калманский лицей профессионального образования»

















ПРОГРАММА КУРСА

«АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»















Составитель:НЕХОРОШКОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА, преподаватель русского языка и литературы.















Усть- Калманка, 2018.



ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа составлена на основе Концепции профильной школы и книги Мурашова А. А. «Абсолютная грамотность», Москва – Воронеж, 2003.

Нормативные документы:

1. Концепция профильной школы.

2.Государственный стандарт основного общего образования.

3.Авторские концепции.

Актуальность.

Утвердившееся в большинстве пособий изучение орфографии, соответствующее последовательному рассмотрению конкретных языковых структур, вносит сумбур в рассмотрение правил: так, прилагательное и отглагольное прилагательное имеют больше различий при написании -нн- и –н-, чем отглагольное прилагательное и причастие; изучая отдельно постановку тире в простом и сложном предложении учитель формирует две схемы, две разные модели, противоречащие одна другой. Это методически ошибочно, т. к. для учащегося применение правила мотивируется не структуризацией единиц языка и их не грамматическим атрибутированием, а составленными ими самими аналогиями, семантической и внешней схожестью слов. Поэтому искусственное расчленение законов языка, мотивированное стремление к последовательности на самом деле исключает эту последовательность и затрудняет само восприятие материала.

Концептуальные основы данного курса заключаются в следующем.

1.Последовательность восприятия правил орфографии должна быть психологически мотивирована, должна определяться теми внутренними аналогиями и моделями, которые личность формирует как базис «абсолютной грамотности».





2.Усвоение лишь правил может оказаться залогом безграмотности; усвоение же орфографического навыка ведет к автоматизации правила, когда работающим фактором оказывается не формулировка, а формируемая модель в единстве образов и аналоговых структур.

3.Наиболее успешное запоминание правила происходит тогда, когда текст, содержащий множество соответствующих примеров, подвергается зрительному « сканированию», фотографированию», чтобы остаться в образно- смысловой памяти целиком и при необходимости выдавать нужную информацию сразу и в полном объеме Правило усваивается тогда, когда оно персонализировано.

Цель курса.



Создать условия для совершенствования орфографической компетенции через закрепление знаний об основных принципах и законах русской орфографии, развивать умения пользоваться знаниями по орфографии автоматически, совершенствовать навыки письменной речи, что будет способствовать осознанному и прочному применению правил и законов русской орфографии и поможет в выборе профиля обучения.

В содержании программы отсутсвует дублирование тем, изучаемых в 9 классе. Данный курс рассчитан на 34 часа.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно- урочную систему: семинарские занятия, составление реферата, презентации, соревнования, организационно- деятельностные игры, составление опорных схем, таблиц, опорных конспектов, деформированных текстов, зачетных листов, рекламных клипов. Итогом изучения курса будет организационно- деятельностная игра «Я - учитель», в процессе которой учащиеся покажут знания об основных принципах и законах русской орфографииумения пользоваться ими автоматически, навыки «абсолютной грамотности».





Тематическое планирование



№ п/п

Тема и содержание занятия






Ко­ли­че­ст­во

ча­сов



Форма занятия



форма

контроля

1.

История языка и современные нормы правописания. Историческая и современная структура слова. Словообразовательные процессы и их роль в становлении орфографических норм.


1

лекция, практическая работа.

фронтальная беседа

словообразовательный разбор к упр. 3.

2.

Принцип сохранения морфемы. Гласные и согласные в корнях и приставках. Корни с чередующимися гласными; непроизносимые согласные корня; приставки пре-, при-; приставки на з-,с-.


2

практическая работа

подготовленный диктант


3.

Гласны О-Е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях различных частей речи.


2

урок решения проблемных ситуаций.

рекламный клип

« Правильно ставьте буквы после шипящих» для страны.

4.

Правописание мягкого знака после шипящих в различных частях речи. Мягкий знак в глагольных формах.


2

практикум

составление алгоритма

5.

Имя существительное. Падежные окончания. Особенности правописания при омонимии существительных и предлогов.


1

урок- исследование

составление индивидуальных схем запоминания.

6.

Правописание сложных имен существительных и прилагательных.


2

урок самостоятельной работы

составить алгоритм запоминания

7.

Правописание глаголов. Личные окончания глаголов; спряжение; суффиксы глаголов и причастий; особенности правописания глаголов в повелительном наклонении; омонимичные переходные и непереходные глаголы с приставкой обес-(обез-)


3

работа в творческих группах

составление деформированного текста

8.

Правописание –н- и –нн- в прилагательных,отглагольных

прилагательных и причастиях.

2

коллективная работа

составление и редактирование таблиц

9.

Частицы не - ни. Их различение на письме. Правописание этих частиц с различными частями речи.


2

работа в парах

составление сопоставительных таблиц.

10.

Правописание имен числительных. Склонение числительных разных типов.


2

практикум

контрольное списывание

11

Правила написания местоимений.


