УТВЕРЖДЕНА приказом директора от ( ежегодные реквизиты) программа «КЛИВТ» Возраст обучающихся 7-14 лет, срок реализации 3 года составитель Горяйнова Яна Олеговна, педагог дополнительного образования Озёрск |
Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Особое внимание в своей повседневной деятельности должно уделяться:
• привлечению большого количества детей к избранному виду спорта;
• созданию условий для регулярных занятий;
• привитию у занимающихся интереса к избранному ими виду спорта;
• чёткой организации учебно-воспитательного процесса;
• овладению занимающимися необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий;
Программа по теннису составлена на основе федеральных нормативно-правовых документов, определяющих развитие дополнительного образования детей. Перечень федеральных нормативно-правовых документов, определяющих развитие дополнительного образования детей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».
4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждён министерством труда и социальной защиты от 8.09.2015г. №613н
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществеления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. №41.
8. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.15. - М., 2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
9. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29.03.16. №641/09 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательныйх программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их образовательных потребностей.
Направленность программы — физкультурно-спортивная.
Актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы.
Отличительные особенности программы — в настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружка по теннису, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.
Адресат программы — возраст обучающихся 7-16 лет, группа 8-12 человек.
Объем и срок освоения программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, количество недель – 36 уч. недель (5 ч. в неделю), 5 лет, необходимых для освоения программы.
Форма обучения – очная.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – наглядный, теоретический, практический.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, тренировочный и др.
Формы проведения занятий - форма организации занимающихся: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах; форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Режим занятий — 5 часов в неделю.
Цель и задачи программы:
цель - воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.
- задачи:
- привлекать детей и подростков к систематическим занятиям теннисом;
- осуществлять подготовку всесторонне развитых детей и, обеспечивать укрепление их здоровья;
Содержание программы:
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
Теоретические занятия |
1. | Обзор состояния и развития тенниса | | 2 | |
2. | Тренировка и влияние физических упражнений на организм занимающихся | | 2 | |
3. | Основы техники и тактики игры в теннис | | 3 | |
4. | Оборудование, инвентарь и уход за ним | | 1 | |
5. | Правила игры в теннис | | 4 | |
6. | Психологическая подготовка | | 4 | |
Практические занятия |
1. | Общая и специальная физическая подготовка | | | 44 |
2. | Изучение и совершенствование техники | | | 98 |
3. | Основы тактики игры в теннис | | | 10 |
4. | Соревновательная практика | | | 8 |
5. | Контрольное тестирование | | | 4 |
| Итого:180 ч. | | 16 | 164 |
Содержание учебно-тематического плана
Теоретические занятия
1. Обзор состояния и развития тенниса. Характеристика современного тенниса. Возникновение игры в теннис. Развитие тенниса в России. Сильнейшие теннисисты. Значение и место тенниса в системе физического воспитания.
2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие для укрепления здоровья, развития двигательных способностей и достижения высоких спортивных результатов.
3. Основы техники и тактики игры в теннис. Понятие о технике и тактике. Взаимосвязь и взаимозависимость техники и тактики. Хватка ракетки и её виды. Основные технические приёмы в теннисе. Общая характеристика игры сильнейших теннисистов.
4. Оборудование, инвентарь и уход за ним. Основные особенности ракетки: вес, толщина и форма ручки, степень натяжения струн. Выбор ракетки. Уход за ракеткой. Теннисные мячи. Уход за площадкой.
5. Правила игры в теннис. Правила игры. Подача. Розыгрыш очка. Счёт. Порядок проведения встречи.
6. Психическая подготовка. Воспитание моральных и волевых качеств: добросовестное отношение к тренировкам, трудолюбие, умение преодолевать трудности, дисциплина, организованность, смелость, решительность, настойчивость.
Практические занятия
1. Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения: упражнения на растягивание и расслабление; на развитие двигательных способностей, наиболее развиваемых в данный возрастной период: гибкость, координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, выносливость; упражнения на гимнастической стенке, скамейке; упражнения с теннисными, баскетбольными и набивными мячами, гимнастическими палками, эспандерами.
