СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по гражданскому воспитанию "Достойные наследия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная

программа

 «Достойные наследия»

социально-гуманитарной направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа по гражданскому воспитанию "Достойные наследия"»

Министерство просвещения Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»




РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

Протокол № 1 от 29.08.2023 г.




Дополнительная общеобразовательная

программа

«Достойные наследия»

социально-гуманитарной направленности



Составитель:

педагог дополнительного образования

Ивлева Елена Николаевна







Орлов, 2023

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

    1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

    2. Планируемые результаты………………………………………………….6

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Учебно-тематический план……………………………………….………..9

2.2. Содержание программы……………………………………...……………10

2.3. Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности обучающихся…………………………………………………............................15

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Условия реализации программы…………………………………………..18

3.2. Формы аттестации / контроля………………………………………….......19

3.3.Оценочные материалы……………………………………………………....20

Список литературы……………………………………………………………...29

Приложение1. Календарно-тематический план………………………………30

















РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ


    1. Пояснительная записка

Программа гражданско-патриотического клуба «Достойные наследия» составлена разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее - ФЗ № 273).

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403 Р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»

5. Письмо Минпросвещения России от 16.06.2022 N 06-836 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике» утв. Минпросвещения России 10.06.2022)

6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года.

8. Устав ФГБПОУ «Орловское СУВУ»

9. Положение о Центре дополнительного образования об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам ФГБПОУ «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» от 31.08.2021 г., приказ № 320


Гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества, формирования единства и целостности Российской Федерации.

      Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство — это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл.

Ведущую роль в патриотическом воспитании подростков играет участие в деятельности гражданско-патриотического клуба, основной идеей программы которого служит создание условий для становления гражданственности и патриотизма обучающихся как нравственных основ личности.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности: познавательную, трудовую, проектную, краеведческую, поисковую - направленные на усвоение обучающимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала обучающегося, развитии в каждом стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности обучающегося.


 Актуальность.

   У обучающихся, прибывших в Орловское СУВУ, зачастую не сформированы основы культуры гражданского поведения, социальной активности, нравственной развитости.

   Работа по данному направлению в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за ее социализацию. Подростковый возраст является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Адресат программы. Программа предусмотрена для обучающиеся 6-9 классов. Программа направлена на приобретение ими основных знаний о родном крае, городе, учащиеся научатся работать с архивными документами, делать анализ исторических источников, готовить выступления на основе изученного материала, достойно их представлять, высказывать свою точку зрения, участвовать в проектной и исследовательской деятельностях.

Наполняемость групп. Наполняемость группы 6-10 человек с постоянным, разновозрастным составом. Набор обучающихся свободный.

Объем и срок освоения программы. Программа «Достойные наследия» рассчитана на 180 часов, реализуется в течение десяти месяцев.

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.

Общее количество часов в неделю - 9 часов.

Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса. Образовательная деятельность по программе гражданско - патриотического клуба «Достойные наследия» реализуется в течение учебного года. Занятия проводятся в объединении по двум группам, подгруппам или всем составом объединения.

Педагогическая целесообразность.

Одно из базовых направлений политики государства формирование гражданственности, нравственности, любви к Родине, уважение к правам и свободам человека. Появилась необходимость внедрения деятельного подхода к формированию гражданско-патриотического воспитания. Оно должно реализовываться через активное вовлечение обучающихся в социальную деятельность, через нестандартные формы воспитания и обучения.

Традиционные формы в современное время не всегда эффективны и требуют новых подходов к воспитанию гражданина и патриота. Важной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания, способного становлению и развитию личности, является программа клуба «Движение юных», основанной на Общероссийском общественно-государственном Движении детей и молодежи «Движение первых». Обучающиеся принимают участие в проектной, волонтерской, экологической, экскурсионной деятельностях. Самостоятельно разрабатывают экскурсионные маршруты по памятным, природным, православным местам своей Родины. Вовлекают в данную деятельность своих сверстников.

Совместная общественно значимая деятельность побуждает у обучающихся стремление принимать посильное участие в труде, активно участвовать в общественной жизни, приносить пользу окружающим людям, формирует способности к дружбе, товариществу, ответственности за общее дело.

Цель программы – создание условий для развития высокой социальной активности воспитанников, гражданской идентичности и ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.



Задачи программы:

- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

- способствовать формированию уважения к государственным символам России, праздникам;

- создание условий для проявления готовности к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;

- формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России;

- создание условий для формирования готовности принимать участие в жизни коллектива, образовательного учреждения, ориентироваться на участие в социально значимой деятельности.



1.2. Планируемые результаты

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою семью, Родину, свой народ;

- уважительное отношение к символам России;

- знание истории своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

- понимание своей роли в жизни общества и каждого отдельного человека;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и - - уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- умение правильно и точно излагать свои мысли;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде учителя;

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы членов клуба;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.


Познавательные УУД:

- формировать ИКТ-компетенции: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент достижения целей;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;

- ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов;

- понимать позицию другого, различать его мнение, аргументы, факты, гипотезы, теории;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

- уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

-учиться согласованно, работать в группе: формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;


Предметные результаты:

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

По завершении обучения должны

знать:

- историю России;

- историю Малой Родины и родного края;

- историю своего народа и его нравы;

- историю государственных символов России;

- имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

- национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

- духовные и нравственные основы россиян;

- культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.;

- основы национальной кухни;

- порядок организации, подготовки и проведения очных и заочных экскурсий;

уметь:

- рассказать об истории своего Отечества;

- рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

- рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

- ценить красоту и богатства родной природы;

- представлять наработанный материал;

- умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.





РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


2.1 учебно-тематический план

Тема

всего

Теорет. зан.

практич. зан.

Вводное занятие

1

1


Мое Отечество

20

9

11

Мой край родной

24

10

14

Хлынов – Вятка – Киров

25

9

16

Города Кировской области

57

10

47

Связь поколений

28

4

24

Государственные праздники и события.

