Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 546
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол от ______________ № ______ | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.М. Куксенко Приказ от ______________ № ______ |
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Художники певцы русской земли»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс обучающихся: 8а класс
Срок реализации (количество часов): 1 год (34 часа)
Автор-составитель:
Фокина А.И., учитель Искусства(МХК)
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли» составлен с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли» в 8а классе ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга в 2022-2023 учебном году.
Актуальность программы
Программа дает представление о взаимосвязи таких дисциплин как живопись и география. Знакомит учащихся с живописными уголками нашей родины, дает возможность с помощью полотен великих русских художников расширить свой кругозор в области ландшафта. Через зрительное восприятия географического объекта изображаемого на картине, изучают существенные черты, устанавливаю взаимосвязи, а затем переходят к формированию географических понятий. Художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях.
Цель программы
Дать представление о географических объектах России (лес, водоемы, горы и т д) с помощью произведений великих русских художников пейзажистов. Показать разнообразие ландшафта нашей родины и художественное богатство пейзажной живописи.
Задачи программы
1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению географических объектов и произведений искусства, предоставив каждому ученику возможность установить связь между живописью и географией.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности исследуемых объектов.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
ориентироваться в географических объектах;
анализировать произведения искусства;
понимать что влияние природы, ландшафта находит наиболее полное выражение в живописи;
применять полученные знания на практике.
ориентироваться в музеях где представлены пейзажные полотна русских художников
сравнивать картины различных авторов
4. Совершенствовать общеучебные умения.
5. Сформировать умение выражать собственные впечатления от произведений искусства.
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного восприятия географических объектов и пейзажа.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Предметные:
приобщение к искусству;
формирование нового знания применительно к предмету география;
понимание уникальности, неповторимости изучаемых объектов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
беседа-путешествие
викторина
исследовательская деятельность
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
тестирование
проектная деятельность
Формы контроля достижения планируемых результатов
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы: вопросы и задания в виде тестов, кроссвордов, игры, викторины. В конце каждого раздела учащиеся готовят проект (групповой или индивидуальный) в виде буклета, книги, квеста, рисунка, поделки выставки, видеоролика и т. д.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов (тем, глав, модулей) и тем занятий | Кол-во часов | Формы организации занятий |
- | Раздел I. Ведение | 1 | беседа |
- | Раздел II.Пейзажная живопись | 4 | - |
1 | Что такое «пейзаж»? | 1 | беседа |
2 | Как художник работает над пейзажем | 1 | беседа-путешествие |
3 | Виды пейзажей. Характер пейзажа. | 1 | беседа-путешествие |
4 | С чего начался русский пейзаж | 1 | Исследовательская деятельность |
- | Раздел III.Образы леса в картинах русских живописцев. | 10 | |
1 | Лес в полотнах великих художников России. | 1 | исследовательская деятельность |
2 | Лесные массивы на живописных полотнах в разное время года | 1 | беседа-путешествие |
3 | Певец русского леса И.И. Шишкин | 1 | беседа-путешествие |
4 | Знаменитые работы И.И. Шишкина. Разбор и анализ произведений. | 1 | беседа-путешествие |
5 | Образы русского леса в полотнах художников лирического пейзажа А.К. Саврасова и И.И. Левитана | 1 | беседа |
6 | Особенности изображения зимнего леса в картинах И. Грабаря | 1 | исследовательская деятельность |
7 | Лесные объекты в творчестве В.Д. Поленова, К.А. Васильева | 1 | беседа-путешествие |
8 | Особенности написания леса в картинах А.И. Куинджи | 1 | беседа-путешествие |
9 | Лестные пейзажи в художественных музеях России. | 1 | самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая) |
10 | Проектная деятельность | 1 | Проектная деятельность |
- | Раздел IV.Водные объекты России на полотнах известных художников | 13 | |
1 | Водные объекты в полотнах русских живописцев | 1 | Беседа |
2 | Речной пейзаж в живописи | 1 | беседа-путешествие |
3 | Речной пейзаж как часть природного, сельского и городского ландшафта | 1 | беседа-путешествие |
4 | Речной пейзаж как часть природного, сельского и городского ландшафта | 1 | беседа-путешествие |
5 | Волга. Великая русская река в полотнах И.И. Левитана | 1 | беседа-путешествие |
6 | Речные панорамы А.И. Куинджи | 1 | беседа-путешествие |
