СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Ветер времени»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

«Ветер времени»

Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Ветер времени»»

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»







Программа лагеря с дневным пребыванием детей

«Ветер времени»







































Срок реализации программы июнь 2015 года











Авторы: заместитель директора по воспитательной работе

Н.И. Ветлугина

Педагог дополнительного образования

С.В. Скидан











2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел программы

Стр.

Информационная карта программы

3

Пояснительная записка.

8

Краткая характеристика участников программы

13

Целевой блок программы: цель, задачи, предполагаемые результаты программы

13

Критерии и способы оценки качества реализации программы

16

Содержание и средства реализации программы

19

Кадровое обеспечение программы

28

Информационно-методическое обеспечение программы.

28

Материально-техническое обеспечение программы

30

Список литературы

31



































ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа летнего профильного лагеря дневного пребывания детей «Ветер времени»

Автор-составитель

Ветлугина Наталья Ивановна – заместитель директора по ВР

Скидан Сергей Владимирович – педагог дополнительного образования

Исполнители Программы

Администрация школы, педагогический коллектив МБОУ «СОШ №8», ученический коллектив, родительская общественность

Сроки реализации программы

Июнь 2015 г.

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных родительских средств.


Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование личностных и социальных компетентностей подростков в условиях профильного лагеря дневного пребывания патриотической направленности через занятия техническим творчеством, поисковой работой, спортивно – оздоровительной деятельностью

Задачи

  1. Создать систему занятий техническим творчеством в рамках профильного лагеря.

  2. Выработать план поисковой работы в лагере.

  3. Создать систему спортивно – оздоровительной деятельности.

  4. Обеспечить самореализацию и личностный рост воспитанников через решение следующих задач:

Обучающие задачи

  • формировать интерес к труду, различным видам технического творчества;

  • повысить уровень теоретической подготовки ребят в области истории России, Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска;

  • формировать интерес к истории развития техники и истории своей Родины и ее Вооруженных Сил;

  • формировать элементарные умения в области туристической подготовки, работы с металлодетектором;

  • совершенствовать практические умения и навыки исследовательской деятельности;

  • формировать элементы конструкторских и технологических знаний;

  • формировать навыки работы с различными инструментами, приспособлениями, материалами;

  • обучить детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и терминов;

  • формировать умения самостоятельно решать вопросы сборки масштабных моделей, военно-исторических миниатюр, диорам, обучить приемам и технологии изготовления фигур;

  • обучить умению планирования своей трудовой и игровой деятельности;

  • обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами;

  • формировать коммуникативные способности учащихся;

  • научить применять на практике технические, технологические, военные и военно-исторические, историко-культурные понятия и термины.

Воспитательные задачи

  • воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примерах истории России, воинских традиций, воинских подвигов и трудовых свершений;

  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину, бережного отношения к памятникам истории, культуры края;

  • воспитывать уважение к Вооруженным Силам, воинским профессиям, понимание и уважение воинских традиций Российской армии;

  • воспитывать уважение к труду и людям труда;

  • формировать трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, волю стремление к победе;

  • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

  • приобщать к нормам социальной жизнедеятельности через создание ситуации успеха;

  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи и взаимопонимания;

  • формировать самостоятельность и инициативность;

  • формировать эмоционально - волевую устойчивость;

  • формировать качества лидера и умение руководить и быть командиром;

  • формировать правильное понятие дисциплины, умение выполнять приказы командира (умение подчиняться);

  • воспитывать бережливость и рациональное использование материалов;

  • формировать навыки здорового образа жизни.


Развивающие задачи

  • развивать у детей элементы творческого мышления, конструкторские способности, изобретательность, творческую инициативу;

  • развивать познавательную активность и способность к самообразованию;

  • развивать умения умственного труда (умение запоминать, анализировать, оценивать, предвидеть результаты);

  • развивать техническое и логическое мышление при выполнении теоретических и практических заданий;

  • развивать мотивацию детей к творческому поиску;

  • развивать потребность детей в творческой деятельности;

  • развивать коммуникативную сферу ребенка;

  • развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, воображение и зону творческих возможностей детей;

  • развивать кругозор детей через знакомство с историей России, Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска.


Оздоровительные:

  • укреплять здоровье благодаря пребыванию на свежем воздухе и физическим упражнениям и сочетанию отдыха и занятий;

  • способствовать изменению ценностного отношения подростков к своему здоровью, его укреплению, блокировке негативных и вредных привычек;

  • создать эмоционально-доброжелательную атмосферу, способствующую полноценному общению между участниками лагеря, развитию творческого потенциала каждого ребёнка.

Приоритетные направления

Программы

  • Патриотическое

  • Техническое творчество

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

Укрепление здоровья детей через

    • соблюдение режима питания;

    • витаминизацию организма;

    • занятие спортом и проведение мероприятий на свежем воздухе;

формирование устойчивого интереса и уважения к истории большой и малой Родины;

личностный рост участников программы с развитыми гражданско – патриотическими качествами и сформированными навыками культуры общения и поведения;

приобретение умений в области технического творчества (стендового моделизма, военно – исторической миниатюры), поисковой работы;

развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

привитие навыков самообслуживания;

самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

улучшение социально-психологического климата в школе;

расширение социального опыта;

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры,

досуга;

вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

пополнение жизни детей интересными социо - культурными событиями.

Финальным этапом отчетности является проведение выставки военно-исторических миниатюр выполненных воспитанниками в течение смены. Представленные работы являются своеобразным отражением учебных способностей, трудовых навыков, художественного вкуса и личностных качеств воспитанников, демонстрируя уровень зрелости учеников. Кроме этого ребята проводят экскурсию для детей младшего школьного возраста из пришкольного лагеря действующего на базе школы в это же время. Подростки не только демонстрируют модели, но и сопровождают это рассказом, демонстрируя свои исторические и краеведческие знания.

Затем экспонаты занимают почетное место в школьном музее.

Порядок управления реализацией Программы

Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе.

Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы: подробный отчет по завершению реализации программы

Место проведения

МБОУ «СОШ №8»

География участников

Обучающиеся МБОУ «СОШ №8», других школ города

Возрастной состав

Подростки 12 – 15 лет

Общее количество участников

25 человек – 1 отряд

Необходимая сумма средств для реализации программы

91 100 рублей















































































  1. Пояснительная записка


Школа предоставляет максимально широкое поле образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями. Пришкольный лагерь ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель профильного лагеря «Ветер времени». В связи с тем, что пришкольный лагерь в наибольшей степени востребован детьми начальной школы, а ребятам 5-8 классов становится малоинтересным, мы разработали программу, которая наряду с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обеспечит полезным, интересным отдыхом подростков в соответствии с возрастными особенностями. Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей. Отдых означает переключение активности. Во время каникул можно  зарядить ребенка энергией на новый учебный год. Но только в том случае, если он проводит это время деятельно, напрягая тело и разум, развиваясь в игре, физических и психологических упражнениях.

Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Ветер времени» направлена на развитие личности ребенка и включение его в занятия техническим творчеством (стендовое моделирование, военно – историческая миниатюра), а также разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; приобрести новые знания и умения; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Программа лагеря дневного пребывания «Ветер времени» преследует главную цель: организация досуга учеников в каникулярное время. Но лагерь – это не только организация питания и досуга.

Лагерь – это система физического и духовно - нравственного развития ребёнка.

В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы школы остается патриотическое воспитание. В рамках системы дополнительного образования организована работа кружка «Стендовое моделирование» и на начальной стадии деятельность поискового отряда. Организация патриотической смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.

Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой. Изучение истории малой Родины, города, в котором родился и живешь, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания. Подростки приобретают практические навыки технического творчества, что весьма положительно сказывается на интеллектуальном и культурном развитии ребенка. Навыки поисковой работы, элементарная туристическая подготовка мотивируют и дают возможность в будущем участвовать этим детям в составе городских поисковых отрядов в выездных экспедициях к местам боев в годы Великой Отечественной войны с целью раскопок и захоронения непогребенных павших бойцов. Физическая подготовка делает ребят крепкими, выносливыми, здоровыми людьми, способными в дальнейшем успешно проходить службу в вооруженных силах нашей страны. Увлекательная и социально значимая деятельность становится привычным проведением досуга учеников, в том числе, состоящих на учете за совершенные правонарушения, и способствует их возвращению на правильный жизненный путь.

Одним из видов деятельности в лагере предполагается занятие стендовым моделированием.

З анятия стендовым моделированием, вызывают у детей возрастающий интерес к современной технике. Постройка моделей различных видов техники поддерживает у ребенка интерес к технике вообще и российской технике особенно.

Модели, выполненные руками детей, стают ценными экспонатами школьного музея, что придает этой деятельности социальную значимость и способствует самоутверждению подростков.

Отличительной чертой стендового моделизма является его политехнический характер – как и раньше он отражает основные направления технического прогресса человечества.

Важной чертой стендового моделирования является пропаганда достижений отечественной науки и техники, воплотившейся в различных образцах военной и гражданской техники, являющихся мировыми эталонами качества и развития технологий. Очень важно обращать внимание детей в процессе постройки модели, поскольку ребенок получает наглядное подтверждение того, что наша страна, несмотря на переживаемые трудности, является бесспорным лидером во многих отраслях науки и техники. Важность такой пропаганды объясняется еще и тем, что в последние два десятилетия в стране процветало увлечение техническими достижениями Запада, а былые достижения нашей страны были незаслуженно забыты или прошли незамеченными на фоне политических и экономических потрясений.

Следующим важным аспектом стендового моделирования является изучение истории развития и технической мысли. Работая над постройкой модели, ребенок погружается в реалии той эпохи, в которой данный образец техники реально существовал и выясняет большое количество сопутствующих вопросов, расширяется кругозор ребенка в ходе работы по созданию модели. Ребенок повышает свой общеобразовательный уровень, удовлетворяя потребность в знаниях.

Чрезвычайно важный аспект, без которого невозможно представить себе стендовый моделизм, является патриотическое воспитание точнее те его грани, которые обращены к героическому прошлому нашей страны. У детей всегда наблюдается стойкий интерес к образцам военной техники времен Великой Отечественной войны. В этом случае просто невозможно обойти стороной вопросы, касающиеся истории Отечественной войны, принимая во внимание их огромное многообразие. Это и общеисторические вопросы, и технические аспекты войны, и дипломатические вопросы и самое главное – роль человека в любом историческом эпизоде, будь то бой местного значения или крупное сражение, вошедшее в историю. Именно опираясь на примеры деятельности известных героев Советского Союза и обычных участников войны дети начинают понимать какие тяготы и лишения испытывали солдаты на фронте, детям открываются грани героизма простого русского солдата, становится очевидно насколько грозной для врага была наша техника, насколько высока цена нашей Победы. Особенно ярко дети воспринимают многие вопросы, связанные с Отечественной войной в ходе работы над созданием моделей военной техники. Именно в конкретной боевой машине для них сконцентрированы воля к победе, ненависть к врагу, мастерство и героизм танкистов и летчиков умноженные на талант конструкторов и труд рабочих в тылу. Вполне определенно можно сказать, что стендовый моделизм поддерживает у молодого поколения интерес к истории своей страны, уважение к героическому прошлому и современной армии России.

Простота этого вида технического творчества только кажущаяся, постройка моделей является «крепким орешком» требующим больших знаний, трудовых умений и навыков, важных личностных качеств учащихся. Все это вместе взятое: большой ассортимент масштабных моделей, интерес к истории техники и своей страны, желание добиться больше, чем обычная склейка моделей и приводит детей в клубы и кружки стендового моделизма.

Занятия настольными тактическими играми (военно – историческая миниатюра)

Этот вид деятельности позволяет воспитанникам овладеть элементарной технической грамотностью, формируются общие представления о назначении и функциях армии, деятельности полководцев и воинских традициях древности; дети осваивают начальный уровень правил военно-исторических игр и необходимыми для этого навыками общения и теоретическими знаниями.

Военно-историческая миниатюра предполагает проведение игр. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, а не просто развлечение в часы досуга. Познание мира в играх облекается в яркие и оригинальные формы: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и углубление знаний, установление связи, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное это то, что все это происходит во время игры незаметно и по желанию самих детей. Кроме того, игра – мощное средство воздействия на детский коллектив, поскольку обогащает детей впечатлениями, радостью общения, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия и взаимного уважения.