22

10

12

Заключительное занятие. Экскурсия

3


3


Итого

180

53

127


Тематические публикации в журнале «Ритм»








2.2. Содержание программы

Программа состоит из следующих разделов: «Мое Отечество», «Мой край родной», «Хлынов – Вятка - Хлынов», «Города Кировской области», «Связь поколений», «Государственные праздники и события», «Экскурсии».

Образовательная деятельность основана на теоретических и практических занятиях. Теоретические и практические занятия основаны на поисковой и проектной деятельности. С целью закрепления изученного материала в конце каждого раздела проводится конференция по обмену опытом проделанной работы. Это экскурсия, защита проекта, конференция. По окончании учебного года программой предусмотрено проведение итогового занятия в форме экскурсии, проводимой воспитанниками.

- информация о к. л. историческом, природном объекте;

- разработка маршрута;

- знание краеведческого материала.



Содержание программы гражданско – патриотического клуба

«Достойные наследия»


Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с планом занятий клуба, направлениях предстоящей деятельности, ожидаемых результатах, разъяснение правил поведения на занятиях, проведение первичного диагностирования. Выбирают инициативную группу, для участия в поиске и отборе материалов для презентации материала. Распределяют функции и обязанности в группе, назначают ответственных в группах.

Тема 2. Мое Отечество (20 часов)

Государство, в котором мы живем

Теоретическая часть Государственная система РФ, значение Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. Законодательство РФ. Национальности на территории России. Многонациональность («нация», «национальность», «национализм»). Понятия: «Отечество», «Отчизна», «Родина», «Россия», «россияне», «героизм».

Патриотизм в современной России.

Понятие патриотизма. Патриотические организации. Структуры патриотического воспитания: государственные, общественно-государственные, общественные. История патриотизма.

Исторические события и подвиги воинов Отечества.

А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, защитники Брестской крепости, Сталинградской битвы, Курской дуги; юные герои Великой отечественной войны; герои Афганистана, Чеченской войны.

Мероприятие в районной библиотеке города Орлова

Проект «Герои Отечества в моем городе».

Конкурс мультимедийных презентаций «Я — гражданин России».

Практическая часть: Групповые занятия над проектами. Выполнение этапов работы над групповыми проектами: сбор исторических фактов, относящихся к теме проекта, работа с художественной литературой и с поисковыми приложениями Интернет, оформление результатов проектов. Защита проектов перед воспитанниками СУВУ


Тема 3. Мой край родной (24 часа)

Теоретическая часть Город, в котором мы живём. Понятие «город», происхождение названия города, историко-культурная характеристика. Имена знаменитых земляков. Культурно-бытовые традиции земляков, праздники и обычаи. Достопримечательности родного края (музеи, памятники). Произведения искусства; рисунки, стихи, рассказы, книги о родном крае.

понятиями «культура», «народный фольклор». Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы.

Практическая часть. Проект «Город в котором я живу».

Практическая часть: Групповые занятия над проектами. Выполнение этапов работы над групповыми проектами: сбор исторических фактов, относящихся к теме проекта, работа с художественной литературой и с поисковыми приложениями Интернет, оформление результатов проектов. Конференция и публикация материала в журнале «Ритм» «Город в котором я живу».


Тема 4. Хлынов – Вятка – Киров (25 часов)

История Кировской области. Виртуальное путешествие по Вятскому краю. История города Кирова, его памятники архитектуры и культуры – Трифонов монастырь, Успенский собор, Александровский сад, Театр на Спасской, Театр кукол, Драматический театр. Сады и парки Вятки: ботанический сад. Александровский сад, парк Победы – их роль в архитектурном облике города. Люди, прославившие Вятку: А. Грин, А. Лиханов, К. Циолковский, В. Савиных. Дымковская игрушка – символ Вятки.

Практическая часть. Поиск и обработка информации об истории дымковской игрушки, и Свято-Успенском Трифоновом монастыре.

Экскурсии в город Киров

Музей «Дымковская игрушка: история и современность» «В гостях у мастерицы»

Свято-Успенский Трифонов монастырь. (Встречаем Рождество)

Практическая часть: Групповые занятия: сбор исторических фактов, относящихся к теме экскурсии, работа с художественной литературой и с поисковыми приложениями Интернет, посещение районной библиотеки, представление результатов в виде онлайн экскурсий. Публикация материала в журнале «Ритм».


Тема 5. Города Кировской области (57 часов)

Туристские возможности вятского края. Знакомство с основными туристическими районами Вятки.

Города, расположенные по берегу реки Вятки.

Город Орлов. Страницы истории уездного города Орлова.

Экскурсии

Краеведческий музей «Город старинный, город купеческий», «Крестьянский быт»

Участие в проекте общероссийского общественно-государственного Движения детей и молодежи «ДоброВДвижении»: добрые субботы «Мастерская гостеприимства» –популяризация внутреннего туризма в России и развития традиций гостеприимства в своем регионе.

Город Слободской. История возникновения. Город и природа. Фабрика «Белка». Достопримечательности: дворянская усадьба 19 века - дом Бакулева, памятник 17 века - Михаило-Архангельская церковь. Известные люди – Г. Булатов, Бакулев.

Город Котельнич. История города. Котельническое местонахождение ископаемых позвоночных. Динопарк. Роль природы в экологии района. Нургушский заказник.

Крестьянская изба. Предметы домашнего быта, виды предметов, их бытовое назначение. Традиционные ремесла, история их развития. Резьба по дереву.

Экскурсия

Котельничский палеонтологический музей. Динопарк.

Котельничский краеведческий музей.

Нургушский заказник.

Жуковлянские валуны.

Город Уржум, его история. Уржум – город детства и юности С.М.Кирова. Уржум и Н. Заболоцкий. Карстовое озеро Шайтан – загадка природы. Свято Троицкий собор – архитектурная доминанта города.

Город Советск. История кукарского кружева. Вятская Швейцария: Береснятский водопад, комплекс утёсов на Немде пещера Киров – 600, священная гора марийцев Чумбылат.