1

коллективная работа

составление зачетного листа

12.

Правописание наречий.

2

урок-исследование

составление таблицы






1 3

Тире и двоеточие в предложениях различной структуры. Свод правил.


2

работа в группах по два ученика. Составление схем

защита схем

1 4

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


2

практикум

работа с индивид. карт.

1 5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.


3

самост. раб.

составление деформ. текста

1 6

Знаки препинания при пояснительных, уточняющих членах предложения, вводных и вставных конструкциях.


2

самостоят. работа

контрольное списывание

17

Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. Оформление прямой речи и цитат.


1

обзор темы

работа с деформ. текстом

1 8.

Итоговый урок.

2

урок-игра « Я - учитель»

составление зачет. листов.





























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Упр.1. В приводимом тексте есть одна ошибка, которую не распознал компьютер. Помогите компьютеру, отыщите ошибку методом «мозгового» штурма .Пусть каждый выскажет свое мнение.

Осенняя песня сыгранным оркестром разливается над безысходностью замирающих в нетерпении золоченых рощ. Осень- незваная гостья на этой земле, схваченной первым морозцем, над которой курлычут встревоженный стаи журавлей, испуганных унылым видом непаханой земли., Идешь через осинник и лесную пустошь – легко и свежо дышится, и не колышется ни одна ветка, в течение ночи лакированная туманом и стриженая холодным северо-восточным ветром. Сине - и серо- зеленые дали одинокой свечой озаряет береза, сверкающая на фоне чащоб. А тучи тяжелые, рваные, словно жеваные. Осенняя песня по – прежнему звучит над безымянными долинами и нехожеными тропами, и зима готова прийти, что бы ни застигло ее в пути

Упр.2Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в приводимый вариант. Учитель, взяв текст для проверки, возвращает его с оценкой и проставленным количеством ошибок, не исправляя их. При помощи «мозгового» штурма в группе переписать текст без ошибок. Запомнить написанное. Записать текст под диктовку. Сдать учителю.

В течени. ветрен.ой ночи (на)кануне и на протяжени. утра тайга шумела, словно настеж. распахнутая отчаян.м ветром, ш.рох и ш.пот которого р.здавались повсюду. Медле.ные ж.лтые лучи спотыкались о тяж.лую бл.стающ.ю гладь пустын.ой реки словно (в)слепую плутающ.й меж хвойных чащ. мелких березовых рощ. а так(же) выкрашен.ых в серовато(блеклые) оттенки встревожен.х чем- то перелесков.





Упр.3 . В чем своеобразие истории слов:

начало – конец, язык – нож, буханка - -булка - каравай, мутный – мятеж, боронить - -оборона – брань, рог – корона - ругать, сердце – герцог, врач – овраг?

Упр.4. Вставьте, где необходимо, знаки и буквы, В каждом случае придумайте 5-6 аналогичных примеров: «В город…»- вставляем букву « е» : в городе. Аналоги: в озеркев реке, в строке, в уголке, в избе» Важно, чтобы проверяемая позиция стала сильной; именно поэтому в качестве примера подобраны слова с ударением на флексии предложного падежа. Составьте таким образом орфографические модели и запомните их на основе составленных вами примеров.

В ущель… грох…ча по кам…нным3 глыбам ты мчиш…ся 3ж…лтая вода и (в)течени… твоем стремят…ся отразит…ся (не) высокие но в…личествен…ые скалы4. Но ты (не) опускаеш… их л…мая хрупкие пр…грады и (не)останавливаясь н… перед каким из них4. Ты ж…лтая вода была когда(то) прозрач..ным озером син…м ручейком ты станеш… морем над котор…м (в)течени… целого дня свет…т (не)заходящ… солнце и шумят (не)прекращающиеся и ночью ветры.…

После работы над текстом запишите его под диктовку. Ошибки, сделанные вами, сигнализируют о тех моментах, с которыми вам предстоит наиболее кропотливая индивидуальная работа.

Тема 2.Правописание корнейУпр.1.Вставьте пропущенные буквыВыр…стить, изм…рять, соб…мся, прот…рала, разл…гать, обм…кнуть, пром…чить, р…внина, накл…няться, выр…вненный, отр…сль, выр…стить, оп…реться, зап…реть, заст…лать, бл…снуть, зам…раешь, разг…рается, к…снуться, пл…вец, проб…раться, раст.реть, з.ря, з.рька, рассч.тать Какие приемы помогли вам в работе?. Сгруппируйте слова так, как, на ваш взгляд, они должны располагаться для запоминания не правил, а конкретных слов. Если бы вы были учителем,



какие приемы вы применили бы, чтобы ученики лучше и прочнее запомнили каждое из перечисленных слов?

Упр.2.Запишите слова в три столбика ( сущ., прил., глаголы). Какие ошибки могли бы быть сделаны в этих словах? Укажите их, объясняя правописание.