Лёгкоатлетические упражнения: бег на короткие и средние дистанции; кроссы: бег по пересечённой местности в чередовании с ходьбой; прыжки в длину и высоту с места и с разбега.
Акробатические упражнения: кувырки; перекаты; перевороты; специальные акробатические упражнения для развития прыгучести.
Спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол.
Подвижные игры и командные эстафеты с преодолением препятствий.
Специально-подготовительные упражнения сходные по биомеханической структуре к ударным действиям теннисиста.
Подвижные игры с мячом и ракеткой.
Имитации различных ударов (на месте и в движении).
Броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча сбоку - вперед (правой, левой, двумя руками).
Броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча из-за головы за счёт быстрого движения кистью, быстрого разгибания руки в локте.
Подбивание мяча ракеткой (в разном темпе, с разной высотой) вверх, вниз, разными сторонами струнной поверхности, с перехватом рук
Вращательные движения кистью с ракеткой.
Способы поднятия мяча ракеткой.
Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей (скоростные, скоростно-силовые, координационные, гибкость, выносливость).
Пружинистые приседания (на носках и полной ступне).
Приседания на одной ноге.
Выпрыгивания вверх из полуприседа.
Танец «вприсядку» с попеременным выбрасыванием ног вперёд и в стороны.
Прыжки «кенгуру» с доставанием коленями груди.
Наклоны вперёд с касанием руками пола с последующим быстрым наклоном назад с касанием пальцами пяток.
Сгибание и подъём ног из положения лёжа на спине.
Сжимание в ладони теннисного мяча, сжимание пальцами кистевого эспандера.
Бег на 6, 10, 30, 60 метров: семенящий бег с максимальной частотой движений ногами; бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени; бег боком и спиной вперёд; бег с быстрым изменением направления и способа движения; челночный бег; скоростной бег; рывки вперёд, в стороны; бег приставным, скрестным шагом.
Бег по линиям корта.
«Веер» - скоростной бег по пяти заданным направлениям (из центра корта).
Прыжки: в сторону - в длину; в сторону - в высоту с места, с быстрого и медленного разбега; с толчком вверх - в сторону, вверх - назад.
Перечень подвижных игр, используемых на этапе начальной подготовки юных теннисистов:
1. «Школа мяча» - одиночные, парные и групповые упражнения с мячом и ракеткой.
Парные упражнения:
броски теннисного мяча одной рукой (правой и левой поочередно) и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром сначала двумя руками, потом одной.
броски мяча одной рукой вперёд-вверх и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром на уровне головы.
Групповые игры с мячом.
«Мяч в кругу». Группа становится в круг, водящий - в центре круга и по сигналу (или без) бросает мяч по кругу. Задача - словить мяч и бросить назад водящему.
«Мяч вдогонку». Группа становится в круг. Тренер раздаёт 4 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч друг другу. У кого 2 мяча - проигрывает.
«Собачка». Группа становится в круг. «Собачка» в центре круга. По сигналу дети начинают пасовать мяч друг другу таким образом, чтобы «собачка» не коснулась мяча. Если «собачка» коснулась или словила мяч, то игрок, бросивший этот мяч становится «собачкой».
«Пасы». Дети разбиваются на 2 команды. Каждая команда пасует друг другу мячик, а другая пытается перехватить его (перехватывать разрешается только летящий мяч). Побеждает та команда, которая совершит 10 пасов подряд.
«Удержи мяч на ракетке». Группа становится в круг с ракетками. Тренер раздаёт 3 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч с ракетки на ракетку. У кого 2 мяча – проигрывает.