Экскурсии

Советский районный краеведческий музей.

Дендрологический сад Суводского лесхоз-техникума города Советска Кировской области.

Город Нолинск – вчера, сегодня, завтра. Искусство кино и театра в жизни нолинчан.

Зуевка – город железнодорожников.

Экскурсия.

Село Рябово – родина художников Васнецовых.

Луза и Лальск – города вятского севера. Подосиновец – родина маршала И .Конева.

О городах Белая Холуница, Кирс, Омутнинск. История и настоящее.

Вятские Поляны, на границе с Татарстаном. Машиностроительный завод, его роль в годы войны.

Кирово - Чепецк. История города. Химзавод – градообразующее предприятие. Знаменитые спортсмены.

Город Киров – город трудовой доблести.

Практическая часть: Поиск и обработка информации о городах Кировской области. Разработка экскурсионных маршрутов по Вятскому краю («Вятка -город мастеров», «Православная Вятка», «Природа Вятского края» «Символы Вятки»), работа с художественной литературой и с поисковыми приложениями Интернет, оформление результатов. Онлайн экскурсия «Путешествие по Вятскому краю».

Экскурсии в город Киров

Вятский художественный музей им. Васнецовых. Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кировский областной краеведческий музей. Музей авиации и космонавтики им. К. Э. Циолковского в Кирове.

Музей «Вятские народные художественные промыслы».
Музей-диорама «Вятка. 1917 год».
Экскурсия на «Фабрику больших матрешек» мастер-класс по росписи.




Тема 6. Связь поколений (28 часов)

Халтуринский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сбор материала «Дети войны», труженики тыла Халтуринского района во время Великой Отечественной войны. Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Война в судьбе моей семьи. Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Аллея Памяти».

Участие во Всероссийской акции Общероссийского общественно-государственного Движения детей и молодежи «ДоброВДвижении» «Письмо Победы»

Практическая часть: Сотрудничество с Подгородним территориальным отделом Орловского сельского поселения, и советом ветеранов Орловского района. Встреча с интересными людьми города Орлова. Сбор материала о ветеранах войны и труда ВОВ Орловского района. Проведение акций по благоустройству и озеленению территорий вокруг памятников погибшим в годы ВОВ и их реставрация в д. Высоково и д. Поляки. Участие в митинге посвященному Дню победы, акции «Свеча памяти». Агитация местного населения через совместную деятельность по уборке территории и реставрации памятников. Оформление буклета «Памятники Великой отечественной войны на территории Орловского района». Подготовка концертных номеров к 9 мая.

Заметка в журнал «Ритм» Орловского СУВУ. «Халтуринцы в годы Великой Отечественной войны»

Презентация работы в интернет-сети, в средствах массовой информации.


Тема 7. Государственные праздники и события (22 часа)

Государственные праздники и события. Заведены в тематическое планирование и разбиты по темам в разделах.

12 сентября – День озера Байкал;

12 ноября – Синичкин день;

13 ноября – Всемирный день доброты;

21 ноября - Международный День приветствий;

11 января – Международный день «Спасибо»;

11 января - День заповедников и национальных парков;


17 февраля - Всемирный день проявления доброты;

1 апреля – День птиц;

10 апреля – День братьев и сестер;

18 апреля - Международный день памятников и исторических мест;

19 мая – День детских общественных организаций;

5 июня – День эколога;

9 июня – День друзей;


Тема 8. Заключительное занятие. Экскурсия (3 часа)

Презентация экскурсионных площадок Кировской области. Географические особенности области (района). Охрана природы.  Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала.

2.3. Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности обучающихся

п/п

Тема раздела

Основные виды деятельности обучающихся

Средства обучения

1.

Вводное занятие

Выбирают актив клуба. Знакомятся с планом работы. Распределяют обязанности. Заполняют анкету «Отечество мое - Россия»

Анкета «Отечество мое - Россия»

2.

Мое Отечество

Работают с правовыми понятиями: Государственная система РФ, значение Конституции, гимна, государственной символики. Объясняют права и обязанности гражданина России.

Разбирают понятия «Отечество», «Отчизна», «Родина», «Россия», «россияне», «героизм».

Знакомятся с историческими событиями и подвигами воинов Отечества.

Принимают участие в конкурсе мультимедийных презентаций «Я — гражданин России».

Компьютер планшеты

Конституция РФ

3.

Мой край родной

Знакомятся с историей, природой, культурой родного края. Находят информацию о своем городе, земляках. Рассказывают о достопримечательностях родного края (музеях, памятниках), произведениях искусства. Используют рисунки, стихи, рассказы, книги о родном крае.

Принимают участие в конкурсе рисунков «Мой родной край»

Принимают участие в фестивале «Вот она, какая моя Родина большая»

Компьютер

Планшеты


4.






Хлынов – Вятка – Киров

Знакомятся с историей Кировской области. Совершают виртуальное путешествие по Вятскому краю. Знакомятся с достопримечательностями города Кирова, его памятниками архитектуры и культуры – Трифонов монастырь, Успенский собор, Александровский сад, Театр на Спасской, Театр кукол, Драматический театр. Находят информацию о Дымковской игрушке – символе Вятки.

Знакомятся с известными людьми, прославивших Вятку: А. Грин, А. Лиханов, К. Циолковский, В. Савиных.

Знакомятся с выставкой литературы в библиотеке.

Находят информацию об истории дымковской игрушки и Свято-Успенском Трифоновом монастыре.

Книги о Вятском крае:

  1. 1.Экскурсии по памятникам природы г.Кирова и области. Часть 2.

  2. 2.Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги. –

  3. 3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 6. Знатные люди (Биографический словарь).

4.Энциклопедия Земли Вятской.

5.

Города Кировской области


Знакомятся с туристскими возможностями вятского края. Знакомятся с основными туристическими районами Вятки. Находят информацию о культурных, природных, объектах Кировской области. Разрабатывают экскурсионные маршруты по Вятскому краю, работают с художественной литературой и с поисковыми приложениями Интернет, оформляют результаты работ. Участвуют в конференции по представлению наработанного материала: «Путешествие по Вятскому краю».

