Программа квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.
Категория специалистов: «Учителя предмета «Физическая культура и здоровье» учреждений общего среднего образования»
1. Требования, предъявляемые к учреждениям образования по охране здоровья обучающихся (Кодекс Республики Беларусь об образовании, раздел 2, глава 5, статья 41).
2. Понятие «силовые способности», их виды, факторы, методы развития и оценки. Режимы работы мышц.
3. Требования, предъявляемые к современному уроку физической культуры.
4. Понятие «скоростные способности», формы их проявления, факторы, методы развития и оценки. Простые и сложные двигательные реакции.
5. Задачи физического воспитания учащихся начальной, базовой, средней школы, их соответствие общей цели физического воспитания учащихся.
6. Понятие «выносливость», виды выносливости, факторы, методы развития и оценки. Способы дозирования нагрузки.
7. Правила безопасности при организации и проведении физкультурных занятий и спортивных соревнований в спортивном зале и на открытых площадках (на примере отдельного урока или вида спорта).
8. Понятие «гибкость», ее виды, факторы, традиционные и нетрадиционные методы развития гибкости, способы оценки.
9. Объективные и субъективные методы оценки деятельности учителя и учащихся, используемые при общем анализе урока физической культуры.
10. Понятие «координационные способности», их классификация, факторы, методы развития и оценки.
11. Характеристика методов организации занятий с учащимися на уроках физической культуры.
12. Методика определения общей и моторной плотности урока.
13. Методика усвоения и закрепления знаний у учащихся по предмету «Физическая культура и здоровье». Особенности применения данной методики в начальной, базовой и средней школах.
14. Общая характеристика методов физического воспитания, применяемых на уроках физической культуры и здоровья в учреждении ОСО.
15. Методики обучения двигательным умениям и формирования двигательных навыков у учащихся. Особенности применения различных методик в начальной, базовой и средней школах (на примере конкретных упражнений из школьной программы).
16. Методы словесного воздействия, их характеристика и особенности использования.
17. Методы развития общей и специальной выносливости у учащихся средних и старших классов на уроках физической культуры средствами различных видов спорта.
18. Методы обеспечения наглядности, их характеристика и особенности использования. Виды наглядности.
19. Методы развития силовых и скоростно-силовых качеств у учащихся старших классов на уроках физической культуры средствами различных видов спорта.
20. Методы строго-регламентированного упражнения, их характеристика и особенности использования.
21. Требования к подбору упражнений для домашних заданий. Методы контроля и критерии оценки домашних заданий.
22. Понятия «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», их соотношение и характеристика.
23. Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников (Кодекс Республики Беларусь об образовании, раздел 2, глава 6, статья 51, 53).
24. Методика текущей и итоговой оценки умений и навыков учащихся (на примере любого программного упражнения).
25. Понятия «физическое развитие», «физическая подготовленность», «физическое совершенство», «физическая культура личности» и их характеристика.
26. Характеристика метода круговой тренировки. Его роль и место в системе уроков физической культуры.
27. Основные группы принципов теории и методики физической культуры и их краткая характеристика.
28. Методика тестирования и определения уровня физической подготовленности учащихся. Критерии оценки УФП.
29. Взаимосвязь физического и умственного воспитания.
30. Возрастно-половые особенности физического воспитания учащихся V-IX классов.
31. Взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
32. Особенности методики физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.
33. Взаимосвязь физического и эстетического воспитания.
34. Методика дозирования физических нагрузок на уроках физкультуры с элементами легкой атлетики и лыжной подготовки.
35. Взаимосвязь физического и трудового воспитания.
36. Методика дозирования физических нагрузок на уроках с элементами спортивных (подвижных) игр и гимнастики.
37. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение».
38. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления. Пульсометрия. Методика их использования на уроках физкультуры.
39. Структура и особенности этапов процесса обучения двигательным действиям в процессе занятий по физической культуре в учреждении ОСО.
40. Средства и методы восстановления после физических нагрузок, используемые на уроках физической культуры.
41. Формы построения занятий в физическом воспитании.
42. Особенности методики физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
43. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школьника.
44. Методика обучения плаванию и оказания доврачебной помощи утопающему.
45. Формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и их общая характеристика.
46. Правила организации и проведения общешкольных соревнований по кроссу и лыжным гонкам.
47. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию.
48. Правила организации и проведения общешкольных соревнований по спортивным и подвижным играм, спортландий.
49. Система физического воспитания Республики Беларусь, общая характеристика ее основ.
50. Правила организации и проведения общешкольных соревнований по легкой атлетике (бег, прыжки, метание).
51. Характеристика игрового метода физического воспитания, его положительные и отрицательные стороны.
52. Виды туризма. Правила организации и проведения туристских походов, экскурсий, слетов, соревнований.
53. Характеристика соревновательного метода физического воспитания, особенности его использования.
54. Гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями в спортивном зале и на открытых площадках (в том числе в зонах радиоактивного и экологического загрязнения).
55. Общеметодические принципы физического воспитания и их общая характеристика.