«Не зевай». Группа становится в круг. В игре используются 2-4 мяча (если в группе 10 человек, то 2-3 мяча, если 15 человек, то 3-4 мяча). В начале игры мячи у 2-3 детей через 4-5 человек. По команде дети бросают мячи вправо или влево, а ловят с другой стороны. Неточно бросивший мяч и не поймавший хорошо подброшенный мяч выходит из игры. Оставшиеся играют до тех пор, пока не выявится победитель. (Когда остаётся 4-5 человек, играют одним мячом).
«Змейка». Ученики делятся на 2 команды. Участники становятся в затылок друг другу. У капитанов, стоящих впереди, в руке по мячу. По команде первые бросают мяч вверх - назад стоящим сзади, последний в «змейке» ловит мяч, бежит вперёд, становится спиной к своей команде и бросает мяч назад. Побеждает команда, которая после 2-3 кругов раньше выполнит задание.
«Вратарь». Группа делится на пары. И. п. двух партнёров - лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров. Один партнёр стоит спиной к стенке или фону. Он не должен пропустить мяч, брошенный партнёром, а должен поймать его с воздуха двумя руками. Оба партнёра двигаются в стороны приставными шагами. Побеждает тот, кто поймал больше мячей.
«Собери мячи». Тренер выбрасывает «корзину» мячей Дети кладут ракетки на «линию подачи». По сигналу дети начинают собирать мячи (по одному (два-три) на ракетку. Побеждает тот, кто собрал больше мячей.
Эстафеты с мячом и ракеткой. Команды строятся в колонны по 5-7 человек. По сигналу ученики, стоящие первыми, бегут 10-15 м.:
- обегают обруч, возвращаются назад, передают теннисный мяч товарищу по команде, а сами становятся в затылок команде;
- игроки бегут, неся теннисный мяч на ракетке;
- подбивая теннисный мяч ракеткой вверх (разной стороной ракетки, перехватывая ракетку);
- ударяя мяч ракеткой в пол (разной стороной ракетки, перехватывая ракетку).
- и др.
Одиночные упражнения.
бросок мяча вверх - вперед, в сторону левой рукой и ловля его после отскока от земли - правой;
бросок мяча вверх - вперед, в сторону и ловля с лёта;
бросок мяча вверх левой и правой рукой и ловля его вытянутыми руками на уровне груди; бросок мяча вверх на 2-Зм;
бросок мяча правой и левой рукой вперёд-вверх в заградительную решётку или фон движением, напоминающим выполнение подачи (с петлей), как обычно бросают камень;
имитация подачи с мячом; бросок мяча вверх левой рукой и ловля правой, вытянутой вверх.
Упражнения с мячом у стенки.
бросок мяча в стенку и ловля после его отскока от земли;
ловля мяча от стенки с лета; ловить мяч сначала двумя руками, потом одной: то правой, то левой;
бросок мяча в стенку и ловля после отскока от земли или с лета после поворота кругом.
парная игра «отбегай». Один партнер стоит в 4-5 м от стенки, другой сзади него, сбоку на расстоянии 2 м. Стоящий сзади бросает мяч в стенку, впереди стоящий должен его поймать после отскока от земли (или с лёта) и, бросив мяч в стенку, отбежать назад. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок при ловле мяча. Играют до 6 ошибок. Плохо брошенный в стенку мяч переигрывается. В этой игре может быть второй вариант, когда стоящий впереди бросает мяч не в стенку, а назад своему партнёру. Один ловит мяч, другой бросает в стенку. Затем они меняются ролями (бросивший мяч должен отбегать налево - назад).
2. Подвижные игры.
«Совушка». Один из играющих «совушка». Находится в небольшом кругу. Остальные участники - свободно бегают. После слова тренера «Ночь!» - все замирают, а «совушка» выбегает и забирает с собой в гнездо того, кто пошевелился. Правила: 1) «совушка» не имеет право подолгу наблюдать за одним и тем же игроком; 2) вырваться от «совушки» нельзя.
