Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»
Крутихинского района
Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 49 от «26» августа 2019 г. Руководитель Щербаль С.А. ____________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Крутихинская СОШ» Бабичева Н.Д. ______________________ 26 августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Крутихинская СОШ» Палкин С.В. ____________________ Приказ № от «27» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Предметная область: искусство для первой ступени, 2 класс,
на 2019 – 2020 учебный год
(к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство и ты» 2 класс. /под ред.
Б.М. Неменского)
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательной школы к УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова
Составители:
учитель начальных классов Дронова О.В.,
учитель начальных классов Ермакова Ю.В.
с. Крутиха
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
примерной программы по изобразительному искусству
авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
школьного положения о рабочей программе.
Рабочая программа реализуется при помощи следующих УМК:
Цель и задачи курса: — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Уровневая дифференциация |
ИКТ |
Здоровьесберегающие технологии |
Проблемное обучение |
Игровые технологии |
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого миро отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Характеристика организации учебного процесса:
Виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, лепка, бумажная пластика).
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций.
Форма организации: урок, групповая или парная работа.
Согласно учебному плану МБОУ «Крутихинская СОШ» на 2019 – 2020 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год. По программе «Школа России» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часа в год. Изложение и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования. В программу внесено изменение. По календарному планированию вышло 35 часов. На тему урока № 34 предлагается отвести 2 часа.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• три сферы художественной деятельности и их единство;
• роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
• роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
• многообразие природных форм, их рациональность и красота;
• основные и составные цвета;
• цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
• имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
• уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
• иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
• иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
• иметь навыки построения композиции на всем листе;
• уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
• учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
• развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
• совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
• свободно заполнять лист цветовым пятном;
• уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
• уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
• уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
• творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Учащиеся 2 «Б» класса (преподаватель Ермакова Ю.В.) Стрельченко Иван Александрович 20.03.2010 года рождения по решению ЦПМПК заключение № 646 от 13 июня 2018 года обучается с 01.09.2018 г. по АООП (вариант 7.2) по изобразительному искусству и Лейман Евгений Александрович 03.09. 2010 года рождения по решению ЦПМПК заключение № 915 от 17 июня 2019 года обучается с 01.09.2019 г. по АООП (вариант 7.2) по изобразительному искусству.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) 2 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598;
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Крутихинская СОШ» (вариант 7.2);
Примерной основной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений авторов Б.М. Неменского (учебно – методический обеспечение «Школа России»).
Структура учебного курса «ИСКУССТВО И ТЫ»
№ | Раздел | кол-во часов |
1 | Авторская программа | Рабочая программа |
Как и чем работают художники. | 8 | 8 |
| Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 7 |
| Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). |
3 | О чём говорит искусство? | 11 | 11 |
| Изображение природы в различных состояниях Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). |
4 | Как говорит искусство? | 8 | 8 |
| Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного Тихие (глухие) и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение) Обобщающий урок года. |
| Итого: | 34 | 34 |
Учебно-тематическое планирование
Чем и как работают художники
№ п/п | Тема урока | Дата | Решаемые проблемы | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
| | план | факт | | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | Три основных цвета – желтый, красный, синий | 4.09 | | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Основные и дополнительные цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. |
2 | Белая и черная краски. | 11.09 | | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Темное и светлое. Оттенки цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 18.09 | | Пр.: какие художественные средства можно использовать в рисунках? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Акварель, гуашь, пастель, карандаши и др. | Создание изображения разными художественными средствами | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4 | Выразительные возможности аппликации | 25.09 | | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Форма пятна, ритм пятен, узор в границах формы. | Аппликация из цветной бумаги. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 2.10 | | Пр.: какие художественные возможности линии и пятна можно использовать при создании рисунка? Цель: показать выразительные возможности разных художественных приемов. | Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие подвижные и тягучие линии. | Создание изображений линиями разного характера. Рисование деревьев, веток, трав и др. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | 9.10 | | Пр.: какие художественные средства используют для скульптурных изображений? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Скульптурные изображения | Лепка животных по памяти и представлению. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7 | Выразительные возможности бумаги | 16.10 | | Пр.: каковы художественные возможности бумажного моделирования? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Архитектурный дизайн, бумажное моделирование. | Знакомство с возможностями моделирования из бумаги | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 23.10 | | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Обобщение пройденного. | Выполнение рисунка любой техникой и любыми средствами. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Реальность и фантазия.