7 | Северные и сибирские реки в полотнах В. Сурикова, В.Д. Поленова | 1 | беседа-путешествие |
8 | Русские озера на произведениях И.И.Левитана, В.Д. Поленова, К.А. Васильева, А.К. Саврасова | 1 | беседа-путешествие |
9 | «Царь моря» И. К. Айвазовский | 1 | Беседа |
10 | Какие моря писал И.К. Айвазовский | 1 | беседа-путешествие |
11 | Черное море в полотнах И.К. Айвазовского | 1 | Самостоятельная деятельность (групповая, индивидуальная, в парах) |
12 | Другие водные объекты в произведениях русских живописцев (болота, ручьи, водохранилища, прудов) | 1 | Викторина |
13 | Проектная деятельность | 1 | Проектная деятельность |
- | Раздел V. Разнообразие ландшафта русской природы | 6 | - |
1 | Горы в полотнах русских художников | 1 | беседа-путешествие |
2 | Равнины, бескрайние просторы и луга на живописных произведениях художников 19-20 века. | 1 | беседа-путешествие, викторина |
3 | Русский пейзаж в художественных музеях России | 1 | Викторина |
4 | Экскурсия в Государственный Русский музей | 1 | экскурсия |
5 | Экскурсия в Государственный Русский музей | 1 | Экскурсия |
6 | Проектная деятельность | 1 | Проектная деятельность |
| Всего часов: | 34 | |
Содержание
Раздел «Введение». Количество часов - 1
Содержание раздела.
Дать представление о взаимосвязи таких дисциплин как живопись и география. Рассказать учащимся о планируемых темах, результатах. Показать важность взаимодействия двух разных дисциплин.
Раздел. «Пейзажная живопись». Количество часов-4.
Содержание раздела
Знакомство с таким понятием как пейзаж, сформировать определение данного понятия, познакомить учащихся с видами и характерными чертами этого жанра. Рассказать историю формирования и развития русского пейзажа.
Раздел «Образы леса в картинах русских живописцев». Количество часов - 10.
Содержание раздела.
Знакомство с художниками, которые посвящали большую часть своего творчества написанию леса. Особенно подробно изучить полотна И.И. Шишкина, разобрать самые известные его картины. Дать представления что такое лирический пейзаж и как он выражается в образе леса на полотнах А.К. Саврасова и И.И. Левитана.
Рассказать о творчестве И. Грабаря и его особенном отношении к русской зиме и русскому зимнему пейзажу, на примере его картин таких как «Февральская лазурь». Рассмотреть особенности изображения леса в картинах А.И. Куинджи, проанализировать его цветовую палитру и сравнить его произведения с картинами других художников.
Посмотреть как писали лес на своих полотнах К.А. Васильев, А.К Поленов.
Рассказать о музеях где выставлены полотна выше перечисленных художников.
Раздел «Водные объекты России на полотнах известных художников». Количество часов - 13
Содержание раздела.
Рассказать и показать на примере живописных картин как много разнообразных водных объектов на территории нашей Родины. Показать, как разнообразен речной пейзаж в живописи.
Познакомится и проанализировать полотна И.И.Левитана и его особенное отношение к главной русской реке Волге. Рассмотреть картины великих русских художников, которые часто в своем творчестве показывали различные, большие, маленькие реки.
Познакомить учащихся с картинами где изображаются различные озера, лестные, маленькие, большие и т д.
Рассказать об образе моря в полотнах И.К Айвазовского, о его особенном отношении к морской стихии.
Раздел «Разнообразие ландшафта русской природы». Количество часов – 6
Содержание раздела.
Рассказать, что природа нашей страны очень разнообразна и кроме водных объектов, леса художники часто показывали в своих полотнах горы, русское поле, бескрайние луга и равнины. Показать на примере конкретных авторов и их произведений как разнообразна, огромна и прекрасна наша родина. В завершении курса посетить Государственный Русский музей, где представлено очень много живописных пейзажей.
Методическое обеспечение
Источники информации (литература, электронные ресурсы) для учителя:
Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.
Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.
Культура Петербурга https://spbcult.ru/
Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html
Источники информации (литература, электронные ресурсы) для обучающихся:
Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.
Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.
Культура Петербурга https://spbcult.ru/
Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийная доска
Список использованной литературы
Нормативно-правовые документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями);
Основная образовательная программа основного общего образования, обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку по предметам художественно-эстетического цикла, ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга.
Учебно-методические пособия (литература) и электронные ресурсы:
Авторская программа: Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание 4. - СПб, издательство «СМИО Прес», 2012.
Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.
Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.
Культура Петербурга https://spbcult.ru/
Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html