Филиал МОУ СОШ № 1 в селе Акатная Маза
Принята на заседании Руководитель филиала
педагогического совета Храмова Е.А. ___________
Протокол №__ от «__» 09.2023г «___» __________ 2023г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ИНТЕРЕСНАЯ ФИЗИКА»
Возраст детей: 8 – 10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Гулиева Л.А.
педагог дополнительного образования
филиала МОУ СОШ № 1 в с. Акатная Маза
с. Акатная Маза 2023 год
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Интересная физика» является программой естественно-научной направленности.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.
Отличительная особенность данной программы:
Программа «Интересная физика» составлена на основе авторской программы Кортуновой Е.В. (педагога дополнительного образования) «Чудеса физики», но в неё включен материал, взятый из серии книг «Простая наука для детей». Данная программа направлена на формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Адресат программы: ДОП предусмотрена для детей начальных классов.
Возрастные особенности: 8 – 10 лет - возраст, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Характерной особенностью данного курса является нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа рассчитана на младших школьников и может быть реализована с разновозрастной группой учащихся.
Количество учащихся в группах: 7-10 человек.
Объем программы: 34 ч
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 мин
Форма обучения: очная
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся, обучить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для освоения учащимися обобщенных методов решения качественных и экспериментальных задач;
-способствовать приобретению практических навыков проведения экспериментальных работ;
Воспитательные:
- воспитывать навыки самоорганизации;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать интеллектуально-познавательные способности обучающихся; - способствовать развитию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания; - умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия :
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предметными результатами являются:
- умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
- навыки теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- научиться использовать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами являются:
- навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- овладение экспериментальными методами решения задач.
1.4 Содержание программы
1.4.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. Тема | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение. | 1 | 1 | - |
2 | Опыты и эксперименты с водой. | 9 | 5 | 4 |
3 | Опыты и эксперименты с воздухом. | 8 | 4 | 4 |
4 | Опыты с металлами. | 7 | 4 | 3 |
5 | Экспериментируем с песком и глиной. | 8 | 3 | 5 |
6 | Всего часов | 33 | 17 | 16 |
1.4.2 Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч)
Знакомство с группой. Техника безопасности.
Цели и задачи программы. Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания.
Тема 2. Опыты и эксперименты с водой (9 ч)
Теория:
Свойства воды: - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки; - различать три состояния воды; - наблюдать круговорот в природе; - бережно относиться к воде.
Практические занятия:
1)Общие свойства воды. 2) Пар тоже вода. 3)Лёд, снег, иней - твёрдая вода. 4)Вода может работать.
Тема 3. Опыты и эксперименты с воздухом (8 ч).
Теория: учащиеся знакомятся с понятием «воздух», и его составом. Понятием «ветер». Простейшие знания о «погоде», дети знакомятся с температурой воздуха, давлением и с такими приборами как термометр и барометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы.
Практические занятия:
1)Общие свойства воздуха. 2)Знакомство с устройством термометра и барометра. Измерение температуры воздуха в классе и на улице. 3)Описание погоды. 4) «Парусные гонки» - художественное творчество
Тема 4: Опыты и эксперименты с металлом (7 ч)
Теория:
Знакомство со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых.
Практические занятия:
1)Знакомство с коллекцией металлов. Изучаем характеристики металлов, такие как: твёрдость, пластичность, цвет.2)Магнит и магнетизм. 3)Полезные ископаемые. Руды. Зачем человеку металлы.
Тема 5. Опыты и эксперименты с песком и глиной (8 ч).
Теория:
Песок и глина. Сходство и различие. Песок и глина – полезные ископаемые. Песок и глина в жизни человека
Практические занятия:
1)Может ли песок двигаться. Рисуем цветным песком. 2)Какими свойствами обладает глина? 3)Лепим из глины. 4)Свойства мокрого песка – художественное творчество. 5)Для чего человек использует глину и песок – знакомство с коллекцией изделий.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение программы
Образовательные технологии
Общей чертой образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является их ориентация на развитие:
-самостоятельного и творческого мышления;
-умения сосредоточиться на работе и довести начатое дело до конца;
-умений рефлексии;
-коммуникативной культуры, т.е. умения участвовать в коллективном поиске и публично представлять результаты выступлений.
Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:
- Технология развивающего обучения
- Технология коллективно- творческих дел,
- Здоровьесберегающая технология,
-Информационно- коммуникационная технология,
-Игровая технология.
Для освоения учащимися курса программы используются следующие
методы:
словесный: объяснение специальных терминов, понятий, определений и т.д.; наглядный: демонстрация педагогом эксперимента, использование видеоматериалов, слайдов и т.д.
практический: показ педагогом различных опытов, упражнений и заданий;
репродуктивный метод: метод показа и подражания;
проблемный метод: подтверждение гипотезы, выдвинутой учеником, экспериментальным способом;
творческий метод: определяет качественно-результативный показатель
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Формы проведения занятий:
- Беседа
- Практическая работа
- Исследовательская работа
Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническая база
-Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда. Компьютер.
-Принтер.
-Демонстрационное оборудование
-Оборудование физической лаборатории «Точка роста»
-Наборы для выполнения лабораторных работ
Программно-методическое обеспечение:
- Методическая и учебная литература, справочный материал;
- Наглядные материалы: плакаты, схемы.
2.2.3 Кадровое обеспечение:
Для эффективности реализацию данной программы дополнительного образования осуществляет учитель физики.
2.3 Оценочные материалы
Способы оценивания и результаты: отчеты о практических работах, презентации.
Система оценки полученных знаний и навыков Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде текущего и итогового контроля.
2.4. Список литературы
Для педагога
1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. Пособие для учителей. -М. Просвещение, 1974.
2. Блудов М.И. Беседы по физике. М. Просвещение, 1973.
3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Книга для учителя. М. Просвещение, 1985.
4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
5. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002г.
Для учащихся
1. Гальперштейн Л. Забавная физика. М. Дет. Литература, 1993
2. Леонтович А.А. Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост.– М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
3. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. «Детская литература » Москва 2002г.
4. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. изд. Педагогика, 1983 г.
Интернет ресурсы:
1.Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/).
2. Живая физика (http://www.curator.ru/e-books/pl6.html).
3.Путеводитель «В мире науки» для школьников (http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm).
4.Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
5.Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
6.Физика для самых маленьких WWW yoube.com.