9 | Изображение и реальность | 6.11 | | Пр.: Внимательно ли мы смотрим вокруг себя? Цель: научить детей не только смотреть, но и видеть, подмечать, наблюдать. | Умение осознано зрительно изучать окружающий мир. | Изображаем увиденное по памяти по выбору (животных, деревья, цветы и т.д.) | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
10 | Изображение и фантазия | 13.11 | | Пр.: какова роль фантазии при создании изображения? Цель:показать как интересно можно выдумывать и создавать новые образы. | Познакомиться со сказочными героями. | Придумать и создать свои персонажи для предложенной учителем сказки (ситуации). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
11 | Украшение и реальность | 20.11 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть красоту в природе Цель:показать как меняется облик украшенных предметов. | У природы нужно учиться, внимательно наблюдая узоры из пятен и линий. | Изображаем линией паутинку, снежинки, узоры, звезды и т.д. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
12 | Украшение и фантазия | 27.11 | | Пр.: Развитие фантазии при создании украшения Цель:показать как интересно украшает сама Природа. | Природные и геометрические узоры, используемые в украшениях. | Оформление элементов одежды, предметов быта. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
13 | Постройка и реальность | 4.12 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть постройку в природе Цель: Использовать увиденную идею в своих целях . | Знакомство с проектированием конструкций, новых образов по типу увиденных в природе или вокруг нас форм. | Изображение строений домов используя природные образы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения личной мотивации к обучению. |
14 | Постройка и фантазия | 11.12 | | Пр.: Развитие фантазии при создании новых форм предметов. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая новые невиданные формы и образы. | Показать возможности фантазии человека в создании предметов. | Создание фантастического города. Индивидуальная или групповая работа. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
15 | Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 18.12 | | Пр.: Понимание важности взаимодействия различных форм творчества: Постройки, Украшения и Изображения. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая и строя новые украшенные формы и образы. | Важная роль взаимодействия трех видов художественной деятельности. | Конструирование и украшение елочных украшений | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
3.О чем говорит искусство?
16 | Изображение природы в различных состояниях | 25.12 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты животных. Цель: Использовать любую информацию о животных и через изображение научиться передавать свои чувства. | Анималистический жанр и его представители художники. | Изображение животных . | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на нравственное отношение к природе, к животным. |
17 | Изображение характера животных. | 13.01 | | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться иллюстрировать литературные произведения с животными. | Иллюстрирование литературных произведений. | Создание иллюстрации на заданную тему. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
18-19 | Изображение характера человека: женский образ. | 15.01 22.01 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретисты Мужской портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного мужского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
20-21 | Изображение характера человека: мужской образ. | 29.01 5.02 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретисты. Женский портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного женского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
22 | Образ человека в скульптуре. | 12.02 | | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в фигуре и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через объемное изображение научиться передавать характерные черты. | Скульптура – вид пластического искусства. Скульптурное изображение и его возможности. | Просмотр образцов скульптурного искусства, обсуждение темы. По возможности выполнение задания в технике малой пластики (из пластилина или глины). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
23 | Человек и его украшения. | 19.02 | | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться видеть и любоваться и ценить красоту русской природы в разных её состояниях. | Осознание важного психологического значения для человека окружающей среды и её влияние на нас. | Просмотр картин- пейзажей с ярко выраженным контрастным состоянием природы: буря, дождь, ураган или тихий вечер, ласковый солнечный день. Сделать зарисовки различного состояния природы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы. | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой. |
24 | О чем говорят украшения | 26.02 | | Пр Передать или усилить характер человека посредством дополнительной информации несомой декоративными элементами рисунка. Цель: Научиться понимать и использовать образный , символический язык декоративных элементов украшений. | Символизм в художественных произведениях. Символизм формы и цвета. | В рамках заданной темы осознано и интуитивно подчеркнуть характер изображаемого человека с помощью соответствующих украшений. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
25 | Образ здания. | 4.03 | | Пр Выражение и усиление впечатления от изображения с помощью правильно расставленных художественных акцентов. Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться справляться с поставленной задачей . | Символизм при создании образов и характеров героев. Символизм цвета и формы художественных декоративных элементов. | Выполнение украшений двух разных по характеру образов. Например двух воюющих флотов.(доброго и злого пиратского ). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 11.03 | | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы и понимания, как и для чего художник применяет те или иные художественные средства выразительности. Цель: Научиться понимать и использовать разные художественные средства и приемы для достижения поставленных целей. | Значение художественного произведения для человека в передаче мировоззрения, настроения, информации через изображение. | Обобщение темы. Просмотр выполненных работ. Обсуждение проблем и решений, формирование оценки и самооценки у учащихся. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
4.Как говорит искусство?