Равнина, собираешься, курлычут, масляный, ветреный, прилагательное, о желании, университет, в следствии., кованый, отыграться, металлоремонтный, безынфляционный, сверхинфляция, гиперигра, полгорода, иссиня-черный, клеят,сеют,зиждутся,запрячь, цыплячий.

Упр.3. Как можно объяснить наличие согласного в корне одних слов и его отсутствие в корне других ?

Виснуть свистнуть

косный костный

ровесник сверстник

блеснуть блестеть



Если факты современного русского языка не дают ответа, обращайтесь к истории слов, проводя их словообразовательный анализ, и этимологическое комментирование. Упр.4.Самостоятельно расскажите о закономерности орфографии, которая» заключена» в данной схеме. Оформите выступление как импровизационный монолог. Варианты: а) телепередача «Наш язык» для 7-10 летних слушателей; б) мини-спектакль» Приставки» в театре – миниатюр

Приставка Присоединение (пришить)

ПРИ= Приближение (приехать)

Близость (пригородный)

Неполнота (приоткрыть)

Завершение (приискать)



Приставка

ПРЕ = пере (преградить, преступить)

очень (преувеличить, предлинный)

препятствие, пренебрегать---не употребляются без приставки: « танцующие» слова типа :пятствие, ряха, града, доумок.

Приставки на З-С

Изложите своими словами содержание схемы в правописании приставок.

История слов на З-:





гл. зв. гл. зв.

расписать- разрисовать, вспомнить- взглянуть


Зьдати-зодчий-здание; ср. – зиждить;

Стьга – стежка - зга (не видно ни зги) сьдессе- здесь;сьдещьнъ – здешний





Задание. Изложите схему так, словно вы объясняете ее содержание классу.



-О- под ударением: роздал, россказни, россыпь.

-А- без ударения:раздал, рассказ, рассыпать.









Упр.1.Определите на основании принципа сгруппированы слова, и исключите лишнее слово в каждой строке, вставив пропущенные буквы (обратите внимание на морфемную структуру слова).

1.Р.здать, р.зга, р΄.спись, р.скидать.

2.Синиц. н, ц. фра, ц. кнуть, на ц. почках.

3.Раз. грать, с. скать, дез. нтеграция, из. мать.

4.Р.ст., р. ссказ,р΄.здал, пор.змыслил.

5.Р.внина, соб. рать, зам.раешь, обж.чься.

6.Аген. ство, блес.нуть, лес.ница, здра.ствуйте.

7.Пр.ступить, пртворить, пр.клонить, пр.кратить.

Тема 3. Гласные О-Е после шипящих в разных морфемах.

Схема 1.

Корень

..

Е О(нет проверки)

Же΄рдочка - жердь боржо΄ми

Пече΄нка – печень изжо΄га

Реше΄тка – решето джо΄уль

Шепот – шептать шо΄рты

Упр. 1.Вставьте пропущенные о- е –е в корнях слов. Выбор мотивируйте.

Ш.лковый , ш.ршавый, ч.порный, ж.луди, ж.ны, щ.тка, ш.рох, ш.пот, кош.лка, крыж вник, печ.нка, борж.ми, пощ.чина, ч.боты. ш.рты, ч.рствый, изж.га, беч.вка, ж.рдочка, обж.ра, маж.р, ч.лн, торш.р.

Подчеркнутые слова разберите по составу.









Схема 2.





-ок, - онк, -онок. –ов, -он, -о - под ударением

суффикс

окончание

ключом

камышом

большой

речонка –реченька камышовый – плюшевый

девчонка – вишенка смешон – нежен

рычажок - овражек горячо - неуклюже

что? Ожог

что

сделал? ожег





-ер! Стажер, дирижер, монтажер.

Е под удареним

Печет, течет, бережет

пораженный, закопченный.



корчевать - корчевка – выкорчевывать

ночевать – ночевка – заночевывать







что делать: коптить

копченый

но: прокопченный

копченный вчера.

что сделать? Простить



прощенный



Упр.2 Почему в суффиксах всех приводимых слов пишется Е? Сгруппируйте слова , чтобы ответ стал ясен.

Почаженный, размежевывать, тушенка, ночевка, дирижер, печеный, освещенный,

окруженный, выкорчевывать, истощенный, увлеченный, искажен, пережевывать.

В подчеркнутых словах произвести морфемный анализ.



Упр. 3. В каждом ряду слово лишнее. Отыщите такие слова.

1.Мальч.нка, туш.нка, реч.нка, одеж.нка.

2.Плащ. вка, деш. вка, реч.вка, ноч.вка.

3.Крыж.вник, обж.ра, ш. ссе, изж.га.

4.Ключ.м, стрж.м, камыш.м, плащ.м

5.Холщ.вый, борщ.вый, дрожж.вой, душевая.

