РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мы в мире профессий»
в 5-х классах
I Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
* Федерального закона от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
* Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
* Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
* Основной образовательной программы основного общего образования средней школы №
* Положения о внеурочной деятельности средней школы №
* Положения о рабочей программе учителя внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора
* Приказа директора о продолжительности учебного года
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательном учреждении, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Цель программы: создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Задачи программы:
* Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность.
* Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
* Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы: профориентационные игры; игровые профессиональные упражнения; самоописание; групповая дискуссия; использование конструктивной обратной связи.
Программа курса «Мы в мире профессий» разработана в рамках социального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» реализуется с учащимися 5 класса. Общее количество занятий в учебном году – 17 часов. Периодичность проведения занятий: 1 час в две недели согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.
Для отслеживания эффективности реализации программы в начале занятий и на завершающем занятии проводится анкетирование учащихся.
II Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий»
I. Личностные:
потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах деятельности;
готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;
формирование умения находить средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции
Познавательные:
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта;
умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
о правилах конструктивной групповой работы;
опыт публичного выступления;
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
участвовать в исследовательских работах;
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
иметь представление о правилах проведения исследования;
III Содержание курса внеурочной деятельности
«Мы в мире профессий»
1. Введение. Знакомство. Анкетирование (1 час)
2. Мои личные профессиональные планы. Составление плана профессиональной карьеры (1 час)
3. Самооценка и уровень притязаний. Получение необходимой информации о самооценке учащихся. Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профопределению (1 час)
4. Интересы и склонности в выборе профессии. Интересы различаются по содержанию по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека. Практические задания (1 час)
5. Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э (1 час)
6. Концепция индивидуальности Голланда.
«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип ригидности психологической установки», «Тест Голланда» (1 час)
7. Правила выбора профессии. Получение учащимися информации о том, на что надо опираться при выборе профессии, обсуждение правил (1 час)
8. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Обсуждение: типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Практические задания (1 час)
9. Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» Написание сочинения по заданной теме, обсуждение (1 час)
10. Современный рынок труда Получение информации о востребованных, популярных профессиях на рынке труда, обсуждение (1 час)
11. В каких учебных заведениях можно получить профессию? Работа с матрицей профессионального выбора. Формы и уровни профессионального образования. Практические задания (1 час)
12. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») Изучение стратегии выбора профессии: «Хочу-могу-надо» (1 час)
13. Как готовить себя к будущей профессии? Планирование профессиональной карьеры. Тест «Уровень готовности к выбору профессии» (1 час)
14. Рабочие профессии Получение информации учащимися по теме, какие профессии относят к рабочим. Востребованность рабочих профессий (1 час)
15. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» Написание сочинения по заданной теме, обсуждение (1 час)
16. Творческий проект "Моя будущая профессия" Урок-конференция «Моя будущая профессия» (1 час)
17. Итоговое занятие рефлексия. Обсуждение учащимися, что они узнали на занятиях, чему научились, рефлексия. Анкетирование (1 час)
IV Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мы в мире профессий»
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Вид деятельности |
теор | практика |
1 | Введение. Знакомство. | 1 | | Беседа | Проблемно-диалогическое общение Прохождение анкетирования |
2 | Мои личные профессиональные планы. | 1 | | Беседа | Составление плана профессиональной карьеры |
3 | Самооценка и уровень притязаний. | 0,5 | 0,5 | лекция, практика | Получение необходимой информации о самооценке учащихся Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профопределению. Практические задания. |
4 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 0,5 | 0,5 | лекция, практика | Интересы различаются по содержанию по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека. Практические задания. |
5 | Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | 0,5 | 0,5 | лекция, практика | Деятельность, направленная на пользу обществу, деятельность, требующая профессионального обучения, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату). Практические задания. Прохождение опросника Е.А. Климова |
6 | Концепция индивидуальности Голланда. | 0,5 | 0,5 | лекция, тестирование | Определение профессионального типа личности. Тест «Определение профессионального типа личности». |
7 | Правила выбора профессии. | 1 | | лекция, беседа | Получение учащимися информации о том, на что надо опираться при выборе профессии, обсуждение правил |
8 | Ошибки и затруднения при выборе профессии. | 0,5 | 0,5 | лекция, практика, беседа | Обсуждение: типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Практические задания. |
9 | Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия». | | 1 | практика | Написание сочинения по заданной теме, обсуждение |
10 | Современный рынок труда | 1 | | Лекция, беседа | Получение информации о востребованных, популярных профессиях на рынке труда, обсуждение |
11 | В каких учебных заведениях можно получить профессию? | 0,5 | 0,5 | лекция, практика | Работа с матрицей профессионального выбора. Формы и уровни профессионального образования. Практические задания. |
12 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). | 1 | | лекция, беседа | Изучение стратегии выбора профессии: Хочу-могу-надо. |
13 | Как готовить себя к будущей профессии? | 0,5 | 0,5 | лекция, практика | Планирование профессиональной карьеры. Тест «Уровень готовности к выбору профессии» |
14 | Рабочие профессии. | 1 | | лекция, беседа | Получение информации учащимися по теме, какие профессии относят к рабочим. Востребованность рабочих профессий. |
15 | Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» | | 1 | практика | Написание сочинения по заданной теме, обсуждение |
16 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | | 1 | практика | Урок-конференция «Моя будущая профессия» |
17 | Итоговое занятие рефлексия | 0,5 | 0,5 | Беседа, анкетирование | Обсуждение учащимися, что они узнали на занятиях, чему научились, рефлексия. Анкетирование |
| итого | | | | 17 ч. |
Для оценки эффективности программы используется анкетирование учащихся на первом и завершающем занятиях.