СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке 1 класс для общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке»

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 1 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (ред. от 31.01.2012г), примерной программой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Рабочая программа составлена  на основе Программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. Начальная школа» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С.Шмагина,М., Просвещение, 2010.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

         Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 33 часа, в том числе 3 обобщающих урока, 1 урок-концерт в конце учебного года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений (год издания 2011), учебник «Музыка. 1 класс» (М.: Просвещение, 2011), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию.

Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся муз культуру как часть всей их духовной культуры». Цель достигается решением трёх ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития музыкального восприятия учащихся.

«Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия. У школьника необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,.. пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку на различных инструментах, в особенности –свирели.

Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития…

Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе её исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Программа разработана на основе общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности и др., а также принципов художественной дидактики:

  • целостности, сходства и различия (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Терентьева);

  • интереса, увлечённости, изучения музыки как живого искусства (Д. Б. Кабалевский, Э. А. Абдулин);

  • интонационности, ассоциативности и вариативности, образности, разного и своеобразного (Л. В. Горюнова).

В связи с тем, что важнейшим принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства, в планировании каждый урок имеет свою тему, подчиняющуюся основной. Тематическое построение помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между всеми темами, на протяжении всех лет обучения, осуществляется логика развития, связанная с постижением музыки как искусства интонируемого смысла (Б. В. Асафьев).Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя в организации и проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно включение в урок (если возникает такая необходимость) непрограммных произведений, которые рассматриваются с точки зрения критериев художественно-педагогического анализа: художественной ценности и увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Это позволяет учителю свободно маневрировать в рамках тематического построения, активнее подыскивать новый музыкальный материал, с новых позиций осмысливать уже известные сочинения, в различных комбинациях применять их в таких формах музыкальной деятельности детей, как слушание музыки и размышления о ней, в хоровом, ансамблевом, инструментальном, пластическом музицировании, импровизациях и пр. Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Т.о. темы планирования определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся. Своё выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки с учётом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования: общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты достижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям: Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

3. Уровень коммуникативной культуры личности, который обеспечивает успех всего обучения, социальный статус и общественную активность человека.

4. Общекультурный уровень, позволяющий продолжать обучение на основной ступени в образовательных учреждениях.

5 Ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

6. Развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру.


Метапредметные:


К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Принцип возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

Предметные:

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 1 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  1. Знать и определять направления музыки (песня, танец, марш);

  2. Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  3. Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

  4. В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком.

Уметь:

  1. Выявлять жанровое начало  музыки;

  2. Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  3. Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  4. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых и духовых инструментах).

  5. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/

Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/187642.html

Житие преподобного Иоанна Дамаскина. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html

Житие преподобного Романа Сладкопевца – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html

Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/

Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstrana.ru/


Дополнительная литература для учащихся:

1.Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

2.Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

3.Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4.Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5.Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

6.Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

7.Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

8.Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

9.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.


Дополнительная литература для учителя:



1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5.Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6.Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8.Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9.Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10.Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11.Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура.

Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и

методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13.Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14.Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15.Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997



Тематическое планирование «Музыка» 1 класс.


дата

факт

Кол-во уроков

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

Результаты

УУД

Личностные результаты

Музыка вокруг нас

1 четверть (9)

1



1

И муза вечная со мной

Композитор – исполнитель – слушатель

Как услышать музыку

1.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;



Научатся: применять вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении музыкальных произведений

Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Ставить и формулировать проблему; Коммуникативные: Строить монологическое высказывание,

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

2



1

Хоровод муз

Свирель.


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека

1.Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

2. «Береза» русский хоровод, обр.Е.Кузнецова

Хор, хоровод, кадриль

Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям,

Выявлять характерные особенности жанров

Знакомство с духовым инструментом

«Свирелью»

Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные:Ставить и формулировать проблему; Коммуникативные:Строить монологичное высказывание,

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

3



1

Повсюду музыка слышна

Определять, что звучание музыки повсюду – в природе, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках;


“Полька” из “Детского альбома” Чайковского,

« Песенка кота Леопольда» Савельева

Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, потребности видеть и чувствовать красоту (природа, человек, жизнь, искусство);

РегулятивныеФормулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

КоммуникативныеУчаствовать в коллективном пении

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

4



1

Душа музыки - мелодия

Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша.