Упр. 4.Запомните написание приводимых слов. Для облегчения работы сгруппируйте их так, чтобы в каждый ряд входили только аналогичные ( на ваш взгляд) формы, запоминание которых обусловлено единством их облика( орфографического, морфологического, словообразовательного)

Ножом, мячом, чертежом, свечой, плющом, пейзажем, продажей, девчонка, волчонок, парчовый, кружок, девчонки, лучок, корчевка, тушенка, размежевка, копчености, сгущенка, ночевка, парчовый, камышовый, чужого, свежо, горячо, рыжего, этажом, стажем, мощеный, жженый, копченый, выкорчевывать,разжевывать.

Чей вариант наиболее удачен, Обсудите в группах.



Тема 4.Парвописание мягкого знака в различных частях речи.

Рассмотрите схемы. Сформулируйте принципы написания мягкого знака в словах, указанных в них. Какие грамматические категории скрываются за обозначенными с вопросами? Что объясняют поясняющие слова, помещенные в скобках?

Ь

Ночь, помощь, рожь, тишь (она)

Отрежь, услышь (ср: насыпь, выкинь)

Настежь, наотмашь, точь – в – точь, вскачь навзничь ( как?)

Беречь, стричь (что делать?), (что делать?)

Спрячь, съешьте (что сделайте?)

Говоришь, пишешь, слышишь (ты)

Слышаться, улыбаться, одеваться (что делать?)

Ь


Муж, ключ, шалаш ( он)

Встреч, круч, рощ, училищ, свеч (нет)

Хорош(ий,горяч(ий), свеж(ий), пригож(ий) (каков?)

УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

Упр.1.Где надо вставить Ь, а где нет? Слова, в которых вы сделали ошибку, выпишите разными цветами и сгруппируйте в соответствии с собственными принципами запоминания.







Развивают.ся, стрич.ся, ходиш., стремиш.ся, качаеш.ся, лиш., уж., думаеш., рож., овощ., назнач.те, стелит.ся, рощ., нвтерпеж., думает.ся, кумач., свеч., настеж., задач., пустош..

Тема 5. Имя существительное.

Схема 1.

Слова-модели

Р П.

Д.п.

П.п.

1скл. –а, -я: мужчина, заря

2 скл., -о, -е:лист, окно, поле

3скл.ж. р. ( ь на конце)тишь, ночь

- И,- Ы: мужчины, зари

-

-И:тиши, ночи.


-Е: мужчине, заре

.

-


-И:тиши, ночи.


- Е: мужчине, заре

-Е: о листе, на окне, в поле

- И:тиши, ночи



Схема 2.




Мария


здание




лекторий



Р.п.

Д.п.

. П п.




Марии

Марии

о Марии



-

-

о здании



-

-

о лектории



НО: -ЬЯ, -ЬЕ- по общему типу СР: о Наталии,- о Наталье; в решении,-в решенье





Существительные на –ЧЕК- ЧИК-



Схема

И. п.-(Ч)ИК═Р.п.-(Ч)ИКА КЛЮЧИК ‼


И.п.-(Ч)ЕК□═ Р.п –(Ч)КА ЗАМОЧЕК ‼


Как эта схема объясняет написание слов кружочек, мешочек, лучик, стульчик? Какие еще слова подчиняются данной схеме? Рассмотрите и объясните таблицу.



камешЕк - камешка







ЕК = КА





ИК = ИКА








овражЕк - овражка

ножИк - ножИка

мячИк - мячИка

Упр.1.Сгруппируйте слова в соответствии со вставляемыми буквами Е или И; рядом с каждым словом запишите его в форме родительного падежа.

Венч.к, дождич.к, стол.к, еж.к, кузнеч.ки, полтиннич.к, ларч.к, куб.к, зонт.к, кристалл.к, молоточ.к, камеш.к, ключ.к, луч.к, росточ.к, платоч.к, дожд.к, кружоч.к, помещ.к, колокольч.к, ореш.к

Упр. 2. Как значение слова и связь его компонентов отражаются на графическом облике?

Пионер – пионервожатый;

Скаут- лидер - скаутлидер.

Обертон- обер- лейтенант



Динамометр – динамо – машина

Упр.3. Раскройте скобки.

(Пол)города, (пол)Москвы, (пол)Варшавы, (пол)литра, (пол)яблока, (пол)весны, (пол)кило, (пол)дыни, (пол)Оки, (пол)Байкала, (пол) большой комнаты, (пол) наступившего месяца.

Тема 6.Првописание сложных имен существительных и прилагательных

Упр.1.Запишите слова, раскрывая скобки. Сгруппируйте их так, как подсказывает вам языковая интуиция. Эта работа предполагает исследование





вашего собственного мышления, и творческих способностей, поэтому в ходе выполнения подсказкаучителя исключена.

(Нов)городский, (красно)кирпичный, (свеже)замороженнык,( общественно)полезный, (машино)строительный, (атомо)ходный, (паровозо)строительный,(мало)езженый, (чисто)сердечное, (южно)американская политика.

