СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья", 68 часов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование человека высокой нравственности, патриота через пробуждение интереса к культуре и быту прошлого.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья", 68 часов»


«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.

-Программы и методических рекомендаций А.Ш. Кержнер. Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации/ А.Ш.Кержнер, В.А. Архипова,Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Карюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2013

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

       История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.

      Изучение культуры народов Поволжья помогает глубже уяснить  смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем крае, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять его особенности, его историю и культуру, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка.

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Культура народов Поволжья должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.

- формирование у школьников целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков;

- способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства; культуры межнационального общения в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны;

- развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России – общее достояние нашего Отечества;

- формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;

- выработать у школьников способность наслаждаться красотой, как в восприятии, так и в активной творческой деятельности;

- углублять развитие творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций;

- осуществлять знакомство с традиционной культурой народов Сибири для активизации познавательного интереса к отечественной культуре и мировой художественной культуре, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.

Программа способствует решению не только эстетических, но и, прежде всего, идейно – нравственных задач современного образования и культуры.

Актуальность программы

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, вызывает необходимость познания истории народов, живущих на территории региона, их истоков и корней.

Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Ульяновской области проживают представители многих национальностей. В гимназии обучаются кроме русских татары, чуваши, мордва, украинцы, азербайджанцы, армяне.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

за свой многонациональный народ, его культурное наследие.

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на  конференциях, олимпиадах  и конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Формы проведения занятий:

1.    Беседы

2. Экскурсии

3.     Игры

4.    Практикумы

5.     Праздники-концерты

5.     Проектная деятельность

6.     Исследовательская деятельность

Педагогические принципы, необходимые при реализации программы кружка:

• Национальное своеобразие

• Духовность

• Гуманность

• Поликультурность

• Историзм


Результаты изучения учебного курса

Личностные

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

Метапредметные результаты освоения ученой программы

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание программы.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Край в котором мы живем

8

2

Народная педагогика.

28

3

Выдающиеся люди народов Поволжья.

4

4

Музыкальное искусство народов Поволжья.

4

5

Национальные игры, праздники и обряды.

4

6

Национальный костюм народов Поволжья.

6

7

Национальные блюда.

6

8

Заочное путешествие по городам-столицам.

6


Резерв

2

Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия

К/ч.


Раздел 1. Край в котором мы живем.8ч.



1

Исторические этапы формирования чувашского народа.

2


2

Исторические этапы формирования татарского народа.

2


3

Исторические этапы формирования мордовского народа.

2


4

Религиозные представления и верования народов Поволжья

2


Раздел 2. Народная педагогика. 14ч.



5

Религиозные представления в воспитании.

2


6

Семейное воспитание в русской крестьянской семье

2


7

Колыбельные.

2


8

Русские пестушки.

2


9

Народные праздники и воспитание.

2


10

Формирование детского быта.

2


11

Наказания и поощрения в воспитании.

2


12

Труд в воспитании.

2


13

Обряды и традиции воспитания у татар

2


14

Отношение к детям в татарской культуре.

2


15

Специфика традиций воспитания детей в татарских семьях

2


16

Обряды, свзанные с рождением ребенка.

2


17

Роль матери и отца в воспитании.

2


18

Трудовое воспитание в чувашских семьях

2


Раздел 3. Выдающиеся люди народов Поволжья. 4 ч.



19

Выдающиеся представители литературы татарского мордовского и чувашского народов.

2


20

Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры.

2


Раздел4. Музыкальное искусство народов Поволжья. 4ч.



21

Музыкальный фольклор народов Поволжья.

2


22

Музыкальные инструменты народов Поволжья.

2


Раздел 5. Национальные игры, праздники и обряды. 4ч.



23

Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья.

2


24

Национальные игры.

2


Раздел 6. Национальный костюм народов Поволжья. 6ч.



25

Национальный костюм.

2


26

Вышивка и орнамент

2


27

Различия и сходства элементов национального костюма.

2


Раздел 7.Национальные блюда. 6ч.



28

Виды продуктов питания.