«Сладкая греза” Чайковского и “Вечер” Прокофьева.

“Полька” из “Детского альбома” Чайковского.

Песенка кота Леопольда» Савельева

Научатся: - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

Регулятивные:Использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, контролировать свои действия в коллективной работе

Наличие эмоционального отношения к искусству, внутренняя позиция, сопереживание

5



1

Музыка осени

Цель: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования

1.«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; песня, танец, марш, мелодия, регистр

Научатся: определять характер музыкальных произведений;

распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; осмысление знаково-символических элементов в музыке;

передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Как мы понимаем музыку?


Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.

6



1

Сочини мелодию

Научиться выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента

«Золотая осень», «Пестрая песенка» И. Якушенко

Научатся: распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;

Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;


Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности


7



1

Азбука, азбука каждому нужна

Научиться различать настроение, чувства и характер человека, выраженный в музыке

1. «Марш деревянных солдатиков» 2.«Марш» Чайковского

Научатся: определять характер музыкальных произведений;

передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.


Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.

8



1

Музыкальная азбука


Знакомство с нотной грамотой как способом фиксации музыкальной речи.

1. «Спят усталые игрушки» А. Островский;

2. «Сонная песня» Р. Паулс


Научатся : отличать на слух музыку. Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу.

Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности


9



1

Муз страна.Обобщающий урок 1 четверти

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека

Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов

Научатся: понимать, что музыка играет большую роль в жизни человека, участвовать в коллективном пении. . Понимать отличительные черты русской музыки.

Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения проблем; Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Я - слушатель и артист

2 четверть (7)

10

(1)



1

Музыкальные инструменты


Музыкальные инструменты русского народа,

1. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского темп, тембр

Научатся: определять на слух народные инструменты воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации соло, в ансамбле, оркестре.

Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные: Принимать участие в групповом музицировании

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.


11

(2)



1

Садко

Наблюдение народного творчества

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”.


Н.А.Римский -Корсаков «Три чуда», «Садко»(1)

Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные: Принимать участие в групповом музицировании

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

12

(3)



1

Музыкальные инструменты


Музыкальные инструменты татарского народа,

1. «Марш Советской армии»С. Сайдашева; 2.«Рондо» Р. Яхина темп, тембр

Научатся: определять на слух народные инструменты воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации соло, в ансамбле, оркестре.

Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные: Принимать участие в групповом музицировании

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.



13

(4)



1

Звучащие картины


Распознавать духовые инструменты

Имитация наигрыши на народных инструментах.


«Березка”» (оркестр русских народных инструментов); «Полянка» (свирель)


Наблюдение народного творчества. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями.

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Подобрать стихи , соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Словарь эмоций.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

14

(5)



1

Разыграй песню


Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит».


Вариация; Песня-пляска; «Вокузнице»(трио рожечников); «Как под яблонькой”, “Былинные наигрыши” (гусли).“Во поле береза стояла”, “Камаринская”

Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.


Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности


15

(6)



1

«Пришло Рождество,

начинается торжество»

Музыкальные инструменты русского народа,

Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями.

Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.


Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности


16

(7)




Добрый праздник среди зимы


Знакомство  со  сказкой   Т.Гоф мана имузыкой балета П.И.Чай ковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных   неожиданностей.

Слушание фрагментов балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Балет, либретто увертюра

Научатся различать характерные особенности духовной музыки. Определять на слух духовную и композиторскую музыки.


Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками,

Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа

Музыка и ты


3 четверть (9)


17

(1)



1

Край, в котором ты живешь

Восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину

1.«Рассвет на Москве -реке» из оперы «Хованщина» Мусоргского;

2.«Моя Россия» Г. Струве,

Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.   Понятие “Родина” через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства.

Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах,

Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа

18

(2)



1

Художник, поэт, композитор

Логическое  продолжение  темы  взаимо связи  разных

 видов  искус ства, обращение  к  жанру песни  как единству музыки  и  слова .