«Волк во рву». Поперёк зала в его середине двумя параллельными линиями, на расстоянии 1-1,5 м. одна от другой обозначают «ров», в котором находится «волк» Остальные игроки «козы» стоят за чертой вдоль лицевой линии зала. После слов тренера «козы в огород» - «козы» должны перебежать (не останавливаясь) на другую сторону зала, чтобы «волк» не запятнал их. Правила: 1) «волки» не могут выбегать за «ров»; 2) «козы» должны бежать, не останавливаясь.
«Пятнашки». На 5-6 играющих выбирается один «водящий». Он должен догонять своих соперников. Тот, кого он догонит и запятнает, становится «водящим». Правила: тот, кого запятнали, должен догонять вначале других играющих, а не запятнавшего его игрока.
«Ловля парами». Выбирают пару «ловцов». Взявшись за руки, они догоняют остальных играющих. Игра останавливается, когда «ловцы» догонят одного играющего и сомкнут вокруг него руки. Если в «плен» берут двух игроков, они составляют новую пару «ловцов», и уже две пары ловят остальных. Заканчивается игра, когда на площадке остаются два участника, которые становятся новыми «ловцами» и игра возобновляется. Правила: пойманному игроку не разрешается вырываться от «ловцов».
«Рывок за мячом». Игроки разбиваются на 2 команды и рассчитываются по порядку номеров. Тренер с мячом в руках встаёт между двумя командами. Бросив мяч вперёд, он называет какой-либо номер. Игроки команд, имеющий этот номер, бросаются вдогонку за мячом. Тот, кто первым овладеет мячом, приносит очко своей команде. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.
«Колдуны». На 10-12 играющих выбирается 2-3 «колдуна», которые должны как можно быстрее «запятнать» всех играющих. Правила:
- «запятнанные» игроки выбывают из игры;
- «запятнанный» игрок останавливается на том месте, где его запятнали с вытянутыми в стороны руками и широко поставленными ногами. Если «незапятнанный» игрок пролезет между ног «запятнанного», то он снова вступает в игру.
Мини-футбол, гандбол и баскетбол с теннисным мячом.
3. Упражнения и игры с облегченным инвентарем (легкие ракетки и поролоновые мячи) по программе обучения ITF «Play and stay».
апробация различных способов держания мяча и ракетки: подбрасывание и ловля мяча; различные способы передачи мяча в парах; держание ракетки в правой и левой руках и т.д.
удержание мяча на ракетке: балансирование мяча на ракетке, вращение мяча по кругу по ободу ракетки; передача мяча с одной ракетки на другую в парах, в командах; передача ракетки с мячом из одной руки в другую и т.д.
- игра «Гусеница»: Игроки становятся в шеренгу. С одной стороны шеренги стоит полная, а с другой пустая корзина. Первый игрок шеренги берет мяч из корзины, кладет его на ракетку и передает второму. Второй игрок передает мяч третьему и т.д., без падения его на землю. После передачи мяча игрок должен бежать в конец шеренги.
- игра «Не урони мяч»: В парах. Оба игрока держат мяч на ракетке в одной руке, другой рукой пытаются заставить партнера уронить мяч.
- игра «Кегельбан»: Ученик, катая мяч ракеткой, пытается сбить банки из-под мячей. Дистанцию до банок можно увеличивать или уменьшать.
- игра «Квадрат»: Тренер формирует 3-6 команд по 4 ученика, Каждая команда образует квадрат. По сигналу игроки каждой команды должны катить мяч друг другу по кругу. Команда, завершившая квадрат 2-3 раза – побеждает.
удары мяча вверх и вниз: набивание вверх, вниз, вперед различными способами; соревнования в набивании; набивание мяча по лабиринту, перемещаясь приставными шагами; набивание мяча с преодолением препятствий и т.д.
удары по мячу в определенном направлении: отбивание мяча в обозначенные зоны; на партнера; на тренера; о стену и т.д.
передача мяча с отскоком от земли: в парах; о стену.
- игра «Попади в обруч»: игроки из пары (тройки) по очереди ударяют мяч так, чтобы он попал внутрь обруча (круга). Пара, которая первой попадет в обруч 5, 10, 20 раз – побеждает.
