СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Обучение игре в теннис»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Направленность программы — физкультурно-спортивная.
  • Актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы.
  • Отличительные особенности программы — в настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружка по теннису, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.
  • Адресат программы — возраст обучающихся 7-16 лет, группа 8-12 человек.
  • Объем и срок освоения программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, количество недель – 36 уч. недель (5 ч. в неделю), 5 лет, необходимых для освоения программы.
  • Форма обучения – очная.
  • Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – наглядный, теоретический, практический.
  • Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, тренировочный и др.
  • Формы проведения занятий - форма организации занимающихся: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах; форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
  • Режим занятий — 5 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Обучение игре в теннис»»







УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от

( ежегодные реквизиты)











программа «КЛИВТ»

Возраст обучающихся 7-14 лет, срок реализации 3 года









составитель

Горяйнова Яна Олеговна,

педагог дополнительного образования



















Озёрск

    1. Комплекс основных характеристик программы:

      1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Особое внимание в своей повседневной деятельности должно уделяться:

• привлечению большого количества детей к избранному виду спорта;

• созданию условий для регулярных занятий;

• привитию у занимающихся интереса к избранному ими виду спорта;

• чёткой организации учебно-воспитательного процесса;

• овладению занимающимися необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий;

Программа по теннису составлена на основе федеральных нормативно-правовых документов, определяющих развитие дополнительного образования детей. Перечень федеральных нормативно-правовых документов, определяющих развитие дополнительного образования детей

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждён министерством труда и социальной защиты от 8.09.2015г. №613н

6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществеления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. №41.

8. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.15. - М., 2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

9. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29.03.16. №641/09 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательныйх программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их образовательных потребностей.

  • Направленность программы — физкультурно-спортивная.

  • Актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы.

  • Отличительные особенности программы — в настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружка по теннису, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

  • Адресат программы — возраст обучающихся 7-16 лет, группа 8-12 человек.

  • Объем и срок освоения программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, количество недель – 36 уч. недель (5 ч. в неделю), 5 лет, необходимых для освоения программы.

  • Форма обучения – очная.

  • Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – наглядный, теоретический, практический.

  • Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, тренировочный и др.

  • Формы проведения занятий - форма организации занимающихся: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах; форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.

  • Режим занятий — 5 часов в неделю.

      1. Цель и задачи программы:

  • цель - воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.

- задачи:

- привлекать детей и подростков к систематическим занятиям теннисом;

- осуществлять подготовку всесторонне развитых детей и, обеспечивать укрепление их здоровья;

      1. Содержание программы:


Название разделов, тем

Количество часов



Всего

Теория

Практика

Теоретические занятия

1.

Обзор состояния и развития тенниса


2


2.

Тренировка и влияние физических упражнений на организм занимающихся


2


3.

Основы техники и тактики игры в теннис


3


4.

Оборудование, инвентарь и уход за ним


1


5.

Правила игры в теннис


4


6.

Психологическая подготовка


4


Практические занятия

1.

Общая и специальная физическая подготовка



44

2.

Изучение и совершенствование техники



98

3.

Основы тактики игры в теннис



10

4.

Соревновательная практика



8

5.

Контрольное тестирование



4


Итого:180 ч.


16

164

Содержание учебно-тематического плана

Теоретические занятия

1. Обзор состояния и развития тенниса. Характеристика современного тенниса. Возникновение игры в теннис. Развитие тенниса в России. Сильнейшие теннисисты. Значение и место тенниса в системе физического воспитания.

2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие для укрепления здоровья, развития двигательных способностей и достижения высоких спортивных результатов.

3. Основы техники и тактики игры в теннис. Понятие о технике и тактике. Взаимосвязь и взаимозависимость техники и тактики. Хватка ракетки и её виды. Основные технические приёмы в теннисе. Общая характеристика игры сильнейших теннисистов.

4. Оборудование, инвентарь и уход за ним. Основные особенности ракетки: вес, толщина и форма ручки, степень натяжения струн. Выбор ракетки. Уход за ракеткой. Теннисные мячи. Уход за площадкой.