1.«Добрый тебе вечер» 2.«Колы-бельная» польская н.п;


Научатся выразительно исполнять песни на уроке и дома; передавать в исполнении характер песен

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями

Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

19

(3)



1

Музыка утра

Научить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования

1.«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева

3.Э.Григ «Утро»

мелодия, регистр

Научатся: определять характер музыкальных произведений;

распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; осмысление знаково-символических элементов в музыке;передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения

Регулятивные:

Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

20

(4)



1

Музыка вечера

Научить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования

1.«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева

3.Э.Григ «Утро»

мелодия, регистр

Научатся: определять характер музыкальных произведений;

распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; осмысление знаково-символических элементов в музыке;

передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения

Регулятивные: Осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

21

(5)



1

Музыкальные портреты

Научить анализировать музыкальные портреты

«Выходили красны девицы»;

«Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п.

интонация


Работать над интонационно-осмысленном воспроизведением различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах (ложки, бубен, треугольник

Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном музицировании

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

22

(6)



1

Разыграй сказку «Баба-Яга».

Привести детей к пониманию того, что песня, танец, марш- основа становления более сложных жанров

1.«Песня-спор» Г. Гладкова;

2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;.

Музыкальный театр,дирижер,

Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь к прекрасному.


Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений.

23

(7)



1

Музы не молчали

Привести детей к пониманию того, что песня, танец, марш как основа становления более сложных жанров

Р.н.п «Солдатушки, бравы ребятушки;

Бетховен «Богатырская симфония»

Научатся иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Регулятивные

Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные

Участвовать в коллективном пении,

Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепление культурных и гражданских традиций страны

24

(8)



1

Мамин праздник.

Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать.


«Песня Мамонтенка», «Песенка про папу» Шаинского,

Научатся принимать участие в играх, пластическом интонировании: «элементарно» дирижировать музыкой.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы


25

(9)



1

Музыкальные инструменты.

Разучить эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент»

«У каждого свой музыкальный инструмент»

Создать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах.


Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: Узнавать, называть и особенности песен народов мира

Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю

Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь.

4 четверть (8)


26

(1)



1

Сказочные персонажи татарского народа

Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

Слушание фрагментов

Инструментовка и инсценировка песен.

Научатся иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы


27

(2)



1

Музыкальные инструменты

Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

Инструментовка и инсценировка песен.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой.

Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером.

Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство


Регулятивные:

Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

28

(3)



1

Музыка в цирке

Заинтересовать детей произведениями звучащими в цирке. Выявление основной идеи – контраста добра и зла

1.«Песня-спор» Г. Гладкова;

2.«Вальс» из балета «Золушка» Прокофьева



Принимать участие в играх, пластическом интонировании: «элементарно» дирижировать музыкой.

Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач

Познавательные: ставить и формулировать проблему,.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений

29

(4)





1

Дом, который звучит

Заинтересовать детей произведениями крупных музыкальных жанров.

1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского

2.. «Марш Черномора» М.Глинки;

Оркестр, дирижёр, дирижёрская палочка

Научатся: Связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки.

Определять характер и настроение музыки,

вслушиваться в произведение. Характеризовать музыкальные образы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы


30

(5)



1

Афиша музыкального спектакля

Научить Интонационно-осмысленному воспроизведению различных музыкальных образов.

1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»;

3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского.


Обобщенное представление музыке в жизни человека.  Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.   

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи

31

(6)



1

Опера- сказка

Познакомить с фрагментами оперы

1.«Первая песня Баяна»

2. Сцены из оперы. «Какое чудное мгновенье»; 3. «Марш Черномора».

солист, хор,

Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. Проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов

Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

32

(7)



1

Ничего на свете лучше нету


Познакомить с фрагментами музыкальных мультфильмов

Театр, опера, оркестр дирижёр, хор,

Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. Имитация игры на музыкальных инструментах Пластическое интонирование с элементами инсценировки.

Работа с учебником.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: принимать участие в групповом музицировании

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

33

(8)



1

Обощающий урок

(Урок концерт)

Исполнение вокальных произведений с сопровождением и без сопровождения.


Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов

Наличие эмоционального отношения к исполняемым вокальным произведениям

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника

Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!