Пояснительная записка учебного предмета «Индивидуальный проект»
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов составлена на основе:
Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Цели программы: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы
Задачи программы:
сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы и контроля, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
развить навыки самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
развить навыки публичного выступления.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к следующему: старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Класс | Личностные результаты |
10 | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе науки, осознание своего места в поликультурном мире; осознавать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества; осуществлять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; выстраивать собственное целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; осознавать потребность и готовность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности; осознавать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей исходя из сложившейся ситуации. |
11 | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе науки, осознание своего места в поликультурном мире; осознавать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества; осуществлять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; выстраивать собственное целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; осознавать потребность и готовность к саморазвитию, самовоспитанию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознавать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, толерантно находить общие цели и сотрудничать для их достижения, принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; формировать экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. |
10 класс
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
определять и ставить цели деятельности, осуществлять их контроль и корректировку;
выдвигать версии решения проблем, составлять планы решения проблем, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки в диалоге общения с учителем;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
составлять план решения проблемы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, конкретизировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность, согласно установленным правилам работы;
понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из сложившейся ситуации.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ, сравнение, классификацию и обобщение информации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, выявлять следствия и причины явлений, законов;
составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Коммуникативные УУД:
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми высказываниями в монологе, диалоге, дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
доказывать и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Обучающиеся 10 класса научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся 10 класса получат возможность научатся:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе полученных знаний.
11 класс
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять и ставить цели деятельности, осуществлять их контроль и корректировку;
выдвигать версии решения проблем, составлять планы решения проблем, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
составлять план решения проблемы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, конкретизировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность, согласно установленным правилам работы;
понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из сложившейся ситуации.
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, давать оценку своим личностным качествам и чертам характера, определять направления своего развития.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ, сравнение, классификацию и обобщение информации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, выявлять следствия и причины явлений, законов;
составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, составлять тезисы, схемы, графики, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную и адекватную форму фиксации и представления информации;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
выбирать адекватные поставленной задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми высказываниями в монологе, диалоге, дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
доказывать и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Обучающиеся 11 класса научатся:
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся 11 класса получат возможность научатся:
- результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу.
В результате изучения курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- формулировать гипотезу, ставить цель в рамках проектирования, исследования, исходя из культурной нормы и требований работы;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида учебной деятельности, определяя место своего исследования или проекта
в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, необходимые для достижения поставленной цели;
- осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
развивать способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
В результате изучения курса «Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научится:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе полученных знаний.
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу.
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Анализ проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
«Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятель-ности человека.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Формируем отношение к проблемам.
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта.
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Позиция эксперта.
Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Тематическое планирование курса
№ | Модуль/тема урока | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
10 класс |
| Модуль 1. Культура исследования и проектирования | 10 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 10 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
| Что такое проект и почему реализация проекта - это сложно, но интересно | 1 |
| Учимся анализировать проекты | 1 |
| Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего | 1 |
| «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. | 1 |
| Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 1 |
| Социальное проектирование как возможность сделать лучше общество, в котором мы живем | 1 |
| Волонтёрские проекты и сообщества. | 1 |
| Анализ проекта сверстника: социальный проект «Дети одного солнца» | 1 |
| Анализ проекта сверстника: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов | 1 |
| Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 1 |
| Модуль 2. Самоопределение | 8 |
| Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. | 1 |
| Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. | 1 |
| Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. | 1 |
| Формируем отношение к проблемам. Препятствие или побуждение к действию | 1 |
| Формируем отношение к проблемам. Препятствие или побуждение к действию | 1 |
| Знакомимся с проектными движениями | 1 |
| Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. | 1 |
| Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. | 1 |
| Модуль 3. Замысел проекта | 8 |
| Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. | 1 |
| Выдвижение и формулировка цели проекта. | 1 |
| Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. | 1 |
| Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. | 1 |
| Роль акции в реализации проектов. | 1 1 |
| Ресурсы и бюджет проекта. | |
| Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. | 1 |
| Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. | 1 |
| Модуль 4. Условия реализации проекта | 9 |
| Анализ необходимых условий реализации проектов | 1 |
| Планирование действий. | 1 |
| Планирование действий. | 1 |
| Источники финансирования проекта. | 1 |
| Источники финансирования проекта. | 1 |
| Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. | 1 |
| Модели и способы управления проектами. | 1 |
| Модели и способы управления проектами. | 1 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого | 35 |
11 класс |
| Модуль 5. Трудности реализации проекта | 8 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 10 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
1 | Переход от замысла к реализации проекта. | 1 |
2 | Переход от замысла к реализации проекта. | 1 |
3 | Возможные риски проектов | 1 |
4 | Возможные риски проектов | 1 |
5 | Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». | 1 |
6 | Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». | 1 |
7 | Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризм | 1 |
8 | Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по краеведению. | 1 |
| Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта | 15 |
9 | Технология как мост от идеи к продукту. | 1 |
10 | Технология как мост от идеи к продукту. | 1 |
11 | Видим за проектом инфраструктуру. | 1 |
12 | Видим за проектом инфраструктуру. | 1 |
13 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. | 1 |
14 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. | 1 |
15 | Возможности социальных сетей. | 1 |
16 | Сетевые формы проектов. | 1 |
16 | Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. | 1 |
18 | Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. | 1 |
19 | Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. | 1 |
20 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 1 |
21 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 1 |
22 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 1 |
23 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 1 |
| Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ | 7 |
24 | Позиция эксперта. | 1 |
25 | Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». | 1 |
26 | Начальный этап исследования и его экспертная оценка. | 1 |
27 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ | 1 |
28 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ | 1 |
29 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ | 1 |
30 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ | 1 |
| Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта | 4 |
31 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 1 |
32 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 1 |
33 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 1 |
34 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 1 |
| Итого | 34 |