СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы Е.Д.Критской и др.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 4 класс Школа России»

.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области






«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2019 г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой




«Утверждаю».

Директор школы __________В. С. Солоницына


«___»_____________2019 г


Приказ №_________





Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

предметной области «Искусство»

4 класс





Разработана Козьминых Н.В,

учителем начальных классов высшей

квалификационной категории




с. Филиппово


2019г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» (предметная область Искусство) разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4 -е изд., перераб. – Москва.: Просвещение, 2011. – 231с. (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-025232-4;

- авторской программы Е. Д. Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. 1–4 классы» пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2011; ISBN 978-5-09-024645-3;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год.

Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) согласно обязательной части учебного плана.

Программа ориентирована на учебник: Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина. – 3-е изд. - Москва: Просвещение , 2015. – 127 с.: ил. – (Школа России). –ISBN 978-5-09-036425-6.


Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, а так же эмоциональному, активному восприятию музыки.

Задачи:

- обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Специфика программы

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также репертуар композиторов-песенников.

В программе урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея, связанная с формированием личностных качеств младшего школьника на основе раскрытия содержания вечных тем искусства: добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, которая исходит из природы самой музыки. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Название разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Музыка» в каждом классе на­чальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчита­на на 135 ч: 4 класс — 34 ч (34 учебные недели)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы:

  • словесные методы: объяснение, беседа;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, иллюстраций, портретов;

  • практические методы: слушание, пение, музицирование, импровизация, игра.

Подведение итогов деятельности по реализации данной программы рекомендуется организовывать в форме:

  • итоговых концертов;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

Используются различные формы организации учебных занятий: коллективные, групповые, парные и индивидуальные формы практических работ, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, дидактические и ролевые игры.

Виды учебной деятельности:

слушание  музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах,  движение  под  музыку,  импровизацию и сочинение музыки детьми. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценировании (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);

- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.


По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

- различные виды искусства;

- формы и жанры музыки;

- музыкальные инструменты;

- передавать настроение музыки в исполнении;

- передавать собственные музыкальные впечатления;

- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия);

- характерные особенности музыкального языка отечественных и зарубежных композиторов (В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.

Обучающиеся должны уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- эмоционально – осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку тем или иным музыкальным сочинениям;

- узнавать музыкальные произведения (не менее трех);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно – образной основе;

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.


Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся научатся:

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. «Россия — Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.


Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.


Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.


Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.


Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы

Кол-во часов


Россия-Родина моя (3 часа)

3

1

Мелодия. «Песня о России»

1

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Входная диагностическая работа

1

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка» Кантата.

1


День, полный событий (5 часов)

5

4

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

5

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

6

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков

1

7

Ярмарка в искусстве.

Святогорский монастырь

1

8

«Приют, сияньем муз одетый…». Тест №1 за 1 четверть

1


В музыкальном театре (4 часа)

4

9

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

2

10

«Сцена в лесу» из оперы «Иван Сусанин»


11

«М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младёшенька»

1

12

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

3

13

Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

14

Оркестр русских народных инструментов

1

15

«Музыкант-чародей».

1


В концертном зале (8 часов)

8

16

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо. Тест №2 за 2 четверть

1

17

Сюита.

М.П.Мусоргский «Старый замок»

1

18

Счастье в сирени живет

1

19

Не молкнет сердце чуткое Шопена. Полонез.

1

20

Танцы, танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Соната №8 Л.Бетховена

1

22

Годы странствий. М.И Глинка


23

Царит гармония оркестра.



В музыкальном театре.(2 часа)

2

24

Балет «Петрушка»

1

25

Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

1

«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)

4

26

Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий.

1

27

Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы. Тест №3 за 3 четверть

1

28

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)

1

29

Народные праздники. Троица.

1


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)

5

30

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

1

31

Ф.Шопен. Исповедь души.


1

32

Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник. Музыкальные инструменты: гитара.

1

34

«Рассвет на Москве- реке.» Тест №4 за 4 четверть Итоговая диагностическая работа

1


Итого

34





















































МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


п/п

Объекты мониторинга

Критерии

Методы оценки

Сроки

1.

Личностные результаты (мотивация, самооценка, нравственно-этическая ориентация).

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).


«Какой Я?» (модификация методики О. С.

Богдановой)

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенционных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, 2004).

сентябрь

апрель



сентябрь




2.

Метапредметные УУД

регулятивные УУД




познавательные УУД






коммуникативные УУД


Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы (высокий, средний, низкий).

«Проба на внимание (тест)» (П. Я. Гальперин)


Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой).

Методика «Кто прав?».


сентябрь




сентябрь






сентябрь

апрель


3.

Предметные результаты обучения

Определяется:

доля неуспевающих;

доля обучающихся на «4» и «5»;

средний процент выполнения заданий контрольных работ.

Входная диагностическая работа

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Итоговая диагностическая работа

сентябрь



октябрь

декабрь

март

май


май






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!