Вятка. Краеведческий сборник. Выпуск III.

6.

Связь поколений

Знакомятся с архивными документами о тружениках тыла Халтуринского района во время Великой Отечественной войны, книгой «Памяти» Орловского района. Сотрудничают с Подгородним территориальным отделом Орловского сельского поселения. Поддерживают связь с районным отделом ветеранов.

Проводят акции по благоустройству памятников воинской славы д. Высоково и Поляки. Принимают участие в акциях «День победы», «Свеча Памяти».

Участвуют во Всероссийской акции «Письмо Победы» Собирают материал о ветеранах войны и труда ВОВ Орловского района. Пишут заметку в журнал «Ритм» Орловского СУВУ. «Халтуринцы в годы Великой Отечественной войны»

Презентуют работы в интернет-сети.

Книга памяти Орловского Района.

7.

Государственные праздники и события

Выбирают инициативную группу, для участия в поиске и отборе материалов составлению сценарного плана мероприятия. Распределяют функции и обязанности в группе, назначают ответственных в группах.

Принимают участие в подготовке мероприятий. Помогают в организации выставок, акций, фестивалей, посвященных памятным датам России. Поздравляют ветеранов училища, оказывают посильную помощь.


8.

Заключительное занятие. Экскурсия

Презентация экскурсионных площадок Кировской области. Географические особенности области (района). Охрана природы.  Бренды Вятки





РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


3.1. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Достойные наследия» осуществляется в очной форме.

Используемые методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, метод проектов. Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование.

Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы проведения учебных занятий: экскурсии, акции, трудовые операции, конкурсы, выставки, день добрых дел, лектории, встречи с интересными людьми, защиты проектов, конференции, игры – путешествия, вахты памяти, митинги.

Педагогические технологии: технология коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии.

Структура занятия:

1. Организационно-мотивационный этап

2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности

3. Деятельностный этап

4. Этап рефлексии


Материально-техническое обеспечение

- кабинет для проведения аудиторных занятий;

-комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

- планшеты;

- выход в Интернет;

- карта Кировской области



Кадровое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Движение юных» реализуется педагогом дополнительного образования.

Педагог имеет высшее специальное педагогическое образование. Педагогом пройдены курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к учебному занятию в системе дополнительного образования детей».


3.2. Формы аттестации / контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Движение юных» проводится на различных этапах усвоения материала, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению программы с приобретенными подростками знаниями:

- о конституционных правах и обязанностях Гражданина РФ;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры;

- о добросовестности в делах, умении преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей;

- о бережном отношении к природе и общенародному достоянию;

- о проявлении активного участия в процессе выполнения любой деятельности;

- об участии в трудовых делах, проявлении инициативы, новизнф, творчества в работе, предприимчивости, умении организовать ребят, повести их за собой.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:


- диагностика образовательных результатов (по результатам тестовых заданий, карточек-заданий, опроса, защиты проектов, создание и защита экскурсионных маршрутов)

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Результативность обучения определяется умением работать с информацией, принимать участие в различных мероприятиях патриотической, гражданской, краеведческой, поисковой направленности.



3.3. Оценочные материалы


Для проверки знаний и умений используются следующие диагностические материалы:

- мониторинг образовательной среды (анкетирование детей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;

- участие в праздниках, конкурсах, акциях, конференциях, КТД.

Анализ результатов освоения программы осуществляется следующим образом:

Входной контроль проводится в форме первичного тестирования с целью определения уровня заинтересованности учащихся по данному направлению и оценки общего его кругозора.

Текущий контроль умений и навыков осуществляется в процессе наблюдения за индивидуальной работой учащихся, умением представлять наработанный материал.

Итоговый контроль направлен на проверку знаний конституционных прав и законов государства, и соблюдение их. Умений преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей.


Уровень сформированности гражданственности у обучающихся

Компоненты гражданст-
венности

Уровни и показатели гражданственности


Высокий

Средний

Низкий

Крайне низкий


1

2

3

4

5


1. Гражданское самосознание

Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей

Знает основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей

Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей

Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен


2. Гражданский долг

Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеж-дённую готовность и способность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам

Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность

Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым

Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам


3. Гражданская ответственность

Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность

Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда

Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопрядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых

Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо

4. Правовая культура

Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни

Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни

Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых

Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества


5. Соблюдение законов государства

Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности

Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения , но к хорошему поведению других не побуждает

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей

Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых


6. Личная свобода

Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями

Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества

Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых

При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию


7. Гражданское достоинство

Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на
защиту слабых

Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения, не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда

Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого

Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив


8. 8.

8.

Гражданская активность

Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой

Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца

Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых

Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно


9. Патриотизм

Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности

Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы

Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности

Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности




«Отечество моё - Россия» (анкета Д.В. Григорьева)

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель.

Цели анкетирования:

– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения обучающегося к окружающему социуму;

– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций воспитанников;

– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти;

6. Другое _____________.

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

9. Другое __________________.

IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.

– активная деятельная жизнь __________

– жизненная мудрость __________

– здоровье (физическое и психическое) __________

– интересная работа __________

– красота природы и искусства __________

– любовь (духовная и физическая) __________

– материальное обеспечение жизни __________

– наличие хороших и верных друзей __________

– общественное признание __________

– познание (образование, кругозор) __________

– продуктивная жизнь __________

– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

– развлечения __________

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

– счастливая семейная жизнь __________

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________

– творчество (возможность творческой деятельности) ________

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________

– аккуратность (чистоплотность) __________

– воспитанность (хорошие манеры) __________

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___

– жизнерадостность __________

– исполнительность __________

– независимость __________

– непримиримость к недостаткам в себе и других __________

– образованность __________

– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________

– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________

– честность (правдивость, искренность) __________

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________

– чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:

1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.






Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 N 64101), (ред. от 18.07.2022).

  2. Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370, зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2023 г., регистрационный № 74223).