Игра – активная форма усвоения новых знаний, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, оживают и действуют люди - участники исторических событий. Важно создать во время занятий у школьников игровое состояние – эмоциональное специфическое отношение к исторической действительности. Ученики наполняют «безлюдную» историю персонажами, которых сами и изображают в играх. Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ребенка личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху. Это достаточно трудная задача, требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом «взрослых» умений, в первую очередь коммуникативных, развиваются способности школьника к восприятию и сопереживанию. Особая роль отводится играм с военно-исторической тематикой. Для того чтобы они осуществились на практике, необходима, большая теоретическая и практическая подготовительная работа. Прежде всего, учащиеся должны обладать начальной суммой знаний по истории, культуры отдельных регионов, истории военного костюма и вооружения, способов и приемов ведения боевых действий и еще массу вопросов, поскольку все проблемы мирного времени придется преломлять через призму войны. В практическом плане необходимо чтобы каждый учащийся приготовил к будущим походам свои войска – необходимо приготовить себе армию, подготовить игровое поле, изобразить на поле рельеф местности, реки, болота, леса, дороги и прочие объекты, построить замки, крепости, деревни – и тогда оживет на игровом поле настоящий фрагмент истории, посвященный славным героическим моментам прошлого – начнутся походы Александра Македонского, Цезаря, Ричарда Львиное сердце, Чингисхана, среди играющих мы вновь увидим спартанского царя Леонида, Ганнибала, Евпатия Коловрата, вновь услышим слова князя Александра: «Идите, и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть с миром жалуют к нам в гости. А кто с мечем к нам придет – от меча и погибнет! На том стоит, и стоять будет русская земля!» Очень важны военно-исторические игры как один из элементов патриотического воспитания. Патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно - и военно-исторический компоненты. Военно исторические игры требуют от участников не только приобретения и расширения военно-исторических знаний, но и воспитывает в процессе игры такие качества, которые пригодятся детям в дальнейшей жизни: укрепляют волю, закаляют характер, учат руководить и подчиняться, принимать нестандартные решения, вызывают чувства сопричастности и сопереживания, развивают чувство гордости за свой народ, страну, ее Вооруженные Силы.

В ходе подготовки и проведения игр дети начинают понимать значение таких понятий как воинский долг, ответственность перед государством и самим собой в деле защиты отечества от врагов.

Е ще один вектор военно-исторических игр – развитие у ребенка трудовых навыков и художественного вкуса. Прежде чем приступить к игре воспитанники должны самостоятельно изготовить все ее компоненты: игровое поле, на котором должны быть расположены горы, равнины, овраги, реки, болота; леса и кустарники; архитектурные сооружения – крепости, замки, отдельные строения, колодца, мосты и многое другое. Чтобы это осуществить, необходимы определенные трудовые навыки и практические умения, которые дети получают на занятиях под руководством педагога. Кроме этого необходимо обладать знаниями в области технологии обработки материалов, применяемых для изготовления атрибутов игры, поэтому техническая составляющая военно-исторических игр также достаточно велика. Еще один момент, заслуживающий внимания: на игровое поле допускаются только раскрашенные фигурки. Для осуществления этого необходимы знания и умения работы с различными красками, технологию окрашивания фигур, знания истории развития военной одежды, применяемых оружия и доспехов. При этом воспитываются эстетические качества личности, прививается художественный вкус, поскольку игра должна быть не только исторически реальной, но и красивой.

Чтобы играть в военно-исторические игры необходимо иметь достаточно большой багаж знаний по различным предметам: общеисторические, географические, вопросы культуры, военно-исторические, причем, чем более высок уровень знаний ученика, тем интереснее для него будет игра. Поэтому игры стимулируют детей к приобретению знаний, расширяют их кругозор, активизируют поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Военно-исторические игры оказывают воздействие, на эмоциональную сферу ребенка воспитывая в нем важные качества личности, такие как воспитание воли, характера, интеллекта.

Краткая характеристика участников программы



В реализации программы участвуют подростки 12-15 лет (содержание и условия реализации программы позволяют участвовать в ней и детям старших классов, при желании).

Это ученики МБОУ «СОШ №8» и других школ города, желающих заниматься техническим творчеством, поисковой деятельностью, в том числе дети посещающие кружок стендового моделирования на базе школы, входящие в состав поискового отряда. Планируется привлечь обучающихся, состоящих на учете и склонных к совершению правонарушений.



Педагогическая идея программы.

Основная идея программы «Ветер времени» - организация досуга детей подросткового возраста по направлению патриотического воспитания через занятия техническим творчеством (стендовым моделированием, настольными тактическими играми); занятия по основам поисковой работы (ориентирование, туристическая подготовка, практика работы с металлоискателем); экскурсионную деятельность; физическую подготовку.



Цель:

Формирование личностных и социальных компетентностей подростков в условиях профильного лагеря дневного пребывания патриотической направленности через занятия техническим творчеством, поисковой работой, спортивно – оздоровительной деятельностью

Задачи:


  1. Создать систему занятий техническим творчеством в рамках профильного лагеря.

  2. Выработать план поисковой работы в лагере.

  3. Создать систему спортивно – оздоровительной деятельности.

  4. Обеспечить самореализацию и личностный рост воспитанников через решение следующих задач:

Обучающие задачи

  • формировать интерес к труду, различным видам технического творчества;

  • повысить уровень теоретической подготовки ребят в области истории России, Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска;

  • формировать интерес к истории развития техники и истории своей Родины и ее Вооруженных Сил;

  • формировать элементарные умения в области туристической подготовки, работы с металлодетектором;

  • совершенствовать практические умения и навыки исследовательской деятельности;

  • формировать элементы конструкторских и технологических знаний;

  • формировать навыки работы с различными инструментами, приспособлениями, материалами;

  • обучить детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и терминов;

  • формировать умения самостоятельно решать вопросы сборки масштабных моделей, военно-исторических миниатюр, диорам, обучить приемам и технологии изготовления фигур;

  • обучить умению планирования своей трудовой и игровой деятельности;

  • обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами;

  • формировать коммуникативные способности учащихся;

  • научить применять на практике технические, технологические, военные и военно-исторические, историко-культурные понятия и термины.


Воспитательные задачи

  • воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примерах истории России, воинских традиций, воинских подвигов и трудовых свершений;

  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину, бережного отношения к памятникам истории, культуры края;

  • воспитывать уважение к Вооруженным Силам, воинским профессиям, понимание и уважение воинских традиций Российской армии;

  • воспитывать уважение к труду и людям труда;

  • формировать трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, волю стремление к победе;

  • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

  • приобщать к нормам социальной жизнедеятельности через создание ситуации успеха;

  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи и взаимопонимания;

  • формировать самостоятельность и инициативность;

  • формировать эмоционально - волевую устойчивость;

  • формировать качества лидера и умение руководить и быть командиром;

  • формировать правильное понятие дисциплины, умение выполнять приказы командира (умение подчиняться);

  • воспитывать бережливость и рациональное использование материалов;

  • формировать навыки здорового образа жизни.


