СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по доп.образованию на "Точке роста" по физике "Интересная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию по физике для начальных классов, занимающихся на "Точке роста" естественнонаучного направления. Программа расчитана на 34 часа в год, программа занятий составлена с учётом возраста обучающихся и учитывает возрастные особенности.

Просмотр содержимого документа
«Программа по доп.образованию на "Точке роста" по физике "Интересная физика"»

Филиал МОУ СОШ № 1 в селе Акатная Маза


Принята на заседании Руководитель филиала

педагогического совета Храмова Е.А. ___________

Протокол №__ от «__» 09.2023г «___» __________ 2023г











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ИНТЕРЕСНАЯ ФИЗИКА»








Возраст детей: 8 – 10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Гулиева Л.А.

педагог дополнительного образования

филиала МОУ СОШ № 1 в с. Акатная Маза




с. Акатная Маза 2023 год

1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дополнительного образования «Интересная физика» является программой естественно-научной направленности.


Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.


Отличительная особенность данной программы:

Программа «Интересная физика» составлена на основе авторской программы Кортуновой Е.В. (педагога дополнительного образования) «Чудеса физики», но в неё включен материал, взятый из серии книг «Простая наука для детей». Данная программа направлена на формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.


Адресат программы: ДОП предусмотрена для детей начальных классов.


Возрастные особенности: 8 – 10 лет - возраст, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Характерной особенностью данного курса является нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

Программа рассчитана на младших школьников и может быть реализована с разновозрастной группой учащихся.

Количество учащихся в группах: 7-10 человек.


Объем программы: 34 ч

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 мин

Форма обучения: очная





1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Цель: формирование интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся, обучить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления.


Задачи:

Образовательные:

- создать условия для освоения учащимися обобщенных методов решения качественных и экспериментальных задач;

-способствовать приобретению практических навыков проведения экспериментальных работ;

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоорганизации;

- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

- развивать интеллектуально-познавательные способности обучающихся; - способствовать развитию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания; - умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия :

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;



- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Предметными результатами являются:



- умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

- навыки теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

- научиться использовать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

- коммуникативные умения: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Метапредметными результатами являются:


- навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- овладение экспериментальными методами решения задач.




1.4 Содержание программы

1.4.1 Учебно-тематический план


п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение.

1

1

-

2

Опыты и эксперименты с водой.

9

5

4

3

Опыты и эксперименты с воздухом.

8

4

4

4

Опыты с металлами.

7

4

3

5

Экспериментируем с песком и глиной.

8

3

5

6

Всего часов

33

17

16


1.4.2 Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч)

Знакомство с группой. Техника безопасности.

Цели и задачи программы. Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания.


Тема 2. Опыты и эксперименты с водой (9 ч)


Теория:

Свойства воды: - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки; - различать три состояния воды; - наблюдать круговорот в природе; - бережно относиться к воде.


Практические занятия:

1)Общие свойства воды. 2) Пар тоже вода. 3)Лёд, снег, иней - твёрдая вода. 4)Вода может работать.


Тема 3. Опыты и эксперименты с воздухом (8 ч).

Теория: учащиеся знакомятся с понятием «воздух», и его составом. Понятием «ветер». Простейшие знания о «погоде», дети знакомятся с температурой воздуха, давлением и с такими приборами как термометр и барометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы.


Практические занятия:

1)Общие свойства воздуха. 2)Знакомство с устройством термометра и барометра. Измерение температуры воздуха в классе и на улице. 3)Описание погоды. 4) «Парусные гонки» - художественное творчество

Тема 4: Опыты и эксперименты с металлом (7 ч)


Теория:

Знакомство со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых.


Практические занятия:

1)Знакомство с коллекцией металлов. Изучаем характеристики металлов, такие как: твёрдость, пластичность, цвет.2)Магнит и магнетизм. 3)Полезные ископаемые. Руды. Зачем человеку металлы.


Тема 5. Опыты и эксперименты с песком и глиной (8 ч).


Теория:

Песок и глина. Сходство и различие. Песок и глина – полезные ископаемые. Песок и глина в жизни человека


Практические занятия:

1)Может ли песок двигаться. Рисуем цветным песком. 2)Какими свойствами обладает глина? 3)Лепим из глины. 4)Свойства мокрого песка – художественное творчество. 5)Для чего человек использует глину и песок – знакомство с коллекцией изделий.


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Методическое обеспечение программы



Образовательные технологии



Общей чертой образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является их ориентация на развитие:

-самостоятельного и творческого мышления;

-умения сосредоточиться на работе и довести начатое дело до конца;

-умений рефлексии;

-коммуникативной культуры, т.е. умения участвовать в коллективном поиске и публично представлять результаты выступлений.

Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:

- Технология развивающего обучения

- Технология коллективно- творческих дел,

- Здоровьесберегающая технология,

-Информационно- коммуникационная технология,

-Игровая технология.

Для освоения учащимися курса программы используются следующие

методы:

словесный: объяснение специальных терминов, понятий, определений и т.д.; наглядный: демонстрация педагогом эксперимента, использование видеоматериалов, слайдов и т.д.

практический: показ педагогом различных опытов, упражнений и заданий;

репродуктивный метод: метод показа и подражания;

проблемный метод: подтверждение гипотезы, выдвинутой учеником, экспериментальным способом;

творческий метод: определяет качественно-результативный показатель

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Формы проведения занятий:

- Беседа

- Практическая работа

- Исследовательская работа


    1. Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническая база

-Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда. Компьютер.

-Принтер.

-Демонстрационное оборудование

-Оборудование физической лаборатории «Точка роста»

-Наборы для выполнения лабораторных работ

      1. Программно-методическое обеспечение:

- Методическая и учебная литература, справочный материал;

- Наглядные материалы: плакаты, схемы.

2.2.3 Кадровое обеспечение:

Для эффективности реализацию данной программы дополнительного образования осуществляет учитель физики.


2.3 Оценочные материалы

Способы оценивания и результаты: отчеты о практических работах, презентации.

Система оценки полученных знаний и навыков

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде текущего и итогового контроля.


2.4. Список литературы


Для педагога


1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. Пособие для учителей. -М. Просвещение, 1974.

2. Блудов М.И. Беседы по физике. М. Просвещение, 1973.

3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Книга для учителя. М. Просвещение, 1985.

4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

5. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002г.


Для учащихся


1. Гальперштейн Л. Забавная физика. М. Дет. Литература, 1993

2. Леонтович А.А. Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост.– М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

3. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. «Детская литература » Москва 2002г.

4. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. изд. Педагогика, 1983 г.


Интернет ресурсы:


1.Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/).

2. Живая физика (http://www.curator.ru/e-books/pl6.html).

3.Путеводитель «В мире науки» для школьников (http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm).

4.Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

5.Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.

6.Физика для самых маленьких WWW yoube.com.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!