СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физической культуре 5 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физкультуре 5 класс 

Просмотр содержимого документа
«Программа по физической культуре 5 класс»

Ростовская область, Верхнедонской район, хутор Быковский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Верхнебыковская основная общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Верхнебыковской ООШ

Приказ от 30.08.2019 №81

___________Н.А. Суярова

М.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По физической культуре

Основного общего образования 5 класс

Количество часов 69

Учитель Карташова Светлана Николаевна





















2019г

Раздел №1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по физической культуре для 5 класса МБОУ Верхнебыковской ООШ разработана в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; на основе авторской программы.

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований ФГОС. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Образовательная деятельность учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлена на решение следующих задач:


- содействие гармоничному физическому развитию , закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно- силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды судьи;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт сложности элементов на базе ранее пройденных.


Учебный план МБОУ Верхнебыковской ООШ предусматривает обязательный учебный курс по физической культуре в 5 классе в объёме 70 часов , 2 часа в неделю. 5 мая выпадает на праздничные (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019г. №875 «О переносе выходных дней 2019 году»), поэтому программа будет реализована за 69 часов за счет уплотнения программного материала.

Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Физическая культура 5-7 кл.»/ Авт.-сост. . М.Я. Виленский, В.И.Лях. издательство «Просвещение», 2012г.

Раздел №2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных основного общего и предметных результатов по физической культуре.


2.1 Личностные результаты

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

• владение умениями:

— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;

— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);

— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.



2.2. Метапредметные результаты

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;

• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

2.3 Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и мета-предметные, проявляются в разных областях культуры.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Предметные результаты:

- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

- особенности развития избранного вида спорта;

- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

- психофункциональные особенности собственного организма;

- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Выполнять:

- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения

- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Демонстрировать

Физические способности

Физические

упражнения

мальчики

девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на

расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

12


180



165


18

К вынослиности

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин 50 с

16 мин 30 с

10 мин 20 с

21 мин 00 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в

стандартную мишень, м

10,0



12,0

14,0



10,0


Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.

В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.




Раздел №3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


При разработке рабочей программы учитывались приёмы нормативов «Президентских состязаний». Содержание данной рабочей программы при трёх учебных уроках в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуры и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Лыжная подготовка (21 час)сокращается (18ч.) заменяется на кроссовую подготовку из – за региональных погодных условий. Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается учащимися не на специально отведенных уроках, а в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в процессе урока. В вариативную часть включается программный материал по спортивным играм и легкой атлетике.



Волейбол.

Основы знаний:

Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Практическая часть


Название темы

1

Передача мяча двумя руками сверху после перемещения через сетку

2

Прием мяча снизу двумя руками

3

Передача мяча сверху над собой и в парах.

4

Подвижные игры на основе волейбола



Баскетбол.

Основы знаний:

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий.

Практическая часть


Название темы

1

Передача мяча

2

Броски мяча по кольцу

3

Бросок мяча двумя руками от головы с места и с сопротивлением

4

Подвижные игры на основе баскетбола


Гимнастика.

Основы знаний:

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Практическая часть



Название темы

1

Акробатика

2

Акробатическая комбинация

3

Упражнения на гимнастическом бревне

4

Прыжки через скакалку

5

Висы, упражнения на брусьях, подтягивание

6

Поднимание туловища

7

Развитие физических качеств



Легкая атлетика.

Основы знаний:

Терминология легкой атлетики Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий .

Практическая часть


Название темы

1

Высокий старт

2

Спринтерский бег, эстафетный бег.

3

Бег на результат 60м.

4

Прыжок в длину с разбега

5

Метание малого мяча

6

Бег на средние дистанции

7

Прыжки в высоту

8

Подвижные игры



История физической культуры.

  • Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

  • История зарождения олимпийского движения в России.

  • Физическая культура в современном обществе.

  • Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

  • Физическая подготовка и её связь с укреплением здо¬ровья, развитием физических качеств.

  • Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

  • Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

  • Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

  • Спортивная подготовка.

  • Здоровье и здоровый образ жизни.

Физическая культура человека.

Режим дня и его основное содержание.

  • Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

  • Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

  • Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

  • Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.



СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно – практическое оборудование

Гимнастика

 Стенка гимнастическая

 Брусья гимнастические параллельные

 Контейнер с набором тяжелоатлетических гантелей

 Скамья атлетическая вертикальная и наклонная

 Гантели наборные

 Маты гимнастические

 Мячи набивные 1, 2, 3 кг

 Мячи малые

 Скакалки

 Секундомеры

Легкая атлетика

 Планка для прыжков в высоту

 Стойки для прыжков в высоту

 Флажки разметочные

 Лента финишная

 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

 Рулетка измерительная 10,50м


Спортивные игры

 Комплект баскетбольных щитов

 Мячи баскетбольные

 Стойки волейбольные

 Мячи волейбольные

 Сетка волейбольная

 Мячи футбольные

 Компрессор для накачивания мячей

Средства первой помощь

 Аптечка медицинская


Раздел 4. Тематический план.