Развивающие задачи

  • развивать у детей элементы творческого мышления, конструкторские способности, изобретательность, творческую инициативу;

  • развивать познавательную активность и способность к самообразованию;

  • развивать умения умственного труда (умение запоминать, анализировать, оценивать, предвидеть результаты);

  • развивать техническое и логическое мышление при выполнении теоретических и практических заданий;

  • развивать мотивацию детей к творческому поиску;

  • развивать потребность детей в творческой деятельности;

  • развивать коммуникативную сферу ребенка;

  • развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, воображение и зону творческих возможностей детей;

  • развивать кругозор детей через знакомство с историей России, Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска.


Оздоровительные:

  • укреплять здоровье благодаря пребыванию на свежем воздухе и физическим упражнениям и сочетанию отдыха и занятий;

  • способствовать изменению ценностного отношения подростков к своему здоровью, его укреплению, блокировке негативных и вредных привычек;

  • создать эмоционально-доброжелательную атмосферу, способствующую полноценному общению между участниками лагеря, развитию творческого потенциала каждого ребёнка.

Предполагаемые результаты программы

  • укрепление здоровья детей через

    • соблюдение режима питания;

    • витаминизацию организма;

    • занятие спортом и проведение мероприятий на свежем воздухе.

  • формирование устойчивого интереса и уважения к истории большой и малой Родины;

  • личностный рост участников программы с развитыми гражданско – патриотическими качествами и сформированными навыками культуры общения и поведения;

  • приобретение умений в области технического творчества (стендового моделизма, военно – исторической миниатюры), поисковой работы;

  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

  • привитие навыков самообслуживания;

  • самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

  • улучшение социально-психологического климата в школе.

  • расширение социального опыта;

  • формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

  • вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

  • пополнение жизни детей интересными социо - культурными событиями.

Финальным этапом отчетности является проведение выставки военно-исторических миниатюр выполненных воспитанниками в течение смены. Представленные работы являются своеобразным отражением учебных способностей, трудовых навыков, художественного вкуса и личностных качеств воспитанников, демонстрируя уровень зрелости учеников. Кроме этого ребята проводят экскурсию для детей младшего школьного возраста из пришкольного лагеря действующего на базе школы в это же время. Подростки не только демонстрируют модели, но и сопровождают это рассказом, демонстрируя свои исторические и краеведческие знания.

Затем экспонаты занимают почетное место в школьном музее.


Критерии и способы оценки качества реализации программы

Критерии эффективности:

  • Ценностно - целевой критерий - фиксация процента участия детей в программе, сравнение динамики присутствия и активного участия в досуговых мероприятиях смены. Через  наблюдения воспитателей, статистические данные участия воспитанников в делах.

  • Когнитивный критерий - путем анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Проведение сравнительного анализа расширения тематики проводимых мероприятий.

  • Эмоционально-мотивационный критерий - сравнение уровня  сплоченности коллектива, отряда, инициативности детей по контрольным командным мероприятиям в начале и конце смен.

  • Деятельностный критерий - определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности.

Проанализировать  результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность и  материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.

 Методы диагностики:

1.     Анкета на «входе» (стартовая)

2.     Анкета на «выходе»

3.     Антропометрические исследования детей

Оценка  результативности  выполнения программы:

Ожидаемый результат

Критерий

Показатель

Способы отслеживания

1.Включенность  детей в мероприятия лагеря

Количество участников мероприятия

 

Удовлетворенность деятельностью лагеря

100%

 

 

 

Не  менее 90%

Численный состав, оценка массовости

2. Проявление патриотических качеств  воспитанников

Динамика устойчивого интереса к истории Родины, знание символики, знание жизни своего народа, его культуры

 

100%

Участие в мероприятиях, выставке

Анкетирование,

 Внешняя оценка

3.Динамика творческих успехов воспитанников отряда, их организованности и единения 

Участие в творческих конкурсах

Уровень дисциплины и организованности в отряде

 

Уровень и качество участия

Уровень подготовки мероприятия

 Мероприятия по инициативам детей. Отсутствие нарушений режима, порядка в лагере

Оценка участия: дипломы, грамоты

 Отчет, подведение итогов дня

 

 

4.Выполнение оздоровительной задачи

Удовлетворенность детей качеством жизнедеятельности в лагере

 

 

Динамика уровня тревожности, утомляемости, эмоционального благополучия

100%

Соответствие условий

Выполнение плана работы

Отсутствие сбоев в планировании

Выполнение проектов

Анкетирование

Отчет

Книга отзывов

Анализ администрации

Внешняя оценка

Ежедневная рефлексия

5.Оздоровление школьников

Отсутствие заболеваемости

Сохранение и развитие основных показателей физического здоровья


 


Уровень питания

100%

Медицинский контроль

Динамика здоровья воспитанников по входному и выходному контролю (рост, вес)

100% посещаемость

Бракеражный контроль

6. Появление косвенных продуктов  деятельности

 

Количество продуктов деятельности (модели,  диарамы)


Наличие и уровень исполнения

Наличие в лагере  стендов, представляющих деятельность лагеря

Выставка











Содержание и средства реализации программы

Механизм реализации

«Ветер времени» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный (февраль- май):


  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Ветер времени»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • подготовка материально-технической базы.

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструкции т. д.)


  1. Организационный (май – июнь, начало смены):


  • формирование отряда;

  • встреча детей, проведение диагностики;

  • запуск программы «Ветер времени»;

  • знакомство с режимом работы лагеря и правилами.

3. Основной (июнь):

  • реализация основной идеи смены;

  • образовательная деятельность;

  • оздоровительная деятельность;

  • культурно - досуговая деятельность.