5. Правила игры в теннис. Правила игры. Подача. Розыгрыш очка. Счёт. Порядок проведения встречи.

6. Психическая подготовка. Воспитание моральных и волевых качеств: добросовестное отношение к тренировкам, трудолюбие, умение преодолевать трудности, дисциплина, организованность, смелость, решительность, настойчивость.

Практические занятия

1. Общая и специальная физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения: упражнения на растягивание и расслабление; на развитие двигательных способностей, наиболее развиваемых в данный возрастной период: гибкость, координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, выносливость; упражнения на гимнастической стенке, скамейке; упражнения с теннисными, баскетбольными и набивными мячами, гимнастическими палками, эспандерами.

Лёгкоатлетические упражнения: бег на короткие и средние дистанции; кроссы: бег по пересечённой местности в чередовании с ходьбой; прыжки в длину и высоту с места и с разбега.

Акробатические упражнения: кувырки; перекаты; перевороты; специальные акробатические упражнения для развития прыгучести.

Спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол.

Подвижные игры и командные эстафеты с преодолением препятствий.


Специально-подготовительные упражнения сходные по биомеханической структуре к ударным действиям теннисиста.

Подвижные игры с мячом и ракеткой.

Имитации различных ударов (на месте и в движении).

Броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча сбоку - вперед (правой, левой, двумя руками).

Броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча из-за головы за счёт быстрого движения кистью, быстрого разгибания руки в локте.

Подбивание мяча ракеткой (в разном темпе, с разной высотой) вверх, вниз, разными сторонами струнной поверхности, с перехватом рук

Вращательные движения кистью с ракеткой.

Способы поднятия мяча ракеткой.

Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей (скоростные, скоростно-силовые, координационные, гибкость, выносливость).

Пружинистые приседания (на носках и полной ступне).

Приседания на одной ноге.

Выпрыгивания вверх из полуприседа.

Танец «вприсядку» с попеременным выбрасыванием ног вперёд и в стороны.

Прыжки «кенгуру» с доставанием коленями груди.

Наклоны вперёд с касанием руками пола с последующим быстрым наклоном назад с касанием пальцами пяток.

Сгибание и подъём ног из положения лёжа на спине.

Сжимание в ладони теннисного мяча, сжимание пальцами кистевого эспандера.

Бег на 6, 10, 30, 60 метров: семенящий бег с максимальной частотой движений ногами; бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени; бег боком и спиной вперёд; бег с быстрым изменением направления и способа движения; челночный бег; скоростной бег; рывки вперёд, в стороны; бег приставным, скрестным шагом.

Бег по линиям корта.

«Веер» - скоростной бег по пяти заданным направлениям (из центра корта).

Прыжки: в сторону - в длину; в сторону - в высоту с места, с быстрого и медленного разбега; с толчком вверх - в сторону, вверх - назад.

Перечень подвижных игр, используемых на этапе начальной подготовки юных теннисистов:

1. «Школа мяча» - одиночные, парные и групповые упражнения с мячом и ракеткой.

Парные упражнения:

  • броски теннисного мяча одной рукой (правой и левой поочередно) и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром сначала двумя руками, потом одной.

  • броски мяча одной рукой вперёд-вверх и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром на уровне головы.

Групповые игры с мячом.

  • «Мяч в кругу». Группа становится в круг, водящий - в центре круга и по сигналу (или без) бросает мяч по кругу. Задача - словить мяч и бросить назад водящему.

  • «Мяч вдогонку». Группа становится в круг. Тренер раздаёт 4 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч друг другу. У кого 2 мяча - проигрывает.

  • «Собачка». Группа становится в круг. «Собачка» в центре круга. По сигналу дети начинают пасовать мяч друг другу таким образом, чтобы «собачка» не коснулась мяча. Если «собачка» коснулась или словила мяч, то игрок, бросивший этот мяч становится «собачкой».

  • «Пасы». Дети разбиваются на 2 команды. Каждая команда пасует друг другу мячик, а другая пытается перехватить его (перехватывать разрешается только летящий мяч). Побеждает та команда, которая совершит 10 пасов подряд.

  • «Удержи мяч на ракетке». Группа становится в круг с ракетками. Тренер раздаёт 3 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч с ракетки на ракетку. У кого 2 мяча – проигрывает.

  • «Не зевай». Группа становится в круг. В игре используются 2-4 мяча (если в группе 10 человек, то 2-3 мяча, если 15 человек, то 3-4 мяча). В начале игры мячи у 2-3 детей через 4-5 человек. По команде дети бросают мячи вправо или влево, а ловят с другой стороны. Неточно бросивший мяч и не поймавший хорошо подброшенный мяч выходит из игры. Оставшиеся играют до тех пор, пока не выявится победитель. (Когда остаётся 4-5 человек, играют одним мячом).

  • «Змейка». Ученики делятся на 2 команды. Участники становятся в затылок друг другу. У капитанов, стоящих впереди, в руке по мячу. По команде первые бросают мяч вверх - назад стоящим сзади, последний в «змейке» ловит мяч, бежит вперёд, становится спиной к своей команде и бросает мяч назад. Побеждает команда, которая после 2-3 кругов раньше выполнит задание.

  • «Вратарь». Группа делится на пары. И. п. двух партнёров - лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров. Один партнёр стоит спиной к стенке или фону. Он не должен пропустить мяч, брошенный партнёром, а должен поймать его с воздуха двумя руками. Оба партнёра двигаются в стороны приставными шагами. Побеждает тот, кто поймал больше мячей.

  • «Собери мячи». Тренер выбрасывает «корзину» мячей Дети кладут ракетки на «линию подачи». По сигналу дети начинают собирать мячи (по одному (два-три) на ракетку. Побеждает тот, кто собрал больше мячей.

  • Эстафеты с мячом и ракеткой. Команды строятся в колонны по 5-7 человек. По сигналу ученики, стоящие первыми, бегут 10-15 м.:

- обегают обруч, возвращаются назад, передают теннисный мяч товарищу по команде, а сами становятся в затылок команде;

- игроки бегут, неся теннисный мяч на ракетке;

- подбивая теннисный мяч ракеткой вверх (разной стороной ракетки, перехватывая ракетку);

- ударяя мяч ракеткой в пол (разной стороной ракетки, перехватывая ракетку).

- и др.

Одиночные упражнения.

  • бросок мяча вверх - вперед, в сторону левой рукой и ловля его после отскока от земли - правой;

  • бросок мяча вверх - вперед, в сторону и ловля с лёта;

  • бросок мяча вверх левой и правой рукой и ловля его вытянутыми руками на уровне груди; бросок мяча вверх на 2-Зм;

  • бросок мяча правой и левой рукой вперёд-вверх в заградительную решётку или фон движением, напоминающим выполнение подачи (с петлей), как обычно бросают камень;

  • имитация подачи с мячом; бросок мяча вверх левой рукой и ловля правой, вытянутой вверх.

Упражнения с мячом у стенки.

  • бросок мяча в стенку и ловля после его отскока от земли;

  • ловля мяча от стенки с лета; ловить мяч сначала двумя руками, потом одной: то правой, то левой;

  • бросок мяча в стенку и ловля после отскока от земли или с лета после поворота кругом.

  • парная игра «отбегай». Один партнер стоит в 4-5 м от стенки, другой сзади него, сбоку на расстоянии 2 м. Стоящий сзади бросает мяч в стенку, впереди стоящий должен его поймать после отскока от земли (или с лёта) и, бросив мяч в стенку, отбежать назад. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок при ловле мяча. Играют до 6 ошибок. Плохо брошенный в стенку мяч переигрывается. В этой игре может быть второй вариант, когда стоящий впереди бросает мяч не в стенку, а назад своему партнёру. Один ловит мяч, другой бросает в стенку. Затем они меняются ролями (бросивший мяч должен отбегать налево - назад).

2. Подвижные игры.

  • «Совушка». Один из играющих «совушка». Находится в небольшом кругу. Остальные участники - свободно бегают. После слова тренера «Ночь!» - все замирают, а «совушка» выбегает и забирает с собой в гнездо того, кто пошевелился. Правила: 1) «совушка» не имеет право подолгу наблюдать за одним и тем же игроком; 2) вырваться от «совушки» нельзя.

  • «Волк во рву». Поперёк зала в его середине двумя параллельными линиями, на расстоянии 1-1,5 м. одна от другой обозначают «ров», в котором находится «волк» Остальные игроки «козы» стоят за чертой вдоль лицевой линии зала. После слов тренера «козы в огород» - «козы» должны перебежать (не останавливаясь) на другую сторону зала, чтобы «волк» не запятнал их. Правила: 1) «волки» не могут выбегать за «ров»; 2) «козы» должны бежать, не останавливаясь.

  • «Пятнашки». На 5-6 играющих выбирается один «водящий». Он должен догонять своих соперников. Тот, кого он догонит и запятнает, становится «водящим». Правила: тот, кого запятнали, должен догонять вначале других играющих, а не запятнавшего его игрока.

  • «Ловля парами». Выбирают пару «ловцов». Взявшись за руки, они догоняют остальных играющих. Игра останавливается, когда «ловцы» догонят одного играющего и сомкнут вокруг него руки. Если в «плен» берут двух игроков, они составляют новую пару «ловцов», и уже две пары ловят остальных. Заканчивается игра, когда на площадке остаются два участника, которые становятся новыми «ловцами» и игра возобновляется. Правила: пойманному игроку не разрешается вырываться от «ловцов».

  • «Рывок за мячом». Игроки разбиваются на 2 команды и рассчитываются по порядку номеров. Тренер с мячом в руках встаёт между двумя командами. Бросив мяч вперёд, он называет какой-либо номер. Игроки команд, имеющий этот номер, бросаются вдогонку за мячом. Тот, кто первым овладеет мячом, приносит очко своей команде. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

  • «Колдуны». На 10-12 играющих выбирается 2-3 «колдуна», которые должны как можно быстрее «запятнать» всех играющих. Правила:

- «запятнанные» игроки выбывают из игры;

- «запятнанный» игрок останавливается на том месте, где его запятнали с вытянутыми в стороны руками и широко поставленными ногами. Если «незапятнанный» игрок пролезет между ног «запятнанного», то он снова вступает в игру.

  • Мини-футбол, гандбол и баскетбол с теннисным мячом.

3. Упражнения и игры с облегченным инвентарем (легкие ракетки и поролоновые мячи) по программе обучения ITF «Play and stay».

  • апробация различных способов держания мяча и ракетки: подбрасывание и ловля мяча; различные способы передачи мяча в парах; держание ракетки в правой и левой руках и т.д.

  • удержание мяча на ракетке: балансирование мяча на ракетке, вращение мяча по кругу по ободу ракетки; передача мяча с одной ракетки на другую в парах, в командах; передача ракетки с мячом из одной руки в другую и т.д.

- игра «Гусеница»: Игроки становятся в шеренгу. С одной стороны шеренги стоит полная, а с другой пустая корзина. Первый игрок шеренги берет мяч из корзины, кладет его на ракетку и передает второму. Второй игрок передает мяч третьему и т.д., без падения его на землю. После передачи мяча игрок должен бежать в конец шеренги.

- игра «Не урони мяч»: В парах. Оба игрока держат мяч на ракетке в одной руке, другой рукой пытаются заставить партнера уронить мяч.

  • катание мяча по земле ракеткой: друг за другом по кругу; в парах и т.д.

- игра «Кегельбан»: Ученик, катая мяч ракеткой, пытается сбить банки из-под мячей. Дистанцию до банок можно увеличивать или уменьшать.

- игра «Квадрат»: Тренер формирует 3-6 команд по 4 ученика, Каждая команда образует квадрат. По сигналу игроки каждой команды должны катить мяч друг другу по кругу. Команда, завершившая квадрат 2-3 раза – побеждает.

  • удары мяча вверх и вниз: набивание вверх, вниз, вперед различными способами; соревнования в набивании; набивание мяча по лабиринту, перемещаясь приставными шагами; набивание мяча с преодолением препятствий и т.д.

  • удары по мячу в определенном направлении: отбивание мяча в обозначенные зоны; на партнера; на тренера; о стену и т.д.

  • передача мяча с отскоком от земли: в парах; о стену.

- игра «Попади в обруч»: игроки из пары (тройки) по очереди ударяют мяч так, чтобы он попал внутрь обруча (круга). Пара, которая первой попадет в обруч 5, 10, 20 раз – побеждает.

-игра «Тройка»: Трое игроков располагаются по кругу. Один подбрасывает мяч, дугой отбивает, третий старается поймать мяч до его приземления.

  • удары по мячу на различную дистанцию: выполнение ударов в различные (дальние и ближние) зоны; варьирование силы удара.

- игра «Близко-далеко»: Двое игроков играют друг на друга с отскоком или без. После выполнения 5-ти ударов подряд – оба игрока делают шаг назад. Если в следующем розыгрыше игроки выполняют меньше 5-ти ударов – они снова делают шаг вперед.

  • блокирование мяча ракеткой: после броска партнера, игрок должен блокировать мяч ракеткой прежде, чем мяч приземлится.

  • игра с партнером: с отскоком мяча и без; с близкого и дальнего расстояния.

  • подъем мяча ракеткой различными способами.

  • выполнение ударов в цель:

-игра «Мишень»: У каждой пары есть большая мишень на стене. Игроки пары по очереди стараются в нее попасть. Пара, попавшая в мишень больше раз – побеждает.

- игра «Теннисный баскетбол»: Каждая команда старается попасть мячом в корзину, при помощи теннисной ракетки.

  • игра через препятствие или сетку: обмен ударами через препятствие в парах, в тройках, по командам; с отскоком и без.

  • игра о стену: в парах, по командам; соревнование на набивание о стену.

  • игры на счет: одиночные и парные игры до 7, до 11, по теннисным правилам на маленьком корте.

  • игры в парах, тройках, командах на выполнение наибольшего количества ударов.

  • улучшение навыков выполнения ударов справа и слева: один игрок набрасывает мяч, другой старается выполнить удар на третьего игрока, задача которого – выполнить удар на четвертого игрока, который ловит мяч; повторение правильных движений за лидером: «кто лучше повторит!»; выполнение ударов по линии и диагонали.

  • улучшение навыков выполнения ударов с различной глубиной: один игрок выполняет удар коротко, другой – длинно; обмен ударами с отскока – с лета и т.д.

  • соревнования в парах - побеждает та пара, которая выполнит наибольшее количество ударов в комбинациях:

- один игрок играет с лета, другой с отскока;

- оба выполняют удары с лета;

- оба выполняют удары с отскока и т.д.

- один игрок играет короткими ударами, другой – длинными;

- игроки выполняют удары с различным направлением.

  • развитие 2-х ударов используемых для введения мяча в игру: подача в зону; подача с дальнейшим розыгрышем очка.

  • прием мяча в определенную зону: игроки выполняют прием подачи в разные зоны и мишени.

  • игра с выполнением ударов сложных для соперника: один игрок должен выполнять только такие удары, которые второму игроку будет сложно отразить. Второй игрок должен доставать все мячи и отбивать на первого игрока.

  • улучшение умения атаковать: выполнение атакующего удара; выполнение укороченного удара; выполнение свечи; выполнение удара над головой; «выход к сетке».

  • улучшение умения защищаться: выполнение ударов против игрока, стоящего у сетки; отражение укороченного; отражение свечи; отражение атакующего удара.

2. Техническая подготовка

1. Техника основных ударов.

Способы держания ракетки. Исходное положение и передвижение игрока на площадке. Наблюдение за мячом во время игры.

Удары справа и слева по отскочившему мячу: удары по подвешенному мячу; удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии в одиночных и парных упражнениях; удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.

Подводящие упражнения - имитации ударов; броски теннисного, (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча, сходные по структуре с ударами справа и слева.

Удары с лёта, справа и слева: удары по подвешенному мячу; удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии, удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.

Подводящие упражнения - имитации ударов; упражнение «вратарь»: ловля с лёта одной или двумя руками теннисного мяча, брошенного партнёром в условленные «ворота»

Начальное изучение подачи: удары по подвешенному мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии; удары на площадке на различном расстоянии от сетки.

Подводящие упражнения - выполнение подброса; броски теннисного (волейбольного, баскетбольного, набивного) мяча из-за головы: на дальность; в цель на стене, в квадрат; отведение правой руки вверх за голову с одновременным подбросом мяча левой.

Удары над головой (смэш): удары по удобно наброшенному тренером мячу; удары у тренировочной стенки на различном расстоянии, удары на площадке с тренером, на различном расстоянии от сетки; «мягкие» и «средней силы» по диагоналям и по линиям.

Подводящее упражнение - быстрое передвижение боком, спиной перёд, завершающееся специфическим прыжком вверх - назад с имитацией удара над головой.

Свечки и полусвечки.

Укороченные удары и удары с полулёта.

Начальное изучение вращения: крученные и резанные удары.

Выполнение ударов в различных точках.

Примечание: тренировка у стенки является большим подспорьем теннисисту. У стенки можно совершенствовать технику всех ударов и успешно тренировать их точность. При совершенствовании техники ударов в тренировке у стенки удары теннисиста не зависят от ответных ударов партнёра, и теннисист может сосредоточить своё внимание на отдельных деталях. Игру можно вести в различном темпе, даже в более быстром, чем на площадке, так как промежуток времени между ударами у стенки значительно меньше, чем на площадке. Это содействует развитию быстроты реакции и передвижения по площадке, развитию ловкости. В игре у стенки, многократно повторяя удары, можно выработать правильный рисунок движения руки с ракеткой, научиться следить за правильным движением ног, совершенствовать ритм движений.

2. Техника передвижений.

Техника передвижения по корту включает в себя специфический прыжок «разножка» и рациональное использование разновидностей бега, при этом работа ног требует максимальной частоты и координации движений в зависимости от выполнения ударов различного типа. Для достижения высоких результатов в этой области наибольший эффект дает применение сопряженного метода развития физических качеств вместе с совершенствованием координации движений.

Прыжки: «разножка» (серия «разножек»); «лягушка»; в «стартовое» положение; через «коридор» и т.п.

Выпады (вперед, в сторону, назад).

Бег: приставным, скрестным шагом; «змейкой»; «зигзагом»; «челночный» бег; ускорения со сменой направления; «семенящий».

Выполнение ударов после различных видов движения к мячу.

Выполнение ударов в различных положениях.

Выполнение «разножки» в момент удара партнера.

3. Основы тактики игры в теннис

Демонстрация одиночной и парной игры со счётом.

Показ всех ударов раздельно с разбором основных тактических особенностей их использования.

Игра в теннис на бумаге.

Игра со счётом «на квадратики».

Простейшие упражнения с использованием различных ударов и тактических комбинаций: «треугольник», «восьмёрка» и т.д.

Игра через сетку по заданиям.

Игра со счётом по заданиям.

4. Соревновательная практика.

Проведение соревнований по специальной физической подготовке, основными средствами в которых являются эстафеты, игры с мячом и ракеткой, «веер», бег по линиям корта и т.д.

Проведение соревнований «на квадратики».

Одиночные учебные игры со счётом со специальными заданиями, использованием различных тактических комбинаций

Одиночные игры со счётом соревновательного характера.

Проведение соревнований на первенство кружка.

      1. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы в виде таблицы.

        В результате обучения по программе обучающийся:

        В результате обучения по программе у обучающегося:

        - будет знать.историю развития тенниса в России и в мире, правила игры в теннис;

        - будет уметь пользоваться различными видами ударов;

        - будет стремиться к здоровому образу жизни;

        - будет обучен различным приемам игры в теннис;

        - овладеет теннисной терминологией;

        - получит игровые навыки;

        - расширит представление о данном виде спорта.

        - будет сформирована устойчивая потребность в занятиях спортом

        - будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

        - будет развита устойчивая потребность к самообразованию;

        - будет сформирована активная жизненная позиция

        - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни

    1. Комплекс организационно-педагогических условий:

      1. Календарно-тематическое планирование является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы.

Дата

Тема занятия

Прим.

Наименование раздела


1-5


ТБ при занятиях теннисом. Инвентарь. ОФП. Общеразвивающие упражнения. «Школа мяча». Тестовые задания

1 нед.

6-10


Легкоатлетические упражнения. Техника основных ударов. История развития тенниса

2 нед.

11-15


Спортивные игры по упрощенным правилам. Техника передвижений. Правила игры

3 нед.

16-20


Координационные упражнения. Техника основных ударов. Тренировка и влияние физических упражнений на организм занимающихся

4 нед.

21-25


Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Удары справа и слева по отскочившему мячу

5нед.

26-30


Общеразвивающие упражнения. Удары слета справа и слева

6 нед.

31-35


Легкоатлетические упражнения. Удары у тренировочной стенки на различных расстояниях

7 нед.

36-40


Координационные упражнения. Удары разной силы по диагоналям и по линиям

8нед.

41-45


Упражнения на выносливость. Виды ударов справа по отскочившему мячу

9 нед.

46-50


Силовые упражнения. Удары слева по отскочившему мячу одной и двумя руками

10 нед.

51-55


Общеразвивающие упражнения. Удары слета справа и слева у стены и у сетки

11 нед.

56-60


Легкоатлетические упражнения. Подача: удары у тренировочной стенки на разном расстоянии

12 нед.

61-65


Координационные упражнения. Подача: удары на площадке на различном расстоянии у сетки

13 нед.

66-70


Упражнения на выносливость. Удары над головой («Смэш»)

14 нед.

71-75


Силовые упражнения. Одиночные игры со счетом соревновательного характера. Правила игры

15 нед.

76-80


Общеразвивающие упражнения. Отработка различных видов ударов у тренировочной стенки и у сетки

16 нед.

81-85


Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Совершенствование техники. Игровая практика

17 нед.

86-90


Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

18 нед.

91-95


Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика

19 нед.

96-100


Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

20 нед.

101-105


Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей.

21 нед.

106-110


Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

22 нед.

111-115


Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

23 нед.

116-120


Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

24 нед.

121-125


Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика

25 нед.

126-130


Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

26 нед.

131-135


Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Совершенствование техники. Игровая практика

27 нед.

136-140


Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

28 нед.

1141-145


Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

29 нед.

146-150


Координационные упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика

30 нед.

151-155


Упражнения на выносливость. Совершенствование техники. Игровая практика

31нед.

156-160


Силовые упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка

32 нед.

161-165


Специально-подготовительные упражнения для развития физических способностей. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка

33 нед.

166-170


Общеразвивающие упражнения. Совершенствование техники. Игровая практика. Психологическая подготовка

34 нед.

171-175


Соревновательная практика. Тестирование

35 нед.

176-180


Соревновательная практика. Тестирование

36 нед.


      1. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы — спортивный зал школы, теннисная сетка большая, теннисная сетка малая, теннисные ракетки разных размеров, теннисные мячи разных размеров, фишки, координационные лестницы.


      1. Формы аттестации - контрольное тестирование.

Рекомендованы следующие контрольные (переводные) тесты, для оценки уровня физической, технической и тактической подготовленности юных теннисистов для кружков по теннису 1, 2 и 3 года обучения:

Основные (обязательные):

• «Бег от «задней» линии до сетки и обратно» (бег 24 м.), сек.

• «Веер» - бег по площадке в пять точек (без мячей), сек.

• Танец вприсядку («Танцевальные»), кол-во раз за 10 сек.

• Бросок баскетбольного мяча из-за головы (движением подачи), м.

Дополнительные (по желанию тренера):

• «Бег по линиям корта», сек.

• Броски теннисного мяча, сходные с движением ударов справа, слева, подачи в мишень 50х50, расстояние до стены 5 м., кол-во попаданий из 10.

• Удары по отскочившему мячу о стену (справа и слева), максимальное кол-во ударов.

• Тест для оценки уровня развития тактического мышления юных теннисистов, баллы.


      1. Методическое обеспечение программы

- Дидактические материалы по основным разделам

- Лекционные материалы по разделам

- Таблицы нормативов

- Карточки индивидуальных заданий


    1. Список литературы

1. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2011. - 112 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).

3. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-480 с.

5. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации 5-6-7 классы. - М.: «Просвещение» 2013

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!