-игра «Тройка»: Трое игроков располагаются по кругу. Один подбрасывает мяч, дугой отбивает, третий старается поймать мяч до его приземления.
удары по мячу на различную дистанцию: выполнение ударов в различные (дальние и ближние) зоны; варьирование силы удара.
- игра «Близко-далеко»: Двое игроков играют друг на друга с отскоком или без. После выполнения 5-ти ударов подряд – оба игрока делают шаг назад. Если в следующем розыгрыше игроки выполняют меньше 5-ти ударов – они снова делают шаг вперед.
блокирование мяча ракеткой: после броска партнера, игрок должен блокировать мяч ракеткой прежде, чем мяч приземлится.
игра с партнером: с отскоком мяча и без; с близкого и дальнего расстояния.
подъем мяча ракеткой различными способами.
выполнение ударов в цель:
-игра «Мишень»: У каждой пары есть большая мишень на стене. Игроки пары по очереди стараются в нее попасть. Пара, попавшая в мишень больше раз – побеждает.
- игра «Теннисный баскетбол»: Каждая команда старается попасть мячом в корзину, при помощи теннисной ракетки.
игра через препятствие или сетку: обмен ударами через препятствие в парах, в тройках, по командам; с отскоком и без.
игра о стену: в парах, по командам; соревнование на набивание о стену.
игры на счет: одиночные и парные игры до 7, до 11, по теннисным правилам на маленьком корте.
игры в парах, тройках, командах на выполнение наибольшего количества ударов.
улучшение навыков выполнения ударов справа и слева: один игрок набрасывает мяч, другой старается выполнить удар на третьего игрока, задача которого – выполнить удар на четвертого игрока, который ловит мяч; повторение правильных движений за лидером: «кто лучше повторит!»; выполнение ударов по линии и диагонали.
улучшение навыков выполнения ударов с различной глубиной: один игрок выполняет удар коротко, другой – длинно; обмен ударами с отскока – с лета и т.д.
соревнования в парах - побеждает та пара, которая выполнит наибольшее количество ударов в комбинациях:
- один игрок играет с лета, другой с отскока;
- оба выполняют удары с лета;
- оба выполняют удары с отскока и т.д.
- один игрок играет короткими ударами, другой – длинными;
- игроки выполняют удары с различным направлением.
развитие 2-х ударов используемых для введения мяча в игру: подача в зону; подача с дальнейшим розыгрышем очка.
прием мяча в определенную зону: игроки выполняют прием подачи в разные зоны и мишени.
игра с выполнением ударов сложных для соперника: один игрок должен выполнять только такие удары, которые второму игроку будет сложно отразить. Второй игрок должен доставать все мячи и отбивать на первого игрока.
улучшение умения атаковать: выполнение атакующего удара; выполнение укороченного удара; выполнение свечи; выполнение удара над головой; «выход к сетке».
улучшение умения защищаться: выполнение ударов против игрока, стоящего у сетки; отражение укороченного; отражение свечи; отражение атакующего удара.
2. Техническая подготовка
1. Техника основных ударов.
Способы держания ракетки. Исходное положение и передвижение игрока на площадке. Наблюдение за мячом во время игры.
Удары справа и слева по отскочившему мячу: удары по подвешенному мячу; удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии в одиночных и парных упражнениях; удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.
Подводящие упражнения - имитации ударов; броски теннисного, (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча, сходные по структуре с ударами справа и слева.
Удары с лёта, справа и слева: удары по подвешенному мячу; удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии, удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.
Подводящие упражнения - имитации ударов; упражнение «вратарь»: ловля с лёта одной или двумя руками теннисного мяча, брошенного партнёром в условленные «ворота»
Начальное изучение подачи: удары по подвешенному мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии; удары на площадке на различном расстоянии от сетки.