п\п


Вид программ о материала

5 класс

1

Основы знаний о физической культуре

в течении года

2

Волейбол

14

3

Гимнастика с элементами акробатики

17

4

Легкая атлетика

26

5

Баскетбол

12


Итого

69






































Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование 5 класс



№ урока

Наименование раздела, темы уроков

Дата по

плану

Кол-во часов


Домашнее задание


Легкая атлетика




1

Инструктаж по ТБ. Закрепление техники высокого старта. Эстафета. Подвижные игры.

03.09

1

бег в умерен темпе 10 мин

2

Совершенствование техники высокого старта. Бег 30 м. Подвижные игры.

05.09

1

бег в умерен темпе 15мин

3


Подвижные игры (волейбол)Совершенствование техники бега по короткой дистанции. Эстафета.

10.09

1

бег в умерен темпе 15 мин

4

Учет контрольного норматива. Бег 30 м. Оценка.

Бег в медленном темпе

12.09

1

прыжки со скакалкой 2 мин.

5

Совершенствование техники метания малого мяча на дальность. Разбег, скрестный шаг.

17.09

1

подтягивание 10 раз

6

Подвижные игры. Совершенствование техники прыжков в длину с места. Урок- игра.

19.09

1

отжимание 20 раз

7

Совершенствование техники прыжка в длину. Метание мяча. Бег до 4-х мин.

24.09

1

отжимание 20 раз

8

Техника метания мяча. Бег в медленном темпе.

Подвижные игры.

26.09

1

отжимание 20 раз


9

Подвижные игры. Совершенствование техники выполнения специально беговых упражнений Подвижные игры.

01.10

1

приседпния на одн ноге 10 раз

10

Метание мяча на дальность с разбега. Оценка.

Бег в медленном темпе. Прыжок в длину с разбега.

03.10

1

приседпния на одн ноге 10 раз

11

Прыжок в длину с разбега. Оценка. Подвижные игры.

08.10

1

прыжки со скакалкой 2 мин.

12

Подвижные игры Совершенствование техники бега по длинной дистанции. Подвижные игры.

10.10

1

прыжки со скакалкой 2 мин.

13

Совершенствование техники бега по длинной дистанции. 1000м на результат.

15.10

1

бег в умерен темпе 15 мин

14

Кроссовая подготовка .Бег в медленном темпе. 2000м на результат. Прыжок в высоту.

17.10

1

бег в умерен темпе 15 мин


Волейбол




15

Правила ТБ на уроках . Волейбол Подача. Урок-игра.

22.10

1

бег в умерен темпе 15 мин

16

Разучивание верхней передачи в парах и через сетку. Круговая тренировка.


24.10

1

отработать вис на перекладине

17

Обучение верхней передачи над собой. Совершенствование передач в парах и тройках

29.10

1

отработать вис на перекладине

18

Контроль верхней передачи на технику. Совершенствование передач над собой

31.10

1

приседания 30 раз

19

Совершенствование изученных передач мяча. Групповые упражнения с мячом

12.11

1

приседания 30 раз

20

Обучение верхней передачи в парах. Игра «У кого меньше мячей»

14.11

1

приседания 40 раз

21

Совершенствование верхней передачи в парах и через сетку. Круговая тренировка.


29.11

1

сгибание рук в упоре лежа 15 раз

22

Обучение верхней передачи над собой. Совершенствование передач в парах и тройках

21.11

1

сгибание рук в упоре лежа 20 раз

23

Контроль верхней передачи на технику. Совершенствование передач над собой

26.11

1

сгибание рук в упоре лежа 20 раз

24

Совершенствование изученных передач мяча. Групповые упражнения с мячом

28.11

1

сгибание рук в упоре лежа 25 раз

25

Контроль непрерывной верхней передачи в парах. Передачи в тройках.

03.12

1

бег1500м

26

Обучение нижнему приему мяча с собственного набрасывания. Контроль передач над собой.

05.12

1

бег 1500 м

27

Совершенствование нижнего приема с передачи партнера. Передачи во встречных кол.

10.12

1

отработать наклон вперед

28

Обучение верхней прямой подаче. Совершенствование нижнего приема.

17.12

1

отработать наклон вперед


Гимнастика




29

Правила ТБ на уроках гимнастики. История гимнастики.

19.12

1

отработать наклон вперед


30

Строевой шаг. Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках .. Развитие координационных способностей.

24.12

1

отжимание 20 раз

31

Комбинации из ранее изученных элементов акробатики.