Упр. 2.Запишите слова, раскрывая скобки, Самостоятельно сформулируйте правила правописания таких слов.

Водо(проводный), военно(спортивный), горько(соленый), дально(зоркий), красно(звездный), (личностно)ориентированный, лимонно(кислый), само(катный).

Упр.3.Запишите выражения, вместо вопросов вставляя дефис, знак интервала или слитно записывая слова. Одинаковы ли написания в парах? Аргументируйте свой вывод в каждом случае.

(Бело)?каменный кремль-(бело)?розовая поверхность.

(Художественно)?музыкальная школа – (художественно)?оформленное здание.

(Мало)?понятный текст- (мало)?сделавший сотрудник.

(Железо)?плавильная печь – (железо)?алюминиевый сплав.

Тема 7.Правописание глаголов.

Задание1Составьте схему личных окончаний глаголов так, чтобы ее легче было сохранить в зрительной памяти и перевести на уровень интуитивной. Выполните задание на листе, сопровождая схему необходимыми графическими пояснениями, не требующими текстовых вставок. Изложите сведения о глагольных окончаниях , выстраивая текс так, чтобы он был увлекательным, ярким, запоминающимся, зримым. Возможна подготовка телепередачи « Русские глаголы – для подростков»

Упр.1.Вставьте пропущенные буквы.





Каждый пишет, как он слыш.т

Каждый слыш.т, как он дыш.т.

Как он дыш.т, так и пиш.т,

Не стараясь угодить.

Упр. 2. Проспрягайте глаголы.

Хотеть, сеять, колыхаться, играть, быть, брить.

Почему два слова подчеркнуты?

Упр. 2.Оцените степень истинности положения. Если надо, изменяйте текст. Помните, что здесь цитируются ответы учащихся, а не учебники русского языка. Но, изменив высказывания, вы тем самым участвуете в создании учебника для себя самих.

1. Глагол «колышутся» пишется так потому, что в ед. ч. – он « колышется».

2.Глаголы «сеять, реять, веять», сохраняют Я в окончаниях личных форм: надеятся, реят, лелеят.

3. «Ходят и смотрят» должны писаться по- разному: в Н. Ф. это совершенно разные формы: ходить, но смотреть!

4 « Выйдете, пожалуйста, на балкон!» Выйти» - глагол первого спряжения (выйдут); поэтому слово «выйдете» пишется именно так.

5.» Вылечить» - значит « вылечиваят»; «выслеживать» - « выследешь» в соответствии со схемой глагольных окончаний.





















Задание. Разъясните смысл приводимой схемы.

командовать - командую

-ова-ева = -уj: кочевать - -кочую

подглядывать - подглядываю

- ыва - ива= -ыва – ива: разведывать - разведываю

НО: затмевать, застревать, намереваться, продлевать, недоумевать.

Упр. 3.Вставьте пропущенные суффиксы (ова-ева; -ыва – ива-

Запис.вал, перегляд.лись, попроб.л, преслед.ть, опис.л, доклад.ть, команд.л, не хаж.л, развед.л.

Задание. Составьте таблицу « Правописание суффиксов причастий» Приготовьте текст выступления перед одноклассниками.

Упр.4. Что такое переходность и непереходность глаголов? Как различается правописание переходных и непереходных глаголов, имеющих приставку ОБЕС(З)?

ОБЕС-

ОБЕССИЛИТЬ ВРАГА -ИТЬ(КОГО- ЛИБО)

ОБЕССИЛЕТЬ САМОМУ -ЕТЬ(САМОМУ)



Упр.5.Вставьте буквы

Обезлюд.ть – обезлюд.ть страну

Обескров.ть – обескров.ть противника.



Запомните словаобезвредИть, обезглавить, обессмертИть, обеззаразИть, обезголосЕть, обезумЕть.

Тема 8.Праовписание –НН- и –Н- в прилагательных, отглагольных прилагательных и причастиях.

Задание. Составьте схему « Правописание –Н- и –НН- в прилагательных, отглагольных прилагательных и причастиях. Приготовьтесь к защите своей схемы.



Упр. 1. В каждой строке есть слово, которое пишется не так, как остальные. Найдите такие слова, вставив пропущенные буквы.

1. Нехоже.ый, неглаже.ое, нереше.ый, нестуде.ый,.

2.Малоезже.ый, густокраше.ый, свежесуше.ый, свежезамороже.ый.

3.Брошен.ый, точе.ый, мудре.ый, вяле.ый.

4.Серебря.ый, соловьи.ый, нежда.ый, дровя.ой.

Упр.2.Прочитайте. Что бы вы написали по- другому и почему? Какие ошибки мог бы, по- вашему, сделать ученик, если бы изложенные предложения – тексты он писал под диктовку? Какие ошибки сделали бы вы? Понаблюдайте за собой и постарайтесь определить: почему бы вы их сделали? Может быть, более «орфографичным» был бы ваш вариант?