Подводящие упражнения - выполнение подброса; броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча из-за головы: на дальность; в цель на стене, в квадрат; отведение правой руки вверх за голову с одновременным подбросом мяча левой.
Удары над головой (смэш): удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии, удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.
Подводящее упражнение - быстрое передвижение боком, спиной перёд, завершающееся специфическим прыжком вверх - назад с имитацией удара над головой.
Свечки и полусвечки.
Укороченные удары и удары с полулёта.
Начальное изучение вращения: крученные и резанные удары.
Выполнение ударов в различных точках.
Примечание: тренировка у стенки является большим подспорьем теннисисту. У стенки можно совершенствовать технику всех ударов и успешно тренировать их точность. При совершенствовании техники ударов в тренировке у стенки удары теннисиста не зависят от ответных ударов партнёра, и теннисист может сосредоточить своё внимание на отдельных деталях. Игру можно вести в различном темпе, даже в более быстром, чем на площадке, так как промежуток времени между ударами у стенки значительно меньше, чем на площадке. Это содействует развитию быстроты реакции и передвижения по площадке, развитию ловкости. В игре у стенки, многократно повторяя удары, можно выработать правильный рисунок движения руки с ракеткой, научиться следить за правильным движением ног, совершенствовать ритм движений.
2. Техника передвижений.
Техника передвижения по корту включает в себя специфический прыжок «разножка» и рациональное использование разновидностей бега, при этом работа ног требует максимальной частоты и координации движений в зависимости от выполнения ударов различного типа. Для достижения высоких результатов в этой области наибольший эффект дает применение сопряженного метода развития физических качеств вместе с совершенствованием координации движений.
Прыжки: «разножка» (серия «разножек»); «лягушка»; в «стартовое» положение; через «коридор» и т.п.
Выпады (вперед, в сторону, назад).
Бег: приставным, скрестным шагом; «змейкой»; «зигзагом»; «челночный» бег; ускорения со сменой направления; «семенящий».
Выполнение ударов после различных видов движения к мячу.
Выполнение ударов в различных положениях.
Выполнение «разножки» в момент удара партнера.
3. Основы тактики игры в теннис
Демонстрация одиночной и парной игры со счётом.
Показ всех ударов раздельно с разбором основных тактических особенностей их использования.
Игра в теннис на бумаге.
Игра со счётом «на квадратики».
Простейшие упражнения с использованием различных ударов и тактических комбинаций: «треугольник», «восьмёрка» и т.д.
Игра через сетку по заданиям.
Игра со счётом по заданиям.
4. Соревновательная практика.
Проведение соревнований по специальной физической подготовке, основными средствами в которых являются эстафеты, игры с мячом и ракеткой, «веер», бег по линиям корта и т.д.
Проведение соревнований «на квадратики».
Одиночные учебные игры со счётом со специальными заданиями, использованием различных тактических комбинаций
Одиночные игры со счётом соревновательного характера.
Проведение соревнований на первенство кружка.
Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы в виде таблицы.
В результате обучения по программе обучающийся: | В результате обучения по программе у обучающегося: |
- будет знать.историю развития тенниса в России и в мире, правила игры в теннис; - будет уметь пользоваться различными видами ударов; - будет стремиться к здоровому образу жизни; - будет обучен различным приемам игры в теннис; - овладеет теннисной терминологией; - получит игровые навыки; - расширит представление о данном виде спорта. | - будет сформирована устойчивая потребность в занятиях спортом - будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества; - будет развита устойчивая потребность к самообразованию; - будет сформирована активная жизненная позиция - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни |
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарно-тематическое планирование является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы.