26.12

1

поднимание туловища 35 раз

32

Кувырок вперед и назад, два кувырка вперед слитно. Упр. в равновесии: ходьба приставными шагами, повороты на носках соскок прогнувшись.

09.01

1

поднимание туловища 35 раз

33

Кувырки вперед и назад, два кувырка вперед слитно. Мост из положения стоя с помощью. Упражнения в равновесии

14.01

1

поднимание туловища 35 раз

34

Композиция упражнений на бревне(.д)Упражнения с гантелями (м)

16.01

1


35

.Строевые упражнения.. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы(д) Развитие силовых способностей.

21.01

1

читать о лыжном спорте стр 135- 141

36

Строевые упражнения Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), наскок прыжком в упор на нижнюю жердь соскок с поворотом (д.) Подъем переворотом в упор (м) Подтягивание в висе..

23.01

1

нет

37

Подъем переворотом в упор (м), наскок прыжком в упор на нижнюю жердь соскок с поворотом (д ). Развитие силовых способностей.

28.01

1

нет


38

Выполнить на технику упражнения в висе. Гимнастическая полоса препятствий.

30.01

1

поднимание туловища 30 раз

39

М: сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом.

Д: размахивание изгибами.

04.02

1

поднимание туловища 35 раз

40

М: поднимание прямых ног в висе, подтягивание.

Девочки: вис лежа, вис присев.

06.02

1

поднимание туловища 35 раз

41

Опорный прыжок: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110см).

11.02

1

выпрыгивание из полуприседа 20 раз

42

Опорный прыжок: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110см).

13.02

1

выпрыгивание из полуприседа 20 раз

43

Опорный прыжок: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110см).

18.02

1

выпрыгивание из полуприседа 20 раз

44

Опорный прыжок: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110см).

20.02

1

прыжки через скакалку 150 раз

45

Оценка выполнения строевых приемов. Силовая гимнастика(мал.) Элементы худ. Гимнастики (дев.)

25.02

1

прыжки через скакалку 150 раз


Баскетбол




46

Правила Т.Б. на уроках спортивных игр. История игры баскетбол. Тест на гибкость .

27.02

1

прыжки через скакалку 150 раз

47

Стойка и перемещение игрока. Передачи мяча в парах. Ведение на месте.

03.03

1

нет

48

Обучение передвижений баскетболиста. Передачи мяча различными способами. Ведение по прямой.

05.03

1

повторить инструктаж по ТБ

49

Повторить технику передач и ловли мяча в баскетболе. Упражнения в парах на сопротивление

10.03

1

учит стр109-115

50

Обучение ведению мяча по прямой и с изменением направления.

Передачи мяча на месте на оценку.

12.03

1

приседания на одн ноге 25 раз

51

Совершенствовать технику быстрых передач мяча различными способами со сменой мест в тройках.

17.03

1

приседания на одн ноге 25 раз

52

Контроль ведения мяча по прямой и с изменением направления. Передачи мяча в движении. Обучение броскам с точек в кольцо.

19.03

1

приседания на одн ноге 25 раз

53

Совершенствование навыков бросков с точек. Закрепление в ведении и передачах мяча

31.03

1

сгибание рук в упорележа 30 раз

54

Оценка умений бросков в кольцо с точек.Совершенствовать навыки владения мячом в комбинации: ведение - передача в шаге – ведение - остановка – бросок

02.04

1

поднимание туловища кол-во раз за 30с

55

Бросок мяча по кольцу после ведения. Совершенствовать упражнения с баскетбольным мячом.

07.04

1

читать стр 116-121

56

Учебная игра по упрощенным правилам

09.04

1

бег в медленном темпе 10 мин

57

Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола

14.04

1

бег в медленном темпе 12 мин


Легкая атлетика




58

Инструктаж по ТБ. Закрепление техники высокого старта. Эстафета. Подвижные игры.

16.04

1

бег в медленном темпе 15 мин

59

Совершенствование техники высокого старта. Бег 30 м. Подвижные игры.

21.04

1

бег в медленном темпе 20 мин

60

Подвижные игры (волейбол)Совершенствование техники бега по короткой дистанции. Эстафета.

23.04

1

бег в медлен темпе 20 мсин

61

Учет контрольного норматива. Бег 30 м. Оценка.

Бег в медленном темпе

28.04

1

отработать прыжок в длину с разбега

62

Совершенствование техники прыжка в длину. Бег до 4-х мин.Челночный бег 3*10м. Оценка.

30.04

1

отработать прыжок бег 30м

63

Подвижные игры на основе баскетбола .

