МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДМИТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №10 с УИОП
__________ В.В.Егоров
Приказ № _______
от " ___"____________201__ г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 6-х классов
(базовый уровень)
Составитель:
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Кравченко С.Ю.
2018 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. ( Приказ Минобрнауки РФ от 17.12 2010г. № 1987).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.
С учетом:
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Программы Обществознание. 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г.;
Методического письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программа учебных предметов».
Положения о рабочих программах МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Учебного плана МОУ ДСОШ № 10 с УИОП на 2018/2019 учебный год
Учебного календарного графика МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Целями изучения предмета «Обществознание» в основной школе являются:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения предмета "Обществознание":
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитание уважения к трудовой деятельности.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ ДСОШ № 10 с УИОП на 2018/2019 учебный год на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю. Программам рассчитана на 34 учебных недели. В 6 а,б классах последние 35-е уроки являются резервными. В 6в,г классах программа будет реализована за 33 часа с учетом учебного календарного графика.
УМК:
«Обществознание. 6 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2013).
Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013
Иванова Л.Ф., Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
6 класс
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Появится опыт участия в социально значимом труде.
Ученик получит возможность для формирования:
Развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Потребности в общении с художественными произведениям.
Личностные результаты при изучении учебного предмета
У ученика будут сформированы:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Ученик получит возможность для формирования:
готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активного применения знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- различать способ и результат действия;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- осмысленному чтению учебных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать, соотносить понятия;
- слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- вести диалог;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
- создавать текст с использованием клавиатуры;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- осуществлять фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с проектной
деятельностью;
- проектировать дизайн сообщений.
Предметные результаты
РАЗДЕЛ I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Обучающийся научится:
понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем
свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности
формировать представление о деятельности человека.
определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.
раскрывать основные черты духовного мира человека.
определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
РАЗДЕЛ II. Человек среди людей (10 ч)
Обучающийся научится:
определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.
определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.
определять основные понятия к главе «Человек среди людей».
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
сохранять достоинство в конфликте.
РАЗДЕЛ III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Обучающийся научится:
отличать добрые поступки от злых;
определять понятия «нравственность» и «безнравственность».
определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами
анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др
3. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч)
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Глава II. Человек среди людей (10 ч)
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Глава III. Нравственные основы жизни (8ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Повторение (3ч)
4. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения 6а,б | Скорректированные сроки прохождения 6в,г |
Введение (1 ч) |
1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ | 3.09 – 08. 09 | | |
Глава 1 Человек в социальном измерении (12 ч) |
2 | Человек-личность | 10.09 – 15.09 | | |
3 | Человек-личность | 17.09 – 22. 09 | | |
4 | Человек познает мир | 24.09 – 29.09 | | |
5 | Человек познает мир | 1.10 - 06.10 | | |
6 | Человек и его деятельность | 8.10 – 13.10 | | |
7 | Человек и его деятельность | 15.10 – 20.10 | | |
8 | Потребности человека | 22.10-27.10 | | |
9 | Потребности человека | 06.11 – 10.11 | | |
10 | На пути к жизненному успеху | 12.11 – 17.11 | | |
11 | На пути к жизненному успеху | 19.11 – 24.11 | | |
12 | Практикум по теме человек в социальном измерении | 26.11 – 01.12 | | |
13 | Практикум по теме человек в социальном измерении | 03.12-08.12 | | |
Глава 2 Человек среди людей (10 ч) |
14 | Межличностные отношения | 10.12-15.12 | | |
15 | Межличностные отношения | 17.12-22.12 | | |
16 | Человек в группе | 24.12-29.12 | | |
17 | Человек в группе. Инструктаж по ТБ | 09.01-12.01 | | |
18 | Общение. Зачем люди общаются | 14.01-19.01 | | |
19 | Общение. Зачем люди общаются | 21.01-26.01 | | |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 28.01-02.02 | | |
21 | Конфликты в межличностных отношениях | 4.02-9.02 | | |
22 | Практикум по теме Человек среди людей | 11.02-16.02 | | |
23 | Практикум по теме Человек среди людей | 18.02-22.02 | | |
Глава 3 Нравственные основы жизни. (8 ч) |
24 | Человек славен добрыми делами | 25.02-02.03 | | |
25 | Человек славен добрыми делами | 04.03-7.01 | | |
26 | Будь смелым | 11.03-16.03 | | |
27 | Будь смелым | 18.03-23.03 | | |
28 | Человек и человечность | 1.04-6.04 | | |
29 | Человек и человечность | 8.04-13.04 | | |
30 | Практикум по теме Нравственные основы жизни | 15.04-20.04 | | |
31 | Практикум по теме Нравственные основы жизни | 22.04-27.04 | | |
Повторение (4ч) | |
32 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 29.04-8.05 | | |
33 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 13.05-18.05 | | |
34 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 20.05-25.05 | | |
35 | Резервный урок | 27.05-31.05 | | |
ИТОГО: | 35 часа |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей_______ Протокол № 1 от 29. 08.2018 г. Руководитель методического объединения:______________ |
| «Согласовано» : Заместитель директора по УМР: _____________ от 30.08.2018 года |
12