СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рябинковская основная школа»











Рабочая программа



Духовно-нравственное и патриотическое воспитание






Составитель: учитель истории и обществознания

Кудрявцева О.Ю.









2022-2023



Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для 5-9 классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273 – ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

  • Образовательной Программой развития МКОУ «Рябинковская ОШ»

  • с учетом учебного плана МКОУ «Рябинковская ОШ»




  1. Планируемые результаты освоения курса

- Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

- Осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде.

- Представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков.

- Осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.

- Представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов.

- Осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения; представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху.

- Понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов.



2. Содержание курса



Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это путеводная звезда, ведущая человека ко спасению, часто путём самоотречения, к жизни других ради.

А что мы подразумеваем под этим словосочетанием, какой смысл вкладываем в понятия «духовность», «нравственность», «патриотизм»? И если понятие нравственности и патриотизма нам, учителям, встречается часто в нашей работе, и направление этой работы давно и хорошо понятно, то понятие духовности необходимо уточнить. Часто люди неосознанно смешивают понятия духовности и душевности, и под духовностью понимают доброту, заботу, внимание, хорошее отношение к кому-либо и другие внешние признаки хорошего отношения к окружающему миру. Это всё мы называем нравственностью, душевностью. И такие качества у наших обучающихся школа всегда стремилась воспитывать и воспитывала. Именно такие черты характера человека составляют ту нравственную основу общества, которая поддерживает в нём общечеловеческие ценности. И всё это держится на взаимном фундаменте духовности и патриотизма. Давайте направим лучик путеводной звезды на понятие «духовность» и «патриотизм», чтобы хотя бы примерно понять, какой смысл несут в себе эти слова и постараться оценить степень их присутствия в нашем современном человеке.

Воспитание духовно-нравственных и патриотических начал в наших детях в общеобразовательных организациях и дошкольных учреждениях стало доступным лишь с 90-ых годах прошлого столетия, когда в истории Церкви начался Новый период в отношениях с государством. Однако, прошло уже более 3-х десятилетий, а систематического преподавания духовного образования в общеобразовательной организации ещё пока нет, оно всё ещё выстраивается. Сама школа сейчас остро чувствует, что ей не хватает мощной духовной опоры. Интересным и систематизированным можно назвать курс «История православной культуры земли Смоленской» М.Ю. Андрицовой и др. Достаточно полным и последовательным курсом в преподавании духовного образования можно назвать Концепцию и УМК Л. Шевченко для 1-8 классов, который систематизирован, детализирован и имеет под собой методическую основу и в меру (на момент предоставления) был снабжён средствами ИКТ, но в общеобразовательных школах он внедряется лишь частично. Конечно, сейчас в образовании уже накоплен определённый опыт в преподавании дисциплин, несущих духовность в образование обучающихся, таких как ОРКСЭ, ОДНКНР и других. Появляются новые предметы, учебники для духовного воспитания. Огромные возможности даёт Сеть, где предлагаются различные конкурсы духовно-нравственной тематики. И пока мы все пытаемся понять и найти в человеке духовность, безошибочно в нашей жизни работает и фундаментирует все действия большого и маленького гражданина ПАТРИОТИЗМ. Это внутренне движение души и сердца чувствует каждый человек, даже не воцерковлённый, но и это внутреннее движение зиждется на духовности и должно подкрепляться ею. Тут мы понимаем, что понятия «духовность», «нравственность» и «патриотизм» неразделимы и взаимно проникающи.