4. Заключительный (конец июня):

  • закрытие смены (последний день смены);

  • подведение итогов смены;

  • сбор отчетного материала;

  • анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

Содержание основной деятельности направлено на достижение общей цели и на решение задач программы лагеря «Ветер времени», которая рассчитана на учащихся 5-8 классов (12-15 лет), отдыха детей находящихся в социально опасном положении, детей группы риска, в период летних каникул. Содержание программы представляет выстроенную систему мероприятий (занятия, игры, дискуссии, соревнования, мастер классы, конференции). Реализуется в комплексе форм: урочная деятельность, военно-прикладная направленность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность.

Деятельность в лагере осуществляется по следующим основным направлениям:

Образовательно – воспитательная деятельность в рамках смены «Ветер времени» предусматривает занятия стендовым моделированием, военно – исторической миниатюрой, воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитанием уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ, изучением духовно нравственных традиций и истории округа, города, школы.

В ходе этой деятельности происходит овладение разнообразными научными методами исследований, приобретение практических навыков; углубление познаний учащихся в истории, краеведении, формирование исторического сознания, развитие интереса к судьбам людей родного края; интеллектуальное развитие учащихся; воспитание национального самосознания, всестороннее эмоциональное, физическое развитие. Происходит адаптация подростков к новой среде, новому коллективу; воспитание культуры поведения.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока задействуется школьный стадион, спортивный зал, работа с подростками учителя физической культуры. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение спортивно - оздоровительных мероприятий, туристическая подготовка, практическая работа с металлоискателем на территории школы способствует созданию положительного физиологического и психологического фона, укреплению здоровья воспитанников. Планируется посещение детьми бассейна в СК «Нефтяник», расположенного в соседнем микрорайоне. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и содержательного отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий.

Досуговая деятельность

Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации подростков к новой среде, новому коллективу, всестороннего развития их творческой индивидуальности, воспитания культуры поведения. День насыщен досуговыми делами. Наряду с занятиями техническим творчеством, подготовке к поисковой деятельности планируются традиционные дела смены: день знакомств «Здравствуй, наш лагерь»; открытие лагеря и посвящение в юного защитника Отечества; день закрытия лагеря.

Запланировано посещение различных досуговых центров города, городских музеев. Закрытие — это ритуал, награждаются все участники по различным номинациям, вызывающий стремление вернуться в лагерь и продолжить занятия, интеллектуальные игры.


План проведения учебных занятий в лагере


Даты

Мероприятия

Мероприятия

1 июня

Открытие лагеря, инструктажи по ТБ

Открытие лагеря, инструктажи по ТБ

2 июня

Стендовое моделирование

Физическая подготовка

3 июня

Основы туристической подготовки

Тактические настольные игры

4 июня

Экскурсия в краеведческий музей им.Т.Д Шуваева

Экскурсия в краеведческий музей им.Т.Д Шуваева

5 июня

Стендовое моделирование

Ориентирование

6 июня

Физическая подготовка

Основы поисковой работы

8 июня

Основы туристической подготовки

Стендовое моделирование

9 июня

Тактические настольные игры

Физическая подготовка

10 июня

Стендовое моделирование

Основы туристической подготовки

11 июня

Физическая подготовка

Ориентирование

13 июня

Основы поисковой работы

Стендовое моделирование

15 июня

Физическая подготовка

Тактические настольные игры

16 июня

Стендовое моделирование

Основы туристической подготовки

17 июня

Ориентирование

Физическая подготовка

18 июня

Основы поисковой работы

Стендовое моделирование

19 июня

Экскурсия в музей русского быта

Экскурсия в музей русского быта

20 июня

Стендовое моделирование

Физическая подготовка

22 июня

Тактические настольные игры

Ориентирование

23 июня

Физическая подготовка

Стендовое моделирование

24 июня

Основы туристической подготовки

Основы поисковой работы

25 июня

Подведение итогов смены школьного лагеря

Подведение итогов смены школьного лагеря

Продолжительность занятий – 2 часа ( пара по 45 минут и перемена 20 минут). Группа – 25 человек. Возраст – 12 – 15 лет.

Тематика смены посвящена основным юбилейным датам нашей страны, округа, города, школы, которые распределены следующим образом:

1-я неделя – «70-летие Победы в Великой Отечественной войне»

2-я неделя – «80-летие ХМАО-Югры»

3-я неделя – «50-летие Самотлорского месторождения»

4-я неделя – «40-летие МБОУ «СОШ №8»

В рамках занятий Стендовым моделированием предлагаются следующие виды деятельности:



К юбилею Победы в Великой Отечественной войне

Сборка модели бронетехники в масштабе 1:35 (по выбору учащихся).

В данном блоке 4 часа отведено на теоретическое изучение развития бронетанковых войск Российских Вооруженных Сил, деятельности известных инженеров – конструкторов танкостроителей, вклад бронетанковых войск в победу в Великой Отечественной войне и современное состояние танковых войск России. При этом делается обзор не только собственно танков, но и другой гусеничной техники – ЗСУ, тягачи, БМП, ПТУР, инженерная техника. В практическом плане работа идет по алгоритму прошлого года, но добавляются существенные нюансы: на моделях необходимо показать сварные швы, комплекты ЗиП, шанцевый инструмент, тросы, открытые люки. В покраске моделей добавляются различные виды камуфляжа, «старение» моделей, т.е. нанесение следов эксплуатации машины – потертость краски «до металла», следы выхлопных газов, копоти, ржавчины, разлитого моторного масла и бензина, «грязь». Все эти вышеуказанные добавления повышают реализм создаваемых моделей, повышают их копейность. Зачет: историко-технологическая конференция «Броня крепка и танки наши быстры».

Сборка модели самолета в масштабе 1:48 (по выбору учащихся).

Блок начинается с 4 ч. историко-технической информации посвященной истории развития авиации в нашей стране в течении ХХ столетия: участие авиации в I мировой войне, «Эра рекордов» 30-х годов, развитие авиации в годы Отечественной войны, ее вклад в разгром гитлеровских захватчиков, деятельность выдающихся авиаконструкторов и прославленных воздушных асов Советской армии, развитие реактивной авиации в России до наших дней. В практическом плане сохраняется алгоритм сборки самолетов прошлого года с добавлением следующих моментов: более детально прорабатывается кабина пилота – приборная доска, кресло, рычаги управления; раскрашивается фигура летчика; более детально прорабатывается двигатель – показываются некоторые узлы, агрегаты, соединительные шланги; аэронавигационные огни; антенна. В процессе покраски добавляется камуфляж авиационный и «Старение» модели – следы эксплуатации двигателя, потертость краски в кабине, облупившаяся краска на крыльях и фюзеляже. Зачет: историко-технологическая конференция «Первым делом, первым делом – самолеты…»

Сборка модели корабля в масштабе 1:72 (по выбору учащихся).