  3. Абашина, А. Д. Экстремизм в молодежной среде: пути решения проблемы / Социальная педагогика. –№ 4/5. – 2017.

  4. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического

образования в РФ / Методист, №1.- 2018.

  1. Емельянова Г.И. Сборник материалов к 70-летию образования Кировской области. Земля родимая – от края и до края. – Киров: Старая Вятка, 2016

  2. Смирнов В.В. Адрес подвига – Вятский. Книга о кировчанах, ставших героями Советского Союза и Героями Российской Федерации. – Киров, Вятка, 2020.

  3. Сметанина Н.Д. История вятского искусства XVII – XX веков в рассказах и лекциях для учащихся [Текст]: учебное пособие. – Киров: Изд-во «О – Краткое», 2018.

  4. Вятка. Краеведческий сборник. Выпуск III. – Киров, Волго-Вятское кн. Изд-во, Кировское отд., 2019.

  5. По страницам Красной книги Кировской области: Учебное пособие по экологии для дополнительного чтения учащихся (6 – 11 классы). – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015.

  6. Экскурсии по памятникам природы г.Кирова и области. Часть 2. – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2017.

  7. Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги. – Киров: Вятка, 2015.

  8. Энциклопедия Земли Вятской. Том 6. Знатные люди (Биографический словарь). – Киров: Вятка, 2018.

  9. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10. Ремесла. – Киров: Вятка, 2000


Приложение 1



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»




РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

Протокол № 1 от 29.08.2023 г.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Достойные наследия»

Социально - гуманитарной направленности

Составитель:

педагог дополнительного образования

Ивлева Елена Николаевна



Орлов, 2023

п\п


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

дата

план

факт

Тема I. Вводное занятие (1 ч.)

Вводное занятие

1

Знакомство с планом занятий клуба, направлениями предстоящей деятельности, ожидаемых результатах, разъяснение правил поведения на занятиях, проведение первичного диагностирования. Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материала для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных в группах.



Тема II. Мое Отечество (22 ч.)

Государство, в котором мы живем

1

Государственная система РФ, значение Конституции, гимна, государственной символики.



Я – гражданин России


1

Права и обязанности гражданина России. Законодательство РФ



Россия – многонациональное государство.

1

Национальности на территории России. Многонациональность («нация», «национальность», «национализм»).



Государство, в котором мы живем

1

Понятия: «Отечество», «Отчизна», «Родина», «Россия», «россияне», «героизм».



День озера Байкал


1

Природа и особенности озера Байкал.

Фотовыставка «Байкал- чудо природы».



Заочная экскурсия «Байкал – чудо природы»


1

Природные достопримечательности озера Байкал, история возникновения названия озера и экологическими проблемы, связанные с ним.



Патриотизм в современной России.


1

Понятие патриотизма. Патриотические организации. Структуры патриотического воспитания: государственные, общественно-государственные, общественные. История патриотизма.



Исторические события и подвиги воинов Отечества

1

Герои нашей Родины в разные времена. А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков.



Исторические события и подвиги воинов Отечества

1

Защитники Брестской крепости, Сталинградской битвы, Курской дуги.



Исторические события и подвиги воинов Отечества

1

Юные герои Великой отечественной войны. Пионеры – герои.



Герои Афганистана, Чеченской войны

1

Воинский долг и служба Отечеству. Воины – интернационалисты. Оформление стенда «Герои Афганистана, Чеченской войн»



Герои Афганистана, Чеченской войны

1

Посещение районной библиотеки города Орлова



Посещение краеведческого музея г. Орлова

1

Знакомство с экспозициями зала «Боевой славы» Орловского краеведческого музея



Проектно-исследовательская работа «Герои Отечества в моем городе»

1

Определение цели, задач проекта.



Проектно-исследовательская работа «Герои Отечества в моем городе»

1

Поиск информации в словарях, справочниках, дополнительных источниках, сети интернет. О знаменитых людях своего города, области, края.



Проектно-исследовательская работа «Герои Отечества в моем городе»

1

Поиск информации в словарях, справочниках, дополнительных источниках, сети интернет.



Проектно-исследовательская работа «Герои Отечества в моем городе»

1

Подготовка к презентации проекта.



Презентация проекта «Герои Отечества в моем городе»

1

Презентация проекта перед воспитанниками СУВУ.




Практическая работа «Я — гражданин России».


1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мультимедийной презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных в группах.

Участие в подготовке мероприятия. Помощь в организации конкурса.



Практическая работа «Я — гражданин России».


1



Конкурс мультимедийной презентации «Я — гражданин России».

1

Проведение конкурса.



Конкурс мультимедийной презентации «Я — гражданин России».

1



Тема 3. Мой край родной (30 ч.)

Город, в котором мы живём.

1

Понятие «город», происхождение названия города, историко-культурная характеристика.



Имена знаменитых земляков.

1

Имена знаменитых земляков. Своего города, района, области, края.



Практическое занятие

Знакомство с народными и современными праздниками и обрядами

1

Понятия «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.



Практическое занятие

Знакомство с устным народным творчеством народов родного края.

1

Устное народное творчество народов родного края.

Сбор информации – и видеоматериалов о творчестве народов родного края.



Практическое занятие

Разучивание народных игр.

1

Народные игры. Выбирают инициативную группу, для участия в поиске и отборе материалов. Распределяют функции и обязанности в группе, назначают ответственных. Принимают участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие

Разучивание народных игр.

1

Разучивание народных игр.



Практическое занятие

Знакомство с народными промыслами

1

Народные промыслы на территории России. Народные промыслы своего края. Сбор информации – и видеоматериалов о народных промыслах.



Культурное наследие родного края.

1

Достопримечательности родного края (музеи, памятники).



Практическое занятие

«Без прошлого нет настоящего».

1

Произведения искусства: рисунки, стихи, рассказы, книги о родном крае.



Практическое занятие Поиск информации о творческих людях родного города

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие Знакомство со стихами и песнями родного края

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие «Мой край в стихах и песнях»

1

Принимают участие в проведении мероприятия.