07.05

1

бег 1000м

64

Совершенствование техники высокого старта. Бег 30 м

12.05

1

отработать челночный бег

65

Учет контрольного норматива. Бег 30 м. Оценка. Бег в медленном темпе

14.05

1

бег в медлен темпе 20 мин

66

Подвижные игры с элементами футбола

19.05

1

бег в медлен темпе 20 мин


67

Метание мяча на дальность с разбега. Оценка. Бег в медленном темпе. Прыжок в длину с разбега.

21.05

1

бег в медлен темпе 20 мин

68

Прыжок в длину с разбега. Оценка

Совершенствование техники бега по длинной дистанции. 1000м без учета времени

26.05

1

знать правила игры "Русская лапта"

69

Подвижные игры по выбору детей.

28.05

1

нет


итого


69ч.







































Приложение №2

Система оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в формах и видах контроля.


Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающаяся обычно из показателей развития основных физических способностей.

В отношении качественных показателей при оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:

«5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;

«4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

«3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

«2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.















Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

упражнение

(теcт)

Возраст

лет

Уровень

Мальчики

девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, c

11

12

13

14

15

6,3 и выше

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1—5,5

5,8—5,4

5,6—5,2

5,5—5,1

5,3—4,9

5,0 и ниже

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и выше

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3—5,7

6,2—5,5

6,0—5,4

5,9—5,4

5,8—5,3

5,1 и ниже

5,0

5,0

4,9

4,9

2

Координационные

Челночный бег

3x10 м, с

11

12

13

14

15

9,7 и выше

9,3

9,3

9,0

8,6

9,3—8,8

9,0—8,6

9,0—8,6

8,7—8,3

8,4—8,0

8,5 и ниже

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1 и выше

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7—9,3

9,6—9,1

9,5—9,0

9,4—9,0

9,3—8,8

8,9 и ниже

8,8

8,7

8,6

8,5


3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

12

13

14

15

140 и ниже

145

150

160

175

160—180

165—180

170—190

180—195

190—205

195 и выше

200

205

210

220

130 и ниже

135

140

145

155

150—175

155—175

160—180

160—180

165—185

185 и выше

190

200

200

205

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900 и менее

950

1000

1050

1100

1000—1100

1100—1200

1150—1250

1200—1300

1250—1350

1300 и выше

1350

1400

1450

1500

700 и ниже

750

800

850

900

850—1000

900—1050

950—1100

1000—1150

1050—1200

1100 и выше

1150

1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон

вперед из

положения

сидя, см

11

12

13

14

15

2 и ниже

2

2

3

4

6—8

6—8

5—7

7—9

8—10

10 и выше

10

9

11

12

4 и ниже

5

6

7

7

8—10

9—11

10—12

12—14

12—14

15 и выше

16

18

20

20

6

Силовые

Подтягивание:

на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4—5

4—6

5—6

6—7

7—8

6 и выше

7

8

9

10




на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

11

12

13

14

15




4 и ниже

4

5

5.

5

10—14

11—15

12—15

13—15

12—13

19 и выше

20

19

17

16

Контрольные нормативы для учащихся 5-9 классов


5 класс


6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

Прыжок в длину с места

м


150

160

170

155

165

175

170

185

195

175

190

205

180

200

215

д


145

150

160

150

158

166

150

160

170

155

165

175

160

170

180

Прыжок в высоту

м


90

100

110

95

105

115

100

110

120

105

115

125

110

120

130

д


85

90

100

90

95

105

90

100

110

95

105

115

100

110

120

Метание мяча

м


24

27

30

25

29

36

25

31

39

28

37

42

35

40

46

д


16

18

20

17

19

23

17

20

26

18

21

27

19

23

28

Скакалка 20 сек., 30 сек. - 9кл.

м


38

40

42

42

44

46

46

48

50

50

52

54

64

66

68

д


40

42

44

46

48

50

52

54

56

56

58

60

70

72

74


30 м.

м


6,4

5,8

5,2

6.0

5,4

5,1

5,8

5,2

5,0

5,6

5,1

4,9

5,5

5,0

4,6

д


6,8

6,0

5,4

6.4

5,5

5,2

6,0

5,4

5,1

5,8

5,2

5,0

5,6

5,2

5,0


60 м.

м


11,1

10,6

10,1

11.1

10,4

9,8

10,1

9,4

8,9

10,0

9,3

8,6

10,0

9,2

8,5

д


11,5

11,0

10,5

11.2

10,6

10,3

10,8

10,4

10,0

10,6

10,2

9,8

10,5

10,0

9,4

1.5 км.-5-7кл. 2км.-8,9 кл. 3км.-10,11 кл.

м


9,20

9,00

8,30

9,00

8.30

8,00

8,40

8,10

7,50

11.40

10,40

10,00

11,00

10,,00

9,20

д

10,10

9,50

9,30

9,30

9.00

8,30

9,00

8,30

8,00

13.40

12.40

11,00

13,00

12,00

10,20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!