Блок открывается с изучения истории кораблестроения и мореплавания. Поскольку вопрос очень объемный, рассматривать необходимо основные веки кораблестроения – Египет, Античность, Средневековье, эпоха великих географических открытий, появление морских держав, паровых судов и обзор современных флотов. В таком же режиме делается обзор истории русского флота, с выделение морской деятельности Петра I, Потемкина, Ушакова, Нахимова; кругосветные плавания Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева; участие флота в русско-японской, I мировой и Великой Отечественной войнах; современное состояние русского флота. В практической области, необходимо заметить, что выбранный масштаб 1:72 позволяет строить гребные и парусные суда. Рассмотрим это на примере греческой триеры. Алгоритм сборки модели следующий: сборка корпуса, палубы, сборка мачт, весел, сборка парусов, неподвижного и бегучего такелажа. После этого следует окончательная доводка судна – палубное и бортовое оборудование. Что касается покраски, то она производится поэтапно, по мере сборки различных частей корабля, особое внимание уделяется элементам тонирования «под дерево», так как корабль был деревянным и металлических частей имел мало. Зачет: историко-технологическая конференция «Свежий ветер».

К юбилею ХМАО-Югры кружок предлагает следующие направления деятельности - создание диорам (макетов). Диорама есть средство визуального отображения определенных исторических событий, образа жизни и обычаи коренных народов севера, разнообразия животного мира Югры. Изготовление диорам это очень хороший способ изучения любой эпохи и государства, поскольку на диораме можно очень достоверно отобразить здания и сооружения, одежду конкретного исторического периода и даже целые исторические события. В последние годы заметно оживился процесс создания школьных музеев, возросло их количество и улучшилось качество экспозиций. В деле организации школьных музеев создание диорам играет важную роль, так как трудно себе представить экспозицию без макетов, изготовленных руками школьников. Работая над диорамой, учащийся сталкивается с целым рядом вопросов, которые требуют решения и воплощения. Вот некоторые из них: каковы факты для воспроизведения конкретного исторического события; особенности культуры определенной страны для воспроизведения общей обстановки и интерьеров; история техники при «постройке» зданий и сооружений; подобрать данные истории в виде фотодокументов; география и почвоведения для имитации ландшафта и грунта; материаловедение при использовании различных материалов для воспроизведения элементов диорамы. Аккуратно изготовленные и художественно оформленные диорамы являются наиболее ценными экспонатами любого музея. На начальном этапе вхождения в тему следует посетить музей под открытым небом «Хантыйское стойбище» в Новоаганске.

К юбилею Самотлорского месторождения необходимо посетить мемориал «Первая скважина Самотлора». Эта экскурсия придаст импульс деятельности отряда в рамках краеведческого направления. Кружок «стендовое моделирование» предлагает создать в школьный музей диораму, посвящённую истории освоения самотлорской нефти, например: «Прокладка нефтепровода», «Геологоразведчики», «На вертолётной площадке». Работы, созданные руками детей, будут являться экспонатами школьного музея.

В рамках подготовки к юбилею школы музейная группа предлагает подготовить и провести экскурсию по микрорайону школы. Для этого необходимо собрать материал об истории строительства и прокладки улиц Мира, Менделеева, Ленина и проспекта Победы. Кроме того нужно проследить трудовой путь и историю предприятий, находящихся в микрорайоне школы или примыкающих к нему: Дворец искусств, отдел ЗАГС, «НИПИнефть», ПЧ № , ОАО «ННП», ОАО «СНГ», Факультет физической культуры НВГУ. Изучение истории улиц и предприятий даёт богатый краеведческий материал, который может быть представлен в школьном музее. Для постройки диорам предлагаются следующие темы: «Строительство улицы Пионерской», «Строительство школы №8».



Настольные тактические игры

Основным видом деятельности на занятиях является практическая работа в виде трудовой и игровой деятельности учащихся. В её основе лежит выбор предмета работы самими воспитанниками, возрастом, интересами, вариантами выбора, предоставляемого им в процессе обучения. Практическая работа – закрепление полученных теоретических знаний, формирование соответствующих навыков и умений. Это в полной мере относится как к работе школьников по подготовке игр, так и к самим военно-историческим играм. Теоретический материал дается в том объеме, который необходим для того, чтобы трудовые операции и игры приобрели осмысленный характер. Обычно на занятиях на изучение теории отводится 20-30 минут, затем следует постановка практической задачи (или игровой задачи), организация рабочего места в зависимости от вида деятельности, непосредственное выполнение задания и подведения итогов. Но проведение военно-исторической игры отводится 2 часа игрового времени, все остальные вопросы решаются на предыдущих занятиях.

Изложение теоретического материала и выполнение ряда практических работ по подготовке игр опирается на применение наглядных пособий, таких как плакаты, таблицы, графики, объемные модели и фигуры, использование видеофильмов и компьютерных дисков. Средства обучения являются составной частью учебно-методического комплекса, в который входят наборы военно-исторических фигур промышленного производства, литература для преподавателя и учащихся и учебно-наглядные средства.

Количественный состав участников игры от 2 до 12 учеников, разделенные, как правило, на две команды. Возрастной состав может быть разной, здесь все зависит от степени подготовленности детей к игре. Игра проходит наиболее качественно, если уровень теоретической и практической подготовки у всех её участников примерно одинаков, независимо от количества игроков. Роли участников игры могут и должны быть различны:

  • главнокомандующий – полководец, осуществляющий общее руководство всеми войсками своей армии.

  • Офицеры штаба – подчиняются главнокомандующему, выполняются его распоряжения. Их должности могут называться по-разному: командир левого или правого крыла, начальник конницы, военный трибун, и т.д. каждый офицер штаба имеет в подчинении часть армии (один или несколько отрядов).

Из тех учеников кто не занят непосредственно управлением войсками, выбирают:

  • Инструктора – он объясняет правила игры и последствия игровых действий;

  • Рефери – поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил;

  • Тренер – делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

  • Ведущий – дает импульс к игре и реализует весь её ход, держит в своих руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

На роли главнокомандующего и офицеров штаба по очереди выбираются все члены клуба. А вот на роли инструкторов, рефери, тренеров, ведущего – ученики из числа наиболее подготовленных теоретически, лучше всех изучившие правила игры и проследить за их выполнением на практике.