56. Методика анализа урока физической культуры. Критерии оценки работы учителя физкультуры.
57. Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика.
58. Требования к учету успеваемости учащихся (заполнение классного журнала).
59. Понятия «задатки», «способности», «двигательное умение», «двигательный навык» и их общая характеристика.
60. Пути интенсификации процесса физического воспитания учащихся. Методика поурочного планирования учебного материала.
61. Классификация физических упражнений, типы интервалов и характер отдыха между повторениями упражнений.
62. Педагогический контроль, виды и методы контроля.
63. Структура урока физкультуры. Общие задачи структурных частей урока и средства их решения.
64. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
65. Понятие о физических нагрузках, их структурные характеристики.
66. Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста.
67. Формы планирования учебного материала. Требования, предъявляемые к различным формам планирования.
68. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений.
69. Понятие о сенситивных периодах и их учет при планировании и развитии двигательных (физических) качеств учащихся на уроках физической культуры.
70. Формы физического воспитания в семье.
Список литературы для подготовки к экзамену
1. | Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 13, 2/1795. |
2. | Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», от 4 января 2014 г. № 125-З. |
3. | Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам: утв. приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674. |
4. | Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура i здароуе» для I класау устаноу агульнай сярэдняй адукацыi з беларускай мовай навучання i выхавання. - Мiнск: НIА, 2015; |
5. | Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. - Минск: НИО, 2015; для II - IV классов: |
6. | Вучэбная праграма для устаноу агульнай сярэдняй адукацый з беларускай мовай навучання. Фiзiчная культура i здароуе II - IV класы. - Мiнск: НIА, 2012; |
7. | Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Физическая культура и здоровье II - IV классы. - Минск: НИО, 2012; для V класса: |
8. | Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура i здароуе» для V класса устаноу агульнай сярэдняй адукацыi з беларускай мовай навучання i выхавання. - Мiнск: НIА, 2015; |
9. | Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для V класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. - Минск: НИО, 2015; для VI - IХ и ХI классов: |
10. | Вучэбная праграма для устаноу агульнай сярэдняй адукацый з беларускай мовай навучання. Фiзiчная культура i здароуе V - XI класы. - Мiнск: НIА, 2012; |
11. | Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Физическая культура и здоровье V - XI классы. - Минск: НИО, 2012; для Х класса: |
12. | Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура i здароуе» для Х класса устаноу агульнай сярэдняй адукацыi з беларускай мовай навучання i выхавання. - Мiнск: НIА, 2015; |
13. | Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для Х класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. - Минск: НИО, 2015; для специальных медицинских групп: |
14. | Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноу з беларускай мовай навучання. Фiзiчная культура i здароуе I—XII класы. - Мiнск: НIА, 2007; |
15. | Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Физическая культура и здоровье I—XII классы. — Минск: НИО, 2007. |
16. | Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в текущем учебном году: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь. |
17. | Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования |
18. | Положение о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, формирования состава участников спортивных мероприятий, их направления на спортивные мероприятия и материального обеспечения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 902; |
19. | Положение о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материального обеспечения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 903; |
20. | Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»; |
21. | Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.09.2009 № 105 (с изменениями и дополнениями от 01.07.2010 № 76, от 03.11.2011 № 111); |
22. | Санитарные нормы и правила «Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 127; |
23. | Инструкция о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38; |
24. | Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2014 № 49 «Об установлении перечня медицинских противопоказаний к занятию видами спорта и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2011 № 47»; |
25. | Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 02.07.2014 № 16 «Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24.06.2008 № 17». |
26. | Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. № 106 утверждены должностные обязанности Руководителя физического воспитания учреждения общего среднего образования. |
27. | Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 79/18/40 Об утверждении Положения о специализированных по спорту классах и порядке приема лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования |
28. | Положения о спортивно-оздоровительном лагере |
29. | Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" |
30. | Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 16 февраля 2007 г. № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта и порядке прохождения специальной подготовки для допуска к занятию педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта" |
31. | Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 "Об утверждении инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками" |
32. | Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие / И.С. Барчуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. –528 с. |
33. | Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: в 2-х т.: учебник / Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 424 с. |
34. | Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с. |
35. | Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие / В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 272 с. |
36. | Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 544 с. |
37. | Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 2008. – 544 с. |
38. | Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: в 2-х т. Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания: учебник / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: ФиС, 1976. – 304 с. |
39. | Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л.П. Матвеев. – М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. – 160 с. |
40. | Смотрицкий, А.Л. Практикум по теории и методике физического воспитания: пособие / А.Л.Смотрицкий. – Минск: УО «БГУФК», 2015. |
41. | Смотрицкий, А.Л. Теория и методика физической культуры: словарь-справочник / А.Л. Смотрицкий. – Минск: РИВШ, 2009. – 172 с. |
42. | Теория и методика физического воспитания: учеб.пособие для студ. факультетов физического воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др.; Под. ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 360 с. |
43. | Хозяинов, Г.И. Акмеология физической культуры и спорта / Г.И. Хозяинов, Г.И., Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. – М.: Академия, 2005. – 208 с. |
44. | Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с. |
»