2


29

Рецепты национальных блюд.

2


30

Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом

2


Раздел 8. Заочное путешествие по городам-столицам. 6ч.



31

Казань. Разработка экскурсионной программы.

2


32

Саранск. Разработка экскурсионной программы.

2


33

Чебоксары. Разработка экскурсионной программы.

2


34

Резерв.

2




Литература для учащихся:

-Русское устное народное творчество. Чередникова М.П. Голос из детства дальней дали.М., 2002.

-Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников. М., 1959.
-Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л., 1932.

-Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 41-43, 166-174.

-Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. М., 1957 (и др. изд. сб.).      Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

-Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

-Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

 -Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

 -Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

-Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

-Волга – река русская. - Саратовское книжное издательство 1954г.

-Волжские сказки.- Саратовское издательство. «Надежда» 1993г.

-Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ Сост. В.И. Вардугин. - Саратов. Надежда 1996г.

-Серия «Сказки народов мира» с 1991г.

-Сказки Волгоградской области. – Волгоградское областное издательство 1937г.

- В.М.Воскобойников «Иллюстрированная православная энциклопедия» Изд-во «Эксмо», 1988

- М.Межиева «Праздники на Руси» Изд-во «Белый город», 2009

-В.М.Ермолаев. "Сельское хозяйство ТАССР", вып.1. Казань, 1925, стр. 215 и далее.

-П.Рычков. "Письмо о земледельстве в Казанской и Оренбургской губерниях."

-"Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие". СПб., 1758, стр.433-434.

-И.Лепехин. "Дневные записки путешествий по различным провинчиям Российского

государства", ч.1, СПб., 1771,стр.126.

-Н.И.Воробьев. "Казанские татары". Казань, 1953, стр.92; Он же. "Чуваши".

Чебоксары, 1956, стр.86, 87.

-Н.И.Воробьев. "Татары Среднего Поволжья и Приуралья", М.1967, стр.66.

-Н.И. Воробьёв и др. "Чуваши". Этнографическое исследование. Ч. 1, стр. 361.

-С.И. Руденко. "Башкиры. Историко-этнографические очерки", М.-Л., 1955, стр.81.

-Е.И.Руденко. Указ. соч., стр.137.

-Н.Н.Вечеслов. "Описание костюмов русских и инородческих у крестьян Казанской губ", Казань, 1973.

-В.Н. Белицер. "Народная одежда удмуртов", М.1951, стр.58.

-Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

-Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. Иркутск, 1920.

-Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928.

для учителя:

-Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный -русский фольклор, М., 1966.

  - Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974. -Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки, М., 1970. -Роды и жанры литературы, кн. 2, М., 1964. -Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв., М., 1967.

-Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

-Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.

-Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой. М., 1957.

  - Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка,. Москва. МИПКРО, 1999.

  -Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.

  -Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

  -Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

  -Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

-Фольклор Волгоградской области. – Волгоградское областное издательство 1946г.

-Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.

-Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.

-В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.

-В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.

-«Этносы Самарского края». Самара 2003г.

-«Сценарии детских православных праздников» Изд-во «Ковчег», 2007

-«Рождество Христово» Изд-во «Сретенский мужской монастырь», 2010

-Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.

-Алексеев B.П. Историческая антропология. Учебное пособие. М. 1979.

-Алексеев В.П. Этногенез. Учебное пособие. М: Высшая школа. 1986.

-Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969.

-Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

-Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. М., 2004.

-Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

-Мордва. Саранск, 1981.

-Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.

-Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Л., 1960.

- Край симбирский: Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.

-Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.-М., 1988-1990.

-Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., Знание,

1984.

-Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. - М., 1983.

-Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.-

Ульяновск, 1993.

Интернет ресурсы


http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе

http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)

http://www.kazakh.ru/photo/clothes/

http://costumer.narod.ru/text/volga-women-index.htm

http://n-costume.livejournal.com/3664.html

http://kulturanarod.blogspot.ru/p/blog-page_4191.html

http://infotech-g.narod.ru/rabotidet/texno/kost_pov.htm

http://evk-skell.ucoz.ru/forum/29-95-1- город Мастеров





Скачать

© 2021, 281 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!