№ | Дата | Тема занятия | Прим. |
Наименование раздела | |
1-5 | | ТБ при занятиях теннисом. Инвентарь. ОФП. Общеразвивающие упражнения. «Школа мяча». Тестовые задания | 1 нед. |
6-10 | | Легкоатлетические упражнения. Техника основных ударов. История развития тенниса | 2 нед. |
11-15 | | Спортивные игры по упрощенным правилам. Техника передвижений. Правила игры | 3 нед. |
16-20 | | Координационные упражнения. Техника основных ударов. Тренировка и влияние физических упражнений на организм занимающихся | 4 нед. |
21-25 | | Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Удары справа и слева по отскочившему мячу | 5нед. |
26-30 | | Общеразвивающие упражнения. Удары слета справа и слева | 6 нед. |
31-35 | | Легкоатлетические упражнения. Удары у тренировочной стенки на различных расстояниях | 7 нед. |
36-40 | | Координационные упражнения. Удары разной силы по диагоналям и по линиям | 8нед. |
41-45 | | Упражнения на выносливость. Виды ударов справа по отскочившему мячу | 9 нед. |
46-50 | | Силовые упражнения. Удары слева по отскочившему мячу одной и двумя руками | 10 нед. |
51-55 | | Общеразвивающие упражнения. Удары слета справа и слева у стены и у сетки | 11 нед. |
56-60 | | Легкоатлетические упражнения. Подача: удары у тренировочной стенки на разном расстоянии | 12 нед. |
61-65 | | Координационные упражнения. Подача: удары на площадке на различном расстоянии у сетки | 13 нед. |
66-70 | | Упражнения на выносливость. Удары над головой («Смэш») | 14 нед. |
71-75 | | Силовые упражнения. Одиночные игры со счетом соревновательного характера. Правила игры | 15 нед. |
76-80 | | Общеразвивающие упражнения. Отработка различных видов ударов у тренировочной стенки и у сетки | 16 нед. |
81-85 | | Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Совершенствование техники. Игровая практика | 17 нед. |
86-90 | | Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 18 нед. |
91-95 | | Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика | 19 нед. |
96-100 | | Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 20 нед. |
101-105 | | Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. | 21 нед. |
106-110 | | Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 22 нед. |
111-115 | | Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 23 нед. |
116-120 | | Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 24 нед. |
121-125 | | Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика | 25 нед. |
126-130 | | Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 26 нед. |
131-135 | | Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Совершенствование техники. Игровая практика | 27 нед. |
136-140 | | Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 28 нед. |
1141-145 | | Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 29 нед. |
146-150 | | Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика | 30 нед. |
151-155 | | Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика | 31нед. |
156-160 | | Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка | 32 нед. |
161-165 | | Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка | 33 нед. |
166-170 | | Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка | 34 нед. |
171-175 | | Соревновательная практика. Тестирование | 35 нед. |
176-180 | | Соревновательная практика. Тестирование | 36 нед. |
Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы — спортивный зал школы, теннисная сетка большая, теннисная сетка малая, теннисные ракетки разных размеров, теннисные мячи разных размеров, фишки, координационные лестницы.
Формы аттестации - контрольное тестирование.
Рекомендованы следующие контрольные (переводные) тесты, для оценки уровня физической, технической и тактической подготовленности юных теннисистов для кружков по теннису 1, 2 и 3 года обучения:
Основные (обязательные):
• «Бег от «задней» линии до сетки и обратно» (бег 24 м.), сек.
• «Веер» - бег по площадке в пять точек (без мячей), сек.
• Танец вприсядку («Танцевальные»), кол-во раз за 10 сек.
• Бросок баскетбольного мяча из-за головы (движением подачи), м.
Дополнительные (по желанию тренера):
• «Бег по линиям корта», сек.
• Броски теннисного мяча, сходные с движением ударов справа, слева, подачи в мишень 50х50, расстояние до стены 5 м., кол-во попаданий из 10.
• Удары по отскочившему мячу о стену (справа и слева), максимальное кол-во ударов.
• Тест для оценки уровня развития тактического мышления юных теннисистов, баллы.
Методическое обеспечение программы
- Дидактические материалы по основным разделам
- Лекционные материалы по разделам
- Таблицы нормативов
- Карточки индивидуальных заданий
Список литературы
1. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2011. - 112 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
3. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-480 с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации 5-6-7 классы. - М.: «Просвещение» 2013
18