И всё это не может не радовать. Дело не в отсутствии кадров, а в непонимании рядом руководителей острой необходимости возрождения преемственности в духовном образовании во всей полноте. Частично это исходит и от того, что все мы сами были оторваны в определённом промежутке времени от возможности постичь ныне искомое. Сейчас остро стоит вопрос о необходимости привнесения в нашу жизнь духовности и принятия её личностью. И именно детские учреждения и школы должны стать следующим этапом в этом систематическом воспитании после отчего порога. Так что же поможет нам, учителям и преподавателям воспитывать новое, стрессоустойчивое, духовно грамотное и конкурентноспособное на рынке труда поколение, способное к самосовершенствованию и самореализации, не оторванное от наших предков, а укоренившееся в духовной преемственности? По-моему, уже давно назрела острая необходимость системного и систематизированного преподавания духовного образования во всех классах от начального до среднего звена. Если хорошие и правильные дела можно увидеть, поступки принять и оценить, то увидеть и измерить духовность совершенно невозможно. Нет такой меры и таких критериев. Духовность – это внутреннее состояние человека, предмет наблюдений над внутренним миром, его душа. Однако духовность можно почувствовать по поступкам людей, по цели исполненного.

Мы уже сможем сказать, что наши современные методы работы в школе, такие как движение волонтёров, Всероссийские акции «Добрые дела», «Письмо солдату» и другие – это всё совместные действия, которые держатся на твёрдой духовно-нравственной опоре. Это и есть та духовная основа, объединяющая нас в стремлении сделать что-то ради других, по примеру самоотречения и ради любви к людям. Мы видим, что духовность в нас существует, и никак иначе, но мы должны её в себе укреплять, научиться понимать и передавать своим детям. Это та крепость духа, которую ощущали в себе бойцы советской армии в годы Великой Отечественной войны. Они, воспитанные православным духом своих родителей, впитали в себя эту невидимую силу с молоком матери, которая позволила им одержать победу над бесчеловечным фашизмом, нисколько не усомнившись в своей правоте. И тяжелейшие испытания, пришедшиеся на пору гонений Церкви в советский период, были с честью преодолены. Всему миру стали известны имена героев, на которых мы равнялись и с которых брали пример для подражания в стойкости духа. «Этой войной было преодолено и искуплено отступничество от Веры», - так проповедовал митрополит Смоленский и Калининградский Пантелеймон в г. Сычёвка на 70-ой годовщине начала Великой Отечественной, когда освящалась часовня в честь Божией Матери «Взыскание погибших».

В современное время, когда возродившийся фашизм, подкрепляемый и оплачиваемый нашими врагами, ведёт наступление на нашу веру и родную страну, пытаясь похитить и уничтожить нашу главную святыню – Веру православную, мы должны объединиться в борьбе с врагом, о котором совсем недавно ещё только в книгах читали и смотрели в кино. Сегодня при защите Отечества в ходе СВО мы вновь видим чудеса беспримерного мужества и героизма наших защитников, подкрепляемых силой духа, как когда-то в годы Великой Отечественной войны. Но сейчас нам видна и обратная сторона, когда много слабых духом и не желающих понимать происходящее, отталкивающихся от него, не стремящихся защищать Отечество, а пытающихся скрыться и «забронироваться». Тяжело наблюдать разобщённость в нашем обществе, чего не было в годы Великой Отечественной. Преодолеть душевную немощь и укрепиться духом можно только сообща, имея одинаковые жизненные принципы и понимая своё назначение. Именно к этому призывает нас новое время. Единство и сплочённость общества может воспитать в нас приверженность православным канонам, всему тому, что назовём духовностью с непременной верой в нашего Создателя. Без веры в Спасителя нет духовности. Мы, старшее поколение, воспитывались на ярких примерах преданности своей стране, а у наших детей этих примеров было мало до последнего времени. И только сейчас появляются примеры, новые личности, которым можно подражать, на которые можно равняться. Обучающиеся должны понять и прочувствовать свои стремления, переживания, иначе духовные и общечеловеческие ценности не воспитать. Вспомним патриотическую Всероссийскую акцию «Герой нашего времени». Это о тех, кто достоин подражания. Именно сила духа и чувство долга ведёт таких людей и заставляет совершать поступки на благо общества. Такую силу духа и даёт духовность. Выполнение чувства долга является их внутренней потребностью, а должно стать потребностью всех людей, как единого целого. Это уже созидание и самоотречение ради защиты земли «оттич и дедич», такое название дал нам великий учёный слова академик Д.С. Лихачёв. Два тысячелетия назад избрали наши предки для себя и для нас трудную, но крепкую веру православную, и с тех пор только крепнет наша страна, несмотря на бесконечные испытания. Все духовно-нравственные, жизненно важные ценности, воплотившиеся в характере нашего народа, то что мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ», не должны быть относительными, а только постоянны и укрепляемы.

