.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2019 г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В. С. Солоницына
«___»_____________2019 г
Приказ №_________
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
предметной области «Искусство»
4 класс
Разработана Козьминых Н.В,
учителем начальных классов высшей
квалификационной категории
с. Филиппово
2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» (предметная область Искусство) разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4 -е изд., перераб. – Москва.: Просвещение, 2011. – 231с. (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-025232-4;
- авторской программы Е. Д. Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. 1–4 классы» пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2011; ISBN 978-5-09-024645-3;
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год.
Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) согласно обязательной части учебного плана.
Программа ориентирована на учебник: Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина. – 3-е изд. - Москва: Просвещение , 2015. – 127 с.: ил. – (Школа России). –ISBN 978-5-09-036425-6.
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, а так же эмоциональному, активному восприятию музыки.
Задачи:
- обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Специфика программы
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также репертуар композиторов-песенников.
В программе урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея, связанная с формированием личностных качеств младшего школьника на основе раскрытия содержания вечных тем искусства: добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, которая исходит из природы самой музыки. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Название разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Музыка» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 4 класс — 34 ч (34 учебные недели)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы:
словесные методы: объяснение, беседа;
наглядные методы: демонстрации рисунков, иллюстраций, портретов;
практические методы: слушание, пение, музицирование, импровизация, игра.
Подведение итогов деятельности по реализации данной программы рекомендуется организовывать в форме:
Используются различные формы организации учебных занятий: коллективные, групповые, парные и индивидуальные формы практических работ, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, дидактические и ролевые игры.
Виды учебной деятельности:
слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценировании (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу обучения у учащихся будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению музыки;
- опыт музыкально-исполнительской деятельности;
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
- умение вслушиваться в музыку;
- система духовно-нравственных ценностей.
могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности;
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- владеть основами музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
- владеть навыками «свободного дирижирования»;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);
- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);
- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
- читать простое схематическое изображение;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
- пользоваться карточками ритма;
- понимать нотную запись;
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
- понимать важность исполнения по группам
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- различные виды искусства;
- формы и жанры музыки;
- музыкальные инструменты;
- передавать настроение музыки в исполнении;
- передавать собственные музыкальные впечатления;
- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия);
- характерные особенности музыкального языка отечественных и зарубежных композиторов (В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.
Обучающиеся должны уметь:
- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
- эмоционально – осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку тем или иным музыкальным сочинениям;
- узнавать музыкальные произведения (не менее трех);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно – образной основе;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на детских музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
| Россия-Родина моя (3 часа) | 3 |
1 | Мелодия. «Песня о России» | 1 |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Входная диагностическая работа | 1 |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка» Кантата. | 1 |
| День, полный событий (5 часов) | 5 |
4 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 |
5 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
6 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков | 1 |
7 | Ярмарка в искусстве. Святогорский монастырь | 1 |
8 | «Приют, сияньем муз одетый…». Тест №1 за 1 четверть | 1 |
| В музыкальном театре (4 часа) | 4 |
9 | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | 2 |
10 | «Сцена в лесу» из оперы «Иван Сусанин» | |
11 | «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младёшенька» | 1 |
12 | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) | 3 |
13 | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 |
14 | Оркестр русских народных инструментов | 1 |
15 | «Музыкант-чародей». | 1 |
| В концертном зале (8 часов) | 8 |
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо. Тест №2 за 2 четверть | 1 |
17 | Сюита. М.П.Мусоргский «Старый замок» | 1 |
18 | Счастье в сирени живет | 1 |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена. Полонез. | 1 |
20 | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
21 | Патетическая соната. Соната №8 Л.Бетховена | 1 |
22 | Годы странствий. М.И Глинка | |
23 | Царит гармония оркестра. | |
| В музыкальном театре.(2 часа) | 2 |
24 | Балет «Петрушка» | 1 |
25 | Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) | 4 |
26 | Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. | 1 |
27 | Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы. Тест №3 за 3 четверть | 1 |
28 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) | 1 |
29 | Народные праздники. Троица. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) | 5 |
30 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 1 |
31 | Ф.Шопен. Исповедь души. | 1 |
32 | Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. Музыкальные инструменты: гитара. | 1 |
34 | «Рассвет на Москве- реке.» Тест №4 за 4 четверть Итоговая диагностическая работа | 1 |
| Итого | 34 |
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
№ п/п | Объекты мониторинга | Критерии | Методы оценки | Сроки |
1. | Личностные результаты (мотивация, самооценка, нравственно-этическая ориентация). | Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). | «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой) Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенционных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, 2004). | сентябрь апрель сентябрь |
2. | Метапредметные УУД регулятивные УУД познавательные УУД коммуникативные УУД | Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы (высокий, средний, низкий). | «Проба на внимание (тест)» (П. Я. Гальперин) Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой). Методика «Кто прав?». | сентябрь сентябрь сентябрь апрель |
3. | Предметные результаты обучения | Определяется: доля неуспевающих; доля обучающихся на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий контрольных работ. | Входная диагностическая работа Тест № 1 Тест № 2 Тест № 3 Тест № 4 Итоговая диагностическая работа | сентябрь октябрь декабрь март май май |
11