Встреча с интересными людьми

1

Встреча с поэтессой Ситниковой М. В.



Практическое занятие Поиск информации о история родного города

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие Поиск информации о история родного города

1



Практическое занятие Поиск информации о достопримечательностях родного города

1



Практическое занятие Поиск информации о достопримечательностях родного города

1



Практическое занятие Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Значение своего города для края, страны. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах родного города

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Значение своего города для края, страны. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие Сбор информации о родном городе «Город в котором я живу»

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Значение своего города для края, страны. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие Составление экскурсионного маршрута «Город в котором я живу»

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Значение своего города для края, страны. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие Составление экскурсионного маршрута «Город в котором я живу»

1

Составление экскурсионного маршрута по своему краю. Исторические и культурные объекты города. Значение своего города для края, страны. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Заочная экскурсия «Прогулка по родному городу»

1

Презентация наработанного материала. Знакомство с городами, достопримечательностями, знаменитыми людьми, природой России.



Заочная экскурсия «Прогулка по родному городу»

1

Презентация наработанного материала. Знакомство с городами, достопримечательностями, знаменитыми людьми, природой России.



Синичкин день

1

Подготовка классного часа «Синичкин день».



Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

Изготовление кормушек для птиц.



Всемирный день доброты

1

Понятия «добро» и «доброта», «добрые поступки».

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие «День доброты»

1

Помощь в организации конкурса. Проведение конкурсной программы «День Доброты».



Международный День приветствий

1

Всемирный день приветствий, история праздника. Правила приветствия. Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие «Мы рады видеть вас!»

1

Помощь в организации праздника. Проведение мероприятия «Мы рады видеть вас!».



Тема 4. Хлынов – Вятка – Киров (25 ч.)

Происхождение Вятской Земли

1

История Кировской области. Виртуальное путешествие по Вятскому краю.




Монастыри Вятской Земли

1

История города Кирова, его памятники архитектуры и культуры – Трифонов монастырь, Успенский собор.



Архитектурный памятник «Вятский Успенский Трифонов монастырь»

1

Вятский Успенский Трифонов монастырь – духовный центр города. Трифон. Вятский. История создания Трифонова монастыря. Понятия: архитектурный ансамбль, настоятельские палаты, надвратная церковь, крестово-купольный храм, апсида, закомара, лопатки, роспись.



Практическое занятие Составление экскурсионного маршрута. «Вятский Успенский Трифонов монастырь»

1

Составление экскурсионного маршрута. Исторические и культурные объекты города. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Сады и парки Вятки.

1

Сады и парки Вятки: ботанический сад. Александровский сад, парк Победы– их роль в архитектурном облике города.



Практическое занятие знакомство с садами и парками Вятки.

1

Сады и парки Вятки: ботанический сад. Александровский сад, парк Победы – их роль в архитектурном облике города.



Культура Вятского края

1

Культура Вятского края



Экскурсия «Музей братьев Васнецовых»

1

Экскурсия «Музей братьев Васнецовых»



Экскурсия «Музей братьев Васнецовых»

1

Экскурсия «Музей братьев Васнецовых»



Практическое занятие «Путешествие по старой Вятке. Театр на Спасской»

1

Составление экскурсионного маршрута. Исторические и культурные объекты города. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие

«Путешествие по старой Вятке. Театр кукол»

1

Составление экскурсионного маршрута. Исторические и культурные объекты города. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Практическое занятие «Путешествие по старой Вятке Драматический театр»

1

Составление экскурсионного маршрута. Исторические и культурные объекты города. Сбор фото – и видеоматериалов об исторических и культурных объектах и местах города.



Экскурсия

1

Презентация экскурсионных площадок Кирова.



Люди, прославившие Вятку

1

Презентации о жизни и творчестве А. Грина., А. Лиханова.



Практическое занятие по книге Лиханова «Крутые горы»

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие по книге Лиханова «Крутые горы»

1

Участие в мероприятии. Урок-игра по книге Лиханова «Крутые горы»



Люди, прославившие Вятку

1

Прогулка по набережной Грина, посещение библиотеки.



Практическое занятие Путешествие по набережной Грина»

1

Прогулка по набережной Грина, посещение библиотеки.



Космос и Вятка: что общего?

1

К. Циолковский, В. Савиных. Космос и Вятка: что общего? Презентации о жизни.



Экскурсия

1

Музей космонавтики.



Экскурсия

1

Музей космонавтики.



«Дымковская игрушка- символ Вятки»

1

История возникновения. Особенности исполнения. Почему дымковская игрушка – символ Вятки?



Практическое занятие Сбор информации о дымковской игрушке

1

История возникновения. Особенности исполнения. Почему дымковская игрушка – символ Вятки?



Экскурсия

«Дымковская игрушка- символ Вятки»

1

Музей «Дымковская игрушка: история и современность» Мастер-класс в музее дымковской игрушки.



Экскурсия

«Дымковская игрушка- символ Вятки»

1

Музей «Дымковская игрушка: история и современность» Мастер-класс в музее дымковской игрушки.



Тема 5. Города Кировской области (61 ч.)

Туризм на Вятке

1

Туристские возможности вятского края. Знакомство с основными туристическими районами Вятки.



Город Орлов

1

Страницы истории уездного города Орлова.



Экскурсия

«Крестьянский быт»

1

Краеведческий музей город Орлов «Город старинный, город купеческий».



Экскурсия

1

Краеведческий музей город Орлов «Крестьянский быт».



Город Слободской

1

Город Слободской. История возникновения. Город и природа. Фабрика «Белка». Достопримечательности: дворянская усадьба 19 века - дом Бакулева, памятник 17 века - Михаило-Архангельская церковь.



Практическое занятие.

Сбор информации о известных людях. Город Слободской.

1

Известные люди – Г. Булатов, Бакулев.



