СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности  по направлению проблемно ценностного общения "Давайте разговаривать".

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 2 класс»





Комитет по образованию Крутихинского района Алтайского края с. Крутиха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО учителей

начальных классов

Нащекина М.Н.___________

Протокол №

от «____» _________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Крутихинская СОШ»

Коминар В.В.

Протокол №_______от

«____» ___________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ

«Крутихинская СОШ»

Палкин С.В._________________

Приказ №_______ от «_____»__________2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Давайте разговаривать»

образовательная область, включающая данный предмет

«Риторика» для первой ступени

2 класс на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Составитель: Ермакова Ю.В.

учитель начальных классов

с. Крутиха

2015 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Безусловно, изучение курса важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель курса «Давайте разговаривать» в рамках предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс «Давайте разговаривать» в рамках предмета «риторика» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Общая характеристика курса

Являясь предметом гуманитарного цикла, курс «Давайте разговаривать» в рамках предмета «риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем курс «Давайте разговаривать» в рамках предмета «риторика» как учебный предмет. В структуре курса «Давайте разговаривать» можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о:

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о:

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Преподавание курса «Давайте разговаривать» в рамках предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла. Объём учебного времени, отводимого на изучение курса «Давайте разговаривать» с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2-4 класса, общий объём учебного времени составляет 135 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений, учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать риторику в число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение ей во второй половине дня. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

Описание ценностных ориентиров содержания внеурочного курса

Одним из результатов обучения курса является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология» «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, курс «Давайте разговаривать» в рамках предмета риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения курса «Давайте разговаривать» в рамках предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

2 - й класс

Предполагаемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса ««Давайте разговаривать»» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

Личностными результатами изучения курса «Давайте разговаривать» во 2-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учѐт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса ««Давайте разговаривать» является формирование следующих учебных действий:

– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

– отличать подробный пересказ от краткого;

– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило,

закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

К концу учебного года второклассники должны овладеть основными риторическими умениями.

Основные риторические умения.

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;

• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ»)



Содержание курса

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция для учащихся:

1. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях.

Книгопечатная продукция для учителя:

1. Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» 2 класс.

2. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя. 2 класс.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, доска, ноутбук, принтер, магнитофон.






Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся по внеурочному курсу «Давайте разговаривать» в рамках предмета «Риторика»

2 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

По календарному планированию вышло 31 час (праздничные дни 23 февраля, 8 марта, 3 мая выпали на день в расписании)

Тема урока

Вид урока

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Дата

1

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Вводный урок

Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

08.09

2

Наука риторика.


Урок введения новых знаний

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

15.09

3

Кто – что – кому?

Урок открытия новых знаний

22.09

4

Кому – кто. Адресат - адресант

Урок открытия новых знаний

29.09

5

Темп

Урок введения новых знаний

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

06.10

6

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить

Урок открытия новых знаний

13.10

7

Настроение, чувства и тон говорящего

Урок открытия новых знаний

20.10

8

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги

Урок-игра

27.10

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Урок введения новых знаний

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

10.11

10

Слушали и услышали

Урок открытия новых знаний

17.11

11

Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное

Урок открытия новых знаний

24.11

12

Слушаем, как говорят

Урок открытия новых знаний

01.12

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день

Урок открытия новых знаний

08.12

14

Вежливая просьба. Прошу вас

Урок введения новых знаний

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

15.12

15

Скрытая просьба

Урок развития связной речи

22.12

16

О чём нам говорит шрифт.

Урок открытия новых знаний

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

12.01

17

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Урок открытия новых знаний

19.01

18

Тема, основная мысль, заголовок

Повторение

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

26.01

19

Опорные слова

Урок открытия новых знаний

02.02

20

Подробный пересказ


Урок введения новых знаний

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

09.02

21

Краткий пересказ

План


Урок развития связной речи и открытия новых знаний


16.02

22

Согласие или отказ


Урок введения новых знаний

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

01.03

23

Отказывай, не обижая

Ответы на отказ

Урок открытия новых знаний и развития связной речи

15.03

24

Типы текстов

Урок введения новых знаний

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

22.03

25

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Урок введения и открытия новых знаний


Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

05.04

26

Точные и неточные объяснения.

Урок обобщения и систематизации знаний

12.04

27

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении.

Урок введения новых знаний

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

19.04

28

Загадки-описания. Сочини

загадку

Урок развития связной речи

26.04

29

Было или придумано,

части рассказа.

Урок введения новых знаний

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

10.05

30

Хочу вам рассказать.

Урок-игра

17.05

31

Чему мы научились на

уроках риторики?

Урок обобщения и систематизации знаний

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

24.05

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



Для реализации задач обучения курсу «Давайте разговаривать» в рамках предмета «Риторика» были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.

  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

К техническим средствам обучения относятся:

  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;

  • редактирование (взаиморедактирование);

  • создание текста, его коллективное обсуждение;

  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);

  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на занятиях широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);

  • фотоальбомов (фотоаппарат);

  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.








15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!