СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 6 класс Сухорукова

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на обучение биологии 1 час в неделю. Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 6 класс Сухорукова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Биология. 6 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).

Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011.

Примерной программы по биологии к учебнику для 5-6 класса общеобразовательной школы классов «Линия СФЕРЫ» авторов Сухорукова Л.H., Кучменко B.C (М.: Просвещение, 2012).

Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2013. -143 с.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Изменений в программе за 6 класс нет.

Рабочая программа опирается на УМК:

1.Учебник. Биология. Живой организм .5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Сухорукова Л.Н. и др.М.: «Просвещение», 2013. – 143 с. « Сферы» , с электронным приложением.

2.Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

3.Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

4.Тетрадь- тренажер. Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ



Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Органы и системы органов живых организмов (12 ч)

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.
Побег — система органов: почка, стебель, лист. Почка — зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.
Лабораторные работы:
№1. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.
№2. Строение стебля.
№3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
№ 4. Строение корневого волоска. Корневые системы.
№ 5. Видоизменения подземных побегов.

1 Контрольная работа: «Органы и системы органов живых организмов».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

- развитие личностных представлений о клетках, тканях, органах и системах органов как взаимосвязанных частях целостного организма - живой системы;

- приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, правилам поведения в природе на весенние экскурсии.

Метапредметные:

- развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельной познавательной деятельности и совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях, при выполнении учебных проектов;

- ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;

- акцентирование внимания на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Предметные:

- познакомить с разнообразием вегетативных и генеративных органов растений;

- развивать представления об эстетическом, практическом, познавательном значении органов и систем органов животных и растений ;

- учить наблюдать, описывать, сравнивать генеративные и вегетативные почки, простые и сложные листья, видоизменённые побеги и корни растений, системы органов животных, объяснять причины видоизменения органов у растений;

- дать первоначальные представления о системах органов животных, об их основных компонентах, значении для обеспечения целостности организма;

- учить применять знания о разнообразии органов растений, видоизменённых побегах, корнях, системах органов животных в повседневной жизни и практической деятельности человека.

Тема 2. Строение и жизнедеятельность организмов (23ч)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Питание живых организмов. Питание производителей — зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К. А. Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание потребителей — животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Питание разрушителей — бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения — бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.
Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.
Лабораторные работы:
№6. Строение цветка.

№7. «Определение плодов».
№8. «Строение яйца птицы»

Практические работы:
№1. Вегетативное размножение растений.
№ 2. Способы проращивания семян.

Экскурсия №1. Растительное сообщество родного края.

Итоговая контрольная работа №2: «Строение и жизнедеятельность организмов».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- дальнейшее формирование мотивации к обучению биологии, целенаправленной познавательной деятельности и способности к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования, самоопределению;

- развитие личностных представлений о процессах жизнедеятельности, связи обмена веществ с круговоротом веществ в природе, средообразующей роли живых организмов ;

- приобщение к ценностям и нормам эстетической и экологической культуры, правилам поведения в природе на весенней экскурсии;

- формирование уважительного отношения к истории, выдающимся отечественным и зарубежным учёным.

Метапредметные:

- развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях, при выполнении учебных проектов;

- дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно- смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе;

- формирование интеллектуальных учебных действий( анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления природы- устанавливать взаимосвязи, доказывать, строить рассуждения);

- развитие готовности и способности к творчеству на основе участия в исследовательской и проектной деятельности.

Предметные:

- дать первое представление о сущности процессов жизнедеятельности ( дыхания, питания, выделения, транспорта веществ, размножения и развития, ритмичности), их общности для всех живых организмов;

- учить наблюдать , описывать и сравнивать процессы почвенного и воздушного питания растений, фотосинтез и дыхание, половое и бесполое размножение; объяснять строения органов и их функций; объяснять причины, влияющие на испарение, дыхание, скорость размножения;;

- учить применять знания о процессах жизнедеятельности организмов в повседневной жизни.





Календарно-тематическое планирование. 6 класс ФГОС

П\П

Тема урока

Примечания

Кол-во

час.



Дата


по

плану

по

факту

1

(1)

Организм ̶ единое целое. Вводный инструктаж по ТБ


1



2

(2)

Органы и системы органов растений. Побег.


1



3

(3)

Строение побега и почек

Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»



.


1



4

(4)

Строение и функции стебля.



Лабораторная работа №2 «Строение стебля ».


.


1



5

(5)

Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья ».

1



6

(6)

Клеточное строение листа.


1



7

(7)

Строение и функции корня



Лабораторная работа № 4

«Строение корневого волоска. Корневые системы».


1



8

(8)

Видоизменения надземных побегов.



1



9

(9)

Видоизменения подземных побегов и корней.

Лабораторная работа №5

«Видоизменения подземных побегов и корней».

1



10-

(10)

Органы и системы органов животных.


1



11 (11)

Нервная и половая системы


1



12

(12)

Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организмов».


1



1

(13)

Движение живых организмов.



1



2

(14)

Почвенное питание растений.



1



3

(15)

Фотосинтез





1



4 (16)

Воздушное питание растений





5

(17)

Испарение воды растениями. Листопад.



1



6

(18)



Питание животных


1



7

(19)

Питание бактерий и грибов.




1



8

(20 )

Дыхание растений, бактерий и грибов.






1



9

(21)

Дыхание и кровообращение животных



1



10

(22)

Транспорт веществ в организме.




1



11

(23)

Выделение. Обмен веществ.





1



12

(24)

Размножение организмов. Бесполое размножение.



1



13

(25)

Вегетативное размножение растений.

Практическая работа №1«Вегетативное размножение растений».



1



14

(26)

Половое размножение цветковых растений. Цветок – орган полового размножения.

Лабораторная работа №6. «Строение цветка».




1



15

(27)

Опыление.




1



16

(28)

Оплодотворение у растений. Семена и плоды



Лабораторная работа №7. . «Определение плодов».


1



17

(29)

Размножение многоклеточных животных.



Практическая работа№2

«Способы проращивания семян».




1



18

(30)

Индивидуальное развитие растений.






1



19

(31)

Индивидуальное развитие животных.

Лабораторная работа №8.«Строение яйца птицы»


1



20

(32)

Расселение и распространение живых организмов.



1



21

(33)

Контрольно - обобщающий

урок по теме:

« Строение и жизнедеятельность организмов»





1



22

(34)

Итоговое обобщение и повторение по курсу 6класса «Биология. Живой организм»



1



23

(35)

Экскурсия №2 Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов родного края.



1


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!