Международный день «Спасибо»

1

11января – Международный день «Спасибо». История возникновения праздника. Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие

«Говорим спасибо»



1



Город Котельнич

1

Город Котельнич. История города.



Экскурсия

Котельничский краеведческий музей.


1

Котельничский краеведческий музей. Крестьянская изба. Предметы домашнего быта, виды предметов, их бытовое назначение. Традиционные ремесла, история их развития. Резьба по дереву



Практическое занятие

Сбор информации о памятниках природы Кировской области «Жуковлянские валуны»

1

Жуковлянские валуны, или Жуковлянские шаровидные конкреции - особо охраняемая природная территория, в Котельничском районе Кировской области. Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для конкурса. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Практическое занятие

Сбор информации о памятниках природы Кировской области «Жуковлянские валуны»

1



Котельническое местонахождение ископаемых позвоночных.

1

Котельническое местонахождение ископаемых позвоночных.



Экскурсия

Котельничский палеонтологический музей.

1

Посещение палеонтологического музея в г.Котельнич (знакомство с экспонатами музея)



Экскурсия

Котельничский палеонтологический музей.

1

Посещение палеонтологического музея в г.Котельнич (знакомство с экспонатами музея)



Экскурсия

Котельничский палеонтологический музей.

1

Посещение палеонтологического музея в г.Котельнич (знакомство с экспонатами музея)



Экскурсия

Котельничский палеонтологический музей.

1

Посещение палеонтологического музея в г.Котельнич (знакомство с экспонатами музея)



Практическое занятие «Нургуш», его растительный и животный мир

1

Уникальность заповедника «Нургуш». Флора и фауна заповедника. Краснокнижники.





Практическое занятие «Нургуш», его растительный и животный мир

1

Уникальность заповедника «Нургуш». Флора и фауна заповедника. Краснокнижники.




Практическое занятие «Нургуш», его краснокнижники

1



Онлайн экскурсия «Нургуш» -жемчужина вятской природы»

1



День заповедников и национальных парков


1

11 января - День заповедников и национальных парков. Выбирают инициативную группу, для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределяют функции и обязанности в группе, назначают ответственных. Принимают участие в подготовке мероприятия.




Практическое занятие «Путешествие по заповедникам России»

1

Участие в мероприятии. Путешествие по заповедникам России



Город Уржум, его история.

1

Город Уржум, его история. Уржум – город детства и юности С.М.Кирова. Свято Троицкий собор – архитектурная доминанта города.



Уржум и Н. Заболоцкий.

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия. Уржум и Н. Заболоцкий. Жизнь и творчество Н. Заболотского.



Практическое занятие

«Жизнь и творчество Н. Заболотского»

1

Участие в мероприятии. «Жизнь и творчество Н. Заболотского»



Практическое занятие Особенности природы озера Шайтан

1

Карстовое озеро Шайтан – загадка природы. Выбор инициативной группы, для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанности в группе, назначение ответственных. Участие в подготовке мероприятия.



Экскурсия

«Озеро Шайтан – загадка природы»

1

Карстовое озеро Шайтан – загадка природы.

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Оформление презентации для виртуальной экскурсии.



Город Советск.

1

Город Советск. История кукарского кружева. Вятская Швейцария: Береснятский водопад, комплекс утёсов на Немде пещера Киров – 600, священная гора марийцев Чумбылат.



Практическое занятие Природные особенностями г. Советска


1

Вятская Швейцария: Береснятский водопад, комплекс утёсов на Немде пещера Киров – 600, священная гора марийцев Чумбылат.

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Практическое занятие «Вятская Швейцария»

1

Вятская Швейцария: Береснятский водопад, комплекс утёсов на Немде пещера Киров – 600, священная гора марийцев Чумбылат.

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Практическое занятие

«Вятская Швейцария»

1

Вятская Швейцария: Береснятский водопад, комплекс утёсов на Немде пещера Киров – 600, священная гора марийцев Чумбылат.

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для презентации. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Экскурсия


1

Советский районный краеведческий музей.

Дендрологический сад Суводского лесхоз-техникума города Советска Кировской области.



Экскурсия


1

Советский районный краеведческий музей.

Дендрологический сад Суводского лесхоз-техникума города Советска Кировской области.



Экскурсия


1

Дендрологический сад Суводского лесхоз-техникума города Советска Кировской области.



Экскурсия


1

Дендрологический сад Суводского лесхоз-техникума города Советска Кировской области.



Город Нолинск – вчера, сегодня, завтра.

1

Город Нолинск – музей под открытым небом. Искусство кино и театра в жизни нолинчан. Творчество Бориса Чиркова.




Практическое занятие

Поиск информации о Нолинске

1

Заочная экскурсия по городу. Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Практическое занятие

Презентация информации «Нолинск – город музей»

1



Экскурсия

1

Экскурсия в город Киров на «Фабрику больших матрешек» мастер-класс по росписи



Экскурсия

1

Экскурсия в город Киров на «Фабрику больших матрешек» мастер-класс по росписи



Экскурсия

1

Экскурсия в город Киров на «Фабрику больших матрешек» мастер-класс по росписи



Практическое занятие

Знакомство с родиной художников Васнецовых (с. Рябово)

1

Зуевка – город железнодорожников.

Село Рябово – родина художников Васнецовых.




Практическое занятие

Онлайн экскурсия

1

Экскурсия в с. Рябово, в музей изобразительного искусства Васнецовых.




Луза и Лальск – города вятского севера

1

Луза и Лальск – города вятского севера. Подосиновец – родина маршала И.Конева.



Практическое занятие

Поиск информации о маршале И. Коневе

1

Подосиновец – родина маршала И. Конева. Конев - советский полководец, маршал Советского Союза, дважды герой СССР



Практическое занятие

Поиск информации о городах Белая Холуница, Омутнинск.

1

О городах Белая Холуница, Кирс, Омутнинск. История и настоящее



Практическое занятие

Поиск информации о городе Вятские Поляны

1

Вятские Поляны, на границе с Татарстаном. Машиностроительный завод, его роль в годы войны.