1.Она могла рассчитывать, что пол-листа с плохо прорисованным планом окрестных деревень, запрятанные в горах исписанной, но жеваной и скомканной бумаги, она разыщет даже вслепую.

2.Дышит и колышется кем-то встревоженный тростник, его шорох и шепот замирает в тишине; ты чуть движешься – и слышишь тихий плеск медленного ручья; брошенный в крашенную зарей воду камень вызывает волну.

3.Мощенная булыжником дорога и песчаная тропинка, малоезженые и нерасхоженные, уводят все дальше; колея длинна, исполосована корнями степенных плюшевых сосен, растущих на песчаной земле подветренного склона холма.

Задние. Запишите любой текст- предложение под диктовку.

Тема 9.Частицы НЕ - и –НИ-.

Упр. 1.Сопоставительная таблица. Изложите содержание сопоставительной таблицы в виде связного текста, который помог бы вам усвоить содержание правила. Обратите внимание на принцип корреляции, лежащий в основе материала. На какой основе сформированы сопоставляемые пары слов? Можно ли их сформировать по- другому?



СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

не(победимый)

не(нависть)

не(ряха)

(да,)несложно (просто)

(да,) небольшой (маленький)
















(нет,) не надолго

(нет,) не сложно

ДА

негромкий, но четкий

недостает (недостаточно)

недооценил – переоценил

(да,) неторопливый, неинтересный


НЕТ

не громкий, а тихий

не достает (не дотягивается)

не досчитал (не до конца)

(нет,) не торопливый, не интересный



исключительно независимый нрав



ничуть не уставший спортсмен

прилагательное(какой?)+зависимые слова

незримые для тебя недостатки

неясные поначалу очертания



непонятные нам слова

не творит. Пад.- слитно


причастие + зависимые слова(ОБЫЧНО ТВОРИТ. ПАД. ИЛИ НАРЕЧИЕ)

НЕ НАЙДЕННЫЙ НИКЕМ КЛАД





не понятые нами слова

творит. Пад.- раздельно


- мый

1. несклоняемые в этой форме слова

2 нерастворимые компоненты



НЕ -(под ударением)

Некто, нечто, негде, некогда, (ср. никогда, никто, ничто, нигде)


-мый

наречные вопросы; творит. Пад.

1.не склоняемые учениками слова

2.не растворимые ни в одной среде

элементы

НЕ - ( под ударением)

не о ком, не за что (ср. ни о ком, ни за что)



Упр. 1. Объясните случаи слитного и раздельного написания НЕ со словами в следующих предложениях. Соответствует ли написание вашему видению темы?

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля (М. Лермонтов)



Немногие из них вернулись во Францию, еще меньше дожили до мирных дней ( В. Бурлак)



Жизнь прожить – не поле перейти ( посл.)

Цель творчества – самоотдача ( Б. Пастернак)

ЗАПОМНИТЕ:

1.кто бы ни, где бы ни, когда бы ни…;

2.никто, ничто, НО некто, нечто.

3.никем – ни с чем никто - ни за что

Упр.2. Представим себе, что наш собеседник отвечает на все вопросы предельно коротко: невысокий, неглубоко, недолго, неискренне, недорогой, неблизко.

Как будет меняться графический облик ответов, если перед каждым поставить утвердительное « да» или отрицательное « нет»? Самостоятельно сформулируйте правило.

Упр.3.Объясните написание выделенных слов.

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня (А. С.Пушкин)

Упр.4. Как меняется содержание в зависимости от постановки частицы НЕ или НИ? Сформулируйте закон употребления этих частиц, который вы открыли для себя.

Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне н. пророчил (песня)

Все, что н. делается, все к лучшему

Мне нравятся все места, где я н. был.

Когда н. начинались занятия, в аудитории было многолюдно.

Кто сюда н. приходил, все оставались довольны.

Везде, где я н. появлялся, мне было хорошо и уютно.



Тема 10.Правописание имен числительных.

Упр.1.Замените цифры словами, записывая числительные в нужном падеже.

1.Оборот Винторга равен 319210 рублям и составляет 14% к общему обороту. (М. Кольцов)

2.Такой суммы бы хватило на то, чтобы соорудить 537-километровую Московско- Курскую дугу( История железнодорожного транспорта в России).

3.На стороне противника действовало .. около 5,2 миллиона человек, свыше 54 тысяч орудий и минометов…(Г. Жуков)

4.Ковер из 1945223 бельгийских однофранковых монет…был выложен в Гееле(Книга рекордов Гиннеса).

5. Самое большое превышение доходов над расходами, равное 8419469844 долларам, имело место в США …(Книга рекордов Гиннеса)

6. 10-й сводный указатель к журналу… состоит из 23948253 статей на 131 445 страницах в 75 томах…(Книга рекордов Гиннеса).