Есть еще две категории участников игры:

  • Зрители – наблюдают за ходом игры, осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры. В процессе развития игры зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, «вживаются в игровой контекст, мысленно создают свой план игры, участвуют в обсуждении её результатов.

  • Эксперты – на них возложена сложная задача – проанализировать и сам процесс игры, и её результативность (по ходу игры они делают записи, создают карточки анализа). В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты игры, увлекательность и занимательность игры в целом. Зрителем может быть любой участник клуба, а экспертом – воспитанники из числа наиболее подготовленных.

А теперь перейдем к правилам игры. К какому бы типу не относилась та или иная игра, она всегда должна вестись по правилам. У нас в стране создана игровая система «Эпоха битв», признанная в 2003 году лучшей игровой системой и удостоена медали в номинации «Лучшая игра года». Правила эти посвящены Античности и Средневековью, разработаны очень тщательно, полно и качественно, полностью передают дух и стиль ведения войны тех эпох. Эти правила состоят из 3 частей, причем каждая из частей является полностью законченной игровой системой. Друг от друга они отличаются уровнем сложности и игрового реализма, легкостью освоения правил благодаря поэтапному стилю изложения от простого к сложному который дается отдельными блоками, что облегчает его освоение.

Первый уровень позволяет изучить азы управления войсками. Дети научаться передвигать полки, строить их в линию и колонну; знакомится с проведением атак, стрельбой из луков и ведение рукопашного боя на игровом столе; осваивают основу психологии солдат, такие понятия как боевой дух и слава полка, дополнительно дети знакомятся с ролью и функциями командиров в армии; изучают такое явление как паника. Первая часть правил идеально подходит для самых юных любителей военной истории, в том числе для игроков никогда раньше не интересовавшихся военной историей.

Второй уровень правил является базовым. Он отличается от предыдущего большим количеством факторов, влияющих на действия воинов в бою (прикрытые фланги, глубина построения и др.). Возможным станет использование метательных машин и ответных реакций атакуемых полков, например наступление, контратака, ответный залпы, бегство и др. Здесь ситуация уже как в реальном бою – меняется очень быстро, где важно принять быстрое и правильное решение, прореагировать на действие противника можно и даже нужно моментально, присутствует инициатива полководцев и элемент удачи, неизменно присутствующий на поле боя. Рукопашный бой присутствует в игре как один из центральных моментов любого сражения, решающий в конечном итоге исход битвы. Нюансом этого уровня является деление войск на рода и виды с описанием их тактики в бою, что соответствует исторической действительности. Добавлены такие понятия как рассыпной строй, марш, походный лагерь. Второй уровень сложности предназначен для игроков с определенной подготовкой и накопленным игровым опытом, позволяет смоделировать сражение с учетом рельефа местности и психологии войск.

Третий уровень правил открывает практически неограниченные возможности для реконструкции исторических сражений или моделирования собственных битв. Даже самые требовательные игроки найдут для себя здесь влияние погоды на ход битвы (влияние на стрельбу и движение), усталость войск, ограниченный боезапас, осада крепостей, использование боевых колесниц и слонов, влияние рельефа и особенностей местности вообще. Этот уровень предназначен для продвинутых игроков.

Правила не есть догма. Эта очень гибкая вещь, поскольку некоторые положения правил могут быть отменены, другие наоборот добавлены, в том числе из вышестоящих уровней. Правила дают возможность играть детям с разным уровнем теоретической подготовки и игровой практикой, развивают коммуникативные умения, стимулируют творческий поиск в области военной истории, позволяют ярче раскрыться индивидуальности ребенка. Нередко дети, участвующие в игре, самостоятельно составляют правила, по которым потом играют.


Основные этапы игры.

1 этап – подготовительный. Он проходит до проведения игры. В этот период обсуждаются и изучаются правила игры, проводится тренинг участников на знание правил игры, готовятся необходимые для проведения игр материалы и оборудования. Параллельно идет теоретическая подготовка детей по военно-историческим вопросам. Дети усваивают игровые задачи, распределяют роли, изучают дополнительную литературу. Проводятся индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждение сценария игры и его корректировка.

2 этап – вводный. Он происходит непосредственно перед игрой. Именно на этом этапе происходит представление участников и роли, которые они будут исполнять в процессе игры. Главное здесь дать общее направление игре, ввести детей в игровое состояние, создать определенный настрой.

3 этап – игровой. Характеризуется эмоциональным вовлечением детей в игровое действие. Ребята как бы «проживают» ситуацию в её игровом воплощение, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Руководитель опосредованно руководит действиями участников, при необходимости корректирует и резюмирует их действия по ходу игры, поощряя самых активных игроков, обращает внимание на работу экспертов и зрителей.

4 этап – оценочный. Проводится непосредственно по окончанию игры. Предполагается анализ игры, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается ход и результативность игровых действий. Степень соответствия игровой ситуации исторической реальности разбирается особо. Выслушиваются мнения экспертов, и проводится блиц-опрос зрителей.

Основы поисковой работы

Воспитателем отряда «Ветер времени» станет педагог дополнительного образования, который неоднократно выезжал на раскопки в город Санкт - Петербург к местам боев в годы Великой Отечественной войны и может научить ребят основам поисковой работы. В ходе этой деятельности подростки получат навыки жизнеобеспечения в условиях природной среды:

- обучение элементарным туристским навыкам (ориентироваться на местности, поставить палатку, разжечь костер и т.д.);

- практика работы с металлоискателем

- приобретение навыков коллективной жизни в условиях тесного общения со сверстниками.

Формы организации этой работы разнообразны: туристическая эстафета; игра «Поиски клада»; туристическая игротека; экскурсия.

Мы предполагаем, что в перспективе эти дети смогут участвовать в настоящей «Вахте памяти» по перезахоронению павших бойцов.


Кадровое обеспечение программы.



  • Начальник лагеря.

  • Воспитатель - педагог дополнительного образования, руководитель школьного уголка боевой и трудовой славы.

  • Инструктор по физической культуре.

  • Педагог – психолог.

  • Медицинский работник.



Информационно-методическое, материально-техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Методы организации учебно-познавательной деятельности и опыта творчества следующие:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ, беседа, лекция) направлены на формирование знаний и образа действия;

- репродуктивный – для формирования умений и навыков, первых шагов освоения опыта творчества;

- проблемного изложения, эвристический, исследовательский – для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений, более полного освоения опыта творчества.