Практическое занятие

Поиск информации о истории города

1

Кирово - Чепецк. История города. Химзавод – градообразующее предприятие. Знаменитые спортсмены.



Практическое занятие Поиск информации о знаменитых спортсменах: А. Мальцеве и В. Мышкине

1

Знаменитые спортсмены: А. Мальцев и В. Мышкин.



Практическое занятие Город Киров – город трудовой доблести

1

Город Киров – город трудовой доблести. Крупные промышленные предприятия. Важнейшие оборонные предприятия г. Кирова в период войны.



Международный день памятников и исторических мест


1

Международный день памятников и исторических мест




Практическое занятие «Село великорецкое»

1

Достопримечательности Великорецкого — комплекс из нескольких храмов, известный как Великорецкий град. Церковь Преображения Господня (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Ильинская колокольня (1860 г.)



Практическое занятие

«Народные промыслы на Вятке»

1

Народные промыслы на Вятке



Экскурсия

1

Музей «Вятские народные художественные промыслы».



Экскурсия

1

Музей «Вятские народные художественные промыслы».



Экскурсия

1

Музей «Вятские народные художественные промыслы».



Экскурсия

1

Музей «Вятские народные художественные промыслы».



Познавательная игра «Народные промыслы Вятского края»

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Познавательная игра «Народные промыслы Вятского края»

1



Конференция «Города Кировской области

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Тема 6. Связь поколений (38 ч.)

Всемирный день проявления доброты

1

Акция «Судучок добра» Выбирают инициативную группу, для участия в поиске и отборе материалов для конференции. Распределяют функции и обязанности в группе, назначают ответственных. Принимают участие в мероприятии.



Акция «Судучок добра»

1



Устный журнал

«Легендарные» птицы нашего края»

1

«Легендарные» птицы нашего края»



Акция «День братьев и сестер»

1

День брата и сестры 10 апреля. Главный принцип – нести тепло родственных связей, ведь ближе брата или сестры на свете никого нет. Изготовление открыток.



Халтуринский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

1

Халтуринский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.



Практическое занятие

Поиск информации Халтуринцы в годы войны

1

Сбор материала «Дети войны», труженики тыла Халтуринского района во время Великой Отечественной войны. Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Сотрудничество с советом ветеранов Орловского района.




Практическое занятие

Поиск информации Халтуринцы в годы войны

1



Практическое занятие

Поиск информации Халтуринцы в годы войны

1



Практическое занятие

Поиск информации Халтуринцы в годы войны

1



Практическое занятие Презентация собранного материала о труженики тыла Халтуринского района

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Практическое занятие Презентация собранного материала о труженики тыла Халтуринского района

1



Акция «Письмо Победы»



1

Участие во Всероссийской акции Общероссийского общественно-государственного Движения детей и молодежи «ДоброВДвижении» «Письмо Победы»



Акция «Письмо Победы»



1

Участие во Всероссийской акции Общероссийского общественно-государственного Движения детей и молодежи «ДоброВДвижении» «Письмо Победы»



Практическое занятие Сбор материала о ветеранах войны Орловского СУВУ

1

Работа с районным музеем, с информацией Интернет.



Практическое занятие Сбор материала о ветеранах войны Орловского СУВУ

1

Работа с районным музеем, с информацией Интернет.



Практическое занятие Сбор материала о ветеранах войны Орловского СУВУ

1

Работа с районным музеем, с информацией Интернет.



Практическое занятие Акция «Благоустройство территории памятника воинской славы д. Высоково»

1

Сотрудничество с Подгородним территориальным отделом Орловского сельского поселения, и советом ветеранов Орловского района. Проведение акций по благоустройству и озеленению территорий вокруг памятников погибшим в годы ВОВ и их реставрация в д. Высоково и д. Поляки. Обрезка кустарника. Благоустройство клумбы.



Практическое занятие Акция «Благоустройство территории памятника воинской славы д. Высоково»

1



Практическое занятие Акция «Благоустройство территории памятника воинской славы д. Высоково»

1



Посещение районной библиотеки «Халтуринцы в годы войны»

1

Посещение районной библиотеки «Халтуринцы в годы войны»



Участие в митинге посвященному Дню победы

1

Участие в митинге посвященному Дню победы, возложение цветов к памятникам Великой отечественной войны д. Высоково и Поляки. Подготовка концертных номеров.

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Участие в митинге посвященному Дню победы

1



Участие в митинге посвященному Дню победы

1



День детских общественных организаций;

1

19 мая – День детских общественных организаций;



Практическое занятие

Встреча с ветеранами пионерии и комсомола

1

Сотрудничество с советом ветеранов. Фестиваль «День детских общественных организаций России»



Посещение краеведческого музея города Орлова

1

Экскурсия в музей г. Орлова



Практическая работа «Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945»

1

«Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945» Оформление стенда.



Практическая работа «Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945»

1

«Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945»



Практическая работа «Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945»

1

Подготовка и проведение мероприятия «Халтуринцы Герои Советского Союза Великой Отечественной войны 1941-1945»



День эколога

1

День эколога. День Эколога и Всемирный День Защиты Окружающей Среды. Акция. «Месяц без бумаги»



День эколога

1

Акция. «Месяц без бумаги»



День друзей

1

9 июня – День друзей. «День дружбы»



Практическое занятие «Мастерская настроения»

1

Выбор инициативной группы для участия в поиске и отборе материалов для мероприятия. Распределение функций и обязанностей в группе, назначение ответственных. Участие в мероприятии.



Экскурсия

1

Музей воинской славы г. Киров



Экскурсия

1

Музей воинской славы г. Киров



Экскурсия

1

Музей воинской славы г. Киров



Помощь ветеранам училища

1

Помощь ветеранам училища



Помощь ветеранам училища

1

Помощь ветеранам училища



Тема 8. Заключительное занятие. Экскурсия (3 ч.)

Экскурсии

1

Презентация экскурсионных площадок Кировской области. Географические особенности области (района). Охрана природы.  Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала.




Экскурсии

1



Экскурсии

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!