Находясь на исторически новом, современном пути развития общества, мы, учителя, преподаватели и воспитатели, должны помочь нашим детям в поиске себя. Каждый ребёнок, едва ощутив себя как личность, начинает своё внутреннее построение и совершенствование, и наш учительский долг, долг всех взрослых - помочь ему в этом, направив на верный путь обретения прочных и глубоких духовных и патриотических основ. А это невозможно без веры в Спасителя и стремления постичь веру нашу православную. Работая в данной школе первый год, я заметила, что большая часть обучающихся не местные. Что же может заставить переходить детей для обучения в школе, расположенной далеко от дома? Основной оценкой у этих обучающихся является «тройка», и такую отметку они могли бы получить и в близлежащей школе. С одной стороны, это указывает на уважение к новому коллективу, с другой – поиск самих себя, желание своего исправления и изменения. Это внутренний порыв, желание заглянуть в себя и выстроить своё отношение к миру. Это и есть духовное начало. Дети хотят и готовы меняться, и долг учителя помочь им, что возможно только при условии, если взрослые тоже будут готовы меняться и возрастать духовно. Это будет всем по силам, если в наших общеобразовательных учреждениях будет преподаваться Закон Любви.

Сейчас в современной школе время больших перемен, и в неё прямо хлынул поток новых активных форм работы. Среди прочих, введена Федеральная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, в которой уделяется много внимания патриотизму, самосознанию, гражданской идентичности и многому другому. Возникают новые добровольные организации детей и молодёжи, например, «Юнармия», «Движение первых» и др., призывающие к единению. Все они нацелены на сплочение, подталкивание к тому, чтобы быть вместе со своей страной, и сами базируются на духовно-патриотической основе. Всё это направляет наших обучающихся на поиск себя. И только внутренний устойчивый жизненный опыт, прочувствованный на себе, привнесёт в жизнь наших детей истинные ценности, даст правильное направление к самосовершенствованию и самореализации. Отсутствие духовности в воспитании ведёт к непониманию себя, своего места и предназначения. Только систематическое, продуманное и укреплённое Верой духовное образование сможет удерживать нравственные и общепринятые ценности в обществе. Нравственность непременно должна опираться на духовность, которая открывает всем нам множество ярчайших примеров духовного подвига, и вместе они представляют новую страницу в истории развития нашего общества.

Знание о Вере и Любви к человеку даст нашим детям опору, которая приведёт к укреплению духовно-нравственных и патриотических основ как в отдельной личности, так и в обществе в целом, а значит, к укреплению нашей государственности.





  1. Тематический план мероприятий



1. Уход за воинским захоронением (в течение года).

2. Почётный караул. Торжественное мероприятие, посвящённое Дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.

3. Общешкольное мероприятие ко Дню отца.

4. Общешкольный концерт ко Дню матери.

5. Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Школьный этап.

6. Областная акция «Защитников Отечества поздравляем»

7. Участие во всероссийской акции «Письмо солдату».

8. Поздравительные открытки мамам и женщинам СВО.

9. Всероссийская акция «Окно победы. ZV».

10. Всероссийские спортивные соревнования. Президентские спортивные игры».

11. Районная военно-спортивная игра «Победа»

12. Празднование Дня Победы. Почётный караул. Бессмертный полк-онлайн.

13. День памяти и скорби 22 июня.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!