СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 546

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга





ПРИНЯТА

Педагогическим советом
Протокол от ______________ № ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________________ С.М. Куксенко


Приказ от ______________ № ______





ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Художники певцы русской земли»





Направление: общеинтеллектуальное

Класс обучающихся: 8а класс

Срок реализации (количество часов): 1 год (34 часа)



Автор-составитель:

Фокина А.И., учитель Искусства(МХК)












Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка


Курс внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли» составлен с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Художники певцы русской земли» в 8а классе ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга в 2022-2023 учебном году.


Актуальность программы

Программа дает представление о взаимосвязи таких дисциплин как живопись и география. Знакомит учащихся с живописными уголками нашей родины, дает возможность с помощью полотен великих русских художников расширить свой кругозор в области ландшафта. Через зрительное восприятия географического объекта изображаемого на картине, изучают существенные черты, устанавливаю взаимосвязи, а затем переходят к формированию географических понятий. Художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях.


Цель программы

Дать представление о географических объектах России (лес, водоемы, горы и т д) с помощью произведений великих русских художников пейзажистов. Показать разнообразие ландшафта нашей родины и художественное богатство пейзажной живописи.


Задачи программы

1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению географических объектов и произведений искусства, предоставив каждому ученику возможность установить связь между живописью и географией.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности исследуемых объектов.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в географических объектах;

  • анализировать произведения искусства;

  • понимать что влияние природы, ландшафта находит наиболее полное выражение в живописи;

  • применять полученные знания на практике.

  • ориентироваться в музеях где представлены пейзажные полотна русских художников

  • сравнивать картины различных авторов

4. Совершенствовать общеучебные умения.

5. Сформировать умение выражать собственные впечатления от произведений искусства.


Планируемые результаты

Личностные:

Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного восприятия географических объектов и пейзажа.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу в сотрудничестве;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  •  анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные:

приобщение к искусству;

формирование нового знания применительно к предмету география;

понимание уникальности, неповторимости изучаемых объектов.


Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

  • беседа-путешествие

  • викторина

  • исследовательская деятельность

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

  • тестирование

  • проектная деятельность


Формы контроля достижения планируемых результатов

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы: вопросы и задания в виде тестов, кроссвордов, игры, викторины. В конце каждого раздела учащиеся готовят проект (групповой или индивидуальный) в виде буклета, книги, квеста, рисунка, поделки выставки, видеоролика и т. д.


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов (тем, глав, модулей)
и тем занятий

Кол-во часов

Формы организации занятий

-

Раздел I. Ведение

1

беседа

-

Раздел II.Пейзажная живопись

4

-

1

Что такое «пейзаж»?

1

беседа

2

Как художник работает над пейзажем

1

беседа-путешествие

3

Виды пейзажей. Характер пейзажа.

1

беседа-путешествие

4

С чего начался русский пейзаж

1

Исследовательская деятельность

-

Раздел III.Образы леса в картинах русских живописцев.

10


1

Лес в полотнах великих художников России.

1

исследовательская деятельность

2

Лесные массивы на живописных полотнах в разное время года

1

беседа-путешествие

3

Певец русского леса И.И. Шишкин

1

беседа-путешествие

4

Знаменитые работы И.И. Шишкина. Разбор и анализ произведений.

1

беседа-путешествие

5

Образы русского леса в полотнах художников лирического пейзажа А.К. Саврасова и И.И. Левитана

1

беседа

6

Особенности изображения зимнего леса в картинах И. Грабаря

1

исследовательская деятельность

7

Лесные объекты в творчестве В.Д. Поленова, К.А. Васильева

1

беседа-путешествие

8

Особенности написания леса в картинах А.И. Куинджи

1

беседа-путешествие

9

Лестные пейзажи в художественных музеях России.

1

самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая)

10

Проектная деятельность

1

Проектная деятельность

-

Раздел IV.Водные объекты России на полотнах известных художников

13


1

Водные объекты в полотнах русских живописцев

1

Беседа

2

Речной пейзаж в живописи

1

беседа-путешествие

3

Речной пейзаж как часть природного, сельского и городского ландшафта

1

беседа-путешествие

4

Речной пейзаж как часть природного, сельского и городского ландшафта

1

беседа-путешествие

5

Волга. Великая русская река в полотнах И.И. Левитана

1

беседа-путешествие

6

Речные панорамы А.И. Куинджи

1

беседа-путешествие

7

Северные и сибирские реки в полотнах В. Сурикова, В.Д. Поленова

1

беседа-путешествие

8

Русские озера на произведениях И.И.Левитана, В.Д. Поленова, К.А. Васильева, А.К. Саврасова

1

беседа-путешествие

9

«Царь моря» И. К. Айвазовский

1

Беседа

10

Какие моря писал И.К. Айвазовский

1

беседа-путешествие


11

Черное море в полотнах И.К. Айвазовского

1

Самостоятельная деятельность (групповая, индивидуальная, в парах)


12

Другие водные объекты в произведениях русских живописцев (болота, ручьи, водохранилища, прудов)

1

Викторина

13

Проектная деятельность

1

Проектная деятельность

-

Раздел V. Разнообразие ландшафта русской природы

6

-

1

Горы в полотнах русских художников

1

беседа-путешествие

2

Равнины, бескрайние просторы и луга на живописных произведениях художников 19-20 века.