Упр. 2. Раскройте скобки, согласовывая слова, и просклоняйте получившиеся словосочетания.

1,5(сутки), 5,2 (процент), 365 (день), 874 (солдат), 2002-й (год), 2/3(присутствующих), 3 (грабли), 287 (ясли), 4 (девушка), 3 (мужчина).

Тема 11.Правила написания местоимений.

Упр.1. Вставь букву, объясни написанное.

Он (н.)кого( н .)видел, (н.)чем (н.) отличался, (н.) перед чем не останавливался, (н.)чего и говорить, (н.) у кого не оказалось, (н.)чем отблагодарить.

Упр.2. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя недостающие буквы.

(По)твоему ра.сказу, кое(у)кого рас.просить, решить (по)иному, у кого(нибудь) поз.имствовать, н. (с) кем (н.)с.ориться, н. (за) что ухв.титься, (н.) кого (не) зависит.

Упр.3. Напиши правильно, сформулируй для себя закон написания местоимений .Приготовься рассказать своим товарищам.

Какой(нибудь), (не) с кем поговорить, (не)у кого спросить, (кое)с кем встретиться, кто(то) побежал,

Задание. Найди местоимение, выполни его морфологический разбор.

Вокруг нас всегда полно загадок.

Тема 12.Правописание наречий.

Схема.1

КОЕ- -ТАКИ

-ТО

-ЛИБО

-НИБУДЬ

черточку не забудь











во(в)- -ых(их) ══ во-первых

по- -ому(ему) ══ по-новому

по- -ьи ══ по-заячьи

по- -ски ══ по- свойски



О чем говорит эта схема? Озвучь данный «узелок» на память

Упр.1.Раскройте скобки. В случаях, когда возможно двоякое написание, составьте дифференцирующее словосочетание.

(Не)смело, (не)очень,(не)интересно, (не) по вкусу, (не)оригинально, (не)нов, (не)куда, (не)с кем, (не)высоко, (не)давно, (не)медленно.



Правописание омонимичных форм: что бы – чтобы, то же – тоже, так же – так же, за то – зато…

Принцип действия:

ЗА ТО (САМОЕ) ДЕРЕВО ═ЗА ТОТ(М.Р.) КЛЕН, ЗА ТУ(Ж.Р.)БЕРЕЗУ

ЗА(ТО) ДЕРЕВО – один элемент можно убрать или переставить



СТАР, ЗАТО УМЕН ЗАТО =НО союз неделим (за умен, то умен)



ТО ЖЕ (САМОЕ) ОБЛАКО ТОТ ЖЕ ПУТЬ, ТА ЖЕ ТРОПА

ТО (ЖЕ) ОБЛАКО



ОН ТОЖЕ =(И ОН) ХОЧЕТ СЧАСТЬЯ ТОЖЕ = И



ТАК ЖЕ,(КАК И,,) ТАКЖЕ = И

ЧТОБЫ ЧТО БЫ

▼ ▼

ЦЕЛЬ БЫ – можно

(зачем?) переставить (убрать)



Тема 13. Постановка тире и двоеточия в разных типах предложений

Задание. Постройте схемы постановки тире и двоеточия во всех известных вам случаях. Сформулируйте правило так, как вам удобно его запомнить.

Упр. 1 Вставьте пропущенные знаки препинания. Как постановка влияет на понимание фразы? Прочитайте вслух получившиеся варианты.

1.Рабочие говорят замучили начальственные экскурсии(газ.)

2.Сестра моя жизнь (Б. Пастернак).

3.Да вот так полы режем, рукава латаем (В. Овечкин)

4. Известно тварь (Г. Троепольский)

5.Лицо его очень похоже на перепелиное яичко маленькое, конопатое (Г. Троепольский).

6. Не выполнишь значит вожжи распустил (А. Яшин).

Упр. 2.Вставьте необходимые знаки препинания, Аргументируйте.

Описывай не мудрствуя лукаво

Все то чему свидетель в жизни будешь

Войну и мир управу государей

Подвижников святые чудеса…(А. Пушкин)

И новый преданный страстям

Я разлюбить его не мог

Так храм оставленный все храм

Кумир поверженный все бог! (М. Лермонтов).

Упр. 3. В приводимых фразах наблюдается отступление от общих правил постановки двоеточия и тире в структуре простого и сложного предложений. Пользуясь необходимой справочной литературой, выясните, почему возникли эти отступления.

1.Ломать не строить (посл.)

2.Курица не птица (посл.)

3.Бог не Тимошка видит немножко (посл.)

4. Черемуха была повсюду – в волосах и в воде. (В. Катаев).

Тема 14.знаки препинания при однородных членах предложения

Упр. 1.Какие особые случаи постановки знаков препинания при однородных членах отражены в приводимых примерах?