Основным видом деятельности на занятиях стендового моделирования является практическая работа. В ее основе лежит выбор предмета работы самим воспитанником, который определяется его возможностями, возрастом, интересами, вариантами выбора, предоставляемого ему в процессе обучения. Практическая работа – закрепление и углубление полученных теоретических знаний, формирование соответствующих навыков и умений. Теоретический материал дается в том объеме, который необходим для осмысленного выполнения практической работы, увеличиваясь в объеме и усложняясь год от года. Обычно на занятиях на изучение теории отводится 20 минут, затем следует постановка практической задачи, организация рабочего места, непосредственное выполнение задания и подведение его итогов. Изложение теоретического материала и выполнение ряда практических работ опирается на применение нашедших пособий, таких как плакаты, таблицы, графики, объемные модели, использование видеофильмов и компьютерных дисков.

Средства обучения являются составной частью учебно-методического комплекса, в который входят стандартные наборы для моделистов заводского выпуска, литература для преподавателя и учащихся и учебно-наглядные средства.

Учебно-наглядные средства обучения на занятиях стендовым моделированием и настольными тактическими играми (военно – историческая миниатюра):

- печатные: плакаты и таблицы, графики и схемы, раздаточный материал – карточки, задания, тексты;

- экранные: видеофильмы и компакт-диски;

- объемные: материалы, инструменты, приборы, объемные модели.

Дидактическое обеспечение:

- стандартные наборы для моделистов заводского выпуска;

- чертежи различных видов техники;

- принципиальные схемы устройства различных видов техники;

- чертежи отдельных узлов, агрегатов, видов вооружения различных образцов техники;

- сравнительные таблицы различных технических параметров боевых машин;

- графики, иллюстрирующие работу различных узлов и механизмов боевых машин;

- карточки с заданиями для учащихся;

- тесты для проверки знаний учащихся.

  • Наборы военно-исторических миниатюр, выпускаемые фирмой «Звезда» и другими фирмами;

  • Планшеты и папки с образцами униформы;

  • Карты и схемы военных походов и сражений;

  • Карточки с заданиями для учащихся;

  • Тесты для проверки знаний учащихся.

Техническое оснащение занятий

Компьютер персональный

Телевизор и видеомагнитофон

Аэрограф.

Компрессор воздушный

Гравер

Чертежные инструменты: линейки, циркули, измерители, транспортиры, рейсшина, штангенциркуль.

Инструменты: скальпель, нож канцелярский, нож сапожный, пинцеты (различной конфигурации), набор резаков по дереву, бумага наждачная напильник, набор надфилей, дверь ручная, набор сверл, бокорезы, кусачки, плоскогубцы, ножовка по дереву, ножовка по металлу, лобзик, полотна к лобзику и ножовке по металлу. Принадлежности: клей модельный, краски акриловые, краски эмалевые, краски художественные темперные, краски художественные масляные, кисточки, наборы для сборки.

Туристическое оборудование.



Смета расходов на реализацию программы профильного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ «СОШ №8»



Статья расходов

наименование

Цена за штуку

Кол-во

Итоговая цена

1.

344

Аэрограф

1200 р.

2

2400 р.

2.

310

Компрессор

3500 р.

1

3500 р.

3.

344

Модели для склеивания

1000 р.

20

20000 р.

4.

310

Настольные тактические игры

2000 р.

2

4000 р.

5.

344

Клей для моделей

100 р.

20

2000 р.

6.

344

Краска для моделей

100 р.

50

5000 р.

7.

344

Аксессуары для моделирования

250 р.

10

2500 р.

8.

344

Кисточки

20 р.

25

500 р.

9.

344

Палитра

40 р.

15

600 р.

10.

344

Стакан -непроливайка

40 р.

15

600 р.

11.

310

Глубинный металлодетектор

50000р.

1

50000



Итог



91 100 р.



Список литературы



  1. Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гл.1, ст1.; гл.2, ст.12, ст14

  2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл.1, ст.31, п.1.; гл.2, ст.12, п.2.; гл.2., ст.13, п.1,2,39.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008.

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»

  5. Лето открытий. Авторские программы отрядной деятельности: конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры, проекты и другие мероприятия /авт.-сост. Н.В. Сачкова, В.А. Ивличева. – Волгоград: Учитель, 2007. –156с.

  6. Спирина Л. «Знать зачем живешь!» // Информационно-методический журнал по вопросам воспитания и образования детей и молодежи «Ориентир». – 2011. - №4. - С. 8.

  7. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.- 173 с.

  8. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. В поисках приключений. Праздники, конкурсы, тематические дни / Н.А. Шаульская; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 320 с .: ил. – (После уроков).

  9. М-Хобби: журнал любителей масштабного моделизма и военной истории, М., 1995-2006 годы.

  10. Стэндмастер: журнал для любителей масштабного моделизма, Новосибирск, 1997-2006 годы.

  11. Авиамастер: научно-популярный авиационный журнал, М., 1998-2006 годы.

  12. Танкомастер: научно-популярный журнал для любителей бронетехники, М., 1998-2006 годы.

  13. Флотомастер: научно-популярный морской журнал, М., 1998-2006 годы.

  14. Крылья Родины, М., 1990-2006 годы.

  15. Фронтовая иллюстрация, М., «ТМ», 2002-2006 годы.

  16. А.Б.Завалий, Искусство диорамы, М., «Экспринт», 2004 г.

  17. Великая Отечественная война, М., «Просвещение», 1976 г.

  18. Поля ратной славы, М., «Просвещение»

  19. Великие битвы, Минск, «Белфакс», 2002 г.

  20. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Энциклопедия для школьников, М., «Олма-Пресс», 2000 г.

  21. Археология (Оксфордская энциклопедия), М., Росмэн, 1996 г.

  22. Иллюстрированная мировая история: славяне, М., Росмэн, 1995 г.

  23. Энциклопедия Всеобщая история, М., «Аванта +», 1994г.

  24. Энциклопедия История России т1, 2, 3, М., «Аванта +», 1995 – 1998 гг.

  25. Рассказы русских летописей, Новосибирск, 1995 г.

  26. Из истории Отечества, М., «Панорама», 1992 г.

  27. Военные игры и миниатюры, М., «ТМ», 2003 – 2006 г.







23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!