1

беседа-путешествие, викторина

3

Русский пейзаж в художественных музеях России

1

Викторина

4

Экскурсия в Государственный Русский музей

1

экскурсия

5

Экскурсия в Государственный Русский музей

1

Экскурсия

6

Проектная деятельность

1

Проектная деятельность


Всего часов:

34



Содержание


Раздел «Введение». Количество часов - 1


Содержание раздела.

Дать представление о взаимосвязи таких дисциплин как живопись и география. Рассказать учащимся о планируемых темах, результатах. Показать важность взаимодействия двух разных дисциплин.


Раздел. «Пейзажная живопись». Количество часов-4.

Содержание раздела

Знакомство с таким понятием как пейзаж, сформировать определение данного понятия, познакомить учащихся с видами и характерными чертами этого жанра. Рассказать историю формирования и развития русского пейзажа.


Раздел «Образы леса в картинах русских живописцев». Количество часов - 10.


Содержание раздела.

Знакомство с художниками, которые посвящали большую часть своего творчества написанию леса. Особенно подробно изучить полотна И.И. Шишкина, разобрать самые известные его картины. Дать представления что такое лирический пейзаж и как он выражается в образе леса на полотнах А.К. Саврасова и И.И. Левитана.

Рассказать о творчестве И. Грабаря и его особенном отношении к русской зиме и русскому зимнему пейзажу, на примере его картин таких как «Февральская лазурь». Рассмотреть особенности изображения леса в картинах А.И. Куинджи, проанализировать его цветовую палитру и сравнить его произведения с картинами других художников.

Посмотреть как писали лес на своих полотнах К.А. Васильев, А.К Поленов.

Рассказать о музеях где выставлены полотна выше перечисленных художников.


Раздел «Водные объекты России на полотнах известных художников». Количество часов - 13


Содержание раздела.

Рассказать и показать на примере живописных картин как много разнообразных водных объектов на территории нашей Родины. Показать, как разнообразен речной пейзаж в живописи.

Познакомится и проанализировать полотна И.И.Левитана и его особенное отношение к главной русской реке Волге. Рассмотреть картины великих русских художников, которые часто в своем творчестве показывали различные, большие, маленькие реки.

Познакомить учащихся с картинами где изображаются различные озера, лестные, маленькие, большие и т д.

Рассказать об образе моря в полотнах И.К Айвазовского, о его особенном отношении к морской стихии.



Раздел «Разнообразие ландшафта русской природы». Количество часов – 6


Содержание раздела.

Рассказать, что природа нашей страны очень разнообразна и кроме водных объектов, леса художники часто показывали в своих полотнах горы, русское поле, бескрайние луга и равнины. Показать на примере конкретных авторов и их произведений как разнообразна, огромна и прекрасна наша родина. В завершении курса посетить Государственный Русский музей, где представлено очень много живописных пейзажей.

Методическое обеспечение


Источники информации (литература, электронные ресурсы) для учителя:

  1. Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.

  2. Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.

  3. Культура Петербурга https://spbcult.ru/

  4. Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html


Источники информации (литература, электронные ресурсы) для обучающихся:

  1. Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.

  2. Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.

  3. Культура Петербурга https://spbcult.ru/

  4. Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html


Материально-техническое обеспечение


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Мультимедийная доска

Список использованной литературы


Нормативно-правовые документы:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями);

    2. Основная образовательная программа основного общего образования, обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку по предметам художественно-эстетического цикла, ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга.


Учебно-методические пособия (литература) и электронные ресурсы:

  1. Авторская программа: Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание 4. - СПб, издательство «СМИО Прес», 2012.

  2. Учебник: Искусство: Мир и человек в искусстве.7 кл.учебник /Г.И. Данилова. -3-е изд., стереотип. -М.: ДРОФА,2016. -253.

  3. Учебник: Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-046214-3.

  4. Культура Петербурга https://spbcult.ru/

  5. Музыкальный Петербург https://www.kp.ru/best/msk/peterburg_excursion/page219611.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!