1. Они казались печальными и унылыми, погруженными в раздумье (А. Чехов)

2.Она вошла в сени и бухнула на плиту тяжелый, заполненный опилками таз (О. Куваев).

3. Могучие, узловатые, переплетенные друг с другом сучья, и в них, как в колодце, маленькое оконце голубого неба (Ф. Абрамов).

4.Но все-таки помнили тот давний день и испуг, ужас и хохот (О. Куваев).

Задание. Объясните и проиллюстрируйте схему.



O, O, O O .





O: О, О, О … .




Примечание. Обобщающее слово повторяет грамматические свойства однородных членов: предмет- предмет; признак- признак; действие – действие.



Тема 15.Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Упр.1.Объясните постановку знаков препинания при обособлении определений и обстоятельств, пользуясь приводимыми примерами. Можно ли изменить структуру предложения так, чтобы пунктуация при оборотах была иной?

1. Горели костры, освещая черные капли дождя (К. Паустовский)

2.Петербург подхватывает брошенное кем-то крылатое слово, что краски Кипренского действуют на людей, как портвейн (К. Паустовский)

3. Отец, переехавший в деревню Кирилловку, женился на вдове с детьми (К. Паустовский)

4.Вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском (К. Паустовский)

5. Чего лезешь не спросясь, - окликнул его женский голос из избы (Л. Толстой)

6.Люди, грязные, изможденные, не спавшие по суткам, валились с ног (Ф. Абрамов)

Тема 16.Знаки препинания при пояснительных , уточняющих членах предложения, вводных и вставных конструкциях

Упр.1. Что такое вводные структуры? Как они выделяются и какие оттенки смысла выражают? Вставьте необходимые знаки препинания.

1. Вот однако же все, что я мог узнать о нем достоверного (Ф. Достоевский)

2.Казалось что карьера его оканчивалась (Ф. Достоевский)

3Птица очевидно чего-то боялась и на что-то сердилась (Л. Толстой)

4.А в-четвертых наша мама отправляется в полет,

Потому что наша мама называется пилот (С. Маршак)

5Боже мой какой жалкий вид у тебя! ( Д Гранин)

Упр.2.Что такое уточняющие члены предложения? Подготовьте рассказ о них, опираясь на приводимые примеры.

1. Направо от двери, у окна, единственного на этой стене, стоял стол с тремя некрашеными табуретками (Ф. Абрамов).

2. Вдали, на западе, равнина выползала на пологий холм, и казалось, что оттуда на нас накатывается широкая морская волна (Ф. Абрамов)

3. Вечером, до начала заседания правления, мы со счетоводом ответили с горем пополам на некоторые из многочисленных вопросов о сене (Г. троепольский).

4.Там, в городе, все ему было знакомо (Ю. Казакевич)

Тема 17.Знаки препинания в сложном предложении. Прямая речь.

Задание. В чем особенности постановки запятой в сложном предложении?

Сформулируйте правило постановки запятой на стыке двух союзов. Рассмотри таблицу.

ЧТО ЕСЛИ - ТО

ЧТО, ЕСЛИ - ТО



ЧТО КОГДА - ТОГДА





ЧТО, КОГДА - ТОГДА















Упр. 1. Объясните постановку знаков препинания.

1 Пение возобновилось, и на месте оленей показалась вереница людей (В. Ян).

2Направо сверкнула молния., и, точно отразившись в зеркале, она тотчас сверкнула вдали (А. Чехов)

3.При блеске молнии казалось, что обоз не двигался и подводчики застыли (А, Чехов)

4.он писал, что оба они здоровы и что все устраивается хорошо (В. Короленко)

Упр.2. Где необходимо, вставьте знаки препинания.

Егоров знал что когда кончится зима можно будет отправиться в путешествие, Он понимал что если невозможно преодолеть болото то придется возвращаться. Отряд верил, что как только их станут окружать силы умножатся.

Тема 18.Итоговый урок. Составление зачетных листов.





Список использованной литературы для учителя.

1.Гумбольд В. Избранные труды по языкознанию. – М.:Прогресс, 1984.

2.Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб.: Питер, 2000

3.Мурашов А.А.Абсолютная грамотность. – Москва – Воронеж, 2003.

4.Парандовский Ян. Алхимия слова.- М.:Правда, 1999.













































Список использованной литературы





  1. Долженко Ю.А. Проблемы профессионального саморазвития учителя в контексте педагогики образования. Барнаул,2000г.



  1. Завуч.( Журнал). Управление современной школой №2 2006г.,№5 2005г.

  2. Кириллова Г.Д. Теория и практика в условиях развивающего обучения. М. 1980г.



  1. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность. Москва-Воронеж, 2003г

  2. Махмутов М.И.,Матюшкина А.М. Теория проблемного обучения. М.,1986г.



  1. Шелковникова Л.Ф.,Резяпкина Н.А. и др. Актуальные проблемы преподавания русского языка в средней школе в условиях обновления образования. Барнаул, 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!