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 18.03 | | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Холодные и теплые цвета. Цветовые оттенки и нюансы. | Выполнение красочной композиции только из теплых или только из холодных цветов. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
28 | Тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1.04 | | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Ахроматические цвета и их влияние на другие цвета при смешивании. | Выполнение творческого задания на основе полученной учениками новой цветовой гаммы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
29 | Что такое ритм линий? | 8.04 | | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Ритм линий. | Создание разных изображений деревьев и трав. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
30 | Характер линий. | 15.04 | | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Характер линий. | Создание узоров на поверхности предметов(камней). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
31 | Ритм пятен. | 22.04 | | Пр Научиться создавать изображение с пониманием законов и гармоний композиции. Цель: Научиться использовать разный характер пятен. | Основы композиции. (Равновесие, симметрия, композиционный центр в картине). | Создание рисунка силуэтными изображениями. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
32 | Пропорции выражают характер. | 29.04 | | Пр Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Цель: Научиться сопоставлять целое изображение из соразмерных частей. | Пропорции – основа художественного произведения. | Выполнить задание учителя, создать рисунки человека и животных, используя разные пропорции частей их тела. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Развитие эстетических чувств и уважения к другому мнению. |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение) | 6.05 13.05 | | Пр Как использовать знания и навыки в индивидуальном и коллективном проекте. Цель: Научиться сотрудничать с коллективом при сохранении индивидуальности участников и целостности общей задачи.. | Проектная работа, алгоритм действий личности и коллектива. | Выполнение коллективного или группового проекта на заданную тему. Обсуждение результата, подведение итога. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
34 | Обобщающий урок года. | 20.05 | | Пр Как использовать знания и навыки в индивидуальном и коллективном проекте. Цель: Научиться сотрудничать с коллективом при сохранении индивидуальности участников и целостности общей задачи.. | | Обсуждение результата, подведение итога. | Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
20.05 27.05 | Тема урока № 34 «Обобщающий урок года.» | По календарному планированию вместо 34 вышло 35 часов | На тему урока № 34 отводится 2 часа |
Учебно - методическое обеспечение основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС)
Предмет | Класс | Кол-во часов | Учебник | Методические материалы | Оценочные материалы |
Изобразительное искусство | 2 | 34 | Учебник. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2класс. / под ред. Б. М.Неменского // М: Просвещение | Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников по редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских // М: Просвещение Б. М. Неменский Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы М: Просвещение | |
Список используемых печатных пособий
Репродукции картин в соответствии с программой
Учебные таблицы в соответствии с темой
Список используемых технических средств
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
http://www.prosv.ru/
school-collection.edu.ru
http://900igr.net
www.infourok.ru
www.videouroki.net
www.viki.ru
http://www.openclass.ru
http://www.pskovedu.ru
http://toosh-togul.ucoz.ru
prezentacii.com/
festival.1september.ru
ЛИСТ ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
20.05 27.05 | Тема урока № 34 «Обобщающий урок года.» | По календарному планированию вместо 34 вышло 35 часов | На тему урока № 34 отводится 2 часа |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |